Страницы

13 марта 2011

МОСКОВСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЧУВАШСКОГО КРАЯ

МОСКОВСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЧУВАШСКОГО КРАЯ

Российские исследователи предлагают различные концепции развития Российского государства. Чувашские ученые – свои. Так, например, по мнению В.В. Викторова российская цивилизация имеет свои этапы:

1. Восточнославянский (VIII – XIII вв.);

2. Московский (XIII – XV вв.);

3. Великорусский, или царский (середина XVXVII вв.);

4. Императорский (XVIII в. 1917г.);

5. Советский (1917 – 1992гг.);

6. Постсоветский (с 1992г.) [1].

Некоторые русские ученые предлагают другую хронологию развития российской цивилизации:

1. Киевский (Киевская Русь);

2. Московский (до 1700г.);

3. Петровский (до 1917г.);

4. Советский (с 1917 по 1991гг.);

5. Российский (с 1992г.).

Московско-царский дополняют друг друга. Императорский и Петровский – одно и тоже. Остальные совпадают. Где в этом процессе находились, и что предприняли народы Урало-Поволжского региона? Чувашская, марийская аристократия повела свои народы в лоно российской цивилизации и вошли в состав России практически одновременно. Чувашия в июне 1551г., Марий Эл – 1552г., Мордовия намного раньше (XIV в.)

Профессор Н.В.Заварюхин в работе «Очерки по истории Мордовского края периода феодализма» [2] пишет: «В XIV в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, являлась житницей ордынского государства. В тот период мордовские крестьяне осваивали под пашню степные участки. Сильная ханская власть способствовала дальнейшему социально-экономическому развитию территорий, ломке межнациональных барьеров, развитию торговли, росту численности населения. Материалы раскопок земледельческих поселений мордвы XIV в. свидетельствуют о сравнительно зажиточной жизни людей, что не соответствует традиционным представлениям о положении народов в составе Золотой Орды.

Новый этап в жизни народов Восточной Европы начался с конца XIV в. что связано с правлением московских князей Дмитрия Донского (1359 - 1389гг.) и его сына Василия I (1389 — 1425гг.). Это время активной внешней политики Московского княжества, сыгравшего, по мнению Л.В.Черепнина, ведущую роль в объединительном процессе Руси. Куликовская битва 1380г. нанесла ощутимый удар по Золотой Орде, а начатая последней в конце 80-х гг. междоусобная война со среднеазиатским ханством Тимура основательно подорвала ее мощь. В ходе междоусобной войны войска Тимура опустошили все степные районы Орды, Азербайджан, Северный Кавказ и, по-видимому, лесостепную часть Поволжья. Была уничтожена столица Золотой Орлы — Сарай, основанная ханом Батыем. В 90-х гг. XIV в. ликвидирован улусный центр на реке Мокше (ныне Наровчат Пензенской области). Мордовские и русские князья не участвовали в этой войне.

В конце XIV в. началось укрепление русской великокняжеский власти на мордовской земле. К имеющимся опорным пунктам (Нижний Новгород, Курмыш, Муром) в 1382г. прибавился Сергач. О наступательной стратегии в Поволжье московского князя свидетельствует договор от 1390г. с князем серпуховским и боровским Владимиром Андреевичем. Великий князь четко очертил план присоединения к Москве Мурома, Торусы «или иные места». Василий I осуществил давнюю мечту русских князей о закреплении за Москвой лесостепной полосы, населенной мордвой, татарами, буртасами.

В 1392г. Нижегородское княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. Юго-восточная граница Нижегородского княжества, как отмечает В. А. Кучкин тянулась от Волги по правобережью Суры, сурским и алатырским лесам до Оки. О том, что междуречье Суры и Алатыря являлось в прошлом границей с Ордой, свидетельствуют многочисленные старинные укрепления: городища, земляные валы, засеки и т.д. Система обороны границ была эшелонированной. Опорные пропускные пункты располагались на дорогах, которые пролегали по мордовской земле. Одна из них проходила из Мурома через с. Большое Игнатово алатырскими лесами, мимо населенных пунктов Каменка, Чамзинка. Андреевка, Атяшево, Сабанчеево, через водораздел («корен пандо») Алатыря и Суры левобережьем реки Чеберчинки, по возвышенности урочища «Крутой бугор» к селам Чиндяеево, Морга, Чеберчино, Буртасы. Эта дорога существует и сейчас. На ней можно встретить сохранившиеся с тех далеких времен названия: Биця пандо, Засек пандо, Орта пря, Ош, Сеча. Вероятно, по ней проходил в 1401г. отряд великого князя Василия I, возглавляемый Иваном Удой и Федором Глебовичем, отправленный в погоню за татарским отрядом, вы кравшим жену бывшего нижегородского князя Семена Дмитриевича княгиню Александру, родную сестру московского князя. Отряд «ндоша на мордву, наехаша же ю в Татарской земле, на месте, нарицаемем Циберца». Княгиня с детьми была освобождена, пленных татар привели в Москву. То, что это событие произошло в окрестностях с. Чеберчина Дубенского района, подтверждает легенда о Царицыном луге, сохранившаяся до сих пор в селе Пуркаеве.

В 1393г. Мещера, населенная мордвой — мокшей и эрзей, буртасами, татарами и отчасти русскими, вслед за эрзянскими землями добровольно признала власть Москвы. Великие князья рассматривали ее как часть своей вотчины. Право на это им давала купчая, которую приобрел великий князь Иван Ярославович у мещерского князя Александра Уковича. Последний, возможно, был одним из мордовских или татарских князей, распоряжавшимся Мещерой как собственной вотчиной. Во всех грамотах великих и удельных князей XIV - XV вв. постоянно упоминалось о том, что Мещера — это территория Московского княжества. Вот, например, что написано в договоре от 1382г. великих князей московского Дмитрия Ивановича и рязанского Олега Ивановича; «А что купля князя великого Мещера, как было при Александре Уковиче, то князю великому Дмитрию, а князю великому Олегу не вступатися по тот разъезд».

В договорных грамотах постепенно исчезло негативное отношение к мордве. Так, в договоре от 1396г. между великими князьями московским Василием I и тверским Михаилом Александровичем содержится запись о совместных действиях против врагов Руси: «...на татары, и на литву, и на немцы, и на ляхи за одни». Мордва уже не фигурирует здесь как политический противник, и это не случайно, потому что мордовские князья несли службу у великих князей, обороняя русские территории. Вместе с ними российскую окраину защищали в XIV в. и татары-мишари («наши ординцы»). Это видно из соглашений между великим князем Дмитрием Ивановичем и князем серпуховским и боровским Владимиром Андреевичем.

Другое соглашение между князьями, относящееся к 1401—1402гг., иллюстрирует то, как существенно расширились владения московского великого князя после присоединения мордовских земель. Наряду со стародавним «своим уделом» Василий I подчинил себе «Волок и Ржев с волостми, Новагород Нижней с волостми, и что к нему потягло, и Муром с волостми, и что к нему потягло, и Мещеру с волостми, и что к ней потягло…». Власть великого князя распространилась «...и в та места в Татарская и Мордовская…», как было при прежних князьях. [3]

Позиция Н.В.Заварихина по вхождению Мордовии в состав России такова: «В конце XIV века начался новый этап истории мордвы, связанный с вхождением эрзянских и мокшанских земель в состав московского княжества. Добровольным или насильственным был этот процесс? Профессор считает, что нельзя ответить однозначно, потому что были и военные столкновения, и мирные соглашения». [4]

Марийский профессор Г.А.Айплатов в докторской диссертации о марийском вхождении писал так:

«В этих условиях народные массы в лице наиболее дальновид­ных представителей правящих кругов, в лице сотников, пятиде­сятников и князей, какими были Акттарс и его сподвижники Аказ, Кобяш, Яныгит, Токсубай, Токпай, выступили за прекра­щение междоусобиц, упрочение связей с Россией и принятие российского подданства.

По-чувашски Акказ (Аказ), Топай (Топпай), данная деревня существует в Мариинско-Посадском районе ЧР, д. Большое Аккозино (Туппай, или Топпай).

В борьбе с Казанским ханством Русское государство пресле­довало и свои цели: во-первых, обезопасить восточные границы, ликвидировать угрозы с востока, чтоб активнее вести борьбу на другом направлении, то есть за выход к Балтийскому морю; во-вторых, большое значение для экономики Русского государства, заинтересованного в торговле с волжскими странами, имело овладение волжским путем; в-третьих, русским феодалам было желательно завладеть плодородными землями Среднего Поволжья.

На историческом фоне противостояния между Москвой и Казанью исключительное значение имели события 1545-1547гг., когда были организованы походы русских войск на Казань, когда в конце 1545г. вспыхнуло народное восстание, в результате которого был свергнут с престола крымский ставленник Сафа-Гарей и возведен на престол сторонник Москвы Шах-Али -касимовский царь, недолго продержавшийся на казанском прес­толе. 7 декабря 1546г. в Москву было направлено горномарийско-чувашское посольство, выразившее изъявление принять русское подданство и обещавшее оказать необходимую помощь русско­му войску во время его решающего похода на Казань. Горные марийцы и чуваши, таким образом, выразили свою готовность принять присягу верности русскому царю. После этой миссии они в течение более 4-х лет (с декабря 1546г. по июнь 1551г.) фактически не подчинялись ханским властям.

Походы русских войск, организованные в 1547-1550 гг. по просьбе местного населения правобережья, были неудач­ными в силу ряда причин (отсутствие артиллерии, неудач­ный выбор времени). Но из этих в целом неудачных походов были извлечены уроки.

Огромную роль в борьбе с ханством сыграло основание в мае 1551г. города Свияжска - укрепленной крепости, ставшей военно-продовольственной базой и плацдармом в непосредственной близости от Казани. Граница ханства с Россией от Суры пере­двинулась на р. Свиягу, а Сурско-Свияжское междуречье отошло к России. Местное население оказывало помощь русским воинам в строительстве Свияжска. Об этом повествуют «Казанская история», участник похода A.M. Курбский и русские летописцы.

Уже на третий день после прибытия русской судовой рати в Свияжск к русским воеводам и находившемуся с ними Шах-Али стали прибывать чуваши, горные марийцы. По словам лето­писца, «…видев то, что город царя православного стал в их земле, горные люди стали просить, чтобы государь их пожаловал, и велел бы им быть у Свияжского города и воевати их не велел».

После этого старейшины, сотники и ясачные люди направили в Москву послов, по просьбе которых Иван IV приказал взять горных людей в подданство «к своему Свияжскому городу». Горная сторона стала самостоятельной областью, независимой от ханства. Горным людям была дана жалованная грамота за золотой печатью. Она до нас не дошла. Им был также предо­ставлен ряд льгот, в частности, освобождение от уплаты ясака в течение трех лет. Таким образом, вхождение Горной стороны Марийского края в состав России произошло по мирному че­лобитью и волеизъявлению населения. Оно было оформлено торжественным актом - выдачей жалованной грамоты.

Мирное вхождение Горной стороны в состав России имело историческое значение, предрешившее судьбу дальнейших собы­тий следующего года. После присоединения Горной стороны бы­ла проведена перепись населения, во время которой было учте­но 40 тыс. «луков гораздых стерльцов», то есть взрослых, умеющих стрелять из луков. В августе 1551г. под наблюдением русских воевод был организован поход горных марийцев и чу­вашей на Казань с целью демонстрации казанцам верности жителей Горной стороны принесенной им присяге («шерти»).

Весной 1552г. русское правительство предприняло решаю­щий поход на Казань, во время которого жители правобережья Волги оказывали действенную помощь русским войскам, о чем свидетельствуют русские летописцы, А.М.Курбский и марий­ские исторические легенды. Во время похода русских войск на Казань ханские феодалы предпринимали экспедиции на Горную сторону, стремясь переманить на свою сторону «горных людей».

После завоевания Казани 2 октября 1552г. ханство как феодальное государство престало существовать. Но борьба за его восстановление продолжалась». [5]

1. Мордовская историческая наука может рассматривать вхождение мордовских земель в условиях Московского этапа российской цивилизации (XIIIXV вв.);

2. Чувашская историческая наука рассматривает мирное вхождение Чувашии в состав России с 1551г. По утверждению российских исследователей (великорусский этап) середина XVXVII вв. входит в царский этап;

3. Марий Эл (край) вошел в состав России мирно, добровольно в 1552г. У мордвы и марийцев процесс вхождения занял десятилетия, у чувашей процесс начался с 1523г., ускорился (1546-1551гг.) в ходе национально-освободительной войны против Казании и завершается в июне 1551г. – вхождением.

О первом варианте вхождения Чувашских земель (части Горной стороны) В.Д.Димитриев пишет, что, по словам одного малоизвестного летописного памятника, «воеводы великого князя и город Суреск (т.е. Васильсурск. – В.Д.) на реке Суре поставили, и Мордву, и Черемису казаньскую за государя всея Русии к шерти (т.е. к присяге. – В.Д.) привели». Хотя М.Н.Тихомиров склонен считать это событие временным присоединением Присурья к Русскому государству, но в цитате речь идет, вероятно, об обязательстве населения Засурья не нападать на Васильсурск. По данным других летописей, Василий III во время основания Васильсурска «отпустил под Казань царя Шигалея въ судовой рати по Волзе, а съ нимъ воеводъ своихъ, такоже и Полем конную со многыми людьми, а велел пленити Казанские места… и великого князя воеводы Казанские места плениша, возвратишася здрави, многъ плень с собою приведоша».[6] Василий III стремился восстановить протекторат над ханством.

Летом 1524г. Василий III организовал новый поход на Казань. Согласно летописям, в нем участвовало до 150 тыс. войска (С.Герберштейн даже указывает 180 тыс.). Казань подготовилась к отпору, мобилизовала в армию не только татар, но и чувашей, марийцев и удмуртов, которым приходилось участвовать в боевых действиях под принуждением татарских военачальников и своих сотников. Этот поход в летописи описан так: «Тое же весны послалъ князь великий рать свою х Казани, Шигалея царя, а с нимъ воеводъ своихъ въ судехъ и конми, за их неисправление… И царь Шигалей и великого князя воеводы судовые пришедь х Казани, и собравшися князи, и мурзы и вся земля Казанская, и встретиша великого князя въеводъ за двадцать верстъ оть Казани от города на Свияге, и бысть имъ бой, и поможе Богъ великого князя въеводамъ. И на томъ бою многыхъ князей, и мурзь, и Татаръ, и Черемису, и Чювашу избиша, а иныхъ князей и мурзъ многыхъ живыхъ поимаша. И снидошася конная рать съ судовою, и начаша приступати къ граду, и многыхъ Татаръ подъ градомъ погибша; и Казанци видя свое изнеможение и добиша челом великого князя воеводамъ да и шерть дали на всей воли государя великого князя»

Более подробно, но, как признано историками, не совсем точно описывает поход 1524г. С.Герберштейн. Между прочим, он указывает, что Василий отправил из Нижнего Новгорода для оказания помощи своим войскам под Казанью конный отряд в 500 человек и флотилию князя И.Палецкого с продовольствием (по сведениям «Казанского летописца», и стенобитным нарядом - артиллерией). Конный отряд перебили черемисы, а живых осталось только 9 человек, а флотилию И.Палецкого с продовольствием разгромили они же. Анонимный автор «Казанского летописца» и передал его рассказ в своем изложении: «Там, где Волга, усеянная островами, стесняется между ими, черемисы запрудили реку каменьем и деревьями. Сия преграда изумила россиян. Суда, увле­каемые стремлением воды, разбивались одно об другое или об кам­ни, а с высокого берега сыпались на них стрелы и катились бревна, пускаемые черемисами. Погибло несколько тысяч людей, убитых или утопших; и князь И.Палецкий, оставив в реке большую часть военных снарядов, с немногими судами достиг нашего стана».

Некоторые историки с недоверием относились к рассказу авто­ра «Казанского летописца». Первый чувашский историк С.М.Михай­лов увязывал место разгрома флотилии И.Палецкого с существовав­шей на Сундырской горе татарской крепостью (в 15 верстах ниже построенного позже г. Козьмодемьянска на Волге). Операция по разгрому русской флотилии, несомненно, была подготовлена та­тарскими военачальниками. Среди исполнителей, вероятно, преобла­дали черемисы, среди которых были, по-видимому, не только горные и луговые марийцы, но и чуваши. Население Горномарийского райо­на не стало бы участвовать в подобных событиях, если оно уже к 1523г. было завоевано русскими. Русские войска под Казанью не добились успеха и, неся значительные потери, возвратились в Мос­ковию. В «Казанском летописце» сообщается, что на обратном пути воеводы «повоеваша нагорную черемису». Однако в других летописях об этом не сказано. Замысел Василия III о восстановле­нии протектората над ханством не осуществился. В мирных переговорах, проводившихся казанскими и московскими дипломатами вплоть до 1530г., московская сторона безуспешно настаивала на признании русского протектората. В течение шести лет военных столкновений между Москвой и Казанью не было». [7]

Рассмотрим процесс цивилизационного вхождения по Н.Я.Данилевскому (1822-1885гг.). Он считал, что как показывает история, цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому. Но это не значит, что они не воздействуют друг на друга.

Распространение цивилизации по Н.Я.Данилевскому:

1. Пересадка. Простейший способ - пересадка с места на другое посредством колонизации. Так финикияне передали свою цивилизацию Карфагену, греки - Южной Италии и Сицилии, англичане - Северной Америке и Австралии. Если бы существовала общечеловеческая цивилизация, то в ее интересах было бы повсеместно употребить этот способ. То есть других народов, не принадлежащих к этой цивилизации, просто не должно существовать. Точно так же, как в интересах земледелия не должно существовать сорняков, – считает славянофил.

2. Прививка по Н.Я.Данилевскому. Другая форма распространения цивилизации, которую часто рассматривают как передачу цивилизации, - прививка. Но почка, вставленная в разрез дерева, или черенок, прикрепленный к свежему срезу ствола, нисколько не меняют характер растения. Цезарь привил римскую культуру кельтам. Надо быть убежденным в негодности самого дерева, чтобы решиться на подобную операцию. Прививка не приносит пользы тому, к чему она прививается, ни в физиологическом, ни в культурно-историческом смысле.

3. Н.Я.Данилевский также считает, что еще один способ воздействия одной цивилизации на другую заключается в том, что народы одного культурно-исторического типа знакомятся с результатами чужого опыта, заимствуя то, «что, так сказать, стоит вне сферы народности, то есть выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств и промышленности». А все то, что относится к познанию человека и общества и, в особенности, к практическому применению этого познания ни в коем случае не может быть заимствовано. Это можно лишь принять к сведению. Так Египет воздействовал на Грецию, Греция - на Рим, Рим и Греция - на германо-романскую Европу.

До 1236г. (разгрома Волжской Болгарии монголо-татарами) Московия (Россия) и Волжско-Камская Болгария оказывали существенное воздействие друг на друга: торговля, культура, язык, религия, военное дело, строительство и т.д.

Поставим проблему:

1. Волжская Болгария;

2. Золотая Орда;

3. Казанское государство.

a) Воздействовали;

b) Пересаживали;

c) Прививали;

d) Заимствовали.

Проблема имеется. Думаем, следует обратить внимание на воздействие Московии (России) на Казанию, и ханства на Россию.

4. Четвертый закон Н.Я.Данилевского можно рассматривать по отношению к народам Урало-Поволжского региона с конца XIV века (Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Коми, Татария, Башкирия). Согласно четвертому закону культурно-исторического движения цивилизация данного типа достигает разнообразия и богатства тогда, когда составляющие ее этнографические элементы разнообразны, но составляют или федерацию, или политическую систему государств. Но тогда возникает вопрос: где проходит граница между требованием национальной самобытности, необходимым для свободного выражения жизненных проявлений культурно- исторического типа, и требованием национального единства, обеспечивающим политическую независимость? «Черта эта, кажется мне, проведена весьма ясно самой природой». Народ, говорящий на языке с близкими наречиями, дающими возможность свободно понимать друг друга при общении, должен составлять политическое целое. Несмотря на различие в наречиях (великорусское, малорусское, белорусское) русский народ составляет единое государство.

Чего достигла Чувашия в условиях московской модернизации российской цивилизации (по В.В.Викторову – великорусский этап). Мы с 1551г. данный период относим к российской трансформационной эпохе?

1. По В.В.Викторову великорусский этап длился до XVII века, императорский (Петровская модернизация) с XVIII века по 1917г.;

2. Таким образом, хронология периода – с середины XV века до 1700г.

Выводы

1. 1445г. – образование Казанского ханства и продолжение радикальной смены цивилизации (первый этап);

2. С 1546 – по 1551гг. – национально-освободительная война Чувашии против Казани;

3. Середина XVI века - вхождение Чувашии в состав России;

4. Продолжение строительства в Чувашском крае, Марий Эл, Мордовии военно-торговых городов;

5. Создание инфраструктуры в крае;

6. Начало и продолжение христианизации среди народов Среднего Поволжья;

7. Привлечение родовой аристократии к делам управления в крае;

8. Углубление социально-экономических, военно-политических противоречий (трехэтапная черемисская война, Казанское восстание против русской экспансии);

9. Административно-территориальные изменения края;

10. Углубление процесса заимствования (по Н.Я.Данилевскому) русского языка, культуры, одежды, музыки, традиций народами Среднего Поволжья;

11. Распространение межэтнических браков среди инородцев;

12. Отход части христиан – чуваш, христиан – марийцев в ислам;

13. Н.В.Никольский по поводу христианизации писал: «Поэтому начали действовать путем мер, которые должны были вызвать обрусение инородцев. Указом царя Федора Иоанновича имелось в виду:

a) Поселение новокрещенных в среду русского населения;

b) Устройство особых новокрещенских приходов;

c) Браки новокрещенных с русскими;

d) Постоянное наблюдение светских властей над новокрещенными;

e) Наказание ослушников епитимией, железом, цепями, тюрьмой;

По-видимому, этот указ к чувашам отчасти применялся. Некоторые новокрещенные чуваши XVI века жили, например, в Козьмодемьянске.

Религиозно-нравственное состояние новокрещенных было безотрадное: они не исполняли христианских обязанностей, производили впечатление отпадших от православия

В XVII веке дело просвещения чуваш идет не лучше, чем в XVI веке. Развитию миссионерского дела препятствовали: общегосударственная смута (1605-1613гг.), поволжские бунты казаков, ногаев, черемис и, наконец, разиновщина (1668-1671гг.).

Деятельность миссии носила характер частичности, случайности. Главным двигателем миссии было Московское правительство; оно издавало указы, имевшие в виду расширить права новокрещенных и урезать права некрещеных. В силу указов 1628г. и 1681г. иноверец-помещик не мог владеть крещеными холопами, указами 1654г. и 1680г. некрещеный иноверец не мог получить наследство после крещеного родственника. Наконец, в целях усиления миссионерского дела в Поволжье была открыта Нижегородская епархия. Применение правительственных указов лежало на обязанности воевод. Кроме этого, воевода был обязан посылать к иноверцам проповедников, давать льготы новокрещенным, строить церкви и монастыри. Интересы общегосударственные и личные заставляли воевод заботиться о распространении христианства среди иноверцев. Через принятие христианства последние в глазах единомышленников были «русскими» и сторонниками русских (Сочинения.- С.104)

14. Московский (всероссийский) этап модернизации российской цивилизации завершил в Чувашском крае русско-православную европеизацию края;

15. Следует отметить, что чувашская аристократия и зажиточная часть населения добровольно принимала православие.

Литература

1. Викторов, В. В. Российская цивилизация / В. В. Викторов. – М.: Вузов. учебн., 2009. – С. 27.

2. Заварюхин, Н. В. Очерки по истории Мордовского края периода феодализма / Н. В. Заварюхин. – Саранск, 2009. – С. 19-20.

3. там же - С. 20.

4. там же - С. 21.

5. Айплатов, Г. Н. Марийский край в составе Российского государства второй половины XVI – начале XVIII вв.: Проблемы солциально-экономической и политической истории // Дисс. На соиск. уч. ст. д.и.н. – Чебоксары, 2002. – С. 17-18.

6. Димитриев, В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству / В. Д. Димитриев. – Чебоксары, 2002. – С. 46.

7. там же – С. 47-48.

Комментариев нет:

Отправить комментарий