Страницы

15 марта 2011

АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ – ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ ДРЕВНЕЧУВАШСКОЙ (ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ – ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ ДРЕВНЕЧУВАШСКОЙ (ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

Мы предлагаем рассматривать историю чувашского народа в цивилизационном русле. Теоретиками такого подхода являлись: Н.Я. Данилевский, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер, С.П. Хантингтон и др.

В условиях Среднего Поволжья цивилизационный подход в изучении народов предложили русский профессор И.Н. Смирнов (1856-1904), а в 60-е гг. И. Д. Кузнецов в контексте «цивилизация Чувашии», который рассматривал «цивилизацию Чувашии» в процессе становления «коммунистической цивилизации».

Теоретик культурно-исторического типа Н.Я. Данилевский упор в своих работах делал на самобытность православной России. В.В. Ильин, А.С. Ахиезер главным стержнем российской цивилизации считали православие.

Исследователи отмечали, что со стороны объективной, фактической русскому и большинству прочих славянских народов достался исторический жребий быть вместе с греками главными хранителями живого предания религиозной истины православия и, таким образом, быть продолжателями великого дела, вы­павшего на долю Израиля и Византии, быть народами богоизбранными. Со стороны субъективной, психической русские и прочие славяне одарены жаждою религиозной истины, что подтверждается как нормальными проявлениями, так и самыми искажениями этого духовного стремления.

Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» [1] писал, что религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни и в ней заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей; и поистине нельзя не удивляться невежеству и дерзости тех, которые могли утверждать (в угоду своим фантазиям) религиозный индифферентизм русского народа.

В.В. Ильин, А.С. Ахиезер, О.А. Платонов, М.П. Мчедлов, В.В. Викторов и др. обращали серьезное внимание на православную душу российской цивилизации. М.П. Мчедлов в своей работе «Российская цивилизация» отмечал, что историческое событие – крещение Руси великим князем Владимиром, и христианство в его греко-восточной форме было принято на государственном уровне. Ду­ховное поле православия, начиная от Киева и Новго­рода, расширялось постепенно, втягивая в свою орбиту, прежде всего немногочисленные в ту пору городки. Здесь возникали первые культовые сооружения — церкви, монастыри, часовни, которые становились проводниками христианской цивилизации. Но бытовав­шие языческие верования не могли быть сразу вытеснены христианством; проходил процесс ассимиляция разных культовых наслоений при сохранении многих народных традиций, например, празднований прихода весны, сбора урожая, старинные свадебные обряды и т. д. В то же время неуклонно шло упрочение позиций православной культуры [2].

М.П. Мчедлов в главе «Религиозные отношения и роль православия в становлении российской цивилизации» писал о роли православия и ислама. Так он отмечал, что многоконфессиональная структура современной России сложилась в результате исторически длитель­ного и сложного процесса, который не завершен и сегодня. Основными источниками роста конфессио­нального разнообразия России были, во-первых, при­соединение к ее составу путем мирной колонизации, добровольно или военной экспансии новых этноконфессиональных общностей, новых областей, включая Сибирь и Дальний Восток, Среднюю Азию, Кавказ и Польшу; во-вторых, свободная иммиграция в страну торговцев, ученых, мастеров, преимущественно из Европы в царский период российской истории, а так­же современная волна иностранных проповедников; в-третьих, образование новых конфессий в разные исто­рические периоды в результате расколов или объеди­нений. В одних случаях конфессия отождествлялась с конкретной этнической культурой (например, бурят — буддист, поляк — католик и т. д.) или группой таких культур (например, народы Средней Азии, Кавказа, части Поволжья — мусульмане), в других случаях не­сколько конфессий представляли одну этническую культуру (например, старообрядцы и Русская право­славная церковь). Объективной предпосылкой станов­ления поликонфессиональности российской цивилиза­ции явилось то, что Россия исторически является крупнейшим в мире многонациональным государством, в котором живет более ста народов [3].

Автор считал, что в древнерусский период на территории современной России ислам существовал в качестве государственной религии в трех государствах: Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве. В состав России мусульманское Поволжье было включено в XVI в. в результате завоевательных походов Ивана Грозного. Почему же на этом этапе формирования поликонфессиональности утверждается религиозный плюрализм, ставший отличительной особенностью российской цивилизации.

Уже в период Киевской Руси в Киеве существовала еврейская община, члены которой исповедовали иудаизм. Количество иудеев в России возрастало по мере присоединения к ней территорий Украины, Белоруссии, Польши и Прибалтики.

Мы знаем, что христианство принималось среди болгар еще в 619, 682 гг.

- 619 г. – приняли христианство в Константинополе Орган и Кубрат. Жена Кубрата Евдокия была христианкой.

- 682 г. – принял христианство в Агвании царь Суварии Алп-Илитвер. Жена царя была христианской.

- 922 г. – часть болгаро-суварской аристократии Волжско-Камской Болгарии приняла ислам от Арабского халифата.

Под древнеболгарской (древнечувашской) цивилизацией мы подразумеваем Волжско-Камскую Болгарию (IX век- - 1236 г.). Процесс ее трансформации, а затем смены цивилизации ускорился после разгрома Волжско-Камской Болгарии монголо-татарами в 1236 г.

Древнеболгарская душа (общество) изначально была расколота.

1) Раскол начался с частичного принятия болгар и сувар на Северном Кавказе:

- христианства;

- зороастризма;

- ислама (с 640 г.);

- часть осталась в язычестве (народной религии).

2) Раскол (по А. Дж. Тойнби) сохранялся среди «белых болгар» в Волжско-Камской Болгарии:

- мусульмане (с 922 г.);

- христиане (с 619, 682 гг.);

- язычники – этническая религия (до I в. н.э.);

- зороастрийцы (с Северного Кавказа).

Почему убили болгаро-мусульмане болгарина-христианина?

Казнили (убили) Авраама Болгарского в 1229 г. Перед монголо-татарским нашествием (1236 г.).

1) Территория казни – г. Болгар (столица Волжско-Камской Болгарии в 1229 г.).

· Причины казни:

- попытка болгар-мусульман объединить общество перед монголо-татарским нашествием;

- обвинение в шпионаже в пользу русских.

· Методы казни:

- Был обезглавлен (убит по мусульманским традициям).

· Последствия:

- в 1547 г. Русской православной церковью причислен к лику святых;

- углубление раскола в болгарском обществе перед монголо-татарским нашествием.

2) Этническая принадлежность – волжский болгарин.

3) Религиозная принадлежность – христианин (православный).

В наше время в Интернете существуют сайты, посвященные Свято-Авраамской церкви (г. Болгар), где размещены материалы о святом Аврааме. На одном из них пишется: днесь, благовернии людие, сошедшеся, восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия: сей бо, укрепляем силою Божиею, душу свою положи за Христа, много пострадав от зловерных болгар. Сего ради от Господа венец прият, и ныне предстоит Ему и молится о граде сем и о всех нас, чтущих память его.

Житие святого мученика Авраамия Болгарского.

Святой мученик Авраамий Болгарский один из 13 святых канонизированных в домонгольский период, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви. Сведений о его жизни очень мало. Несколько скупых слов летописца - вот и все, чем мы располагаем.

Святой источник

Святой Авраамий принял страдальческий венец, обагрив своей кровью землю у колодца, от воды которого начали происходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление, был мусульманин.

Одна часть татарских исследователей отмечает, что казнь болгарами-мусульманами в 1229 г. Святого христианского болгарина Авраамия привело к углублению раскола в Волжско-Камской Болгарии. Другая часть считает, что не было необходимости его казнить. Третьи – наоборот, настаивают на справедливости его казни. Четвертые считают, что Авраамий был канонизирован русской православной церковью перед разгромом Казанского ханства, чтобы усилить влияние христианства среди чувашей.

Как известно, большую часть населения (до 70%) составляли «инородцы» (марийцы, чуваши и др.). Татарского населения в Казании было до 30%. Главной причиной канонизации Авраамия Болгарского в 1547 г. было стремление вовлечь чувашей в лоно христианства еще до их вхождения в состав Российской цивилизации. Необходимо учитывать, что в 1546 г. начинается национально-освободительная война Чувашии против Казанского ханства.

В начале XXI в. к губернатору Владимирской области мною было направлено обращение по поводу перемещения мощей Авраамия в г. Чебоксары (Чувашию), на что зав.главы области ответил, что мощи Святого при советском строе были уничтожены и сохранилась только его рука. Это письмо храниться в Архиве современной истории г. Чебоксары.

В письме говорилось о необходимости строительства храма в Чувашии в честь Авраама Болгарского. Я обратился к владыке Варнаве с данным посланием, но так ответа и не получил.

Цель моего обращения к Варнаве:

· Перемещение мощей (руки) Авраамия в г. Чебоксары (Чувашию);

· Строительство православного храма в честь Святого, Авраамия Болгарского;

· Название улицы в г. Чебоксары в честь святого.

Не смотря на убийство Авраамия Болгарского христианство среди болгар и «худых болгар» (чувашей) нашло питательную почву после вхождения Чувашии в состав Российского государства. К 60-70-м гг. XIX в. подавляющая часть чувашского населения стала христианской. Просветитель народов Поволжья и Приуралья И.Я. Яковлев продолжил дело Авраамия Болгарского.

Обратимся к таблице и рассмотрим цели этих двух миссионеров:

Авраамий Болгарский

Иван Яковлевич Яковлев

1

миссионер

миссионер - просветитель

2

болгарин

«худоболгарин» (чуваш)

3

проповедовал Библию

издавал и проповедовал Библию

4

благотворительность

распространение образования, знаний, книг

5

купец

дворянин, генерал

6

святой, канонизирован Русской православной церковью

«святой» для чувашского народа

7

казнен в г. Болгар в 1229 г. (В 1230 г. Мощи перевезены во Владимир)

изгнан из г. Симбирска и умер в изгнании в г. Москва 23 октября 1930 г.

Авраамий Болгарский был убит мусульманами, И.Я. Яковлев репрессирован советской властью.

В «Духовном завещании» чувашскому народу И.Я. Яковлев говорит о вере в Бога, он пишет: «крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога», так как вера:

· окрыляет силы ума и сердца;

· дарует внутренний мир;

· утешает и одобряет душу;

· очищает и просветляет ее в счастье и удаче [4].

Проповедь за Авраамия Болгарского:

· благоверные люди;

· восхваление доброго мученика и страдальца;

· укрепление силою Божьей;

· душу положил за Христа;

· много пострадал;

· молиться за него;

· чтить его память.

Можно ли проповедь Авраама Болгарского отнести на И.Я. Яковлева? По нашему мнению, Авраамий и И.Я. Яковлев верой и правдой (словом) служили болгарскому (чувашскому) народу, они оба несли «слово Божие» народу и оба были репрессированы своим народом. И.Я. Яковлев «душу положил за Христа», «много пострадал», «молитесь за него», «чтите его память».

Авраамий Болгарский перед смертью обратился с проповедью к болгарам-мусульманам. И.Я. Яковлев – со своим «Духовным завещанием».

Читая слова этой проповеди, мы можем сказать, что оба православных миссионера могли бы сказать, что «с верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть мздовоздатель за добро и зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный» [5]. Перед казнью Авраамий Болгарский мог сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!». «Обращаюсь к вам, друзья и родичи мои болгары! О вас болел я душой, к вам в этот час обращаются мысли мои, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания». Возможно, 781 год назад Авраамий Болгарский мог сказать бы эти слова, которые бы 80 лет назад повторил И.Я. Яковлев.

Мы можем отметить, что болгары-христиане проживали около 800 лет назад в Волжско-Камской Болгарии, ныне «худоболгары» (чуваши) являются православными христианами.

Авраамий Болгарский и И.Я. Яковлев для чувашей являются лучом света. В проповеди болгарского святого утверждается, что надо молиться за него, надо чтить память его.

Выводы

1) Древнечувашская история богата выдающимися личностями и так же можно было бы канонизировать кагана Кубрата, царя Алп-Илитвера, И.Я. Яковлева.

2) в г. Чебоксары (Чувашской Республике) можно было бы построить православный храм в честь Авраама Болгарского.

3) Деятельность Авраамия необходимо включить в учебные программы по истории и культуре родного края. Художники должны писать картины, посвященные жизни и деятельности болгарского святого.

4) Можно создать рок-оперу «Святой Авраамий Болгарский» по имеющимся стихам, посвященным мученику Авраамию.

Мученику Авраамию

Здесь, в родной стране Болгарской,

В земле древней и святой

Пострадал Угодник Божий,

Быk растерзанный толпой.

Он страдал за слово Божье:

Смерть принял, не отрекся,

Вечность видел чистым взором,

Царство Господа Христа!

Мощи - в храме, дух бессмертный!

У Престола в Небесах,

Бога молит наш заступник,

Проявляясь в чудесах.

Обратим внимание на символизм данного отрывка:

· страна Болгарская;

· земля древняя, святая;

· Угодник Божий;

· растерзан толпой (убит);

· страдал;

· не отрекся;

· вечность;

· чистый взор;

· царство Бога;

· дух бессмертный;

· заступник

Обратим внимание на символизм «Духовного завещания» И. Я. Яковлева:

· родичи мои (страна);

· за вас болел душой (святая земля);

· вера в Бога (Угодник Бога);

· вера окрыляет (не отрекся);

· вера утешает (страдал);

· вера одобряет (вечность);

· вера очищает;

· вера просветляет;

· без веры холодно и мрачно (растерзан толпой);

· с верой в Бога (царство Бога);

· веруйте (дух бессмертный);

· Божий суд (наш заступник).

Сопоставляя деятельность Авраамия Болгарского с «Духовным завещанием» И. Я. Яковлева, мы видим, что слова о Боге и вечности сохраняют «дух бессмертия» у обоих, хотя эти православные миссионеры проживали в разные периоды времени.

Литература

1. Данилевский, Н.Я Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М., 1991. – С. 130.

2. Мчедлов, М.П. Российская цивилизация: учеб. пособие для вузов / М.П. Мчедлов. – М., 2003. – С. 311.

3. Мчедлов, М.П. Там же. – С. 306.

4. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 класса. Чебоксары, 2007. – С. 66.

5. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 класса. Чебоксары, 2007. – С. 66.

Комментариев нет:

Отправить комментарий