Страницы

27 апреля 2012

24 апреля 2012

Географический фактор в истории древнеболгарской цивилизации

Тафаев Г.И.

Географический фактор в истории
древнеболгарской цивилизации

Выносимые  научные проблемы:
·        География;
·        Цивилизация;
·        Древнеболгарская (древнечувашская).
Географический фактор или природно – географический в политологии, геополитике, истории занимает существенное место при изучении генезиса и функционировании цивилизации. На данный фактор серьезное внимание обращали  греческие, римские, китайские исследователи. Значение географических условий для внутренней и внешней жизни государств отмечали Платон, Полибий, затем римляне Цицерон и особенно Страбон. Последний как географ разделил весь мир на четырехугольники и в рамках одного из них поместил обитаемый мир. Он состоит у него из Европы, Ливии и Азии. Любопытно суждение Страбона о том, что необитаемые страны не представляют для географа интереса. «He служит никаким политическим целям, - считал он, - хорошее знакомство с отдаленными местами и населяющими их людьми, особенно если это острова, чьи обитатели не могут ни помешать нам, ни принести пользы своей торговлей». Для иллюстрации приведем мнение одного и известных нынешних специалистов в этой области Жана Готтмана. Наш политический мир, отмечает он, простирается только на пространства, доступные человеку. «Доступность есть детерминирующий фактор; места, куда человеку нет доступа, не имеют ни хозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды.
Среди географических факторов он выделял в качестве наиболее значимого климат, приписывая его действию физическое превосходство северных народов над южными и горных - над долинными. Он обращал внимание государственных и политических деятелей своего времени на необходимость принимать в расчет в административной и законодательной деятельности помимо социальных также и климатические условия. В своих взглядах Боден подошел к созданию широкой концептуальной системы географического детерминизма ближе, нежели любой из его предшественников. Его утверждение, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий, совпадает, по существу, с взглядами современных геополитиков.
Таким образом, мы можем отметить:
·                        Климатические особенности территории;
·                        Сырьевые особенности;
·                        Природные особенности.
Как известно, протоболгары «вышли» из Азии, есть концепции из Афганистана или Алтая. Моя концепция из Алтая и мы предлагаем понятие «Алтайская трансформационная эпоха». Климат Азии имел, конечно, свои особенности. Он был более суровым. Первая прародина проточувашей была горно - степная территория Алтая и Саян. Древнеболгарская цивилизация формировалась параллельно с древнетатарской (Север Китая).



 










Климатические условия для трех цивилизаций были сходные. Китайская цивилизация формировалась в  лучших прирдно - климатических условиях.
В исследованиях истории геополитики часто можно встретить утверждения, что Монтескье один из первых провозгласил чисто географический фактор (климат) определяющим в общественном развитии и доказывал в своих трудах, что географическая среда и в первую очередь, климат - решающая причина различия форм государственной власти и законодательства. Например, Монтескье утверждал, что «в жарких климатах... обыкновенно царит деспотизм». В качестве главного подтверждения географического детерминизма, как правило, приводится его известное высказывание. «Власть климата есть первейшая власть на земле». Исследователи замечали, что у Монтескье действительно есть такое утверждение, но дело в том, что он никогда не определял климат как фактор, непосредственно влияющий на жизнь общества. Климат, по мнению Монтескье, оказывал свое прямое влияние на физиологическое состояние организма и, прежде всего, на психологию людей, а через нее уже на общественные и политические явления. Именно эта особенность, с его точки зрения, давала ему право заявлять, что «малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу».
О природно - климатических особенностях в Волжской Болгарии писал Ибн Фадлан, когда он был  на Волге (922 г.). Он отмечал, что здесь растут дикие яблони, березы, много орешника. Зимой очень холодно, так, что трескается дерево. О географическом факторе татарский исследователь Г.М. Давлетшин в книге «Волжская Булгария: духовная культура» писал следующее:
«Расположение Волжской  Булгарии в удобном географи­ческом районе, где пересекались важнейшие торговые ма­гистрали, и достаточно высокий уровень культурно - экономического развития государства благоприятствовали тес­ным экономическим, культурным, политическим связям, как с соседними народностями, так и с далекими странами. Су­дя по археологическим данным и письменным источникам, на ранних этапах булгары находились в тесных связях с Хазарским каганатом, венграми-мадьярами,   буртасами, племенами мерей, муромой и др. Весь домонгольский пери­од они поддерживали тесные контакты с Русью, гуззами (огузами), кипчаками (половцами), башкирами, племена­ми вису (ису), югра (юра), Западной Сибирью, мари, мордвой и др. Особые отношения у булгар сложились с восточными странами. Если на первых порах наиболее тесными были связи  с Ираком,  Табаристаном   (Прикаспийский Иран), Арменией, Хорезмом, Мавераннахром   (Западная часть Средней Азии), Хорасаном (Восточный Иран), Тохаристаном (Восточная часть Средней Азии), Индией, то позже, a XIIXIII веках, усиливаются связи с Сирией, Египтом, Магрибом (Северная Африка), Испанской Андалусией» [1].
Территориальная трансформация, которая привела в перемещению проточуваш (болгар, сувар) на территорию Северного Кавказа, а после смерти кагана Кубрата и Алп- Илитвера на Среднюю Волгу привело к их «оседанию».





Территория расселения проточуваш менялась. Например, Гегель выделяет три «географических различия» земной поверхности:
1)    безводное плоскогорье со степями равнинами;
2)    низменности, переходные страны, орошаемые реками;
3)    прибрежная страна, непосредственно прилегающая к морю.
·        Азия – степи;
·        Северный Кавказ – горы и море;
·        Среднее Поволжье – леса, болота.
Ученые отмечали, что в XIX веке сторонники географической школы уже не ограничиваются исследованиями влияния одного климата на общественное развитие. Сама жизнь, успехи науки и техники ставили под сомнение господствующие в то время взгляды прошлого. В общей системе географической школы формируется второе направление, представители которого пытаются установить значение не только климата, но и плодородия почв, влияние транспортных магистралей и т.п. на жизнь общества. Особенно наглядно данное направление выразилось в трудах англичанина Генри Томаса Бокля (1821-1862).
Профессор географии    Лондонского    университета    Бокль     был разносторонним ученым. Работы Бокля дают право отнести его к сторонникам географической школы, хотя он и не был типичным его представителем. В своей книге «История цивилизации в Англии» Бокль, дополняя учение Монтескье о климате, выдвинул идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. Из всей этой совокупности Бокль, как известно, выделял 4 группы:
1.  Климат;
2.  Пищу;
3.  Почву;
4.  Общий вид природы.
По Боклю, коренная причина цивилизации в древнем мире - плодородие почвы, в Европе –  климат. Однако он не ограничивался данными компонентами и признавал, например, влияние развитого человеческого разума на исторический процесс и культуру.
Таким образом, мы можем отметить:
1.  Империя Модэ:
·   Климат;
·   Пища (кочевая);
·   Почва (степь);
·   Вид природы (горы, леса, озера, реки, овраги, болота).
2.  Империя Аттилы:
·   Климат (теплый);
·   Пища (земледелие, виноградарство, скотоводство);
·   Почва (земледелие);
·   Вид природы (горы, моря, реки).
3.  Волжская Болгария:
·   Климат (суровая зима, жаркое лето, дожди, град);
·   Пища (земледелие, скотоводство);
·   Почва (чернозем – земледелие, собирательство, скотоводство);
·   Вид природы (леса, озера, реки, болота, овраги).
Многие российские ученые считают, что крепостное право в России стимулировали природно - климатические особенности. В Волжской Болгарии крепостного права не было, но природные факторы (ландшафтные) спасли болгар («худых болгар») после Батыева и Тамерланова геноцида. Природа спасла болгар от истребления их со стороны монголо-татар (с 1236 г.).
Можем отметить, что Г.Т. Бокль в отличие от Монтескье, подчеркивал влияние не климата, а ландшафта. Уделяя первостепенную роль географическим условиям (климату, рациону питания, плодородию почвы, ландшафту) как стимулу общественного развития. Г.Т. Бокль подчеркивал, что достигнутый уровень экономического благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естественных ресурсов. От климата, пищи, почвы и ландшафта зависит первоначально «история богатства», «почвой обусловливается вознаграждение, получаемое человеком,  а климатом - энергия и постоянство самого труда». «Через избыток продовольствия увеличивает народонаселение».
Если мы обратим внимание на демографию Волжской Болгарии, то исследователи отмечают, что в государстве проживало к 1236 г. до 3млн. человек. Таким образом, природные факторы влияли на увеличение народонаселения.
Волжская Болгария располагалась на больших реках. Например, через ее земли протекала Волга (Атал), Сура, Цивиль, Кама, Свияга и еще более 10 полноводных рек. На территории располагалось около 1000 озер,   были большие запасы леса, рыб, пушнины, меда, орехов и других богатств, которые  стимулировали развитие хозяйства и ремесел.
Обратим внимание на роль реки Атал или других рек в торговле болгар с Русью. А.П. Смирнов в монографии «Волжские булгары» указывает:
В. Н. Татищев пишет, что в 1006 году «прислали болгары послов с дары многими» дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения» на что им Владимир охотно соизволил и дал им во все грады печати» дабы они везде и всем вольно торговали». Или о торговле хлебом: «Болгары возили жито по Волге и Оке во все грады русские и продавали и тем великую помочь сделали. Князь же Болгарский прислал в дар к великому князю Юрию 30 насадов с жи­гами, которые князь великий принял с благодарением» а к нему послал сукна» парчи с золотом и серебром, кости рыбы и, другие изящный ве­щи». Ибн-Русте сообщает: «Живут же все они в одной и той же ме­стности, Хазаре ведут торг с Булгарами» равным образом и руссы привозят к ним свои товары. Те из них, которые живут по обоим берегам помянутой реки, везут к ним (Булгарам) товары свои, как-то: меха со­больи, горностаевы, беличьи и другие».
Одним из весьма ценных товаров были рабы» и в Болгары приво­дили на продажу из соседних стран, захваченных пленников. «Что ка­сается до Руси, то находится она на острове, окруженном озерами. Остров этот, на котором живут они (руссы), занимает пространство трех дней пути» покрыт лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит ступить ногой на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовется Хакан-Русь. Они произ­водят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях» высаживаются, забирают их (славян) а плен» отвозят в Хозеран и Булгар и продают там». О работорговле говорит и ибн-Фадлан: «Они (руссы) приходят из своей страны и бросают якорь в Итиль, которая есть большая река, и строят на ее берегу большие деревянные дома; в одном же доме соби­рается их десять» двадцать, также менее или более».

Развитие торговли внутренней и внешней вызвало значительный рост ремесла.
Главные города княжества — Болгар, Сувар и Биляр занимали по тому времени громадную площадь. Болгар с пригородом имел в ок­ружности 7,5 км, Сувар около 5 км, Биляр почти вдвое больше, а Ошель около 3 км. Близ городов располагались значительные пригороды ремес­ленного характера. Их можно указать у Сувара, Жукотана, Болгар а, Би­ляра и других городов [2].
В.Д. Димитриев, В.Ф. Каховский, Г.М. Давлетшин писали, что Волжская Булгария – одно из первых государств Восточной Европы, оставившее глубокий след в истории народов Поволжья и прежде всего татар Среднего Поволжья и Приуралья [3].
К сожалению, татарские исследователи Волжскую Болгарию относят к истории татар, а чуваш вытесняют из болгарской истории.
Далее Г.М. Давлетшин указывает, что по своему социально- экономическому и культурному развитию оно стояло в одном ряду с другими феодальными государствами того времени и являлось неразрывным звеном, в цепи средневековых цивилизаций.
Историю Волжской Булгарии принято подразделять на три крупных периода:   раннебулгарский  (VIII—первая четверть X вв.), домонгольский (вторая четверть X—нач. XIII вв.) и золотоордынский (1236 – XIV вв.).
Моя позиция по древнеболгарской цивилизации несколько другая.
·                        Алтайская эпоха;
·                        Северо- Кавказская эпоха;
·                        Волжско- Камская эпоха;
·                        Ордынская эпоха;
·                        Российская эпоха.
Ордынская эпоха завершается в 1552 г. и начинается отдельная история:
·                        Чувашская;
·                        Татарская.
Природно - климатические условия, конечно, способствовали подъему хозяйства, земледелию и т.д.
Временем значительного экономического, культурного развития и государственной самостоятельности Булгарии явился домонгольский период, т.е. период до монгольского нашествия.
Основу экономики страны составляли развитое для своего времени сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Главной отраслью сельско­го хозяйства было пашенное земледелие с использованием упряжных пахотных орудий. Ставшее хрестоматийным выражение Ибн Русте (начало X в.): «Булгары народ зем­ледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие», в настоящее вре­мя нашло бесспорное, археологическое подтверждение. Многолетние исследования Билярского городища выявили остатки зернохранилищ, содержащих большое количество хорошо сохранившихся зерен и семян более чем 20 куль­турных растений. Анализ земледельческих орудий труда и богатейших  палеоботанических материалов   позволил  с большой степенью достоверности реконструировать сложную систему обработку почвы. Возделываемой хлеб, помимо удовлетворения внутренних потребностей служил также предметом экспорта. Еще В. Н. Татищев указывал, что булгары вели с Русью регулярную торговлю хлебом. В «Повести временных лет» под 1024 г. отмечено, что во время голода в Суздйльской зем­ле русские отправились «в Болгары и привезоша жито, и тако ожиша». В 1229 г. «болгары возили жи­то по Волге во все грады русские и продавали, тем вели­кую помочь сделали. Князь же Болгарский прислал в дар Великому князю Юрию 30 насадов с житами, которые ве­ликий князь принял с благодарением».
Наряду с земледелием большое значение в   сельском хозяйстве страны имело животноводство, которое служи­ло источником сырья для ремесленного, прежде всего ко­жевенного и косторезного производства. Кроме того, жи­вотные являлись тягловой силой. Булгары разводили породистый крупный и мелкий рогатый скот и лошадей при полном отсутствии свиноводства, и это стало основой чер­той их животноводческой деятельности.
Волжская Булгария была страной высокоразвитых ремесел. Уже в период формирования государства основ­ные ремесла становятся самостоятельными с выполнением изделий по заказу или же на рынок. К таким производ­ствам относятся черная и цветная металлургия, кузнечное, стеклодельное, гончарное, кожевенное, косторезное, дере­вообрабатывающее, ювелирное ремесла. Подавляющее большинство ремесленного населения проживало в горо­дах. Район гончарных мастерских во внешнем городе Биляре занимал более 3 га, а металлургический центр, рас­положенный во внутреннем городе, охватывал площадь более 1 га. Этот факт наряду с другими данными, напри­мер, наличием на некоторых ремесленных изделиях клейм и тамг, совпадающих с княжескими, возможно, свидетель­ствует о сложении определенных организаций булгарских ремесленников.
Высокий уровень булгарских ремесел становится еще более очевидным в свете археологических открытий пос­ледних лет. Установлено, что способ получения металла соответствовал самому высокому уровню технических зна­ний средневековья. Металлурги помимо железа хорошего качества умели изготовлять и сталь. Высокого совершен­ства достигло ювелирное дело. Золотых дел мастера, из­готовлявшие по заказу высокохудожественные украшения из драгоценных металлов и камней [4].
Геополитики считают, что успешному развитию государства, расположение имеет существенное значение.
При этом важно учесть, что география и месторасположение имеют множество аспектов размеры и масштабы территории конкретного государства, место его расположения, топография, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам и т.д. Эти аспекты определяют целый ряд параметров, которые указывают на потенциальные и реальные возможности государства, определяющие его место в мировом сообществе стран.
Как показывает исторический опыт, сама земля, территория государства составляет тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы. Реальные размеры территориальных владений в той или иной форме и мере оказывают влияние, как на характер, так и на основополагающие параметры интересов государства.
Сам ландшафт, степень плодородия почвы, природные ресурсы и т.д. непосредственным образом сказываются как на структуре и отдаче народного хозяйства, так и на плотности населения. Топография и климатические условия страны крайне важны для развития путей сообщения, размещения ресурсов и народнохозяйственной инфраструктуры, внутренней и внешней торговли. Положение относительно океанов и морей определяет близость или удаленность от важнейших рынков, центров силы и очагов конфликтов. Немаловажное значение для безопасности и национальных целей имеет также близкое окружение государства. Очевидно, что от географического положения зависит     решение     государством     не     только     многочисленных внутриэкономических и внутриполитических, но также основополагающих внешнеполитических задач.


Вывод
·        Волжская Болгария имела плодородную почву;
·        Волжская Болгария имела природные ресурсы;
·        Волжская Болгария имела хорошие климатические ресурсы;
·        Волжская Болгария имела развитое земледелие, хозяйство, города;
·        Волжская Болгария до 1236 г. (монголо - татарского геноцида) имела до 3 млн. населения.
·        Говоря о татаро - болгарах и чувашо - болгарах мы считаем, что надо древних болгар  считать болгаро - чувашам, а другую часть принявшую татаро- кыпчакский Z- язык, культуру, традиции, ислам следует называть болгаро- казанцами.  Все исследователи и население понимают, что татаро - кыпчаки представляют отдельный этнос (носители Z- языка). Болгаро - чуваши всегда были носителями R- языка. Фактически мощь и богатство государства во многом определялись размерами контролируемой им территории.
·        Помимо всех прочих аспектов, необходимо учитывать, что условия среды, географическое   месторасположение,   которые,   несомненно,    оказывали существенное влияние.


Литература
1.  Давлетшин, Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период X- нач. XIII вв./ Г.М. Давлетшин – Казань, 1990. – С.12.
2.  Смирнов, А. П. Волжские булгары/А.П. Смирнов – М., 1951. – С.42.
3.  Давлетшин, Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период X- нач. XIII вв./ Г.М. Давлетшин – Казань, 1990. – С.6.
4.  Давлетшин, Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период X- нач. XIII вв./ Г.М. Давлетшин – Казань, 1990. – С.6-7.

23 апреля 2012

Трансформация российской модульной цивилизации в начале XXI века


Тафаев Г.И.


Трансформация российской модульной

 цивилизации в начале XXI века


В 2012 г. российская цивилизация отмечает 1150 - летие своей государственности, а также своего существования как цивилизация.
Фридрих Ратцель - отец геополитики, в 1897 году издал работу «Политическая география». Он  внес понятия:
·        Территория - тело государства;
·        Народ - душа государства,
·        Термин «жизненное пространство».
1.  Российское государство сформировало свое тело – территорию;
2.  Российское государство – имеет свое душу (народ);
3.  Российское государство – имеет свое «жизненное пространство» - цивилизацию;
4.  Каждая цивилизация имеет свою территорию, душу, экспансию и свое этнокультурное пространство.
Швед Рудольф Челлен (1864-1922) (отец геополитики) - ввел термин «геополитика». Геополитика - это наука о соотношении географии и международных отношениях. Он писал, что государство - живой, развивающийся организм, стремящийся к превращению в личность, но более высокого порядка, чем индивид.
Основатель концепции геополитического оптимизма, - т.е. государство стремится занять территорию, дающую максимальную устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение национальной гармонии.
1.  По Рудольфу Челлену российская цивилизация – это живой, развивающийся организм (государство);
2.  Российская цивилизация стремиться занять свою нишу (территорию);
3.  Территория России (или другие государства) должны обеспечить безопасность цивилизации;
4.  В сообществе должна быть национальная гармония.
В.В. Путин посчитал, что, к сожалению, такой гармонии в Российской Федерации на сегодня нет. Думаем, что он прав. В мононациональной и многоконфессиональной стране не может быть гармонии. По Челлену и В.В.Путину–   это, конечно «должно быть в идеале».
Параллельно с Россией (Московией и т.д.) функционировала Волжско - Камская Болгария.





Геополитика
Россия
Русские княжества
Волжская Болгария
Торговля
Династические браки
Помощь в голодные годы
Войны и военные нападения
Борьба друг с другом
Торговля
Династические браки
Помощь в голодные годы
Войны
Геополитические противостояния

Обратим внимание на позицию Рудольфа Челлена. Он считает, что геополитическое положение государства должно вписываться:
1.  Местоположение государства по отношению к основным центрам силы. Это положение может быть центральным (центр силы), периферийным (и значение его так и будет оставаться периферийным), буфер (срединное положение между центрами силы).
2.  Форма территории. Идеальная территория - круг. Для государства с вытянутой терри­торией - большая значимость поддержки безопасности границ.
3.  Размер территории - государство должно обладать таким набором ресурсов, чтобы са­мостоятельно управлять экономическими процессами, т.е. принцип относительной ав­таркии (независимость от мирового рынка).
·     Русские княжества (консолидировались к центру (к Москве, Твери);
·     Болгарские земли (консолидировались к центру (гг. Болгар, Биляр);
·     Периферийные территории отражали набеги татар, и шел процесс распространение границ за счет народов Среднего Поволжья (чувашей, мордвы, марийцев, коми, удмуртов, татар, башкир);
·     Болгарские земли (Волжская Болгария до 1236 г.) Шел процесс вовлечения в болгарскую цивилизацию мордвы, черемисов, удмуртов, коми, буртасов.
Н.Я. Данилевский по поводу «культурного влияния» отмечал, что  цивилизации не передаются от одного культурно - исторического типа другому. Различные  формы воздействия одного культурного типа на другой типа не только возможны, но и фактически неизбежны.


Великая и Волжская Болгарии стремились к идеалу, но история распределилась по другому. Российский идеал круга трансформировался после XVI века в российский прямоугольник.
Третья позиция Челлена – это ресурсы. Россия всегда стремилась проводить независимую политику (империя, СССР, РФ).
Волжская Болгария всегда стремилась к идеалу – кругу, но её влияние распространялось далеко на Север, а по реке Сура шла граница с Русскими территориями.







Такая ситуация сохранилась до разгрома Хазарии, а  затем   до 1236 г. болгарские земли вошли в состав российской цивилизации с середины XVI в. Мордва, чуваши, черемисы, башкиры, коми, удмурты вошли добровольно. Татары были подчинены силой российского орудия. А.Дж. Тойнби, верно, замечает, что Казанское ханство «пало от применения русскими западного оружия». Начинается с Петра I эпоха становления имперской России. Исследователи (геополитики) отмечают:
Понятие империи как большого экономического пространства. Империя - смысл и реалия большого экономического и политического пространства. В связи с развитием геополитической истории в XIX веке встал вопрос об империи.
·Идеология свободной торговли;
·Курс протекционизма, ограждение рынка от внешней экспансии;
·Возникновение народно-национального хозяйства (Ф.Лист). Защищенность рамками национальных границ национального хозяйства. Любое национальное хозяйство должно ориентироваться на организацию внутреннего рынка, который имеет свою критическую массу и величину. Отсюда родилось понятие «большого экономического пространства».
Империя рассматривается как государственная форма, способная создать большое эконо­мическое и политическое пространство (геополитическое пространство).
Что лежит в основе этничества:
·Самосознание;
·Принадлежность человека к определенной общности.
Человечество объективно не может существовать во всеобщих формах, без разделения на те или иные коллективы.




Империя - это универсальное государство, не связанное рамками границ. Суперэтниче­ское единство, т.е. на пути существования человечества как единого рода.
Империя сохраняет все атрибуты государств.
Имперская форма отличается от классического тяготением к универсализму.
Империя вся обращена в некое всеобщее пространство. Крушение империи воспринимается как крушение всеобщего порядка.
Империя — аналог социального космоса.
Развивается общая система коммуникаций. Сама структура имперской государственности способствует образованию порядку. Центр - периферии.
Эти отношения строятся на универсально-периферийных функциях к центру.
Окраины взаимодействуют только посредством имперского центра.
Империя - достаточно подвижная и динамичная форма. Окраины не могут консолидиро­ваться самостоятельно, передоверяют это имперскому центру.
Взаимоотношения центра и периферии могут быть разные.
Имперская форма государственности рассматривается негативно, как сила подавления на­рода, его ограбления.
Политически существовали и позитивные свойства империи - стремление к объединению государства как единого целого, имперская элита центра была заинтересована в тесных взаимосвязях периферии с центром, что способствовало развитию местных элит, регули­рование социальных отношений, отсутствие социальной напряженности.
Империя ориентирована не только на забирание ресурсов, но и на модернизацию окраин.
Империя может служить условием динамического прогресса окраин. Окраины превраща­ются не только не только в источник обогащения, но и становятся бременем.
Имперская форма очень прогрессивна.
Для того, чтобы национальная элита была тесно связана с центром, ее надо удерживать, В предоставлять гарантии. В задачу центра входило регулирование этих процессов. Отсюда во всех вновь возникающих государствах происходит поляризация между верхами и ни­зами. Имперская форма позволяет решать эту проблему.
Геополитики подчеркивают, что это противоречие будет порождать импульсы имперского тяготения.
Особенности развития имперской идеологии.
1.  Имперский фактор сближает империю с большими экономическими пространствами.
2.  Первичная идеология основана на этническом признаке, идеологии российской нации.
3.  Вторичная идеология более высокого уровня, универсальная, вырастает путем разви­тия через расширение той базы представлений, которая лежит в основе.
Империя между всеобщим человечеством.
Любая этническая, религиозная идеология приобретает черты универсальности, всеобщего идеала.
Историческим идеалом долгое время была римская империя - римское гражданство присваивалось за особые заслуги.
Римская цивилизация выступала символом порядка, права и т.п. (Константинополь - Московская Русь). В начале XXI века в российских властных кругах закрепляется идеология евразийства. Главная задача данной идеологии – это способ снять межэтнические противоречия и различия.      
12 мая 2009 г. за № 537 была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В области культуры в «Стратегии» сказано:
1.  Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
2.  Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.
3.  Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

Вывод
К сожалению, в Урало – Поволжских республиках (Татарстане) с 40 – 50 гг. ХХ в. закрепляются процессы фальсификации и искажения истории, особенно истории древнеболгарской цивилизации. Происходит подмена этнической самоидентификации татар. Идет замена  названия татар на болгар. Политизированная и фальсифицированная татаро - болгарская концепция навязывается в республиках Среднего Поволжья.