Страницы

19 августа 2011

Использование картосхемы на уроке «ИКРК»


Г.И.Тафаев

Использование картосхемы на уроке «ИКРК»


На многих уроках «Мой город», «ИКРК», «История Чувашии» используются различные карты.
Традиционно принято различать карты:
·                        общие;
·                        обзорные;
·                        тематические.
В контексте тематических карт (некоторые методисты склонны выделять в  отдельный вид:  например, А.А. Вагин, выделяют схематические карты. Как и тематические в целом, карты - схемы отличаются минимальной нагрузкой, ограничиваясь очертаниями суши и границ, и с помощью специальных схематических обозначений раскрывают сущность, внутренние связи, закономерности явлений. В общем выполнены они на физико-географической основе, воссозданы схематически, в упрощенно-обобщенном виде показывая какое-либо одно явление (например, битва Аттилы и римлян (Аэция) на Каталуанских полях (451 г.). Схема может быть тройного действия (эпизод наступления, эпизод обороны Аттилы, эпизод отступления и ухода в Паннонию).
Историки-методисты отмечают, что помимо этого существуют еще планы на местности. Локальные планы близки к картосхемам и содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, улиц и площадей. Они выполнены на основе картографических изображений с реальной местности.
Одним из видов наглядных учебных пособий являются учебные карты. Они обычно представлены картограммами и картодиаграммами.
Картограмма - это карта, на которой посредством штриховки различной формы и плотности или окраски 5: различной интенсивности отражается средняя величина какого-либо показателя.
Картодиаграмма - это карта, на каждой единице территориального    деления    которой    нанесена    диаграмма, показывающая суммарную величину (иногда структуру, динамику) какого-либо статистического показателя (например, количество населения, направление вторжения).
Во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этнические процессы. Характерно, что картографический материал часто сопровождается иллюстрациями, текстами и хронологической информацией.
На сегодня в Атласах по истории Чувашии и ИКРК мы предлагаем таблицы, схемы этногенеза, походов и т.д.





 





















Волжская Болгария к XIII в.
Золотая Орда
Казанское ханство
Болгарская народность (древнечувашская)
 
Территория России
 












Болгаро-чуваши, марийцы
 
Республика Татарстан
Чувашская Республика
Татары-кыпчаки
 
Россия в 30-х гг. XVI в.
 
Республика Марий Эл (часть)
Самарская область
Ульяновская область
Пензинская область (часть)


Овал: Г.И. Тафаев
Факторы формирования новочувашской народности в к. XIV- н. XVI вв.
 







































Для аналитической работы на уроке ИКРК и выполнения преобразующих заданий по картосхемам предлагается в качестве примера военная тематика. Ученика или студента привлекает идея военной операнда, ее замысел, развитие маневра. Разбор таких планов -хорошая умственная работа.  Например, «Баранья битва», когда болгары около г. Сувар разгромили татар и около 4500 воинов взяли в плен, а затем их обменяли на баранов (1223 г.). 
В ходе самостоятельной деятельности школьники и студенты соединяют различные этапы битв в единое целое, группируют рисунки-картосхемы, обозначая буквами битву, а цифрами - последовательные этапы.
Картосхемы могут использоваться для выполнения тестовых заданий:
·                        тесты на группировку картографических знаний;
·                        тесты на аналогию;
·                        тесты на исключение лишнего из ряда;
·                        тесты на определение последовательности, картографический диктант.
Более высокий уровень деятельности школьников при работе с подобного рода материалом - выполнение исследовательской работы:
·                        составление собственных маршрутов (экскурсия в гг. Болгар, Сувар, Биляр);
·                        продолжение путей, прогнозирование хода битвы («Баранья битва»);
·                        отыскание родины-предков. (Империя Модэ, Империя Аттилы, Великая Болгария, Волжская Болгария, Горная Болгария).
Можно уточнить, почему болгарские люди ушли в Швецию, Русские земли, Германию и т.д. (после 1236 г.).
Особый вид творческих заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся, - задания на выяснение топонимов и этнонимов. Например:
·        болгарская топонимия в Среднем Поволжье;
·        болгарская топонимия на Северном Кавказе;
·        болгарская топонимия на Балканах.

Вывод
Предметные картосхемы содержат достаточно богатый материал для анализа исторических данных, формирования новых умений и навыков, закрепляют историко - географические знания школьников и студентов по «ИКРК», «Истории Чувашии» и «Мой город».

Литература
1.   Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя. / Л.П. Борзова ‒ М.: ВЛАДОС - Пресс, 2001. ‒ 159 с.
2.   Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. / А.Т. Степанищев ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 319 с.
3.   Студеникин, М.Г. Методика преподавания истории в школе : [Учеб. Для вузов] / М.Г. Студеникин ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 239 с.
4.   Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
5.   Тафаев, Г.И. Праюболгары в сообществе цивилизаций / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2010.


Г.И.Тафаев

Использование картосхемы на уроке «ИКРК»


На многих уроках «Мой город», «ИКРК», «История Чувашии» используются различные карты.
Традиционно принято различать карты:
·                        общие;
·                        обзорные;
·                        тематические.
В контексте тематических карт (некоторые методисты склонны выделять в  отдельный вид:  например, А.А. Вагин, выделяют схематические карты. Как и тематические в целом, карты - схемы отличаются минимальной нагрузкой, ограничиваясь очертаниями суши и границ, и с помощью специальных схематических обозначений раскрывают сущность, внутренние связи, закономерности явлений. В общем выполнены они на физико-географической основе, воссозданы схематически, в упрощенно-обобщенном виде показывая какое-либо одно явление (например, битва Аттилы и римлян (Аэция) на Каталуанских полях (451 г.). Схема может быть тройного действия (эпизод наступления, эпизод обороны Аттилы, эпизод отступления и ухода в Паннонию).
Историки-методисты отмечают, что помимо этого существуют еще планы на местности. Локальные планы близки к картосхемам и содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, улиц и площадей. Они выполнены на основе картографических изображений с реальной местности.
Одним из видов наглядных учебных пособий являются учебные карты. Они обычно представлены картограммами и картодиаграммами.
Картограмма - это карта, на которой посредством штриховки различной формы и плотности или окраски 5: различной интенсивности отражается средняя величина какого-либо показателя.
Картодиаграмма - это карта, на каждой единице территориального    деления    которой    нанесена    диаграмма, показывающая суммарную величину (иногда структуру, динамику) какого-либо статистического показателя (например, количество населения, направление вторжения).
Во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этнические процессы. Характерно, что картографический материал часто сопровождается иллюстрациями, текстами и хронологической информацией.
На сегодня в Атласах по истории Чувашии и ИКРК мы предлагаем таблицы, схемы этногенеза, походов и т.д.





 





















Волжская Болгария к XIII в.
Золотая Орда
Казанское ханство
Болгарская народность (древнечувашская)
 
Территория России
 












Болгаро-чуваши, марийцы
 
Республика Татарстан
Чувашская Республика
Татары-кыпчаки
 
Россия в 30-х гг. XVI в.
 
Республика Марий Эл (часть)
Самарская область
Ульяновская область
Пензинская область (часть)


Овал: Г.И. Тафаев
Факторы формирования новочувашской народности в к. XIV- н. XVI вв.
 







































Для аналитической работы на уроке ИКРК и выполнения преобразующих заданий по картосхемам предлагается в качестве примера военная тематика. Ученика или студента привлекает идея военной операнда, ее замысел, развитие маневра. Разбор таких планов -хорошая умственная работа.  Например, «Баранья битва», когда болгары около г. Сувар разгромили татар и около 4500 воинов взяли в плен, а затем их обменяли на баранов (1223 г.). 
В ходе самостоятельной деятельности школьники и студенты соединяют различные этапы битв в единое целое, группируют рисунки-картосхемы, обозначая буквами битву, а цифрами - последовательные этапы.
Картосхемы могут использоваться для выполнения тестовых заданий:
·                        тесты на группировку картографических знаний;
·                        тесты на аналогию;
·                        тесты на исключение лишнего из ряда;
·                        тесты на определение последовательности, картографический диктант.
Более высокий уровень деятельности школьников при работе с подобного рода материалом - выполнение исследовательской работы:
·                        составление собственных маршрутов (экскурсия в гг. Болгар, Сувар, Биляр);
·                        продолжение путей, прогнозирование хода битвы («Баранья битва»);
·                        отыскание родины-предков. (Империя Модэ, Империя Аттилы, Великая Болгария, Волжская Болгария, Горная Болгария).
Можно уточнить, почему болгарские люди ушли в Швецию, Русские земли, Германию и т.д. (после 1236 г.).
Особый вид творческих заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся, - задания на выяснение топонимов и этнонимов. Например:
·        болгарская топонимия в Среднем Поволжье;
·        болгарская топонимия на Северном Кавказе;
·        болгарская топонимия на Балканах.

Вывод
Предметные картосхемы содержат достаточно богатый материал для анализа исторических данных, формирования новых умений и навыков, закрепляют историко - географические знания школьников и студентов по «ИКРК», «Истории Чувашии» и «Мой город».

Литература
1.   Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя. / Л.П. Борзова ‒ М.: ВЛАДОС - Пресс, 2001. ‒ 159 с.
2.   Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. / А.Т. Степанищев ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 319 с.
3.   Студеникин, М.Г. Методика преподавания истории в школе : [Учеб. Для вузов] / М.Г. Студеникин ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. ‒ 239 с.
4.   Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
5.   Тафаев, Г.И. Праюболгары в сообществе цивилизаций / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2010.