Страницы

06 марта 2011

Территориальная трансформация и специфика развития спорта чувашского народа

Территориальная трансформация и специфика развития спорта

чувашского народа

Формирование современногочеловека заняло более 8млн. лет. Генетики, археологи, географы в своих исследованиях отмечают, что 125тыс. лет назад климат Земли и прародина человечества резко меняется. Засуха захватывает наиболее благоприятные для обживания человеком Афро-Азиатские регионы.

Большая часть человекоподобных существ вымерло. Географы и антропологи замечают, что оставшая часть человечества расселилась из Африки по берегам морей и рек. Например, через Красное море и Африканский рог. 70тыс. лет назад в условиях ледникового периода произошло резкое падение уровня моря. Климат постоянно менялся. Таким образом, где -то в районе 70-65тыс. лет назад первобытные люди повторно «вышли»(ушли) из Африки. Найденные каменные орудия труда первочеловеком относятся от70-12тыс. лет назад( Йемен -Аравия).

Колебание моря составил от 100 до 40 метров. Известно, что (по В.Ф.Каховскому, Р.Г.Фахрутдинову) в Среднем Поволжье люди оказались 60-70 тыс. лет назад, а Фахрутдинов доводит до 100 тыс. лет назад. Последние исследования показали, что из Африки повторно перволюди ушли 70-65 тыс. лет назад.


1. Африка – 70 тыс. лет назад;

2. Европа – 25-65 тыс. лет назад;

3. Азия – 35 тыс. лет назад.

Этнографы, антропологи, этнологи, языковеды утверждают, что проточуваши стали формироваться в условиях Азии (империя хунну). Исследователь Н.Н.Крадин в монографии «Империя хунну» отмечает, что политическая интеграция и последующее возникновение ранней государственности зависят от многих внутренних и внешних факторов, к числу которых наиболее часто относят благоприятные экологические условия, производящее (как правило) хозяйство, плотность народонаселения, развитую технологию, ирригацию, войны, завоевания и внешнее давление, культурное влияние, внешнюю торговлю, кастовую эндогамию и др.[1]

Обратим внимание на позицию исследователей:

· экология;

· климат:

· плотность населения;

· земледелие;

· скотоводство;

· культурно-языковой синтез;

· торговля, ремесло;

· войны.

По А.Дж.Тойнби активность кочевников усиливается с глобальными климатическими (природно-экологическими) изменениями. Н.Н.Крадин и другие замечают, что данные факторы были выделены главным образом на основе изучения процессов политогенеза у оседло-земледельческих народов. Их роль в социальной эволюции кочевых обществ отличалась определенной спецификой. Так, активность кочевников нередко связывают с глобальными климатическими изменениями (усыхание по А. Тойнби [1991] и Г. Грумм-Гржимайло, увлажнение по Л.Н. Гумилеву ). Однако современные палеогеографические данные не подтверждают жесткой корреляции глобальных периодов усыхания, увлажнения степи с временами упадка, расцвета кочевых империй.

По уровню технологического развития номады сильно отставали от своих оседлых соседей, но именно такие «орудия труда» скотоводческого хозяйства, как лошадь и верблюд, обусловили мобильность и некоторое военное преобладание кочевников над земледельцами в Евразии и Северной Африке в доиндустриальную эпоху. Кроме этого, в военной технологии древние и средневековые кочевники совсем не уступали, а часто даже превосходили своих оседлых соседей.

Не совсем ясна роль демографического фактора в политогенезе номадов, поскольку рост поголовья скота происходил быстрее увеличения народонаселения, приводя при этом к стравливанию травостоя и к кризису экосистемы и общества. С другой стороны, численность кочевников была намного ниже численности земледельцев и горожан (например, население империи Юань составляло около 60 млн человек, тогда как монголов было всего около 1,5- 2 млн человек. Для номадов более характерна такая плотность населения, которая у земледельцев чаще встречается в доиерархических типах общества и в вождествах разной степени сложности. Но в то же самое время номады могли выделить в армию более 3/4 взрослых мужчин, что увеличивало их военную силу и возможность подчинения своих оседлых соседей. Количество подобных несоответствий и парадоксов без труда можно увеличить.

Природно-климатические условия, конечно формировали генетику человека. Мы отмечали, что от 35 тыс. лет назад первобытные люди оказались в условиях Азии. Вряд ли кто занимался спортом в те далекие годы, но фактор природы и климата, перемещения, голода и засухи, конечно, оказали существенное влияние на генетическую мутацию человечества.

Обратим внимание на спортивные виды, которые развиты у чуваш:

· сухопутные виды спорта;

· воздушные виды спорта;

· надводные виды спорта;

· подводные виды спорта.

Сопоставим с территориальной трансформацией:

1. Алтайская эпоха – Азия;

2. Северо - Кавказская эпоха – Европа ( Горы, реки, моря);

3. Волжско - Камская эпоха – Среднее Поволжье (леса, болота, овраги);

4. Ордынская эпоха ( леса, овраги);

5. Российская эпоха ( перемещение на другие территории России).

Рассмотрим условия в которых оказались проточуваши (болгары и сувары).

В целом специфика процессов политической интеграции у кочевников-скотоводов была обусловлена особенностями экологии аридных зон Евразии. Кочевое скотоводство отличается значительной нестабильностью, сильно зависит от природно-климатических колебаний. В этом нет особой разницы между древними, средневековыми и более поздними номадами. Не были в данном случае исключением и хунну. Суровые природные условия их существования наводили ужас и тоску на китайских военачальников, путешественников и дипломатов, а источники образно рисуют картину бедствий,регулярно приносимых климатическими неурядицами. Так, например, под 46 г. н.э. сообщается:

«В землях сюнну несколько лет была засуха и саранча; земля на несколько тысяч ли лежала голая, деревья и травы посохли, народ и скот голодали и болели, от чего умерли и пала большая часть (народа и скота)»

В целом летописи позволяют подсчитать (для тех лет, где есть соответствующие данные), что у хунну природные катаклизмы случались примерно раз в десять лет. К сожалению, этот вывод нельзя корректно сопоставить с другими данными, поскольку в моем распоряжении имеются лишь две относительно представительные выборки: по казахам и оленеводам Северной Евразии, у которых повторяемость массовых падежей скота вследствие джутов и иных причин составляла примерно один раз в 10-12 лет. Однако, кроме вышецитированных исследователей, о цикличном характере скотоводческой экономики писали и другие авторы. Есть мнение, что с джутом связан двенадцатиричный годичный цикл ,а год Зайца является годом джута. Не исключено, что данная периодичность связана с 11 -летним циклом колебания солнечной активности[2].

В таком случае можно вывести обобщенную тенденцию, согласно которой у кочевников примерно каждые 10-12 лет из-за холодов, снежных бурь, засух и т.д. случался массовый падеж скота. Как правило, гибло до половины от поголовья всего стада. На восстановление требовалось примерно 10-13 лет. Поэтому можно предположить, что численность скота после заполнения экологической зоны теоретически должна была циклически колебаться вокруг определенной отметки. Она то увеличивалась в результате благоприятных условий, то сокращалась вследствие неблагоприятных факторов. Ни о каком постепенном увеличении прибавочного продукта и последовательном росте «производительных сил» у кочевников не могло быть и речи.

Увеличение производства при кочевом скотоводстве больше определяется естественными природными условиями обитания, нежели количеством вложенной человеческой энергии. Кочевое скотоводство представляет собой природный процесс, который специфически контролируется человеческой деятельностью, но основа этого процесса детерминирована экологическими и биологическими факторами. По этой причине экономика кочевых обществ может развиваться только за счет расширения используемых пастбищных ресурсов. А поскольку такие ресурсы небезграничны, то все пригодные для скотоводства земли были в течение определенного времени освоены. Сложился динамический баланс между размерами пастбищ, количеством стад и численностью номадов и их семей, кочевавших на данной территории. Сами кочевники эмпирически хорошо осознавали данную зависимость. «Без травы нет скота, без скота нет пищи», - гласит монгольская пословица. С другой стороны, слабое развитие технологии также является барьером на пути стадиальной эволюции кочевых обществ, так как в развитии общества всегда существуют пределы, которые невозможно преодолеть без введения технологических инноваций. Орудия труда в оседло-земледельческих обществах прошли длительную эволюцию от палки-копалки и мотыги до сложной машинной техники и персональных компьютеров, тогда как у кочевников-скотоводов скудный набор орудий труда практически не изменился со времен древности вплоть до наших дней. То же самое можно сказать и в отношении различных пород животных, которые скорее являлись следствием биологической адаптации к конкретным экологическим условиям, чем зависели от селекции скотоводов. Для кочевых обществ была характерна недифференцированность экономической специализации. Разумеется, у скотоводческих народов можно наблюдать некоторое разделение на мужской (война, выпас скота) и женский (домашнее хозяйство) труд, хотя факты свидетельствуют, что когда мужчины были заняты грабежами и войной, скот пасли подростки или женщины. Известно также, что у номадов присутствовали некоторые формы освобождения от участия в физическом труде лиц, занятых управленческой деятельностью и выполнением идеологических функций. Однако специфика скотоводства предполагала в основном труд внутри локальных домохозяйств или минимальных общин, при эпизодической необходимости кооперации коллективных усилий (облавные охоты, водопой скота).[2]

В условиях XXI века у чуваш сохранились черты Востока:

· трудолюбие;

· выносливость;

· приспособляемость (адаптация);

· генетическая сопротивляемость невзгодам и войнам.

Обратим внимание на специфику развития спорта у чуваш:

· бег на короткие, средние, длинные дистанции;

· борьба вольная, классическая, национальная борьба «кéрешÿ»;

· велоспорт;

· гиревой спорт, борьба на руках;

· бокс;

· спортивная ходьба.

Как известно, наиболее результативными оказались: Валентина Егорова, Алина Иванова, Светлана Захарова и др. Поставим вопрос: «Почему спортивная ходьба является основным видом чувашского спорта?» Второй вопрос: «Почему у чувашского народа развиты сухопутные виды спорта?»

Обратим внимание на историю чуваш( болгар, сувар).

1. Алтай (-50,+36 климат резко континентальный);

2. Северный Кавказ (болгары, сувары проживали в условиях предгорья со II века по 737г. От уровня моря -700-800 метров).

Происходили постоянные войны и перемещения. В эпосе об Улыпе утверждается, что Улып спустился с южных Арамазейских гор (Арамади)[3]. Болгары и сувары проживали на Северном Кавказе около 800 лет, в Азии более 1500 лет, а на Среднем Поволжье с VII века.

Условия проживания на территории Северного Кавказа были следующими:

· постоянные войны ( Аттила, Каган Кубрат, Алп- Илитвер);

· климатические условия были сложными.


«Горы Арамази-Арамади затреслись, загремел гром, засверкала молния и полились нескончаемые потоки воды» [4]. Далее в легенде «Мост Азамата» утверждается «горные озера и реки вышли из берегов и потоки воды устремились в долины и начали заливать луга, на которых Улып пас свои стада» [5]. Нахождение болгар и сувар в условиях гор ( 800 метров над уровнем моря) способствовало формированию «особых легких», которые позволяют чувашам достигать высокие результаты в беге и спортивной ходьбе.

За 3тыс.летнию болгаро-чувашскую историю проточувашам пришлось преодолеть более 10000км (из Азии через Северный Кавказ на территорию Среднего Поволжья).

Таким образом, Северный Кавказ закрепил на основе генетической мутации природно-географические особенности болгар,сувар (проточуваш), которые закрепились у них в течении 800лет.

3. Среднее Поволжье. С 70-80гг. VII в. Болгары, сувары, эсегелы, барсилы оказались на территории Среднего Поволжья. Природа и климат на этой территории были другими. Зима суровее чем на Северном Кавказе (-40,+38). В эпосе об Улыпе сказано, что «по рассказам древних стариков, в те далекие времегна, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса» [6]. Таким образом, мы видем, что условия были другими: болота, леса и овраги, а зимой холод.

1. Алтай – степи;

2. Северный Кавказ – горы и моря;

3. Среднее Поволжье - леса, болота.

Уровень над морем в условиях Поволжья составил 300 метров. Наиболее тяжелыми (геноцидными) для болгар были годы монголо – татарского нашествия.

· Золотая Орда – 200 лет;

· Казанское ханство – 100 лет.

Профессор В.Д.Димитриев писал, что татарское нашествие и последовавшие за ним события- образование и распад Золотой Орды- вызвали значительные передвижения народов Волго-Уральского региона, привели к разрушению консолидирующей роли болгарской государственности, ускорили складывание отдельных этносов чувашей, марийцев, татар и башкир. В XIY- начале XYвеков, в условиях гнета, около половины оставшихся в живых болгаро-чувашей переселились в Приказанье и Завказанье, где от Казани на восток до середины Камы образовалась « Чувашская даруга». Исследователь замечает, что болгары правобережья Волги, а также переселившиеся сюда с левого берега их соплеменники существенного кыпчакского влияния не испытывали. В северных районах чувашского Поволжья они смешались уже вторично с марийцами и ассимилировали их значительную часть. Болгары-мусульмане, переселившиеся с левобережья и из южных районов правобережья Волги в северные районы Чувашии, попадая в среду язычников, отходили от ислама и возвращались к язычеству.

Таким образом, в ходе сложных военно-политических, культурно-генетических и миграционных процессов XIII- начала XVI веков образовались два главных района обитания болгаро-чувашей:

1) правобережный, в основном лесной район между Волгой и Сурой, ограниченный на юге линией рек Кубня и Киря;

2) приказанско - заказанский район(здесь значительной была и численность кыпчако-татар.


От Казани на восток до реки Вятки простиралась Чувашская даруга. Основу обеих территориальных групп этноса составило преимущественно сельское земледельческое болгарское население, не принявшие ислам (или отошедшие от него), собравшее некоторое количество марийцев. В состав чувашской народности вошли в целом различные этнические элементы, в том числе остатки «именьковского» восточнославянского населения, мадьяр, буртасов, и вероятно, башкирских племен. Среди предков чувашей представлены, хоть и незначительно, кыпчако-татары, русские полоняники (пленники) и крестьяне, очувашившиеся в XV-XVI веках.

Таким образом, следует отметить:

· с 1236 по 1246гг. было уничтожено до 30% болгарского населения;

· с 1361 – 1419 гг. уничтожено до 80% населения, более 100 городов и городищ, 2000 деревень;

· смешение произошло в ходе 800летнего пребывания болгар и сувар на Северном Кавказе;

· антропологическая трансформация продолжалась в течении 500 лет, Болгаро- Камская цивилизация также в ходе 300летней Ордынской эпох.

Таким образом, к XXIв. в чувашском народе сформулировались 3% монголоидов, 21% европеоидов, 76% смешанных антропологических типов. Получается, что чувашский тип стал формироваться более 3 тыс. лет назад и синтез происходил в Азии, в Северном Кавказе, в Среднем Поволжье. Поэтому отсутствие морей и в условиях геноцида и синтеза у чуваш сформировалась сила, выносливость и трудолюбие, что стимулировало развитие силовых видов спорта: бокса, гиревого спорта, борьбы, велоспорта.

Выводы

1. История стимулировала специфику развития спорта чувашского народа;

2. Территориальная трансформация ( трудности, природные условия, перемещение, геноцида) закрепили в болгарах, в «худых» болгарах , в чувашах выносливость, терпение, трудолюбие;

3. Следует заметить, что 10 тыс. км перемещение болгар, сувар (проточуваш) стимулировала ходьбу, закрепляла силу и генетику. Болгары шли более 3 тыс. лет из Азии дошли до Балкан и Среднего Поволжья.

Литература

1. Крадин Н.Н Империя хунну / Н.Н.Крадин, М., 2001- С. 32-33.

2. Крадин Н.Н Там же – С. 34-35.

3. Чувашская литература: Хрестоматия для X кл. Чебоксары, 2007. – С. 5.

4. Чувашская литература – С. 8.

5. Там же – С. 9.

6. Там же – С. 5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий