Страницы

27 июня 2011

Структура школьного учебника по «Истории и культуре родного края»


Структура школьного учебника

по «Истории и культуре родного края»


Под структурой любого учебника по «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии» мы понимаем состав его элементов и характер их взаимосвязи при проектировании процесса обучения. Проблема структуры учебников всегда волновала исследователей. В условиях XXI века при подходе к учебнику как к сложной и целостной многофункциональной системе надо учитывать, что конкретное содержание учебника, непосредственно связанное с его дидактическими функциями, определяет его структуру. Современные учебники «ИКРК», «История Чувашии» органически объединяют в себе отличительные особенности собственно учебника в традиционном смысле это­го   слова,   рабочей   книги,   тетради   (вопросы   и   задания,   проблемно-исследовательские развивающие установки), сборника (хрестоматии) учебных материалов, справочника (указатели, хронологические таблицы, словари и т.д.).
Например, по «ИКРК» имеются учебные пособия для 5,6,7,8 классов общеобразовательных школ Чувашской Республики, готовятся для 9 классов по Волжско-Камской Болгарии (к сожалению, издание данного учебника очень затянулось.)
По «Истории Чувашии» для вузовской системы издано более 20 различных вариантов учебников («ИКРК», «История Чувашии»). Изданы: курс лекций по «Истории и культуры Чувашского края» (составители Г.И. Тафаев, Г.Д. Петрова г. Москва 2007 г.), «практикум по истории Чувашии» для 2 курса. В республике в начале XXI в. изданы:
1.  «Русские писатели о чувашах» (Чебоксары- 2009);
2.  «Родной край». Учебное пособие. Хрестоматия (Чебоксары-1993);
3.  «Хрестоматия по культуре чувашского края» (Чебоксары- 2001).
Конструирование учебника, конечно требует всестороннего и глубокого изучения структуры школьного учебника на основе системного подхода. Исследователи в качестве первого качестве первого шага к пониманию существа вопроса понятие струк­туры и структурного компонента школьного учебника абстрагируют от конкретного содержания учебника.

 Для того чтобы проникнуть в существо структуры учебника, вычленить не только существенные, но и жизненно необходимые компоненты, следует взгля­нуть на него как на органическую часть целого, как на необходимый элемент структуры высшего порядка.
Что мы понимаем под структурой учебника по «ИКРК» или «Истории Чувашии». Методисты пишут, что такой структурой является система средств обучения. Рассматривая об­щую модель учебника как органическую часть системы средств обучения, чет­ко определяя ее место и роль в этой системе педагогическая наука сумеет рас­крыть и сформулировать закономерности построения конкретных моделей учебников. Однако путь к решению этой фундаментальной проблемы должен начинаться с выявления их основополагающих структурных компонентов.
Под структурным компонентом школьного учебника мы понимаем необ­ходимый структурный блок (систему элементов), который находится в тесной взаимосвязи с другими компонентами данного учебника (образуя в совокупно­сти с ними целостную систему), обладает определенной формой и осуществля­ет свои функции лишь ему присущими средствами.
Выявление определенного состава компонентов системы-учебника, изу­чение каждого структурного компонента и связей между ними и дают нам соб­ственно структурный анализ учебника как системы, столь необходимый для построения искомой общей структурной модели школьного и вузовского учебника.
1.  Текст - основная словесная (вербальная) система общей модели учебника, расположенная ближе всего к вершине ее структурной иерархии, - явля­ется «основным скелетом» учебника, раскрывает его содержание, обеспечивая последовательное и максимально полное изложение и аргументацию учебного материала в соответствии с программой; текст - носитель основной информа­ции, определяющей сущность и объем содержания образования, предназначен­ной для усвоения школьниками.
2.  Внетекстовые компоненты — важнейшая система общей модели учебника, расположенная непосредственно у вершины ее структурной иерархии; призвана по своей доминирующей функции обслуживать текст, способствуя более пол­ному усвоению научных знаний и способов деятельности (содержания образо­вания), заложенных в содержании учебника; побуждает школьников к учению, помогает в выработке умений и навыков самостоятельного поиска знаний и практического их применения.
Тексты и внетекстовые компоненты — две важнейшие структурные сис­темы школьного учебника. Попытаемся установить внутреннюю иерархию этой структурной системы- текстового отдела учебника. Прежде всего заметим, что текст всегда состоит из слов и фраз - предложений, из более или менее крупных частей - абзацев, фрагментов и блоков (параграфов, разделов, глав).
Предлагаем один из вариантов структуры учебника «Родной край» для 6-7 классов (Е. Енькка). §15 «Воспитание детей» [1].
Самая древняя наука на Земле — наука о воспитании детей. Этнопедагогика — народная наука о воспитании детей. Она су­ществовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. Первым исследователем, разработавшим и выделившим этнопедагогику как науку, был чувашский ученый Волков Геннадий Никандрович.
çиче пил. В чувашской культуре суще­ствует понятие çиче пил — семь благослове­ний. Считалось, что если человек соответ­ствует этим семи благословениям, то это со­вершенный, воспитанный человек. В разных преданиях и записях встречаются разные упоминания о çиче пил. Так, например, в чувашских преданиях об Улап говорится о семи причинах счастья человека: здоровье, любви, хорошей семье, детях, образованно­сти, умении работать, родине.
И.Я. Яковлев в своем «Духовном завещании чувашскому народу» упоминает друж­бу и согласие, любовь к родине, хорошую семью и трезвую жизнь, уступчивость, трудолюбие, честность, скромность.
В чувашских народных пожеланиях маленьким детям говорится: «Сахал пупле, нумай итле, юлхав ан пул, çынран ан кул, шут самахне çекле, пусна пит ан çекле». (Гово­ри мало, больше слушай, ленивым не будь, над людьми не насмехайся, шутливое слово принимай, голову не задирай.)
Такие благопожелания встречаются у мно­гих народов. У христиан имеется десять за­поведей, в которых упоминаются требова­ния: не убивай, почитай отца и мать, не желай богатств твоего соседа, уважай свою жену, мужа, не лги. По правилам мусуль­ман, каждый обязан помогать бедным и не должен употреблять спиртные напитки. В буддизме существуют запреты на убийство, воровство, ложь, разврат, пьянство.
Виды воспитания. В чувашской этнопедагогике можно выделить семь видов вос­питания, как семь благопожеланий, чтобы вырастить ребенка достойным и счастли­вым человеком.
1. Трудовое. Это воспитание давало ре­бенку умение и привычку к труду, знание многих ремесел, отвращение к лени и без­делью.
2. Нравственное. Оно развивало в де­тях   желание   быть справедливым и доб­рым, уважать старость, беречь семью, уметь дружить; воспитывало патриотизм — любовь к Родине и народу, уважение к своим и чужим традициям, языкам.
3. Умственное. Это воспитание развивало в детях ум, память, учило их размышлять, давало разные знания, обучало грамоте.
4. Эстетическое. Уметь видеть и создавать красоту — цель этого воспитания.
5. Физическое. Воспитывало ребенка здоровым и приучало беречь свое здоровье, развивало силу и смелость.
6. Экономическое. Это воспитание да­вало детям умение беречь вещи, труд лю­дей и природу; приучало быть неприхотли­выми.
7. Этическое. Воспитывало в детях уме­ние вести себя в обществе, общаться с людь­ми; давало возможность обладать правиль­ной и красивой речью, быть скромным, а также прививало отвращение к пьянству.
Трудовое воспитание. Самым важным воспитанием чуваши считали трудовое. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый че­ловек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то кра­сивое — надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц — физический труд.
Чувашский ребенок уже с 5—6 лет начи­нал трудиться — помогать своей семье.
По записям Г.Н. Волкова, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей 80—90 лет и узнали, какую работу они могли выполнять в 10—12 лет.
Пожилые мужчины назвали 100—110 ви­дов труда (например, колоть дрова, вить ве­ревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т.д.), пожилые женщи­ны — 120—130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, уха­живать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т.п.).
Наши предки считали, что человеку нужно, но не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Даже понятие «свободное вре­мя» в чувашском языке переводится не как «ирёклё вахат» (ирёк — свобода), а как «пуш вахат» — пустое время.
Свою трудовую школу маленький чуваш начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инст­рументы и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.
С раннего возраста каждому ребенку вы­деляли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сес­трами. Осенью сравнивали полученный уро­жай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.
Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя сло­ва «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.
Любовь к труду у маленьких чувашей проявлялась с ранних лет, и иногда они, под­ражая взрослым, могли перестараться в сво­ем усердии и «потрудиться» не так, как надо. Например, взять и выкопать поздний сорт картошки раньше времени, недозрев­шим, да умудриться спустить его в подпол. Тут взрослые не знали, что делать, то ли хва­лить, то ли ругать таких «работничков». Но, конечно, дети были серьезными и важными помощниками во всех делах семьи. Старин­ные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих чувашских се­мьях…
Представлены вопросы и задания
1. Составьте список и посчитайте, какими видами труда вы владеете, то есть что вы умеете делать?
2. Попробуйте решить чувашские задачи.
1) Приехал один торговец на базар. Гиря была у него одна-единственная — пудовая (40 фунтов). Товар надо было продавать мелкими частями: от 1 фунта до 1 пуда. Как быть? Торговец думал-думал и нашел выход: разбил гирю на 4 таких осколка, что мог ими взвешивать любое количество товара от 1 до 40 фунтов. Какого веса были эти осколки?
2) Дуб имеет высоту 7 хур и 1 чике. По дубу ползет улитка. Днем она поднимается на 1 хур, а за ночь сползает на 1 чике. Через сколько дней она окажется на верши­не дуба?
3. Переведите на русский язык одним словом: ыра камал, туре камал.
4. Прочитайте отрывок из книги Г.Н. Волкова.
«Среди чувашских детей, начиная с 2—3-летнего возраста и кончая подростками, было распространено шумное приветствие дождя.
Исследователи отмечают, что изучение текстового отдела учебника позволяет сделать вывод о необхо­димости рассматривать структурную систему текстов школьного учебника как совокупность трех частных структур, определяемых так: 1. Основной текст. 2. Дополнительный текст. 3. Пояснительный текст. [2]
Определим понятия частных текстовых структур (компонентов) учебни­ка, а также перечислим составляющие их структурные элементы.
Основной (главный) текст учебника - частная вербальная структура, со­держащая дидактически и методически обработанный и систематизированный автором (авторским коллективом) в строгом соответствии с программой учеб­ный материал. Основной текст служит главным источником учебной информа­ции, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Основной текст входит в состав разделов, глав, параграфов (статей) учебника, распределяющих его смысловое содержание на дозы (части, куски), соответствующие оптимальным возможностям усвоения учащимися. Все элементы основного текста можно подразделить на две большие группы:
1.  Теоретико-познавательные тексты, доминирующая функция которых информационная, включают следующие элементы;
2.  Инструментально-практические тексты, доминирующая функция которых преобразовательная, трансформационная (применение знаний), включают следующие элементы;
3.  Применительно к модели современного учебника элементы основного текста находят свое конкретное воплощение в различных фрагментах и блоках текстового отдела учебника - разделах, главах и параграфах (статьях), делящих текст на определенные отрезки (части), в основном соответствующие пунктам, подпунктам, темам и разделам учебной программы;
4.  Дополнительные тексты - частная вербальная структура, содержащая  привлекаемый автором (авторским коллективом) учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы. Дополнительные тек­сты призваны усиливать научную доказательность и эмоциональную нагрузку учебника, рассчитаны на ознакомление школьников с элементами исследова­тельской работы, способствуют реализации индивидуального подхода к уча­щимся и дифференциации обучения.[3]
В учебнике все должно «работать». Во всех учебниках должны быть: вопросы и задания, ответы к ним, а также систематизирующие и обобщающие таблицы. Эти элементы и составляют аппарат организации усвое­ния- структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направ­лять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содер­жания учебника, способствуя тем самым развитию их познавательных интере­сов и способностей, формированию специальных учебных умений и навыков (умений и навыков самостоятельной деятельности с учебным материалом).
Иные по доминирующему признаку функции выполняет в учебнике ил­люстративный материал, который, находясь в тесном взаимодействии с други­ми структурными компонентами учебника, реализует его дидактические функ­ции специфическими, только ему одному присущими средствами цветного или черно-белого изображения: он призван усилить познавательное, идейное, эсте­тическое и эмоциональное воздействие на учащегося учебного материала учеб­ника и обеспечить тем самым его успешное усвоение. К иллюстративному ма­териалу относятся следующие элементы: иллюстрации (художественно-образные - сюжетные и предметные; документальные; технические; фотоиллю­страции, в том числе комбинированные), а также чертежи, схемы, планы, диа­граммы, графики, карты и схемы (синхронические таблицы).
Например, мы для студентов 1 курса («ИКРК») и 2 курса («Истрия Чувашии») в учебное пособие включаем таблицы.

Социальная структура Суварского царства.


Царь Алп-Илитвер
Аристократия
Язычество
Христианская аристократия
Дружина,
воины
Торговцы, ремесленники, земледельцы, рабы







Система управления Суварским царством

Собрание вождей племен
Собрание знатной касты
Военная дружина Алп-Илитвера
Войско, суд, налоговая система
Союзники: хазары, агваны и др.










Литература
1.  Енькка, Е. Родной край для 6-7 классов / Е.Енькка ‒ Чебоксары, 2004. ‒ С. 69‒78.
2.  Краевский, В.В. Определение функций учебника как методологическая про­блема дидактики // Проблемы школьного учебника. Вып. 4. ‒ М, 1976.   Кулюткин, Ю.Н.   Анализ   функциональных   стилей   учебного   текста//Проблемы школьного учебника. Вып. 5. ‒ М, 1977.
Проблемы школьного учебника [Сборник статей]. Вып.5: Методы анализа и оценки учебника. ‒ М.: Просвещение, 1977. ‒ 231 с.
3.  Проблемы школьного учебника [Сборник статей]. Вып.6: Вопросы теории учебника. ‒ М.: Просвещение, 1978. ‒ 256 с.
Проблемы школьного учебника [Сборник статей]. Вып.8: О конструирова­нии учебника. ‒ М.: Просвещение, 1980. ‒ 335 с.
Проблемы школьного учебника [Сборник статей]. Вып.15: Типология школьных учебников. ‒ М.: Просвещение, 1985. ‒256 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий