СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЧУВАШСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ГЕНЕЗИС
Российская историческая наука в конце XX – начала XXI вв. стала работать в русле цивиливационного подхода в изучении истории и культуры. Цивилизационные теории Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, С.П.Хантингтона послужили теоретической основой осмысления российской истории.
По А.Дж. Тойнби:
Циклы (стадии) развития цивилизации по А. Тойнби |
разложение |
надлом |
расцвет |
Рождение (генезис) |
Можно ли рассматривать историю проточуваш (болгарочуваш) в процессе смены циклов цивилизаций. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон предлагают циклы (стадии) развития. Где родилась проточувашская (древнечувашская) цивилизация?
Мы рассматриваем развитие (становление) древнечувашской (протоболгарской) цивилизации в государственных образованиях:
1. Империя хунну;
2. Империя Аттила;
3. Тюткский каганат;
4. Западнотюркский каганат;
5. Великая Болгария;
6. Волжско-Камская Болгария;
7. Золотая Орда;
8. Казанское ханство;
9. Россия.
В этой хронологии следует выдеть промежуток с 1546-по июнь 1551 гг., как называемое государство Чувашия (Чувашский край):
1.
2. Июнь
Генезис (зачатие) древнечувашской цивилизации произошел в Империи хунну. Но произошло «зачатие», а не рождение. Генезис растянулся на тысячелетие, «внутриутробное» развитие (900-1000 лет) в условиях Азии (Империя хунну): Евразия (Империя Аттилы); Тюркского и Западнотюркского каганатов; Европы (Великой Болгарии).
Предлагаем свою схему, приемлемую для древнечувашской цивилизации:
| Государство | Стадии по О. Шпенглеру | Стадии по А.Дж. Тойнби | Фазы по Квигли |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Империя хунну Империя Аттилы Тюркский каганат Западнотюркский Великая Болгария Волжская Болгария Золотая Орда Казанское ханство Россия | рождение рождение рождение рождение рождение рост созревание увядание смена (Тафаев) | рождение рождение рождение рождение рождение расцвет надлом разложение смена (Тафаев) | генезис генезис генезис генезис смешение расцвет пора конфликтов пора войн смена-рождение (Тафаев) |
Н.Н. Крадин в монографии «Империя хунну» пишет о хунну: исследования китайских археологов хуннских (или хунноподобных) памятников во Внутренней Монголии в период «борющихся царств». Уже в эту эпоху в хуннском обществе существовали значительные социальные различия, прослеживаемые в погребальном обряде. Погребения кочевой аристократии и вождей содержали многочисленные украшения из золота и бронзы (только в могильнике Алучжайдэн (аймак Ханцзинь) было 218 предметов общим весом более
Следовательно, сложная политическая система сложилась у хунну еще до возникновения державы Модэ на рубеже III - II вв. до н.э.[1] «Внутриутробное» развитие в Империи хунну у проточувашей мы можем увидеть в языковых и культурных заимствованиях, например, у китайцев они взяли более 100 слов. Заимствования касаются:
1. Отношения к небу (религиозные, мировоззренческие термины);
2. Ремесленные термины;
3. Сельскохозяйственные термины;
4. Отношение к человеку.
Более 900 монгольских слов сохранились у современных чуваш. Все термины - это связанные со скотоводством.
Большинство исследователей считают, что гуннская общность вышла из «недр» Империи хунну. Хунну - цивилизационная общность, гунны - регрессивная общность (Аттила - бичь божий). Здесь мы поставим проблему «цивилизация - материнская», «цивилизация - сестринская», последнюю следует более подробно изучить (в контексте Империя хунну - Империя Аттилы); Великая Болгария - Волжская Болгария, Золотая Орда - Казанское ханство, Византийская цивилизация - Российская цивилизация. По А.Дж. Тойнби в цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление и т.д.
Для того чтобы она появилась, по А. Тойнби, «необходимо стечение ряда условий». Поскольку это не всегда имеет место, поскольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми». К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин.[2]
Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Россия - можно отнести к цивилизациям третьего поколения, которые формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее - на основе возникшего в ее недрах христианства - формируется третичная, западноевропейская, считает А. Тойнби. Всего, согласно А. Тойнби, к середине ХХ в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.
Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство формировались на основе исламской религии, а Российская цивилизация на основе христианства.
Выводы
1. Древнечувашская (до 1551г.) и новочувашская (после 1551г.) цивилизации имеют свои стадии развития;
2. Генезис (генезис и внутриутробное развитие древнечувашская прошла в условиях Империи хунну)
3. Генезис (рождение) по Квигли - «смешение», по-нашему мнению, можно отнести к северокавказской трансформационной эпохе древнечувашской цивилизации.
4. Накладывая концепцию «генезиса цивилизации» по А. Тойнби на историю чувашского народа мы можем сказать, что болгарочувашская цивилизация имеет все стадии развития и в настоящее время участвует в процессе формирования российской цивилизации.
Литература
1. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин - М., 2002 - С. 32.
2. Тойнби А. Постижение истории. Причина генезиса цивилизации. / А.Тайнби – М., 2004 – С.105-107.
Комментариев нет:
Отправить комментарий