Страницы

13 марта 2011

Парадигмы российской цивилизации

Парадигмы российской цивилизации

Генезис российской цивилизации, по мнению большинства исследователей, происходил в условиях Киевской Руси. Но с выходом России из СССР и развалом в 1991 г. Советского Союза история формирования российской цивилизации стала пересматриваться. Например, по В. В. Викторову российская цивилизация прошла следующая стадия развития:

1. восточнославянский (VIII-XIII вв.);

2. московский (XIII-XV вв.);

3. великорусский (середина XV-XVII вв.);

4. императорский (XVIII -1917 г.);

5. советский (1917-1992 гг.);

6. постсоветский (с 1992 г.).

Образование новых государств Украины и России подтолкнула ученых к новым трактовкам генезиса российской цивилизации. Выдвинулась концепция украинской (славянской) и российской цивилизаций.

Киевская Русь стала заменяться новыми понятиями:

1. Древняя Русь;

2. Империя Русь;

3. Славянская Русь;

4. Украинская Русь;

5. Древнерусская цивилизация;

6. Восточнославянская цивилизация.

Все понятия хронологически обозначаются до VIII – начала IX вв. В. В. Викторов в работе «Российская цивилизация» первый этап российской цивилизации относит к VIII веку [1].

Некоторые ученые поменяли название Киевская Русь на Древнюю Русь, а некоторые историки пишут Московская Русь.

Таким образом, на начало XXI века российские историки определились с классификацией генезиса российской цивилизации.

1) Древняя Русь;

2) Московская Русь;

3) Петровская Россия (императорская) и т.д. (по В. В. Викторову).

На начало XXI века историки продолжают спорить по вопросу: что первично, что вторично в начинке российской цивилизации?

Первично для Руси (России) западный путь развития цивилизации.

Вторично для Московии (России) восточный путь развития.

Но возможен и синтез – евразийский путь развития (по П. Я. Чаадаеву).

Мы думаем, что на каждом этапе развития российской цивилизации дозировка путей менялась.

С. П. Хантингтон (умер 28 декабря 2008 г. в США) о православной восточно-христианской России писал следующее.

Православная цивилизация

Некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с цен­тром в России, отличную от западного христианства по причине своих визан­тийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения других значительных событий, имевших место на Западе [2].

По С. П. Хантингтону Восток сквозит в истории (душе) России по следующим параметрам:

1. византийские корни;

2. двухсотлетнее татарское иго;

3. деспотизм;

4. изолированность от Запада.

Византийские корни – это христианство (988 г.). Татарское иго началось после разгрома монголо-татарами Китая, Средней Азии, Закавказья, Волжской Болгарии, Мордовии (после 1236 г.).

Монголо-татарское иго для народов Среднего Поволжья (марийцев, чувашей) завершилось в июне 1551 г. Чуваши в ходе освободительной войны (1546-1552 гг.) против ханства добились независимости и мирно вошли в состав России (июнь 1551 г.). Война за независимость обошлась чувашскому народу очень дорого – погибло 10-15 тыс. человек.

Если вспомнить геноцид монголо-татар с 1236 г. по 1419 г. против болгар, то потери составили (по В. Д. Димитриеву) до 80% населения Волжской Болгарии. Было уничтожено от 32 до 170 городов и городищ, 2000 сел.

Российская цивилизация потеряла за двухсотлетнее татарское иго несколько миллионов русского населения и более 50 уничтоженных городов, но сохранило христианство.

По С. П. Хантингтону Россия не входит в Западную цивилизацию, она отдельная [3].

Западная цивилизация

Зарождение западной цивилизации обычно относят к 700 - 800 годам нашей эры. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, северная Америка и Латинская Америка.

Латиноамериканская цивилизация

Латинская Америка, однако, имеет одну характерную особенность, которая отличает ее от Запада. Хотя Латинская Америка и является отпрыском европейской цивилизации, она эволюциони­ровала совершенно другим путем, чем Европа и Северная Америка. Культура там клановая и авторитарная, что в Европе проявилось значительно слабее, а в Северной Америке не проявилось вовсе. И Европа, и Северная Америка по­чувствовали на себе влияние Реформации и объединили в себе католическую и протестантскую, культуры. Латинская Америка исторически была только, католической, хотя сейчас ситуация может меняться. Латиноамериканская цивилизация ассимилировала местные культуры, которые не существовали в Европе и были полностью уничтожены в Северной Америке и значимость ко­торых меняется от Мексики, Центральной Америки, Перу, и Боливии с одной стороны до Аргентины и Чили — с другой. Политическая эволюция и эконо­мическое развитие Латинской Америки резко отличаются от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Сами жители Латинской Амери­ки отличаются по субъективной самоидентификации. Некоторые говорят: «Да, мы — часть Запада». Другие заявляют: «Нет, у нас своя уникальная культура», а великие писатели Латинской и Северной Америки, детально описывают свои культурные различия. Латинскую Америку можно рассмат­ривать либо как субцивилизацию внутри западной цивилизации, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа, который фоку­сирует внимание на международных политических аспектах цивилизаций, включая взаимоотношения между Латинской Америкой с одной стороны и Северной Америкой и Европой — с другой, последняя точка зрения более приемлема.

Таким образом, Запад включает в себя Европу, Северную Америку, а также страны, населенные выходцами из Европы, то есть Австралию и Но­вую Зеландию. Взаимоотношения между двумя основными составляющими Запада, однако, менялись со временем. В течение длительного периода своей истории американцы определяли себя как общество, противопоставленное Европе. Америка была страной свободы, равенства возможностей, будущего; Европа олицетворяла угнетение, классовый конфликт, иерархию, отсталость. Заявлялось даже, что Америка — отдельная цивилизация. Это противопос­тавление Америки и Европы было в значительной мере следствием того, что, по крайней мере, до конца девятнадцатого столетия контакты Америки с не­западными цивилизациями были ограничены. Однако как только Соединен­ные Штаты вышли на мировую арену, у них появилось чувство более широ­кой идентификации с Европой. Если Америка девятнадцатого века ощущала себя отличной от Европы и противопоставленной ей, то Америка двадцатого столетия определяет себя как часть и, несомненно, как лидера более широкой идентификации — Запада, — которая включает в себя Европу.

Сейчас термин «Запад» повсеместно используется для обозначения того, что раньше именовалось западным христианством. Таким образом, Запад яв­ляется единственной цивилизацией, которая определяет себя при помощи направления компаса, а не по названию какого-либо народа, религии или географического региона [4].

В восточно-христианскую цивилизацию входят провославные государства:

1. Россия;

2. Украина;

3. Белоруссия;

4. Сербия;

5. Румыния;

6. Болгария;

7. Греция и др.

Таким образом, невзирая на выход Украины, и Белоруссии из состава СССР, они остаются в составе восточно-христианской цивилизации (лидер Россия).

Западно-христианская цивилизация, лидер США. Поставим вопросы: что для россиянина православная цивилизация? Что для нас российское государство? Что первично, а что вторично?

Вспомним:

1) Восток;

2) Запад;

3) Синкретизм (евразийство).

По Н. Я. Данилевскому «славянство первично». Позиция славянофила высказана ясно и прямо:

Славянский союз ни в коей мере не угрожает порабощением всему миру; наоборот, Славянский союз - единственная преграда на пути Европы к мировому господству. «Всеславянский союз имел бы своим результатом не всемирное владычество, а равный и справедливый раздел власти и влияния между теми народами или группами народов, которые в настоящем периоде всемирной истории могут считаться активными ее деятелями: Европою, Славянством и Америкой.

По его мнению, славянство должно управлять миром. С уменьшением противоречий между европейскими государствами и достижением стабильности Европы бороться с соединенной Европой может только соединенное славянство – Всеславянский союз. Естественно, Россия не может прервать своих отношений с Европой.

По С. П. Хантингтону трансформационная идея Всеславянского союза переходит в идею восточно-христианской цивилизации. О. Шпенглер. А. Тойнби также отводили особое место православию и России.

Восточно-христианская цивилизация в условиях XXI века, конечно, проводит свою интегрированную политику, но эта интеграция противоречивая.

Парадигма – раскол восточно-христианской цивилизации на противоположные блоки:

1. Россия + Белоруссия;

2. Украина;

3. все остальные православные государства.

Российская цивилизация, невзирая на ее европейскую солидарность и процесс глобализации остается сырьевым донором Европы, Китая и Японии.

Государство, писал Челлен - дом и сердце граждан. Государство ищет или стремится защитить интересы народа. Защищая эти интересы, оно защищает свою экономическую систему, которую народ создал в своем родном пространстве. Государство действует как органический механизм или как домашнее хозяйство. Доктрина государства как «домашнего хозяйство» или «народный дом»— и есть его, государственная, экономическая политика.

Мы расширим понятия, I уровень:

1) Восточно-христианская цивилизация – «дом и сердце граждан».

2) Каждая цивилизация стремится защитить интересы своих народов.

3) Цивилизация защищает экономические интересы своих народов.

4) Восточно-христианская цивилизация – есть «народный дом».

II уровень:

1) Российская цивилизация – «дом и сердце граждан».

2) Российская цивилизация стремится защитить интересы своих народов.

3) Российская цивилизация защищает экономические интересы своих народов.

Вспомним, что известный немецкий геополитик Отто Мауль, отталкиваясь от работ Челлена, писал, что «полное экономическое проникновение равносильно территориальной оккупации». Концепция Челлена - это концепция государства, как «народного дома», которая является не чем иным, как историческим существованием определенного народа в экономически защищенном геополитическом пространстве.

Мы заменяем понятие государства и рассматриваем ее в парадигме российская цивилизация.

4) Российская цивилизация – есть «народный дом».

Выводы

1. В условиях финансово-экономического кризиса начала XXI века российская цивилизация стремится приспособиться к новым реалиям.

2. Процесс раскола в восточно-христианской цивилизации продолжается.

3. Российская цивилизация для граждан Российской Федерации является «народным домом» и у них нет другого защитника, помощника кроме своего государства.

4. Власть российская цивилизации (дома) надо понимать так, что социальная защита граждан является способом сохранения российского дома, а с ним и российской цивилизации.

5. Невзирая на жесткий раскол в восточно-христианском мире, Россия должна стремиться (как лидер христианства) к консолидации, интеграции и нахождении консенсуса со всеми мировыми цивилизациями (по Г. И. Тафаеву модулями).

Литература

1. Викторов, В. В. Российская цивилизация / В. В. Викторов. – М.,2009. – С. 23

2. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций / С. П. Хантингтон. – М., 2003. – С. 125-127

3. Там же, С. 127

4. Там же, С. 130

Комментариев нет:

Отправить комментарий