Страницы

19 августа 2011


Г.И.Тафаев

Классификация наглядных средств обучения используемых на уроках «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии»


Методисты выделяют три группы наглядных средств обучения:[1]
1.   Предметная наглядность;
2.   Изобразительная наглядность;
3.   Условно-графическая наглядность.
Попробуем разобраться с учетом региональной истории и культуры.
Предметная наглядность. Она имеет особую познавательную ценность. Она предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Включает в себя:
·                        монументальные исторические памятники (египетские пирамиды остатки римского водопровода, архитектура гг. Болгар, Сувар, Биляр);
·                        памятники места исторических событий (наследие Империи хунну, Аттилы, Великой Болгарии (Перещенинский клад), Волжско-Камской Болгарии мы включаем в учебные пособия для студентов (1 и 4 курсов) по «ИКРК» и «Истории Чувашии».
Конечно, в неизменном виде таких памятников дошло до нас относительно немного. Орудия труда, предметы быта, одежды, украшения, транспортные средства, оружие и т. д. Степень доступности этих исторических памятников прошлого выше: они экспонируются в центральных, местных и даже в школьных музеях. Подходящей формой занятия в этом случае является экскурсия в археологический музей им. В.Ф. Каховского (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева), Музей матери, музей И.Я.Яковлева, Музей ЧГПУ, литературный музей К. Иванова, Музей В.И. Чапаева и т.д. В учебниках «Родной край», «Мой город», «История Чувашии» по темам включаются различные орудия труда, одежда и т.д., которые были найдены В.Ф. Каховским в гг. Титащево, Таяба, Веда Сувар (Чебоксары).
Изобразительная наглядность. Она предполагает использование макетов, моделей, копий научно обоснованных реконструкций архитектурных памятников, предметов труда и быта, художественных композиций — изготовленных в полном внешнем соответствии оригиналом. Это документальные плоскостные наглядные средства-рисунки современников, документальные фотографии, кинофильмы и т. д. Наример, 14 мая 2011 г. мы посетили (40студентов и членов ЧНК и ВЧОК) г. Болгар, подготовили фотостенды, видеофильм.
К композиционным изобразительным средствам относятся учебные картины, репродукции, видеофильмы и т. д.  Например, «Аттила-завоеватель», «Чингисхан», а по ИКРК показываем фольклорные видеофильмы «Савал», «Увяв», «Сувар». 10 июля 2011 мы посетили гг. Болгар, Биляр, Сувар.
Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимают главное место. Их воспитательное значение усиливается тем, что в изготовлении таких пособий могут активно участвовать школьники и студенты всех возрастов.
В частности, студенты готовят карты например, или были изготовлены исторические карты:
·                        Империя Модэ:
·                        Империя Аттилы;
·                        Великая Болгария;
·                        Хазарский каганат;
·                        Волжско-Камская Болгария.
Условно-географическая наглядность. Она отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь, динамику языком условных знаков: карт, схем, таблиц.
По внешним признакам наглядные средства обучения подразделяют на:
·                        печатные;
·                        экранные;
·                        звуковые.
1.Печатные  (предметные):  создают образы подлинных исторических памятников. При этом учащиеся могут почувствовать колорит эпохи. Они в свою очередь подразделяются на:
·естественно-монументальные: подлинные исторические памятники и памятные места исторических событий;
·подлинные   предметы   материальной  культуры  (археологические находки и вещественные останки);
·специально   изготовленные   предметные   средства   наглядности (модели, макеты).
2. Изобразительная наглядность: учебные картины и репродукции. Следует заметить, что по ИКРК студенты готовят доклады, рефераты по художникам Чувашии, сами активно рисуют по историческим темам ИКРК.
Доклады были представлены в форме видео презентации, где использовались репродукции картин: Н.П. Карачарскова, П.Е. Егорова, В.И. Агеева, Н.В. Овчиникова, М.С. Спиридонова, Н.К. Сверчкова, Ю.А. Бубнова, Ф.П. Осипова, Р.Ф. Федорова, А.А. Кокеля, Ю.А. Зайцева, П. Витти, А.И. Миттова и др. Учебное пособие «История Чувашии в общеобразовательном искусстве» для студентов была настольной книгой.[2]
3.Условно-графические средства наглядности: схемы, рисунки, исторические карты, аппликации, схематические рисунки, графики, диаграммы.
4.Технические    средства   обучения:   кинофильмы и   видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Мы организовали показ пяти видеофильмов: «Аттила», «Чингисхан», «Савал», «Уяв», «Сувар».

Литература
1.                 Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1986.-С.140.
2.                 Тафаев, Г.И., Данилов, А.В. История Чувашии в изобразительном искусстве/ Г.И. Тафаев- Чебоксары.-2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий