Страницы

17 марта 2011

Вызов-и-Ответ в болгаро-чувашском эпосе Улып

Вызов-и-Ответ в болгаро-чувашском эпосе Улып

    Вызов – и – Ответ – научный термин, предложенный английским историком и социологом А.Дж. Тойнби. Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет.  Был признанным знатоком древнего мира, профессором Лондонского университета (1919-1924) и Лондонской школы экономических наук (1925-1955), автором множества исследований по историко-философским, социологическим и геополитическим проблемам.

  Следует отметить, что часть большого багажа А.Дж. Тойнби издана в России. Мы предлагаем рассмотреть эпос об Улыпе через теорию цивилизации А.Дж. Тойнби. Эпос об Улыпе стал складываться в условиях Империи хунну и включает четыре хронологических периода:

·        Сибирь – Азия;

·        Северный Кавказ – Европа;

·        Среднее Поволжье: Волжско-Камская Болгария, Золотая Орда и Казанское ханство.

Понятие Вызов–и–Ответ А. Дж. Тойнби рассматривает в процессе формирования эпоса об Улыпе – Великане. Позиция А. Дж. Тойнби изложена в работе «Постижение истории» [1]. Легенда об Улыпе рассмотрена в книге «Халах эпосе» [2], «Улып» [3].

В. Д. Димитриев в предисловии к «Улыпу» отмечает, что самый древний эпос был составлен в начале III ты­сячелетия до нашей эры в государстве Шумер. Это ­эпические песни о Гильгамеше - полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере (XXVIII век до нашей эры). В поэме описываются дружба Гильгамеша с диким силачом Энкиду, отчаяние Гильгамеша после смерти дру­га и его странствования в поисках бессмертия, посеще­ние им предка Утнаништи, пережившего потоп, и т.п.

Вторыми по древности являются письменно оформ­ленные, всемирно известные эпопеи «Илиада» и«Одис­сея». Их создание на основе множества эпических ска­заний приписывается Гомеру. Полагают, что «Илиада» возникла между концом VIII и серединой VII века до нашей эры, а «Одиссея» - на полвека позже. Как изве­стно, в «Илиаде» изображаются трагические события пос­леднего года Троянской войны (начало ХII века до на­шей эры), а в «Одиссее» воспеваются странствования героя в сказочных странах, его возвращение на роди­ну, избиение его соперников и т.п. (время - середина VIII века до нащей эры).

В древнеиндийской эпической поэме «Махабхарата», «Великое сказание о потомках Бхараты,», цикл основ­ных сказаний которой существовал еще в VI - V веках до нашей эры, рассказывается о борьбе за престол по­томков царя Бхараты, мифического родоначальника пле­мени бхаратов. В IV-III веках до нашей эры автором Валь­мики древнеиндийские эпические сказания о долгом сча­стливом правлении царя Рамы государством были объе­динены в поэму «Рамаяна».

С VIII - VIIвеков до нашей эры до XVI века нашей эры на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье среди абхазо-адыгейских, сармато-аланских, скифских, чечено-ингушских племен и народов, затем и среди бал­кар и карачаевцев складывались нартские сказания ­«Нарты», «Нартиада». В ранних нартах отражена жизнь в доклассовом обществе, патриархально-родовой строй, возникновение социального неравенства, государствен­ных образований, борьба с иноземными завоевателями, быт и культура народов, кровная месть и т.п. Первые записи нартского эпоса произведены еще в XIX веке, их публикации и исследование осуществлены в ххвеке.

Персидско-таджикский поэт Абдулькасим Фирдоуси (ок. 940-0К. 1020 гг.), использовав ранее появившиеся мифологические и эпические сказания, исторические пре­дания и созданные до него три «Шахнаме,), к 994 г. со­чинил выдающийся свод «Шахнаме,) «Книга царей,», насчитывающий свыше 1 00 тысяч стихотворных строк (издан в 9 томах).Источниками для «Шахнаме,) Фирдо­уси послужили цикл саксо-согдийских сказаний о бога­тыре Рустаме, согдийско-хорезмийские легенды о Сия­вуше и бактрийские легенды об Исфандияре, предания о сасанидском периоде. Сводная эпическая поэма делит­ся на мифологический, героический и исторический пе­риоды. В основе содержания всей эпопеи - борьба иранских  народов, сторонников доброй силы, против злой силы иноземных захватчиков» [4].

Центральный сюжет в болгаро-чувашском эпосе «Улып» - сопротивление произволу иноземному порабощению. Для эпоса характернаисторизация содержания.

Действие Вызова-и-ответа А. Дж. Тойнби отмечает столкновение двух сверхличностей - излюбленный сюжет великих мифов и драм, созданных человеческим воображением. Столкновение между Яхве и Змием - история грехопадения человека, рассказанная в Книге Бытия. Другой сюжет из противоборства тех же антагонистов отыщем в Новом завете. Здесь дана история Искупления. Столкнове­ние между Господом и сатаной - сюжет Книги Иова. Столкновение между Господом и Мефистофелем - сюжет «Фауста» Гете. Столкнове­ние между Артемидой и Афродитой - сюжет «Ипполита» Еврипида».

    Другую версию того же сюжета можно найти в повсеместно распро­страненном и вечно повторяющемся мифе о столкновении между Де­вой и Отцом ее Чада. Образы этого мифа под бесконечным многообра­зием имен разыгрывались на тысячах подмостков: Даная и Золотой Дождь; Европа и Бык; Семела и Зевс; Психея и Купидон; Гретхен и Фауст. Эта тема в измененном виде звучит также в Благовещении. В наше время этот миф нашел свое отражение в словах одного из западных астрономов, который по вопросу о генезисе планетарной системы заявил следующее: «Мы верим ... что какие-нибудь две тысячи миллионов лет тому назад ... вторая звезда, слепо блуждая по Вселенной, попала случай­но в область нахождения Солнца. Подобно тому, как Солнце и Луна яв­ляются причинами приливов и отливов на Земле, эта звезда стала при­чиной приливов на Солнце. Но они, естественно, должны были сильно отличаться от тех незначительных приливов, которые маленькая Луна способна произвести в океане; гигантская приливная волна должна была пройти по поверхности Солнца, образуя огромную гору, которая стано­вилась все больше и больше, по мере того как сила притяжения увели­чивалась. И прежде чем вторая звезда стала удаляться, эта гигантская гора, разросшаяся до чудовищных размеров, разлетелась в клочья, подобно тому как дробится rpeбень морской волны. С тех пор вокруг своего ро­дителя Солнца стали вращаться различной величины тела. Они суть большие и малые планеты. Земля принадлежит к числу средних» [5].

    Земная мифология предполагает два сюжета:

·        зло

·        добро

    Наиболее остро эта концепция борьбы добра и зла изложена в зороастризме и греко-римской мифологии в «Улыпе» – болгаро-чувашской легенде (Героический эпос) ведёт борьбу со злом.

    Проследим его детство.

    «Улып родился в поле около горы Арамази, что в Армении. Мама его была из кочевников, а отец был царём из другого места. Родился он в полную луну, ночью. Ему предсказали, что он в жизни встретит много горя и трудностей. Улып рос не по дням, а по часам быстро», таким образом, ему в жизни предсказали «борьбу между злом и добром», «много горя и трудностей» [6].

    «Улып родился в глухом лесу, мама мальчика назвала его Улып – Великан и попросила помочь ему Энтепу передать Улыпа волчьей стае, они выкормили его. Вскоре мама Улыпа умерла».

  

 

 В первом стихе и во втором мы можем увидеть его рождение:

·        Улып родился от матери кочевницы в лесу (дубовом);

·        Мама его вышла замуж за царя;

·        Кочевники проживали у горы Арамази;

·        Родился ночью, в полную луну;

·        Растили Улыпа волки;

·        Волки – тотем тюрков и американских индейцев;

·        Мама Улыпа вскоре умерла;

·        Улыпу предсказали много трудностей и горя.

    Причиной большой силы Улыпа была передача божественной силы мальчику.

     В четвёртом стихе говорится, что мама Улыпа не была захоронена в земле, а превратилась в орла и улетела на небо.

     Интересные сказания о крупных костях, о крупных животных, которые жили до «всемирного потопа» [7]. Например, в стихе 75 и 76 говорится о периоде пребывания Улыпа в степях Алтая и тайге Сибири [8].

     Интересно то, что переселение с территории Империи хунну произошло в сторону Европы на территорию Северного Кавказа. (по Улыпу)

    Таким образом, предсказание богов сбылось «печали и трудности» обрушились на Улыпа и его народ. Известно, что чувашский народ вынес много «печали и трудностей» за свою трёхтысячелетнюю историю.

     Для проточуваш (болгаро-сувар) Улып был сверхчеловеком, задачей которого была защита в условиях Вызова. Действие Улыпа – Ответ на внешний вызов. Мы знаем, что  в большинстве всех стихов центральный сюжет  в древнечувашской мифологии – сопротивление иноземному порабощению. А. Дж. Тойнби отмечает, что и в данном исследовании тема столкновения двух сверхчеловеческих персонажей затрагивалась не разобщество в своем жизненном процессе сталкивается с рядом проблем, и каждая из них есть вызов.

  Иными, словами, можно сказать, что функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий им­пульс» В постоянный стимул, способствующий реализации потенциаль­но возможных творческих вариаций. Если в качестве примера внеш­него фактора взять климатические и географические условия, то мы обнаружим, что наше утверждение согласуется.

    Что говорится о климатических и географических условиях проживания Улыпа?

Улып проживал в Азии в суровых климатических условиях тайги и леса. Много кочевал и оказался в Европе в Причерноморье около горы Амади у большого синего моря. Климат позволил заниматься скотоводством. «Скот, за которым они ухаживали, давал им пищу и одежду». «Они пасли стада и ходили на охоту». По мосту Азамат он перенёс людей и скот в Среднее Поволжье. «С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищать места, чтобы засеять рожью».

    «У Улыпа было много скота, и жил он в полном достатке и довольствии»[10].

     Люди Улыпа постоянно перемещались:

·        Азия (Сибирь);

·        Европа (Северный Кавказ);

·        Среднее Поволжье (Волжско-Камская Болгария).

·        Горная сторона (Золотая Орда, Казанское ханство).

    География и климат являлись Вызовом-и-Ответом для праболгар.

    Английский историк А. Дж. Тойнби о генезисе цивилизации и влияние на этот процесс среды пишет:

«Что представляла собой среда, в которой возникла сирийская цивилизация? Природная среда - климат и топография Сирийского       побережья, человеческое окружение - минойская цивилизация, поскольку сирийская цивилизация создана минойскими переселенцами, искавшими убежища на Сирийском побережье в период постминойского междуцарствия. Если природа Средиземноморского побережья, воспринявшая излучение минойской культуры, была действительно по­ложительным фактором, благодаря которому возникла сирийская ци­вилизация, то почему одновременно с ней не возникли сестринские цивилизации на Средиземноморском побережье Южной Италии, Си­цилии, Северо-Западной Африки? Климат и топография здесь типич­ны для Средиземноморья, удаление от Крита и Киклад, где возникла минойская цивилизация, незначительно. Современные западные ар­хеологи все более склоняются к мнению, восходящему к традициям эллинской мифологии, согласно которому минойская цивилизация своего последнего периода оказывала культурное влияние не только на Восток, на побережье Сирии, но и на Запад – на побережье Сицилии, а может быть, ещё дальше. Климат в Азии, Причерноморье, конечно, резко отличались. В Азии существовала кочевая

Алтай

 
культура.

    С. А. Плетнёва в исследовании «Кочевники Средневековья» о первой фазе кочевания пишет, что огромные пространства степей не были еще освоены полностью, и поэтому объяснять существование той или иной формы кочевания ис­ключительно географическими условиями было бы непра­вильно. Сухие, непригодные для развития скотоводства степи просто не были заселены кочевниками, а с длитель­ными многолетними засухами, ежегодно повторяющимися[13] морозными многоснежными зимами или даже с неблаго­приятными для кочевания климатическими  изменениями кочевники могли успешно бороться путем перекочевки на новые места. При перекочевке, иногда очень длительной, таборное кочевание было единственно возможной формой ведения хозяйства.

Несмотря на большое разнообразие причин, приводив­ших население к необходимости переходить к первой фор­ме (стадии) кочевания, цель перехода всегда была одна: приобретепие любой ценой новых пастбищ, Мaксимальное расширение территории для выпаса стад и охоты.

    Поиски новых пастбищ приводили кочевников, как правило, на путь завоеваний, поскольку ни один народ пе отдавал своей земли добровольно, без сопротивления. Военные действия, целью которых был захват территорий с одновременным уничтожением ранее жившего здесь на-селепия или частичного включения его в свои объединения, можно назвать термином «нашествие».

Люди Улыпа в условиях Вызова-и-Ответа ответили:

·        территориальной;

·        этнокультурной;

·        военно-политической;

·        социально-экономической;

·        этнорелигиозной трансформации.

    В любом случае Улып должен был приспасабливаться к новым Азиатским, Причерноморским и Средневолжским условиям. Трансформируясь, Улып и его народ в Среднем Поволжье сохранились.

Выводы

    «Вызов» для народа Улыпа привёл к «Ответу»:

1.     Из Сибири (Империя Модэ)Улып (народ) откочевал на территорию Прикаспия, Северного Кавказа;

2.     Из Армении (Арамади) Улып (народ) спустился на равнину;

3.     После серьёзных битв с противником : горных людей, степных людей, лесных людей Улып и его народ направились на Среднюю Волгу;

4.     В условиях Волжско-Камской Болгарии Улыпу пришлось вести борьбу с монголо-татарским нашествием, защищать свой болгаро – чувашский язык (R - язык), культуру, территорию и жизнь.

Литература

  1. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби.-М, 2004  - С. 113-130.
  2. Халах эпосе – Шупашкар, 2004 – 382 с.
  3. Улып: Чувашский народный эпос / Ф. Сюин – Чебоксары, 2009 – 462 с.
  4. Сюин Ф. Улып: Чувашский народный эпос / Ф. Сюин – Чебоксары – С. 5-6.
  5. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби – М, 2004 –С. 113-114.
  6. Халах эпосе – С.25.
  7. Халах эпосе – С.38-39
  8. Там же – С.45
  9. Тойнби А. Дж. Постижение истории – С.114
  10. Чувашская литература. – Чебоксары, 2007 – С.78
  11. Постижение истории – С.112
  12. Плетнёва А. С. Кочевники Среднвевековья / А. С. Плетнёва – М., 1982 – С.13
  13. Кочевники Среднвевековья – С.14

2 комментария:

  1. Анонимный16/1/15 20:56

    Бред какой-то. Какой может быть эпос у чувашей? Перепевы чужих сказаний - максимум.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный9/1/19 20:53

    Это хуже, чем бред. Это пишет профессор-историк, чуваш. Это фальсификация. В чувашии много таких бредологов, есть и с учеными званиями. Блевать тянет от их "открытий"

    ОтветитьУдалить