Формирование патриотизма земли в Волжской Болгарии (Булгарии)
Патриотизм и этнопсихология взаимодополняют компоненты друг друга. Этнопсихология влияет на особенности формирования патриотизма конкретного народа. Чувашский народ очень древний народ на земном шаре. Прооснова данного народа уходит в империю хунну. Формирование шло в
1. Империи Аттилы;
2. Западнотюркском каганате;
3. Великой Болгарии;
4. В Суврком царстве в составе Хазарского каганата;
5. Волжской Болгарии;
6. Золотой Орде;
7. Казанском ханстве;
8. России.
На всех этапах (во всех трансформационных эпохах) патриотизм присутствовал у проточувашского (болгаро-суварского) народа.
В эпоху хунну (алтайская трансформационная эпоха), в условиях кочевого быта «первичный» патриотизм был в форме патриотизма рода, племени». У проточувашей яркое отображение такого почтения было в «культе предков», «проторода» и его тотема (бык, корова, волк, утка, барс и т.д.).
Именно в условиях земледельческой культуры (I-III вв. н. эры) у проточувашей формируется общий (болгаро-огурский) язык, этнокультурные и этноязыковые особенности. Появляются города и городская элита, к IV в. н. эры доминирует «патриотизм религии», «патриотизм этноса», «патриотизм земли». «Патриотизм рода» трансформируется в «патриотизм земли».
В условиях «инородческой среды» проточуваши Северного Кавказа на этапе «смешения» впитали новых иранских богов и иранские традиции, что привело к формированию (трансформации) новой этнопсихологии болгар и сувар (проточувашей).
Древнечувашская цивилизация, в отличие от западной, была как «дитя природы». В своем
развитии болгаро-чуваши прошли следующие стадии развития:
• кочевую;
• земледельческую;
• стадию цивилизации
Данная схема изложена профессором А.С. Плетневой. Человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом – не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека – не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом, ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.
Для древнечувашской цивилизации характерны:
- отказ от зла;
отказ от разрушения.
Чувашское духовно-нравственное начало – это миролюбие (В.А.Сбоев), стремление к духовному комфорту.
Болгары – это дети Востока, они любили природу, они любили природу, мир Евразии, пытались постичь тайны мироздания через Тенгрихана, Иисуса Христа, Аллаха. Душой цивилизации был и зороастризм. Удивительно, но такой сложной и мудрой была душа болгарской цивилизации. Болгары были не только романтиками, но и реалистами. Скромность, трудолюбие, неприхотливость и приспособляемость – это тоже свойства болгарской, а ныне чувашской цивилизации. Болгарин и Бог, болгарин и Тенгрихан, болгарин и Аллах, болгарин и Иисус Христос – все в нем. Глубина души чуваша-болгарина – это гармонии внутренняя его с миром, Вселенной, Космосом. Мир, который имеет смысл и разумную цель. Главное для болгарской цивилизации – это борьба добра и зла. Болгарин спрашивал: может ли быть здесь симметрия? И пытался найти в этом сложном историческом пути ответ: как между добром и злом найти гармонию, любовь, прогресс, спокойствие.
Из зороастризма болгарами взяты такие понятия:
- царь (хан) должен быть справедливым;
- богатство – не главная цель человека;
- скромность и достаток;
- вечная борьба добра и зла;
- приоритет добра.
Таким образом, на С. Кавказе проточуваши прошли этап «смешения». На С. Кавказе у проточувашей формируется «культ всадничества» из культа предков, прародителей происходит трансформация в культ кагана, вождя-всадника и второе явление «патриотизма земли» (такой патриотизм появляется в условиях «смуты»
Переселившись «походами» в
Волжская Болгария являлась государством, стоявшим по уровню своего экономического, социального, политического и культурного развития на уровне Киевской Руси. Князья и военачальники, как наместники царя, управляли городами и сельскими общинами. На гербе Волжской Болгарии был изображен барс. В X в. появляется чеканная монета. Главной отраслью сельского хозяйства Волжской Болгарии было пашенное земледелие с плужной обработкой земли. Уборка производилась серпами и косой. Для основной вспашки использовались плуги. В плодородных черноземных землях использовали 4-польную систему. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, чечевицу, горох, просо, коноплю. Большое значение имело скотоводство. Разводили коров, овец, лошадей, верблюдов, коз, свиней. В лесной местности население занималось охотой на куниц, выдр, лис, белок. Также занимались рыболовством, бортничеством. Скот являлся мерилом стоимости. Наблюдается быстрый рост металлургии и кузнечного дела. Производили кольчуги, саблю, домашнюю утварь, керамику, одежду, обувь, украшения. Волга являлась магистральным торговым путем, который связывал богатый пушниной Север, хлебородное Поволжье, Русь ремесленную с Кавказом, Средней Азией. Экспортировали хлеб, мед, воск, пушнину. С развитием ремесленного производства и торговли в X в. возникли г. Булгар, Сувар, Биляр, Ошель, Тигашево. Город Болгар в X - XI вв. являлся столицей Волжской Болгарии, располагался недалеко от устья Камы. Ежегодно мы со студентами ЧГПУ им. И.Я. Яковлева посещаем столицу Волжской Болгарии.
Военные походы. Наступление Владимиро-Суздальской земли на Болгарию начинается походом
Между Болгарией и русскими княжествами сохранялись мирные отношения, существовали не только оживленные торговые отношения, но и довольно прочные политические связи, закрепленные браками между русскими князьями и болгарской знатью. Известно, что жена князя Андрея Боголюбского была болгаркой, вероятнее всего христианской.
Войны были постоянными между разными государствами. Так, по мнению С.П. Хантингтона, войны были:
1. между царями;
2. между государствами;
3. между различными идеологиями;
4. могут быть между цивилизациями.
На сегодня, по его утверждению, их 8-9 мировых цивилизаций. Восточно-христианская, западно-христианская, исламская и т.д.
В этих условиях понятие патриотизм земли (отчизны) приобретает значение патриотизм (государства). А. Тойнби в своей работе в разделе «Сравнительное исследование цивилизации» о православной религии пишет: « Попробуем определить, какое общество предшествовало православному христианскому. При первом приближении мы не встречаем трудностей, так как здесь налицо и универсальное государство, и универсальная церковь, и движение племен – явления не только аналогичные, но даже идентичные тем, что уже встречались нам в исследовании исторических оснований западного общества, а значит, православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. Чтобы понять, каким образом это становится возможным, обратимся вновь к географическому фактору.
Если мы попытаемся отыскать стержневую ось православного христианского мира, то обнаружим, что, подобно исходной линии западного общества, она берет свое начало в центре эллинского мира, в Эгейском море. Однако простерлась она в другом направлении и на другое расстояние. Тогда как в первом случае движение шло на северо-запад – от Эгейского моря к Лотарингии, во втором случае оно шло в северо-восточном направлении, пересекая по диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя между Константинополем и Неокесарией. Эта линия значительно короче, чем линия между Римом и Римской стеной. И это обусловлено тем историческим фактором, что экспансия православного общества была гораздо менее масштабной, чем экспансия западнохристианского общества.
Экспансия православного христианского общества шла отнюдь не по прямой, и наша условная осевая линия, будь она продолжена в обоих направлениях, образовала бы фигуру полумесяца с рогами, обращенными на северо-запад и северо-восток. На северо-востоке православное христианство первоначально закрепилось в Грузии, в предгорьях Кавказа, а к началу VIII в. н.э. оно перевалило через Кавказский хребет, достигnнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь. [1]
А.Тойнби далее пишет:
Православное христианское общество могло теперь распространять сове влияние на степь во всех ее пределах, подобно тому как западное общество, установив отправной пункт на Иберийском полуострове, постепенно овладело Южной Атлантикой и утвердило себя в заморских землях, именуемых ныне Латинской Америкой. Однако пока православное христианство медлило у северного подножия Кавказа на краю степи, иудаизм и ислам также вышли на историческую арену.
Иудаизм распространился среди хазар, живших между Нижней Волгой и Доном, а ислам – среди белых болгар на Средней Волге. Эти обстоятельства положили конец экспансии православного христианства на северо-восток. [2]
На северо-западе православное христианство охватило Балканы и приготовилось совершить прыжок в Центральную Европу, но здесь оно оказалось в конкуренции с западным христианством, которое начало действовать раньше и имело к тому времени достаточно прочные позиции. В IX в. эти два конкурирующих между собой общества были готовы начать позиционную войну. Папа сделал болгарам предложение объединить церкви; Византия, или Восточная Римская империя – призрак Римской империи, - направила своих миссионеров Кирилла и Мефодия к славянам Моравии и Богемии. Однако эти взаимные выпады были прерваны внезапным набегом языческих мадьярских кочевников, пришедших из Евразийской степи и занявших территорию, называемую ныне Венгерский Альфельд. Граница между западным и православным христианством окончательно определилась в Х – ХI вв., причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в состав западного общества.
Итак, проследив экспансию православия и сопоставив этот процесс с аналогичными процессами из истории западного общества, мы прояснили вопрос, каким образом и почему эллинское общество стало «отцом» двух «сыновей». Другими словами, дифференциация западного и православного христианства породила два различных общества. Из одной «куколки» - католической церкви – образовались два самостоятельных организма: римско-католическая церковь и православная церковь. Схизма продолжалась в течение трех веков и привела к трем разрушительным кризисам. Первый кризис, разразившийся в VIII в., представлял собой конфликт между иконоборцами и папой по вопросу об обряде – конфликт, завершившийся возрождением постулатов Римской империи в православном христианстве Львом Исаврийцем. Аналогичная попытка эвокации призрака Римской империи, предпринятая незадолго до этого Карлом Великим, закончилась неудачей. Второй кризис – это конфликт IХ в. между вселенским патриархом Константинополя и папой по вопросу о церковном авторитете, - конфликт, столь драматично сказавшийся на судьбе патриарха Фотия и вызвавший глубокий раскол между иерархиями Рима и Константинополя, соперничавшими за сферы влияния в Юго-Восточной Европе. Третий кризис привел к окончательному разрыву между двумя иерархиями, что случилось в ХI в.
Догматический вопрос, вокруг которого разгорелись страсти, не был чисто богословским вопросом, он тесно увязывался современниками с политической борьбой.
Разрыв
Католическая церковь на Западе функционировала под началом римской иерархии, что на несколько веков задержало процесс артикуляции западного общества в самоцентрированные локальные государства нового времени. Между тем православная церковь стала государственным институтом, сначала в восстановленной Восточной Римской империи, а затем и в государственных, принявших православие позже. [3]
Патриотизм земли был в Волжской Болгарии, где с
Монголо-татарская агрессия уничтожила 30 % населения Волжской Болгарии. 60-летняя война конца XIV – начала XV вв. истребила до 80 % населения Болгарского улуса Золотой Орды. Процессы выживания и вытеснения «худых болгар» продолжался и в последующие годы.
Вывод
1. О наличии патриотизма земли (отчизны) болгар мы можем проследить в постоянной защите Волжской Булгарии.
2. В 1223г. болгары разбили отряд монголо-татар под г. Сувар («Баранья битва»). Сувары обменяли 4,500 воинов на 4,500 баранов, всего погибло со стороны неприятеля около 500 воинов.
Для болгар-мусульман и болгар-язычников в условиях Волжской Болгарии не имел значение религиозный признак (в отличие от Золотой Орды и Казанского ханства);
3. Патриотизм религиозный не доминировал;
4. Наличие 500-летних этнографических и географических границ (Волжская Болгария) и привело к мирному синкретизму культур с доминированием проточувашского (болгарско-огурского) языка (татарские ученые утверждают болгаро-кыпчатского языка, что исторически не верно);
5. Культурный и религиозный синкретизм консолидировал угро-финские и тюркско-иранские этнообразующие народы в условиях Волжской Болгарии (до
6. Таким образом, следует отметить, что у болгар и сувар в условиях централизованной Волжской Болгарии сформировалось понятие патриотизма земли (государства), закрепилось понимание, что государство имеет определенные этнорелигиозные, географические границы и этногеополитические задачи.
Население знало, что Волжская Болгария существует около 500 лет, Болгаро-тюрская и угро-финская административная, военная и религиозная элита защищали свои геополитические интересы. Угро-финское население и элиты тяготели к Волжской Болгарии и за всю историю государства болгар не было восстаний угро-финского населения против болгар. Мордва, черемисы (мари), муромчане, северные народы искали покровительство у волжских болгар, активно с ними торговали.
7. Думаем, что для болгар («белых» по утверждению А.Тойнби) был «патриотизм общей государственности», но такое понимание могло сохраниться до
Литература
1. Тойнби А. Сравнительное исследование цивилизаций. / А. Тойнби - С.47
2. Тойнби А. Сравнительное исследование цивилизаций. / А. Тойнби - С.48
3. Тойнби А. Сравнительное исследование цивилизаций. / А. Тойнби - С.49
Комментариев нет:
Отправить комментарий