Страницы

17 марта 2011

Цивилизационный символизм в произведениях Михаила Сеспеля, Якова Ухсая и Геннадия Айги

Цивилизационный символизм в произведениях Михаила Сеспеля, Якова Ухсая и Геннадия Айги

Чувашская история имеет свою цивилизационную хронологию развития: генезиса, смешения, расцвета, раскола и трансформации. Мы предлагаем свое видение данной научной проблемы:

1.    Алтайская эпоха (генезис);

2.    Северо-Кавказская эпоха (смешение);

3.    Волжско-Камская эпоха (расцвет);

4.    Золотая Орда и Казанское ханство (раскол и распад);

5.    Российская эпоха (трансформация).

До сер. ΧVΙ в. мы предлагаем рассматривать цивилизационный период в истории чувашского народа как древнеболгарскую цивилизацию (древнечувашскую).

С вхождения Чувашии в состав российской цивилизации формируется новочувашская христианско-языческая цивилизация. Этот процесс занял более 450 лет. В 60-90 гг. ΧΙΧ в. трансформация завершается созданием  христианской новочувашской цивилиации (национально-региональной ), которая завершается в 20 г. ΧΧ в. созданием Чувашского государства (автономии) в составе РСФСР, СССР.

1.    Процесс подготовки национальных кадров (Симбирская чувашская школа и деятельность И.Я.Яковлева ) шел с 60-70 г ΧΙΧ по 20-30 гг. ΧΧ вв. Таким образом, за 50-60 лет была сформирована новая элита для управления Чувашским государством (автономией).

2.    Администраторами процесса и философами идеи были И.Я. Яковлев, Д.С.Эльмень, Н.В.Никольский, М.К.Сеспель, Г.Ф.Алюнов, И.В.Васильев, С.Н.Николаев, и многие другие патриоты Чувашского края, чувашского народа.

Некоторые могут сказать при чем здесь И.Я.Яковлев? Мы считаем, что процесс национально-территорического осмысления необходимости своей автономии начинает И.Я.Яковлев. Просветитель дал толчок процессу духовно-культурного обособления (автономизация) чувашского народа. Он первым показал, что у чуваш имеется ( к ΧΙΧ – начало ΧΧ вв.) свой духовно- культурный центр г.Симбирск. Симбирская школа стала центром, которая сформировала национально-духовную чувашскую интеллигенцию (новой формации).

Идея автономии

Ι этап

60-70 гг.ΧΙΧ в.

Духовно-национальная идея.

г.Симбирск, И.Я.Яковлев.

ΙΙ этап

Нач.ΧΧ- 20 г. ΧΧ в.

Подготовка административных кадров.

г.Симбирск.

ΙΙΙ этап

20-30 г.ΧΧ в.

Слияние идеи, кадров и системы.

Чувашская автономия 20 г.ΧΧ в.

 

Мы отметили, что цивилизационные символы могут быть:

·       Религиозные;

·       Тотемные (родовые);

·       Политические;

·       Духовно-литературные и т.д.

 

·                   Религиозные – крест, христианство, язычество, ислам, и.д.;

·                   Тотемные - орел, конь, барс, бык, утка, и т.д.;

·                   Политические – двуглавый орел, трезубец, барс на флаге, и т.д.

·                   Духовно-литературные символы используют чаще всего поэты, писатели, композиторы, символы, которые можно сопоставить с цивилизационными символами.

В конце ΧΙΧ-нач.ΧΧ вв. в российской литературе сформировались поэты символисты (А.Блок и т.д.).

                

Обратим внимания на хронологию проблемы.

Михаил Сеспель

(1899-1922)

Яков Ухсай

(1911-1986)

Геннадий Айги

(1934-2006)

Идея системы  социализма.

Идея «развитого социализма».

Идея, ухода социализма, идея новой системы.

 

В действительности у М.Сеспеля, Я.Ухсая, Г.Айги можно увидеть цивилизационные циклы развития ( по А.Дж.Тойнби).

·       Генезис – системы социализма в СССР;

·       Рост – «развитой социализм» (надлом – 70-80 гг.ΧΧ в.кризис, «застой»);

·       Распад – СССР в 1991 г. и рождения новой демократической системы.

 

Циклы цивилизационного развития по М.Сеспелю, Я.Ухсаю и Г.Айги.

Михаил Сеспель

Яков Ухсай

Геннадий Айги

Генезис социализма

Рост социализма

Надлом

Распад

Вера в социализм

Вера в социализм

Разочарование, поиск нового.

 

Генезис социализма стимулировал у М.Сеспеля «акты» творчества веру в «светлое и чистое». Генезис социализма «родил» М.Сеспеля.

1.Генезис социализма – «Воистину воскрес».

О старики, чей век – година бед,

Година горя и тоски,

Вы ль позабыли, как родной

Язык ваш был гоним с давнейших лет?

О том, что стало стариной,

А ну – ка, вспомяните, старики!

 

Чуваш в далекие те дни

Ходил, поникший искони.

Его пугали даже пни. Что?

Слово молвить? Ни - ни- ни!

Давили наш язык в те дни…

 

О старики,

Умом крепки,

Вы расскажите всюду молодым,

Как туго приходилось вам.

Любовь свою вы завещаете им

К прекрасным дедовским словам.

О старики, мы всей душою вас

Благодарим за то, что гнет

Вас не сломил, за то, что вновь живет.

Воскрес язык чувашский в добрый час!

 

Наш край чувашский с высоты небес

Сияньем дивным озарен:

Язык земли родной воскрес –

И мощною красою блещет он –

И мощною красою блещет он!

Он стал теперь, как никогда, богат!

Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!

Давайте же от всей души:

- Воистину воскрес! – воскликнем в лад.

 

А вы, чей жар все горячей,-

Девчата, парни наших дней,-

Вы не забыли ль ввечеру,

Затеяв хоровод, игру,

Слагая песни, величать,

Любить язык родного края,

Который ожил, стал звучать,

Красою солнечной сверкая?

 

Кто молод, нынче стань крылат:

Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!

Давайте же от всей души:

- Воистину воскрес! – воскликнем в лад.

 

И вы, леса земли моей,

Луга в цветах, которых нет милей,

Давайте с нами  заодно

Язык чувашский славить, наш язык:

- Ты настрадался в прошлом, наш родной,

Ты будь могуч навеки и велик!

Пускай леса дремучие шумят:

- Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!

Поля, звоните, суходол, шурши:

- Воистину воскрес! – И каждый рад:

Он стал теперь, как никогда, богат!

Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!

Давайте же от всей души:

- Воистину воскрес! – воскликнем в лад. [1]

 

Чуваш! Чуваш!

Чуваш! Чуваш!

Твои деревни и поля

Объяла сонь одна и та ж,

И их любить не в силах я.

Когда светлеет мир вокруг,

Тебе ль робеть, как встать, мой друг?

Тебе ль дремать, как встарь, в глуши?

Стряхнуть свой долгий сон с души

Ты ль жалеешь? Поспеши!

 

Тебя отважным впереди

Хочу я видеть, - подымись

И окрылись, и смело ввысь.

На солнце, мой народ, глади!

 

Ум чуваша, ты сталью будь,

Прорежь сквозь лед, сквозь камень путь –

Пусть искры сыплются кругом!

Ум чуваша, ты стань огнем,

Ты закаленной сталью будь!

 

Чуваш! Чуваш!

Чуваш! Чуваш!

Стрелою меткою стрелка

Цель порази наверняка, -

Вперед! В грядущие века!

Пусть сердце жжет отваги жар,

Бурли, вскипай, что твой котел.

Где плавка золота идет!

Будь, наш язык, как солнце, яр;

Поля родные, лес и дол

Будить давно настал черед!

Пронзи старье – ты сам не стар! –

Стрелой грозы! Еще удар!

Жаль, как змея, - оно падет!

 

Когда идет громов игра

В громадах темных туч – смотри,

Как полыхает вышина!

Мой край родной, пришла пара,

Пульс новой жизни повтори,

Биенье вольной все сполна

Неистово в себя вбери! [2]

В стихотворении «Отныне» Михаил Сеспель отмечает, что  чувашский народ страдает. Он говорит о прошлой истории своего любимого народа. Символы прошлого:

·       Слово обледенело (холод);

·       Камень в горле (молчать);

·       Нет зарницы (темно);

·       Смерть над миром (мор);

·       Край босиком (нищета);

·       Гора страданий (Голгофа, Иисуса Христа);

·       Сердце в крови (Сеспель плачет);

·       Пес (лишение);

·       Чужой забор ( гонение);

·       Упаду (смерть);

·       Умру, стон, могила (холод).

Символизм Михаила Сеспеля, «холод (начало), холод (конец)».

В произведении «Голодной псалом» посвящено голоду в Среднем Поволжье, например, за два года голода чуваши потеряли более 80 тыс. своих соотечественников, а всего погибло около 5 млн. человек на территории Среднего Поволжья.

Костлявыми руками старый мир

Возвел на крест, распял страну разную,

Сухими острыми зубами голод

Несчастную грызет, грызет, грызет…

Полны страданий избы. Душно тут,

И пахнет потом. Села толпы нищих.

Поля больны, черны, как пепелище.

От засухи они без вспышки мрут.

Наряду с новым социалистическим днем поэт видит  голод в Чувашии (1920-1921).

 

Символизм чувашского голода:

·       Костлявая рука;

·       Распял страну;

·       Голод-зубы;

·       Кричит голод;

·       Нищие;

·       Мрут;

Яков Ухсай (1911-1986 гг.)- поэт «развитого социализма» (расцвет) ,конечно он успел увидеть и «перестройку» М.С.Горбачева. Какой же цивилизационный символизм развитого социализма. М.Сеспель – символизм веры в генезис и расцвет «пашни нового дня» - социализма. Яков Ухсай – «символизм победы» СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945), но наряду с верой в победу социализма у него звучат нотки печали по «чувашским традициям и уходу их из истории».

·       Символизм Я.Ухсая «победа и печаль».

·       Символизм М.Сеспеля «вера и смерть».

·       Символизм Г. Айги «идет поиск веры», « поиск ушедшего».

Чувашская история уходит, забывается и родной язык. Процесс забывания ускоряется (по требованию центра) с 1959-1960 гг. Происходит социалистическая унификация и стандартизация. В произведении «Коврига» Яков Ухсай пишет:

И в знак того, что отчий край

Не позабудешь ты в пути,

Второй, вот этот каравай.

С собою в дорогу захваты,

Возьми его и помни сын:

В нем дух твоей родной земли.

А счешь – придется- не один:

С людьми по - братски раздели

Не забывай язык родной,

Обычаев не забывай

И хлебных крошек, дорогой,

На твердь – дорогу не роняй. [3]

 

Символизм «развитого социализма» по Якову Ухсаю:

·       Помни край (родину);

·       Путь (СССР);

·       Хлеб (сытость);

·       Сын ( память – будущее);

·       Земля (вера);

·       По – братски раздели (социализм, коммунизм);

·       Язык родной (Чувашия);

·       Обычаи, родня (чувашский народ);

·       Хлеб не роняй (экономия).

Попробуем их сопоставить:

·       Родина – экономия;

·       Обычаи – путь (СССР);

·       Сытость – народ;

·       Хлеб – земля – социализм.

Осталось вера (по Якову Ухсаю).

·        Язык родной;

·        Обычаи родные;

·        По – братски надо жить.

Можно проследить символизм социализма.

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

Генезис социалистической цивилизации по М.Сеспелю

Расцвет цивилизации по Я.Ухсаю

Распад цивилизации по Г.Айги

Борьба

Голод

Смерть

Мрет народ

Вера

Родной язык

Обычаи

Братство

Дружба

Вера

Лужайка страна

Сердца-дети

Береза-цветы

Нищие

Безмолвные Молчанье

Страданье

Вера в мир

чистоты [4]

 

 

1. Генезис социалистической цивилизации:

·       Борьба;

·       Вера.

 

2. Расцвет  цивилизации («развитой социализм»):

·       Защита родного языка;

·       Защита обычаев народа;

·       Вера.

3. Распад цивилизации (СССР):

·     Страна;

·     Дети-цветы;

·     Нищие;

·     Безмолвие;

·     Вера в мир чистоты (нового).

Что их объединяет?

·       Вера в мир, чистоты и добра;

·       Вела в справедливость.

 

Выводы

Михаил Сеспель умер 15 июня 1922 года на Украине. Яков Ухсай умер 1986 году в г.Чебоксары, репрессированным. Геннадий Айги умер 21 февраля 2006 года. Он для Чувашии был всегда непонятен  и  в систему он не верил, искал «мир чистоты».

Для нас М.Сеспель, Я.Ухсай остались символами социалистической цивилизации, а Г.Айги видел в социализме « безмолвных, страдающих, духовно нищих». Если М.Сеспель, Я.Ухсай вписывались в систему, то Г.Айги метался, искал выход из системы, искал «мир чистоты».

 

Литература

1.Чувашская литература: Хрестоматия для Χ кл.– Чебоксары, 2007. – С. 191-193.

2.Чувашская литература: Хрестоматия для Χ кл.– Чебоксары, 2007. - С. 193.

3.Ухсай Я. Избранные произведения. В 2-х т. Т1, - М., 1983. – С. 21.

4.Чувашская литература : Хрестоматия для ΧΙ кл. – Чебоксары, 2007.  - С. 265.

Комментариев нет:

Отправить комментарий