Страницы

17 марта 2011

Культурно- религиозная идентификация чуваш в условиях Ордынской эпохи (1243-1552 )

Культурно- религиозная  идентификация чуваш в условиях  Ордынской эпохи (1243-1552 )

  С чего начинается Родина? Многие молодые люди спрашивают своих отцов и матерей. Представители разных этносов  ответят по-разному, что главное для чувашской цивилизации? Что мы вкладываем в философию души чувашей.

 По И.Я. Яковлеву:

·        Вера в Бога (Иисуса Христа);

·        Дружба с русскими;

·        Семья и её ценности;

·        Любовь чуваша к соплеменнику;

·        Трудолюбие

Писатели и поэты рассматривают символику чувашской души по-своему.

Василий Митта (1908-1957 гг.) о чувашской душе , о чувашской Родине(державе) писал:

    Я вижу, лиловые кони

  Идут чередой к водопою.

  Полей уходящих квадраты

  И рожью шумят, и пшеницей,

  И в отблесках ясных заката

  Туман по оврагам струится.

  Крестьяне домой возвратились.

  Работы окончены. Поздно.

  В деревне огни засветились.

  Как первые редкие звезды.

  И сумрак спускается зыбко,

  Домов очертанья скрывая,

  И мать отрезает с улыбкой

  Большие куски каравая.

  А помнишь ли, мама, как прежде

  Ложились голодными часто?

  Как жили одною надеждой-

  Дождаться когда-нибудь счастья?

  Как бился отец дни за днями,

  В грядущее глядя с тревогой?

  Ты видишь, теперь перед нами

  Иная открылась дорога.

Нарспи

 
  Поля наливаются хлебом,

  Достаток и радость в деревне.

  Отчизны высокое небо

  Высокие держат деревья!

Нарспи

 
  К былому уже не вернуться,

  Мы новую жизнь увидали!

  И звонкие песни несутся

  Оттуда, где прежде страдали! [1]

Что главнее по В. Митта для чуваш:

·        Клен (дуб) ;

·        Птица (полет-свобода);

·        Пшеница (хлеб);

·        Вода;

·        Солнце;

·       

Нарспи

 
Звезды;

·        Счастье

·        Дорога

·        Небо (Тора).

Что главное в этом созвездии:

·        Птица (свобода);

·        Хлеб (жизнь);

·        Солнце и Вода;

·        Дорога (бессмертие);

·        Небо( Бог).

По В.Митта главное:

1       Солнце и Вода;

2       Бог (бесконечность- жизнь- бессмертие)

Родина и бессмертие главное для души чуваша.

·   Мы говорим о цивилизационной самоидентификации;

·   Мы говорим об этноидентификации;

·   Мы говорим о региональной самоидентификации;

·   Мы говорим о религиозной самоидентификации.

Все понятия входят в цивилизационную самоидентификацию.                                  

 

Сравним самоидентификацию

По И.Я.Яковлеву, 1921 г.

По В. Митта, 1950 г.

Бог-вечность

Небо-бессмертие

Дружба-мир

Счастье-мир

Любовь-язык ,этнос, культура

Птица-свобода

Семья-нравственность

Клен-дуб-сила

Трдолюбие-богатство-гармония

Хлеб-богатство

Помощь-чуваш чувашу

Дорога-память

 

В этой схеме мы видим символизм этнической души чуваша:

1       Бог–небо;

2       Мир-счастье;

3       Любовь-птица;

4       Семья-клен-дуб;

5       Трудолюбие-хлеб;

6       Помощь-дорога

Цивилизационная самоидентификация болгаро-чуваш сформировалась и в условиях Волжско-Камской Болгарии: небо, любовь, хлеб.

1       Небо-территория(государство);

2       Любовь-болгарский язык, семья;

3       Хлеб-достаток, торговля, мир.

Для древнеболгарской цивилизации горестные, геноцидные годы начинаются после 1236 г., разгрома Волжско-Камской Болгарии. Для болгар с 1236 года начинается ордынская эпоха, которая длилась до 1552 года. Р.Г. Фахрутдинов о болгарском холокосте писал, что большие пермены в политической и социальной жизни Волжской Булгарии происходят с конца 50-х годов XIV столетия в результате обострения внешнего и внутреннего положения в Золотой Орде,выразившиеся внешне в смутах, и постепенного её распада. Эти обострения начали проявляться ещё в период правления Джанибека, который пришел к власти через смерти своих братьев, на что толкнули его ордынские князья, ждавшие только смерти Узбека, отца Джанибека. Борьба за власть обострилась крупнейшим стихийным бедствием. В 1346 году свирепствовала чума, в результате чего сильно пострадало население Европы. Русские летописцы сообщают: «Того же лета бысть мор силен зело под восточною страною: на Орначи, и на Азстрокани, и на Арменех, и на Фрязех, и на Черкасех, ина Татарех, и на Обязех, и яко бысть кому погребати их.»Это же событие отражено в некоторых письменных источников Востока. По причине чумы («великий мор»), говорит ал- Айни (Элайни), в землях Узбека «обезлюдели деревни и города». Как считает М.Г. Сафаргалиев, от последствий чумы Золотая Орда долго не могла оправиться; только в последние годы правления Джанибека она была в состоянии возобновить войну с хулагуидами, начавшуюся ещё при Берке и поддержанную Египтом. [2]

   В книге автора имеется раздел к вопросу о формировании татар среднего Поволжья и Приуралья, где говорится что в науке существуют три основных теории по проблеме формирования татарского народа этого региона.

   Первая теория- это теория монгольского происхождения современных  татар. Советская историческая наука полагает, что между монголами-чингизидами XII-XIII вв. и современными татарами нет общего. Об этом свибетельствуют данные языковые, антропологии, материальная и духовная культура. Нынешние татары, как известно, говорят на тюркском(татарском), а не на монгольском языке.По строению своего физического типа они относятся к европеоидной расе, а монголы были (и теперь есть) ярко выраженными монголоидами. Среди нынешних татар доля монголоидных составляет 14,5%; кроме них, имеется заметная часть сублапоноидов,т.е. тип, образованный в  результате смешения европеоидов и монголоидов,- они составляют 24,5%

   Монголы XII-XIII  назывались не только монголами, а ещё и монголо-татарами или же татаро-монголами. Более того, нередко называли их просто татарами. К тому же население Золотой Орды, созданной монголами, в западных источниках также именовались татарами.

    «Татары» впервые упоминаются на надгробиях, поставленных на могилы предводителей Восточно - Тюркского каганата и в восточных источниках IX в.В известном нам персидском сочинении X в. « Худуд ал - алам » татары названы в качестве одного из родов тогуз-огузов, т.е. населения государства караханидов, образованного после распада Западно-тюркского каганата.

   Среднеазиатский филолог XI в. Махмуд Кашгари среди 20 тюрских племен называют племя татар, а персидский географ того же XI в. Ал-Гардзи приводит легенду об образовании Кимакского каганата, в которой значительную роль играли выходцы из татарского племенного союза.

 Фахрутдинов Р.Г. далее заметил, что в XII в. Татары начинают принимать участие в образовании монгольской империи. Правда, монголы издревле враждовали с татарами. Именно татары убили Есугэй- багатура, отца издателя Монгольского государства Чингисхана. Чингис всю свою жизнь ненавидел татар, о которых ещё в 1198 г., во время войны между татарами и цзинями, говорил: «С древнейших времен татарский  народ истреблял наших дедов и отцов. Ненавистный и мстительный народ! Ныне мы воспользуемся случаем и зажмем их с двух сторон.»  Позднее Чингисхан  часто называл татар ненавистным народом, призывая отомстить им. Окончательно Чингисхан разбил их в 1202 г. Источники сообщают, что мужчины были перебиты; а женщин и детей раздали другим племенам. Однако татары не были полностью истреблены. Рашид-ад-дин, например, пишет, что приказ Чингиса о полном истреблении татар не был исполнен полностью. Две его жены- татарки Есуй и Есугай, взятые им в жены в 1198 г., сумели сохранить детей. Брат Чингиса, Джучи Хазар по просьбе своей жены, тоже татарки, укрыл 500 татар из тысячи. [3]

   Несмотря на то что Чингисхан считал татар своими врагами, они играли заметную роль в его личной жизни и в государственном управлении. Только что мы упомянули, что две его жены и жена брата были татарками. Из татар был у него приемный сын Кутуку, которого Чингис очень любил. От одной наложницы-татарки родился его младший сын Чаган. Один из близких советников хана, главный судья империи Шиги-Хутуку (Шиги-Хутук), был также из татар; Чингис подобрал его ещё мальчиком в кочевье татар. Тем не менее именно он, не забывший своего обещания отомстить татарам, начал включать их в авангардные отряды, посылать впереди основного войска, когда приступил к осуществлению широкого плана завоевательных войн. Гильом Рубрук, побывавший в 1254 г. В Каракоруме, столице Могольской империи, писал следующее:

    «Затем Чингиз повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары». В другом месте он добавляет, что рядом с монголами «были и другие бедняки, по имени тартары». В этой связи весьма интересны записки ещё одного западно-европейского путешественника, венгерского доминиканца Юлиана, побывавшего в Восточной Европе в 1237-1238 гг., т.е. как раз в период монголо-татрских завоеваний: «Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой вперед земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и убили, делят между оставленными для обработки земли… и обязывают тех людей  впредь именоваться татарами.»

     После завоевания Евразии и создания Золотой Орды монголо-татары частично слились с местным населением. Это в достаточной степени ясно и определенно констатировано ал-Омари, историком-энциклопедистом. XIV в. В энциклопедии «Пути взоров  по государствам крупных центров»: «В древности это государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они(татары) смешались и породнились с ними(кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их(татар), и все они стали точно кипчаки, как будто они с одного с ними рода, что монголы и татары поселились на земли кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их(кипчаков).Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменять прирожденные черты согласно её природе,как мы сказали уже выше». Энциклопедия очень важна как фактический источник для изучения той эпохи, в том числе и Золотой Орды.

     На наш взгляд, есть две причины быстрого смешения. Во-первых, татаро-монголы были смешанным тюркско-монгольским конгломератом. В этой связи особо хочется вспомнить общеизвестное сообщение Ибн ал-Асира о том, как татары, разорив 1222 г. Грузию и азербайджан, вышли на северокавказскую равнину и для того, чтобы помешать кипчакам объединиться с аланами для совместной борьбы, подкупли кипчакских князей: «Тогда татары послали к кипчакам сказать: «мы и вы одного рода, а аланы не из ваших»». Почти тоже самое передает Рашид-ад-дин: «тогда монголы обратились к кипчакам, чтобы кипчаки оставили алан: ,,Мы и вы- один народ и из одного племени, аланы же нам чужие,,». Нам кажется, это свидетельствует о близости кипчаков с племенами и народностями, входивших в состав монгольской армии, которых называли татарами. Им, конечно, было известно, что аланы из чужого племени, или в современном научном определении- иной языковой группы. Вот эти тюркские корни, естественно, ускорили процесс смешения. [4]

    Во-вторых, среди пришлых татаро-монголов сами монголы составляли лишь часть армии. Основная масса монголов последних осталась в самой Монголии, часть их после распада империи была включена в отдельные, новообразованные монгольские государства; в джучиевом улусе их отдельный вес был гораздо меньше, чем в других улусах империи. По сообщению Рашид-ад-дина, Чингисхан выделили своему старшему сыну Джучи всего 4000 семей монголов, к ним прибавились русские,черкесы, кипчаки, маджары и др. Некоторые историки считают, что эту цифру надо умножить на пять, ибо считают, что каждый вони имел свою семью численностью в среднем в пять человек; тогда, по их мнению, получится 20 тысяч монголов. Нам кажется, что такое определение является весьма относительным, так как не каждый воин имел семью, да и не такую большую. В некотором отличии от рашид-ад-дина, в «Монгол ун-ниучу тобча’ан» указано 9000 монгольских семей («юрт»).

     Так было определено для Джучи самим Чингисханом. Позднее, т.е. после известного курултая 1235 г., когда монгольская армия нахлынула на Европу, в войске Батыя монголов было больше. По данным Юлиана, их было 135 тясяч, а по сообщению его современника, доминиканского монаха Сентковского,-160 тысяч. Однако даже эти более высокие цифры относятся ко времени непосредственного завоевания монголо-татарами Восточной европы,т.е. к 1236-1240 гг. Через два года, в 1242 г., как известно, Батый повел свою армию на юг, и значительная часть монголов ушла обратно в Монголию.

   О том, что основное население Золотой Орды составляли не монголы, а кипчаки, помимо ал-Омари, ясно пишет и ибн-Баттута, побывавший  в 1333г. В Орде, в городах его сарае, Азаке, Маджаре, Хаджи-Тархаше, Хорезме и других. Он называет данное государство своим прежним наименованием «Дешт-Кипчак», а его население – тюрками, а иногда конкретизирует: эти степи (т.е. Дешт-и-Кипчак) принадлежит  к народу, известному под именем кипчаков». Итальянский путешественник Франческо Петолотти в своей книге «Торговое дело», написанной в 1340 г., советует купцам, едущим в Золотую Орду, нанять, кроме переводчика, двух хороших слуг, которыезнали бы куманский, т.е. кипчакский, язык. Этими же целямиобъясняется составление в Италии в 1304 г. Известного кипчакского словаря «Кодекс Куманикус» в качестве руководства в качестве руководства для купцов и миссионеров. Определения   «Дешт-и-Кипчак» (персидская форма), «Дешт-Кипчак» (арабская форма), «кипчакская земля», «кипчакская степь», «Царство кипчакское», «страны кипчакские», «кипчаки» встречаются у преобладающего большинства представителей арабо-персидской географии XIII-XIV вв.(по двухтомной сводной работе В.Г. Тизенгаузена):  Джузджани, ал-Джувайни, Ибн-Арабшаха, Ибн-Биби, Рашид-ад-дина, ал-Омари, Ибн-Баттуты, ад-Дзахаби, Ибн-Дукмака, Ибн-ал-Фурата, Ибн-Халдуна, Хамдаллаха Казвини, ал-Аскалани, Ибн-Арабшаха, ал-Айни, Шереф-ад-дина Йезди, ал- Джанабби, Гаффари, Хайдара Рази, авторов «Анонима Искендера», «Продолжения сборника летописей», «Родословия тюрков». Притом слово «Дешт-и-Кипчак» в самое позднее время упоминается персидскими авторами вплоть до 20-х годов XVIв.[5]

     Таким образом, мы поняли, что тюрко-татары и кипчаки относились к носителям Z-языка, а болгары - к носителям R-языка.     О культурно- языковой идентификации Золотой Орды мы можем судить по работе Д.М. Искакова, И.Л. Измайлова. [6]

     В государствах Чингисидов официальным языком был монгольский, который на письме передавался уйгурским алфавитом. О подобной практике сообщал Г. Рубрук, рассказывая о том, что великий монгольский каан Мунке послал французскому королю Людовику IX грамоту на языке моалов, но письменами югуров». Несомненно, что и в Улусу Джучи правящая элита государства довольно долго сохраняла монгольский язык. Так. Автор XIV в. Вассаф писал, что хан Узбек разговаривал со своими приближенными Кутлуг – Тимуром и Иосой-гурканом по-монгольски. Монгольский язык был также официальным языком делопроизводства и дипломатической переписки, на котром велась переписка не только с великим кааном в Каракоруме, с Хулагуидами, но и с Египтом. В этой связи в канцелярии египетских султанов были специальные чиновники,переводившие документы с арабского на монгольский язык. В частности, ал-Омари, говорю о порядке переписки с золотоордынским ханом Джанибеком(1342- 1357 гг.), отмечал, что письма   «иногда пишутся по-арабски…но большею частью пишется к нему по-мангольски». В качестве официального монгольский язык использовался и внутри страны, свидетельством этого могут служить пайцзы-верительные, проезжие и иммунитетные грамоты на золотых и серебряных пластинах( известны пайцзы ханов Токты, Узбека, Кельдибека и Абдаллаха), легенды на которых всегда писались по-монгольски буквами уйгурского алфавита. Использовался монгольский язык и в быту: в богатом склепе близ Укека была обнаружена лирическая поэма на монгольском языке, написанная уйгурским письмом на бересте. Однако, несомненно, что монгольский язык, даже будучи официальным, не был широко распространен и оставался уделом узкого клана аристократии.

     Основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи были различные диалекты кыпчакского языка.  [7] 

     Именно на основе этого языка (огузо-кыпчакского типа тюркского языка) в городах Золтой Орде начало формироваться общегородское койне. Свидетельством этого служат, например, указания итальянского финансиста XIV в. Франческо Пеголотти, который в своем руководстве для торговцев рекомендует торговцам, собирающимся вести торговые дела в Орде, иметь переводчиков, знающих куманский( кыпчакский язык). О том, что в городах Золотой Орды своеобразным был кыпчакский язык, свидетельствует словарь Codex Cumanicus, составленный в XIII-XIV вв. в одном из городов Улуса Джучи.

    О характере этого языка и его распространенности среди различных словев городского населения могут свидетельствовать археологические находки. Особого внимания заслуживает лопатка быка из сарая ал-Джадид, на которой тушью нарисованы две рожицы и написано по-кыпчакски: « Карикатура, клянусь Аллахам. Руку приложил Али… сын Мухаммада». Сохранились также тюркские стихи процарапанные на большом кувшине, обнаруженном в Сарайчике:

  «Лишив меня чести и славы, ты отнял у меня чашу золотую.

    Наполнив чистым вином чашу ,обратил её в золото»

    Именно на основе этого общегородского койне и норм литературного караханидского языков сформировался литературный золоордынский язык- проволжский тюрки. На нем созданы такие произведеия старотатарской литературы, как «Гулистан бит-тюрки» Сейфа Сараи, «Мухаббат-наме» ал-Хорезми, «Хосров и Ширин» Кутба, «Нахдж ал-фарадис» (« Открытый путь к раю») Махмуда ас-Сараи ал-Бугари, «Кыссас ул-анбиййф» (« Итория пророков») Рабгузи и многие другие известные, но, очевидно, не дошедшие до нас произведения (Наджип 1989). Определенно, что в XIII-начале XIV вв. монгольские указы и дипломатические документы частично переписывались или дублировались на кыпчакском языке( например, знаменитая Жалованная грамота Узбек-хана венецианскому послу А.Дзено, данная в 1332 г. Была переведена на латынь с «куманского», но уже со второй половины XIV-XVI вв. в качестве официального государственного языка используется исключительно тюрксикй( кыпчакский или старотатарский) языки. [8]

 

Население Золотой Орды в антропологическом отношении было также смешанным: сходным, но не однородным. Судя по краниологическим данным, население нижневолжских городов можно отнести к единому расовому типу: брахикранному европеоидному с наличием определенной монголоидной примеси. Подобный тип в целом был характерен для средневекового населения Волжской Булгарии и Хорезма. Вместе с тем, по сумме признаков, антропологический тип горожан отличался от серии, полученной из раскопок кочевнических курганов XIII-XIV вв., которая дает сдвиг в строну большей монголоидности. Исследователи из этого делают вывод, что население городов формировалось, в основном, из выходцев из оседлых районов, в то время как кочевники продолжади вести привычный образ жизни, лишь частично переселялись в города. Тот факт, что по признакам монголоидности ( по данным В.П. Алексеева, южносибирского происхождения) степное население превосходит городское, свидетельствует не о переселении нового населения из Западной Сибири, а скорее о значительно большем проценте монголоидности у кыпчаков, чем привыкли считать историки, исходя из произвольной гипотезы о европеоидности европейских кыпчаков. При этом надо иметь ввиду, что погребения в склепах нижневолжских городов дает более высокий процент монголоидности, чем остальные погребения в некрополях, что, в определенном смысле, может свидетельствовать о социальном разграничении знати и нобилитета( формируемого из представителей «татарских» кланов) с простыми горожанами ( быстро смешивающегося из различных компонентов и поэтому довольно сильно метисированного).

    Население принадлежащих Орде оседлых регионов (Руи, Булгарии, Северного Кавказа), судя по данным палеоантропологии, не претерпело значительного изменения. Пожалуй, единственным исключением служат включения более монголоидного населения в районы Волго-Уральского региона, что нашло отражение в материалах могильников в Болгаре (Бабий бугор) и Среднем Поволжье (Мари-Луговской). [9]

    Современные тюрки-татары (казанские) в антропологическом типе  имеют около 20 % монглоидов, чуваш до 7 %.в чувашском типе преобладают: европеоидные-21%,смешанные-71%.

    Религиозная идентификация чувашского населения связана с принадлежностью к старой вере(языческой, этнической). В работе  "Этническая история татар" освещена проблема «Религиозная ситуация в Орде: христианство и ислам», где отмечено, что в районах, где господствовало христианство, положение было иным. Уже в годы правления Бату-хана православное духовенство получило определенные льготы. При хане Менгу-Тимуре эта политика получила дальнейшее развитие. От го администрации (около 1267 г.) митрополит кирилл получил ярлык «об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их, и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения». Формула его гласила: «сию грамоту,видящее и слышащее от попов и чернетцов, ни дани, ни иного чего не хотят ни возьмут баскаци, княжи писцы, коплужники, томожники, а возмуть инее по велицеи язе извиняться и умруть». По этому и другим подобным ярлыкам за оскорбление церквей и веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Ярлыки содержали и прямое обращение к русским князьям с призывом соблюдать эти привилегии церкви. Одновременно весьма широкие права были предоставлены христианам в самом Сарае. Уже при хане Берке в Сарае была образована Сарайская православная епископия( 1263 г.), способствовавшая дальнейшему укреплению положения православного духовенства в Улусе Джучи и закреплению их привелегий. И после принятия мусульманства православная церковь пользовалась громадным авторитетом. Так, в 1313 г., митрополит Петр совершил специальную поездку в Орду  и встретил почетный прием, добившись закрепления льгот духовенства. Это, кстати, опровергает позднейшие церковные легенды о церкви как организаторе борьбы против «татарщины». Как раз наоборот, сильная ордынская власть являлась залогом дальнейшего процветания церкви. Недаром святыми в русском православии были названы тверские князья, подчинившиеся хану и встретившие свою смерть, не начав открытого сопротивления.

   В целом же, несмотря на явное преобладание ислама, в Улусе Джучи в первой половине XIV в. Сохранялись веротерпимость. В городах Поволжья наряду с мечетями строились и церкви, и синагоги, а у каждой конфессиональной группы населения были свои кладбища. В Сарае проживали многие народы- монголы, асы( аланы), кыпчаки, черкесы, Русские, византийцы- «каждый народ живет на своем участке отдельно»,- пишет арабский путешественник Ибн- Батута, добавляя, что там же в их кварталах располагаются их церкви. И это не случайно. Создав великую империю, ханы Улуса Джучи стремились соединить всех своих подданных, какой бы веры они не придерживались, в единую общность. Отсюда их стремление поставить все духовенство себе на службу, понимая, что именно от их политики будет исходить могущество трона Золотой Орды. Главное для ханов было не вероисповедание своих подданных, а их лояльность власти, личная преданнось хану, вера в святость «дома Чингис-хана». Недаром эмиры в ответ на требование хана Узбека принять ислам, ответили: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело да нашей веры и каким образом мы покинем закон и устав (йасу) Чингис-хана и перейдем в веру арабов». Поэтому, хотя ислам и играл значительную роль при дворе ханов и служил идеологической санкцией на власть, в среде знати, особенно кочевой,мусульманство было внешней оболочкой, артикулированной на обрядовой стороне жизни, прикрывавшей рыцарский комплекс чести, местные культы и суеверия.

   В единой империи Джучидов правители следили скорее за лояльностью своих подданных, а не за их верой. Поэтому нередки были случаи выдвижения на верховные посты в Орде несториан и даже язычников. Веротерпимость была как бы всеобщей, а основной политической доктриной-своеобразной религией-стал «чингисизм»- вера в божественность власти ханов их династии Чингисхана. Лишь с середины XIV в. мусульмане, благодаря усилению влияния городской аристократии и военной знати, вытесняют иноверцев. По мере же распада Улуса Джучи эти тенденции все больше выходят на поверхность, обнажая религиозные противоречия между её моноконфессиональными областями. И очень скоро от веротерпимости Орды не останется и следа, а её части сойдутся в ожесточенных религиозных войнах, утверждая свою власть. [10]

   Например, мы можем привести пример религиозной войны (1391,1395). Войска Тамерлана объявили болгар- мусульман в переходе их в язычество (веру предков) и уничтожили г.Болгар (Биляр).

   Военный совет

   Возле города Пюлера,

   Где седой ковыль шумит,

   Войско грозного Тимера

   Пестрым лагерем стоит!..

   Батый-хан рыжебородый,

   Чуть забрезжил солнца свет,

   Приказал всем воеводам

   Собираться на совет…

   Вот глава всех войск кагана

   Первый поднял голос свой:

-  Не разбить нам, хан, смутьяна,

   Коль пойдем в открытый бой!

   Нет, с царем булгарским ныне

   Нам сражаться не расчет,

   Пусть твой светлый взор окинет

  Эти рвы, что полны вод;

  Эти стены крепостные

  И бойниц суровый вид…

  Видишь, копья в них стальные?

  То несметна рать стоит!...

  Хан владыка всей Вселенной

  Хоть и много сил у нас,

  Но без хитрости военной

  Нам Пюлер не взять сейчас.

  Как бы войск непобедимых

  Славу нам не уронить,

  Сыновей да жен любимых

   Нам позором не покрыть…

Казанское ханство образовалось на обломках Золотой Орды в 1445 году. Для народов Среднего Поволжья данное государство  пыталось повязать свою этнорелигиозную, этнокультурную, этноязыковую идентификацию (татаро-кыпчатскую).

Марийские исследователи А.Г.Иванов, Г.А.Сануков в работе  «История марийского народа» объясняли, что оказавшись ещё на заре своей истории в зоне политических интересов и тюркского миров, древние марийцы рано потеряли свою самостоятельность и стали развиваться в системе государственности других народов. При этом большая часть территории их проживания была под влиянием тюркского Востока. Вместе с волго-камскими булгарами и другими приволжскими и приуральскими племенами древние марийцы были покорены татаро-монгольскими завоевателями, и их земли непосредственно вошли в состав Золотой Орды, став её крайней северной периферией. По всей вероятности, северные границы Золотой Орды не фиксировались точно, и поэтому можно полагать, что марийцы имели возможность пользоваться некоторой полусвободой. Золотоордынское «иго» ограничивалось в основном сбором дани руками местной родоплеменной верхушки. Это было обусловлено не только удаленностью марийских земель, но прежде всего географическими условиями лесной зоны, не пригодной для постоянного проживания кочевников, но даже для размещения каких-либо более или менее постоянных крупных воинских контингентов. Для удобства сбора дани и выполнения других повинностей край был разделен на даруги и беляки, а население стало делиться на десятки и сотни. Так появились новые социальные категории-тарханы, десятники, сотники.

   Марийцы обязаны были учавствовать в военных походах золотоордынских ханов. [11]

   Исследователи доказывали, что марийцы участвовали в походах ханов на Московию.

   Чувашское, марийское, удмуртское население в ханстве составляло до 70 %населения. Остальное население относилось к татаро-кыпчакам, которые занимали административно-военные  должности. В.Ф. Каховский о положении чуваш в ханстве заметит, что в начале XVI в. русские войска неоднократно совершали походы на Казань. Русские войска, проходя через чувашские земли, в отличие от татарских отрядов, не грабили население, не уводили людей в плен. Это очень располагало чувашей к русским.

   В 1523 г.в устье р. Суры был построен город Васильсурск. После этого торговые связи между чувашами, горными марийцами и русскими ещё больше раширились. Чуваши, живя по соседству с русскими, знакомились с состоянием их хозяйства. Они видели, что у русских земля хорошо обрабатывалась с помощью сохи и бороны. Привлекали их и русские добротные строения, опрятная одежда и народные обычаи. Широкая и открытая натура расских трудовых людей, их свободолюбие, общительность, гуманность и трудолюбие вызывали большую симпатию чувашей и других народов. [12]

С 1523 г. Присурская Чувашия вошла в состав России, начинает формироваться прорусская  чувашская  аристократия. Условно с 1523 года можно считать ускорение формирования культурно-религиозной идентификации чувашского населения.

·        Русский язык;

·        Русское православие;

·        Русские обычаи, традиции;

·        Прорусская чувашская аристократия;

·        Процесс формирования самоидентификации был более глубинным;

·        Например, с 922 г. сохранилась языческая религиозная самоидентификация;

·        С 1508 года закрепилось упоминание чуваш;

·        1521 г. - первое упоминание Чувашия (страна-территория).

Таким образом, религиозная, языковая, культурная и территориальная идентификация имеют свою хронологию.

·        Религиозная с X в.;

·        Культурная с 1243 г. Включение болгарских земель в состав Золотой Орды;

·        Территориальная с X в. уход части болгар и сувар в Горную Болгарию;

·        Языковая (носители R-языка). С 1236 г. вторжение татар и кыпчаков, носителей Z- языка;

·        с 1236 г.  Тюрки и кыпчаки - носителей Z-языка.

К началу XIV в. мы можем  видеть все элементы сомоидентификации:

1       Территориальная;

2       Религиозная;

3       Культурная;

4       Языковая (носители R-языка).

В.Ф.Каховский о добровольном вхождении чуваш в состав Русского государства писал,что чуваши, горные марийцы и мордва, желая избавиться от засилья казанских феодалов, решили послать в Москву к Ивану IV своих предстваителей с просьбой, чтобы царь послал свои войска в Казань. В 1546 году русские войска совершили зимний поход против Казани и дошли до устья р. Свияги. Тогда Чувашский край был очищен от казанских  войск. [13]

     Национально-освободительная война чуваш против татар является доказательством завершения этнической колонизации чуваш, формирование самоидентификации  и зрелость всех её параметров.

 С.П. Хантингтон о цивилизационной идентификации отмечал, что Запад есть и ещё долгие годы будет оставаться самой могущественной цивилизацией. И все же его могущество по отношению к другим цивилизациям сейчас снижается. В то время как Запад пытается утвердить свои ценности и защитить свои интересы, неезападные общества стоят перед выбором. Некоторые из них предпринимают попытки подражать Западу, присоединиться к нему и слиться с ним. Другие конфуцианские и исламские общества стремятся наращивать свою экономическую и военную мощь, чтобы  противостоять Западу, создавая достойный противовес. Центральной осью политики мира после «холодной войны»  является, таким образом, взаимоотношение западной мощи и политики с мощью и политикой незападных цивилизаций.

     Всего в мире после «холодной войны» насчитывается семь или восемь главных цивилизаций. Характер связей между странами, общность интересов или антагонизм, определяются общностью или различием культурных корней. Важнейшие страны мира принадлежат к совершенно различным цивилизациям. Наибольшую степень вероятности перерастания в крупномасштабные войны имеют локальные конфликты между группами и государствами из различных цивилизаций. Доминирующие модели политического и экономического развития различаются от  цивилизации к цивилизации. Нарастание государственной мощи смещается от давно господствующего Запада к незападным цивилизациям. Глобальная политика стала многополюсной и полицивилизационной. [14]

Выводы

1. Резкая религиозная самоидентификация болгаро-чувашского языческого населении стала формироваться в Х в. (в противовес болгаро - мусульманам.);

2. Территориальная самоидентификация завершилась к 1521 г.;

3. Совокупность религиозной, культурной, языковой идентификации чувашского населения завершилась в начале XVI в.

    Литература

1.Чувашская литература - Чебоксары, 2007. - С. 11.

2. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии / Р.Г.Фахрутдинов - М., 1984. - С. 122.

3. См.: Там же. - С. 82.

4. См.: Там же. - С. 168.

5. См.: Там же. - С. 169 – 170.

6. Этнополитическая история татар - Казань, 2000. - С. 73.

7. См.: Там же. - С. 72.

8. См.: Там же. - С. 73.

9. См.: Там же. - С. 73.

10. См.: Там же. - С. 78 – 81.

11. История марийского народа - Йошкар-Ола, 1999. - С. 16.

12. Каховский В.Ф., Родной край / В.Ф.Каховский - Чебоксары, 1977. - С. 25.

13. Каховский В.Ф., Родной край / В.Ф.Каховский - Чебоксары, 1977. - С. 25.

14. Хантингтон С.П., Столкновение цивилизации / С.П.Хантингтон – М., 2003. - С. 26 – 27.

Комментариев нет:

Отправить комментарий