Страницы

07 марта 2011

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧУВАШСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЧУВАШСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ

Что происходит с чувашской регионалистикой? Мы пытаемся ответить на этот вопрос, который резко обозначился на рубеже конца XX начала XXI веков.

Что происходит?

Эволюционная революция, а с нею структурная трансформация Российского государства заставила историков отказаться от части советских методологических и научно-исследовательских парадигм. На рубеже XXXXI веков чувашские историки, политологи, социологи, культорологи все активнее стали осваивать новые (адекватные) историко-методологические концепции на основе цивилизационного подхода. Чувашские историки всегда шли в рядах «истиной» теории. Активно, в полном плане работал И. Д. Кузнецов, каких-либо расхождений от «курса» Центра среди наших историков не просматривалось.

Основные элементы чувашской исторической школы:

1. Археология. Исследования археологических культур, раскопки, гг. Тигашево, Таяба, Чебоксары и т.д. (В. Ф. Каховский, Б. В. Каховский и др.).

2. Этнография. Обобщение материалов различных этнографических групп чувашского этноса, исследования по различным аспектам этнографии народов Чувашского края, ЧАССР и Чувашской Республики (Г. И. Комиссаров, В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев, П. В. Денисов).

3. История. Наиболее плодотворными в изучении чувашской истории были Н. В. Никольский, Г. И. Комиссаров, М. П. Петров, И. Д. Кузнецов, В. Ф. Каховский, П. В. Денисов, В. Д. Димитриев, Ю. П. Смирнов, В. В. Тимофеев, Л. А. Ефимов и др. Следует заметить, что второй этап формирования чувашской исторической школы (с 70-х гг. XIX по 20-е гг. XX в.) показал:

а) научно-собирательный (яковлевский) этап завершился в 20-е гг. XX в. образованием Чувашской автономии;

б) за 50 лет развития общественной мысли чувашского этноса (Яковлевского Возрождения) были созданы следующие направления научного исследования:

· чувашского языкознания;

· чувашского литературоведения;

· театрального искусства;

· художественно искусства;

· этнографии;

· истории.

Мы понимаем, что для чувашского этноса все эти научно-исследовательские направления проходили стадию «становления». Генезис шел в плане прогрессивного накопления фактического материала. Поэтому мы назвали это время научно-собирательным этапом, который тесно связан с деятельностью Симбирской чувашской школы (Яковлевского Возрождения). Особенность этого этапа не только «собирательность», «возрождение», но и «синтез». Яковлевское Возрождение синтезировала все лучшее в российской (имперской) и мировой историографии. Таком образом, говоря о чувашской исторической регионалистике, следует выделить в этом блоке два отдельных направления: а) региональную историографию, б) историческую регионалистику, что характерно для этих направлений. С одной стороны идет процесс унификации и стандатризации, с другой – специализация. На сегодня сформировались:

1. Урало-Поволжская региональная историография;

2. Чувашская региональная историография (марийская, татарская и т.д.).

Регионально (локально)-цивилизационный подход нашел своих сторонников в республиках с титульным этносом. поэтому мы активно применяем наследие Н. Я. Данилевского, А.Дж. Тойнби, Л. Н. Гумилева в процессе исследования чувашской истории. Научные заделы имеются у историков Марий Эл, Мордовской Республики, Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Коми, Калмыкии.

Невзирая на наш цивилизационный подход подавляющее большинство чувашских историков в своей исследовательской и педагогической деятельности стоит на либерально-формационных позициях. А те, кто пытаются кое-что включить из цивиилзационной концепции, отмечают, что они изобрели первыми этот подход применительно к истории, этнопедагогике и т.д. Как известно, общепринято в таких случаях дать в историографии мнение авторов данных подходов, но некоторые «изобретатели» считают, что они придумали эти подходы первыми. Как известно, первыми исследователями развития феномена «чувашской (болгарской) цивилизации» были И. Н. Смирнов, Г. Комиссаров, И. Д. Кузнецов, Г. И. Тафаев. При изучении чувашской истории, а мы рассматриваем ее как феномен «болгарской цивилизации» (по И. Н. Смирнову) следует учитывать множество вакторов.

Исследователи включают в понятие цивилизация:

1. Территорию;

2. Этнос;

3. Религию;

4. Менталитет;

5. Культуру;

6. Экономику;

7. Технику;

8. Политику.

Мы предлагаем свое видение данной проблемы применительно к Урало-Поволжскому региону, к титульным республикам Российской Федерации. В науке имеются понятия: «цивилизационные критерии», общецивилизационные периодизации, «дочерние цивилизации», «цивилизации государства», «материнская цивилизация», «универсальное государство», «вызов – ответ», «творческая элита» и т.д.

Применительно к чувашской истории нами ведется разработка новой периодизации (эпох, этапов, фаз, циклов и т.д.). Делаются новые критерии и сущность циклов развития древнечувашской цивилизации. Вводятся новые понятия «чувашская локальная цивилизация», «направления трансформации чувашской цивилизации», «цивилизационные этапы древнечувашской (чувашской) цивилизации», «болгаро-чувашская цивилизация» и т.д. Идет процесс освоения и адаптация цивилизационного фактора в условиях Урало-Поволжского региона.

На сегодня в отечественной историографии прослеживаются четыре научных подхода:

а) Формационный взгляд на историю;

б) Либерально-формационный подход;

в) Цивилизационный подход;

г) Формационно-цивилизационный подход.

Как известно, цивилизационный подход к истории опирается на исследования А. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Квигли, Л. Н. Гумилева, С. П. Хантингтона и др.

Например, в одной из работ мы предложили свое видение проблемы.

Завещание родному чувашскому народу (И.Я. Яковлев)

Часть I. История чувашской цивилизации

Глава 1. История и цивилизация

Глава 2. Древнечувашская (болгарская) цивилизация: понятие и периодизация

Глава 3. Исторические источники древнечувашской (болгарской) цивилизации

Часть II. Алтайская трансформационная эпоха: генезис

Глава 4. Хуннская империя

Часть III. Северокавказская трансформационная эпоха: смешение

Глава 5. Древние болгары и сувары в Европе

Глава 6. Велика Болгария – языческо-христианская цивилизация

Глава 7. Суварское царство в составе Хазарского каганата

Часть IV. Волжско-Камская трансформационная эпоха: созревание

Глава 8. Болгарское возрождение

ЧастьV. Ордынская трансформация

Глава 9. Народы Среднего Поволжья в составе Золотой Орды и Казанского ханства

Глава 10. Болгаро-чувашская цивилизация

Глава 11. Смена цивилизаций

Глава 12. Вхождение Чувашии в состав Российской цивилизации

Хронология

Оглавление

Приложение. Указ Президента ЧР «О дне государственных символов Чувашской Республики»

Комментарии

Осмысление идет не только в плане цивилизационного развития чувашской (тюркской) цивилизации, но и в силу ее евразийской «начинки» в плане изучения процесса синтеза чувашского народа.

Кто мы, чуваши-болгары? Что в нас больше европейского (российского), европейского (западного), азиатского (восточного) или евразийского. Как-то посол Японии сказал, что чуваши – это восточный народ. Применимы ли исследования Л. Н. Гумилева к истории чувашей. Да, мы знаем, Л. Н. Гумилев утверждал, что чуваши – это хунну, но он также заметил, что болгары появились позже хунну. Таким образом, мы азиатский (восточный) народ.

По расовому сечению чувашской цивилизации мы можем увидеть, что 76 % синкретисты («смешенные»).

Древнечувашская (болгарская) и современная чувашская локальная цивилизация имеет культурно-исторические истоки различных цивилизаций:

- тюркской;

- китайской;

- иранской;

- византийско-греческой;

- угоро-финской;

- русской.

Что в нас больше:

а) тюркского

б) иранскогов

в) арабско-мусульманского

г) христианско-русского?

Нам думается, региональная история должна обосновать такие критерии, а мы – цивилизационные особенности. Извечный спор российских славянофилов, евразийцев, западников находит в наших работах отклик и мы склонны эти раздумья переосмыслить с учетом чувашской почвы.

Что больше в этом разрезе (сечении) цивилизаций:

1) языческой цивилизации

2) исламской цивилизации

3) христианской цивилизации

4) языческо-исламской цивилизации

5) языческо-христианской цивилизации

6) европейской цивилизации

7) евразийской цивилизации.

Мы пытались в своей монографии «Чувашская цивилизация» эти «пропорции», «концепции» или «цивилизационные критерии» высветить с учетом исследований Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, С. П. Хантингтона, Л. Н. Гумилева. «Татарщина» для болгаро-чувашской цивилизации оказалась губительной. Пошел процесс «смены цивилизации», которая стала осуществляться с 1236 года (Ордынская трансформация) путем:

Равнобедренный треугольник: Болгаро-чувашская цивилиза¬цияПодпись: Золотая Орда  Казанское ханство

В. Д. Димитриев поддерживает позицию автора (Г. И. Тафаева) о «смене цивилизации», но он считает, что процесс пошел с 1445 г. и длился по 1552 г. – разгрома Казанского ханства. Наша позиция несколько хронологически другая.

Мы предлагаем свое видение проблемы в цивилизационном становлении чувашского народа (цивилизации). Мы исходим, что этнос – народ один из элементов цивилизации.

Цивилизационные этапы древнечувашской цивилизации.

- языческо-христианский этап (с 619 по 737 гг.) – Северный Кавказ (Великая Болгария, Суварское княжество Алп-Илитвера);

- языческо-мусульманский этап (с 922 по 1551 гг.) Среднее Поволжье (Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство);

- православно-языческий этап (с 1551 г.) (мирное вхождение чувашей в состав Русского государства).

Трансформационные эпохи:

- алтайская эпоха (рождение);

- северокавказская (смешение IIVIII вв.);

- волжско-камская (созревание с 40-х гг. VIII в. по 1236 г.);

- ордынская (экспансия, пора конфликтов – 1243–1551 гг.);

- российская (универсальная империя с 1551 г.).

При описании достижений и просчетов чувашской цивилизации мы предлагаем рассматривать особенности через понятия «кризис – стагнация – прогресс (скачок) или циклы развития. Предлагаем более детальное с учетом всех факторов изучить феномен не только «болгарская цивилизация», «тюркская цивилизация», с учетом трансформационных эпох и их направлений. Направления трансформации древнечувашской цивилизации::

1. Социально-экономическая;

2. Военно-политическая;

3. Религиозная;

4. Территориальная;

5. Этнокультурная;

6. Этнодемографическая;

7. Этнопсихологическая;

8. Антропологическая.

Все эти направления нами прослеживаются и освещаются в разных условиях. Историки знакомы с понятием «запаздывающий тип капитализма». Многие исследователи РФ детально изучили причины данного явления. Нам думается, понятие «опаздывающего типа» развития чувашской истории правомерно и для использования в чувашской исторической регионалистики. Таковыми причинами для нашей истории являются:

1. Распад Великой Болгарии (660 г. VII в., Северный Кавказ);

2. Разгром Суварского княжества (в составе Хазарского Каганата, VII – 40-е гг. VIII в.)

3. Освоение новых территорий на Северном Поволжье (Волжская Болгария, IXXIII вв.;

4. Монгольское иго (с 1236 г.);

5. Нашествия Тамерлана (1391, 1395 гг.);

6. Войны в годы Казанского ханства (1445–1552 гг.);

7. Участие чувашей в различных крестьянских бунтах (С. Разина, Е. Пугачева и др.);

8. Постоянная борьба с исламской (татарской) цивилизацией.

Предположим, что крепостное право было бы у чувашского населения, социально-экономические факторы были бы доминирующими. Как быть с религиозным фактором.

Благодаря религиозному фактору чуваши сформировались как «новочуваши», в отличии от языческо-исламского болгарского народа (эпохи X – сер. XIV в.) «старочуваши» («худые» болгары) были языческим народом, а часть (элита) мусульманами. «Старотатары» (VVI в. – Монголия) – язычники, «новотатары» – мусульмане (эпоха Золотой Орды и Казанского ханства). Что «больше» у «старотатар» и «новотатар».

Где больше «регресса» или «прогресса» («рывка»). Можно исследовать эту проблему в другой плоскости «кризиса – стагнации – рывка».

В настоящее время мы (чуваши)являемся частью российской (православной) цивилизации. Но такая трансформация началась после 50-х гг. XVI в. Болгары-чуваши входили в государства:

- Хуннская империя

- Гуннская империя Аттилы

- Тюркский (Западнотюркский каганат)

- Великая Болгария кагана Кубрата (635 – 660 гг.)

- Суварское княжество Алп-Илитвера (VIII в.н.)

- Волжская Болгария (С. Поволжье VIIIXIII вв.) (Серебряная Болгария)

- Золотая Орда (с 1243 г.)

- Казанское ханство (1445–1552 гг.)

- Российская империя (до 1917 г.)

- Советское государство (1917–1991 гг.)

- Российская Федерация (с 1991 г.)

Государства подвергались нападениям, разгрому, но болгаро-чувашский народ выжил и сохранился. Почему? Чем обусловлена такая долговечность болгаро-чувашской цивилизации? Чем отличается чувашская цивилизация от других?

- в живучести;

- синкретизме (языческо-христианско-исламские ценности);

- устойчивости старых ценностей;

- связи с природой;

- приверженности народных традиций;

- трудолюбии;

- древности цивилизации (сVIVII в. н. э.);

- свободолюбии.

Невзирая на постоянную агрессию и ассимиляцию болгаро-чувашей, и в первую очередь, аристократии (князей, тарханов, сотников, купцов) чуваши не ушли в прошлое, не «затерялись» в других цивилизациях. Уравнение аристократии (с эпохи Петра I) с «черным народом» не привело к потери знати, произошла только «консервация» общественно-политических чувашских устоев:

- консервация народных традиций;

- семейно-бытовых традиций;

- хозяйственно-экономической жизни.

В процессе выживания в годы российской европеизации (российская трансформация эпоха с сер. XVI в.) на первое место в сохранении и продлении чувашского мира вышли народные и семейно-бытовые традиции, культура и язык. Процесс выживания длился с середины XVI по 60–70 гг. XIX в.

Только после либеральных реформ (60–80 гг. XIX в.) (Яковлевское Возрождение в условиях Чувашии) обозначился процесс возрождения самобытного чувашского мира.

Но, к сожалению, окончательно разломал «чувашский мир» период «колхозной» революции и геноцида сельской аристократии.

Некоторые с усмешкой утверждают – 16 тыс. репрессированных для Чувашии мало, эстонцев – 70 тыс., грузин – 50 тыс. было репрессировано. «Чуваш Сталин любил больше эстонцев и грузин».

Не все гладко ложится на чувашскую история понятие «древний мир», «средневековье», «новое время», цивилизационная антисинхронность общества периода «древний мир» до Аттилы и падения Римской империи, «средние века» (VIXV в.), «новое время» (XVIXIX в.), «новейшее время» (с XX в.)

В настоящее время, произошла некоторая корректировка, хотя история средних веков и история древнего мира употребляется в учебниках по истории Чувашии.

Резко изменилась позиция некоторых ученых и к процессу экспансии и продвижения России в Урало-Поволжском регионе (сер. XVI в.).

По нашему мнению, основными причины разгрома Казанского ханства (1552 г.) были:

- усовершенствована русская армия;

- созданы стрелецкие полки;

- усилена артиллерия;

- вошли мордовские земли, граничившие с ханством;

- чувашская элита Горной стороны получила титулы и подарки со стороны русских царей;

- строительство Свияжской крепости;

- вхождение Горной стороны в состав России;

- усиление внутриклановой борьбы в Казани;

- раскол правящей и военной элиты по этническому признаку;

- консервация военно-феодальных порядков в ханстве;

- переход татарской элиты на сторону России.

Таким образом, мы можем увидеть в этом процессе ряд трансформационных факторов:

1. военно-политический фактор;

2. этнорелигиозный фактор;

3. кадровый фактор (административный ресурс).

Глубину этого процесса надо искать в «доболгарском периоде» чувашской истории. С 1243 г. «болгарская цивилизация» в условиях «ордынского этапа» стала трансформироваться в чувашскую, на основе сохранения языка, язычества, культуры и обрядов болгар. Мы можем утверждать, что с образованием Казанского ханства (1445–1552 гг.) на развалинах болгаро-чувашской цивилизации образовались две цивилизации: а) чувашская (языческая); б) татарская (исламская). Причины такой трансформации:

1) разные языки;

2) территория размещения;

3) разные религии;

4) татары оказались экономически сильнее;

5) принятие чувашами христианства;

6) геополитическая ориентация чувашской элиты на Россию;

7) ориентация татарской элиты на Восток;

8) различные историко-этнические истоки.

Таким образом, мы можем предложить свое видение формирования татарской цивилизации. Можно утверждать, что татарская цивилизация прошла следующие стадии развития:

- тюркский этап (рождение);

- ордынский этап (смешение, с 1236 по 1552 гг.);

- российский этап (созревание, с 1553 г.)

Хронология этапов требует более тщательного исследования научного понятия тюркская цивилизация, татарская цивилизация, татарская начальная цивилизация.

Размышления автора показывает, что изучение истории чувашского народа, а с нею и цивилизации немыслимо без отрыва от татарской или русской (российской) истории. При этом следует всесторонне учитывать все цивилизационные факторы, которые являлись доминантой данных процессов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий