Смена цивилизации в процессе трансформации Болгарского улуса в условиях Золотой Орды.
В ходе 300 летней эпохи из древнеболгарской развилась чувашская, а на обломках – татаро-кыпчакской цивилизации.
Как еще отмечал Х.Г.Гимади, победа булгар в
Однако эта победа имела для булгар и отрицательные последствия, так как превратила монгол в их злейших врагов. Дело усугубилось еще и тем, что булгары практически взяли под свое покровительство кипчаков, на которых, по мнению Л.Н.Гумилева, всегда было нацелено острие монгольских походов на запад. Более того, булгары стали друзьями половцев, что для монгол, придерживавшихся принципа «друзья наших врагов – наши враги», послужило поводом к еще большей враждебности к булгарам.
И, действительно, разгром булгарами первой волны монгольского нашествия не успокоил булгар, так же как и не умерил аппетиты монгольских ханов. По данным монгольских хроник, Чингис хан после битвы на Калке и разгрома монгол булгарами «передал в управление своему сыну Джучи страну кипчаков (Дешт–и Кыпчак) с летовьями и зимовьями от границ каялыка и земель Хорезмских до окраин Саксинских и Булгарских». Весной
По А.Х.Халикову:
· болгары совместно с мадьярами разгромили 5 тыс. татарский отряд (1223г.);
· антитатарский (антимонгольский) союз с половцами (Дешт-и Кыпчак) привел к усилению ненависти татар против Волжско-камской Болгарии;
Татарский профессор Р.Х.Бариев термин татары не употребляет. Он называет главу «Подъем Булгарии и Дешт-и-Кыпчак»[2] и утверждает «о монгольском завоевании Булгарии». В частности он отмечает, что более десяти лет, начиная с
Булгары оказали монголам отчаянное сопротивление – борьба продолжалась целый год, с осени
К осени
1. Для чего вторглись монголы-татары в Волжско-Камскую Болгарию?
· для «уничтожения и истребления непокорных» (по Джувейни).
2. Оказал ли болгарский народ сопротивление захватчикам?
· дремучие леса и недоступные места стали прибежищем для оставшихся в живых, откуда они продолжали нападать на монгол;
· болгары понесли огромные потери и разрушения;
Следует отметить, что Р.Х.Бариев чуваш называет Ведин (веды), традиция А.Х.Халикова продолжается. А.Х.Халиков писал, что чуваш является веда – финским племенем. Мы знаем, что это искажает историю. Чуваши являются прямыми потомками болгар. Болгарский (носители R-языка), культуры, традиции болгаро-чуваши схожи полностью. Да «худые» болгары (чуваши) ушли «в дремучие леса и непроходимые места», но схранили древнеболгарскую цивилизацию.
В легенде об Улыпе о битве болгар с татарами под г. Болгар (Пăлхар)
Побледнел и небосвод.
Птахи спрятались в кусты,
Никнут травы и цвет.
В городах, селеньях – всюду
Горе постучалось к люду.
Чюк проводят по домам,
Молятся и тут, и там:
- Скорбный день войдет в присловье,
Назовем его «День крови».
Ночь отныне до конца
Будет «Ночью мертвеца».
Не нарадуется Себедей,
На Булгар нападает скорей.
Рукавица ему из соломы
Множит новых вояк для погрома.
Но чуваши – отважный народ
Защищают свой город-оплот.
Семилетние дети щелчком
Камни лихо пускают кнутом.
Даже нежные руки красавиц
Держат острые пики на зависть.
Что надумал тогда Субедей?
Повелел приманить голубей
С городских чердаков, площадей.
Приманили. К их ножкам нукеры
Трутовик привязали и серу,
Разом это зажгли, засвистели-
Птицы тут же домой полетели.
Возникает повсюду пожар,
И огонь пожирает Булгар…
От обуглившейся тетивы
Стали луки как будто мертвы:
Нечем древко упруго согнуть
И стрелу в чужеземца воткнуть.
Подгоняет своих Судебей:
− Безоружных добейте живей!
Там, где святая Свияга,
Сыкпырзя один, сердяга.
Бусина под языком, достает ее рывком.
− Выручай, скажи на милость,
Что там с Улыпом случилось?
Ветрокрыл давно не ржет,
Меч под солнцем не блеснет.
И жемчужина несмело
Так ему сказать успела:
− тело Улыпа в низине,
Весь Булгар под пеплом ныне.
Трудно доблестному мужу
Слышать эту новость-стужу.
Просьба вырвалась наружу
Превратить его в орла,
Два могучих два крыла.
Глазом не успел моргнуть –
Как он в небо воспарил,
На Булгар нелегкий путь
В одночасье покорил.
Царский двор и царский сад
Уж не те, что год назад.
Нет и Книги счастья той
Вместе с клеткой золотой –
Съела черная корова,
Проглотила, как полову.
И нанес такой удар,
Оскотинившись, Супар.
Трудно сдерживать врагов,
Если сгинул свод веков.
Сыкпырзя спешит: быть может,
Сила бусины поможет
Книгу мудрую вернуть
И развеять мрак и муть.
Вот жемчужина в руке.
Вдруг коровий хвост мелькает –
С бусиной надежда тает
В неизвестном далеке.
Где корова? Тут же ноги
Раскидала на дороге.
А тебе уж, Сыкпырзя,
Человеком стать нельзя.
Остается храброй птице
В поднебесье выше взвиться,
ринуться оттуда вниз:
Рать нукерская, держись!
Крылья, по версте длиной,
Бьют по недругам волной
И вгоняют их тотчас
В землю, будто колья в паз.
Подлый Сендер в слепом угаре
Изнутри воду мутит в Булгаре.
Он улбутов-господ упрекает,
В гнусный заговор их вовлекает.
Каземата разбиты запоры,
Врассыпную – пленники, воры.
Настежь створы железных ворот –
Враг лавиной в столицу прет.
Упиваются бесы разбоем,
И грабеж, и насилие – сплошь.
Сербю-патыр сражается стоя,
Хоть не молод рубака, а все ж…
Как всегда, бьется он на пределе.
Горы трупов вокруг. Кто кого?
А когда иссякает неделя,
Жизни дух покидает его…
Грозный Сыкпырзя-орел
Удаль новую обрел:
Прилетая над рядами,
И крыльями, и когтями
Сокрушает нечисть он,
Острым клювом и в бедлан
Вырывает душу вон!
Мысль бьется и другой…
Ран не сосчитать на теле,
Кровь из них бежит струей.
Сердце бьется еле-еле…
Наконец без сил упал он,
Рой врагов ударом смял он.
Не увидел взор его
Чужеземцев торжество.[3]
В
Практически монгольские войска подошли к границам Булгарии поздней осенью и зимовали здесь. До этого они летом
Монгольское войско переориентировалось на север в сторону Булгара. Булгары тогда, почувствовав надвигающуюся опасность, паопытались создать своеобразную булгаро-русскую коалицию и обратились с таким предложением к владимиро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу, обещая даже заплатить за это. Но русские князья, стремясь «обезсилить» Булгарию, вместе союза послали войска к западным границам Булгарии на земли, заселенные мордвой и обулгаризированными буртасами. В этом безжалостном походе, когда владимиро-суздальские войска «пожгоша их села, а мордви избиша много», участвовали также ярославские, рязанские и муромские князья. Но булгары и здесь сумели выстоять. Европа, в том числе и русские земли, вновь были спасены от монгольского разорения.
Монгольские войска с
Позиция Р.Х.Бариева:
· булгары заключили союз с кыпчаками.
Позиция А.Х.Халикова;
· булгары заключили союз с русскими княжествами;
· показать Болгарию необходимо было из-за того, что эти земли «не были покорены»;
· главная причина военно-экономическая мощь и многочисленность Волжско-Камской Болгарии.
А.Х.Халиков в отличие от Р.Х.Бариева не отказывается от термина «татаро-монгольские войска». А.Х.Халиков издал работу в начале
А.Х.Халиков отмечает, что далеко на север, в сторону Булгара, о чем свидетельствуют исследованные в западной окрестности Болгарского городища остатки армянской колонии.
Но большая часть монгольских, или татаро-монгольских войск продолжала сосредотачиваться в степях между Уралом и Волглй, в том числе и на южной окраине Булгарии. Как писал Рашид ад-Дин, «все они соединились в пределах Булгара и среди них первыми были из рода Джучи: Бату, Урда, Шейбан и Тангут. Здесь же их поджидал со своим войском Субедэй багатур». Тот же Юлиан в июне
Некоторые ученые уменьшают эту цифру до 50-70 тыс. человек. Они считают, что в Волжско-Камские земли вторглись до 100 тыс. татаро-монгольских войск (надо помнить, что в этой массе войск монголы составляли до 10%, а остальные были войска из покоренных стран (Китая, Грузии, Средней Азии и т. д.).
Наиболее активно в Республике Татарстан разрабатывает тему Золотой Орды профессор Р.Х.Фахрутдинов. В частности в его учебнике книге «Истории татарского народа» имеются 14 параграфов по теме «Золотая Орда». Для нас представляет большой интерес § 34 «Булгар и Булгарская земля в составе Золотой Орды» (с. 147-154).
Р.Х.Фахрутдинов в этом параграфе утверждает, что после образования Золотой Орды Волжска Булгария вошла в ее состав как одна из областей наряду с соседними землями и бывшими государствами. Об этом свидетельствует большая серия исторических источников ХIII−ХIV веков. Обратимся только к некоторым из них – ниболее известным, которые сами потом явились источником для других выдающихся произведений исторической географии.
Персидский историк ХIII века, современник Бату- и Беркенов, Джуджани писал, что под власть Бату подпали «все земли Туркестана» − земли тюркских народов от Хорезма до пределов Византии, среди них и земли булгар. Далее он сообщил, что эти земли перешли впоследствии к Берке. О вхождении булгарских земель в состав Улуса Джучи писали также персидские авторы ХIV века Ибн-Фазлаллах, Хамдаллах Казвини, их последователи в ХV столетии.
Вот как определил пределы Золотой Орды хорошо известный нам арабский энциклопедист ХIV века ал-Омари: «… границы этого государства со стороны Джейхуна (Амударьи): Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакерман, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, области Сибирь и Ибир, Башгырд и Чулыман». Большинство из этих названий вам уже известны, может быть, лишь кроме трех последних. «Башгырд» − это, бесспорно, башкирские земли. «Сибирь и Ибир» соответствует району к востоку от Уральских гор в Западной Сибири; «Чулыман» же располагается еще восточнее – в бассейне реки Чулым, правого притока Оби. Арабские историки того же ХIV столетия ал-Муфаддал и ад-Дзахаби, говоря о границах царства Токтая, а позднее и Узбека, т. е. Золотой Орды, отмечают их от реки Иртыш до Черного моря – с востока на запад, от Булгара до Дербента – с севера на юг.
Словом, бывшая Волжская Булгария не только вошла в состав Улуса Джучи непосредственно после его образования, но и была частью этого государства в период его могущества. До возникновения собственно золотоордынских городов Булгар, как крупный политический центр в Поволжье, являлся даже временной столицей Золотой Орды. Первые джучидские монеты чеканились не где-нибудь, а именно в Булгаре, о чем ярко свидетельствует немалое число кладов и находок подобных монет 50 – начала 60-х годов ХIII века (несколько лет тому назад самый крупный клад из 995 подобных монет найден у с. Бурундуки Апастовского района Республики Татарстан).
Итальянский путешественник ХIII столетия Марко Поло писал, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Сарае и в Булгаре. В последующем, ХIV веке Булгар – уже один из крупных и известных городских центров Золотой Орды. Персидское сочинение «Ферхенг-намэ» («Книга знаний») называет Булгар золотым троном ордынских ханов – надо полагать, вышеназванных первых ханов Золотой Орды. Ал-Омари назвал его одним «из известных городов» Улуса Джучи. Позднейшие исследователи истории Золотой Орды и Булгара, среди них А.Ю.Якубовский, А,П.Смирнов, Г.А.Федоров-Давыдов, также отмечают большую роль Булгара в истории Золотоордынского государства – исламизации, развитии его городской культуры, сельского хозяйства, особенно земледелия.
Следовательно, город Булгар и вся болгарская земля в целом входили в состав Золотой Орды ее северным улусом.[6]
Ученый отмечает не только временной подъем экономики Болгарской земли, но говорит о геноциде болгарского народа. В частности он отмечает, что коротко характеризуем некоторые социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период с перечислением в конце архитектурных памятников, сохранившихся на территории Булгарского городища. Если своего высшего развития Булгар достиг в составе Золотой Орды в первой половине ХIV века, то ситуация изменилась с конца 50-х годов в связи с начинающейся борьбой за власть в Сарае. В 1361 году ордынский князь Булат-Тимур пытался отторгнуть себе Среднее Поволжье во главе с Булгаром. В 1376 году этот сепаратист был разбит войсками суздальского князя, убежал в Сарай и там был убит золотоордынским Азиз-ханом. Восстановил ли последний прежнюю власть над Булгаром – на этот счет прямых сведений нет.[7]
Об архитектуре болгар исследователь говорит, что рядом находятся два мавзолея: один их них – Восточный, в котором хоронили женщин, другой – Северный, служивший усыпальницей для мужчин. Естественно, в них хоронили членов княжеских семей. Здесь же, в политическом центре Булгара, находился дворец правителя, «царский дом» в записях упомянутого выше А.Михайлова. На его месте построена потом Успенская церковь.
Есть такая легенда. Аксак-Тимур взял город Булгар, истребил его население. Абдулла-хан вместе со своей семьей скрылся в Судной палате. По велению завоевателя палату обложили бревнами и подожгли. При пожаре погибла ханская семья, но чудом осталась в живых его дочь-красавица, которую увидели сидящей на куполе здания…
Принято отождествлять Судную палату из легенды с современной Черной палатой, почерневшие каменные стены которой связывают с пожаром. Эта палата является одним из самых интересных памятников средневековой монументальной архитектуры на территории Татарстана. Недалеко от Черной находятся остатки Белой палат, разрушенной в 1860-х годах. Она являлась одной из общественных бань города с центральным моечным залом, где находился бассейн, и угловыми комнатами-номерами. Баня имела центральное отопление, горячая и холодная вода поступала по глиняным и железным трубам. Остатки другой, Красной палаты (название по цвету внутренней штукатурки), раскопаны археологами в подгорной части городища; в ее центральном зале имелся фонтан.
Хорошо сохранившимся памятником Булгара является Малый минарет, высотой
Следует особо отметить, что все перечисленные выше памятники имеют отношение только к золотоордынскому периоду – к ХVI веку. От домонгольского времени на территории города не осталось сооружений.[8]
Английский исследователь А.Дж.Тойнби о процессе оживления писал «Оживление − и − Спад», «Спад – и – Оживление».
Таким образом, временное экономическое и градостроительное чудо, которое было в Болгаре с 40-60 гг. ХIV в. оказалось «Оживление − и − Спад». После
Наиболее разорительными для болгар были походы Тамерлана 1391, 1395 гг. Чувашский профессор В.Д.Димитриев о 60 летнем геноциде пишет, что в 1391 же году ушкуйники-новгородцы, устюжане и прочие, объединившись, в насадах и ушкуях по Вятке вышли на Каму, вяли города Жукотин и Кашан и, вероятно, разграбили; выйдя на Волгу, пограбили купцов (гостей) и возвратились. Другие города Болгарской земли для них уже не представляли интерес.
Аксак Тимур после победы над Тохтамышем отпустил Едигея, оказавшего ему большие услуги, в свой улус. Едигей, находясь еще в лагере Тимура, «послал гонцов к своим родичам, соседям и племенам левого крыла» тайно от Аксак Тимура сообщить им о необходимости срочно перекочевать в такие места, чтобы не оказаться на пути тимуровских войск, иначе Тимур, застигнув их, рассеет их и погубит всех». Как пишет М.Г.Сафаргалиев, возвратившись к своему племени Мангит, «Едигей, как глава этого племени, объявил себя князем Мангитского Бтра, на базе которого позднее была организована Ногайская Орда». Мангитский Юрт занимал обширную территорию от верховья Иртыша до нижней Волги. Юрт мог выставить огромное войско. Вскоре Едигей станет таким же тираном и вершителем судеб Орды, ее народов, как и Мамай.
Тохтамыш, одержав победу над претендентами на ханский престол. К
У чувашского народа сохранилась легенда «о разгроме Пюлер (вариант Болгар) войсками Тамерлана». В этой легенде говорится:
Пожар в Пюлере
Плачут дети в колыбелях,
Жены мечутся, кричат:
Неужели, неужели
Город пламенем объят?!
Боже, боже, погибаем!
Будь ты проклят, басурман!..
Бог огня, к тебе взываем:
Укроти сей ураган!..
Помоги! Спаси! Помилуй!
Добрый бог наш пюлехсе!..
Дай нам разум! Дай нам силы!
Ведь живьем сгорим мы все!..
Страшно глянуть даже глазом,
Словно гибнет белый свет…
Все сгорим, как мухи, разом,
Никому пощады нет!
Лютый враг рычит, кусает,
Точно бешеный кабан…
Лишь о крови помышляет
Разъярившийся каган!
-Догоришь, как факел, скоро,
Эх, Пюлер ты наш, Пюлер!..
Всех, кто дышит, без разбора,
Умертвить решил Тимер.
-Бог огня! И ты усердным
У него вассалом стал!..
Боже, боже милосердный!
Вон! Дворец уж запылал!..
В нем три дочери царевны-
Как без слез на них глядеть?!
Светлых платьицах шелковых
От огня бегут в мечеть...
Но и здесь догнало пламя
Славных царских дочерей!
И… вдруг, ставши лебедями,
За семь речек и морей
Собрались лететь сестрицы,
Смело крыльями взмахнув,
Три красавицы – девицы,
На родной Пюлер взглянув
И промолвив на прощанье:
-Мы с собою в путь берем
Все те муки и страданья,
Что в краю у нас родном
Люди терпят от Тимера…
Пусть сердца нам вечно жжет
Пепел славного Пюлера –
Час возмездия придет!..
И тогда назад мы снова
Прилетим в родной свой дом,
И в тени родного крова
Мы привольно заживем…
Но сперва все села наши,
Все большие города
Божий гнев жестокий, страшный
Уничтожит без следа…
Сгинут все они под землю,
На десятки, сотни лет…
Но людским страданьям внемля,
Вновь зажжется солнце свет!..
Много крови здесь прольется,
Много слез польет народ.
Но в конце он все ж добьется:
Время светлое придет!..[9]
Выводы
1. Татарские исследователи при освещении разгрома и вхождения Болгаро-Камских земель в состав Золотой Орды высказывают два противоположных суждения:
а) Волжско-Камская Болгария была подвергнута геноциду (А.Х.Халиков);
б) Волжско-Камская Болгария и Дешт – Кыпчак создали единую культуру. Золотая Орда является колыбелью татаро-кыпчакского народа (Р.Х.Бариев, Р.Х.Фахрутдинов);
2. при изучении проблемы чуваш рассматривают как:
· веда – (финны);
· отдельный народ (чуваш).
3. изучение ордынской эпохи древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации показывает:
· в течении 300 летий ордынской эпохи произошла смена цивилизаций;
· для чуваш (болгар, «худых» болгар) произошли ассимизация, татаризация, вытеснение на территорию Горной Болгарии (чуваш),арскую сторону (бессермяне);
· болгары (чуваши) в ходе болгарской холокосты не потеряли свой язык (R-язык), свою культуру, традиции;
· да, часть болгар отказалась от ислама, и вернулись к этнической религии болгар;
· ордынская смена цивилизации (300 лет) привела к формированию в недрах древнеболгарской цивилизации чувашской языческой (национально-региональной) цивилизации.
4. За 300 лет в Болгарских землях осело более 100 тыс. татар и кыпчаков.
5. Произошла этноязыковая и этнокультурная трансформация болгар (замена R-языка татарским Z-языком). Победила новая кыпчакско-татарская культура.
6. В ходе болгарской холокоста было уничтожено от 3 до 5 млн. болгар.
Литература
1. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков –С.25-26
2. Бариев Р.Х. Волжская Булгария / Р.Х.Бариев – С.153-153
3. Улып – Чебоксары,2009 –С.442-445
4. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань-С. 30-31.
5. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х.Халиков – Казань-С. 32
6. Фахрутдинов Р.Х. Истории татарского народа / Р.Х .Фахрутдинов – С.147-148
7. Фахрутдинов Р.Х. Истории татарского народа / Р.Х .Фахрутдинов – С.149
8. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа / Р.Г. Фахрутдинов - С.153.
9. Тафаев Г.И. Разгром г.Болгар \ И.Г.Тафаев – Чебоксары, 2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий