Тафаев Г.И.
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им.
И.Я.Яковлева»
Цивилизационный символизм в произведениях Петра Хузангая (1907-1970 гг.) и Якова Ухсая (1911-1986 гг.)
Два великих чувашских поэта
Петр Хузангай и Яков Ухсай жили и работали в ХХ веке. Век возрождения чувашской
культуры, истории, государственности. Они не были теоретиками и поклонниками
теории цивилизации, но в своих произведениях показали то, что большинство
советских граждан просто не смогли «прочесть». Исследуя творческое наследие
представленных поэтов, диву даешся их гениальной прозорливости и чутью, которое
они показали в своих произведениях.
Как известно читателю  XXI века, теоретиками цивилизации являлись в мире Н.Я. Данилевский, О.
Шпенглер, А. Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон, в Урало-Поволжском регионе - И.Н.
Смирнов. 
Биографы замечают, что
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), русский ученый-естествоиспытатель,
мыслитель, публицист. Родился 28 ноября (10 декабря) 1822 в с. Оберец
Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в 1842 году Царскосельский лицей,
а затем факультет Петербургского университета. В 1849 получил степень магистра
ботаники. Летом того же года увлечение молодого человека социалистическими
идеями Фурье привело к его аресту. Данилевский провел сто дней в   Петропавловской крепости. 
По Н.Я. Данилевскому: цивилизации имеет свою судьбу, свое предназначение, свою историю.
Исследователь называет стадии цивилизаций: возмужание, дряхление и гибель. Ход
истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Существует многообразие цивилизаций. 
Он предлагает три периода в развитии культурно-исторических
типов:
·     Этнографический (древний) период;
·     Политический (государственный) период;
·     Цивилизационный период.
Н.Я. Данилевский
вводит классификацию цивилизаций: 
·     «первичные»; 
·     «одноосновные»; 
·     «двухосновные»;
·     «объединительная». 
Основные   законы,  
регулирующие   возникновение,   рост  
и   упадок цивилизаций:
1.  Всякое   племя   или семейство народов составляет самобытный
культурно-исторический тип.
2.  Для возникновения и развития цивилизации необходимо, чтобы народ имел
политическую независимость.
3.  Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются
народам других типов. Каждый тип вырабатывает ее для себя.
4.  Для реализации подлинно высокой культуры необходим разнообразный
«этнографический материал».
5.  Развитие культурно-исторических типов имеет три жизненные стадии:
·    
длительный период роста;
·    
период культурного и политического самоопределения;
·    
период цветения;
·    
период плодоношения.
Достигнув расцвета, цивилизация исчерпывает свои силы
и окаменевает, становится   подверженной   неразрешимым   противоречиям,   внутренним конфликтам и утрате веры.
По Н.Я. Данилевскому цивилизации:
·    
рождаются;
·    
возмужают;
·    
дряхлеют;
·    
гибнут.
Таким образом, древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация:
·    
родилась;
·    
достигла расцвета в условиях
Волжско-Камской Болгарии;
·    
не достигнув дряхления
(преодолев раскол и распад по А.Дж. Тойнби) пошла по пути гибели;
·    
моя позиция пошла по пути
«смены цивилизации».
Петр Хузангай (Педер) имеет цикл стихов «Болгарские
стихи». Он интересовался древней и средневековой историей своего народа
(болгаро-чуваш).
В стихотворении «Благе Димитриевой» он писал:
В стране твоей узрев подобье рая, 
И красоту, и стать ее люблю. 
Тебя сестрою младшей называя, 
Заветные слова я оживлю.
У Адала в дубовой роще ветер 
Листвой шумел, мечту мою храня. 
Я думал:
«Есть народ один на свете... 
Была бы счастьем встреча для меня».
Я лик его разгадывал сквозь годы, 
Сквозь мглу легенд,—
и книги столько раз
Мне говорили:
«Древние народы, 
И кровь, и колыбель одни у вас».
Глаза болгар в то время мне казались 
То карими, то синими,—
ведь в них 
Европы простодушие смешалось 
С азийским пылом всадников шальных
Для булгара с дунайским славянином 
Балкан благословенное тепло.
А нас, в леса ушедших к угро- финнах,
От бед укрыло Севера крыло.
И вот в пространстве мысленно витал
я, 
Все дольше жил,
все больше прозревал. 
Тебя, сестра, совсем еще не знал я, 
А увидать и вовсе не мечтал.
Порою, словно образ из сказанья, 
Лицо одно сияло
мне с небес.
И слова ощущал я созреванье, 
И снова сердце жаждало чудес.
Не душу ли без устали манила 
Синь глаз твоих, земную жизнь любя?.. 
И вдруг судьба
мне суть твою открыла-
Болгария беднее без тебя![1]
Обратим внимание на цивилизационный символизм:
·     история (братья);
·     Атал (Волга-прародина);
·     Дуб (символ общей древней религии);
·    
Кровь- общий этнос.
        Я предлагаю научные понятия:
·   религиозная трансформация;
·   территориальная трансформация
1.  Империя хунну.
2.  Империя Аттилы, Великая Болгария, Сувария.
3.  Волжско-Камская Болгария.
4.  Золотая Орда, Казания.
С.П. Хантингтон в произведении «Постижение истории» отмечал, что кровь,
язык, религия, стиль жизни - вот что
было общего у греков и что отличало их от персов и других
не греков. Из всех объективных
элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным, однако, является религия, и на это и делали акцент афиняне. Основные цивилизации в человеческой
истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями
мира; и люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания, могут вести кровопролитные братоубийственные
войны, как это случилось в Ливане,
бывшей Югославии и в Индостане.
·    
Смешение (синтез)
болгар-тюрков со славянами;
·    
Спас болгар-тюрков «укрыло
Севера крыло».
Все шесть позиций автора (П.П. Хузангая)
вписываются в 5 законов Н.Я. Данилевского (рост, самоопределения, цветение,
плодоношение, увядание).
Обратим внимание на концепцию А.Дж. Тойнби.
Исследователь рассматривал всемирную историю как систему условно
выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и
составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по А. Тойнби- замкнутое
общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и
форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того
места, где данное общество первоначально возникло. А. Дж. Тойнби выделяет 21
цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская,
майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная
(в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на
Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская,
юкатанская, вавилонская. Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации
(дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская,
неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.), а
также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены
в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы,
спартанцы, полинезийцы).  В некоторых
случая рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы,
полинезийцы). В некоторых случаях меняющие друг друга цивилизации образуют
последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает
трех. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации.
Таковы последовательности: минойская — эллинская — западная цивилизации,
минойская — эллинская — православная цивилизация, минойская — сирийская —
исламская цивилизации, шумерская — индская — индуистская цивилизации. Учёным
были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и
пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл
цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят
сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии
возникновения, роста, надлома и разложения.
По А.Дж. Тойнби:
·     Белые болгары;
·     Кочевники Великой степи.
Все цивилизации проходят
циклы развития:
·     Рост- генезис;
·     Надлом- распад;
·     Разложение;
·     Смерть.
В произведениях
П.П.Хузангая не сквозит печаль или исчезновение в XXI- XXII в.
чуваш. Вера в ее будущее сквозит в стихотворении «Родина, Благослави!».
Когда родился- звали молодцом, 
А вырос я- считали удальцом, 
Хотя не знал, что суждено судьбою, 
Покуда не окрепла стать моя, 
Не ощущал я связи бытия 
С душой народа и с самим собою.
Исполнилось
семнадцать мне- и вдруг 
Я вздрогнул, прозревая:
он — вокруг, 
он пробужден и
ныне оживает,
Народ родной,—
он  понял, 
что спасен! 
Стряхнув, как
сон, былое горе, он 
Страны свободной
имя принимает.
Звенит кэсле[1]
серебряной струной, 
Звучит  сарнай[2] ,- 
и  солнце  надо 
мной 
Встает, земли просторы согревая... 
О Родина! Меня благослови:
Так молод я, так
сердце ждет любви — 
Его в кэсле
сегодня превращаю.
Не укоряй за то,
что заждалась, 
Прости меня за
то, что лишь сейчас 
Пришел к тебе я,
чтоб мужать с тобой,-
Нам столько лет
дурманили умы, 
Мы осушали ковш
духовной тьмы, 
Нам корни
подрывало время злое.
Отныне силу всю,
что мне дана, 
И душу всю, что
радостью полна, 
Дарю народу я с
зарею ясной. 
Пускай засохнет
молодость цветком, 
Но веком я в
грядущее влеком — 
И песнь, я верю,
будет не напрасной.[2]
Символизм-
чувашской цивилизации (на 1924 г.):
·    
Территория
(Родина);
·    
Душа
(цивилизация предков);
·    
Народ
родной (чувашский этнос);
·    
Кэсле,
сарнай (культура);
·    
Корни
(история, менталитет);
·    
Песнь
(вера в культуру, язык, сохранение чуваш).
Мы
можем увидеть:
1.      
Цикличность
в мировоззрении П. Хузангая: 
нет
вечного: рожденье, жизнь и смерть.
2.      
Уважительное
отношении к религии древних чуваш «Пути дороги» (1934 г.).
Ухабы- ийэ
оголтелая пляска,
Овраги-
язычества желтый оскал, 
Вы- времени
старого
Страшная сказка,
Я вам детей
никогда не пугал.
Метель или пыль?
Все равно- наважденье,
Дороги, где
леший идет по пятам!.. 
Я в бедах искал
не у вас утешенья, 
И, песни слагая,
не вторил я вам.
Лес, в зелени   - летом и осенью —
алый, 
Совиная дрожь в твоих кронах видна. 
Не я — твоя птица.
Ты чужд мне, пожалуй. 
Не я пожелал тебе доброго сна.
Но облик вот этого сонного края, 
Привычность природы, замшелый покой- 
Все сразу нахлынуло,
с маху вонзая
В гортань мою лезвие боли глухой.
О, сколько жестокости, лжи и гордыни 
Вместить умудрился дряхлеющий быт!..
Народ-страстотерпец,
неужто и ныне 
Скажу я: «Во сне отдохнешь от обид»?
Подушки подобием стать не хочу я, 
Перины не жди от меня пуховой. 
Целебной крапивой
тебя обожгу я — 
Согнул до земли тебя труд вековой.
Да, я обожгу — но смятенья не скрою, 
В болящую душу тревога войдет. 
Хитрить никогда я не стану с тобою, 
Заигрывать — тоже.
Я — сын твой, народ. 
Не я — твоя слава,
надежда и греза,
Но рядом с тобой
суждено мне сейчас 
Сжигать устаревшее грудой навоза, 
Вскрывая ошибки, губившие нас.
Не я — твой петух,
но проснулся ты рано. 
И солнцу, и чистому небу ты рад. 
Довольно плестись,
точно в гуще тумана, 
С дымящейся трубкой столетья подряд.
Когда прояснилось вокруг —
зареглазый, 
И я пробудился с тобой наконец. 
Грядущее будет
не пышною фразой — 
Распахнута дверь из избы во дворец.[3]
3.       Использование тотемных и религиозных символов:
·     Конь (кочевник);
·     Ласточка (свобода);
·     Волк (тотем кочевника);
·     Корова (бык) (тотем земледельца и кочевника);
·     Хушпу, тухъя (национальные головные уборы);
·     Языческие названия (религия);
·     Дуб (тотем);
·     Ветла (тотем);
·     Песня («Узорчатый мост», вера).
Родному краю- до
земли поклон 
За то, что
отовсюду кличет он.
Давно мечтал я снова
здесь брести, 
Мост деревянный
встретить на пути.
Покосы
потянулись за мостом — 
Побегать бы, как
в детстве, босиком.
Росой, отяжелившею
пырей, 
Мне окропить бы
душу поскорей.
Ветла склонила
ветви над ручьем — 
В густую тень
упасть бы мне ничком.
«Знай, родники
целебны в Сиктерме!»- 
Односельчане
говорили мне...
Вот за буланым
пегий конь идет — 
Их девушка на
водопой ведет.
Узнала ли меня —пусть
и не ждет —
Или
притворилась, что не узнаёт?
Вот пегий конь
заржал и в тот же миг
Жар удали мне
прямо в грудь проник.
С красавицей бы
на коня сейчас — 
И на скаку
поцеловать хоть раз!
Символизм
чувашской цивилизации (по П.П. Хузангаю):
·    
Земля
(культ земли);
·    
Мост
(переход из мира живых в мир мертвых, культ предков);
·    
Покосы
(степь);
·    
Ветла
(ива, тотем хунну);
·    
Вода
(культ воды- зороастризм);
·    
Конь
(степь- кочевник);
·    
Женщина
(род, народ, дети).
Яков
Ухсай в своих произведениях, как и Петр Хузангай отмечал (видел) символы
древнеболгарской цивилизации. В 1927 г. молодой Яков Ухсай написал
стихотворение «Коврига», где высветил символы древнечувашской цивилизации.
Ешь! — мне отец кусок поднес. 
Я бережно зажал в руке 
Горбушку, или «хлебный нос», 
Сказать на нашем языке.
Ко мне в фабричном платье мать, 
Зардевшаяся, подошла:
— Дай бог, чтоб шли, сынок, дела, 
Чтоб высоко тебе летать!
А батя, весел, возбужден, 
Со мной особо ласков был 
И, будто крепко выпил он, 
Все говорил и говорил.
И все о хлебе:
— Ты его
Без спешки ешь,
без суеты — 
Получишь, сын
мой, от него 
И бодрость и
здоровье ты!
И где бы ни был ты потом,
Сынок, ты забывать не смей, 
Что хлебным и своим пупом 
Ты связан с родиной своей.
И в знак того, что отчий край 
Не позабудешь ты в пути, 
Второй, вот этот каравай
С собой в дорогу захвати,
Возьми его и помни, сын: 
В нем дух твоей родной
земли. 
А съешь — придется — не
один: 
С людьми по-братски раздели.
Не забывай язык родной, 
Обычаев не забывай 
И хлебных крошек, дорогой, 
На твердь-дорогу не роняй.
Еще в прадедовы года 
У нас считалось: хлеб —
живой! 
Для крошки маленькой беда 
Лежать на мертвой мостовой.
Хлеб — сын земли — взращен на ней. 
Чтоб он рождался вновь и вновь, 
Ты высыпь эти крохи ей — 
И душу хлебную, и кровь...
У нас народ суров на суд. 
Не посрами же рода Пртта: 
Пусть с хлебушком в тебя войдут 
Тепло, и свет, и доброта.
Тут в лоб мой пальцем ткнул отец 
И, хитро глянув на меня, 
Спросил, смутив меня вконец, 
Все ль понял и запомнил я.
Потом улыбку он с лица 
Прогнал:
— Но, сын, страшись забыть,
Что выше хлеба и отца
У нас никто не может быть!..
А до того, как дому я 
В последний раз махнул рукой, 
Наполнилась душа моя 
Тревогой смутной и тоской.
Стоял я ночью у ворот, 
Осенней скован тишиной, 
И думал с грустью: жаль, народ 
Все песни перепел весной.
На небо глянул я, и в нем 
Светился длинный млечный
мост, 
Начищенные сентябрем, 
Мерцали мириады звезд.
Глядели звезды свысока, 
Но я не видел в них миров, 
А видел: капли молока 
Белеют на сосках коров.
И, как отец приметил мой, 
Глядевший в небо много лет,—
Дышало небо надо мной,
Как свежевыпеченный хлеб.
И теплым показался мне 
Свет близких звезд не оттого
ль, 
Что были звезды в вышине, 
Как крупная на хлебе соль![4]
Цивилизационный символизм по
Я.Ухсаю: 
·     Хлеб (земледелие);
·     Территория (отчий край- Чувашия);
·     Этносы (сажали хлеб);
·     Язык родной (чувашская культура);
·     Обычаи родные (чувашская культура);
·     Отец (культ предков);
·     Млечный мост (путь, вера в будущее).
Вывод
1.    
 Чувашские поэты П. Хузангай и Я. Ухсай в своих
произведениях показали символы древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации.
2.    
 Они однотипны в произведениях П.Хузангая и Я.
Ухсая.
3.    
 До 70-80 гг. XX
в. еще сохранялась вера в историю, язык и государственность.
4.    
 Для чувашской интеллигенции XXI в. вера в историю, язык и государственность
исчезла. Идет разброд и шатание.  
5.    
 Чувашское общество в XXI веке раскололось на:
·       
чувашистов;
·       
болгаристов;
·       
суваристов;
·       
нигилистов.
Литература
1. Хузангай П.П.
Вечерняя тень- М., 1987. ‒ С. 269-270.
2. Хузангай П.П. Там
же. ‒ С. 15-16.
3. Хузангай П.П. Там
же. ‒ С. 39-40.
4. Ухсай Я. Избранные
произведения. В 2-х. т. Т.1.- М., 1983. ‒ С. 21-22.
Комментариев нет:
Отправить комментарий