Страницы

19 мая 2011

Цивилизационный символизм в устном народном творчестве болгаро-чуваш


Цивилизационный символизм в устном
народном творчестве болгаро-чуваш
Выносимые проблемы:
·       символизм цивилизации;
·       народное творчество;
·       болгаро-чуваши.
Понятие цивилизация стало формироваться задолго до нашей эры. Первые цивилизации возникли на Ближнем Востоке: Вавилонская, Шумерская, Ассирийская, Египетская и т.д. В Азии сформировалась Индская, Японская, Китайская (синская) цивилизации.
С появлением первых цивилизаций стал формироваться символизм цивилизаций. Вначале он был связан с тотемами, затем с религиозным, по мере формирования цивилизации появилось понятие цивилизационный символизм. Символом египетской цивилизации стали река Нил, фараон, система богов, пирамиды и т.д. Река Нил стала символом речной цивилизации. Пирамиды Египта стали симптомом Египетской цивилизации. Греческая цивилизация дала миру не только культуру и искусство, но и понятие гражданского общества. Римская цивилизация передала не только свои символы: героические века, систему богов, но и право, римский амфитеатр, культуру, дороги.
Символы Китая: Великая китайская стена, компас, книга шелк, Великий китайский шелковый путь, порох, рис, дракон.
Получается, что цивилизации Азии, Европы сформировали (родили)  цивилизационные символы. Цивилизационный символ Империи хунну, например, оформился в понятиях:
·     шаньюй Модэ;
·     ива;
·     бык - тотемно-родовой символ);
·     волк - родовой символ;
·     конь - символ кочевника-тюрка;
·     барс – символ кочевника-иранца;
·     дуб (желудь) – символ древнеболгарской цивилизации.

Болгаро-чувашское мировоззрение:

1. Верхний мир (небесный);
2. Человеческий и животный мир (земля);
3. Подземный мир (нечистый мир).
·        символы небесного мира: небо, луна, солнце, звезды, боги;
·        человеческий мир: человек, растительность, животные;
·        нечистый мир (символы ада): Шурале, Шуйтан, Леший, Эсрель.

Вселенная и земля по мнению древних болгар  делиться  на три мира (сфера): верный мир, человеческий и животный мир, подземный.
По мере формирования человеческой цивилизации, символы тотемно-религиозные изменились, а в некоторых случаях трансформировались в символы цивилизации.
1.     Византия - двухглавый орел;
2.     Китай – дракон;
3.     Болгария (Великая, Волжская) – барс, лев;
4.     Европа (США) – орел.
Сувария в составе Хазарского каганата ( Чувашия в составе РФ) – священный японский дуб ( древо вечной жизни).
На начало XX века символы тотемно-религиозные стали цивилизационными символами:
·  Россия – двухглавый орел;
·  США – одноглавый орел;
·  Чувашия- дуб – древо жизни;
·  Татарстан, Алания – барс;
·  Болгария – лев.
Следует отметить, что все четыре вида символов закрепились в государственных (цивилизационных) атрибутах большинства стран мира.
Перечислим некоторые цивилизационные символы:
Бутан – дракон
Въетнам, Израиль , Ирак, Китай, КНДР, Пакистан, Сингапур, Сирия, Турция, Алжир, Буркино-Фасо, Кабо-Верде, Марокко, США и т.д. изображены звезды (космический символ).
Многие страны тотемно-религиозные символы изобразили на гербах и флагах своих стран: Замбия, Египет, Зимбабве, Свазиленд, Тунис, Мексика, Доминика, Перу, Эквадор, Канада и т.д.
Можно ли проследить в болгаро- чувашском устном народном творчестве религиозно-тотемный символизм? У чуваш сохранился эпос об Улыпе. Он издан на чувашском языке в 2004 году, а на русском в 2009 году. Под народным творчеством исследователи подразумевают период, который отмечается с дописьменной истории.
Символиз языческого народа:
     Эпос об Улыпе:
·              лес (защита);
·              Арамазейские горы;
·              громовержец Аслати;
·              богатырь Улып;
·              стада (скот);
·              хозяин;
·              жена (дети);
·              охота (зверь);
·              отец (сыновья);
·              река Волга;
·              семена добра;
·              море;
·              горные люди;
·              степные люди;
·              лесные люди;
·              молитва;
·              лес (пахота).
1)    Обратим внимание на начало (генезис):
·              лес где прятались (лес-защита);
·              лес, который выкорчевывали для пахоты (лес-земля).
2)    Середина (рост по А.Тойнби):
·  стада (богатство);
·  хозяин (частная собственность-царь);
·  жена – дети – отец – сыновья ;
·  семена добра ( цивилизация).
3)    Надлом – переселение на территорию Среднего Поволжья:
·  море;
·  нападение горных, степных, лесных людей;
·  молитва на новой Родине);
·  пахота – земледелие – хлеб .
Символизм генезиса (рождения):
·              лес – горы – защита;
·              рост – богатство, хозяин, семья;
·              надлом – переселение, война, уход на новые земли – хлеб.
           « Мост Азамата»:
·              горы Арамази (Арамади);
·              довольствие, достаток;
·              гром, землетрясение;
·              вода- потоп;
·              спас стада;
·              построил мост ( Азамат);
·              богатство в Среднее Поволжье;
·              новая родина.
Символизм:
·              боги разгневались (войны, бедствия);
·              бегство;
·              новая родина (новая жизнь цивилизации).
Где могли зародиться (оформиться) символы тотемно - родовой среди проточуваш ( праболгар, сувар)?
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


Обратим внимание на тотемный символизм праболгар в северокавказскую эпоху древнеболгарской цивилизации. ( по эпосу об Улыпе).


Эпос об Улыпе
Мост Азамат
1.
Лес
Горы
2.
Громовержец Аслати
Богатырь Азамат
3.
Хозяин
Боги разгневались (война)
4.
Река Атăл
Вода
5.
Море
Потоп
6.
Войны
Спас стада
7.
Лес (пахота)
Бегство-новая родина

Общее для эпоса об Улыпе :
·              лес – горы (защита);
·              хозяин (войны);
·              река – море (потоп);
·              бегство в Среднее Поволжье (пахота – земледелие).
В ходе переселения произошел цивилизационный скачок кочевников, скотоводов, охотников. С IX века Волжско- Камская Болгария перешла к земледельческой цивилизации.
«Чемень»:
·              воинские доспехи;
·              защита границ;
·              могила;
·              щит и меч;
·              конь в могилу ( обряд мадьяр);
·              курган;
·              защита земли чувашской;
·              языческий обряд [1].
Эпос об Улыпе можно отнести к периоду конца Волжско-Камской Болгарии (к 1236 году).
·              защита границ Волжской Болгарии;
·              могила (курган), много болгар было убито в ходе болгарской холокосты;
·              уход на горную сторону Волжской Болгарии.
Уход и бегство народа Улып от монголо-татарского геноцида мы можем увидеть в чувашском народном эпосе об Улыпе.

Главным стал жрецом в семье мирской.
Почему же книгу для народа
Собственной не написал рукой?
Что же, и за новым поворотом
Жизнь продлится. То — моя забота».
Улып сделал выбор свой,
Людям шлет поклон земной:
- Будьте счастливы, здоровы.
Дружба - стойкости основа.
 Каждый должен, как свой дом,
Землю украшать трудом.
Если тяжко будет вдруг,
Дым пустите с места чюк –
Я на выручку приду
И напасти отведу. –
Огненным мечом взмахнул,
Твердь земную распахнул,
А затем шагнул в проем
Вместе с преданным конем.

Сорок песен прозвучали,
Славу Улыпу венчали.
 Не уместно ли вполне
Вспомнить здесь о Сарине?
Помогла луна обратно
Ей по радуге сойти
В час, когда отца, Нухрата,
Вдруг настигла смерть в пути.
Проводили честь по чести.
Только сердце не на месте.
Град Булгар сгорел дотла,
 От дворцов — одна зола.
И с Урдемом мать решили,
 Взяв оставшихся людей,
·        Р
·        о
В край лесистый — Прицивилье
 Перебраться без затей.
И земля здесь год от года
В благодарность за труды
 Неустанному народу
 Стала приносить плоды.
Сарине не унывала
И узоры вышивала,
Оживляя письмена
Про седые времена.
И в свой срок в земле родной
 Вечный обрела покой.
Северный Кавказ
 
От Урдема постепенно
 Новые пошли колена,
 Богатырские сыны
Волей Улыпа сильны.

Заполните таблицу «Возникновение письменности у болгар и сувар»

Время возникновения рун

Орхоно-енисейский тип

Ирано-согдийский тип

Болгаро-чувашский тип














Литература
1.     Чувашская литература: Хрестоматия для 10 кл. – Чебоксары, 2007. – С. 3‒10.
2.     Улып - Чувашский народный эпос. – Чебоксары, 2009. – С. 459‒560.

Комментариев нет:

Отправить комментарий