Тафаев Г.И.
Цивилизационный символизм в государственной
атрибутике Чувашской Республики
Каждая цивилизация имела и имеет свои государственные
символы. Многие символы (на гербах, флагах и т.д.) были переняты из тотемных и
религиозных символов.
Например, в Китае, Корее сохраняется древний символ
дракона, змеи. В Суварском царстве, которое было в составе Хазарского каганата
жрецы языческого культа носили символ дракона. В ходе принятия Алп- Илитвером
христианства (682 г.) жрецы носившие золотые амулеты дракона были казнены.
Тотемами тюрков- болгар являлись:
- Бык;
- Корова;
- Лань;
- Волк;
- Барс и т.д.
Так, например, в Великой Болгарии родовыми символами
Каганата был трезубец (данный символ был еще 2-3 тыс. лет до н. эры у
ираноязычных племен). Государственным символом Волжско- Камской Болгарии был
барс. В конце 90 годов ХХ в. барс был перенят татарскими патриотами и после стал госсимволом Татарстана. Восточный дракон
был заменен летающим барсом.
Чувашские болгары, которые сохранили болгарский язык (R- язык), рунические надписи, болгарскую одежду и орнамент в госсимволах ЧР
сохранили руническую основу.
Исследователи отмечали, что сходство нагрудной вышивки
женских рубах по своей технике и архитектонике с образцами орнаме6нтированных
свадебных предметов, например, с наволочками на свадебную подушку говорит об ее
архаичности. Искусствоведы замечают, что рунический орнамент (символы) возникли
2-3 тыс. лет до н.эры в Средней Азии у ираноязычных племен (не тюрков). Ученые
отмечают, что весьма возможно, что эти сохранившиеся в коллекциях музея образцы
представляют собой остатки одежды, типичной для древнего населения Волжской
Болгарии.
Некоторые детали орнамента, сближающие его с вышивкой
дунайских болгар и македонцев, указывают на этногенетические связи чуваш с древними булгарами.
Едва ли не самый большой интерес в орнаментации
чувашской женской рубахи представляет нагрудная вышивка. Она типична для
старинных белых вышитых рубах, бытовавших в середине и конце 19 в. у группы
низовых чуваш. Форма вышивки многообразна. В основном это - розетки: ромбовидные,
звездообразные, в виде креста и др. По характеру орнамента вышивка также
неоднородна. Встречается вышивка с геометрическим, животным и растительным орнаментом. Преобладающими
цветами являются: красный (разной тональности), синий, желтый, зеленый, черный.
Чаще вышивка многоцветна.
Вышивка в виде розеток является отличительным
признаком рубахи замужней женщины. Розетки как бы подчеркивали зрелость женщины.
Это предположение подтверждается образцами нагрудных вышивок с двумя или тремя
парами розеток, в которых, в можно усмотреть стремление усилить плодовитость
женщины.
Нагрудная вышивка женской рубахи носит также название отрезная. Этот термин связан с тем, что вышивка
зачастую заготовлялась отдельно, на прямоугольном куске белого холста и только
потом вшивалась в нагрудную часть рубахи. Такая структура рубахи (с отрезной верхней частью
спереди) среди поволжских народов встречалась лишь у чуваш и бесермян
(небольшой этнографической группы, живущей в северных районе Удмуртии и в одном
районе Кировской области). В свете последних археологических данных о древних булгарских поселениях на
реке Чепце, в районе расселения бесермян, эта этнографическая близость чуваш и
бесермян является еще одним из подтверждений участия болгар в этногенезе
чувашского народа.
Мы считаем не только в формировании - болгары и есть
нынешние чуваши. Болгары использовали геометрические, стилизированные
растительные и иногда животного типа орнаменты. В условиях 500 летнего
этнокультурного синтеза народы Среднего Поволжья переняли болгарский
геометрический орнамент (мордва, марийцы, коми, удмурты).
Исследователи пишут, что нагрудная вышивка на девичьих
рубахах представляет собой, полоски, расположенные углом в виде треугольника
или ромба. Чаще всего она одноцветная. По краям и в
середине ромба иногда вышивают довольно сложные геометризованные фигуры. В более
поздних образцах (начало XX в.) вышивка эта
стала заменяться нашивками. В процессе изменения она получила черты сходства с
теми нашивками, которые делались на
рубахе замужней женщины,
однако форма их
была треугольной.
У чуваш (верховых), живущих в
северо-западных районах республики, к северу и западу от реки Цивиль, вышивка
на женских рубахах всегда отсутствовала. Местной особенностью одежды этой
группы была чрезвычайно мелкая вышивка геометрического характера, которая шла
узенькой полоской по разрезу на груди, заканчиваясь внизу острым углом.
Исполнялась она обычно красной, черной, желтой, зеленой шерстью или красной и
желтой шелковой, черной и зеленой гарусной нитью. Характер этой вышивки и ее
расположение имеет аналогию с вышивкой соседящих с чувашами с севера горных
марийцев. Сходство может объясниться взаимовлиянием, происходившим с весьма
давнего времени, связанным с расселением обоих народов по территории. Однако
это сходство мало отразилось на таком существенном явлении, как, терминология
отдельных частей одежды и вышивки. У чуваш она носит болгарский характер.
Таким образом, мы должны отметить, что у
соседних народов болгарский рунический орнамент вошел в обиход в течении 500
летнего этноязыкового и этнокультурного синтеза в условиях Волжской Болгарии.
Марийцы
Коми
Мордва
Удмурты
В советский период чувашской истории
госсимволы отображали социалистическую цивилизацию:
-
Серп и молот;
-
Земной шар;
-
Колосья пшеницы;
-
Рабочий и крестьянин и т.д.
Госсимволика (ЧАССР) не отображала
содержание чувашской цивилизации (она была общесоветской- социалистической).
Элли Юрьев впервые (с Волжской Болгарии до
1236 г.) взял за основу древнюю историю болгаро-чувашского народа. Рунические
символы «вечной жизни», «древо жизни» стало цивилизационными символами. К
сожалению, Элли Юрьев не включил основной цивилизационный символ
древнеболгарской цивилизации барса, но барс был «освоен» древними болгарами в
конце I- начале II вв.
Рунической символикой древние болгары и сувары пользовались до середины XVI в. В 2001 г. на Украине на могиле кагана
Кубрата поставлен памятник кагану Великой Болгарии. На Юбе (Юпе) изображен символ «вечной жизни»,
который Элли Юрьев изобразил на гербе, флаге Чувашской Республике.
Флаг Чувашской
Республики Чувашии Учрежден 29 апреля 1992 года Пропорция 5:8 Номер в ГГР 208
Автор флага Э.М. Юрьев.
Флаг Чувашии
является официальным символом Чувашской Республики Российской Федерации. Флаг
утвержден 29 апреля
1992 года и внесён в
Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 208.
«Государственный флаг Чувашской
Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8,
пересеченное на жёлтое (вверху) и
пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми
древнечувашскими эмблемами — «Древо Жизни» и «Три Солнца». Цвета
государственного флага — жёлтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) —
традиционные цвета чувашского народа. Жёлтый (сара) цвет в чувашском фольклоре
наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и
светлое. Золото в геральдическом толковании — богатство, справедливость,
милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет — один из
самых распространённых^ чувашей цветов, которым выполнялись основные
элементы Ц народного орнамента. Пурпур в геральдическом
толковании — достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее жёлтое поле,
составляющее 4/5 части высоты
флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской
Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую
землю.
В геометрической
середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его
длины и состоящая из эмблем «Древо жизни» и «Три солнца».
Эмблема «Древо
жизни», занимающая 3/5 части ширины флага — знак, выполненный на основе древнечувашского
рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб,
могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность
композиции «Древа жизни» выражает стремление чувашского народа к внутренней
духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, «Древо
жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих
на территории Чувашской Республики.
«Древо жизни» состоит из пяти элементов,
главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и
заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов «ветвями Древа»
в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население
Чувашской Республики — чуваш, проживающих на территории республики.
Два нижних элемента, расположенные
симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые
полосы, отделённые от нижнего пурпурового поля и основного элемента жёлтой
полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются «ветвями» в виде
национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору — чуваш,
проживающих за пределами Чувашской Республики.
Два средних элемента в виде коротких
наклонных полос, не примыкающих к основному стволу «Древа» и также
заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим
сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями»
главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других
национальностей.
Ствол и ветви «Древа жизни» образуются из
вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола «Древа жизни» составляет 6,5
пропета длины флага.
Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды
повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует
солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие.
Троекратное повторение звезды, осеняющей главную
эмблему флага — «Древо жизни», означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур,
Пулаггпар» («Были, Есть, Будем») и является его графическим выражением. Высота
и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех
звёзд составляет 2,7 процента длины флага.
Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над
«Древом жизни» в геометрической середине полотнища флага.
Нижние окончания звезды опираются на «ветви Древа» в
виде национального орнамента центральной части композиции «Древо жизни».
Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева
и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на «ветви
Древа» в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции
«Древо жизни».
Герб Чувашской Республики
Герб Чувашской Республики один из
государственных символов Чувашской Республики. Утвержден Постановлением
Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 г. Автор герба — Э. М.
Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой окаймлённый
вырезной геральдический щит, поделённый на жёлтое (вверху) и красное (внизу)
поля. В гербовом поле расположена только одна гербовая фигура — красный символ
мирового дерева, являющийся одним из элементов чувашского орнамента. Щит
увенчан другим элементом чувашского орнамента — золотой, окаймлённой красным
эмблемой «Три солнца», состоящей из трёх восьмиконечных звезд. Снизу щит
обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чаваш Республики —
Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев
и шишек хмеля, символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный
напиток — пиво, которое чуваши издревле варят в домашних условиях.
Флаг Чувашии
Символизм чувашей (древнеболгарской) цивилизации:
· Цветомир древнеболгарского народа (красный, желтый, белый);
· Руна «вечной жизни», «древо жизни»;
· «Древо жизни» олицетворяет чувашскую народную религию (язычество,
Киреметь);
· Три солнца- символы касты (йюмзей);
· Орнамент (чувашская одежда).
Вывод
1. Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация является восточной
цивилизацией. Для восточной цивилизации характерны:
· Культ природы;
· Культ детей
· Культ матери (женщины- семьи);
· Культ отца (государства);
· Культ предков.
Элли Юрьев в госсимволы республики включал всю
философию восточной цивилизации.
2. Руна «вечная жизнь» изображенная на госфлаге и госгербе Чувашской
Республики объединяет все цивилизационные признаки восточной и иранской цивилизаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий