Страницы

09 апреля 2012

Роль христианства в трансформации древнеболгарской языческо-мусульманской цивилизации


Тафаев.Г.И.

Роль христианства в трансформации древнеболгарской языческо-мусульманской цивилизации


Древнеболгарская цивилизация в своем историческом развитии прошла пять трансформационных эпох:
·        Алтайская;
·        Северо - Кавказская;
·        Волжско - Камская;
·        Ордынская;
·        Российская.
На всех этапах своего цивилизационного развития древние болгары (праболгары) были носителями различных религий.
Как отмечал английский исследователь А.Дж. Тойнби каждая цивилизация имеет свою душу - свою религию. С.П. Хантингтон  писал, что основой цивилизации является религия. Принадлежность цивилизации к конкретной религии играла и продолжает играть основную (сердцевидную) роль в сохранении цивилизации.
Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация долгое время находилась на стыке цивилизационных конфликтов. Религиозный разлом сказывается и в настоящее время в душе чувашского мира. До I века древнеболгарский мир был в язычестве (народной религии). С приходом болгар и сувар в Европу в конце II- начала III вв. и «оседанием» на территории Северного Кавказа душа соприкоснулась с христианством. В 619 г. часть древних болгар принимает христианство (Орган, каган Кубрат). Великая Болгария стала языческо - христианской цивилизацией. Повторно Алп - Илитвер – царь Суварии в 682 г. принял христианство. Таким образом, прародители чуваш в VII веке дважды принимали христианство. Столетняя хазаро - арабская война принудила уйти болгар, сувар, биляр и часть языческо - христианских хазар на территорию Среднего Поволжья. В IX в. сформировалась Волжская Болгария (Камская). Борьба за души людей продолжалась и в условиях нового государства. В 922 г. часть знати принимает ислам, а более 95 % населения остается в  язычестве. Некоторая часть болгарского населения исповедовала христианство. Убийство Авраамия Болгарского (1229 г.) мусульманами показало, что христианство существовало в  Волжско - Камской Болгарии. Археологи доказали, что в гг. Болгар, Биляр сохранились христианские кладбища, а в г. Биляр фундамент христианской церкви. Некоторые считают, что они принадлежали армянским христианам или русским. Я думаю, что какая- то часть болгар  исповедовала еще с VII века христианство и невзирая на войны и геноцид она сохранила веру в Волжско - Камской Болгарии. Часть болгарской языческо - христианской аристократии переселилась на Русь. В ордынскую эпоху древним болгаро - чувашам пришлось защищать свой язык, свою культуру, религию. Язычникам - болгарам и русским 100 тыс. «полоняникам» приходилось защищать свою душу. В условиях Казанского ханства на Арской и Горной стороне сформировалась прорусская аристократия, которая повела чувашский народ в лоно православной России.
Вхождение языческой Чувашии в состав православной России (июнь 1551 г.) спасло чувашское и марийское население от исламизации и татаризации. Если Чувашия (1551 г.) и Марий Эл (1552 г.) остались бы в составе ханства, а Казань продолжала бы исламскую экспансию в ширь, то, конечно, мордвы, чуваш, марийцев, коми, удмуртов уже давно не было. Россия спасла языческие народы Среднего Поволжья от татаризации. Конечно, не все было гладко,  недаром в составе России, были случаи массового перехода в ислам. Например, около 300 тыс. чуваш, приняв ислам оттатарилось с XVII по 60 г. XIX века.
Что главное совершилось в российскую эпоху для народов Среднего Поволжья?
·                        Народы приняли православие;
·                        Сформировалась городская цивилизация (культура);
·                        Появились города с развитой культурой, торговлей, образованием;
·                        К началу ХХ в. сформировалась этическая православная духовная культура марийцев, чуваш, мордва, коми, удмуртов;
·                        Принятие и закрепление христианства среди «инородцев» спасло их от исламизации и варваризации.
Конечно, в этом благородном деле выдающуюся роль сыграли И.Я. Яковлев (1848-1930 ), школа Н.И. Ильминского (1822-1891), Симбирская чувашская школа. В годы советской власти, к сожалению, было уничтожено 300 тыс. священнослужителей и десятки тысяч православных храмов. В конце ХХ - начале XXI века духовный мир российской цивилизации воспринял, жизнь стала входить в цивилизационное русло.
В XXI веке обозначились существенные проблемы, которые угрожают существованию российской цивилизации. Имеется указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. «Стратегия национальной безопасности  РФ до 2020 года», где отмечаются основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:
·                        уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

·                        уровень роста потребительских цен;
·                        уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
·                        уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
·                        уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
·                        уровень обеспеченности военными и инженерно- техническими кадрами.
Но мы считаем, что в понятие национальной безопасности следует включать демографическую политику, межнациональную политику,  межконфессиональную политику.
Успешная реализации всех трех направлений, конечно, могут усилить и сохранить российскую цивилизацию. Необходимо продолжить формирование российского народа и главное, конечно - это православизация  души народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий