Страницы

17 марта 2011

Взаимоотношения русских княжеств с Болгарской землей

Взаимоотношения русских княжеств с Болгарской землей

1.    Мы рассматриваем понятие Волжско-Камская (Камско-Волжская Болгария) с IX по 1236 год;

2.    После разгрома монголо-татарами Волжско-Камской Болгарии (с 1236 г.) и вхождения ее в состав Золотой Орды (Улуса Джучи) – болгарской землей;

3.    До образования Казанского ханства (1445 г.) мы прекращаем упоминание Болгарская земля и заменим на Казанское ханство (Казанская земля, Казания).

Русские княжества так же подвергаются с 1237 года военной экспансии монгольской империи. Как отмечает А.Х.Халиков в работе «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария»[1]  в каждый из этих периодов Булгария вносила свои коррективы, и они отражались как истории Орды, так и Булгарии.

На первых порах Орда еще держалась на награбленных богатствах, но для того, чтобы сохранять и приумножать их, она была вынуждена развивать и поощрять международную торговлю, а также проводить систематический сбор с покоренных народов и стран.

Военные успехи монгол проводили к расширению границ Орды Джучи на запад, а все монгольские курултаи намечали завоевание все новых и новых стран на западе. Так, курултай 1229 году, собравшись после завоевания не только западносибирских, но и южно-уральских степей, обозначил ее границы до реки Яик (Урал). К 1232 году были завоеваны и степи до Итиля и почти до Булгара. Что было закреплено курултаем к Орде, которая с этого времени стала именоваться улусом Джучи, были присоединены донские и причерноморские земли, а с вскоре и степи в низовьях Дуная. Значительно позднее Орда начинает именоваться Золотой.

Эти завоеванные степи были в основном заселены кочевыми племенами, прежде всего половцами, или, как их звали на Востоке, кипчаками (кыпчаками), и поэтому они обычно назывались на том же Востоке «Дешт-и Кыпчак», то есть кипчакские степи.

Так образовалась огромная кочевая орда, протянувшаяся от Иртыша на востоке до низовья Дуная на западе на 800 фарсахов (около 5600 км) и от Баб ал-Абваба (Дербент в Дагестане) и Аррана (южный Азербайджан) на юге до Булгара на севере на 600 фарсахов (около 4000 км).

   Еще при Джучи Орда была разделена между царевичами – сыновьями Джучи и внуками Чингис хана.

А.Х.Халиков замечает, что среди завоеванных были не только и не столько кочевники, сколько оседлые народы и страны, такие как Хорезм, Саксин, Булгария, Крым, Русь, Венгрия, Болгария на Дунае и другие. Эти страны не были заинтересованы в кочевниках, но они очень активно торговали, и именно через них шла торговля Востока с Западом, в их городах были сосредоточены искусные ремесленники и строители, а в селах жили не менее искусные земледельцы, производившие так нужный и кочевникам хлеб и многое другое. А главное, это были богатые страны, и главное их богатство производились оседлой жизнью, а не кочеванием. И эти страны были наиболее неспокойными завоеванными землями. Поэтому завоеватели и, прежде всего Батый или Бату-хан, решили превратить Золотую Орду в государство, где кочевничество сочеталось бы с оседлостью, а оседлость с кочевничеством.

Но это было противоестественное искусственное образование, державшееся на силе власти и оружия. Орда практически делилась как бы на две части: центр ее занимали полностью подвластные монголам степи, протянувшиеся от Иртыша до Дуная, а по краям степей располагались завоеванные и подвластные Орде древние страны типа Хорезма – бывшего Маверранахра, Волжской Булгарии, Руси и др., из которых высасывались значительные средства путем обложения налогами, различных поборов и т.д. систематическими грабежами, угоном в ордынские города ремесленников и т.п. Но экономическое, да и политическое могущество Орды в значительной степени было основано на относительном благополучии этих земель. Поэтому Орда не была заинтересована в их уничтожении и гибели, а стремилась даже поддерживать их.

Именно такого типа Орда начала создаваться Бату-ханом в 1242 году, когда он, почувствовал на далеком западе, почти у берегов Адриатики, невозможность удержания в покорности завоеванные земли, возвратился в само неспокойное место этих завоеваний – в разоренную, не непокорную Булгарию, и здесь почти на 5 лет (1242-1246 гг.) основал свою ставку, которую назвал Булгаром. И сюда, как это сообщает Лаврентьевская летопись, просить свой «отчин» (княжеский, т.е. владетельный престол) к Батыю стали приходить не только русские и армянские. [2]

   Их татарских исследователей наиболее активно изучал историю Золотой Орды М.Г.Сафаргалиев и Р.Г.Фахрутдинов и некоторые другие. Например, археолог Р.Г.Фахрутдинов в учебнике «История татарского народа и Татарстана» в разделе «Монгольские завоевания и образование Золотой Орды» отмечает, что монголы по приказу своего вождя посылали вперед татар, а также включали в свою армию завоеванные ими другие народы и заставили их называться впредь именем неизвестных им татар. Все это привело к тому, что имя татар широко распространилось, и даже монгольское нашествие, прежде всего, воспринималось как татарское. Об этом свидетельствуют очевидцы: венгерский монах-миссионер Юлиан и фламандский путешественник Гильом Рубрук, лично побывавшие в самой Монголии (один из них, Юлиан, непосредственно в период завоеваний, а Рубрук чуть позднее, в 50-х годах XIII века). Как правящая тогда нация, монголы всегда ставили себя выше других, чурались имени «татары». Особенно ярко сказано об этом Рубруком, лично беседовавшим с Менгу (Мункэ) - кааном – великим ханом Монгольской империи, а также с золотоордынским ханом Бату и другими высшими представителями монгольской знати: «Они превозносились до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа (некоторая част монголов являлась христианами несторианского толка), однако не желают именоваться христианами, желая свое название, т.е. Моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и Татарами. Ибо Татары были другим народом…»

Далее он говорит, что Чингиз-хан, будучи выдающимся государственным деятелем и талантливым полководцем, сыграл на первых порах положительную роль, объединив разрозненные монгольские племена в одно центральное государство. Однако дальнейшая его деятельность явилась завоевательной в отношении чужих земель, других государств и народов. Им и его приемниками была порабощена почти вся Восточная и половина Западной Евразии. В период с 1206 по 1220 годы с некоторыми перерывами была завоевана Средняя Азия с ее центрами античной и раннесредневековой цивилизации, среди которых славный Хорезм во главе с его могущественным правителем, хорезмшахом Мухаммедом II. Вначале у Чингиз-хана не было намерений завоевать Хорезм, к тому же хорезмская армия была значительно больше монгольской (в те времена власть хорезмшаха распространялась далеко за пределы позднего Хорезма – на Иран, Азербайджан, Хорасан, Афганистан). Армией Чингиз-хана была захвачена лишь восточная часть Средней Азии, так называемое Семиречье, и прилегающие районы в киргизских и восточно-казахстанских степях.

Возвратившись после удачного похода на Китай в 1216 году в свой столичный город Каракорум (по-монгольски Хара-Хорин; располагался в верховьях реки Орхон на севере Монголии), Чингиз-хан радушно принял послов, прибывших из Хорезма. Он просил их передать хорезмшаху, что в его лице он видит владыку Запада, а себя считает владыкой Востока; также он желает мира и дружбы между ними и чтобы их купцы свободно торговали в обеих странах.

Мухаммед послал Чингиз-хану караван с товарами из шелковых тканей, шитых золотом, а также хлопчатобумажные ткани. Один из начальников каравана попросил за товар цену, в 15 раз превышающую их стоимость. Чингиз-хан возмутился, к тому же подобного добра было предостаточно и у самих монголов. Испугавшись скандала, купцы вынуждены были принести эти товары в подарок хану. Польщенный Чингиз отблагодарил хорезмийцев, заплатив им по 75 динаров, т.е. золотых монет, за каждый кусок ткани с золотом и столько же серебряных за обычные ткани. Более того, оказав почтение послам, он велел устроить их в белых шатрах, что считалось признаком особого доверия.

Чингиз-хан сделал ответный и почетный жест хорезмшаху – он отправил к нему посольство и свой караван с богатейшими подарками «владыке Запада»: огромный самородок золота величиной с верблюжий горб, который везли на специальной телеге, отдельные слитки золота и серебра, куски нефрита, мускус (пахучая жидкость животного и растительного происхождения, используемая в парфюмерии), китайский шелк, дорогие ткани из белой верблюжий шерсти, меха бобров и соболей, другие драгоценные вещи. Хорезмшах принял посольство в Бухаре. Послы передали ему наилучшие пожелания хана, его повторное предложение  о мире и еще то, что он ставит хорезмшаха в один ряд с его самым дорогим сыном. Хотя Мухаммед обиделся, что монгол «записал его в сыновья», но мирные предложения принял, на всякий случай, решив послать во двор Чингиз-хана шпиона в лице … руководителя этого же посольства, который был хорезмийцем по происхождению. Тот, испугавшись гнева шаха, согласился.

С небольшим отрывом во времени прибыл и «золотой» караван, состоявший из 450 человек мусульман, а также из 500 верблюдов, нагруженных вышеназванными товарами. Караван был остановлен в Отраре, пограничном городе владений Мухаммеда, и ограблен. Весь людской персонал каравана ложно обвинили в шпионаже и перебили. Чудом спасся один погонщик верблюда, который вернулся домой и все рассказал Чингиз-хану.

Хан «проглотил» и это известие, проявив сдержанность и самообладание. Он отправил к хорезмшаху посла в сопровождении двух татар с требованием выдачи ему наместника Отрара, отдавшего приказ уничтожить караван. Мухаммед не только не выполнил этого требования, но и велел убить послов. Убийство послов – это война!...[3] 

Из татарских исследователей наиболее активно изучали историю Золотой Орды в контексте истории татарского народа А.Г.Мухамадиев[4], М.Г.Сафаргалиев[4], И.Р.Тагиров[6], Р.Теляшов[7], М.А.Усманов[8], Р.Г.Фахрутдинов[9], А.Х.Халиков[10].

Из чувашских историков тему Золотая Орда исследовали Г.И.Комиссаров, Н.В.Никольский, В.Ф.Каховский, В.Д.Димитриев и автор данной книги.

Татарские ученые специализируются по истории Золотой Орды, а чуваши по этногенезису и Волжско-Камской Болгарии, а Г.И.Тафаев по болгаро-чувашам, древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации.

Обратим внимание на работу А.Х.Халикова «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария», так в главе 8 «Булгария и Русь в XII-ХIV вв.» профессор отмечает, что несмотря на все сложности, связанные с монголо-татарскими нашествиями, образованием Орды и другими собятиями второй половины XII и XIV вв., Булгария и земли обулгаризованных буртас продолжали оставаться в тесной связи и, надо полагать, в тесной взаимозависимости с древнерусскими народом и русскими княжествами, идущими к своей централизации.

Следует отметить, что монгольское нашествие, острие которого в Восточной Европе пришлось на Булгарию и связанные с нею земли, в значительной мере было не только задержано, но и оставлено благодаря отчаянному сопротивлению булгар и связанных с ними народов. Булгария в этом отношении спасла не только Русь, но и всю восточную и Центральную Европу.

Но и Русь, по мере возможности, оказывала содействие булгарам в их борьбе с нашествием. Русские летописи под 1236 г. Единодушно и с сожалением писали: «Придоша  от восточныя страны в Болгарьскую землю безбожнии Татаре и взяша славный великий город Болгарский, и ибиша оружьем от старца и до унаго и сущаго младенца, и взяша товара множество, а город их пожгоша огнем, и всю землю их плениша». Тогда часть булгар бежала на Русь, в первую очередь в относительно спокойные  северные княжества и особенно в Новгород. В.Н.Татищев по этому поводу писал: «того же года (1236-1237 гг.) от пленения татарского многие Болгары избегши, пришли в Русь и просили, чтобы им дать место. Князь вел. Юрий вельма рад сему был и повелел их разместить по городам около Волги и в другие»[11].    

Халиков отмечает, что часть болгар вынуждена была покинуть Центральную Болгарию.

Он утверждает, что в то время и появились села с булгарскими выходцами около Костромы (затем эти места традиционно становятся местом выхода из Среднего Поволжья) и еще выше по Волге, вплоть до Твери. В Новоторжской волости затем образовалась Болгарская волость или губа, жители которой впоследствии выходили с фамилиями Булгарские или Булгарины. Под 1237 г. во Владимире отмечался знатный булгарин Амир (эмир) Гата, принявший тогда крещение.

От монгол уходили не только булгары, но и обулгаризованные буртасы. Так, известно, что основателем видного княжеско-дворянского рода Беклемишевых был Беклеш – сын Мухаммада Булгарина, распространявшего ислам в XII-XIII вв. среди буртас, а затем принявшего христианство.

Уход булгарских феодалов и связанных с ними людей на Русь продолжался и в 1237-1242 гг., когда шла тотальная война монгол с Болгарией. Но они в основном уходили в северо-западные пределы Руси и даже западнее, в Прибалтику, куда не прошли монголы. В родословиях таких знаменитых российских фамилий, как Долгово-Сабуровы, Голенищевы-Кутузовы, Шереметьевы, Огаревы и др., отмечается выход к Александру Невскому тюркоязычных феодалов и даже участие некоторых из них в знаменитой Невской битве 1242 г., например, Атуна мурзы Андановича, Арбаута-Алпавыта, Кутлумамета Огара мурзы, легендарных Радши и Гланда Камбала.

В 1257-1278 гг., при первых золотоордынских ханах Берке и особенно Менгу-Тимуре, когда окончательно завершилось завоевание монголами и ордынцами Булгарии, происходит еще несколько булгаро-тюркских исходов на Русь. Так, при Берке-хане из Булгарии, возможно даже из древней Казани, уходит на Русь легендарный Чура-батыр, от которого пошли фамилии Чуриковых, Чуриловых, может быть Байчуровых и др.

В 1277-1278 гг. монголы при активном содействии ростовского князя Федора Черного (Черемного) подавляют последнее восстание булгар. В результате непокоренные булгарские города, в том числе и Казань, были отданы на окуп этому князю. К тому времени относится приход на Русь и в Литву булгаро-казанских феодалов, продолживших затем знаменитые российские княжеско-боярские роды Шаховских, Теглевых, Державиных, Толбузиных и др. В эти же годы (1278) один из ордынско-кыпчацких князей, Бахмет (Мухаммад) Усеинов сын Ширинский, завоевал мишарские земли обулгаризованных буртас. В результате на Руси оказались феодалы, заложившие основу родов князей Мещерских, Бахметьевых, Ширинских и т.д. Связи булгар и обулгаризованных буртас с русскими княжествами, простыми русским народом, особенно с русским купечеством были активными в течение всего ордынского периода и в основном носили мирный характер. Не только в крупных булгарских городах (Булгаре, Казани, Джукетау и др.), но и в селах, особенно окраинных (Березовское селище на Усе, Рождественское селище на Каме и др.), проживали русские ремесленники и купцы, где им выделялись специальные посады. В Болгарах русский посад находился, например, в подгорной части. О проживании в этом городе значительного числа русских купцов свидетельствуют и летописи, сообщающие под 1382 г. о русских торговцах в Булгаре, о их судах с товарами.

В свою очередь, булгарские поселения и слободы были на Руси, в таких ее крупных городах, как Владимир, Рязань, Суздаль, Москва, Новгород, Нижний Новгород, а также в отдельных волостях. Во всех этих местах археологи находят типичные булгарские изделия, в том числе и характерную красноглиняную булгарскую керамику XIIIXIV вв.

К середине XIV века, особенно в условиях централизации власти при Узбеке, Орда достигает апогея в экономическом и политическом развитии. В этих условиях из Булгарии и других регионов Орды на Русь, где тогда (1325-1340 гг.) великим князем был Иван Калита, ушло немало тюркоязычных феодалов. Из их среды позднее сложились и развивались фамилии таких видных российских князей и дворян, как Аксаковы, Вельяминовы, Адашевы, Кудашевы, Тенишевы, Годуновы, Мосоловы и др. Они были связаны с такими тюркоязычными феодалами, как например, князья Четти, Аливтей Шигильдей, Эмир Давлет, мирза Аксак, Тарбей.[12]

Исследователь говорит, что в конце XIII – первой половине XIV вв. русские князья в междоусобных войнах часто обращаются за поддержкой к ордынским и булгарским феодалам, и те нередко приходят со своими войсками на помощь тому или иному князю – то московскому, то рязанскому, то тверскому. Становится обычным и женитьба на русских князей на родственницах ордынских ханов. Так, за князем ростовским и белоозерским Глебом Васильевичем была замужем дочь Сартака, в христианстве названная Федорой; в 1317 году князь Юрий Данилович Московский взял в жены дочь Узбек-хана. Вместе с этими родственниками уходит на Русь и их челядь, в том числе, очевидно, и из булгарской среды.

Татарский автор далее пишет, что в середине и второй половине XIV века окрепшая Русь в условиях начавшегося распада Орды начинает усиливать свои агрессивные действия, и прежде всего против относительно беззащитной Булгарии и обулгаризованной Буртасии. Особенно в этом преуспевают выходящие с севера новгородские ушкуйники – братья-разбойники. Первый набег был совершен на Джукетау в 1359 году. Он был в какой-то мере пересечен княжеским съездом в Костороме, когда зачинщиков этого разбоя выдали джукетауцам. Но очень скоро, в 1366 году, такой поход, только еще более массовый и организованный, повторился из Новгорода Великого. Московский летописец по этому поводу писал: «В лето 6874 (1366) … проидоша из Новагорода Волъгою из Великаго полтораста ушкуев с разбойникы новгородскими и избиша по Волзе множество татар и бесермен и ормен и Новъгород Нижнии пограбиша, а суды их, кербаты и павозкы и лодьи и учаны и стругы, все изсекоша и поидоша в Каму и проидоша до Болгар, тако же творящее и въююще».

 Такие походы совершались и в последующем : в 1374 году, когда подверглись не только Булгар, но и посурские, ветлужские, вятские села и города; в 1375 году, когда были ограблены нижегородские и нижнекамские земли, и т.д. В эти же годы на западных границах Булгарии активизируются рязанские, владимиро-суздальские и нижегородские князья. Так, в 1372 году нижегородский князь Борис Константинович поставил в низовьях Суры город и «нарече его именем Курмыш».

В 1376 г. русские князья по повелению великого князя московского Дмитрия Ивановича (с 1380 г. – Донского) организовали массированный поход на Булгарию. Русские войска в марте вышли к Болгарам, но были встречены орудийными залпами булгар (это первое упоминание о применении в Поволжье артиллерии), а также булгарской конницей и всадниками на верблюдах. Силы, очевидно, были неравные и булгарским князьям Хасану и Махмат Салтану пришлось откупиться пятью тысячами рублей, а также разрешить посадить в Болгарах «дарагу и таможника … князя великого».

В 1377 г. уже нижегородские князья грабили и жгли буртасские и мордовские села по Пьяне, а в 1380 г. на Дону столкнулись объединенные войска русских князей во главе с Дмитрием Ивановичем и ордынского князя Мамая. Но это отнюдь не была, как обычно принято считать, битва только Руси и только с Ордой. К ордынским войскам присоединились, или, как сообщает летописец, были «понимовны ( наняты) рати, бесермены (так обычно летописи в XIV веке называли булгар) и армены, фрязы (генуезцы) и черкесы и буртасы, с ним же вкупе князь великий литовский Ягайло.[13]                    

   А.Х.Халиков говоря о территории Горной стороны отмечает, что здесь проживали:

·       булгары;

·       казанцы;

·       буртасы;

·       веда-чуваши.

Позиции А.Х.Халикова по народностям следующее:

·       булгары (Волжско-камские болгары);

·       казанцы (татары);

·       буртасы ;

·       веда-чуваши (данная позиция не соответствует истории).

Татарский исследователь далее замечает, что на Куликовом поле на Дону победу одержало войско Дмитрия Ивановича, получившего за это звание Донского. И почти сразу после этого к Дмитрию Донскому уходят весьма знатные ордынцы, тесно связанные с булгарами и казанцами, а также с буртасами – предками татар-мишарей : Ослан (Арслан) мурза, Исахар мурза, Мансур мурза и др. Относительно лояльными к Орде, Булгарии и особенно к обулгаризованным буртасам были рязанские князья, чьи земли находились не только по соседству с землями последних, но практически располагались чересполосно. Поэтому сюда в 70-е годы XIVвека уходят многие феодалы из Наручадско-Мухшинской земли, как, например, Солых эмир, Шах (Шай) эмир, мурзы Батур, Кара бий, Кичи бйи и др. Известно,что на рубеже XIV-XV вв. к Федору Ольговичу Рязанскому из Наручада – Мухши ушло на службу около двух тысяч человек во главе с Салтанеичем Трегубом.         Битва на Куликовом поле хотя и приблизила разгром русскими Орды, но на первых порах она резко обострила ордынско-булгарско-русские взаимоотношения. В 1382 г. хан Тохтамыш в отместку за поражение Мамая послал войска в Болгары, где в это время, очевидно, проходила ярмарка, и собралось много купцов, в том числе и русских. Тохтамыш «повеле торговци русскыи избити и гости грабити, а суды их с товаром отъимати», а сма через Сергач и другие земли обулгаризированных буртас пошел на Москву, сжег и разграбил ее и многие другие города Руси. Вскоре Тохтамышом был казнен и сам Мамай.

Исследователь утверждает, что в 90-е годы XIV века вновь усиливаются разбойные нападения новгородских и устюжских ушкуйников на булгарские города, расположенные по Каме, - на Жукотин и Казань (1391 г.), на вятские и арские земли. Организуются и объединенные походы русских князей на булгарские земли, как это случилось под 1398 гг. и особенно под 1399 г., когда по велению князя Василия Дмитриевича его брат Юрий Дмитриевич с воеводами, старшими боярами и свою ратью «шед взя город Болгары Великые, и град Жукотин, и град Казань и град Керменчук, и всю землю их повоева, и много бесермен и татар побиша». Для Руси это была важная победа, недаром летописец (Новгородский IV) писал: « и никто же не помнит толь далече воеваша Русь Татарскую землю». Все всказанное отчетливо повазывает: в окончательной гибели Булгарии золотоордынского времени были повинны не столько золотоордынцы, сколько русские князья, начавшие ближе к рубежу XIVX вв. колонизационное движение на восток, на лакомые земли Среднего Поволжья, Прикамья и Приуралья.
       В конце
XIII-XIV вв. наблюдается ориентация Орды и связанной с ней Булгарии в сторону Литовско-Польского великого княжества. Так, около 1300 г. в Польшу вместе со своей ордынско-булгарской челядью уходит внук хана Ногая из дома Берке Кара-Кисяк, которым выделяются земли в Краковском воеводстве. При великом князе Гедимине (1305-1341 гг.) тюрко-язычные выходцы из Орды, в том числе очевидно, и булгары, пиглашались официально в польско-литовское войско. В 80-е годы XIV века в Литву уходит со значительным войском сын Мамая, Мансур Кият. В 1396-1399 гг. здесь же нашел себе убежище неоднократно разбитый Тимуром Тохтамыш, который привел туда 30-тысячное войско с семьями. Всем им были выделены земли в южной Литве под Тракаем. На этой основе позднее оформились так называемые литовские татары.[14]  Другой татарский исследователь о татарах эпохи Золотой Орды пишет следующее, что ближе к концу XIV в., хотя еще и не сохранились прежние названия, но это уже татарский мир: «татары», «татарская земля», «татарское войско», «татарский язык», «татарская вера» и т.д. Эти определения часто встречаются в исторических источниках XV-XVI вв., притом двух абсолютно самостоятельных миров – арабского Востока и Западной Европы. В качестве иллюстраций приведу отрывки из сочинений двух людей, побывавших в первой половине в. у татар и видевших все своими глазами. Они имеют еще и просто познавательный интерес, особенно для тех, кто привык до сих пор читать и слушать о Золотой Орде и татарах только плохое. Итак, два просвещенных человека, почти одновременно, но совершенно самостоятельно побывавших у татар. Один из них европеец, венецианский путешественник и бизнесмен Иосифат Барбаро, который в 1436-1453 гг. жил в городе Азаке (ныне Азов), позднее – видный политический деятель и крупный дипломат Италии. Живя в Азаке, часто выезжал в различные области уже позднейшей Золотой Орды и общался с татарами. Вот некоторые отрывки из его книги о своем путешествии в тогдашнюю Татарию: « В степях Татарии в 1438 г. правил хан по имени Улумахмет-хан (Улу-Мухамед), что значит великий Магомет император. Правил он много лет… Военные люди в высшей степени храбры и отважны… В их войске есть ремесленники – ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла… Татар очень много… Эдиль (Идель – Волга) – многоводная и необычайно широка река; она впадает в Бакинское (Каспийское) море… Если плыть по этой реке…, следуя пути в Москву, то в продолжение пятнадцати дней вдоль берегов будут встречаться бесчисленные племена Тартарии» (в Западной Европе слова «татары» и «Татария» писались также через «р» в середине). Другой автор  - Ибн-Арабшах, арабский историк и литератор также XV в., секретарь турецкого султана Мухамеда I, позднее писал биографию знаменитого Тамерлана и с целью сбора материала для своей будущей книги специально побывал в Хорезме и собственно Золотой Орде – в Сарае, Астрахани и Крыму: « Это область исключительно Татарская … со [всех] сторон огражденная и во [всех] частях возделанная, обширная по объему, здоровая водой и воздухом. Люди ее – мужи [в полном смысле], воины ее [превосходные] стрелки. По языку это самые красноречивые тюрки, по жизни – самые праведные, по челу – самые прекрасные, по красоте – самые совершенные…» Со всей ответственностью заявляем, что «татары» этого периода это не политический термин, более того, не прозвище, как пытаются назвать некоторые авторы наших дней. «Татары» эпохи Золотой Орды – это этноним, самоназвание совершенно определенного этноса, сложившегося в народность со всеми своими известными атрибутами, т.е. общностью языка, территории, экономики и культуры. «Татары» - это самоназвание того древнетатарского населения, которое явилось консолидирующей основой формирования всего татарского народа, несмотря на наличие отдельных компонентов в этногенезе его групп: части волжских булгар у казанских татар, маджар (мещер) у мишарей (после возникновения Касимовского ханства), хазар у астраханских татар, алтайских тюрков у сибирских. Хотя и имеются некоторые различия между отдельными группами, например, между казанскими и крымскими татарами в их языке и культуре (архитектура, музыка), то это объясняется в основном их изолированностью в течение ряда веков, начиная со второй половины XVI в., т.е. со времени завоевания Казанского ханства и попадания позднее Крыма под турецкое влияние (Крым был завоеван Россией только в 1783 г.). Однако в периоды существования всех названных выше татарских ханств было много общего и единого: общие корни происхождения в рамках Золотой Орды, единство этноса, его этнонима и языка, наличие одних и тех же родов – Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, связанных своим происхождением именно с Золотой Ордой. Следует добавить также близость, порою торжественность ряда племенных названий, отраженных в топонимике земель бывших татарских ханств, самые близкие этнокультурные и политические связи между ними. Наконец, необходимо отметить следующий весьма существенный момент, замечает Р.Г.Фахрутдинов[15], что названия «казанские» и другие татары – этопозднее этнографическое определение при научной классификации территорий расселения, элементов материальной и духовной культуры. Во времена татарских ханств их население просто называлось татарами, как они называют себя в настоящее время.

После распада Золотой Орды в 30-40-х годах XV в., не ее этнотерриториальной, этнополитической и этнокультурной основе возникли отдельные татарские государства: Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская и Большая орды (последняя, возникшая в качестве правопреемницы Золотой Орды, прекратила свое существование в 1502 г.). Этими государственными объединениями (кроме Ногайской Орды – княжества) правили ханы одной династии – Джучидской, которая просуществовала 354 года (с учетом золотоордынского периода – 540 лет). Высшую княжескую элиту этих ханств – знаменитых карача-биев – представляли крупнейшие золотоордынские роды. В целом, вся система государственного управления и общественного строя, татарских ханств является продолжением таковых Золотой Орды. Это, помимо только что перечисленных высших форм власти, по исследованиям Г.А.Федорова-Давыдова, - та же улусная система, ханские ярлыки, сойюргальное право владения землей, ямская служба, институт дарухачей и др. То же самое модно сказать о  различных категориях чиновников государственного аппарата и погранично-таможенной службы, те же виды государственных повинностей и таможенных пошлин (правда, некоторые формы управления исчезли, но появились новые, равноценные прежним). Наконец, военное дело и вооружение, структура войск, воинская дисциплина, формирование и обеспечение войсковых соединений татарских ханств являются продолжением таковых все той же Золотой Орды.[16]

Обратите внимание

По А.Х.Халикову:

·        булгарыы;

·        казанцы;

По Р.Г.Фахрутдинову:

·        казанцы;

·        татары;

 

Чувашская (болгарская) мифология сохранила память о боевых действиях на Болгарских землях. Так, например, в эпосе об Улыпе говорится о разгроме села Эшкель –Эсегель (Хулаш). Известно, что русские войска разгромили Г.Ошель (Эсегель-Хулаш) в 1220 г.

 В эпосе об Улыпе поется:

Ходит –бролит Улып лесом

Гду дубы – густым навесом.

На сто верст протянешь путь-

Нет поляны отдохнуть.

Вот низина. В чаще колкой,

Где не рыщут даже волки,

На людей наткнулся он-

Табор в горе погружен.

На подстилке из тряпья

Не одна лежит семья.

Люди у телег рыдают,

Словно немочью страдают.

-Почему вы слезы льете?

Почему на вас лохмотья?

Ведь селение Эшкель

Было лучшим из земель.

Почему ушли оттуда

Или от врагов вам худо?

Улып неспроста пристал –

Он эшкельцев прежде знал.

     И глава их Менделей

Вместе с ним и Сенделей,

Усадив его вначале,

С горьким вздохом отвечали:

г. Болгар

 
- Вот уже немало лет

Нам Майрус наносит вред.

От такого притясненья

Никакого нет спасенья.

Мельницу он водяную

Для себя завел такую:

Мелет не пуды зерна,

Мелет яйца дотемна.

Яйца – подать собирая,

Мы дошли почти до края.

Прибыли остатки рода,

Избавляясь от урода,

В эти дикие места

Без запасов, без скота.

 И с лошадками непросто –

Семь голо, у всех короста.

-Эй вы, други, не тужить,

Выше голову, мужи! –

Крикнул Улып, раззадоря. –

Не согнут вас боль и горе,

Если в связке вы одной

 Друг за друга все горой.

Так засучим рукава –

Избы выстроим, братва.

Бревна даст нам бор сосновый,

Кряж дубовый – под основу.

У кого наметан взгляд –

Ровно доски раскроят.

В дом когда семья вселится,

Пусть над ним дымок курится.

Разной живности приплод

Пусть достаток принесет.

И не каждое подворье –

Птиц полтыщи на подспорье.

Хлеба будете иметь –

Лишь бы выдержала клеть.

      И пошел в сосновый бор,

Где деревья заждались.

С ним мужи как на подбор

За работу принялись.

Бескорыстный общий труд

Издавна ниме* зовут.

Ай да Улып! Ну силен!

Вырывает с корнем он

Сосны многовековые,

Точно в поле спелый лен.

Люди срубы золотые

Ставят вальщику вдогон.

Как утих лесоповал,

Бор окрестный полем стал.

Скоро поднялись дома.

Улыпа рука сама

Их украсила резьбою.

Не дворцы ли пред тобою?

 Взглядом до конька достать –

Надо шапку придержать.

Взять такую высоту

Воробью невмоготу.

И деревню вся артель

Стала называть Эшкель.[17]

            Выводы

1.     Взаимоотношение русских земель (княжеств) с Золотой Ордой (Болгарской землей) в разные годы были неодинаковыми:

·        Мирные;

·        Торгово-родственные;

·        Военные;

·        Захватнические;

2.     В ходе Ордынской эпохи древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация шел процесс (со стороны татаро-кыпчатской цивилизации):

·        Геноцид болгар;

·        Ассимиляция болгар;

·        Вытеснение болгар на Горную Чувашию (Болгария);

·        Татаризация;

·        Исламизация;

·        Привлечение на татаро-исламскую административную службу;

·        На основе «худых» болгар формируется чуваши (с 1236 г. – процесс смены цивилизации);

·        Процесс смены цивилизации для болгар («худых» болгар) шел с 1236 г. и завершился в начале XVI в. (1508 – первое упоминание чувашей, 1521г. первое упоминание Чувашия – страна);

·        Чувашский профессор В.Д.Дмитриев доказывает, что ассимиляция приказанских и заказанских болгар (чувашей) татарами началась в XV в. после опустошения Болгарской земли и оседания татар на территории Казанского ханства и продолжалась несколько веков.

·         Таким образом, можно отметить, что в течение 300 летней смены цивилизации из Волжско-Камской Болгарии (цивилизации) сформировалась (вышла) древнечувашская цивилизация (новочувашская национально-регианальная), а на обламках Золотой Орды сформировалась татаро-кыпчатская цивилизация (казанско-татарская);

·          На обломках Ордынской цивилизации сформировались ногайская, крымская, сибирская, астраханская, но в процессе смены цивилизации он был поглощен русской (православной) цивилизацией;

·        Крымско-татарская с конца XX в. оказалась  в составе Украинской (православной) цивилизации;

·        Татаро-казанская с 1552 г. оказалась в составе российской цивилизации.

Литература

1. Халиков  А.Х.Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994.  - С. 42.

2. Халиков  А.Х.Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков  - С.44.

3. Фахрутдинов Р.Г.История татарского народа и Татарстана / Р.Г.Фахрутдинов – Казань, 2006 – С. 97-98.

4. Мухамадиев А.Г. Золотая Орда / А.Г.Мухамадиев – Казань, 1995.

5. Сафаргалиев М.Г.  Распад Золотой Орды / М.Г.Сафаргалиев - Саранск, 1960.

6. Тагиров И.Р.История национального государства татарских народов  и Татарстана/ И.Р.Тагиров – Казань, 2000.

7. Теляшов Р. Золотая Орда: политические заметки / Р.Теляшов – Казань, 2002.

8. Усманов М.А.  Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. / М.А.Усманов  – Казань, 1972.

9. Фахрутдинов Р.Г. Золотая Орда и ее роль в истории татарского народа // из истории Золотой Орды / Р.Г. Фахрутдинов – Казань, 1997.

10. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орд и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994.

11. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орд и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994 – С.124.

12. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орд и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994 – С. 125-126.

13. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орд и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994 - С.127-128.

14. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орд и Булгария / А.Х.Халиков – Казань, 1994  – С.129-130.

15. Фахрутдинов Р.Г. Служение истории / Р.Г.Фахрутдинов – Чебоксары, 2008 – С.191-192.

16. Фахрутдинов Р.Г. Служение истории / Р.Г.Фахрутдинов – Чебоксары, 2008 – С. 193.

17. Улып – Чебоксары, 2009 – С. 237 – 238.

 



* Ниме (чув.) - помочь

Комментариев нет:

Отправить комментарий