Страницы

17 марта 2011

А.Х.Халиков о болгарской народности в период Золотой Орды

А.Х.Халиков о болгарской народности в период Золотой Орды

     Чувашские  и татарские историки, языковеды и этнографы с различных позиций трактуют  проблемы  этногенеза болгаро-чуваш и татар.

  Наша позиция следующая:

·        В ходе 300 летней ордынской эпохи (с 1243г по 1552гг) древнеболгарская народность трансформировалась в чуваш («худоболгары»);

·        Болгарский язык (носители R - языка), болгарская культура, языческо - исламские традиции, болгарский философский мир и болгарская душа сохранилась в чувашской народности.

И.Н.Смирнов(1856-1904 гг.) отметил, что наследниками болгарской цивилизации являются чуваши. О болгарском происхождении чуваш писали Н.И.Ашмарин, И.Д.Кузнецов, Н.В.Никольский, М.П.Петров-Юман, В.Ф.Каховский, Б.В.Каховский, В.Д.Димитриев, В.П.Иванов, Г.И.Тафаев. В конце XX- начала XXI вв. запускается идея чуваши –сувары, а  болгары - татары. В Чувашии появились различные общества типа «Сувар» и т.д., цель общества «Сувар» закрепление за татарами – болгар, за чувашами – сувар.

   А.Х.Халиков в главе «Булгарская народность в период Золотой Орды» пишет следующее: Золотая Орда, основанная монгольскими ханами для удержания в покорности завоеванных булгаро-поволжских, причерноморско-каспийских, южноуральских, западно-среднеазиатских, прикавказских и славяно-русских земель, во второй половине XIII и первой половине XIV вв. становится крупнейшим государственным образованием средневековой Евразии. Первоначально она создается как паразитарное государство, экономическую основу которого составлял труд порабощенных народов, а территориальную – политическая власть, разветвленная военно-бюрократическая система ордынских ханов. Основу же населения Золотой Орды составили покоренные монголами и ордынскими феодалами народы Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, в том числе в массе своей кипчако-половецкое кочевое население степей. Отсюда и первоначальное название «Дешти-и Кыпчак», т.е. степи кипчака, и городское население как околостепных цивилизаций, прежде всего Хорезма, Кавказа и Булгарии, так и насильственно согнанных ремесленников и горожан из разных стран в искусственно созданные монголами города. [1]

   Исследователь верно утверждает, что практически золотоордынская городская культура, являвшаяся эклектической, возникла на базе производственных и культурных достижений покоренных народов. Но и языки народов, вошедших в состав Орды, были  во многом близки между собой, они входили в основном в систему тюркских языков кыпчатского типа.

  Булгария и населявшие ее народы в XIII-XIV веках испытывали все трудности, связанные с монгольским нашествием и Ордой.

  Автор ссылается на позицию Ф.Энгельса:

·        Дикий победитель принужден приноравливаться к высшему «экономическому положению»;

·        Дикий победитель покоривший им народ ассимилирует;

·        Часто заставляет даже принять свой язык. Обратим внимание на процесс смены цивилизации, которая шла с 1236 года по 1552 год на землях Волжско-Камской Болгарии, Золотой Орды и Казанского Ханства;

·        С 1236 по 1445 гг. на территории Золотой Орды (Волжско-Камских землях) осело около 50 тыс. татаро-кыпчаков;

·        С 1445 по 1552 гг. (Казанское ханство) осело еще 50 тыс. татар и кыпчаков (половцев);

·        «Дикий победитель» (по Ф.Энгельсу) покоренный народ стал ассимилировать (болгар);

·        В ходе ордынской эпохи (300 лет) татаро-кыпчакский язык (носители Z-языка) заставили часть болгар перенять свой язык.

Обратим внимание на процессы, которые подметил А.Х.Халиков.

Так случилось и с монголами. Относительно немногочисленные даже при завоевании Восточной Европы, представители покоренных ими племен и народов, получившие общее имя – татары, число собственно монгол в Орде еще больше уменьшается. Как сообщает Рашид-ад-дин, большая часть монгольских воинов ушла в свои степи. Оставшееся, и не только рядовое, но и знатное население, довольно быстро денационализировалось и растворилось в преобладающей массе тюрко-язычного (булгаро-кыпчацкого) населения. Красочно этот процесс применительно к Орде в 40-е годы XIV отметил египтянин ал-Омари: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что Монголы (и татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак  с ними и оставались жить на земле их. Таким образом долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменяет прирожденные черты согласно ея природе».

  Действительно, уже в XIV веке во времена Узбек-хана  основным языком Орды становится тюркский язык булгаро-кипчацкого типа. На этом языке разговаривали, на нем велась деловая и экономическая переписка, он становится литературным языком Орды, языком «тюрки». Ибн Батутта, посетивший в 30-е годы XIV века Сарай и южные города Булгарии, называет жителей этих областей тюрками. В 1303 г. в Италии составляется знаменитый половецко-латинский словарь (Codex cumanicus), предназначенный для европейских купцов, торговавших с Ордой и с подчиненными ей странами. Этот словарь в своей основе также является булгаро-кипчацким. Наконец, созданные в XIV веке  литературные памятники Золотой Орды, такие, как «Мухаббет намэ», «Нахдж ал-Фарадис», «Глистан» и др., были написаны на том же языке. Это обстоятельство имело немаловажное значение в судьбах тюркоязычных народов, вошедших в состав Орды или находившихся в зависимости от нее к унификации и своеобразной нивелировке всех этих языков, другими словами – к их кипчакизации. Можно сказать, что именно в это время сложились и сблизились между собой языки большинства тюркоязычных народов, ныне живущих в Восточной Европе: казанских татар и татар-мишарей, башкир и ногайцев, кумыков и гагаузов, караимов и крымских татар...

   Наряду с этим следует заметить, что политическим языком, т.е. языком документов и дипломатики, в Орде практически до Узбека оставались монгольский уйгурский языки. Последний, писавшийся иным, не арабским шрифтом, проникал и в Булгарию. На этих языках и письменах составлялись дипломатические письма, особенно в центральную ставку монгол – Каракорум, а также ханские ярлыки. В последующем, когда общеразговорным языком стал арабский, распространившийся в Орде становится тюрко-кипчацкий, дипломатическим языком стал арабский, распространившийся в Орде вместе с исламом, который принял еще Берке-хан преимущественно через мусульман-булгар.

   Как мы уже неоднократно отмечали, монгольские и ордынские войны на территории Булгарии, продолжавшиеся более 50 лет (1223-1278 гг.), привели к огромным территориальным, культурно-экономическим и политическим потерям и изменениям. Прежде всего, Булгария перестала существовать как единая вместе с обулгаризированной  Буртасией страна. Она распалась на собственно Булгарию и на Буртасию. Уже в ранних персидских источниках 60-х годов XIII века, в частности в «Насировых разрядах» Джузджани, сообщается, что под власть Батыя попали все земли булгар и буртасов. Население прежней Булгарии, да и Буртасии из-за гибелии уничтожения многих городов и сел домонгольского времени, в том числе Великого города у булгар и города Юлово у обулгаризированных буртас, было вынуждено искать новые места обитания.[2]

Такой подход интересен, но не историчен. По мнению исследователей, основная масса болгар (худоболгар) ушла в Горную Болгарию (Чувашию). Татарские исследователи отмечают о бегстве (у чуваш сохранилась пословица: «Паттӑрӑн пуҫ юлнӑ, чупаканӑн йӗр юлнӑ.») болгар на Русь.

 Еще во второй половине XIII века булгары устремляются к зарождающемуся новому экономическому и политическому центру – Казани, на нижесвияжские земли, к низовьям Белой, на Среднюю Каму, в бассейн Чепцы, а обулгаризированные буртасы ищут убежища в лесных районах бассейна Мокши и Вада, опускаются по Суре до бассейна Пьяны и т.п. Таким образом идет территориальная, а следовательно, и культурно-экономическая децентрализация, ведущая и к распаду этнического монолита.

   Процесс децентрализации в известной мере усугубляется и тем, что на территорию Булгарии и обулгаризированных буртас в период монгольского нашествия и элементы, хотя их роль в формировании населения XIII-XIV вв. нельзя преувеличивать. Но нельзя и не учитывать. Приток этого населения начинается еще в домонгольское время, когда к южным и юго-восточным окраинам Булгарии и юго-западным землям обулгаризированных буртас приближаются кочевья кипчаков-половцев. Их курганы с характерными каменными статуями – «бабами» известны в центральных и южных районах Пензенщины. Русские летописи под 1229, 1232, 1236 годы сообщают о том, что саксины (болгаро-хазарские жители нижневолжскогогорода Саксина) и половцы «взбегоша из низу к Болгарам перед Татары».

         Он утверждает, что значительное сосредоточение кипчакских (башкирских?) курганов XII-XIV вв. отмечают к востоку юго-востоку от булгарских земель в степях Южного Урала и Западного Приуралья. Как считают исследователи (Иванов, Кригер и др.), даже «в XIV веке в период расцвета Золотой Орды южноуральские степи в этническом плане по-прежнему оставались Дешт-и-Кипчаком, т.е. половецкой степью».

         Можно отметить и иные включения. Так, после 1221-1222 гг., когда монголами были завоеваны многие государства и города Закавказья, а до этого Средней Азии и Маверранахра, в Булгарию бежало немало людей из этих земель. Об этом говорят остатки обширной армянской колонии на северо-западной окраине Болгарского городища, а также надгробия с армянскими текстами XIII – начала XIV вв. в разных местах ордынской Булгарии. Как полагают исследователи,  особенно Ф.С.Хакимзянов, часть этих беженцев затем обулгаризировались, но они еще долго носили прозвище «урум» - армянин. О сосредоточении в Булгарии выходцев из Средней Азии, Ирана, Кавказа и других регионов свидетельствуют эпитафии, поставленные в разных местах Булгарии над могилами беженцев из Шемеха, Кердера,  Хоросана, Дженда, Ширвана и др. Все они в основном принадлежали к феодальной знати, приходили в Булгарию с челядью, что обогощало и усложняло этнический состав населения Булгарии ордынского времени и этническую структуру булгарской народности.

   Наконец, нельзя отметить и то, что монголы хотя и не задерживались в Булгарии, но все же отдельные представители их и близких к ним этнических групп могли проживать здесь. Так, как уже отмечалось, в 1242 – 1246 гг. центр завоеванной Булгарии был избран Батыем для своей ставки. Да и позднее, даже в период правления Берке и Менгу-Тимура, Булгар и ее окрестности нередко, особенно в период жарких лет, были местом пребывания ордынских ханов и окружающих их монголоордынской знати. Свидетельством этого, кроме письменных источников, являются и археологические материалы. В окрестностях Болгарского городища у села Балымеры, например, были раскопаны небольшие курганы, где, возможно, хоронили, если не монголы, то какое-то восточносибирское племя, втянутое монголами при движении на запад. В нижних горизонтах золотоордынского слоя Болгарского городища, особенно в районе малого минарета, найдены постройки в виде полуземлянок и отдельные находки, в том числе и раннего китайского фарфора-селадона, характеризующие начальное ордынское время, когда Булгар на короткое время стал столицей Орды. Языческие погребения с сибирскими особенностями известны и в некоторых других местах – у села Рождествено, бывшего Старого Куйбышева и др.

         Еще на одном серьезном этническом включении в состав населения собственной Булгарии  хотелось бы остановиться. Оно вначале выделялось эпиграфистами, а ныне, кажется, его удается проследить и археологически. Это в первую очередь касается так называемого второго стиля булгарских надписей XIII – первой половины XIV вв. с элементами чувашизма.[3] Если одни исследователи (Н.Ф.Калинин, Г.В.Юсупов и др.) рассматривали их как остатки староболгарского языка, то другие (Ф.С.Хакимзянов) как проявление ритуального языка специфического (религиозного) назначения.

 

 Получается, что в Волжско-Камской Болгарии и в эпоху Золотой Орды функционировали:

·        Староболгарский язык (мы относим его к болгаро-чувашскому типу, R язык);

·        Ритуальный (языческий язык) (R-язык);

·        Татаро-кыпчакский язык (Z-язык);

·        Марийский (черимисский) язык;

·        Мордовский;

·        Арский (удмуртский язык).

Но А.Х.Халиков в корне отрицает болгаро-чувашский тип (R-язык) языка. Он пишет, что название чувашского типа языка он относит к доболгарской эпохе (II-VI вв.), что исторически не верно.

Мы же думаем, что это результат вхождения в состав Булгарии на рубеже монгольского нашествия остатков прикамских эсегел, чьи предки уходят еще в прототюркско-доболгарское время. Археологически в памятниках типа Чаллынского городища, Лаишевских селищ «Чакма», Болгарского городища (керамика XVIII  группы) прослеживаются следы прихода сюда в указанное время прикамско-чепецкого населения. В культурном отношении оно продолжало традиции ломоватовских и дажее более ранних харинско-неволинских племен, в своих истоках близких к племенам андреевско-писеральского прототюркского круга. Однако, к XIII-XIV вв. это уже были мусульманизированные люди, хотя и сохранившие в своем языке архаичные особенности. Нельзя исключать и того, что в состав булгарского населения правобережных районов Поволжья включались и представители собственно чувашского населения, которое с этого времени с соседними марийцами начинает именоваться суасламари.

   Как и раньше, этнический состав булгар и буртас золотоордынского времени продолжали включаться и представители местных, преимущественно финноязычных племен: мордвы – в состав буртас, черемис-марийцев и аров-удмурт – в состав булгар Предкамья и Заказанья. В обе эти этнические группы внедрялось и славяно-русское население, о чем свидетельствует остатки его поселений XIII-XIV вв., обнаруженные в разных местах Булгарии, и письменные источники, сообщающие о сосредоточении значительного числа русского люда в булгарских городах.          Но все эти включения не смогли существенно изменить этнический облик населения Булгарии, сформировавшегося задолго до прихода монгол. И в период Золотой Орды оно сохранило и развивало свою экономику, социально-политический строй, культуру и свой этнос, однако, с определенными инновациями. Все это происходило, с одной стороны, в условиях децентрализации и распада единой булгарской народности, а с другой, в условиях интеграции с тюркоязычными народами, входившими в одно общее государственное образование «Дешт-и-Кыпчак», называемое ныне Золотой Ордой.

  Эти процессы особенно активизировались во второй половине и в конце XIV века, когда Золотая Орда начала распадаться и на территории бывшей Булгарии развернулись схватки между ордынскими феодалами, затем между Тохтамышем и Тимуром, усугубленные непрерывными вторжениями на прикамские земли булгар, новгородских ушкуйников, а позднее и русских князей. В этих условиях булгары уходят в относительно спокойные районы Приказанья и низовья Свияги, где уже к рубежу XIV-XV вв. оформляются земли Казанского княжества, приходящего на смену Булгарии.   К этому же времени оформляются территории будущих бельско-камских и казанско-татарских диаспор. Уже во второй половине XIVв. Выделяются земли с этим населением в бассейне реки Чепцы (будущие чепецкие и каринские татары), на Средней и Верхней Каме (бартымские и гайнийские татары), в нижнем и среднем течении реки Белой. Берега последней, особенно с западной стороны, активно осваиваются потомками булгар. Свидетельством этого являются кладбища с надгробиями и мавзолеи на Чишме, ряд селищ с булгарской керамикой на Ике (Менезелинское, Бикбуловское) и Белой (Турачинское и Саньябское), а также наблюдаемая по таким могильникам, как Тактулачукское, Кушелевское и др., мусульманизация местного угроязычного и тюркоязычного населения. Показательно, что во всех этих группах (чепецкой, гайнинской, чишминского-уфимской) языковеды усматривают сохранение своеобразного языка, в основе близкого к казанско-татарскому, но с чертами, присущими и для западного(мишарского) диалекта.

  Изменения, происходящие с некогда единым булгарским народом, фиксируют  и этнонимы. Имя булгар, сохранившееся за населением собственно Булгарии, как и имя буртас на западе, постепенно начинает заменяться, как и на Руси, теонимом – мусульмане или искаженно – бесермяне. В середине и во второй половине XIV века прежнее общее имя начинает подменяться местническими именами – булгарцы, джукотинцы, казанцы, и т.п., среди которых в XV веке преобладающим становится название казанцы. [4]

  Обратим внимание на позицию Р.Г.Фахрутдинова, который в статье «Золотая Орда (о происхождении татарского народа)» о татарах и его языке писал следующее: « После смерти Джучи часть этих войск перешла к его сыну – будущему хану Золотой Орды. Правда, чуть позднее, после всемонгольского курултая 1235 г., где было принято окончательное решение о завоевании всей Европы, и основные воинские силы передали в распоряжение Бату, в его войске отборных монгольских воинов уже стало более 100 тысяч. По данным Юлиана, например, их там было 135 тысяч, а по сообщению его современника, другого доминиканского монаха-путешественника Сенткентского (Симеон де Сен-Кентин) – 160 тысяч. Однако даже эти более высокие цифры относятся ко времени непосредственного завоевания монголами Восточной Европы – к 1236-1240 годам. Через два года, т.е. в начале 1243-го – после образования Золотой Орды – основные силы монголов ушли обратно в Монголию.

  Таким образом, татары, в отличие от монголов, были другими, тюркоязычными племенами, составляя часть населения одного из мощных союзов племен – Восточно-Тюркского каганата VII-VIII вв.

   В участии татар в завоевательных походах монголов, силой включенных последними в свою армию, ничего удивительного нет. В войсках Чингиза и Бату, по сведениям современников, участвовали другие народы, среди них, например, «русские, черкесы, кипчаки, маджары», как сообщает об этом известный уже нам Рашид ад-дин. Монгольскую армию, как и многие другие армии при завоевательных войнах и создании мировых империй, можно сравнить с огромным снежным комом, который все больше увеличивался по мере продвижения вперед и прилипания к нему все новых слоев.   Как историк, я убежден в этноязыковой близости древних татар с кипчаками, основным дотатарским тюркским населением «Дешт-и-Кипчак» - будущих  ордынских земель; убежден, что эти два средневековых народа относились к одной языковой подгруппе – к северной подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Этническая близость кипчаков и древних татар исторически известна еще с периода Кимакского каганата в Западной Сибири, с чем уже ознакомились выше. И не зря в 1223 г. татары из передовых частей армии Чингиз-хана, встретившись с объединенным алано-кипчакским войском, обратились к кипчакам с просьбой, чтобы они оставили аланов и ушли, и заявили им так : «...Мы и вы одного рода, и эти аланы не из ваших...» - эти слова передает современник этих событий, арабский автор XIII в. Ибн ал-Асир. Его сообщение о татарах весьма ценно: «...В страны ислама явились Татары, большое тюркское племя (подчеркнуто нами. – Р.Г.), места обитания которого горы Тамгаджские, около Китая». Эти сведения об отношении древних татар к тюркским племенам созвучны с вышеприденными данными китайских, монгольских источников и Рашид ад-дина. Кстати, последний также передает обращение татар к кипчакам под 1223 г.: «Мы и вы – один народ, из одного племени, аланы же нам чужие». Если бы татары не были родственны кипчакам, они бы не говорили так, а нашли бы другой способ оторвать их от аланов.

   Если этнический мир Золотой Орды в первой половине ее истории, т.е. до 50-60-х годов XIV в., в историко-географической литературе той эпохи представлен больше под названием «кипчак» и земли этого государства традиционно назывались Дешт-и-Кипчак.[5]

 Невзирая на войны и геноцид в годы Золотой Орды чуваши («худоболгары») мечтали, верили в хорошее будущее своего народа.

В эпосе об Улыпе поется:

Сотней тысяч переливов,

И услышит поднебесье

Сотню тысяч новых песен.

Горе, что терпел народ,

В одночасье отомрет.

Семь волос мечты-надежды

Улып выдернул прилежно,

Как велел ему старик.

И увидел в тот же миг:

Мазика душа от тела

Отделилась, улетела.

Деда схоронив как надо

По старинному обряду,

Улып семь волос расправил,

К струнам гусельным добавил.

Как избавиться от грусти?

Он берет с собою гусли

И играет в две руки

Там, на берегу реки.

Сам при этом напевает,

Мазика не забывает.

Славный был мечтатель он,

От души ему поклон.

Где-то рядом в тишине

Чудный образ Элбине...

Певчие лесные птицы

Не перестают дивиться:

«Нет, никто не пел так прежде –

И волнительно и нежно!»

Звуки плавные текут.

Присмирели злые волны,

Пеньем Улыпа довольны.

Нрав реки уже не крут.

К ней вернулась навсегда

Чистоструйная вода.

Всех мелодий от начала

Как сто тысяч прозвучало,

Гусли вдруг издали стон,

Струны отлетели вон.

Семь волос целы меж тем –

Не убить мечту ничем!

Улып понял всю утрату,

Гусли передал Ахплату:

- Сто напевов петь подряд

Мне не стоило, мой брат.

Гусли, как мечту храни:

Нам еще  споют они. –

И, охваченный тревогой,

Он пошел своей дорогой.[6]

 

Выводы

·        Татарские исследователи по проблеме этногенеза чуваш отвергают болгар, чувашскую концепцию этногенеза;

·        Татарские языковеды и историки отмечают, что болгары говорили на болгаро-кыпчакском типа языке (Z – язык), что конечно не научно;

·        Такая позиция татарских исследователей во всех книгах издается в Москве, Санкт-Петербурге, Казани;

·        Закрепляются антинаучные подходы в головах чувашского населения (книги татарских авторов продаются во всех магазинах Чувашии по низким ценам). Татарские историки, языковеды, тем самым лишают чуваш своей исконной (родной) истории.

Среди чувашек в начале XXI века можно услышать: « Жаль, что я не родилась татаркой», « Татары друг другу помогают, а чуваши друг друга только ненавидят», «Татары дружны, а чуваши мстительны и злопамятны»,

«Татары везде руководят и поддерживают, а чувашские руководители всегда предают своих чуваш».

  Литература

  1. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994. – С. 152.
  2. См.: Там же. – С. 153 – 154.
  3. См.: Там же. – С. 155 – 156.
  4. См.: Там же. – С. 157 – 158.
  5.  Фахрутдинов Р.Г. Золотая Орда и татары // Служение истории: Сб. ст. Вып. 2. – Чебоксары, 2008. – С. 173 - 196.  
  6. Улып – Чебоксары, 2009 – С. 266 – 267.

Комментариев нет:

Отправить комментарий