Страницы

15 марта 2011

Смена цивилизации в процессе трансформации Болгарского улуса в условиях Золотой Орды.

Смена цивилизации в процессе трансформации Болгарского улуса в условиях Золотой Орды.

Ордынская трансформационная эпоха древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации привела к смене древнеболгарской цивилизации.

В ходе 300 летней эпохи из древнеболгарской развилась чувашская, а на обломках – татаро-кыпчакской цивилизации.

Татарский исследователь А.Х.Халиков в монографии «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария» подробно освещает процессы разгрома, геноцида, оккупации Болгарских земель. В течение 13 лет болгары оказывали героическое сопротивление монголо-татарам. Так А.Х.Халиков отмечает, что Л.Н.Гумилев считал, что все эти события происходили при переправе через Волгу. Но нам думается, что разгром монгол произошел уже за Волгой, причем булгары разбили монгол, применив их же тактику. Булгарское войско, очевидно, было разделено на две армии. Одна поджидала в засаде, а вторая открыто выступило против неприятеля. Видимо, после первого столкновения булгары под видом отступления начали отходить, заманивая тем самым монгол в засаду. Ударами с тыла и флангов кольцо окружения было окончательно замкнуто и начался разгром. Не исключительно, что тогда в составе булгарского войска выступали и остававшиеся еще в Булгарии или рядом с ней венгры. Так, венгерский монах Юлиан, побывавший в Булгарии в 1236 г. и видевший монгол (татар на подступах к Булгарии), писал: «Но те же татары, столкнувшись с ними (медьярами), не могли победить их на войне, наоборот, в первой битве (1223) были побеждены ими»[1].

Как еще отмечал Х.Г.Гимади, победа булгар в 1223 г. над лучшими военными силами монгол имела далеко идущие последствия: до середины 30-х годов XIII столетия было задержано монгольское нашествие на Булгарию, Русь и Европу; были освобождены половецко-кыпчацкие степи и земли Саксина и, как сообщает Ш.Марджани, ссылаясь на Ибн ал-Асира, в эти земли «возвратилось спокойствие, возобновилась торговля, стали по-прежнему ходить караваны»; разгром булгарами отрядов монгольских завоевателей подтверждает еще раз ту мысль, что булгары к этому времени имели вполне сложившееся государство и свои вооруженные силы, способные оборонять это государство. Такую сильную степную конницу, каковой являлась монгольская, имевшая богатый опыт, могла разбить только сильная армия.

Однако эта победа имела для булгар и отрицательные последствия, так как превратила монгол в их злейших врагов. Дело усугубилось еще и тем, что булгары практически взяли под свое покровительство кипчаков, на которых, по мнению Л.Н.Гумилева, всегда было нацелено острие монгольских походов на запад. Более того, булгары стали друзьями половцев, что для монгол, придерживавшихся принципа «друзья наших врагов – наши враги», послужило поводом к еще большей враждебности к булгарам.

И, действительно, разгром булгарами первой волны монгольского нашествия не успокоил булгар, так же как и не умерил аппетиты монгольских ханов. По данным монгольских хроник, Чингис хан после битвы на Калке и разгрома монгол булгарами «передал в управление своему сыну Джучи страну кипчаков (Дешт–и Кыпчак) с летовьями и зимовьями от границ каялыка и земель Хорезмских до окраин Саксинских и Булгарских». Весной 1227 г., после смерти Джучи, ханом джучиевого улуса стал сын Джучи и внук Чингис хана Батый, который, таким образом был нацелен на запад, в том числе и на Булгарию. И с этого времени вплоть до основания Золотой Орды Батый возглавлял практически все походы на Волжскую Булгарию.

По А.Х.Халикову:

· болгары совместно с мадьярами разгромили 5 тыс. татарский отряд (1223г.);

· антитатарский (антимонгольский) союз с половцами (Дешт-и Кыпчак) привел к усилению ненависти татар против Волжско-камской Болгарии;

Татарский профессор Р.Х.Бариев термин татары не употребляет. Он называет главу «Подъем Булгарии и Дешт-и-Кыпчак»[2] и утверждает «о монгольском завоевании Булгарии». В частности он отмечает, что более десяти лет, начиная с 1223 г., булгары сдерживали напор монголов, которые периодически посылали свои войска на завоевание Саксина и Булгара. «На втором курултае (1235 г.), - писал персидский историк Вассаф в 1300 г. – мнение утвердилось на том, чтобы обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских (булгарских) за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления. На это дело были назначены из царевичей: Менгу-каан, Гуюк, Кадакан, Кулькан, Бури, Байдар и Хорду с Тангутом, которые оба отличались стойкостью на поле битвы, да Субатай-бахадур. С наступлением поры дуновения весеннего ветра (в 1236 г.) … они двинулись (в поход) и сошлись в пределах Булгарских; …». Об этом же пишет Джувейни (1226-1283): «Когда каан (Угетай) во второй раз устроил большой курултай и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, асов и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в помощь и подкрепление Бату он (Угетай) назначил (следующих) царевичей: (сыновей Тулуя) Менгу-хана, и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату - Хорду и Тангута – и несколько других царевичей, а из знатных эмиров (там) был Субатай-бахадур. Царевичи для устройства своих войск и ратей отправили каждый в свое становище и местопребывание, а весной выступили из своих местопребываний и поспешили опередить друг друга. В пределах Булгара царевичи соединились: от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные. Сначала они (царевичи) силою и штурмом взяли город Булгар, который известен был в мире недоступностью местности и большой населенностью. Для примера подобным им, жителей его (частью) убили, а (частью) пленили». А.Х.Халиков и И.Х.Халиуллин предполагают, что для завоевания Волжской Булгарии к осени 1236 г. Бату собрал только собственно монгольских войск 200-500 тысяч человек.

Булгары оказали монголам отчаянное сопротивление – борьба продолжалась целый год, с осени 1236 г. до осени 1237 г. Один за другим пали города и крепости Волжской Булгарии. Дремучие леса и недоступные места стали прибежищем для оставшихся в живых, откуда они продолжали нападать на монгольские войска. Наконец, были подавлены последние очаги сопротивления. Тое же осени, - писал Лаврентьевский летописец,- придоша от восточные страны в Болгарскую землю и избиша оружьем от старца до унага и до сушаго младенца, и взяша товара множество, а город их пожогша и всю землю их плениша». Несмотря на огромные потери и разрушения, понесенные булгарами от монгольского нашествия, акматическая фаза их этногенеза не была прервана. Этноноосфера булгар выдержала весь ужас смерти и огня и не распалась.

К осени 1237 г., как сообщает Юлиан, монголы «завладели пятью величайшими языческими царствами: Сасцией, Фулгарией (Булгарией), … напали на Ведин (чувашей), Меровию (марийцев), Пойдовию (буртас), царство Морданов (мордву)». Одновременно с завоеванием указанных стран монголам пришлось вести войну против восставших половцев (кыпчаков).

1. Для чего вторглись монголы-татары в Волжско-Камскую Болгарию?

· для «уничтожения и истребления непокорных» (по Джувейни).

2. Оказал ли болгарский народ сопротивление захватчикам?

· дремучие леса и недоступные места стали прибежищем для оставшихся в живых, откуда они продолжали нападать на монгол;

· болгары понесли огромные потери и разрушения;

Следует отметить, что Р.Х.Бариев чуваш называет Ведин (веды), традиция А.Х.Халикова продолжается. А.Х.Халиков писал, что чуваш является веда – финским племенем. Мы знаем, что это искажает историю. Чуваши являются прямыми потомками болгар. Болгарский (носители R-языка), культуры, традиции болгаро-чуваши схожи полностью. Да «худые» болгары (чуваши) ушли «в дремучие леса и непроходимые места», но схранили древнеболгарскую цивилизацию.

В легенде об Улыпе о битве болгар с татарами под г. Болгар (Пăлхар)

Побледнел и небосвод.

Птахи спрятались в кусты,

Никнут травы и цвет.

В городах, селеньях – всюду

Горе постучалось к люду.

Чюк проводят по домам,

Молятся и тут, и там:

- Скорбный день войдет в присловье,

Назовем его «День крови».

Ночь отныне до конца

Будет «Ночью мертвеца».

Не нарадуется Себедей,

На Булгар нападает скорей.

Рукавица ему из соломы

Множит новых вояк для погрома.

Но чуваши – отважный народ

Защищают свой город-оплот.

Семилетние дети щелчком

Камни лихо пускают кнутом.

Даже нежные руки красавиц

Держат острые пики на зависть.

Что надумал тогда Субедей?

Повелел приманить голубей

С городских чердаков, площадей.

Приманили. К их ножкам нукеры

Трутовик привязали и серу,

Разом это зажгли, засвистели-

Птицы тут же домой полетели.

Возникает повсюду пожар,

И огонь пожирает Булгар…

От обуглившейся тетивы

Стали луки как будто мертвы:

Нечем древко упруго согнуть

И стрелу в чужеземца воткнуть.

Подгоняет своих Судебей:

− Безоружных добейте живей!

Там, где святая Свияга,

Сыкпырзя один, сердяга.

Бусина под языком, достает ее рывком.

− Выручай, скажи на милость,

Что там с Улыпом случилось?

Ветрокрыл давно не ржет,

Меч под солнцем не блеснет.

И жемчужина несмело

Так ему сказать успела:

− тело Улыпа в низине,

Весь Булгар под пеплом ныне.

Трудно доблестному мужу

Слышать эту новость-стужу.

Просьба вырвалась наружу

Превратить его в орла,

Два могучих два крыла.

Глазом не успел моргнуть –

Как он в небо воспарил,

На Булгар нелегкий путь

В одночасье покорил.

Царский двор и царский сад

Уж не те, что год назад.

Нет и Книги счастья той

Вместе с клеткой золотой –

Съела черная корова,

Проглотила, как полову.

И нанес такой удар,

Оскотинившись, Супар.

Трудно сдерживать врагов,

Если сгинул свод веков.

Сыкпырзя спешит: быть может,

Сила бусины поможет

Книгу мудрую вернуть

И развеять мрак и муть.

Вот жемчужина в руке.

Вдруг коровий хвост мелькает –

С бусиной надежда тает

В неизвестном далеке.

Где корова? Тут же ноги

Раскидала на дороге.

А тебе уж, Сыкпырзя,

Человеком стать нельзя.

Остается храброй птице

В поднебесье выше взвиться,

ринуться оттуда вниз:

Рать нукерская, держись!

Крылья, по версте длиной,

Бьют по недругам волной

И вгоняют их тотчас

В землю, будто колья в паз.

Подлый Сендер в слепом угаре

Изнутри воду мутит в Булгаре.

Он улбутов-господ упрекает,

В гнусный заговор их вовлекает.

Каземата разбиты запоры,

Врассыпную – пленники, воры.

Настежь створы железных ворот –

Враг лавиной в столицу прет.

Упиваются бесы разбоем,

И грабеж, и насилие – сплошь.

Сербю-патыр сражается стоя,

Хоть не молод рубака, а все ж…

Как всегда, бьется он на пределе.

Горы трупов вокруг. Кто кого?

А когда иссякает неделя,

Жизни дух покидает его…

Грозный Сыкпырзя-орел

Удаль новую обрел:

Прилетая над рядами,

И крыльями, и когтями

Сокрушает нечисть он,

Острым клювом и в бедлан

Вырывает душу вон!

Мысль бьется и другой…

Ран не сосчитать на теле,

Кровь из них бежит струей.

Сердце бьется еле-еле…

Наконец без сил упал он,

Рой врагов ударом смял он.

Не увидел взор его

Чужеземцев торжество.[3]

В 1232 г. монголы вновь были остановлены булгарами перед их главным оборонительными рубежами на южной и юго-восточной окраине страны по рекам Черемшану, Кондурче и Шешме недалеко от столицы Булгарии – Великого города. Летописи по э тому поводу сообщают под 1232 год: «Приидоша татарове и зимоваша не дошедшее до Великаго града Больгарского». Некоторые исследователи, например, М.Фердинанди, полагают, что монголы подошли к Булгару со стороны «Magna Hungaria», т.е. бывшей Великой Венгрии, располагавшейся к западу от Урала.

Практически монгольские войска подошли к границам Булгарии поздней осенью и зимовали здесь. До этого они летом 1232 г. были заняты завоеванием нижневолжских булгар (саксин), половцев и башкир, кочевавших в степях Южного Приуралья. Последние к 1234 г., как считает Л.Н.Гумилев, опираясь на сообщения Юлиана, были покорены монголами и затем активно участвовали в последующих завоеваниях монгол. Но саксины продолжали сопротвляться и отголоски этого сопротивления слышал даже монах Плано Карпини, проезжавший с караваном через Нижнее Поволжье в середине ХIII в. Так, он писпл. Что монголы «осадили один город вышеназванных саксов (это скорее всего был Саксин. прекрасно описанный еще в середине ХII века Хамидом ал-Гарнати, а саксы – это саксины)[4] и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины татар», так, что последние «из-за машин баллист не могли приблизиться к городу для сражения». Тогда монголы устроили подкоп под стенами «и вскочили в город, … Осажденные «назначили одну часть населения для тушения огня», другая же часть воевала. Монголы, «видя, что ничего не могут сделать», сняли осаду. Лишь в 1236 г. Саксин был взят монгольской армией, возглавляемой Менгу кааном.

Монгольское войско переориентировалось на север в сторону Булгара. Булгары тогда, почувствовав надвигающуюся опасность, паопытались создать своеобразную булгаро-русскую коалицию и обратились с таким предложением к владимиро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу, обещая даже заплатить за это. Но русские князья, стремясь «обезсилить» Булгарию, вместе союза послали войска к западным границам Булгарии на земли, заселенные мордвой и обулгаризированными буртасами. В этом безжалостном походе, когда владимиро-суздальские войска «пожгоша их села, а мордви избиша много», участвовали также ярославские, рязанские и муромские князья. Но булгары и здесь сумели выстоять. Европа, в том числе и русские земли, вновь были спасены от монгольского разорения.

Монгольские войска с 1232 г., очевидно, так и остались в степях Прикаспия, Южного Урала и Нижнего Поволжья, т.е. практически окаймляя Булгарию с юга и юго-востока. Сюда в 1234 г. после китайского похода возвратился Субедэй багатур, который в начале 1236 г.присоединился со своей самой боеспособной армией к армаде монгольских войск. Шедших на завоевание половецких степей. И окраинных государств Европы, прежде всего Булгарии.

Позиция Р.Х.Бариева:

· булгары заключили союз с кыпчаками.

Позиция А.Х.Халикова;

· булгары заключили союз с русскими княжествами;

· показать Болгарию необходимо было из-за того, что эти земли «не были покорены»;

· главная причина военно-экономическая мощь и многочисленность Волжско-Камской Болгарии.

А.Х.Халиков в отличие от Р.Х.Бариева не отказывается от термина «татаро-монгольские войска». А.Х.Халиков издал работу в начале 90 г. ХХ в., а последующие татарские авторы стали употреблять только термин «монгольское завоевание». Данный термин используется и в учебниках «Истории Отечества» издаваемых в Москве.

А.Х.Халиков отмечает, что далеко на север, в сторону Булгара, о чем свидетельствуют исследованные в западной окрестности Болгарского городища остатки армянской колонии.

Но большая часть монгольских, или татаро-монгольских войск продолжала сосредотачиваться в степях между Уралом и Волглй, в том числе и на южной окраине Булгарии. Как писал Рашид ад-Дин, «все они соединились в пределах Булгара и среди них первыми были из рода Джучи: Бату, Урда, Шейбан и Тангут. Здесь же их поджидал со своим войском Субедэй багатур». Тот же Юлиан в июне 1236 г. в двух днях пути от столицы Булгарии видел монгольских послов, которые сообщили ему, что основные монгольские войска находятся в пяти днях пути от него. Всю вторую половину лета и начала осени шли разведовательные бои между болгарами монголами. Последними, очевидно, уже тогда были взяты южные булгарские города, например, Мюран (Речное) на Самарской луке или на южной окраине Жигулей. Вскоре к этим войскам-грабителям присоединились еще семь армий, возглавляемые Менгу, Бурчек, Гуюк, Кадан. Бури, Байдар и Кулькан ханами. Таким образом. Численность только собственно монгольских войск, осадивших осенью 1236 г. Великий город булгар, могла достигать 200-250 тысяч человек[5].

Некоторые ученые уменьшают эту цифру до 50-70 тыс. человек. Они считают, что в Волжско-Камские земли вторглись до 100 тыс. татаро-монгольских войск (надо помнить, что в этой массе войск монголы составляли до 10%, а остальные были войска из покоренных стран (Китая, Грузии, Средней Азии и т. д.).

Наиболее активно в Республике Татарстан разрабатывает тему Золотой Орды профессор Р.Х.Фахрутдинов. В частности в его учебнике книге «Истории татарского народа» имеются 14 параграфов по теме «Золотая Орда». Для нас представляет большой интерес § 34 «Булгар и Булгарская земля в составе Золотой Орды» (с. 147-154).

Р.Х.Фахрутдинов в этом параграфе утверждает, что после образования Золотой Орды Волжска Булгария вошла в ее состав как одна из областей наряду с соседними землями и бывшими государствами. Об этом свидетельствует большая серия исторических источников ХIII−ХIV веков. Обратимся только к некоторым из них – ниболее известным, которые сами потом явились источником для других выдающихся произведений исторической географии.

Персидский историк ХIII века, современник Бату- и Беркенов, Джуджани писал, что под власть Бату подпали «все земли Туркестана» − земли тюркских народов от Хорезма до пределов Византии, среди них и земли булгар. Далее он сообщил, что эти земли перешли впоследствии к Берке. О вхождении булгарских земель в состав Улуса Джучи писали также персидские авторы ХIV века Ибн-Фазлаллах, Хамдаллах Казвини, их последователи в ХV столетии.

Вот как определил пределы Золотой Орды хорошо известный нам арабский энциклопедист ХIV века ал-Омари: «… границы этого государства со стороны Джейхуна (Амударьи): Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакерман, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, области Сибирь и Ибир, Башгырд и Чулыман». Большинство из этих названий вам уже известны, может быть, лишь кроме трех последних. «Башгырд» − это, бесспорно, башкирские земли. «Сибирь и Ибир» соответствует району к востоку от Уральских гор в Западной Сибири; «Чулыман» же располагается еще восточнее – в бассейне реки Чулым, правого притока Оби. Арабские историки того же ХIV столетия ал-Муфаддал и ад-Дзахаби, говоря о границах царства Токтая, а позднее и Узбека, т. е. Золотой Орды, отмечают их от реки Иртыш до Черного моря – с востока на запад, от Булгара до Дербента – с севера на юг.

Словом, бывшая Волжская Булгария не только вошла в состав Улуса Джучи непосредственно после его образования, но и была частью этого государства в период его могущества. До возникновения собственно золотоордынских городов Булгар, как крупный политический центр в Поволжье, являлся даже временной столицей Золотой Орды. Первые джучидские монеты чеканились не где-нибудь, а именно в Булгаре, о чем ярко свидетельствует немалое число кладов и находок подобных монет 50 – начала 60-х годов ХIII века (несколько лет тому назад самый крупный клад из 995 подобных монет найден у с. Бурундуки Апастовского района Республики Татарстан).

Итальянский путешественник ХIII столетия Марко Поло писал, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Сарае и в Булгаре. В последующем, ХIV веке Булгар – уже один из крупных и известных городских центров Золотой Орды. Персидское сочинение «Ферхенг-намэ» («Книга знаний») называет Булгар золотым троном ордынских ханов – надо полагать, вышеназванных первых ханов Золотой Орды. Ал-Омари назвал его одним «из известных городов» Улуса Джучи. Позднейшие исследователи истории Золотой Орды и Булгара, среди них А.Ю.Якубовский, А,П.Смирнов, Г.А.Федоров-Давыдов, также отмечают большую роль Булгара в истории Золотоордынского государства – исламизации, развитии его городской культуры, сельского хозяйства, особенно земледелия.

Следовательно, город Булгар и вся болгарская земля в целом входили в состав Золотой Орды ее северным улусом.[6]

Ученый отмечает не только временной подъем экономики Болгарской земли, но говорит о геноциде болгарского народа. В частности он отмечает, что коротко характеризуем некоторые социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период с перечислением в конце архитектурных памятников, сохранившихся на территории Булгарского городища. Если своего высшего развития Булгар достиг в составе Золотой Орды в первой половине ХIV века, то ситуация изменилась с конца 50-х годов в связи с начинающейся борьбой за власть в Сарае. В 1361 году ордынский князь Булат-Тимур пытался отторгнуть себе Среднее Поволжье во главе с Булгаром. В 1376 году этот сепаратист был разбит войсками суздальского князя, убежал в Сарай и там был убит золотоордынским Азиз-ханом. Восстановил ли последний прежнюю власть над Булгаром – на этот счет прямых сведений нет.[7]

Об архитектуре болгар исследователь говорит, что рядом находятся два мавзолея: один их них – Восточный, в котором хоронили женщин, другой – Северный, служивший усыпальницей для мужчин. Естественно, в них хоронили членов княжеских семей. Здесь же, в политическом центре Булгара, находился дворец правителя, «царский дом» в записях упомянутого выше А.Михайлова. На его месте построена потом Успенская церковь.

Есть такая легенда. Аксак-Тимур взял город Булгар, истребил его население. Абдулла-хан вместе со своей семьей скрылся в Судной палате. По велению завоевателя палату обложили бревнами и подожгли. При пожаре погибла ханская семья, но чудом осталась в живых его дочь-красавица, которую увидели сидящей на куполе здания…

Принято отождествлять Судную палату из легенды с современной Черной палатой, почерневшие каменные стены которой связывают с пожаром. Эта палата является одним из самых интересных памятников средневековой монументальной архитектуры на территории Татарстана. Недалеко от Черной находятся остатки Белой палат, разрушенной в 1860-х годах. Она являлась одной из общественных бань города с центральным моечным залом, где находился бассейн, и угловыми комнатами-номерами. Баня имела центральное отопление, горячая и холодная вода поступала по глиняным и железным трубам. Остатки другой, Красной палаты (название по цвету внутренней штукатурки), раскопаны археологами в подгорной части городища; в ее центральном зале имелся фонтан.

Хорошо сохранившимся памятником Булгара является Малый минарет, высотой 15 м. В 1712 А.Михайлов указывал на наличие возле него мечети. Развалины которой были видны даже в 20-х годах прошлого столетия. Мечеть существовала еще в период Казанского ханства, ее нижний этаж был использован в качества мавзолея. Вообще, местность вокруг минарета долгие годы называлась ханским кладбищем; там же сохранилась Ханская усыпательница, которая в свое время была отделана белой и синей мозаикой. За укреплением городища находится Малый городок с развалинами въездных ворот и основаниями белокаменного сооружения, являвшегося летней резиденцией правителей Булгара. Рядом а городом располагалась Греческая палата – христианская церковь армянской колонии для купцов и других приезжих людей с Кавказа.

Следует особо отметить, что все перечисленные выше памятники имеют отношение только к золотоордынскому периоду – к ХVI веку. От домонгольского времени на территории города не осталось сооружений.[8]

Английский исследователь А.Дж.Тойнби о процессе оживления писал «Оживление − и − Спад», «Спад – и – Оживление».

Таким образом, временное экономическое и градостроительное чудо, которое было в Болгаре с 40-60 гг. ХIV в. оказалось «Оживление − и − Спад». После 1361 г. военные действия до 1552 г. т.е. до разгрома Казанского ханства.

Наиболее разорительными для болгар были походы Тамерлана 1391, 1395 гг. Чувашский профессор В.Д.Димитриев о 60 летнем геноциде пишет, что в 1391 же году ушкуйники-новгородцы, устюжане и прочие, объединившись, в насадах и ушкуях по Вятке вышли на Каму, вяли города Жукотин и Кашан и, вероятно, разграбили; выйдя на Волгу, пограбили купцов (гостей) и возвратились. Другие города Болгарской земли для них уже не представляли интерес.

Аксак Тимур после победы над Тохтамышем отпустил Едигея, оказавшего ему большие услуги, в свой улус. Едигей, находясь еще в лагере Тимура, «послал гонцов к своим родичам, соседям и племенам левого крыла» тайно от Аксак Тимура сообщить им о необходимости срочно перекочевать в такие места, чтобы не оказаться на пути тимуровских войск, иначе Тимур, застигнув их, рассеет их и погубит всех». Как пишет М.Г.Сафаргалиев, возвратившись к своему племени Мангит, «Едигей, как глава этого племени, объявил себя князем Мангитского Бтра, на базе которого позднее была организована Ногайская Орда». Мангитский Юрт занимал обширную территорию от верховья Иртыша до нижней Волги. Юрт мог выставить огромное войско. Вскоре Едигей станет таким же тираном и вершителем судеб Орды, ее народов, как и Мамай.

Тохтамыш, одержав победу над претендентами на ханский престол. К 1393 г. восстановил единство Золотой Орды, стал устанавливать дружественные отношения с Литвой, Турцией, Грузией, в 1394 г.направил войско в Закавказье против Аксак Тимура, занятого войной с Грузией, отверг предложение Тимура о мире. Но к началу 1395 г. положение Тохтамыша было сложное. Между эмирами и князьями Орды – несогласие. Между ними произошел бой на Волге, «и паде их на том бою много князей и татар». Весной 1395 г. Аксак Тимур с огромным войском приближался к южной границе Орды.

У чувашского народа сохранилась легенда «о разгроме Пюлер (вариант Болгар) войсками Тамерлана». В этой легенде говорится:

Пожар в Пюлере

Плачут дети в колыбелях,

Жены мечутся, кричат:

Неужели, неужели

Город пламенем объят?!

Боже, боже, погибаем!

Будь ты проклят, басурман!..

Бог огня, к тебе взываем:

Укроти сей ураган!..

Помоги! Спаси! Помилуй!

Добрый бог наш пюлехсе!..

Дай нам разум! Дай нам силы!

Ведь живьем сгорим мы все!..

Страшно глянуть даже глазом,

Словно гибнет белый свет…

Все сгорим, как мухи, разом,

Никому пощады нет!

Лютый враг рычит, кусает,

Точно бешеный кабан…

Лишь о крови помышляет

Разъярившийся каган!

-Догоришь, как факел, скоро,

Эх, Пюлер ты наш, Пюлер!..

Всех, кто дышит, без разбора,

Умертвить решил Тимер.

-Бог огня! И ты усердным

У него вассалом стал!..

Боже, боже милосердный!

Вон! Дворец уж запылал!..

В нем три дочери царевны-

Как без слез на них глядеть?!

Светлых платьицах шелковых

От огня бегут в мечеть...

Но и здесь догнало пламя

Славных царских дочерей!

И… вдруг, ставши лебедями,

За семь речек и морей

Собрались лететь сестрицы,

Смело крыльями взмахнув,

Три красавицы – девицы,

На родной Пюлер взглянув

И промолвив на прощанье:

-Мы с собою в путь берем

Все те муки и страданья,

Что в краю у нас родном

Люди терпят от Тимера…

Пусть сердца нам вечно жжет

Пепел славного Пюлера –

Час возмездия придет!..

И тогда назад мы снова

Прилетим в родной свой дом,

И в тени родного крова

Мы привольно заживем…

Но сперва все села наши,

Все большие города

Божий гнев жестокий, страшный

Уничтожит без следа…

Сгинут все они под землю,

На десятки, сотни лет…

Но людским страданьям внемля,

Вновь зажжется солнце свет!..

Много крови здесь прольется,

Много слез польет народ.

Но в конце он все ж добьется:

Время светлое придет!..[9]

Выводы

1. Татарские исследователи при освещении разгрома и вхождения Болгаро-Камских земель в состав Золотой Орды высказывают два противоположных суждения:

а) Волжско-Камская Болгария была подвергнута геноциду (А.Х.Халиков);

б) Волжско-Камская Болгария и Дешт – Кыпчак создали единую культуру. Золотая Орда является колыбелью татаро-кыпчакского народа (Р.Х.Бариев, Р.Х.Фахрутдинов);

2. при изучении проблемы чуваш рассматривают как:

· веда – (финны);

· отдельный народ (чуваш).

3. изучение ордынской эпохи древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации показывает:

· в течении 300 летий ордынской эпохи произошла смена цивилизаций;

· для чуваш (болгар, «худых» болгар) произошли ассимизация, татаризация, вытеснение на территорию Горной Болгарии (чуваш),арскую сторону (бессермяне);

· болгары (чуваши) в ходе болгарской холокосты не потеряли свой язык (R-язык), свою культуру, традиции;

· да, часть болгар отказалась от ислама, и вернулись к этнической религии болгар;

· ордынская смена цивилизации (300 лет) привела к формированию в недрах древнеболгарской цивилизации чувашской языческой (национально-региональной) цивилизации.

4. За 300 лет в Болгарских землях осело более 100 тыс. татар и кыпчаков.

5. Произошла этноязыковая и этнокультурная трансформация болгар (замена R-языка татарским Z-языком). Победила новая кыпчакско-татарская культура.

6. В ходе болгарской холокоста было уничтожено от 3 до 5 млн. болгар.

Литература

1. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков –С.25-26

2. Бариев Р.Х. Волжская Булгария / Р.Х.Бариев – С.153-153

3. Улып – Чебоксары,2009 –С.442-445

4. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань-С. 30-31.

5. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков – Казань-С. 32

6. Фахрутдинов Р.Х. Истории татарского народа / Р.Х .Фахрутдинов – С.147-148

7. Фахрутдинов Р.Х. Истории татарского народа / Р.Х .Фахрутдинов – С.149

8. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа / Р.Г. Фахрутдинов - С.153.

9. Тафаев Г.И. Разгром г.Болгар \ И.Г.Тафаев – Чебоксары, 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий