15 декабря 2011

Древнеболгарский цивилизационный символизм в новописьменной чувашской литературе


Г.И. Тафаев

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»

Древнеболгарский Цивилизационный символизм в новописьменной чувашской литературе


Цивилизационный подход стал разрабатываться в исследования просветителей, ученых с XVIII в. Но теория цивилизации стала закрепляться с конца  XIX- середины ХХ вв. Теоретиками являлись Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, К.Квигли, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон и др. В России успешно работали и продолжают работать исследователи: В.В. Викторов, В.А. Ланша, Л.С. Васильев, Ю.В. Павленко, Н.Н. Крадин, А.В. Марей, В.В. Трепавлов, М.М. Скибицкий, Р.П. Трофимова, М.П. Мчедлов и др.
Теоретиком цивилизационного развития в России являлся славянофил Н.Я. Данилевский. Он предложил понятие культурно-исторические типы. Н.Я.Данилевский в работе («Россия и Европа») рассматривает историю как на изолированные во времени и пространстве, обособленные культурно-исторические типы (цивилизации), находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Европа и Россия по его мнению разные миры, чуждые по отношению друг к другу. Деление народов истории: позитивные творцы истории; негативные творцы истории; народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом.
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (29 мая 1880 — 8 мая 1936) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист. Взгляды О.Шпенглера:
·     отверг общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ);
·     Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проходящих, подобно живым организмам, следующие периоды: детство, юность, зрелость, старость и смерть;
·     каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры);
·     предложил новую модель изучения культуры. Если раньше история изучалась по схеме «мир-как-природа» с законами, с естественно- научным пониманием жизни, то теперь необходимо изучать историю по схеме «мир-как- история». История непредсказуема, здесь не действуют законы природы;
·      нивелирующее единство идеи всемирно- исторического процесса Шпенглер предлагает заменить более богатой содержанием картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур» Освальд Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую;
·     уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и др.;
·     последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Наиболее активно теорию цивилизации «продвигали» А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон.
А.Дж. Тойнби выделяет двадцать одну ци­вилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
1. Западная христианская
2. Православная христианская
3. Исламская
4. Дальневосточная
5. Индуистская
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.
Конечно, мы в статье не ставим разбор всех концепций, но предлагаем остановиться на теории «конфликтов цивилизаций» С.П. Хантингтона.
Цивилизации являются всеобъемлющими, то есть ни одна из их составляющих не может бытъ понята без соотнесения с соответствующей цивилизацией. Цивилизации, как заметил Тойнби, «охватывают, не будучи охвачены другими». По словам Мелко, цивилизации «имеют некоторую степень интеграции. Их части определяются отношениями между ними и к ним в целом. Если цивилизация состоит из стран, у этих стран будут более тесные взаимоотношения, чем у государств, не принадлежащих к этой цивилизации. Они могут часто сражаться и будут чаще вести дипломатические переговоры. Они будут иметь большую степень экономической взаимозависимости. Эстетические и философские течения будут в таком случае взаимопроникающими».
Цивилизация является наивысшей культурной целостностью. Деревни, районы, этнические группы, национальности, религиозные группы - у них у всех сформирована культура на различных уровнях гетерогенности. Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отличает их от немецких деревень.
Цивилизация, таким образом, наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей.
У цивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца. Люди могут идентифицировать себя по-разному и делают это. В результате состав и форма цивилизаций меняются со временем. Культуры народов взаимодействуют и накладываются друг на друга. Степень, с которой культуры цивилизаций разнятся или походят друг на друга, также сильно варьируется. Цивилизации, таким образом, являются многосторонними целостностями, и все же реальны, несмотря на то что границы между ними редко бывают четкими.
Для нас наиболее близкими являются: китайская, исламская, православная цивилизации. Исследователь отмечает:
1.       Синская цивилизация. Все ученые признают существование либо одной отдельной китайской цивилизации, которая возникла по крайней мере в 1500 году до н. э. (возможно     даже на тысячу лет раньше), или двух китайских цивилизаций, одна их которых сменила другую в первые столетия христианской эпохи. В своей статье в журнале «Foreign Affairs» я назвал эту цивилизацию конфуцианской. Более точным термином, однако, будет «синская цивилизация». Несмотря на то что конфуцианство является основной составляющей китайской цивилизации, китайская цивилизация      нечто большее, чем учение Конфуция, и не ограничивается  также  Китаем  как  политической  целостностью.  Термин  «синский»,  который употребляли многие ученые, подходяще описывает общую культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи.
2.       Исламская цивилизация. Все ведущие ученые признают существование отдельной исламской цивилизации. Возникший на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, ислам стремительно распространился на Северную Африку и Пиренейский полуостров, а также на восток, в Среднюю Азию, Индостан и Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую и малайскую.
3.       Православная цивилизация (Восточно- христианская). Некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарскою ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.
Восточность древнеболгарской цивилизации видна и в произведениях чувашских писателей и поэтов. Цивилизационный символизм:
1.  Культ природы (дуба, ивы и т.д.);
2.  Культ предков (традиции, обряды);
3.  Культ земли- матери (религия).
Следует отметить (модули по Г.И. Тафаеву) цивилизации:
·     Религия (А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон);
·     Этносы;
·     Культура;
·     Менталитет;
·     Политика;
·     Техника;
·     Территория.
В Духовном завещании чувашскому народу И.Я, Яковлеву (1848-1930 гг.) показывает цивилизационные символы [1]:
·                         Религия.
Во имя Отца и Сына и Святого духа! (И.Я. Яковлев). Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания.
Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и одобряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страш­ны жизненные испытания; без веры в него холодно и мрач­но на земле. Веруйте, что есть мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.
·     Этнос (этносы).
Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не оби­дел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и ва­шего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути.
·     Культура (язык, образование).
Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами на­учного знания, насаждайте среди них понятия гражданствен­ности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга пе­ред своими младшими братьями. Помните, что владеть серд­цем народным вы сможете, только если не будете чуждать­ся языка народного. В обращении к родному языку нет из­мены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от мате­рей ваших. Доделайте то, что, может быть, не удастся за­кончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание, полностью завершив перевод Ветхого Завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.
·     Менталитет (традиции).
Берегите семью: в семье опора народа и государства, се­мейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Охра­няйте же это сокровище. В семейном счастье — защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страш­ны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бой­тесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете де­тей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.
Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и рас­прей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидя­щих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.
·     Экономика (труд).
Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на раз­меры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и не­радивым. Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью.
Все «кирпичики» Яковлева входят в понятие символы цивилизации (модули по Г.И. Тафаеву). В новописьменную чувашскую литературу литературный критик В.И. Пушкин относит Михаила Федорова (1848-1904 гг.), Константина Иванова (1890-1915 гг.) и ряд других. Мы рассмотрим произведения наиболее известных авторов. Что мы видим в этих произведениях?
1.  Цивилизационный символизм православной цивилизации (классической) по И.Я. Яковлеву;
2.  Символизм тюркско-болгарской цивилизации (по М. Федорову «Леший»);
3.  Символизм языческой цивилизации (по К.Иванову «Нарспи»).
Таким образом, исследуя данные произведения мы можем отметить, что авторы выражают символы конкретной цивилизации:
·     Православной;
·     Тюркской;
·     Языческой.
Обратим внимание на произведение «Леший» Михаила Федорова (1848- 1904 гг.).


Леший
Солнце село. Дядя Хведер
Заложил коня под вечер
Да собрался в путь большой,
В путь нелегкий — в лес густой.
«Посбираю дров сухих,
До ночи — куда еще!..»
Скучновато без своих —
Пригласил товарищей.
Но Мигул ответил так:
— Целый год жена в постели,
Сам сегодня до Ишак
Собрался вот еле-еле.
Киреметь сердит на нас.
Помолюсь — авось поможет.
Жеребенка в жертву, может,
Принести ему сейчас?..
Кириле — другой сосед —
И не показался.
Знать, его и дома нет:
Хведер недозвался.
Да и дядюшка Лаврась
Снова выехал в извоз:
Говорят, что он вчерась
В волость рекрутов повез.
А восток горит, горит
Кумачом — пожарищем.
Непогоду, знать, сулит
Горизонт пылающий.
Тучи черные невесть
Где взялись, спешат куда -
Небосвод закрыли весь
Их зловещие стада.
Лес волнуется, шумит...
- Н-но! Не трусь, мой карий!
Иль не видишь: вяз стоит
У дороги старый...
Ну, а карий чуть бредет
И храпит устало —
Достается в каждый год
Бедному немало.
Да уж что и говорить:
Коль скотинушку корить,
Не соломою ржаною
Надо бедную кормить.
Только где он — корм иной?
...А дорога по весне —
То навоз сплошной, то снег,
Слева — речка, справа — ров:
Чуть свернешь и — будь здоров —
Не захочешь больше дров.
Конь встает, иди хоть пеший.
Впереди... веха иль леший?
Иль какой разбойник-тать
Вышел ночью промышлять?
Впереди маячит что-то...
Что-то треснуло в кустах...
По спине холодным потом
Заструился жуткий страх.
Тур сирлах, неужто звери?
Сердце трепетно стучит.
Не захочешь, да поверишь,
Как в лесу злой дух кричит
И смеется, и хохочет,
Сказки-байки все бормочет,
Посвистом своим он хочет
Всех с дороги верной сбить,
Как козел он криворогий,
Как старик он белобородый,
Мертвым ветром в лица дует —
Защекочет, заколдует.
Огрызается собакой.
Кто его ни встретит — всякий
Смертью страшною помрет:
Леший насмерть загрызет,
А потом на лошадь сядет,
Обратится ямщиком,
Так помчит, кричать заладит —
Задрожит земля кругом...
Никому в лесу, в пути
Смерть не хочется принять.
В дом родимый бы прийти,
Милых детушек обнять,
До седых волос дожить,
А когда придет конец,
На своей постели мне
Тихой смертью бы почить.
Славу добрый человек
Оставляет, кончив век.
Богатей умрет — добра
Оставляет горы.
Я ж умру — лишь детвора
Будет без призора,
Да жена останется
Горе мыкать и страдать.
Чем остаться сиротою,
Лучше быть сухой травою.
Ветром яростным осенним
Унесенным лучше быть,
До пруда ручьем весенним
Легким мусором доплыть
И осесть, как ил, на дно,
Чтоб догнить там заодно...
Вплоть до мельницы до самой
Леший следом брел за нами.
Беглецом, удравшим с боя,
Он прикинулся в яру
И покойницей-каргою
Стал в Виснеровском бору.
Продолжая так идти,
Стал овцой на полпути.
Приотстал затем слегка,
Обратился вдруг в щенка
И под мельницу — в берлогу —
Завернул... И слава богу! —
Не храпи, мой карий друг!
Что нам страх теперь? Гляди:
Идельмесы позади,
Чиберуй лежит вокруг.
И его минуем скоро,
Недалек уже наш лес.
Он всегда с ветрами спорит,
Тянет ветви до небес.
Да, хорош, красив наш бор!
Глянешь — сердце радует;
Ели там, как на подбор,
Срубишь — звонко падают.
А березки! Каждый ствол
На оглоблю бы пошел.
У рябин не счесть развилин —
Вот уж, право, вышли б вилы!
Бурей дуб там привалило
И черемушник прибило.
Но откуда взялся леший,
Что людей пугает здешних?
«От Эндри, от мужика», —
Скажут все наверняка.
Вспомнят деды и Ягура —
Богача и самодура.
На башкирском иноходце,
Запряженном в тарантас,
Выезжал он, как ведется,
На прогулку как-то раз.
Обогнув ржаное поле,
В лес заехал мимоходом.
А в лесу — ведь вот недоля! —
Нищий плелся тихим ходом.
И случилась тут беда:
На дороге, как всегда,
Захотел курить старик,
Киреметь
К трубке старец и приник.
Глуховат, подслеповат —
Не успел он рассмотреть,
Как лошадкой был примят
И лихую принял смерть.
И чего б Эндри леском
Шляться, старому, пешком?
Да. Но где коня добыть?
Нам бы благо не ходить —
Бедность по миру гоняет,
Побираться заставляет.
Мы хушпу в заклад кладем,
Озимь с корня продаем,
Лишь бы подати внести.
Рад бы нищим не идти,
Да нужда опять в дому —
Вновь берешься за суму...[2]

Произведение сквозь пронизано душой тюркской цивилизации (азиатно- природной). Тюркская цивилизация:
·     Восток горит (культ Востока в похоронных обрядах);
·     Лес густой (Тайга, жизнь Улыпа);
·     Киреметь (народная (тюркская) религия);
·     Конь (жеребенок), тотем рода тюрков (тотемы: конь, бык, корова, волк, барс);
·     Арçюри (Леший) представители потусторонних сил (язычество- народная тюркская религия).
Символы восточной цивилизации так и «светятся» в строках «Арçюри». Мы считаем, что «Арçюри» является классической «Золотой книгой», где показана душа тюркской цивилизации.
·     Культ предков (души умерших). Этнографы отмечали, что по представлениям тюрков каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.
Родители в чувашской семье. Старинная чувашская семья килйыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.
В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважение. Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей.
·     Культ природы (ветер, солнце, лес, вода);
·     Религиозные тотемы (лошадь, собака, дуб).
Фактически произведение К. Иванова «Нарспи» пронизана душой языческой цивилизации. Читая данное произведение, чувствуется боль и уход чувашской языческой цивилизации.

Так увял порою ранней
Молодой весны побег.
Нет Нарспи... Ее страданий
На любой хватило б век.

Белый свет по Божьей воле
Довелось увидеть ей,
Как цветок прекрасный в поле,
Дочь росла в семье своей.

Быть разумной и красивой
На веку ей Бог судил,
Да родительский спесивый
Нрав ее не пощадил.

Нет Нарспи. Безмолвен, тесен
Темный гроб в сырой земле,
Но ее печальных песен
Не забыли на селе.

И теперь, когда бывает,
Землю сушит суховей, —
Дерн водою поливают
Люди добрые над ней. [3]

Вывод
1.  Нарспи погибла, тем самым, подтвердила, что языческая чувашская цивилизация ушла. Пришло православие, пришла новая эра, старое, природное, народное, душевное ушло. Мир в ХХ веке стал другим.
2.  Михаил Федоров в «Арçюри», Константин Иванов в «Нарспи» показали тотемно- религиозные (цивилизационные) символы уходящей языческой цивилизации тюрков-болгар- чуваш;
3.  И.Я. Яковлев в своем послании (20 г. ХХ в.) показал победу православной цивилизации среди чуваш;
4.  Тюркское язычество ушло, чувашское (болгарский Киреметь) ушло, в новочувашской национально-региональной цивилизации победило православие, стала формироватся русско-чувашская культура, синкретическая христианско- языческая душа;
5.  Каждая цивилизация имеет свою душу (по А.Дж. Тойнби) душа языческой (Нарспи, Сетнер) цивилизации не выдержала вторжение другой христианской цивилизации;
6.  И.Я. Яковлев вписался в новой христианской цивилизации. Он стал ее проводником среди чувашского народа;
7.  На рубеже XIX- XX вв. произошла гигантская трансформация в чувашском обществе родилась новая чувашская христианская цивилизация;
8.  Религиозная трансформация чуваш завершилась в начале XXI в. В 2009 г. в д. Большое Акказино по решению властей был сожжен последний действующий Киреметь (в мае 2009 г.);
9.  При жизни К.Иванова чувашская языческая цивилизация погибла (начало ХХ в.);
10.           В начале XXI в. погибла синкретическая чувашская цивилизация. Православие окончательно победило в Чувашской Республике и чувашской душе;
11.           XXI в. является для чувашского народа веком окончательного «угасания» и ассимиляции. Полная победа православия в душе чуваша – это путь к окончательной ассимиляции и исчезновения синкретической чувашской цивилизации;
12.           Языческая древнеболгарская цивилизация держалась в душе болгарочуваш около 2 тыс. лет и со смертью Нарспи, Сетнера, Константина Иванова ушла в историю;
13.           Православная чувашская душа (цивилизация) стала активно занимать языческую нишу с сер. XVI века и только в начале ХХ века, через 350 лет она превратила чуваша в «синкретиста»;
14.           За 100 лет советско-российских экспериментов чувашская синкретическая цивилизация трансформировалась в православную (начало XXI в.).
15.   Опубликованы окончательные итоги «Всероссийской переписи населения» (октябрь 2010 г.). Самым многочисленным народом остаются русские (111 млн. чел.), за 8 лет их число сократилось на 4 млн. чел. В России проживают 5,31 млн. татар, 1,93 млн. украинцев, 1,58 млн. башкир, 1,44 млн. чувашей. Зато увеличивается численность мусульманских народов. [4]


Литература
1.       Чувашская литература:  Хрестоматия для 10 класса.- Чебоксары, 2007. – С. 66‒68.
2.       Там же – С. 73- 77.
3.       Там же – С. 183.
4.       Советская Чувашия, 17 декабря 2011 г.

Комментариев нет: