Блог профессора, доктора исторических наук, заслуженного работника образования Чувашской Республики, директора Поволжского историко-культурного фонда "Волжская Болгария", руководителя Центра исследований волжско-болгарской R-язычной цивилизации, руководителя научной программы "Болгарская евразийская цивилизация" Тафаева Геннадия Ильича
Страницы
▼
08 декабря 2014
30 ноября 2014
25 ноября 2014
23 ноября 2014
09 ноября 2014
14 сентября 2014
Уважаемые любители болгаро-чувашской истории и культуры.
Уважаемые любители болгаро-чувашской истории и культуры.
Поволжский
историко-культурный фонд «Волжская Болгария»
объявляет Республиканский
конкурс рисунков 2014 - 2015 г.
«Я рисую историю Чувашии»
Тематика конкурса:
1.
Сказки и былины в болгаро-чувашской мифологии;
2.
«Нарспи» и другие этнографические мотивы в чувашской
истории;
3.
Героическое прошлое в болгаро-чувашской истории;
4.
Национальная одежда и вышивка;
5.
Чувашские народные традиции (Чук, Киреметь);
6.
Личности в чувашской истории и культуре.
Конкурс проводится
с 27 мая 2014 года по 27 мая 2015 г.
Адрес: 428000, Россия, Чувашская Республика, ул. К.Маркса,
д.38, корп. 5, каб. 402.
тел.: 8-917-673-21-85 (сот), (8352) 62-61-49 (раб), 54-67-10
(дом).
Профессор Тафаев Геннадий Ильич.
http://chuvbolgari.ru/
Уважаемые любители болгарской и чувашской истории!
Поволжский
историко-культурный фонд «Волжская Болгария»
объявляет
Международный конкурс рисунков 2014 г.
«Древнеболгарская цивилизация в изобразительном искусстве»
Тематика рисунков:
1.
Империя Модэ;
2.
Империя Аттилы;
3.
Великая Болгария кагана Кубрата;
4.
Переселение Аспаруха на Дунай и образование Дунайской
Болгарии;
5.
Перещепинская могила кагана Кубрата;
6.
Суварское царство (Алп-Илитвера) в составе Хазарского
каганата;
7.
Волжская Болгария;
8.
История и культура Дунайской Болгарии;
9.
История и культура болгаро-чуваш в Золотой Орде и Казанском ханстве.
Международный конкурс
проводится с 27 мая 2014 года по 27 мая 2015 г.
Условия конкурса:
необходимо представить картины формата не менее А4, написанные гуашью,
акварелью, тушью и т.д.
Адрес:
1.
428000, Россия, Чувашская Республика, ул. К.Маркса,
д.38, корп. 5, каб. 402.(раб).
2.
428027, Россия, Чувашская Республика, Эгерский бульвар,
д. 47, кв. 113. (дом)
тел.: 8-917-673-21-85 (сот), (8352) 62-61-49 (раб), 54-67-10
(дом).
Положение:
1. Формат
А3 – А4;
2. Материал
- любой;
3.
Возраст - учащиеся 1-11 классов.
|
Примерные вопросы к промежуточной аттестации по истории
Примерные
вопросы к промежуточной аттестации по истории
(тестовые
задания) для студентов 1 курса
Тафаев
Г.И.
1.
Древняя Русь и Византия: история дипломатических
отношений.
2.
Древнерусская культура в контексте мировой
художественной культуры.
3.
Религиозные искания в раннее средневековье. Принятие
православия в Древней Руси.
4.
Норманнская теория образования древнерусского
государства.
5.
Развитие военного искусства в средневековой Европе.
6.
Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва.
7.
Процессы
централизации в европейских странах. Возвышение Москвы и образование
централизованного Российского государства.
8.
Культура эпохи Возрождения.
9.
Петр I и европеизация России.
10. Эпоха
«дворцовых переворотов».
11. Внешняя
политика Екатерины II.
Борьба с Османской империей.
12. Внешняя
политика Екатерины II.
Разделы Польши.
13. Отечественная
война 1812 г .
и Заграничный поход.
14. Развитие
капитализма в XIX в.
Промышленный переворот в России.
15. Возникновение
либеральной мысли в Европе и России.
16. Рабочее
движение в мире и России в XIX
в.
17. Создание
империалистических военных блоков в к. XIX в.
18. Мировые
колониальные державы на рубеже XIX-XX вв.
19. Причины,
ход и итоги Первой мировой войны.
20. Развитие
революционной мысли в н. XX
в. Февральская и Октябрьская революции в России.
21. Образование
СССР и его международная изоляция.
22. Мировое
экономическое развитие СССР в предвоенные годы. Индустриализация в СССР.
23. Причины,
ход, итоги Второй мировой войны.
24. СССР
и локальные военные конфликты в странах «третьего мира».
25. Создание
и развитие «Варшавской системы».
26. «Холодная
война»: основные этапы.
27. Распад
СССР и создание «однополярного мира».
28. Внешняя
политика Российской Федерации на рубеже XX-XXI
вв.
29. Процессы
глобализации и социально-культурные проблемы в российской обществе.
30. Процессы
модернизации российского общества в н. XXI в.
31.
Промышленный переворот в Европе и России: общее и
особенное.
32.
Наполеоновские войны и Священный союз как система
общеевропейского порядка.
33.
Гражданская война в США. Европейский колониализм и
общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
34.
Политические, экономические, социальные и культурные
последствия индустриализации западных стран в XIX в. Секуляризация сознания и развитие
науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм.
35.
Попытки реформирования политической системы России при
Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Восстание
декабристов.
36.
Российское самодержавие и «Священный Союз». Внутренняя
политика Николая I. Россия и Кавказ.
37.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Отмена крепостного
права и её итоги
38.
Общественные и политические преобразования 60–70-х гг.
Присоединение Средней Азии.
39.
Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и
техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни.
40.
Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и
источники сырья. Первая волна буржуазных антиколониальных революций.
41.
Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы,
их причины. Форсирование российской индустриализации «сверху».
42.
Усиление государственного регулирования экономики.
Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале ХХ века.
43.
Первая российская революция. Столыпинская аграрная
реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
44.
Политические партии в России начала века: генезис,
классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.
45.
Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги.
Версальская система международных отношений.
46.
Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на
приближение общенационального кризиса.
47.
Альтернативы развития России после Февральской
революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Кризисы власти.
48.
Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г . Экономическая
программа большевиков.
49.
Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. Первая волна русской
эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
50.
Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и
великие державы. Лига Наций.
51.
Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.
52.
Политические, социальные, экономические истоки и
предпосылки формирования нового строя в Советской России.
53.
Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в
руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение
И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране.
54.
Мировой экономический кризис 1929 г . и «великая депрессия».
Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием
социалистической угрозы. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
55.
Приход фашизма к власти в Германии. «Народные фронты» в
Европе.
56.
Экономические основы советского политического режима.
Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого.
57.
Этнические и социокультурные изменения. Особенности
советской национальной политики и модели национально-государственного
устройства.
58.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники
накопления, метод, темпы.
59.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства,
ее экономические и социальные последствия.
60.
Предпосылки, ход и итоги Второй мировой войны. Решающий
вклад Советского Союза в разгром фашизма.
61.
Превращение США в сверхдержаву. Начало холодной войны.
Создание НАТО.
62.
План Маршалла и окончательное разделение Европы.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). и Организации Варшавского
договора (ОВД).
63.
Трудности послевоенного переустройства в СССР;
восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.
64.
Ужесточение политического режима и идеологического
контроля в СССР. Маккартизм в США
65.
Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские
поиски в советском руководстве. «Оттепель» в духовной сфере. Значение XX и XXII
съездов КПСС.
66.
Крах колониальной системы. Формирование движения
неприсоединения.
67.
Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский
кризис (1962 г .).
Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт.
68.
Развитие стран Востока во второй половине ХХ века.
Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры».
69.
Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
События 1968 г .
Диссидентское движение в СССР.
70.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового
общественного развития.
71.
Гонка вооружений (1945-1991). Ядерный клуб. МАГАТЭ.
Становление систем контроля за нераспространением оружия массового поражения.
72.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 г . Создание и развитие
международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Римский договор
и создание ЕЭС.
73.
Причины и первые попытки всестороннего реформирования
советской системы в 1985 г .
74.
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной
войны. Вывод советских войск из Афганистана.
75.
Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
76.
ГКЧП и прекращение социалистического реформаторства в
СССР. Запрещение деятельности КПСС и
распад СССР. Образование СНГ.
77.
Развитие стран Востока во второй половине ХХ века.
Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства
Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.
78.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский
договор.
79.
Россия в 90-е годы ХХ века. Кардинальные изменения в
экономическом и политическом строе России. Военно-политический кризис в Чечне.
80.
Наука, культура, образование в рыночных условиях.
Социальная цена и первые результаты реформ.
81.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг.
82.
Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их
решении.
83.
Модернизация общественно-политических отношений.
Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
84.
Социально-экономическое положение Российской Федерации
в период 2001-2013 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
85.
Внешняя политика Российской Федерации в современных
условиях. Глобализация мирового экономического, политического и культурного
пространства.
86.
Расширение ЕС и НАТО на восток. «Зона евро». Роль
Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и
глобальные интересы России.
87.
Фальсификация истории России.
88.
Фальсификация истории Чувашского народа
89.
Альтернативные концепции истории народов Среднего
Поволжья.
90.
Альтернативные концепции этногенеза чувашского народа
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Министерство
образования и молодежной политики Чувашской Республики
ФГБОУ ВПО «Чувашский
государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
университет им. И.Я. Яковлева»
Поволжский
историко-культурный фонд «Волжская Болгария»
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в
работе
Региональной научно-практической конференции
«Альтернативные концепции истории, языка и
«Альтернативные концепции истории, языка и
культуры народов Среднего Поволжья»
22 ноября (суббота) 2014 г., г. Чебоксары, Чувашская
Республика, Россия
К участию в конференции приглашаются
преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, студенты старших курсов высших
учебных заведений, библиотекари, депутаты, представители общественных
объединений и органов муниципальной и исполнительной власти.
Конференция
будет проходить по следующим направлениям:
1.
Альтернативные
концепции региональной истории;
2.
Альтернативные
концепции развития языков народов Среднего Поволжья;
3.
Мифотворчество
истории в литературе;
4.
Проблемы
региональной культуры;
5.
История,
язык и культура: башкир, бесермян, мишари, кряшен, татар, марийцев, мордвы,
удмуртов, чуваш.
Для участия в конференции необходимо до 20 ноября 2014 г. направить
заявку по электронной почте tafajev@gmail.com (с пометкой «конференция»). В заявке указываются:
фамилия, имя, отчество; ученая степень, ученое звание; место учебы, работы;
должность; контактный e-mail; тема научной работы; форма участия (очная,
заочная, очно-заочная).
Тексты статей представляются до 22 ноября 2014 г. по электронной почте tafajev@gmail.com Объем статьи до
5 - 8 страниц.
Требования
к оформлению материалов в электронном варианте. Работа должна быть
подготовлена в текстовом редакторе Microsoft Word, в формате *.doc.
Поля (верхнее, нижнее, правое и левое) – 20 мм , шрифт – Times New Roman, кегль 14,
выравнивание по ширине, междустрочный интервал – одинарный (1,0), абзацный
отступ – 1,25 см
(табуляцию и пробелы не использовать). Список литературы оформляется после
статьи с указанием выходных данных и страниц согласно ГОСТ–2008. Таблицы и
графики строятся в текстовом редакторе Microsoft
Word (кегль 12, шрифт Times New Roman, выравнивание по середине).
Оплата
проезда, проживания и питания производится за счет командирующей стороны.
Адрес
оргкомитета:
428000, Россия, Чувашская Республика, Президентский бульвар, д. 19а, Чувашский
государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
историко-филологического факультета.
Место
и время проведения: г.
Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, корпус 2, ФХиМО. Регистрации с 09.00 часов,
начало конференции с 10.00 часов, завершение в 14.00.
Контактные
телефоны:
(8352)
54-67-10; 8-917-673-2185
Контактное лицо:
Тафаев
Геннадий Ильич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и
региональной истории.
Подведение
первого этапа Республиканского конкурса рисунка «Я рисую историю Чувашии».
15 июля 2014
Уважаемые коллеги!
Уважаемые коллеги!
Желающие оказать финансовую помощь в издании книг по истории болгаро-чувашской цивилизации просим позвонить 8-917-673-21-85 профессору Тафаеву Геннадию Ильичу или отправить деньги на Яндекс кошелек 410011198454994 или на счет типографии (для типографии надо указать : "Спонсорская помощь профессору Тафаеву Г.И. на издание книги по истории чувашского народа").
На присланную сумму Вам будут высланы книги по истории болгаро-чувашского народа.
Директор Поволжского историко-культурного фонда «Волжская Болгария», доктор исторических наук, профессор Геннадий Тафаев.
Желающие оказать финансовую помощь в издании книг по истории болгаро-чувашской цивилизации просим позвонить 8-917-673-21-85 профессору Тафаеву Геннадию Ильичу или отправить деньги на Яндекс кошелек 410011198454994 или на счет типографии (для типографии надо указать : "Спонсорская помощь профессору Тафаеву Г.И. на издание книги по истории чувашского народа").
На присланную сумму Вам будут высланы книги по истории болгаро-чувашского народа.
Директор Поволжского историко-культурного фонда «Волжская Болгария», доктор исторических наук, профессор Геннадий Тафаев.
10 июля 2014
Уважаемые коллеги!
Уважаемые коллеги!
Желающие оказать финансовую помощь в издании книг по истории болгаро-чувашской цивилизации просим позвонить 8-917-673-21-85 профессору Тафаеву Геннадию Ильичу или отправить деньги на Яндекс кошелек 410011198454994 или на счет типографии (для типографии надо указать : "Спонсорская помощь профессору Тафаеву Г.И. на издание книги по истории чувашского народа").
На присланную сумму Вам будут высланы книги по истории болгаро-чувашского народа.
Директор Поволжского историко-культурного фонда «Волжская Болгария», доктор исторических наук, профессор Геннадий Тафаев.
Желающие оказать финансовую помощь в издании книг по истории болгаро-чувашской цивилизации просим позвонить 8-917-673-21-85 профессору Тафаеву Геннадию Ильичу или отправить деньги на Яндекс кошелек 410011198454994 или на счет типографии (для типографии надо указать : "Спонсорская помощь профессору Тафаеву Г.И. на издание книги по истории чувашского народа").
На присланную сумму Вам будут высланы книги по истории болгаро-чувашского народа.
Директор Поволжского историко-культурного фонда «Волжская Болгария», доктор исторических наук, профессор Геннадий Тафаев.
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ БОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ТАФАЕВ Г. И.
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА
ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ БОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
На научном поприще ВД Димитриев добился весомых результатов. В 1955 г. под руководством профессора П.П. Епифанова он блестяще защитил кандидатскую
диссертацию на тему «Социально-экономическое
развитие Чувашии в первой половине
XVIII века» (МГУ). В 1968 г. также
успешно была защищена докторская
диссертация «История Чувашии эпохи феодализма»
на диссертационном совете ЛГУ.
В.Д. Басманцев
Академик В.Д. Димитриев в монографии «Чувашский народ
в составе Казанского ханства» [1] делит этническую историю чуваш на четыре
этапа:
- центральноазиатский;
- северокавказский и северопричерноморский;
- Волжско-Камский;
- Казанский.
По Г.И. Тафаеву:
- Алтайская трансформационная эпоха (до I в. н.э.);
- Северокавказская эпоха (со II века по конец VII века);
- Волжско-Камская эпоха (с VIII в. по 1236 г.);
- Ордынская эпоха (с 1243 г. по 1552 г.);
- Российская эпоха (середина XVI в.).
· По хронологии мы расходимся с В.Д. Димитриевым:
· Расхождения и по терминологии;
· Расходимся и по Волжско-Камскому и Казанскому этапам.
Моя позиция – Золотая Орда (ордынская не входит в Волжско-Камскую, а Казанская
входит, так как Казанское ханство является осколком ордынской цивилизации.
-
Алтайская эпоха
- Северокавказская
эпоха
- Волжско-Камская эпоха
- Ордынская
трансформационная эпоха
Золотая
Орда Казанское ханство
Обратим внимание на позицию
В.Д. Димитриева по северопричерноморскому этапу (по Г.И. Тафаеву
северокавказская трансформационная эпоха).
Г.И. Тафаев в понятие «трансформационная» включает:
- военно-политическую;
- социально-экономическую;
- этнокультурную (этноязыковую);
- религиозную;
- территориальную;
- этнопсихологическую;
- территориальную;
- антропологическую.
Такая детализация позволяет более обстоятельно
исследовать процесс трансформации болгар, сувар, гуннов, хазар, чуваш, татар и
других народов Урало-Поволжского региона.
В.Д. Димитриев в монографии говорит о причерноморском
этапе. «Он охватывает период с III—IV вв. до X в. причем с VIII в. начинается и третий, волжско-камский
этап истории чувашского народа. Н.И. Егоров и Е.В. .Александрова (Енькка)
второй этап называют Древнебулгарской эпохой.
По истории данного этапа сохранилось
значительное количество иранских, арабских, греческих (византийских), римских,
западноевропейских источников, подробный обзор которых дан в монографии В.Ф.
Каховского. Им не указаны лишь ценные публикации Б.Н. Заходера.
В исследование
этого этапа значительную лепту внесли российские историки и археологи Н.Я.
Мерперт, М.И. Артамонов, Л.Н. Гумилев, Я.А. Федоров и Г.С. Федоров, А.В. Гадло,
М.Г. Магомедов, М. Аджи, авторы статей, опубликованных в различных сборниках».
Автор обращает внимание на
историографию и считает, что и чувашских историков и филологов наибольший вклад
в исследование второго этапа этнической истории родного народа внес В.Ф.
Каховский. Значителен был и вклад П.В. Денисова, М.Р. Федотова, Г.Е.
Корнилова, М.И. Скворцова, Л.А. Таймасова, Н.И. Егорова, Е.В. Александровой
(Енькка), Г.И. Тафаева и др. [2].
Академик о предыстории переселения болгар и сувар
(савир) на Северный Кавказ замечает, что к началу I тысячелетия н.э. на Северном Кавказе обитали
ираноязычные сарматы и аланы, в Северном Причерноморье - анты, возможно, и
остатки ираноязычных скифов. В III в. сюда
вторглись готы и организовали Готский союз. В Крыму
были греческие города-колонии. Еще со II в. могущественная Римская империя
достигла огромных пространственных пределов.
Первые группы сабиров (савиров, суваров),
по сведениям географа II в. Клавдия Птолемея, проникли на Северный Кавказ во и
в. н.э. Н.Я. Мерперт, ссылаясь на сообщение сирийского историка III в.
Мар-Абас-Котины и на греческий хронограф 354 г., писал о первом проникновении
болгар на Кавказ I и Северный Кавказ в 111 в. В.Ф. Каховский был согласен с
этими мнениями. Большинство авторов массовое вторжение оногуров, сабиров
(суваров) и других R-язычных этносов в южную полосу Восточной
Европы правомерно связывают с гуннским нашествием. В римских хрониках их
называют гуннами.
Разумеется, они вышли из государственного объединения оногуров и
сабиров на территории нынешнего Восточного и Центрального Казахстана. Причиной
начала ими Великого переселения народов было усиление и давление Z-язычных
тюркских племен и усиливавшихся монголов
[3].
В этом отрывке мы видим, что
В.Д. Димитриев указывает:
- сабиры (сувары) переселились
на Северный Кавказ в конце II в.
- причинами переселения их из
Азии явилось усиление Z-язычных
народов;
- вторая причина – усиление
монгольских племен.
- в начале III в. на территорию Причерноморья «осели»
болгары-восставшие.
Ранее многие авторы указывали,
что причиной перемещения болгар и сувар послужило, мол, вторжение гуннов.
Что дальше?
Гунны форсировали Волгу в 372 г. и подчинили алан. В 375 г. они под предводительством Баламбера перешли Дон и
сокрушили Готский союз. Имея опыт
государственной и внешней организации
общества на территории нынешнего Казахстана, они объединились в Гуннскую державу и
в 372 г. вышли к Дунаю — к границе
Римской империи, ограбили несколько ее пограничных городов. В 395—397 гг. гунны вторглись в персидские владения — Сирию, Месопотамию,
значительную часть Передней Азии. Но
иранцы вынудили гуннов вернуться в Причерноморье. В начале V в. север Балканского полуострова оказался
под властью гуннов. С 433 г. по 453 г.
Гуннскую державу возглавлял знаменитый вождь
и полководец Аттила. В ней состояли
болгары — кутригуры, утигуры, сабиры
(савиры, сувары) и другие R-язычные племена. Внутри державы племенная организация сохранялась. Обосновавшись в Паннонии, Аттила
со своим огромным войском в 442 г. перешел
через Дунай, разгромил Виминакию, опустошил
Иллирию и Фракию, в Херсонесе Фракийском нанес войску Римской империи тяжелое
поражение. Подчиненное гуннам население
платило им дань продуктами. В 448 г. Аттила
совершил грандиозный поход в Западную Европу. Его войско, состоявшее не только из болгар, cавиров, но и их акациров, роксоланов, антов, аланов
(осетин), славян, остготов, германцев, громило Римскую империю. В 451 и 452 гг.
Аттила совершил два похода в Галлию. После его смерти в 453 г. его держава
распалась. Было бы аморально, если чуваши, потомки гуннов, восхищались Аттилой
так, как в Монголии Чингисханом, которого признают национальным героем и
поставили ему памятник. В Западной Европе гуннов считали вандалами. В отличие
от Чингисхана, основавшего четыре монгольские империи, которые просуществовали
более 200 лет, разорительные походы Аттилы были кратковременными. Никакого ига
на многие десятилетия не было установлено [4].
По утверждениям исследователей гуннов в
Империи Аттилы доходило от 25 до 250 тысяч человек, а его империя существовала
около 80 лет (господство гуннов).
В.Д. Димитриев разбирает хозяйство гуннов: В условиях Восточной Европы вести азиатский просторный
образ жизни было невозможно. Гунны начали оседать и вести полукочевое хозяйство
и быт. У них появились деревни. В 448 г. в ставку Аттилы — деревню — прибыло
римское посольство. Член посольства ритор и софист Приск Понтийский
обстоятельно описал дворец Аттилы, его элиту, ее дворцы, построенные руками
рабов. Питание, одеяние мужчин и женщин (суконные кафтаны, белые штаны, белая
женская рубаха с вышивками на груди и рукавах, женские украшения), домашний
(«женщины очень трудолюбивы и никогда не покидают своего веретена») и
общественный быт гуннов, дипломатический этикет, обхождение были идентичны
поздним болгаро-чувашским. Аттила был женат на Керке [5].Вариант Херкка – по –
чувашски девушка.
В.Д. Димитриев о составе населения Империи: После распада Гуннской державы произошло возвышение
болгарской группы и сабирской (савирской, суварской) группы R-язычных
племен. Их приток в степи Северного Кавказа и Северного Причерноморья
продолжался и в V в. В источниках зафиксированы названия R-язычных
племен, производных от этнонима огур
агачер, акацир, алпидзур, алцилдзур, альциагир, ангискир, аугар, аунгур, баланджар,
бардор, банджар, баранджар, биттогур, булгар, бургар, венендер, гуннугундур,
гуннутур, забендер, кабар, котзагир, куртагар, кутригур, оногур, пугур,
сарагур, семендер, сиригур, угур, ултзиндзур, ултидзур, уннугур, утигур, хацир,
хунугур и др. Среди них оногурское племя болгар (булгар, бургар, буляр, билер)
начинает упоминаться с середины IV в. По мнению Н.И. Егорова, термин булгары
(болгары) образован от двух слов: бул
и огуры и означает «сильные,
могучие, великие огуры».
С распадом Державы Аттилы
военный пыл оногуров-болгар и сабиров
(суваров) остывает [6].
Мы считаем, что в Империи Аттилы, а она
простилалась от Германии до Волги, проживало до 5 миллионов человек. Имеются
карты (реконструкция), где племена Севера включены в состав Империи Аттилы.
эсты мари
|
||||
мордва
сувары
ираноязычные
племена
болгары
народы
Дагестана
Таким образом, империя огуров Аттилы не была империей
только гуннов. Она была многонациональной.
- тюркско-огурские;
- ираноязычные племена;
- германские;
- славянские;
- финские племена.
Можно утверждать, что Империя Аттилы была после
Империи Модэ, Тюркского каганата евразийской империей:
- Империя Модэ;
- Империя тюрков – Тюркский каганат;
- Империя Аттилы.
Евразийские огуро-болгарские империи пытались еще до Империи монголов
создать евразийские конгломераты. В.Д. Димитриев опираясь на различных авторов,
пишет, что «Они в мирных общениях с ираноязычными
аланами и сарматами постепенно оседают, наряду со скотоводством, больше, чем
раньше, занимаются земледелием, заимствуют у своих соседей хозяйственные,
бытовые и культурные навыки. Как для R-язычных тюрков, так
и ираноязычных этносов, салтово-маяцкая археологическая культура становится
общей.
«Оногуро-болгарские племена во второй
половине V—VI вв. объединились в государственные образования. Оногуры и сарагуры
(«белые огуры», ср. чув. шура
«белый») в 463 г. отправили делегацию в столицу Византии Константинополь.
Сарагуры сообщили, что сабиры их вытеснили из степей Северо-восточного
Предкаспия, а они сами намерены быть союзниками Византии. В 466 г. по
направлению Византии сарагуры участвовали в войне с Ираном. В конце V в.
объединение сарагуров распалось. Об огурских племенах кутригуров (от токур огур, чув. таххар «девять») и утигуров (от отур огур, чув. ватар «тридцать») письменные источники
сообщают с VI в. Утигуры занимали степи к востоку от Азовского моря, кутригуры
— земли от Дона до Дуная. Они почему-то вели войны между собою. Кутригуры часто
нападали на Византию. В 551 г. византийский император Юстиниан I сумел ополчить
утригуров против кутригуров, опустошавших в это время балканские земли
Византии. Утигур- ский вождь Сандилх нанес поражение оставшимся на родине
войскам кутригуров и освободил из плена византийских воинов. В 558—559 гг.
утигуры опять воевали против кутригуров. И в дальнейшем продолжалось взаимное
истребление друг друга, пока в VII в. не состоялось их объединение. Во второй
половине VI в. на Нижней Волге, вдоль северо-западного побережья Каспийского
моря, поселились барсилы (берсула), со своими стадами летом кочевавшие вверх по
Волге.
Сабиры (сувары) в середине в 463 г.
поселились на северо-западном побережье Каспийского моря. Они подчинили себе
часть сарагуров, остальных вытеснили, начали совершать походы в Закавказье. В
начале VI в. они создали Сабирское царство (в источниках — Царство гуннов). В 515 г.
сабиры напали на область Армении и Малой Азии. В это время они занимались не
только скотоводством, но и земледелием, садоводством, ремеслами, торговали со
странами Востока. Источники под 544 г. сообщают, что гунны-савиры (пользуются
своей (рунической) письменностью. Ими был основан город Семендер. В 527 г.
правительница царства Боарикс содержала 100-тысячную армию. Царство
поддерживало дипломатические отношения с Ираном и Византией. Интерес этих
стран к царству повышался из-за того, что оно располагалось близко к Дербентским
воротам (узкий проход с Кавказа на Северный Кавказ на берегу моря) с
грандиозным каменным заграждением, построенным Ираном в первой половине V в. и
дополнительно укрепленным в 60-х гг. VI в. В 551 г. при штурме византийцами
иранского города Петры сабиры впервые применили стенобитные орудия (тараны) и
обеспечили победу византийцев. В том же году сабиры использовали тараны «ьприл
взятии иранцами византийского города Археополя.
В Центральной Азии в IV в., в связи с
завершением периода засухи, степи, покинутые огурами, ожили. Остатки R-язычных
огуров возвратились туда и объединились в Жуань-Жуаньский каганат,
просуществовавший с 360 до 552 г. Подчинявшиеся каганату и жившие на Алтае Z-язычные
тюрки ашина (или как тюрк «синие (небесные) тюрки»), занимавшиеся скотоводством
и металлообработкой, платившие каганату дань оружием и доспехами, усилились, в
середине VI в. восстали против огуров, в 551 г. разгромили их. Часть огуров
ушла в Корею, другая — в Северный Китай. Основная масса огуров двинулась на
запад и появилась в степях Юго-Восточной Европы. Их называли аварами (от огур,
в русских источниках обре, обри, в греческих — аб(в)ар). В 558 г.
византийский император Юстиниан I принял посольство аваров, заключил с ними
союз против нападавших на Византию оногуров и славян, обещая аварам ежегодную
дань золотом (333 кг). Авары подчинили себе племена сабиров, оногуров, барсилов, утигуров, заключили союз с кутригурами,
вышли к берегам Дуная и подчинили себе часть славян. В 569 г. византийский
император Юстин II прекратил выплаты аварам. Ответ аваров был жестким: они захватили
Паннонию — территорию нынешней Венгрии — и в 568 г., возглавляемые каганом
Баяном, создали Аварский каганат. В 570-х гг. каганат нанес ряд поражений
Византии, вынудил ее платить дань. В начале VII в. кутригуры восстали против
каганата, но, потерпев поражение, вынуждены были бежать из него. «К 635 г., —
пишет Е.В. Александрова (Енькка), — восставшие булгары под предводительством
Кубрата вытеснили авар из Северного Причерноморья» [8].
Далее В.Д. Димитриев приводит позицию В.Ф. Каховского:
«В
каганате восстания подчиненных племен продолжились. В конце VIII в. победа
франков над каганатом привела к прекращению его существования.
Военно-государственная система Аварского каганата соответствовала
системе Державы хунну. Каган избирался народом. Частями государства управляли
наместники кагана — тудуны, югуры, налоги собирали тарханы. Во властную систему
входили племенные вожди и старейшины родов. Аварами на территории каганата
были основаны постоянные крепости — хринги с круговыми укреплениями (как
Тигашевское городище X в. в Батыревском районе Чувашской Республики. В.Д.). У авар были
развиты металлообработка, изготовление вооружения, ювелирное дело, военное
искусство» [9].
Мы считаем, положительно то, что академики
цитируют работу В.Ф. Каховского. «Z-язычные тюрки в
552 г. на территории восточнее Нижней Волги объединились в Тюркский каганат. В конце 560-х гг. аланы и болгарские
племена Северного Кавказа попали под власть этого каганата. Он вскоре распался на
Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. В начале VII в. наместником Западнотюркского
каганата был хан
Органа. Его посольство в 619 г. прибыло в Византию и договорилось о
дружественных отношениях с ней. Еще ранее племянник Органы Кубрат был направлен
в Константинополь в качестве заложника. Он в императорском дворце был крещен и
воспитан в христианском духе, получил, звание патрикия.
В Западнотюркском каганате в борьбе за каганский трон в 630—631 гг. шла
гражданская война. Болгары сражались на стороне претендента Органы, но он
погиб в 631 г. Его место занял Кубрат. Он был из рода Дулу (Дуло), как и
Аттила, и другие огурские правители. Кубрат отказался подчиняться Западнотюркскому каганату, создал суверенное
государство — Великую Болгарию. При нем в 635 г. болгары воевали против Аварского
каганата, в результате чего авары были вытеснены из еверного Причерноморья, кутригуры присоединены к
Великой Болгарии, в которой уже состояли оногуры, утигуры, часть сабиров,
алан. Столицей Великой Болгарии являлся город Фанагория. В государстве было
введено традиционное для огуров управление, идущее от Империи хунну. Многие
жили в деревянных домах и полуземлянках, некоторые — в юртах. Ремесленники
занимались обработкой металла, кожи, шерсти, ювелирным искусством. Женщины
вели домашние дела, занимались ткачеством, вышивали. Болгары, сабиры (сувары),
авары и все другие R-язычные
этносы пользовались лунно-солнечным календарем с 12-летним животным циклом
названий годов. В Восточной и Центральной Азии в 1040 г. был введен 60-летний
цикл годов и их порядковый номер. Но этот цикл до северо-
кавказско-северопричерноморских, дунайских, хозарских, волжских болгар и
сабиров (суваров), чувашей позднего времени не дошел. Преемственность первого,
второго, третьего и четвертого этапов этнической истории чувашей
прослеживается и в религиозных верованиях, и в использовании рунической письменности.
Болгары VII в. писали на досках, пергамене. Только изредка писали на камне,
каменных стенах. Между Византией и Великой Болгарией поддерживались мирные,
дружественные отношения. Сам Кубрат получал ценные вознаграждения от
византийских императоров. В 1912 г. близ селения Малое Перещетино Полтавской
области Украины был раскопан клад Кубрата 21 кг золотых и серебряных украшений
византийского изготовления. У Кубрата было пятеро сыновей, он призывал их к
единству. После смерти Кубрата в 642 г. государством управлял его старший сын
Батбай (Батбаян). В середине 650-х гг. из-за нападений арабов и возвышения
Хазарского каганата Великая Болгария распалась. Сын Кубрата Аспарух увел часть
болгар на Нижний Дунай и основал здесь Дунайскую Болгарию. С большей частью
Великой Болгарии Батбай вошел в состав Хазарского каганата. Группа болгар
двинулась в Среднее Поволжье»[10].
В.Ф. Каховский пишет: «В Дунайской Болгарии первые
два столетия правили цари и элита из R-язычных болгар. В Именнике болгарских
царей годы их правления указаны чувашскими названиями животных, воспринятыми от
китайцев древнеогурского лунно-солнечного календаря». П.В. Денисов в своей книге подробно описал этнокультурные
параллели дунайских болгар и чувашей. И на Дунае болгары до IX в. продолжали
пользоваться руническим письмом. В
течение 200 лет болгары ассимилировались со славянами».
1. Мы говорили об эпохе Аттилы и утверждали, что по моим
расчетам в Империи Аттилы проживало до 5 миллионов человек.
2. В Империи Модэ по мнению Н.Н. Крадина проживало 3
миллиона человек.
3. По мнению В.Д. Димитриева в Причерноморье до VII в. могло проживать до 2,5 миллионов огуроговорящих
племен (R-язык).
4. В Империи Аттилы (до 453 г.) проживало от 25-250 тыс.
огуро-гуннов.
5. По моим подсчетам в Волжско-Камкой Болгарии проживало
до 3 миллионов болгар и финских народов.
6. В.Д. Димитриев считает около 1 миллиона болгар и 300
тысяч угро-финнов.
Возвращаемся к тексту работы В.Д. Димитриева. «Опираясь на редко встречающиеся в источниках сведения о
численности войск сабиров, болгар (огуров, оногуров и т.д.), аваров и других R-язычных
этносов, приблизительно можно определить, что в VI—VII вв. в Восточной Европе
проживало 2—2,5 млн человек R-язычного населения.
С 651 по 965 г. существовало одно из
крупнейших в Восточной Европе сабиро-болгарское государство Хазарский каганат, в подчинении которого
находились Кавказская Албания и Волжская Болгария, платившие ему дань. Историю
Хазарского каганата на протяжении всей своей творческой жизни исследовал М. И.
Артамонов. Однако он ошибочно считал политоним «хазар» этнонимом. В
действительности термин «хазар» возник так: правители Хазарии для охраны
восточных границ нанимали воинов ираноязычного государства Хорезм. Его гвардию
персы называли хозаран по названию соединения из тысячи воинов (хозаран
«тысяча»). Соседние народы, само население каганата — сабиров и болгар — стали
именовать хазарами. За М.И. Артамоновым и другие историки стали считать термин
«хазары» этнонимом. Он же этноним «огур» в источниках принимал
за угров и ошибочно писал, что в каганате состояли и мадьяры (венгры). В Хазарию
могли попасть венгры в небольшом количестве из Приуралья или Волжской Болгарии.
Основателями Хазарии были правители
бывшего Западнотюркского каганата из Z-язычной династии Ашина. Вначале им
удалось подчинить Сабирское (Суварское) царство и земли барсил, затем —
основную территорию Великой Болгарии. В состав Хазарского каганата входили и
мордовские земли. Каганат временами собирал дань и от русских княжеств. Он
занимал огромную территорию: полосу левобережья Нижней Волги, регион между
Волгой и Днепром от Северного Кавказа до Средней Волги. Сабирское царство и
другие племенные объединения сохранили
свое внутреннее устройство, традиции, военную организацию, право входить в
отношения с другими государствами. Основная обязанность объединений — выплата
дани центру и участие в совместных военных операциях. Столицей каганата являлся
сабирский город Семендер, с VIII в. — город Итиль. Во второй половине VII—VIII
вв. каган имел высшую власть, активно участвовал в
управлении государством и руководстве войсками. Затем ашинскую (Z-язычную)
династию сменила иудейская династия.
В IX—X вв. каган, хотя и был весьма почитаемым, реальной властью не обладал. К
IX в. в каганате большой авторитет заимели сабирские (суварские) племенные
вожди. Каганатом стали управлять каган-беки - представители знати огурских и
сабирских этносов. Они ведали сбором дани, верховным судом, решали дела мира и
войны, управляли вождями объединений племен.
В Хазарском каганате усилился процесс оседании
кочевников, развития земледелия. В нем основными отраслями хозяйства являлись
скотоводство, земледелие и ремесла, получило у развитие и садоводство
(виноградарство). В экономике важное место занимала внутренняя и международная
торговля. Города каганата: Белендтер (Булкар), Семендер, Варачан, Вабандар,
Хамзин, Тарку. Строились военные крепости. Население продолжало пользоваться
рунической письменностью. Основная масса болгар и сабиров исповедовала
язычество. В каганате под
влиянием Византии распространилось христианство, Арабского халифата — ислам.
На рубеже VIII—IX вв. каган-бек Обадия объявил иудаизм государственной
религией. От этой конфессии в чувашском языке сохранились некоторые еврейские
слова».
Далее академик считает: «Об общественном и
семейном быте и религиозных верованиях сувар (сабир) во второй половине VII в.
имеются сведения в книге «История агван Моисея Каганкатваци» (СПб., 1861).
Суварским царством правил князь Алп-Илитвер «Велиш-Илитвер». Кавказская
Албания, зависимая от Хазарского каганата, в 684 г. отправила к суварам
посольство во главе с епископом Исраилем, чтобы склонить Суварское царство к
принятию христианства. Оно было принято, но никакого распространения среди
сувар не получило. По сведениям Каганкатваци, Алп-Илитвер прославился «силой,
богатством и храбростью в войнах». При нем - «бесчисленный гуннский царский лагерь».
У сабиров были богатые и бедные.
Алп-Илитвер, живший в царском дворе в г.
Варачан, был окружен князьями и вельможами своего царства, с которыми он
совещался. Упоминаются знатные вельможи Овчи (Авчи), имевший титул тархана, постельничий
Чата-Хазар, Зирдкин-Хурсан. По приказанию Алп-Илитвера проводился суд на
городской площади, куда собирали всех горожан. В обычае было многоженство.
После смерти отца сын от его первой жены мог жениться на второй или третьей
жене отца. Или же «у них два брата имели одну жену и брали также разных жен».
За девушку, взятую в жены, надо было платить калым ее родителям. Главным
божеством сувар являлся громадный герой, исполин Тангрихан. «Почитали его
спасителем богов, жизнеподателем и дарителем всех благ». Его культ был связан с
почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где выделяли как старейшину
самое громадное, высокое дерево. Там же были расположены капища с кумирами,
идолами. В рощах Тангрихану в жертву приносили лошадей. «Кровь их поливали
вокруг дерев, а голову и кожу вешали на сучья деревьев». Они «ели и пили тело и
кровь жертвенных животных». Сабиры верили, что, когда они поклоняются священным
деревьям во имя Тангрихана, они получают все блага, все дары природы. Священные
деревья запрещалось трогать. Нарушивших этот запрет священное дерево
«наказывало страшными муками, бешенством, даже смертью и истребляло дом и род
их». Тангрихан «исцелял больных, возвышал неимущих и нищих». Жрецы, колдуны и
знахари умоляли Алп-Илитвера и его сподвижников при крещении сохранить
священные деревья. Сабирами почитался также бог Куар (от чув. кавар
«огонь»), который производил «искры громоносных молений и эфирные огни. Когда
молния поражала человека или другое существо, они приносили ему жертвы». Сабиры
«приносили жертвы огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и
всем творениям». Ритуалы сувар были связаны с многолюдными играми, плясками и
увеселениями. «Много было у них беззаконных обыкновений и порочных обрядов...»
В обычае было носить золотые и серебряные изображения драконов в качестве
охранительных амулетов. В числе служителей культа у сувар «История агван»
упоминает жрецов, колдунов, чародеев, знахарей, магов и кудесников, а также
особых служителей капищ и деревьев. Как видим, суварские суварские верование близки чувашской языческой религии
XVII—XVIII вв.
Хазарскому каганату в течение всей своей
истории пришлось вести войны против агрессии Арабского халифата в отношении
государств Закавказья и Северного Кавказа, за сохранение своего влияния на
Закавказье. Происходили столкновения и с восточными славянами. В IX в.
вторгшиеся печенеги, торки разоряли страну. Печенегов Г.И. Комиссаров и Б.А.
Серебренников считали R-язычными, Н.И. Егоров — Z-язычными.
Торки были Z-язычным этносом. Отпал от Хазарии Крым.
Еще в VIII— IX вв., в большей мере в X в. из каганата массами убегали в Волжскую Болгарию болгары и сувары. В 965 г. киевский
князь Святослав вместе с гузами разгромил хазарское войско, опустошили города
Итиль, Семендер, Саркел (Белая Вежа). Участились нападения гузов. Остатки
болгаро-суварского населения оказались под властью Хорезма и приняли ислам. К
концу X в. славянское население расселилось на западных и северных землях
каганата, на Таманском полуострове возникло Тмутараканское княжество. В
середине XI в. южные степи Восточной Европы заняли многочисленные развитые,
мужественные, обладавшие превосходным военным искусством Z-язычные кыпчаки (половцы),
которые стали поглощать, ассимилировать R- язычное болгаро-суварское население, совершать
нападения на Киевскую Русь, на другие русские земли, на Волжскую Болгарию.
Буртасы, часть алыпов, продвинулись по Дону и Суре вплоть до Мордовии и заняли
значительную территорию» [14].
Обратим внимание на некоторые традиции огурских
племен:
1. Традиция распарывать животы у гуннов и противников
гуннов, сходно с японскими харакерами.
2. Нанесение себе порезов ножом, мечом у гуннов (огуров)
и болгар, обмывание лица кровью жертвенного животного.
3. Савирские племена Северного Кавказа практиковали
хождение по горячим углям или прыжки через огонь, что имеет традицию и у
дунайских болгар.
4. В Хазаро-огурском каганате практиковали убийство
«неуспешного» тюркского кагана или ему передавали шелковую нить для
самоубийства.
5. Такая традиция самоубийтсва существовала среди чуваш
до XIX в. Чуваш шел к своему обидчику и вешался у его двери.
Огурско-болгарские традиции долгое время сохранялись у
современных болгаро-огуров.
1. Большинство исследователей мира и Урало-Поволжского
региона – сторонники данного подхода.
2. К сожалению, С 40 г. XX в. в Урало-Поволжском регионе пошла фальсификация
истории, языка, культуры болгаро-чувашского этногенеза.
3. Отрицается со стороны татаро-казанских и даже
чувашских любителей истории, болгаро-суварский этногенез современных чуваш.
4. Вся гуннская эпоха присваивается то татарами, то
монголами, то северокавказскими народами Российской Федерации [15].
Литература
1. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – 190 с.
2. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 88.
3. Димитриев В.Д.
Чувашский народ в составе Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. –
Чебоксары, 2014. – С. 89.
4. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 90.
5. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 90.
6. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 90.
7. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 91.
8. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 92.
9. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 93.
10.
Иванов В.П. Происхождение и ранние миграции
чувашей // Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / отв.
Ред. В.П. Иванов. Чебоксары, 1993. – С.15-16.
11.
Каховский В.Ф. Происхождение чувашского
народа. – С. 269 – 273.
12.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 95.
13.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 97.
14.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 98.
15. Тафаев Г.И.
Древнеболгарская цивилизация: синтез культур,
языков и религий народов Среднего Поволжья: монография. / Г.И. Тафаев. –
Чебоксары: Издательство ГУП «ИПК Чувашия», 2011. – 220 с.
Тафаев Г.И. Цивилизационный путь развития чувашского
народа / Г.И. Тафаев. – Чебоксары: Издательство
ГУП «ИПК Чувашия», 2011. – 152 с.
Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация в Евразийском
пространстве. / Г.И. Тафаев. –
Чебоксары: Издательство ГУП «ИПК Чувашия», 2011. – 200 с.