Цивилизационный символизм в устном
народном творчестве болгаро-чуваш
Выносимые проблемы:
· символизм цивилизации;
· народное творчество;
· болгаро-чуваши.
Понятие цивилизация стало формироваться задолго до нашей эры. Первые цивилизации возникли на Ближнем Востоке: Вавилонская, Шумерская, Ассирийская, Египетская и т.д. В Азии сформировалась Индская, Японская, Китайская (синская) цивилизации.
С появлением первых цивилизаций стал формироваться символизм цивилизаций. Вначале он был связан с тотемами, затем с религиозным, по мере формирования цивилизации появилось понятие цивилизационный символизм. Символом египетской цивилизации стали река Нил, фараон, система богов, пирамиды и т.д. Река Нил стала символом речной цивилизации. Пирамиды Египта стали симптомом Египетской цивилизации. Греческая цивилизация дала миру не только культуру и искусство, но и понятие гражданского общества. Римская цивилизация передала не только свои символы: героические века, систему богов, но и право, римский амфитеатр, культуру, дороги.
Символы Китая: Великая китайская стена, компас, книга шелк, Великий китайский шелковый путь, порох, рис, дракон.
Получается, что цивилизации Азии, Европы сформировали (родили) цивилизационные символы. Цивилизационный символ Империи хунну, например, оформился в понятиях:
· шаньюй Модэ;
· ива;
· бык - тотемно-родовой символ);
· волк - родовой символ;
· конь - символ кочевника-тюрка;
· барс – символ кочевника-иранца;
· дуб (желудь) – символ древнеболгарской цивилизации.
Болгаро-чувашское мировоззрение:
1. Верхний мир (небесный);
2. Человеческий и животный мир (земля);
3. Подземный мир (нечистый мир).
· символы небесного мира: небо, луна, солнце, звезды, боги;
· человеческий мир: человек, растительность, животные;
· нечистый мир (символы ада): Шурале, Шуйтан, Леший, Эсрель.
Вселенная и земля по мнению древних болгар делиться на три мира (сфера): верный мир, человеческий и животный мир, подземный.
По мере формирования человеческой цивилизации, символы тотемно-религиозные изменились, а в некоторых случаях трансформировались в символы цивилизации.
1. Византия - двухглавый орел;
2. Китай – дракон;
3. Болгария (Великая, Волжская) – барс, лев;
4. Европа (США) – орел.
Сувария в составе Хазарского каганата ( Чувашия в составе РФ) – священный японский дуб ( древо вечной жизни).
На начало XX века символы тотемно-религиозные стали цивилизационными символами:
· Россия – двухглавый орел;
· США – одноглавый орел;
· Чувашия- дуб – древо жизни;
· Татарстан, Алания – барс;
· Болгария – лев.
Следует отметить, что все четыре вида символов закрепились в государственных (цивилизационных) атрибутах большинства стран мира.
Перечислим некоторые цивилизационные символы:
Бутан – дракон
Въетнам, Израиль , Ирак, Китай, КНДР, Пакистан, Сингапур, Сирия, Турция, Алжир, Буркино-Фасо, Кабо-Верде, Марокко, США и т.д. изображены звезды (космический символ).
Многие страны тотемно-религиозные символы изобразили на гербах и флагах своих стран: Замбия, Египет, Зимбабве, Свазиленд, Тунис, Мексика, Доминика, Перу, Эквадор, Канада и т.д.
Можно ли проследить в болгаро- чувашском устном народном творчестве религиозно-тотемный символизм? У чуваш сохранился эпос об Улыпе. Он издан на чувашском языке в 2004 году, а на русском в 2009 году. Под народным творчеством исследователи подразумевают период, который отмечается с дописьменной истории.
Символиз языческого народа:
Эпос об Улыпе:
· лес (защита);
· Арамазейские горы;
· громовержец Аслати;
· богатырь Улып;
· стада (скот);
· хозяин;
· жена (дети);
· охота (зверь);
· отец (сыновья);
· река Волга;
· семена добра;
· море;
· горные люди;
· степные люди;
· лесные люди;
· молитва;
· лес (пахота).
1) Обратим внимание на начало (генезис):
· лес где прятались (лес-защита);
· лес, который выкорчевывали для пахоты (лес-земля).
2) Середина (рост по А.Тойнби):
· стада (богатство);
· хозяин (частная собственность-царь);
· жена – дети – отец – сыновья ;
· семена добра ( цивилизация).
3) Надлом – переселение на территорию Среднего Поволжья:
· море;
· нападение горных, степных, лесных людей;
· молитва на новой Родине);
· пахота – земледелие – хлеб .
Символизм генезиса (рождения):
· лес – горы – защита;
· рост – богатство, хозяин, семья;
· надлом – переселение, война, уход на новые земли – хлеб.
« Мост Азамата»:
· горы Арамази (Арамади);
· довольствие, достаток;
· гром, землетрясение;
· вода- потоп;
· спас стада;
· построил мост ( Азамат);
· богатство в Среднее Поволжье;
· новая родина.
Символизм:
· боги разгневались (войны, бедствия);
· бегство;
· новая родина (новая жизнь цивилизации).
Где могли зародиться (оформиться) символы тотемно - родовой среди проточуваш ( праболгар, сувар)?
Обратим внимание на тотемный символизм праболгар в северокавказскую эпоху древнеболгарской цивилизации. ( по эпосу об Улыпе).
| Эпос об Улыпе | Мост Азамат |
1. | Лес | Горы |
2. | Громовержец Аслати | Богатырь Азамат |
3. | Хозяин | Боги разгневались (война) |
4. | Река Атăл | Вода |
5. | Море | Потоп |
6. | Войны | Спас стада |
7. | Лес (пахота) | Бегство-новая родина |
Общее для эпоса об Улыпе :
· лес – горы (защита);
· хозяин (войны);
· река – море (потоп);
· бегство в Среднее Поволжье (пахота – земледелие).
В ходе переселения произошел цивилизационный скачок кочевников, скотоводов, охотников. С IX века Волжско- Камская Болгария перешла к земледельческой цивилизации.
«Чемень»:
· воинские доспехи;
· защита границ;
· могила;
· щит и меч;
· конь в могилу ( обряд мадьяр);
· курган;
· защита земли чувашской;
· языческий обряд [1].
Эпос об Улыпе можно отнести к периоду конца Волжско-Камской Болгарии (к 1236 году).
· защита границ Волжской Болгарии;
· могила (курган), много болгар было убито в ходе болгарской холокосты;
· уход на горную сторону Волжской Болгарии.
Уход и бегство народа Улып от монголо-татарского геноцида мы можем увидеть в чувашском народном эпосе об Улыпе.
Главным стал жрецом в семье мирской.
Почему же книгу для народа
Собственной не написал рукой?
Что же, и за новым поворотом
Жизнь продлится. То — моя забота».
Улып сделал выбор свой,
Людям шлет поклон земной:
- Будьте счастливы, здоровы.
Дружба - стойкости основа.
Каждый должен, как свой дом,
Землю украшать трудом.
Если тяжко будет вдруг,
Дым пустите с места чюк –
Я на выручку приду
И напасти отведу. –
Огненным мечом взмахнул,
Твердь земную распахнул,
А затем шагнул в проем
Вместе с преданным конем.
Сорок песен прозвучали,
Славу Улыпу венчали.
Не уместно ли вполне
Вспомнить здесь о Сарине?
Помогла луна обратно
Ей по радуге сойти
В час, когда отца, Нухрата,
Вдруг настигла смерть в пути.
Проводили честь по чести.
Только сердце не на месте.
Град Булгар сгорел дотла,
От дворцов — одна зола.
И с Урдемом мать решили,
Взяв оставшихся людей,
· Р
· о
В край лесистый — Прицивилье
Перебраться без затей.
И земля здесь год от года
В благодарность за труды
Неустанному народу
Стала приносить плоды.
Сарине не унывала
И узоры вышивала,
Оживляя письмена
Про седые времена.
И в свой срок в земле родной
Вечный обрела покой.
|
Новые пошли колена,
Богатырские сыны
Волей Улыпа сильны.
Заполните таблицу «Возникновение письменности у болгар и сувар»
Время возникновения рун | Орхоно-енисейский тип | Ирано-согдийский тип | Болгаро-чувашский тип |
| | | |
Литература
1. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 кл. – Чебоксары, 2007. – С. 3‒10.
2. Улып - Чувашский народный эпос. – Чебоксары, 2009. – С. 459‒560.
Комментариев нет:
Отправить комментарий