Страницы

17 марта 2011

ИСТОРИКИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ О ФЕНОМЕНЕ ВОЛЖСКО – КАМСКОЙ БОЛГАРИИ (ЦИВИЛИЗАЦИИ)

ИСТОРИКИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ О ФЕНОМЕНЕ ВОЛЖСКО – КАМСКОЙ БОЛГАРИИ (ЦИВИЛИЗАЦИИ)

Изучая деятельность историков – регионалистов Среднего Поволжья по различным научным интересам в XXI веке мы можем отметить:

1.      Среднее Поволжье (имеет достаточно подготовленный научный потенциал историков);

2.      В регионе  успешно действует около 100 различных высших учебных заведений, в которых успешно трудятся около 300 исследователей, которые специализируются по различным направлениям истории;

3.      В некоторых республиках действуют отделения Академии Наук Российской Федерации. Наиболее успешно они работают в Башкортостане и Татарстане. Кадры историков готовят в республиках.

 

Мордовия

Марий Эл

Татарстан

Башкортостан

Чувашия

историки

историки

историки

историки

историки

политологи

политологи

политологи

политологи

политологи

социологи

социологи

социологи

социологи

социологи

В Урало - Поволжском регионе имеются свои кадры историков, политологов, социологов, археологов. Наибольшее количество их работают в Татарстане и Башкортостане. Наименьшее в Коми, Чувашии, Марий Эл. Известное изречение «кадры решают все», конечно справедливо и наиболее успешно такие кадры работают в Башкортостане и Татарстане. Весовые категории в республиках, конечно, разные.

4.      В республиках действуют специализированные диссертационные советы (региональные) по «отечественной истории» 07.00.02. С учетом резкой политизации истории (и историков) в условиях перестройки и демократизации, активность исторических школ в регионе возросла в 20-30 раз. Это и количество подготовленных кадров и количество выпускаемой литературы по истории, политологии, социологии и археологии. Побеждают в этой борьбе, конечно не секрет, историки из Татарстана и Башкортостана.

По многим показателям чувашская историческая школа уступает татарской и башкирской.

Наиболее активно с 50-60 гг. XX века исследуются проблемы:

·        Археологии региона;

·        Этногенеза народов региона;

·        Истории Волжско – Камской Болгарии.

За последние 20-30 лет в регионе в среднем издавалось в год около 200 различных монографий, книг, учебных пособий по истории народов Среднего Поволжья. Таким образом, за 30 последних лет было создано около 6 тысяч специализированной исторической литературы. Наиболее активно издавали научную литературу исследователи: С.Х. Алишев, Р.Г. Абдулатипов, В.К. Абрамов, Р.А. Агеева, Г.А. Архипов, Г.А. Ахмаров, Р.Х. Бариев, В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова, Н.Н. Крадин, Н.И. Воробьев, Р.Д. Голдина, П.В. Денисов, В.Д. Димитриев, В.Л. Егоров, В.П. Иванов, Е.П. Казаков, К.И. Козлова, И.Р. Тагиров, Э.Р. Тагиров, Р.Г. Фахрутдинов, Р.Ш. Якубов, Р.Г. Кузеев и др.

К сожалению, некоторые ведущие историки региона за последние годы ушли в мир иной. Жизнь как и история сложная штука.

Наиболее активно исследуют процессы этногенеза и истории, из чувашских ученных В.Д. Димитриев, Г.И. Тафаев, В.П. Иванов, татарских Р.Г. Фахрутдинов, Ф.Ш. Хузин, братья Тагировы, С.Х. Алишев, М.З.Закиев и др.

В Мордовии активно работает А.В. Заварюхин, в Марий Эл А.Г. Иванов, К.Н. Сануков, Г.А. Айплатов.

За последние 15-20 лет в регионе среди историков сложилась определенная социализация. Наибольшее количество научной и художественной литературы издаётся по истории Волжско – Камской Болгарии. Наблюдается резкий патриотический интерес среди населения (чуваш, татар, удмуртов, мордвы) к феномену болгарской цивилизации. Как известно, русский профессор И.Н. Смирнов (1856-1904) ввел понятие «болгарская цивилизация» применительно к Волжской Болгарии.

Мы предлагаем проанализировать позиции А.Х. Халикова [1], Р.Г. Фахрутдинова [2], Э.Р. Тагирова [3], Р.Х. Бариева, А.А. Хабибуллина по истории и культуре Волжско - Камской Болгарии.

 

Проблема

 

Феномен

 

Ф.И.О.

 

 

История и культура Волжско – Камской Болгарии

 

 

 

 

 

 

 

Болгарский феномен

 

 

 

 

 

А.Х. Халиков

Р.Г. Фахрутдинов

 

Э.Р. Тагиров

Р.Х. Бариев

А.А. Хабибуллин

 

 

 

Болгарская цивилизация

И.Н.Смирнов

В.Д.Димитриев

Г.И.Тафаев

 

А.Х. Халиков в научнойой работе о проблеме пишет, что на протяжении веков эта сложная проблема вызы­вала интерес не только у ученых, но и у самых широких слоев народа. Уже в таком раннем сочинении историко-летописного характера, как «Казанская история», со­ставленном как панегирик завоеванию Казани в 1552 г., обращается внимание на покорение региона бывшей Булгарии — будущего Татарстана — монгола­ми или татарами. В булгаро-татарских народных пове­ствованиях типа исторических сказаний, байтов, преда­ний монгольское завоевание Булгарии почти всегда вызывает резкое осуждение, но созданная в результате завоевания страна, известная тогда под именем «Дешт-и Кыпчак», а позднее получившая название Золотая Ор­да, история монгольских и ордынских ханов нередко принимают и положительную окраску. Примечательно в связи с этим определение Орды как Золотого престола (Алтын тэхет), идеализация не только Тимура, но и Чингисхана и др.                

Далее он замечает, что Н.   Ф.   Калинину   принадлежит   также   инициатива сплошного археолгического обследования территории современного Татарстана, осуществленного под его руководством в 1945-1949 гг. и продолженного его учениками В.Ф. Генингом, А.X. Халиковым, Т. А. Хлебниковой и др. в последующие годы. В результате только на территории Татарстана выявлено несколько сотен булгарских памятников золотоордынского периода, что да­ло реальную основу для более углубленного изучения истории Булгарии этого времени. Один из продолжа­телей этого дела Р. Г. Фахрутдииов на основе картогра­фирования таких памятников составил примерную схе­му территории Булгарии в золотоордынское время и показал ее динамику.

Значительную часть этих памятников составили кла­ды булгаро-татарских монет XIIIXIV вв., изучение которых было начато еще академиком X. Д. Френом, а в последующем очень активно продолжено А. Б. Була­товым, С. А. Яниной, Г. А. Федоровым-Давыдовым и особенно А. Г. Мухатгаадиевым.

Еще в предвоенные годы казанско-татарская обще­ственность в лице одного из крупнейших литераторов и историков Н. Исанбета обратила внимание на весьма слабое использование в изучении истории и культуры предков татарского народа исторических преданий и байтов. С этой целью была предложена публикация на страницах литературного журнала булгаро-кыпчакского эпоса «Идегей». Однако эта публикация вызвала шови­нистический угар в московских верхах, в результате че­го 9 августа 1944 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) об ошибках в идеологической деятельности Татарского обкома ВКП(б). Постановление это, хотя и резко ограничивало возможность комплексного и рас­ширенного изучения проблем, связанных с историей мон­гольского нашествия и послемонгольских государств на территории СССР, тем не менее подтолкнуло к активи­зации изучения вопросов этнической истории, особенно татарского и связанных с ним народов, и собственно Золотой Орды.

Одним из первых шагов в этом направлении следует считать проведение в 1946 г. в Москве научной сессии Академии наук, посвященной этногенезу казанских та­тар.[4]

Известно, что после этих событий татаро – ордынская история пошла по пути болгаро – татарского этногенеза, а болгаро – чувашская история стала задвигаться на задворки истории. Как утверждает один молодой чувашский историк « у чуваш цивилизации не было, цивилизацию имели русские и татары». Другой чувашский доктор исторических наук заявил в 2004 году, что «болгары сами по себе, чуваши сами по себе, чуваши отношения к болгарам не имеют».

Отказ от болгарского наследия характерен и среди искусствоведов. Например, в 2008 году на конференции один чувашский искусствовед заявил, что « Н.И. Ашмарин, И.Д. Кузнецов, П.В. Денисов, Г.И. Комиссаров, В.Ф. Каховский для него не авторитеты. Чувашскую историю надо писать заново, а не опираться на наследие предыдущих чувашских историков, нет смысла».

Все перчисленные высказывания относятся к чувашским исследователям, которые пытаются диктовать свои антиболгарские взгляды:

1.      У чуваш не было цивилизации;Чуваши не болгары;

2.      Чувашские историки не авторитеты.

Мы знаем их на лицо, но исправить ими тиражируемое античувашские исследования по этногенезу, историкам крайне сложно.

Следует сказать, что в отличие от чувашского научного мира татарские исследователи стоят горой друг за друга. Особенность татарского ученого мира – это цитирование различных суждений своих коллег в монографиях, учебниках, пособиях. Этнополитическая, этноисторическая дружба и культура доминируют в татарском ученом ( творческом) содружестве.

г. Таяба

 
А.Х. Халиков о сопротивлении булгар монгольскому нашествию пишет, что драматическим событиям монгольского нашествия на Булгарию посвя­тили страницы своих сочинений вид­ные историки как XIX (И. Н. Березин, А. Ф. Лихачев, Ш. Марджани, С. М. Шпилевский), так в XX веке (А. П. Смирнов, X. Г. Гимади, Л. В. Черепнин и др.) веков, в том числе и зарубежные (работы Б. Шпулера, Р. Груссе и др.). Имеются и несколько сводных работ, посвященных монгольским завоеваниям в Азии и Евро­пе, среди которых еще раз отметим книгу «Татаро-мон­голы в Азии и Европе», опубликованную в 1970 г., а так­же сборник «Волжская Булгария и монгольское нашест­вие», опубликованный в Казани в 1988 г. В последнем сборнике проблема рассмотрена рядом авторов в сквоз­ном плане. Опираясь на эти исследования, мы и предла­гаем свою интерпретацию интересующей нас темы.[5]

Булгары, как известно, были самым тесным образом связаны с народами Востока, как Ближнего, так и Дальнего, и особенно Средней Азии. Между ними по­стоянно ходили караваны, в Булгаре учились выходцы из Средней Азии и арабо-персидского мира, как и на­оборот, заключались матрилокальные браки и т. п. По­этому булгары были весьма информированы о положе­нии на Востоке и эта информация, очевидно, достигала Булгарию достаточно оперативно. Поэтому, когда в 1219—1220 гг. монголы обрушились на крупнейшие государства.

Настойчивость булгар в заключении мира очевидна, как очевидно и их стремление достичь этот мир любыми средствами. Обес­печив такими трудными усилиями себе мир со стороны русских княжеств, булгары начали готовиться к схват­ке с монголами, которые в 1221 г. взятием и разруше­нием Хорезма уже завершили завоевание Средней Азии и Ирана.

В 1222—1223 гг. войска монгол, в это время уже име­новавшихся татарами, под руководством трех полковод­цев — Джэбэ, Субедея и Тугачара, т. е. тремя туменами (30 тысяч воинов), завоевали Азербайджан, Армению и Грузию. Весной 1223 г. они прорвались через Дербент в степи Предкавказья, Нижней Волги и Азово-Причерноморья к своим основным врагам — кочевникам-полов­цам. Возможно, монгольских войск было не три, а пять туменов. Как отмечает В. Н. Татищев, в составе войск, прорвавшихся в половецкие степи, были, кроме упомя­нутых полководцев, еще и старший сын Чингисхана, отец Батыя Джучи (по Татищеву Тасхуе) и князь Ковгадж. Таким образом, войско монгол могло состоять из 50 тысяч воинов.

Половцы, объединившись с русскими князьями, со­брали войско более чем в 100 тысяч воинов. 21 мая 1223 г. это объединенное русско-половецкое войско было разгромлено монголами в битве на Калке недалеко от Азовского моря. Л. В. Черепнин отмечает, что «потери в битве на Калке были для Руси очень тяжелые. Было убито шесть князей». По летописным данным, из простых воинов вернулся лишь каждый десятый; число одних убитых киевлян достигало 10 тысяч. После этой внуши­тельной победы почти все лето монголы грабили поло­вецкую степь, крымские, южно-русские и саксинские (нижневолжские) земли.

К осени 1223 г. отягощенное награбленным огромное монгольское войско повернуло к цветущей Булгарии, рассчитывая, очевидно, здесь на зимовку. Но их ждал жестокий разгром. Монгольская армия, насчитывавшая более 30 тысяч закаленных во многих битвах воинов, перешла Итиль-Волгу и вступила на территорию Бул­гарии. Но, «когда жители Булгара услышали о прибли­жении их к ним, — как сообщает Ибн ал-Асир — они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них, встретились с ними, и зама­нив их до тех пор, пока они  зашли на место засад, на­пали на них с тыла, так что они остались в середине;рубил их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отпра­вились они в Саксин, возвращаясь к своему царю Чин­гисхану, и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю». Войсками бул­гар, очевидно, руководил правивший в это время в Булгаре Ильгам хан, умело организовавший все сра­жение и одержавший победу.[6]

При исследовании истории Волжско – Камской Болгарии (Булгарии) татарский ученый Р.Г. Фахрутдинов обращает внимание на развитие народов болгар, сувар, биляр. Большое внимание автор уделяет культуре и просвещению (исламской), развитие ремесла.

О развитие городов он пишет, что первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов совпадает с пе­риодом принятия ислама. Это не случайное совпадение, а за­кономерный исторический процесс. Именно с возникновением и ростом городов, с развитием городской культуры связано распространение крупнейших религий мира, в том числе и ис­лама. Так было и в Волжской Булгарии. С появлением первых городов в этом государстве началась также чеканка собствен­ных, булгарских серебряных монет-диргемов.

Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских горо­да— Булгар и Сувар, притом они часто фигурируют рядом, как бы дополняя друг друга. Да и историческая судьба их оказалась очень близкой, особенно в XXI веках. Теперь обратимся к наиболее известным из этих источников, располагая их снова в хронологическом порядке. Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи, которого мы уже начали было цитировать в предыдущем параграфе: «Бул­гаримя страны, жители которой исповедуют ислам.[7]

Далее татарский исследователь указывает, что первый из них посетил Бул­гар в 1145 году, однако его мемуары не сохранились до на­ших дней, хотя некоторые отрывки из них приводит дорево­люционный татарский историк М. Рамзи в своей книге о Казани, Булгаре и татарских государствах: «Их (булгар) строения похожи на строения Рума (Византии). Они большой народ, их город называется Булгар. Это очень большой го­род».

Данные ал-Гарнати о городе Булгаре довольно кратки, но они весьма ценны, т. к. свидетельствуют о том, какой внешний вид имел город в те времена: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В вос­точной географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источ­никах также говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло 20 дней пути.

В русских летописях, отражающих события домонгольского периода, название Булгара в качестве города отсутствует (на­звание «Великие Болгары» впервые появляется в конце XIV в.— эб этом будет рассказано в разделе о Золотой Орде). Термин же «Болгары» для до золотоордынского времени применен для обозначения в целом булгарской земли. Однако принято отож­дествлять ранний Булгар с летописным Бряхимовым, упомяну­тым под 1164 годом в связи с походом великого князя Северо-Восточной Руси на Волжскую Булгарию. Следовательно, Булгар в это время был еще столицей. Таковой он оставался даже в первой половине XII столетия; во всяком случае, ал-Джавалики и ал-Гарнати знают его в качестве главного города страны, в котором они и остановились.

Другим крупным булгарским городом, вошедшим в исто­рию, был Сувар. Основные сведения об этих двух городах нам уже с вами известны. Не менее интересными являются источ­ники другого характера—материалы нумизматики, т. е. древ­ние монеты. Известно, что в период правления Саманидов в Средней Азии (IXX века) в торговом обороте между Европой и Азией большую роль сыграли арабские диргемы—серебря­ные куфические монеты. Начиная с 20-х годов X века булгары начали чеканить монеты в подражание саманидским от имени своих правителей, но указывая там годы и названия городов Средней Азии. Так, известны монеты булгарского князя (эль-тебера) Микаила ибн-Джафара, на которых указаны названия городов Самарканда, Шаша (Ташкент), а также иранских Балха и Нисабура. Но вскоре в Булгарии началась массовая чеканка собственных монет с указанием своих городов. Известны, на­пример, монеты 931, 948—959 годов, чеканенные от имен Насыра ибн-Ахмеда и Талиба. Сын последнего Мумин, правивший позднее, чеканил одновременно монеты и в Суваре, и в Булгаре – известны его монеты 976 года. Однако после этого (до 980 года) монеты чеканились лишь в Булгаре от имени другого Мумина – Ибн-Хасана. Это свидетельствует о том, что Сувар к этому времени уже потерял былую политическую силу и полностью подчинился Булгару – политическому центру страны. Следует также сказать, что география распространения булгарских монет была весьма широка. В составе богатых кладов они обнаружены в различное время в Верхнем Поволжье, новгородской и псковской землях, В Прибалтике, скандинавских странах и даже в Дании. ( Монета, найденная в Дании, чеканена в Суваре).

В  XI веке Сувар упоминается в двух известных источниках. Крупнейший среднеазиатский тюркский филолог и географ Махмуд Кашгари на своей «Карте мира» отметил также булгарские города Булагар и Сувар, однако ошибочно отождествлял последний с Саксином у Каспийского моря – он перепутал их, ибо сам не был в этих городах. А вот сведения другого автора, ал-Марвази, весьма ценны: « У них (булгар) два города, один из них называется Сувар, а другой называется Булгар; между двумя городами пространство пути в два дня по берегу реки в очень густых зарослях, в которых он укрепляются против врагов». Это сообщение удивительно точно отражает современную топографию расположения Булгарского и Суварского городищ – остатков двух названных городов.

О Биляре (Пюлере) исследователь отмечает, что  первое его упо­минание под |164 годом далеко не случайное. Именно в это время обостряется международная обстановка—начинается це­лая серия походов с запада, связанных с деятельностью свое­нравного и жестокого князя Андрея Боголюбского.

Андрей Боголюбский — князь Владимиро-Суздальский, великий князь Северо-Восточной Руси (1157—1174), сын Юрия Долгорукого, отличался своей воинственностью и жестокостью и в самой Руси, организовывал походы против русских городов; в 1169 году, на­пример, завоевал Киев. Убит в 1174 году в результате боярского заговора: руководителями восстания были кучковичи—сыновья бо­ярина Кучки, которого в свое время предал смерти отец Андрея Юрий Долгорукий. В заговоре против Боголюбского участвовала и его жена — булгарка по происхождению, которая, по сообщению Тверской летописи, хранила месть мужу за то, что тот «много воева болгарскую землю, и сына посыла, и много зла учини болгарам».

Крайне опасными стали берега Волги и Камы, по которым и совершались походы. Столица, бывшая до этого в Булгаре на пересечении этих двух рек, переносится в глубь страны, в отдаленный, более спокойный район Черемшана. Впрочем, об этом событии каких-нибудь сообщений нет ни в одном источ­нике. Это просто предположение, исходя из того, что в историю Волжской Булгарии с этого периода входит новый город с на­званием «Великий», как бы олицетворяющий значение столицы.

После описанных событий Великий город еще несколько раз упоминается в русских летописях: при рассказе о походе князя Святослава в 1220 году на булгарский город Ошель, о первом разведывательном походе монголов на Булгарию в 1232 году и, наконец, при описании похода всей монгольской армии на Волжскую Булгарию в 1236 году, когда был взят «славный великий город болгарский». Город был тогда разрушен, но не прекратил своего существования. Однако он уже потерял свою былую мощь, хотя, подобно некоторым восстановленным го­родам в период Золотой Орды, являлся одним из центров че­канки джучидских монет. Последние монеты из района Билярска, т. е. из Билярского городища и его окрестностей, относятся, например, к 1431 году.

Намного позднее, уже через сто лет после покорения Казан­ского ханства, на месте древнего Биляра поселились русские стрельцы. Возникло русское селение, названное Билярском в честь древнего города. Это село существует и поныне, занимая часть древнего городища в современном Алексеевском районе нашей республики.

Археологическими наблюдениями и разведками конца XVIII и начала XIX веков на территории Билярского городища были зафиксированы развалины древних архитектурных памятников. [8]

Грамоте обучались в мектебе (начальные школы) и медресе средние школы). О грамотности не только среди аристократии, но и простолюдинов, в том числе и ремесленников, свидетельствуют надписи на найденных украшениях и керамических сосудах. Принятие арабской письменности способствовало установлению тесных культурных связей с Востоком, развитию у булгар литературы, просвещения и разных наук.

 

Следует отметить следущее:

1.      На территории Горной Чувашии существовали четыре крупных города.

а) Ошел, который был уничтожен в 1220 году рускими военными отрядами. В чувашских легендах город называется Хулаш ( город по – чувашски).

б) Таяба, городище существовало с X  по конец XIV века. В годы Золотой Орды был разгромлен чувашами.

в) Тигашево (Тигашевское городище – торгово-языческое поселение) располагалось на реке Була. Население – болгары-язычники. По мере вырубки болгарами леса, пророставшая по берегам реки Була река обмелела и потеряла свое торговое значение.

г) Веда – Сувар. Археологи В.Ф. Каховский и историк В.Д. Димитриев доказали, что Веда –Сувар возник в 30-40 гг. XIII века. Болгары в ходе разгрома Волжско – Камской Болгарии вынуждены были бежать в густые леса Горной Болгарии. Вероятнее всего болгарское поселение было основано в этом месте в 922-930 гг. Часть болгаров-язычников уходила от исламизации в эти места и далее по Волге и Верхнему Сувару (Чул Хула), Нижнему Новгороду. Известно, что до 1221 года на месте Нижнего Новгорода было болгаро-мордовское военно-торговое поселение.

Таким образом, Горная Болгария была заселена болгарами с X века, а городища функционировали с 30-40 гг. X века.

О  торговых связях болгар ученый Р.Г.Фахрктдинов отмечает, что Волжская Булгария имела тесные экономические и полити­ческие связи со многими странами и народами тогдашнего средневекового мира. Почти все географы и путешественники XXII веков, что-либо писавшие об этой стране, прежде всего отмечают ее широкие торговые контакты. Обширной была гео­графия этого международного товарообмена. С юга и восто­ка—это Хазария, Кавказ, Средняя Азия, Персия, даже Север­ная Индия, с севера и запада—северные племена, Русь, Прибал­тика, скандинавские страны, Византия.

Для того чтобы лучше представить себе ассортимент това­ров, вывозимых из Булгарии или ввозимых туда, а также куда и откуда они идут, обратимся к двум представителям классичес­кой школы арабской географии X века. Один из них — основа­тель этой школы, уже известный нам ал-Балхи: «То, что вы­возят из Хазарии, как-то: мед, воск, привозится к ним из земли русое и болгар. Таким же образом меха бобровые, вывозимые [из Хазарии] в различные страны, находят только в тех реках, которые текут в странах Болгара, Руси и Куяба, и, кроме того, их нигде не найдешь, сколько мне известно». Другой — ал-Мукад-даси, последний представитель названной школы, автор конца X века. Немецкий востоковед прошлого столетия А. Шпренгер назвал его «величайшим географом, когда-либо существовав­шим». В результате долгих путешествий и большой литератур­но-картографической работы он создал в 985 году свой огром­ный труд под названием «Лучшее разделение для познания кли­матов». У него имеется полный перечень товаров, вывозимых из Булгарии в Хорезм — один из крупных центров средневеко­вой цивилизации в Средней Азии—и через него далее на Вос­ток: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии». [9]

Исследователь Р.Х. Бариев в своей работе опирается на позицию Л.Н. Гумилева (теория пассионарности).

 

Р.Х. Бариев пытается объединить историю Булгарии и Дешт-и-Кипчак.

Используя теорию Л.Н. Гумилева автор назвал:

1.      Истоки;

2.      Начало;

3.      Подъем;

4.      Зрелость.

        Под началом он подразумевает «далекие предки болгар» и «Волжскую Болгарию», под подъемом «Булгарию и Золотую Орду», а зрелость относит к Казанской Булгарии.

Параграф назван «Казанская Булгария: история и культура». [10]

Как и многие вторы (татарские) он делает упор на исламскую

культуру болгар и татар. Р.Х. Бариев об исламизации болгар замечает, что в ХIII вв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают «предания старины глубокой», пишут историю булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман (1058/59-1164), написавший «Ис­торию Булгарии». Эту книгу упоминает в своем сочинении Абу Хамид ал-Гарнати, который дает ей высокую оценку и приводит из нее отдельные отрыв­ки. Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности, им было известно имя Александра (Искандера) Македонского. С высокой сте­пенью достоверности можно сказать, что в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые писали деяния не только правящих в то время эмиров, но и их предков, ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в тради­ции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена.

Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толко­вания Корана. Уже в X в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их по­нимании писали Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари. Многие богословские и философские проблемы нашли от­ражение в таких сочинениях, как «Полезные сущности» и «Всеобъемлющий» Ходжи Ахмеда ал-Булгари, «Трактат» Бурхан-ад-дина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские про­поведники ислама оттачивали свое мастерство богословов не только среди единомышленников в странах Востока, но и практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские подвижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Не только богосло­вы, но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты на арабском языке, на языке науки исламского мира. Есть все основания наде­яться, что нас еще ждут значительные открытия трудов булгарских ученых в архивах и хранилищах книг в странах Ближнего и Среднего Востока.

Те войны, которые пронеслись по Булгарии огненным смерчем в XIII и XVI веках, уничтожили прежде всего такие культурные достижения булгар, как книги, написанные на бумаге иногда в нескольких экземплярах, архивы эмиров и ханов, а также летописи, которые велись при них. Горели деревянные города - горели и книги. К сожалению, у булгарских мусульман не было даже ничего похожего на русские православные монастыри, где велись бы летописи и хранились книги. Этим объясняется малочисленность и отрывочность дохо­дящих до нас образцов литературных памятников булгар. [11]

Мы считаем, такое сочетание связано с тем, что большинство болгарского населения (до 90-95 %) оставалось в язычестве (этнической религии). Только незначительная часть населения исповедовала ислам. Примерно половина болгарской аристократии была сторонницей языческих традиций. Болгарские купцы в большой массе были мусульманами. Торговые сделки у купцов в большей мере происходили в исламских государствах. Р.Х. Бариев обращает внимание читателя на булгаро-татарский язык. Он пишет, о «близости волжско-булгарского языка к другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому), - пишет Г.М.Давлетшин, что дало возможность взаимно обмениваться литературными достижениями».

Вновь идет искажение истории:  « волжско-булгарский (чувашский)» язык относят к кипчакскому-огузскому (носители Z-языка). Такое утверждение конечно не верное.

           Арабских, персидских и тюркских авторов  особенно интересовали булгары как тюркский народ мусульманского исповедания, занимающий земли далеко на севере рядом с русскими. Немало внимания уделил булгарам в своем «Словаре тюркских наречий» уйгурский ученый-филолог XI в. Махмуд Кашга­ри. Вопрос о принадлежности булгар к той или иной группе народов и соответ­ственно булгарского языка имеет важное значение для характеристики их этноноосферы.

У Махмуда Кашгари не было никаких сомнений, что булгары - тюрки. Он писал: «Булгар - один из прекраснейших тюркских городов. Рассматри­вая тюркские языки, он отметил: «Языки киргизов, кипчаков, огузов, тухси, ягма, чигил, играк, ярук - только тюркские. Языки ямаков, башкир к ним близки. Расположенных до Византии языки булгар, сувар и печенегов - тюркские с укороченным окончанием». Ученый указал и языки народов, живущих рядом с тюрками: ябаку, татар, басмил. Он отметил, что у них свой присущий им язык. Перечисление степных народов М.Кашгари начинает от Византии и заканчивает у границ Китая: печенеги, кипчаки, огузы, ямаки, башкиры, басмилы, кай, ябаку, татары, киргизы. Данное обстоятельство говорит о том, что этноноосфера булгар входила в общую этноноосферу единого тюркского мира на основе мусульманской веры. Однако не все тюрки входили в мусульманский мир. Тюркские кочевые племена, которые имели свои кочевья на юго-восток и юго-запад от Булгарии, были язычниками, а некоторые из них, особенно нахо­дящиеся в поле влияния этноноосферы православных византийцев и русских, принимали христианство и входили в противоречие с мусульманской Булгарией. [12]

Он приводит пример Махмуда  Кашгари «языки булгар, сувар и печенегов – тюркские с укоренным окончанием».

Языковеды отмечают, что гунны, печенеги, богары, сувары, хазары были носителями R-языка, а таторо-кыпчаки носителями Z-языка.

Подчеркнем, что болгары, сувары, хазары никакого отношения к татаро-кыпчакам не имеют. Да, они тюрки, но разные народы. Нельзя отождествлять поляков и русских – они разные народы (их истоки разные).

А.Х. Бариев упорно отрицает болгарское происхождение чуваш. Так, он в заключении утверждает, что основа антропологического типа чувашей - тот же низколицый вари­ант субуральского типа, который вошел в состав татар. Однако примесь цен­трально-азиатского типа монголоидной большой расы в составе чувашей не­сравненно больше, чем в составе казанских татар. Удельный вес того морфологического комплекса признаков, который отличал болгар, в формировании антропологического состава чувашей очень невелик.

Получается, что болгарский тип у чувашей невелик. Автор исследования считает, что вопреки научным данным, своим же исследованиям большинство ученых-историков, археологов, антропологов с непонятным упорством продолжают ут­верждать о формировании новой тюркской народности казанских татар. «Как из­вестно, - пишут М.М.Герасимова, Н.М.Рудь и Л.Т.Яблонский, - поход русского князя Федора Пестрого в 1431 г. привел г. Болгары к гибели. Экономический и политический центр волжских болгар перемещается к северу. Образуется новое политическое объединение - Казанское ханство со столицей Казанью, где в XV-XVI вв. формируется тюркская народность казанских татар. Волжская Болгария оказала большое влияние на консолидацию местных племен, на процессе этногенеза казанских татар и чувашей, а также других соседних народностей. Поэтому не случайно казанские татары долгое время после падения Болгарского царства продолжали называть себя болгарами». Потому «казанские татары» так упорно продолжали себя называть булгарами, что они действительно были ими. Если к вопросу подойти научно, вывод может быть только один: ни о каком формирова­нии новой народности казанских татар в ХVV1 вв. и речи быть не может, речь может идти только о переходе волжских булгар к следующей фазе своего этногенеза - от фазы надлома к инерционной фазе.

Русские, назвав булгар татарами, затем сами же вошли в заблуждение. Уже через несколько поколений потомки тех, которые еще знали, что казан­ские татары и есть булгары, уже были убеждены, что казанские татары и те, которые населяли Золотую Орду и держали Русь под игом, одни и те же тата­ры. Даже историки, люди знающие источники, невольно поддаются этому за­блуждению и без всяких сомнений пишут: «В Среднем Поволжье жили этнические группы булгар, татар и волжских финно-угров». [13]

Таким образом, Р.Х.Бариев отрицает:

·  Болгарское происхождение чуваш;

·  Утверждает, что татары – это болгары «волжские болгары перешли в татар». Это фаза в этногенезе татар;

·  Болгарский язык не может быть отнесен к чувашскому типу языка.

Татарский ученый А.А. Хабибуллин в работе (учебнике) «Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура» не категоричен как Р.Х.Бариев. В учебнике А.А. Хабибуллина глава II названа «Волжская Булгария» имеет 7 параграфов, включающие проблемы: образования государства, территория и население, города,связи, культура и просвещение. О территории Волжско – Камской Болгарии исследователь пишет, что Волжская Булгария в начальном периоде занимала относительно небольшую территорию. Ее северная граница в Х-ХI в. проходила по правобережью Камы, западная - по Свияге с ее левыми притоками, восточная - по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки - большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.

В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились. Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки, в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия. Примерно в это время увеличились владения Волжской Булгарии в юго-восточном направлении. В некоторых поздних источниках, земли от Волги и Камы до Яика (Урал) также названы булгарскими. Здесь же речь идет о землях, находившихся под контролем булгар, о государственных границах Булгарии на Западе по Волге до нынешних Ниже Новгородских земель.

Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальном периоде, в Х-ХI вв. был довольно неоднородным. Помимо самого населения Волжской Булгарии - булгар, барсил, беренджеров, суваров, упоминаются еще есегелы или аскелы, были и другие племена, которые оказались под ее политическим и экономическим и культурным воздействием. Прежде всего это непосредственные, ближайшие соседи булгар, племена финно-угорской языковой группы, более конкретно - финской подгруппы: предки современных марийцев, удмуртов и восточной мордвы - мокши. В такой же зависимости от булгар оказались некоторые тюркоязычные племена В первую очередь это маджары, кочевавшие западнее и восточнее Волжской Булгарии. Эти племена позднее, уже в период Золотой Орды, непосредственно участвовали в формировании татарского и башкирского народов.[14]

У булгар были и более далекие соседи. Они как и ближние, зависели от них, также платили им дань. Так, например, на расстоянии 20 дней до одного месяца пути (один день пути равняется 35 км.) от булгарской земли на дальнем севере жили племена вису. О них сообщают многие ученые историки. В таких же отношениях к булгарам, как вису относились и племена «йура», находившиеся чуть дальше. На юге жили буртасы.

Помимо сбора десятипроцентной дани, булгары торговали с этими северными племенами. Но торговля эта была несколько необычной - меновой. Они просто меняли товар на товар отсюда и название «меновая».

У автора к чувашам отношение взвешенное в отличие от А.Х. Халикова, который писал, что чуваши – это веда – финское население, которое проживало на Горной стороне.

Об этногенезе чуваш А.А. Хабибуллин замечает, что вопрос о происхождении чуваш до сих пор является спорным. Ученые единодушно считают, что в этногенезе чувашей приняли участие как тюркоязычные булгары, так и местные финоязычные племена Поволжья. Разногласия сводятся к тому, как велика была роль тех или других в этом процессе и к какому времени следует относить начало формирования чувашского народа. Чуваши позже других народов Поволжья попали на страницы письменных источников. Это говорит о том, что формирование чувашского народа относится к более позднему времени, чем складывание других народов Поволжья

Различные   гипотезы   происхождения   чуваш   сводятся   к   следующим концепциям:

1.   Чувашский   этнос   сформировался   на   базе   не   принявшего   ислам земледельцев болгарского населения, расселившегося на правобережье Волги - в Присвияжье, Прицивилье и на левобережье - в Приказанье,  Заказанье, частично ассимилировавшего финно-угров на севере Чувашии. (Концепция не подтверждена археологически).

Сторонники теории болгарского происхождения чувашей многочисленны (Н.ИАшмарин, В.Н.Татищев, А.П.Смирнов, Н.А.Баскаков, В.Д.Димитриев, В.Г.Егоров и др.).

2.  Сторонники другой концепции считают, что основу чувашского этноса составило   финно-угорское   (марийское)   население,   испытавшее   сильное культурное, особенно языковое, влияние болгар (Н.И.Воробьев, Н.М.Карамзин, В.В.Радлов, НА.Фирсов и др.).

3. Большинство исследователей (М.З.Закиев, А.Х.Халиков, Н.Н.Старостин и  др.)   высказали  мнение,   согласно  которой   чуваши   как   особый  этнос сформировались в ХIIVI вв. на основе части болгарских и суварских племен, которые не были ассимилированы кипчаками - мусульманами и смешались с местными    финно-угорскими    племенами    (предками    марийцев,    мордвы, удмуртов и др.) при преобладающей роли тюрко-булгарского компонента.

Как итог своих исследований по этнографии чуваш, С.М.Михайлов пишет: «Я могу лишь предположительно сказать, что чуваши происходят от разных племен, так же как и все народы царства Болгарского, в них есть и болгары, и финны, и монголы».

Истоки этнической истории чуваш, прослеживаются через древнюю историю волжских булгар, первоначальная прародина которых находилась в Центральной Азии. Предки оногуро-болгар, сабиров (савиров) и др. входили в гуннскую (хуннскую) конфедерацию племен. В конце I в. до н.э. - начале 1-го тыс.н.э. они заняли степи Казахстана и Средней Азии, где в результате взаимодействия тюрко-язычных племен с ираноязычными племенами сформировалась протоболгарская этническая общность (оногуро-болгары). В 460 г. протоболгары появились в степях Северного Кавказа и Приазовья, основав государство Великая Болгария. После его распада часть болгар в конце VII в. начала переселение в Волго-Камье (650г.), к ним в середине VIII в. присоединились сувары и родственные к ним барсилы.

В Среднем Поволжье болгары основали государство Волжская Булгария. Болгары в конце III-начале VIII вв. расселялись по обеим сторонам Волги в ее среднем течении, часть в Нижнем Закамье. Сувары, входившие в булгарский этнос жили в бассейне р.Черемшан, позднее они переселились и на правый берег Волги.

У булгар и сувар были тесные этногенетические и культурные контакты с угорскими, в том числе промадьярскими (провенгерскими) племенами, которые пришли в IV- V вв. в Среднее Поволжье и Приуралье из южных районов Западной Сибири и жили в бассейне рек Б.Черемшан, Кондурча, Сок и Кинель. Болгары, придя на Волгу, ассимилировали сувар и часть буртасов. Волжская Булгария, Золотая Орда, затем наступил период существования Казанского ханства - все это время булгары подвергались сильному влиянию кипчакского этнического элемента. С середины XIV в. булгары расселялись в различных направлениях, что ускорило распад булгарской этнополитической общности и формирование чуваш, татар и башкир. Эти народы частично смешивались друг с другом, а также в различной степени в своем составе с финно-угорскими группами местного населения.

Формирование субэтнических групп чуваш также происходило параллельно с процессом расселения и миграцией булгарского, кипчакского и финно-угорского населения в течении булгарского, золотоордынского и казанского периодов.

Ядром  формирования верховых чуваш было междуречье рек Выла и Сорма. Территория между реками Сорма, Шатьма и Унга была заселена марийцами вплоть до конца XIV в. После ухода части марийцев сюда пришли средненизовые чуваши. Таким образом, формирование верховых чуваш происходило в результате слияния чуваш бассейнов рек Выла-Сорма, Унга-Цивиль. Сундырская подгруппа верховых чуваш образовалась в результате ассимиляции булгаро-чувашами марийцев; здесь марийский субстрат проявляется более четко, чем в других районах.

Ядром складывания низовых чуваш было Приказанье и Заказанье. группа расселилась на юге современной Чувашии в ХVVI вв. Формирование ее степной и лесной подгрупп чуваш продолжалось в ХVIIVIII вв., при том некоторое участие в этом процессе приняли также мишари и казанские татары. Низовые чуваши в большей степени сохранили этнические черты болгаро-чувашей по сравнению с верховыми чувашами, в культуре которых, как было отмечено выше, заметно выступали марийские элементы. Расселение чувашей происходило в основном в Южные районы Чувашии с сер.XVI до нач. ХVIII вв. В XVIVII вв. появилось много чувашских селений в Симбирском крае, тогда же возникли отдельные чувашские селения в Самарском и Саратовском краях. В ХVIIVIII вв. беглые крестьяне и переселенцы из Чувашии основали поселения в Закамье, Приуралье и Башкирии. Чувашская народность в основном сформировалась в ХVIVII вв.

В Западной Сибири чуваши появились еще в золотоордынский период. Новое освоение чувашами Сибири происходило вместе с русской колонизацией с XVII в. Политическая история чуваш связана с их последовательным вхождением в государственные образования Волжская Булгария, Золотая Орда.

Следует обратить внимание:

·  Утверждение автора на то, что чувашский язык относится к болгарской группе тюркской языковой семьи;

·  Болгары и марийцы сыграли в этногенезе чуваш значительную роль;

·  Чуваши («худые болгары») вошли в государственные образования  Золотая Орда и Казанское ханство.

Если два первых соответствуют истории, то третье утверждение автора не достаточно верно.

а) Чуваш в Волжско – Камской Болгарии как отдельного этноса не было. Он сложился на базе болгарского этноса «худых болгар» (1508 год-первое упоминание чуваш).

Чуваши («худые болгары») вынуждены были находится в ордынскую эпоху в составе Золотой Орды и Казани.

Э.Р. Тагиров использует научное понятие «болгарская цивилизация», но, к сожалению, не приводит авторов, которые ещё до него предложили данное понятие в своих исследованиях.

Как известно, ещё в начале XX века русский исследователь И.Н. Смирнов (1856-1904 гг.) предложил данный термин по отношению Волжско – Камской Болгарии. Он же предложил понятие цивилизации Поволжья.

Термин субцивилизация активно использовал С.П. Хантингтон. Э.Р. Тагиров утверждает, что булгарская субцивилизация по своей значи­мости и степени воздействия на внешний мир явилась стратеги­ческим ресурсом в решении исторических задач эпохи средне­вековья. Вот почему булгарский срез истории, вобравший в себя опыт создания наиболее рациональных моделей системных пере­мен, социальной трансформации обществ древнего мира, эпохи средневековья, особенно востребован, актуален и в условиях перехода человечества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Для трансформирующейся России он имеет особое значение. Для современного Татарстана булгарское наследие - мобилизующий образец решения новых, усложнившихся по характеру и масштабности современных задач.[15]

Формирование булгарской цивилизации вписывалось не только в русло процесса «пробуждения» Волго-Уральского региона, но и решения задач мирового плана. Речь идет о назрев­шей исторической задаче перехода от эпизодических форм связей между Европой и Азией к системному и всестороннему диалогу и сотрудничеству. Волго-Уральскому региону через развитие Волжской Булгарии предстояло превратиться в геополитический, геоэкономический и геостратегический «мост» обмена достиже­ниями двух крупнейших культурно-исторических систем - Европы (Запада) и Азии (Востока).

г. Болгар

 
Э.Р. Тагиров делает акцент на ислам, культуру болгар. Он утверждает, что существенно изменить такую ситуацию могла монотеистическая религия, которая сформировала бы единые духовно-нравственные основы булгарского общества и представила бы легитимное основание подчинения тюркских племен региона единоличной власти булгарского правителя. Кроме того, факт принятия моно­теистической религии поднимал международный авторитет государства и способствовал решению многих внешнеполити­ческих проблем. [16]

Ислам дал мощный импульс развитию науки и образования. Достижения арабо-мусульманской культуры постепенно вытесня­ют руническую письменность, распространяется арабская графика и литература; булгары получают возможность знакомиться с богатейшим наследием арабо-мусульманской и античной фило­софии. В государстве действовало большое количество мектебов и медресе. В первых преподавали основополагающие знания: грамоту, чтение, основы письма, важнейшие исламские догматы и нормы. В медресе, являвшимися средней и высшей ступенью, кроме богословия, арабского и персидского языков, литературы, изу­чались география, астрономия, математика, история и медицина. Лучшие выпускники медресе продолжали образование в круп­нейших исламских учебных центрах — Бухаре, Самарканде, Багдаде, Нишапуре, Газни. В свою очередь, многие ближневосточные и среднеазиатские богословы получили блестящее образование в медресе Волжской Булгарии и распространяли сведения о северной исламской стране далеко за ее пределами. Выходцы из Булгарии или люди, долго прожившие в ее городах, обычно добавляли к своему имени приставку аль-Булгари.

Подводя итог цивилизационной характеристике Волжской Булгарии, можно утверждать, что это было высокоразвитое средневековое государство с преобладанием тюркского этноса. Заметны ее достижения в самых различных областях жизни: хозяйственной, культурной, военной. Важнейшей особенностью цивилизационного развития Волжской Булгарии был расцвет городской культуры, что не характерно ни для местного абори­генного населения, ни для тюрков-кочевников. Булгарская цивилизационная доминанта исключительно ярко и полно проявила себя на обширной территории и оказала заметное влияние на многие соседние народы. Впервые отчетливо проявляется хо­зяйственная, этнокультурная и геополитическая специфика и историческое предназначение Волго-Уральского региона как межцивилизационной «контактной» зоны. Поступательное, эво­люционное развитие булгарской цивилизации было прервано монгольскими завоеваниями. Но накопленного совокупного потенциала (экономического, технологического, интеллектуаль­ного) и созидательного опыта было достаточно для того, чтобы именно в булгарском культурно-цивилизационном домене про­ходил процесс формирования нового государства — Казан­ского ханства и нового этноса — казанских татар. Волжская Булгария не только продемонстрировала модель строительства развитой государственности, экономики и культуры, но и оставила «чертеж» для движения — перехода от средневековья к Новому времени в весьма сложном и масштабном геополитическом ареале, на значительно расширившейся территории межцивилизационного контакта, конкуренции и взаимодействия двух куль­турно-исторических систем Европы (Запада) и Азии (Востока). [17]

Выводы

1.     Анализируя исследования татарских исследователей (в отличае от русских), к сожалению, следует отметить, что до 99% из них отрицают болгаро-чувашскую преемственность.

2.     Отрицают болгаро-чувашский тип языка (Алишев, Закиев).

3.     Отрицают болгарское происхождение чуваш (Халиков, Алишев, Тагиров, Бариев и др.)

4.     При использовании научного термина «болгарская цивилизация», «цивилизации Поволжья», «болгарский цивилизационный феномен» не разъясняют в историографии проблемы об авторах, которые ввели этот термин впервые.

5.     К сожалению, чувашская историческая школа находится не оборонительных позициях по многим проблемам «булгаристки».

 

 

Литература

 

1.      Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань, 1994. -  163 с.

2.      Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р.Г. Фахрутдинов – Казань, 2000. – 255 с.

3.      Тагиров Э.Р. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации / Э.Р. Тагиров – Казань, 2008. – 287 с.

4.      Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань, 1994. - С.5.

5.      Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань, 1994. - С.21.

6.      Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань, 1994. – С.23-24.

7.      Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р.Г. Фахрутдинов – Казань, 2000 .- С.71-74.

8.      Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р.Г. Фахрутдинов – Казань, 2000. - С.77.

9.      Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р.Г. Фахрутдинов – Казань, 2000. - С.87.

10.  Бариев Р.Х. Волжские булгары: История и культура / Р.Х. Баджиев – Спб, 2005. – С. 213.

11.  Бариев Р.Х. Волжские булгары: История и культура / Р.Х. Баджиев – Спб, 2005. – С. 95.

12.  Бариев Р.Х. Волжские булгары: История и культура / Р.Х. Баджиев – Спб, 2005. – С. 97.

13.  Бариев Р.Х. Волжские булгары: История и культура / Р.Х. Баджиев – Спб, 2005. – С. 279-280.

14.  Хабибуллин А.А. Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура / А.А. Хабибуллин – Казань, 2008. – С.41.

15.  Тагиров Э.Р. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации / Э.Р. Тагиров – Казань, 2008. – С.96.

16.  Тагиров Э.Р. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации / Э.Р. Тагиров – Казань, 2008. – С.99.

17.   Тагиров Э.Р. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации / Э.Р. Тагиров – Казань, 2008 – С.106-107.

 

 

Заполните таблицу «Влияние древнеболгарской цивилизации на народы Среднего Поволжья».

 

Население

Волжско-Камской Болгарии

 

Болгаризация в языке

 

Болгаризация в культуре

 

Развитие городов

 

Торговля, денежная система, законы в Волжско-Камской Болгарии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наказание в Волжско-Камской Болгарии

 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий