Страницы

27 ноября 2011

Цивилизационный символизм в произведениях Константина Иванова (1890-1915 гг.) и Якова Ухсая (1911-1986 гг.)


Тафаев Г.И.
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»

Цивилизационный символизм в произведениях

Константина Иванова (1890-1915 гг.) и Якова Ухсая (1911-1986 гг.)


Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация родилась на степных просторах Азии и предгорьях Саян и Алтая. Восточность цивилизации древнеболгарской сквозит в:
·     Языке;
·     Религии;
·     Менталитете;
·     Культуре;
·     Музыке;
·     Пище;
·     Архитектуре.
Многое впитали праболгары и на Северном Кавказе:
·     Государственное строительство (Империя Аттилы, Болгаро-суварский союз во главе с Боарикс, Великая Болгария  кагана Кубрата, Сувария Алп- Илитвера);
·     Легенда об Улыпе;
·     Древнеболгарская одежда, рунические письмена, орнамент;
·     Многое было перенято у древних греков (визинтийцев) и армян в градостроительстве.
Чувашские архитекторы и археологи отмечают, что градостроительные традиции чувашей в Среднем Поволжье, Причерноморье и на Северном Кавказе, уходят корнями в глубокую древность (V-IX вв). Города и крепости Великой Болгарии и Суварского царства на северном Кавказе (Варачан), Волжской Болгарии (Болгар, Сувар, Ошель, Биляр) и Хазарского каганата (Итиль, Саркел, Варачан, Фанагория) были развитыми центрами торговли и ремесла, куда стекались купцы и караваны с Востока и Европы. Частично сохранившиеся строения (Черная и Белая палаты, минареты, бани и царская усыпальница в Болгаре) являются образцом архитектуры болгарского периода XIII-XIV вв. Города были окружены крепостными стенами с башнями, валом и рвом с водой. Сохранились их описания арабских (ибн-Фадлан, аль-Гарнати) и европейских путешественников.
Большой интерес археологов представляют раскопки болгарских замков (укрепленных городищ), как например, Тигащево, Таяба, Веда Сувар. Многие являлись болгаро-чувашскими, некоторые построены во время Казанского ханства (принадлежали тарханам и мурзам). Они строились из дерева и камня и были окружены рвом и валом.



Цивилизационное влияние:

Восточная цивилизация
Западная цивилизация
Евразийская цивилизация
Волжско-Камской Болгари
Тюркский язык
(R- язык)
Религия
Музыка
Пища
Архитектура
Менталитет
Легенда об Улыпе
Одежда
Архитектура
Военное дело
Орнамент
Религия (христианство, зороастризм)

Военное дело
Одежда, орнамент, руны
Архитектура, жилье
Земледелие
Ремесло
Менталитет
Религия (ислам)

Следует обратить внимание на теоретиков цивилизации. В России теоретиком цивилизации являлся славянофил Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг). Самое известное сочинение Н.Я. Данилевского –«Россия и Европа», оказавшее существенное влияние на Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова. В этой работе Н.Я. Данилевский подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии XIX в., и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на Древность, Средние века и Новое время.
Русский мыслитель считал подобное деление имеющим лишь условное значение и совершенно неоправданно «привязывающим» к этапам европейской истории явления совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения «степени развития» различных форм социальной и культурной жизни он полагал вполне правомерным. Но лишь тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует решению главной задачи культурно-исторического исследования - определению и изучению исторического многообразия «типов развития». «Главное, - писал Данилевский, - должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Понятие «культурно-исторических типов» - центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества.
Н.Я. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем. Он считал  огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру.
Английский историк А.Дж. Тойнби (1889-1975 гг.) активно работал в плане совершенствования теории цивилизации. Биографы исследователя отмечали, что Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee; 14 апреля 1889 - 22 октября 1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории. Удостоен Ордена Кавелеров Почета.
Учился в колледже Винчестер и Бэллиоль в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г., затем в Кингс-колледж, где преподавал историю Средних веков и Византии. В 1913 г. женился на дочери Гилберта Мюррея Розалинде Мюррей (1967). С 1919 по 1924 преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений в Чэтэм-Хаус, директором которого был с 1929 по 1955 гг.
Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлеченного в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.
Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12,1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.
Некоторые чувашские историки продолжают и в XXI в. заявлять, что у «чуваш и других народов России не было цивилизации, мол только русские и татары имели цивилизации». Мы понимаем, что такое утверждение крайне однобокое и не научное.
Мы считаем (К. Иванов, Я.Ухсай, П. Хузангай и др.), что у болгар имелась развитая (классическая) цивилизация. Чувашские историки видят чувашское варварство «худых болгар».
Яков Ухсай отмечал, что в болгарскую эпоху чуваш был «могучий, бодрый и здоровый». Ситуация меняется в условиях «татарщины» ( по К. Иванову). Следует помнить, что чуваши как этнополитический термин появился в 1508 г., а до этого чуваш называли болгар или сувар (суасла).

Символизм ордынской цивилизации по Якову Ухсаю:

Глаза закрою... Тише, дума,
Спи, как младенец, баю-бай!
Передо мной стоит угрюмо
В овчине драной отчий край.

Земля моя, в одежде нищей,
Ох, до чего же ты стара!
Беззубая... Кругом кладбища,
Куда ни глянь — костей гора.[1]

Мы предлагаем свое видение данной эпохи:
·          За 500 лет Волжско- Камской цивилизации древних болгар, данное общество достигло расцвета. За 300 лет ордынской эпохи, после монголо-татарского геноцида произошла-деградация, превращение их в «худых болгар» и возвращение их в варварство (леса, овраги, болота). Произведение Якова Ухсая «Чувашская земля» высвечивает не только историю чувашского народа, но и показывает цивилизационные символы различных исторических эпох болгаро-чувашского народа:
·          Волжско- Камская эпоха;
·          Ордынская эпоха;
·          Российская эпоха.
Обратим внимание на строки из стихотворения Я. Ухсая «Родной язык». Я считаю, что чувашский (древнеболгарский) язык, наличие «худоболгарской» общности и ее аристократии, а также народной веры (язычество) помогло спасти древнеболгарскую цивилизацию.
Поэт отмечает:

Но в час, когда встречаемся с врагами,
Становится иной родная речь;
Тогда она пылает, точно пламя,
Звенит, как обнаженный к бою меч.

Чтоб звал язык на подвиг и победу,
Народ, не раз сражавшийся с врагом,
Сковал тебя из солнечного света
И окунул в гремящий в небе гром.[2]

Цивилизационный символизм спасения в произведениях «Чувашский язык», «Чувашская земля»:
·     Религия (тюркское язычество);
·     Древнеболгарский (чувашский) язык;
·     В бою меч (политика, экономика);
·     Чувашский народ (этнос);
·     Чувашская культура.
Было не сладко чувашам (древним болгарам) в эпоху Золотой Орды и Казании. Обратите внимание на его позицию.

— Идет татарин! — так пугали
Нас, неразумных малышей.
И мы в испуге убегали,
Искали угол потемней.[3]

Ордынская эпоха (1243-1551 гг.) для «худоболгар» (болгаро-чуваш) был геноцидным периодом, который унес до 80 % болгарского (чувашского) населения. У чуваш сохранились выражения «паттăрăн пуç юлнă-тараканăн йер юлпă», «тутар ларна саккине çине саваламасăр ан лар».
Цивилизационный символизм Ордынской эпохи (1234-1551 гг.):
·          В бою меч;
·          Бегство (в испуге убегали);
·          «идет татарин!»;
·          Искали место в лесах («потемней»), болотах, оврагах;
·          «Чувашский язык звал на подвиг» (по Я.Ухсаю).
Вторая причина сохранения древних болгар (чуваш) по Якову Ухсаю вера в язычество (народная религия):

И в день жатвы спозаранок,
Смутной думой удручен,
Нежно-белого барана
Выводил из хлева он.

Чистого, как журавлиный
Глаз, водою ключевой
Поливал отец скотину
С наговором-ворожбой.

Коль баран встряхнулся резво,
Мой отец примете рад!..
В пятницу — барана резал.
В пятницу — таков обряд.

Пятница перед страдою
Праздничной для нас была,—
Сыновья семьей большою
Все садились вкруг стола.

Брезжила заря в окошке.
Но отец, забыв о нас.
Не притрагиваясь к ложке,
Вслух молился в этот час.

Старый, устремив с порога
В темный угол скорбный взор,
Горячо просил у бога
(Помню это до сих пор!):

 «Боже! Семьдесят семь зерен
С каждого зерна пошли!..» —
И склонялся он, покорен,
Пред всевышним до земли...

Серп, как месяц круторогий,
Вскинув на плечо, потом
Шел я пыльною дорого!
В поле дальнее с отцом.[4]

Мы отметили, что К.Иванов прекрасно разбирался в истории и литературе чуваш. Сохранилось произведение «Думы старого леса» (отрывок легенды про чувашского (болгарского) царя). К сожалению, произведение не завершено, но цивилизационный символизм Ордынской эпохи сквозит в маленьком отрывке.[5]

Константин Иванов (1890-1915 гг.)
Яков Ухсай (1911-1986 гг.)
Молодость
Расцвет
Распад
Пришла война
Пришла беда
Лишения
Черные времена
В легенде драной отчий край
Земля моя в одежде нищей
Кругом кладбища
Гора костей

По К.В. Иванову пришла беда - татаризация (после разгрома Волжской Болгарии в 1236 г.).
К. Иванов и Я. Ухсай прекрасно знали (чувствовали) болгаро-чувашскую историю.

Волжско-Камская эпоха древнеболгарской цивилизации.

Константин Иванов
Яков Ухсай
Молодость
Расцвет
Распад (война, лишения, беда)
Книга золотая
Могучий (расцвет)
Бодрый
Здоровый

Символизм языческой цивилизации Константин Иванов показывает в «Нарспи».

Слава богу, я худого
Слова в жизни не слыхал.
Моего покоя даже
Киреметь не нарушал.
Дом мой добрый покровитель
Пирешти оберегал.
Потому меня в деревне
Каждый чтил и почитал.
Был я пюлехом отмечен,
И любил меня харбан.
Синим небом, ясным солнцем
Верный промысел мне дан.
А теперь склонился низко.
Я седою головой.
И твоим поступком черным
Омрачен день светлый мой.[6]

Вывод
1.  По мере трансформации общества цивилизационные символы уходят, заменяются новыми.
2.  Процесс древнеболгарской трансформации занял более двух тысяч лет.
3.  Древнеболгарская цивилизация стала формироваться в Империи хунну, ее развитие продолжалось в Империи Аттилы (носители R- языка), Великой Болгарии, Суварского царства в составе Хазарии, Волжской Болгарии.
4.  Наиболее геноцидными годами (300 лет) для болгар-чуваш были годы Ордынской эпохи (1243-1551 гг.).
5.  К. Иванов, Я. Ухсай увидели все невзгоды, которые обрушились на «худоболгар» (чуваш) в эти страшные годы татаризации и исламизации. [7]

Литература
1.  Ухсай Я. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1983. С.44.
2.  Ухсай Я. Там же- С.63-64.
3.  Ухсай Я. Там же- С.76.
4.  Ухсай Я. Там же- С.65-66.
5.  Иванов К.В. Ҫирнисем пухи. Шупашкар, 1990. С.30-31.
6.  Иванов К.В. Там же- С.181.
7.  Тафаев Г.И. Смена цивилизации- Чебоксары, 2009,
    Тафаев Г.И. Ордынская эпоха древнеболгарской цивилизации. Распад   (монография) ‒ Чебоксары, 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий