Страницы

17 марта 2011

Причины смены цивилизации в условиях Ордынской трансформационной эпохи

Причины смены цивилизации в условиях Ордынской трансформационной эпохи

 

При изучении чувашской истории, истории Волжско-Камской Болгарии, Золотой Орды и Казании мы предлагаем следующие трансформации эпохи:

·        Алтайская эпоха (до I века нашей эры);

·        Северокавказская эпоха;

·        Волжско-Камская эпоха (VIII - 1236);

·        Ордынская эпоха ( 1236 – 1552);

·        Российская эпоха ( середина XVI века).

Ордынская трансформационная эпоха начинается с завоевания татаро-монголами Волжско-Камской Болгарии (с 1236 года), конечно Орда возникла в 1243 году, но процесс смены цивилизации начинается с 1236 года.

С 1236 года мы можем считать вхождение болгарское (древнеболгарское) общество в стадию «распада надломленной цивилизации».

Мы говорим о расколе, который начался с Х века (922 года) принятием аристократией Волжкоболгарского государства (Атăл Пăлхар) ислама.

Начинается раскол, но пока не распад. Мы считаем, что древнеболгарское государство с Х века стало расколотой цивилизацией: цивилизацией язычников; цивилизацией мусульман. Я, называю Волжско-Камскую Болгарию – языческо-мусульманской цивилизацией. Происходит утеря общественной гармонии, потеря гармонии в культуре, религии и семье.

Утрата гармонии в языческом обществе привело к трагедии Авраама Болгарского и оккупацией Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами, а в последующие годы татаро-кыпчаками.

Языческий вождь повел болгар в Горную сторону, исламский вождь повел болгар к сотрудничеству с оккупантами. Языческий вождь остался в лесу, исламский вождь остался в городе Болгар (Пăлхар).

Религиозный раскол жизни для болгарской цивилизации ускорил захват (1236 году), а после 1243 году  привел к распаду болгарской земели.

Гармония утрачена, начинается упадок. Английский историк А.Дж.Тойнби о типах «хождениях»  пишет следующее: « Странники стремящиеся выбраться из обреченного Града. Если вождь, за которым они идут, действительно спаситель, он приведет их в Царство Божие, где они и построят Новый Иерусалим. «И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу».

По А.Дж.Тойнби мы можем сказать «болгары странники»;

Болгары стремятся выбраться из обреченного Града ( Болгар, Сувар, Биляр);

Они идут в леса, болота, овраги во имя спасения цивилизации;

Языческий Спасатель приведет их в Царство Язычества (Пюлехçе);

В лесах, болотах, оврагах «худоболгары» построят Новый Языческий Иерусалим.

История смены цивилизации (300лет) показала, что болгарская аристократия, «языческие Спасители» оказались правы. Они нашли Гармонию в лесу, но сохранили многие достижения «падшей от рук варваров» цивилизации.

·        Население (болгарское);

·        Территорию ( Горная Болгарию);

·        Самоидентификация;

·        Язык ;

·        Религию (язычество);

·        Культуру, традиции;

·        Семью и энергию жизни.

Болгарская цивилизация была молодая  она прошла в условиях Среднего Поволжья рост, расцвет и не достигла своей старости (500 лет).

У болгарской цивилизации была вера, стремление и инстинкт цивилизационной сопротивляемости. Энергия Улыпа-героя болгаро-чувашской эпохи сохранилась, и она давала силу и энергию роста. Энергия роста и скачек пассионарности (по Л.Н.Гумилеву) двигал болгар по пути:

·        Консолидации;

·        Сохранения;

·        Поиска жизненного спасения;

·        Чувства этнического локтя и семьи (дома).

Мир разрушался и чуваш («худоболгарин») нашел в лесном мире гармонию и спокойствие.

Произошла:

·        Территориальная;

·        Этнокультурная;

·        Этнорелигиозная;

·        Этнопсихологическая;

·        Политическая трансформация;

Болгарин вступил в стадию геноцидной истории, которая длилась с 1236 по 1552 года.

Психология «Арçури» (страха) захлеснула честь болгарского общества.

Позиции Пюлехçе ( светлое божество) стало оттесняться Арçури (божеством леса – страха) и Киремет (злое божество).

     Свет – пространство земенился страхом 1236 г.  (лесом-страхом),  наказанием со сторон Арçури и Киремет.

В мировоззрении болгарина свет заменил собою лес (спасение). Да, лес спас чуваш, но произошло усиление «забывчивости» среди болгар «худоболгар».

Сила заменилась авторитетом и обаянием языческих  вождей. Болгары до походов  Тамерлана (1391, 1395 годах) еще почитали Светлых божеств (Пюлехçе) и после Тамерлановского геноцида произошла подмена (страх).

Исследователь Э.С.Кульпин  так пишет, что обычная судьба завоевателей-кочевников – либо ассимиляция местным населением, либо изгнание из страны отход в завоеванной стране на второстепенные социально-экономические роли, занятие какой-либо второстепенной социальной экологической ниши. Но в Золотой Орде ситуация была нетипичной. В империи не было компактного и этнически однородного населения. Управление огромным государством при неразвитости тогдашних путей сообщения могло осуществляться только из центральной части империи. Но там не на что было опереться управленческим структурам, не было местного оседлого населения, не было городов и ремесленного производства. Была степь с  суровыми природными условиями, малопригодная в условиях средневековья, для земледелия и развития городов. не случайно до образования великой монгольской империи в евразийской степи, за редкими исключениями, не было городов, развитого производства и земледелия.

Бремя империи требовало от завоевателей-кочевников, если не полностью, то в значительной степени превратиться в оседлое население – земледельцев и горожан-ремесленников, либо организовать земледелие и ремесленное производство из других народов, либо выбрать компромиссный вариант, и тогда в степи возник бы новый этнос, в создание которого вложили бы свою лепту все народы империи[1].

Пути интеграции:

·        ассимиляция кочевников (татаро-кыпчаков);

·        отход завоевателей на второй план;

·        «оседание» кочевников и превращение их в земледельцев и ремесленников.

Как известно «оседание» шло очень длительно. И.Н.Смирнов говоря об оседании татар и кыпчаков отмечает, что этот процесс занял с конца XIII и шел весь XIV век. Таким образом, процесс оседания идет не менее 200 лет (циклы развития).

Э.С. Кульпин замечает, то ясно, что первый вариант ( массово сесть на землю) не имеет отношения к реальной истории Золотой Орды. Лишние кочевники, только лишние, те, которые уже не могли кормиться от скотоводства, традиционно переходили к земледелию, но психологически этот переход для кочевников всегда был тяжел. «Как показывает исторический опыт, оседание происходило у беднейшей части кочевников, которая уже не могла прокормиться самостоятельно, ведя кочевой образ жизни. Попытки же насильственным путем заставить кочевников сесть на землю вызывали резко негативную реакцию, вплоть до вооруженных восстаний». Свидетельств о массовых насильственных обращениях кочевников в земледельцев в истории Золотой Орды мы не знаем. Такие акции известны, например, для Крымского ханства, но не более позднего времени.

По-видимому, в случае Золотой Орды речь может идти о втором или, скорее, о третьем варианте – создании нового этноса в степи, но вопрос этот требует социального изучения. Хотя известны слова Бату-хана о том, что мир можно завоевать сидя в седле, но нельзя управлять им с седла, неизвестно, насколько завоеватели-монголы, составившие верхушку правящего социального слоя, осознавали данную задачу. Скорее всего они решали текущие проблемы и в итоге действовали в направлении разрешения главной задачи[2].

По мнению исследователей Золотая Орда прошла по пути «создания нового этноса».

Мы можем увидеть эти процессы в США, Латинской Америке, Европе (Югославия, СССР и так далее). Волжско-Камская Болгария – это создание в условиях ордынской эпохи нового этноса.

Н.Я.Бичурин говоря о распаде Золотой Орды и образования Казанского, Крымского, Астраханского ханств отмечает, что там сформировался «новый народ».

По Э.С.Кульпину

·        Новый этнос;

По Н.Я.Бичурин

·        Новый народ;

по Д.Г.Фахрутдинову

·        Болгаро-татары;

·        Татаро-кыпчаки;

·        Казанские-татары;

по Г.И.Тафаеву

·        Болгаро-чуваши («худые» болгары);

·        «худоболгары»;

·        Татаро-кыпчаки;

·        Татаро-болгары (ассимилировались).

Исследователь отмечает, что не случайно столица империи была равномерно удалена от основных районов плотного заселенного как на севере, так и на юге, и этот выбор диктовался задачами управления. Сарай Ал-Джадид (Новый Сарай) был расположен почти точно в середине империи, если смотреть с севера на юг: на 48° параллели северной широты, и лишь немного сдвинут от середины к западу по долготе – 46° восточной долготы (географический центр Золотой Орды – 50° северной широты и 51° восточной долготы). Сдвиг на запад был обусловлен не только великой меридиональной магистралью. Восточной Европы – Волгой, но и массовой населения, которая тяготела к западу и северу государства.   

Не случайно, столица государства первоначально создавалось трудом представителей покоренных народов – специально отобранных высоких (каждый в своей области) профессионалов,  насильственно вывезенных на постоянное местожительство в степь.

Не случайно, в степи вдоль рек стало развиваться не только богарное, но и орошаемое земледелие и садоводство.

Урбанизация степи началась с одного города – столицы государства. Воздвигнуть на голом месте большой город невозможно без создания строительной индустрии, строительных  материалов, в том числе и тех, которых не было в окружающей город степи. Деревья в степи встречаются редко и локально -  в понижениях рельефа, чаще всего в долинах рек или ресурсах временных паводковых водотоков. Для строительства городов в нижнем и среднем течении Волги дерево сплавлялось с севера. Оно было необходимо тогда не только как непосредственно строительный материал, но для обжига кирпича, для отопления домов, для любого производства – от керамического до оружейного. «Город был не просто столицей государства, - пишет Вадим Егоров, - а крупнейшим центром ремесленного производства. Целые кварталы занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой- то определенной отрасли (металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и так далее)».

Для пропитания городского населения необходимы были зерновые, которые стали частью выращивания вдоль Волги, частью доставлялись издалека. Само существование столицы, а затем растущих около нее поселков, городков требовало хозяйственных связей с провинциями. Эти связи были тем более необходимы, что центр империи географически находился в климатической зоне, не слишком благоприятной для градостроительства, но и жизни людей.

Историки знают, что городская цивилизация Золотой Орды возникла в зоне степей, там, где до того «гардарика» не возникла, биологи знают, почему не возникла. Их твердые знания основываются на хорошей изученности природной жизни степи. Только такие специальные, экспертные знания позволяют оценить масштаб, силу и значимость человеческих усилий, а последнее дает возможность историку классифицировать Золотую Орду не как варварское, а высокоцивилизованное государство, - отмечает Э.С. Кульпин[3].

Входе  походов войск Тамерлана в земли Волжско-Камской Болгарии  цивилизация была уничтожена. Было уничтожено до 170 городов и городищ, около 2000 деревень, погибло до 80% болгарского населения. Золотая Орда всегда была надломленной цивилизацией.

Причины:

·        Многоэтнический состав;

·        Многоконфессиональный состав населения;

·        Разнохарактерные территории по экологическим, социально-хозяйственным параметрам;

·        Природно-климатические и территориальные характеристики;

·        Политическая борьба различных военно-политических групп аристократии;

·        Геополитические факторы.

О причинах гибели Золотой Орды исследователь Э.С. Кульпин так пишет.

Золотая Орда могла процветать при трех универсальных факторах социально-экологической стабильности :

1.     Неизменных порядках, приемлемых для общества и не провоцирующих нарушение экологического равновесия. Порядки для людей в империи, надо полагать, не были плохими, поскольку, как пишут Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф., Гуляев В.И., Сайко Э.В., здесь «чувствовали себя под «общественной защитой» и иноверцы», но были ли они таковыми для природы?

2.     Неизменном вмещающим ландшафте (он оставался практически постоянным);

3.     Неизменной численности населения.

Два из этих факторов могли не быть неизменными – первый и последний.

Первому, связанному с политикой, традиционно уделялось много внимания. Порядки не могли оставаться постоянными хотя бы потому, что любое государство – открытая система, а Золотая Орда была открыта миру в большей степени, чем другие современные ей государства. Мир менялся, следовательно, не могли оставаться совершенно неизменным порядки в Золотой Орде.

Еще дальше на севере жили славяне, булгары, финно-угры, мордва, марийцы, чуваши. Все они занимались подсечно-огневым и пашенным земледелием, а также охотой и собирательством. Булгары, кроме того, еще не до конца расстались с кочевым скотоводством. Иными словами, в хозяйственном отношении данные народы находились в движении, в переходе от охоты и собирательства к подсечному, от подсечного к пахотному земледелию. Исчерпание возможностей одного вида технологии и переход к другому, как показывает история, нередко сопровождается кризисными явлениями в обществе, нарушением экологического равновесия.

Э.С.Кульпин  перечисляет народы Волго-Камы:

·        Булгары;

·        Финно-угры – мордва, марийцы, чуваши.

Чуваши были тюрками, а не финно-угры. Первое упоминание чуваш относится к 1508 году(начало XVI века) – эпоха Казанского ханства.

Таким образом, чувашей не было еще в годы Золотой Орды, они рассматривались как «худоболгары» (болгары).

Причинами падения Золотой Орды исследователи явились:

·        Продвижение кочевий на север;

·        Отступление на север границы лесов;

·        Миграция жителей южной степи как на север на, так сказать, постоянное местожительство, так и на юг, в том числе – далекий Египет;

·        Зимовки скота в зонах рискованного скотоводства;

·        Внутриполитическая борьба, закончившаяся развалом государства, наиболее острая во время смуты (1360 – 1380 годы ) – «Великой замятни», как она названа в русских летописях.

Следует отметить, что численность татаро-кыпчатского  населения резко возросла.

Степняки уходили на север не только в Русь, но и в Литву, причем, если данных о том, сколько степных батыров ушло служить русским князьям неизвестно (как-никак, а такие миграции осуществлялись в пределах одного государства и нередко являлись «маятниковыми», то есть возрастными), то для Литвы (уход за границу: если не навсегда, то надолго) такие данные имеются. Согласно анонимному автору «Истории польских татар» - «Рисалия татары лях», составленной в 1558 году, к концу правления Витовта ( к 1430 году) в Литве было до 40 тысяч воинов- татар, не считая членов их семейств, а к 1558 году в Польше и Литве было уже до 200 тысяч татар . Для того, что представить себе масштабы этой миграции населения, достаточно сказать, что по расчетом Магомета Сафаргалиева в Ногайской Орде в это время было всего 300-350 тысяч населения и эта орда «от других татарских государств отличались не столько размерами территории, сколько многочисленностью людей» .

Относительно ХV века мы можем с большой степенью вероятности утверждать, что демографический поток населения степи был к этому времени превзойден. Об этом свидетельствует не только массовые переходы степных батыров на службу русским князьям, но, что более существенно – зимовки кочевников в зоне рискованного скотоводства[4].

Татарский этнос осел на территории Волжско-Камской Болгарии:

I этап – 50 тысяч человек (1236 – 1445 года);

II этап – 50 тысяч человек  (1445 – 1552 годы).

Что произошло в условиях смены цивилизации на территории бывшей Камской Болгарии?

Ускорение миграционных процессов среди болгар (бегство);

·        Произошло резкое падение населения ( до 80%-уничтожено);

·        Изменение структуры населения;

·        Изменение типов хозяйствования;

·        Изменение социальной структуры болгарского населения;

·        Изменение религиозной принадлежности;

·        Этноязыковая (этнокультурная) трансформация;

·        Ослабли культурные традиции;

·        Начинается татаризация (экспансия).

Закреплются процессы смены древнеболгарской цивилизации и подмена  ее татаро-кыпчатской.

Известно, что окончательный разгром степной цивилизации нанес Тимур в 1395 – 1396 годах. «Маршрут войск Тимура исчертил территорию государства во всех направлениях, нацеливаясь на разрушение и грабеж городов. Это была богатая и легкая добыча, так как города Золотой Орды не имели никаких фортификационных сооружений и практически били беззащитны… После этого подавляющее большинство городов так и осталось лежать в развалинах посреди степей: ни средств для их восстановления, ни ремесленников уже не было. Можно сказать, что вся золотоордынская градостроительная культура была уничтожено в течение одного года».

Не только градостроительная культура, но культура в самом широком плане понесла невосполнимый урон. Как справедливо пишет Г.Фахрутдинов, «главной силой, консолидирующей весь тюрко-татарский мир, стал мощный татоаро-кипчакский этнос». Именно этому, ослабленному социально-экологическим кризисом, системообразующему этносу и был нанесен практически смертельный удар Тимуром.

Тимур нанес удар в политическое, экономическое и культурное сердце Золотой Орды. До Тимура еще не были разрушены города, культура, промышленность и инфраструктура. Степная городская цивилизация как система еще сохраняла способность к самовосстановления, но после этого момента начинают развиваться необратимые процессы, которые обычно либо уничтожают, либо принципиально изменяют систему. Система перерождается, переходит в новое состояние, уровень самоорганизации ее резко снижается[5].

Как отмечает А.Х Халиков в самом конце 1395 года русские войска «взя город Болгары Великие и град Жукотин и град Казань и град Керменчюк и всю землю их (булгар) повоева и много бесермен и татар побиша, а землю плениша. И воевав  три месяца возвратися с великою победою и с много корысть в землю Русскую». Таким образом, не только Золотай Орда, но и Волжская Булгария в 1391-1395 годах пришли к окончательному упадку. На смену Булгарии приходит Казанское княжество, а затем и Казанское ханство со столицей Казанью, куда не позже рубежа XIVXV веков перемещаются не только экономический, но и политический центр страны[6].

 

Литература

1. Кульпин Э.С.Золотая Орда / Э.С.Кульпин.-М., 1998.- С.75.

2. См.: там же. - С.75-76.

3. См.: там же. - С.76-77.

4. См.: там же. - С.108-109.

5. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария, - Казань, 1994. – С.72.

6. Кульпин Э.С.Золотая Орда / Э.С.Кульпин.-М., 1998.- С.94.

 

Заполните таблицу

Искусство и традиции Волжско-Камской Болгарии

Архитектура Города

Скульптура

Живопись (узоры и тамги на сосудах)

Театр       «Акатуй»

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий