Страницы

30 июня 2011

Самоидентификация в условиях смены цивилизации древнеболгарской цивилизации (1236-1551 гг.)


Самоидентификация в условиях смены 
цивилизации древнеболгарской цивилизации (1236-1551 гг.)

Мы выносим проблемы:
· Цивилизационная самоидентификафия;
· Смена цивилизации;
· Древнеболгарская цивилизация.
Историки, социологи, культурологи с различных позиций рассматривают концепцию цивилизаций. Как отмечают исследователи, термин «цивилизация»  введен сравнительно недавно около двух столетий назад - французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Занимаясь цивилизационной проблематикой, невозможно не обратить внимание на факт огромной многозначности и одновременно некорректности в использовании разных смыслов понятия «цивилизация». Этому быстро привившемуся понятию стали придавать различное значение.
С одной стороны, слово «цивилизация» обладает определенной привлекательностью. С другой, - оно столь нещадно затрепано, что почти утратило сколько-нибудь четкий смысл. Иногда под ним понимают нечто предельное, покрывающее собой все остальные понятия социальной философии. Иногда - весьма узкое, подобно тому, как делал О.Шпенглер, обозначая цивилизацию как стадию вырождения культуры. Нередко это синонимы духовной культуры, а порой - синоним культуры в историко-археологическом смысле. Иногда цивилизация - это отдельное общество или даже некая субкультура в нем. А иной раз под цивилизацией понимают громадные эпохальные стадии исторического процесса. В одном контексте это совершенно уникальные и неповторимые явления, в другом - эпохальный тип культуры.
Определений цивилизаций множество:
1.Цивилизация как определенная локальная культура.
·  при этом цивилизациями называют нередко не только культурные, но также примитивные (традиционные) или маргинальные общества (группы сходных по культуре обществ) (Ж. Маке, В. Илюшечкин);
·  цивилизациями обозначаются только те общества, которые достигли определенной культурной зрелости (возникла письменность, города, социальная стратификация) (Л. Морган, Ф. Энгельс);
·  цивилизациями обозначают прежде всего некую особость, уникальность, неповторимость культуры какого-то общества или периода.
2.Цивилизации как некие реально-исторические единицы (и, соответственно, единицы исследования). Но такая единица может представляться как совокупность группы обществ, имеющих единство, как отдельный социальный организм, социум, нация, этнос и т .п.
3.Цивилизация как определенная стадия развития, отделяющая общества, достижение некоего уровня культуры, от более архаичных, однако момент вступления в такую стадию трактуется по-разному. Между тем вполне понятно, что при определении основных тенденций исключительно важное значение приобретает точка отсчета.
·  цивилизация как некий общечеловеческий рубеж развития;
·  возможно   толкование,   что   это   некий   средний   этап   развития человечества, который сменится послецивилизационной эпохой.
4.Цивилизация как синоним культуры или (по Шпенглеру) как особая стадия развития культуры.
5.Цивилизации как последовательные ступени развития человечества, то есть стадии исторического процесса. При этом в основание смены цивилизации кладут самые разные критерии, поэтому вариантов здесь множество.
6.Цивилизация как некий результат исторического процесса, данный на сегодняшний день (или исследуемый период). Цивилизация как общее создание всего человечества.
7.Цивилизация как особый аспект исследования общества - социального организма (в этом плане особенно часто противопоставляют цивилизации и формации).
8.Цивилизация как собственно социальная организация, которая характеризуется всеобщей связью людей тем, что общество функционирует на основе именно социальных, а не естественных (родовых) отношений.
9.Цивилизации как особые линии, «ветви» разворачивания исторического процесса.
10.Цивилизация как степень свободы, нравственности, гуманизма.

Таким образом, понятие цивилизация многомерное явление. Исследователи их делят на различные виды. Начало человеческой цивилизации связывают с тем периодом, когда дикость и варварство, в которых доминируют природные, биологические формы бытия, сменяются обществом, основу которого составляют социальный уклад жизни людей и культура. Человеческое общество в своем развитии прошло несколько цивилизаций. Обычно выделяют следующие виды цивилизаций:
1.космогенная (от греч. cosmos - мир, Вселенная; genes - рождающийся, рожденный),
2.техногенная или индустриальная (промышленная),
3.антропогенная (или информационное общество).
Космогенная цивилизация охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Она базировалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью человека и общества от природы, от условий окружающей среды. Мировой космос здесь определяет формы жизнедеятельности людей и выступает как естественная пространственная и временная граница существования цивилизации.
Основу техногенной цивилизации составляют машинная техника и машинные технологии, научно-технический прогресс, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Социальные основы этой цивилизации образуют наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень производительности труда и профессиональной выучки. Противоречия, возникающие в этой цивилизации, разрешаются либо социально-экономическими реформами, либо социальными революциями, в разрушительных последствиях которых XX век убедился достаточно основательно. К концу XX века индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, что нашло свое выражение в появлении и обострении целой серии глобальных проблем, вызывающих кризисные явления.
Социологи отмечают, что сегодня мы находимся у истоков цивилизации нового типа - антропогенной цивилизации или постиндустриального общества. Основой производства здесь становится информационная база. Информационная насыщенность технологических процессов требует постоянного повышения уровня культуры и образования, квалификации и способностей каждой личности и всего общества. Происходят глобальные изменения в социальной сфере, меняется социальная структура общества, наемная рабочая сила превращается в средний класс.
Мы не ставим целью детальный разбор всех видов цивилизаций. С учетом концепции О.Шпенглера, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтона. Мы хотим понять историю древнеболгарской цивилизации, которая достигла расцвета ( по А.Дж. Тойнби) в условиях Волжско-Камской Болгарии («белые болгары» по А.Дж. Тойнби).
Можно ли утверждать, что древнеболгарское общество-это цивилизация? Историки утверждают:
1.Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.
2.В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды   и   т.д.,   имеющие   непосредственно  хозяйственное   назначение.
3.Началась социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.
4.Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.
Что мы можем увидеть по генезису древнеболгарской цивилизации.
·                        До I в. в Империи Хунну она была земледельческо-кочевой цивилизацией (или номадической цивилизацией);
·                        На территории Северного Кавказа в Северокавказскую эпоху древнеболгарская цивилизация, конечно не строила пирамиды, но имела города, ремесла, имела школы, письменность греческую и руническую. Существовало христианство, тенгриханство, зороастризм, иудаизм, ислам.
Таким образом, тюрко-иранское «смешение» оказало серьезное влияние на процесс становления цивилизации народов в составе Империи Аттилы, Великой Болгарии кагана Кубрата, Суварии в составе Хазарского каганата Алп-Илитвера.
Межцивилизационный диалог происходил в эпоху Александра Македонского, Аттилы, Кубрата, Алп-Илитвера, Алмуша, Чингисхана.
Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. С конца ХХ в. особенно интенсивно с начала XXI в. ускорился процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении  цивилизационных особенностей каждой цивилизации.
А.Дж. Тойнби в разделе «Ислам, Запад и будущее» писал, что в прошлом ислам и Западный мир воздействовали друг на дру­га несколько рад в различных ситуациях и с переменным успехом. Первое столкновение между ними случилось тогда, когда запад­ное общество пребывало еще в младенческом возрасте, в то время как ислам был уже устоявшейся религией арабов в эпоху их подъема. Арабы к тому времени только что завоевали и объединили территории древних цивилизаций Ближнего Востока и пытались расширить свою империю до всемирных масштабов. [1]
 А.Дж. Тойнби далее замечает, что  на авансцене будущего, мы можем отметить две сферы для того влияния, которое ислам может оказать на космопо­литический пролетариат западного общества, набросившего свои сети на весь мир и охватившего все человечество; что же касается более отдаленного будущего, стоит рассмотреть возможный вклад ислама в некоторые новые проявления религии. Все эти возможно­сти, однако, в равной степени зависят от положительного разреше­ния ситуации, в которой человечество находится сегодня. Они пред­полагают в качестве непременного условия, что зыбкое и неустой­чивое всеобщее смешение в результате западного завоевания мира постепенно и мирно преобразуется в некую гармоничную синте­тическую субстанцию, из которой столь же постепенно и мирно столетия спустя возникнут новые творческие, созидательные воз­можности. Такая предпосылка, однако, есть не более чем недока­зуемое допущение, которое может оправдаться или не оправдать­ся при реальном развитии событий. Смешение может завершиться синтезом, но с таким же успехом — и взрывом, и в этом случае ислам может сыграть совершенно иную роль в качестве активного ингредиента бурной реакции космополитических низов против за­падных хозяев.[2]
В Волжско-Камской Болгарии, конечно шла борьба за самоидентификацию с 922 года (принятие ислама) между:
·                        мусульманским болгарами;
·                        болгарами-тангрихантами (представители этнической религии болгар, сувар, хазар, биляр).
В 90 г. ХХ в. С.П. Хантингтон в исследовании столкновения цивилизаций писал, что конфликты будут вестись вдоль разлома линий цивилизаций. Западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской.
Во-первых, потому что цивилизации очень разные. У них разный язык, история, культура, традиции, религия и т.д.
Во-вторых, мир становится более тесным. Североафриканская иммиграция во  Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам -«добропорядочным католикам и  европейцам из Польши». Американцы гораздо болезненнее реагируют японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран.
В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации.
В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.
В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.
В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы армянами. Можно быть полу­французом или полу-арабом, но куда сложнее быть полу-католиком или полу-­мусульманом.
Основные очаги кровопролитных войн перемешаются на линии разлома между цивилизациями.[3]
Для древнеболгарской цивилизации до монголо-татарского геноцида (1236 г.):
·                        Существовал общий болгаро-чувашский тип языка (R-язык);
·                        Общая история (болгар, сувар, биляр, части хазар);
·                        Общая культура (болгаро-тюрская);
·                        Общие традиции (тюркско-иранское);
·                        Религиозное противостояние углубилось с 922 года.

Религия болгар (до 922 г.)

Болгары
Сувары
Биляры
Хазары
тенгриханство
тенгриханство
зороастризм
иудаизм

Раскол привел к распаду (в 1229 г. убийство Авраама Болгарского) древнеболгарского общества. Мы можем это увидеть в болгаро-чувашской легенде «Разгром Пюлер Тамерланом», «Взятие Биляр Аксак-Тимуром». Вариант Н.И. Шелеби, переведенный с чувашского Аристархом Дмитриевым в 2010 г. Тамерлан при разгроме Болгар (вариант Пюлер-Биляр) обратился к болгарке- йюмзе (жрице болгарской языческой религии). Она посоветовала хану используя птиц (вариант княгини Ольги в русской летописи) сжечь Г. Болгар (Биляр). По совету йюмзи хан используя птиц поджог город.

Пожар в Болгаре (вариант Пюлер)
Плачут дети в колыбелях,
Жены мечутся, кричат:
Неужели, неужели
Город пламенем объят?!
Боже, боже, погибаем!
Будь ты проклят, басурман!..
Бог огня, к тебе взываем:
Укроти сей ураган!..
Помоги! Спаси! Помилуй!
Добрый бог наш пюлехсе!..
Дай нам разум! Дай нам силы!
Ведь живьем сгорим мы все!..
Страшно глянуть даже глазом,
Словно гибнет белый свет...
Все сгорим, как мухи, разом,
Никому пощады нет!
Лютый враг рычит, кусает,
Точно бешеный кабан...
Лишь о крови помышляет
Разъярившийся каган!
- Догоришь, как факел, скоро,
Эх, Пюлер ты наш, Пюлер!..
Всех, кто дышит, без разбора,
Умертвить решил Тимер.
-Бог огня! И ты усердным
У него вассалом стал!..
Боже, боже милосердный!
Вон! Дворец уж запылал!..
В нем три дочери царевы —
Как без слез на них глядеть?!
светлых платьицах шелковых
От огня бегут в мечеть..
Но и здесь догнало пламя
Славных царских дочерей!
И... вдруг, ставши лебедями,
За семь речек и морей
Собрались лететь сестрицы,
Смело крыльями взмахнув,
Три красавицы –девицы,
На родной Пюлер взглянув  
И промолвив на прощанье:
- Мы с собою в путь берем
Все те муки и страданья,
Что в краю у нас родном
Люди терпят от Тимера...
Пусть сердца нам вечно жжет
Пепел славного Пюлера
— Час возмездия придет!..
И тогда назад мы снова
Прилетим в родной свой дому
И в тени родного крова
Мы привольно заживем.

Религиозно-цивилизационная самоидентификация болгар ( г. Пюлер):
·                        Будть ты проклят, басурман (для болгарской языческой части населения- мусульманин);
·                        Помоги! Спаси! Помилуй! Добрый бог наш Пюлехçе! (Пюлехçе-языческий бог болгар);
·                         Час возмездия придет! (Вера в освобождение, возрождение болгар).

Мусульманин (хан) обвинил горожан в отходе от ислама и возвращение в язычество. В наказание за это он уничтожает (наказывает) горожан. Всего в Болгаре было около 10 тыс. домов и около 30 тыс. горожан. Дома были разбиты стенобитными таранами, а жители убиты, проданы в рабство, разогнаны в леса и болота Горной стороны (Чувашии).

Вывод
1.  В условиях смены цивилизации (1236-1552 гг.) постепенно древнеболгары сформировались как «худые» болгары- чуваши;
2.  Монголо-татарская оккупация (316 лет) постепенно оттеснила болгар в леса, овраги и болота Арской и Горной стороны в Марийский край (носители болгаро-чувашского типа R –языка);
3.  Языческая самоидентификация болгар закрепилась за чувашами, а исламская за тюрко-татарами (татаро-кыпчаками, носителями Z –языка).

              Литература.
1.Тойнби, А.Дж. Ислам, Запад и будущее ‒ С. 381‒382.
2.Тойнби, А.Дж. Ислам, Запад и будущее ‒ С. 397.
3.Хантингтон, С.П. Столкновение цивилизаций / С.П. Хантингтон ‒ М., 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий