Цивилизационный символизм в произведениях Михаила Сеспеля, Якова Ухсая и Геннадия Айги
Чувашская история имеет свою цивилизационную хронологию развития: генезиса, смешения, расцвета, раскола и трансформации. Мы предлагаем свое видение данной научной проблемы:
1. Алтайская эпоха (генезис);
2. Северо-Кавказская эпоха (смешение);
3. Волжско-Камская эпоха (расцвет);
4. Золотая Орда и Казанское ханство (раскол и распад);
5. Российская эпоха (трансформация).
До сер. ΧVΙ в. мы предлагаем рассматривать цивилизационный период в истории чувашского народа как древнеболгарскую цивилизацию (древнечувашскую).
С вхождения Чувашии в состав российской цивилизации формируется новочувашская христианско-языческая цивилизация. Этот процесс занял более 450 лет. В 60-90 гг. ΧΙΧ в. трансформация завершается созданием христианской новочувашской цивилиации (национально-региональной ), которая завершается в
1. Процесс подготовки национальных кадров (Симбирская чувашская школа и деятельность И.Я.Яковлева ) шел с 60-
2. Администраторами процесса и философами идеи были И.Я. Яковлев, Д.С.Эльмень, Н.В.Никольский, М.К.Сеспель, Г.Ф.Алюнов, И.В.Васильев, С.Н.Николаев, и многие другие патриоты Чувашского края, чувашского народа.
Некоторые могут сказать при чем здесь И.Я.Яковлев? Мы считаем, что процесс национально-территорического осмысления необходимости своей автономии начинает И.Я.Яковлев. Просветитель дал толчок процессу духовно-культурного обособления (автономизация) чувашского народа. Он первым показал, что у чуваш имеется ( к ΧΙΧ – начало ΧΧ вв.) свой духовно- культурный центр г.Симбирск. Симбирская школа стала центром, которая сформировала национально-духовную чувашскую интеллигенцию (новой формации).
Идея автономии | |||
Ι этап | 60-70 гг.ΧΙΧ в. | Духовно-национальная идея. | г.Симбирск, И.Я.Яковлев. |
ΙΙ этап | Нач.ΧΧ- | Подготовка административных кадров. | г.Симбирск. |
ΙΙΙ этап | 20- | Слияние идеи, кадров и системы. | Чувашская автономия |
Мы отметили, что цивилизационные символы могут быть:
· Религиозные;
· Тотемные (родовые);
· Политические;
· Духовно-литературные и т.д.
· Религиозные – крест, христианство, язычество, ислам, и.д.;
· Тотемные - орел, конь, барс, бык, утка, и т.д.;
· Политические – двуглавый орел, трезубец, барс на флаге, и т.д.
· Духовно-литературные символы используют чаще всего поэты, писатели, композиторы, символы, которые можно сопоставить с цивилизационными символами.
В конце ΧΙΧ-нач.ΧΧ вв. в российской литературе сформировались поэты символисты (А.Блок и т.д.).
Обратим внимания на хронологию проблемы.
Михаил Сеспель (1899-1922) | Яков Ухсай (1911-1986) | Геннадий Айги (1934-2006) |
Идея системы социализма. | Идея «развитого социализма». | Идея, ухода социализма, идея новой системы. |
В действительности у М.Сеспеля, Я.Ухсая, Г.Айги можно увидеть цивилизационные циклы развития ( по А.Дж.Тойнби).
· Генезис – системы социализма в СССР;
· Рост – «развитой социализм» (надлом – 70-80 гг.ΧΧ в.кризис, «застой»);
· Распад – СССР в
Циклы цивилизационного развития по М.Сеспелю, Я.Ухсаю и Г.Айги.
Михаил Сеспель | Яков Ухсай | Геннадий Айги |
Генезис социализма | Рост социализма | Надлом Распад |
Вера в социализм | Вера в социализм | Разочарование, поиск нового. |
Генезис социализма стимулировал у М.Сеспеля «акты» творчества веру в «светлое и чистое». Генезис социализма «родил» М.Сеспеля.
1.Генезис социализма – «Воистину воскрес».
О старики, чей век – година бед,
Година горя и тоски,
Вы ль позабыли, как родной
Язык ваш был гоним с давнейших лет?
О том, что стало стариной,
А ну – ка, вспомяните, старики!
Чуваш в далекие те дни
Ходил, поникший искони.
Его пугали даже пни. Что?
Слово молвить? Ни - ни- ни!
Давили наш язык в те дни…
О старики,
Умом крепки,
Вы расскажите всюду молодым,
Как туго приходилось вам.
Любовь свою вы завещаете им
К прекрасным дедовским словам.
О старики, мы всей душою вас
Благодарим за то, что гнет
Вас не сломил, за то, что вновь живет.
Воскрес язык чувашский в добрый час!
Наш край чувашский с высоты небес
Сияньем дивным озарен:
Язык земли родной воскрес –
И мощною красою блещет он –
И мощною красою блещет он!
Он стал теперь, как никогда, богат!
Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!
Давайте же от всей души:
- Воистину воскрес! – воскликнем в лад.
А вы, чей жар все горячей,-
Девчата, парни наших дней,-
Вы не забыли ль ввечеру,
Затеяв хоровод, игру,
Слагая песни, величать,
Любить язык родного края,
Который ожил, стал звучать,
Красою солнечной сверкая?
Кто молод, нынче стань крылат:
Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!
Давайте же от всей души:
- Воистину воскрес! – воскликнем в лад.
И вы, леса земли моей,
Луга в цветах, которых нет милей,
Давайте с нами заодно
Язык чувашский славить, наш язык:
- Ты настрадался в прошлом, наш родной,
Ты будь могуч навеки и велик!
Пускай леса дремучие шумят:
- Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!
Поля, звоните, суходол, шурши:
- Воистину воскрес! – И каждый рад:
Он стал теперь, как никогда, богат!
Воскрес, воскрес язык наш, чуваши!
Давайте же от всей души:
- Воистину воскрес! – воскликнем в лад. [1]
Чуваш! Чуваш!
Чуваш! Чуваш!
Твои деревни и поля
Объяла сонь одна и та ж,
И их любить не в силах я.
Когда светлеет мир вокруг,
Тебе ль робеть, как встать, мой друг?
Тебе ль дремать, как встарь, в глуши?
Стряхнуть свой долгий сон с души
Ты ль жалеешь? Поспеши!
Тебя отважным впереди
Хочу я видеть, - подымись
И окрылись, и смело ввысь.
На солнце, мой народ, глади!
Ум чуваша, ты сталью будь,
Прорежь сквозь лед, сквозь камень путь –
Пусть искры сыплются кругом!
Ум чуваша, ты стань огнем,
Ты закаленной сталью будь!
Чуваш! Чуваш!
Чуваш! Чуваш!
Стрелою меткою стрелка
Цель порази наверняка, -
Вперед! В грядущие века!
Пусть сердце жжет отваги жар,
Бурли, вскипай, что твой котел.
Где плавка золота идет!
Будь, наш язык, как солнце, яр;
Поля родные, лес и дол
Будить давно настал черед!
Пронзи старье – ты сам не стар! –
Стрелой грозы! Еще удар!
Жаль, как змея, - оно падет!
Когда идет громов игра
В громадах темных туч – смотри,
Как полыхает вышина!
Мой край родной, пришла пара,
Пульс новой жизни повтори,
Биенье вольной все сполна
Неистово в себя вбери! [2]
В стихотворении «Отныне» Михаил Сеспель отмечает, что чувашский народ страдает. Он говорит о прошлой истории своего любимого народа. Символы прошлого:
· Слово обледенело (холод);
· Камень в горле (молчать);
· Нет зарницы (темно);
· Смерть над миром (мор);
· Край босиком (нищета);
· Гора страданий (Голгофа, Иисуса Христа);
· Сердце в крови (Сеспель плачет);
· Пес (лишение);
· Чужой забор ( гонение);
· Упаду (смерть);
· Умру, стон, могила (холод).
Символизм Михаила Сеспеля, «холод (начало), холод (конец)».
В произведении «Голодной псалом» посвящено голоду в Среднем Поволжье, например, за два года голода чуваши потеряли более 80 тыс. своих соотечественников, а всего погибло около 5 млн. человек на территории Среднего Поволжья.
Костлявыми руками старый мир
Возвел на крест, распял страну разную,
Сухими острыми зубами голод
Несчастную грызет, грызет, грызет…
Полны страданий избы. Душно тут,
И пахнет потом. Села толпы нищих.
Поля больны, черны, как пепелище.
От засухи они без вспышки мрут.
Наряду с новым социалистическим днем поэт видит голод в Чувашии (1920-1921).
Символизм чувашского голода:
· Костлявая рука;
· Распял страну;
· Голод-зубы;
· Кричит голод;
· Нищие;
· Мрут;
Яков Ухсай (1911-1986 гг.)- поэт «развитого социализма» (расцвет) ,конечно он успел увидеть и «перестройку» М.С.Горбачева. Какой же цивилизационный символизм развитого социализма. М.Сеспель – символизм веры в генезис и расцвет «пашни нового дня» - социализма. Яков Ухсай – «символизм победы» СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945), но наряду с верой в победу социализма у него звучат нотки печали по «чувашским традициям и уходу их из истории».
· Символизм Я.Ухсая «победа и печаль».
· Символизм М.Сеспеля «вера и смерть».
· Символизм Г. Айги «идет поиск веры», « поиск ушедшего».
Чувашская история уходит, забывается и родной язык. Процесс забывания ускоряется (по требованию центра) с 1959-1960 гг. Происходит социалистическая унификация и стандартизация. В произведении «Коврига» Яков Ухсай пишет:
И в знак того, что отчий край
Не позабудешь ты в пути,
Второй, вот этот каравай.
С собою в дорогу захваты,
Возьми его и помни сын:
В нем дух твоей родной земли.
А счешь – придется- не один:
С людьми по - братски раздели
Не забывай язык родной,
Обычаев не забывай
И хлебных крошек, дорогой,
На твердь – дорогу не роняй. [3]
Символизм «развитого социализма» по Якову Ухсаю:
· Помни край (родину);
· Путь (СССР);
· Хлеб (сытость);
· Сын ( память – будущее);
· Земля (вера);
· По – братски раздели (социализм, коммунизм);
· Язык родной (Чувашия);
· Обычаи, родня (чувашский народ);
· Хлеб не роняй (экономия).
Попробуем их сопоставить:
· Родина – экономия;
· Обычаи – путь (СССР);
· Сытость – народ;
· Хлеб – земля – социализм.
Осталось вера (по Якову Ухсаю).
· Язык родной;
· Обычаи родные;
· По – братски надо жить.
Можно проследить символизм социализма.
1. 2. 3. 4. 5. | Генезис социалистической цивилизации по М.Сеспелю | Расцвет цивилизации по Я.Ухсаю | Распад цивилизации по Г.Айги |
Борьба Голод Смерть Мрет народ Вера | Родной язык Обычаи Братство Дружба Вера | Лужайка страна Сердца-дети Береза-цветы Нищие Безмолвные Молчанье Страданье Вера в мир чистоты [4] |
1. Генезис социалистической цивилизации:
· Борьба;
· Вера.
2. Расцвет цивилизации («развитой социализм»):
· Защита родного языка;
· Защита обычаев народа;
· Вера.
3. Распад цивилизации (СССР):
· Страна;
· Дети-цветы;
· Нищие;
· Безмолвие;
· Вера в мир чистоты (нового).
Что их объединяет?
· Вера в мир, чистоты и добра;
· Вела в справедливость.
Выводы
Михаил Сеспель умер 15 июня 1922 года на Украине. Яков Ухсай умер 1986 году в г.Чебоксары, репрессированным. Геннадий Айги умер 21 февраля 2006 года. Он для Чувашии был всегда непонятен и в систему он не верил, искал «мир чистоты».
Для нас М.Сеспель, Я.Ухсай остались символами социалистической цивилизации, а Г.Айги видел в социализме « безмолвных, страдающих, духовно нищих». Если М.Сеспель, Я.Ухсай вписывались в систему, то Г.Айги метался, искал выход из системы, искал «мир чистоты».
Литература
1.Чувашская литература: Хрестоматия для Χ кл.– Чебоксары, 2007. – С. 191-193.
2.Чувашская литература: Хрестоматия для Χ кл.– Чебоксары, 2007. - С. 193.
3.Ухсай Я. Избранные произведения. В 2-х т. Т1, - М., 1983. – С. 21.
4.Чувашская литература : Хрестоматия для ΧΙ кл. – Чебоксары, 2007. - С. 265.
Комментариев нет:
Отправить комментарий