Страницы

22 апреля 2012

Влияние природно – географического фактора на процесс трансформации древнеболгарской цивилизации


Тафаев Г.И.

 

Влияние природно – географического фактора на процесс трансформации древнеболгарской цивилизации


Выносимые научные проблемы:
·     Географические факторы;
·     Трансформация;
·     Цивилизация.
История древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации уходит корнями в Центральную Азию. Природно - географические факторы в Азии имели свои особенности. Благоприятные или неблагоприятные природно- климатические условия «принуждали» кочевников к перемещению своих орд на другие территории. Исследователь Н.Н. Крадин в монографии «Империя хунну» обращает внимание читателя на влияние географических факторов на хозяйственную деятельность хунну.
С востока на запад более 1000 ли тянутся горы Иньшань, покрытые роскошной травой и густым лесом, изобилующим птицей и зверем. Именно среди этих гор шаньюй Маодунь нашел себе прибежище, здесь он изготовлял луки и стрелы, отсюда совершал набеги, и это был его заповедник для разведения диких птиц и зверей» [1].
Климатически условия позволили хунну не ограничивать численность населения. Например, численность номадов, кочевавших на территории Монголии в хуннскую эпоху, могла составлять 350-800 тыс. человек.
Однако необходимо иметь в виду, что в период расцвета хунну территория империи не ограничивалась Халхой, а включала Внутреннюю Монголию, Ордос, территории Синьцзяна. В состав хуннской армии входило население зависимых от империи народов Маньчжурии, Забайкалья, Саяно-Алтая, Тувы. На рубеже III- II вв. до н.э. на сторону хунну перешло много ханьских военачальников различных рангов. Если вспомнить, что количество монголов юаньского времени оценивается разными исследователями в пределах 1-2,5 млн. номадов, что сопоставимо с ойратско-джунгарским периодом истории Монголии, то численность Хуннской империи в 1-1,5 млн. человек не покажется сверхневероятной.
Точно так же была рассчитана вероятная численность кочевого населения юго-западного Забайкалья. В хуннское время на этой территории могло кочевать от 12 до 26 тыс. номадов. В военном отношении это от 2-3 до 5 «тысяч» лучников. Можно предположить, что в совокупности с земледельческим населением они представляли самостоятельное воинское подразделение с военачальником в ранге так называемого «слабого» ванъци (темника), имевшего в подчинении около 5-7 тыс. воинов  [2].
В последующее геополитики говорили о большом влиянии географического фактора на процесс или регресс общества (империй и других государств). Исследователи отмечают, что суждения относительно того, что жизнь государств и народов во всем ее разнообразии в большой степени обусловлена географическим окружением и климатом, - сопровождают социальное бытие человека на протяжении всей его истории. Фридриху Ратцелю предшествовало большое число философов, ученых, политических мыслителей, задолго до него обративших внимание на воздействие географических факторов на политические процессы и события. Сами геополитики часто утверждали, что Монтескье, Гердер, немецкие географы Карл Риттер, Фердинанд фон Рихтхо-фен и другие видные ученые принадлежат к ряду их предков. Развернутые социологические системы в русле географической школы были созданы в XIX веке такими авторами, как Г.Т. Бокль, В. Кузен, Э. Ренан, И. Тэн.
О географическом сырьевом факторе российский исследователь В.В. Викторов писал, что не менее важной задачей остается проблема преодоления разры­ва в уровне социально-экономического и культурного развития между «золотой десяткой» государств и слаборазвитыми странами, в кото­рых проживает большая часть населения планеты. Эти страны об­ладают значительными запасами природных ресурсов, но произво­дят меньшую часть общемирового внутреннего валового продукта. Низкий уровень развития производства в них порождает массовую бедность, неплатежеспособность, социальную нестабильность, аг­рессивность, зависть. Подобное состояние стран так называемого «третьего мира» — источник нестабильности и социальной напря­женности. И тем не менее развитые страны романо-германской цивилизации продолжают использовать их ресурсы и возможности для поддержания своего несравнимо более высокого жизненного уровня. В связи с вышеназванными проблемами возникает вопрос о месте и роли российской (русско-православной) цивилизации, имеющей многовековую историю и немало сделавшей для человечества [3].
Историки и геополитики всегда подчеркивали три фактора:
·        Географический;
·        Сырьевой;
·        Демографический.
Исследователи считают, что история развития идей географического детерминизма отражает историю постепенного пространственного «уплотнения» Земли с той поры, когда пространство было во многих своих частях еще свободно, не обжито, не поделено, через этапы постепенного его заселения, освоения, завоевания и разделения между государствами и народами вплоть до нынешнего времени, когда все заселено, все обжито, все поделено, когда государства не могут уже позволить себе роскошь решать свои демографические проблемы путем свободного выплеска избыточного населения в отдаленные земли, а недостаток сырья или рынков - путем аннексии отдаленных земель.
В соответствии с классическими, восходящими к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось,  что  развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы – «отец медицины» Гиппократ, «отец истории» Геродот римский историк Полибий и многие другие.
Например, можно обратиться к истории Империи хунну. Так, Н.Н. Крадин считает, что причинами переселения хунну (гуннов) в Европу были следующие:
·Вторжения китайских войск;
·Гражданская война;
·Климатические условия;
·Падеж скота, эпидемии;
·Перенаселение территории (до 3 млн. человек).
Позиция о переселении Северного Кавказа в Великой Болгарии высказывает исследователь Е.Енькка. данные позиции сходны с геополитиками. Исследователи пишут, что вместе с развитием цивилизации, ростом числа городов-государств и их населения возникали и чисто геополитические проблемы: необходимость расширения  жизненного пространства для увеличивающегося населения, колонизация свободных территорий по всему периметру Средиземноморья с целью сброса избыточного населения, пограничный проблемы и другие.  Решать их приходилось нередко путем войн с соседями. Известный им мир они стали делить   в   соответствии  с  климатическими  условиями.   Древнегреческий мыслитель Парменида (VI в. до н.э.) выдвинул теорию пяти температурных зон или поясов: один жаркий, два холодных и два промежуточных. Опираясь на теорию Парменида, Аристотель (384 - 322 до н.э.) утверждал силовое превосходство промежуточной зоны, заселенной греками. Уже в наше время теория   климатических   поясов   приобрела   новое   звучание.   Широкое распространение получила точка зрения, что история создавалась в пространстве между 20-м и 60-м градусами северной широты, то есть в Северном полушарии, где расположена большая часть земной суши. Политическая энергия мира генерировалась в основном в умеренных климатических зонах, и исторические центры притяжения сдвигались в направлении с юга на север, но опять-таки только в пределах этой зоны. Речные цивилизации Месопотамии и Египта сменились городами-государствами Греции, затем Римской империей. Все древние цивилизации располагались в границах между 20-м и 45-м градусами северной широты. Культурные и политические центры Европы, России, Соединенных Штатов и Японии размещаются между 45-м и 60-м градусами северной широты в прохладно-умеренной зоне.
История древнеболгарской цивилизации вписываются в три климатические зоны:
1.  Территория Алтая и Саян;
2.  Северный Кавказ и Причерноморья;
3.  Средняя Волга (Волжская Болгария).
Условия Алтая сходны с территорией Средней Волги. Исключение отсутствие землетрясений. Северный Кавказ климат умеренный (теплые земли).


 






Волжская                    Великая                        Империя
Болгария                    Болгария                        Хунну

С.А. Плетнева о приходе и хозяйстве «осевших» кочевников (болгар, сувар, барсил, хазар) в книге «Кочевники Средневековья» писала, что кочевники действительно надвигались как туча, уничтожая все на своем пути. Впечатление неохватности, необычайного мо­гущества наступающих степняков объяснялось тем, что это не был поход отдельной дружины или какого-то более или менее организованного войска. Наступало все насе­ление со своими стадами, кибитками, полными детей и женщин, с огромным количеством всадников — мужчин всех возрастов и молодых женщин (незамужних). Участие в войне, в войске «было правом и обязанностью всех сво­бодных»,— писал Б. Д. Греков. Такое положение могло быть только в тот период социального развития общества, который классики марксизма определили как военную демократию. Таким образом, мы с полным правом мо­жем говорить, что общественные отношения двигавшейся по степям громады находились уже на этой сравнительно высокой стадии общественного развития, для которой ха­рактерны, как мы знаем, социально-политические объеди­нения типа союзов племен. Возглавлялись они, как пра­вило, наиболее сильными и активными представителями влиятельных богатых родов, принадлежавших обязатель­но к тому объединению или племени, которое начало нашествие.
Обычно движение, направленное на захват новых зе­мель, начиналось из определенного района степи, где в данный исторический период произошли события, вы­звавшие его (географические, климатические или чаще всего политические катаклизмы [4].
Далее исследователь отмечает, что интересно, что с переходом степного населения к первой стадии кочевания менялся не только их собственный этнолингвистический и культурный облик, существенно изменялся и состав стада. Наиболее ценным видом скота становилась лошадь, необходимая и для всадников и для тягла. Огромные табуны пускались в зимнюю пору на пастбища первыми. Они разбивали наст и выкапывали траву. За ними пускали неприхотливых и терпеливых овец и коз. Крупный рогатый скот, значительно хуже переносивший длительные перекочевки и зимние бескор­мицы, видимо, специально не разводили, а использовали периодически, когда удавалось угнать его у соседей или отобрать у побежденных.
Византиец Клавдий Клавдиан в описании бедствии, принесенных в его страну гуннами, подчеркнул несчастья не только людей, но и угнанного на чужбину скота: «Захваченный скот, уведенный из родных хлевов, пьет на Кавказе мерзлую воду и меняет пастбища Аргея на скифские леса» [5].
 Обратите внимание:
·        Лошади;
·        Рабочий скот;
·        Мерзлая вода (зима);
·        Скифские леса;
·        Земледелие.
С.А. Плетнева указывает на высокоразвитое земледелие болгар,    сувар, алан в Хазарском Каганате.
Земледелие было, несомненно, высокоразвитым, хотя оросительных каналов в Подонье не обнаружено. Думает­ся, что последние и не были там нужны, поскольку реки Подонья многоводны, а климат и без орошения вполне подходит для возделывания самых разнообразных куль­тур. Помимо возделывания хлебных культур, население Подонья занималось, как и в Дагестане, садоводством, огородничеством, а на нижнем Дону — виноградарством.
Судя по остаткам костей на повелениях, открытых на территории Хазарского каганата, жители разводили все виды скота, типичные для развитого скотоводства, даже ослов и верблюдов. Естественно, что в районах, где кочевание сохранилось на второй стадии, в стаде преобла­дали овцы и лошади, а в районах .развитого земледелия — крупный рогатый скот и свиньи.
Всюду па поселениях появлялось ремесло, сначала домашнее, затем постепенно выделяющееся в отдельную отрасль хозяйства. Возникновение выделившихся ремесел вело к развитию внутренней торговли. Внешняя торговля со странами Закавказья, Передней и Средней Азии, с крымскими провинциями Византии и с самой Визан­тийской империей была очень оживленной.
Помимо обычных неукрепленных поселений и замков, в каганате было несколько более или менее крупных го­родов. Самым большим среди ниве, был Итиль — столица государства,, выросший из ставки кагана и во все время жизни этого государства остававшийся зимовищем хазар­ской знати, продолжавшей кочевать в течение семи ме­сяцев в году.
В городе каган владел изолированной от остальной территории крепостью. Она и была, очевидно, тем воен­но-административным ядром, вокруг которого вырос за­тем ремесленный и торговый центр всего государства. Итиль располагался на нижней Волге. В нижнем течении Дона находился еще один известный в средневековых источниках город — Саркел, раскопки которого показали, что это был не очень большой город, хотя через него и проходили степные торговые пути: с юга на север — су­хопутный, с запада на восток — речной. Кроме этих городов, выросших из каганских крепостей, на берегу Азовского моря и в Крыму хазарскому правительству при­надлежало несколько древних портов, усиленно отстраи­вавшихся и населявшихся в период расцвета Хазарского каганата [6].
Что мы можем отметить:
·                        Развитое земледелие;
·                        Скотоводство;
·                        Виноградарство;
·                        Крупный рогатый скот;
·                        Держали (болгары) свиней;
·                        Развитие ремесла;
·                        Города Саркел и Атал (Идель);
·                        Реки (рыболовство);
·                        Морская торговля.
Природно - климатические условия в Великой Болгарии и Хазарском каганате позволял вести развитое земледелие и скотоводство. Недаром в болгаро - чувашском эпосе Улып (Олып) говорится об охоте, поселениях, захватах большого количества скота и богатства, захват людей.
О географическом факторе писали Гиппократ, Платон, Полибий и т.д. обратим внимание на их позиции.
«Отец медицины» Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.) в сочинении «О воздухе, водах и местностях» проводил идею о влиянии географических условий и климата на особенности человеческого организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Позднее в географические концепции стали добавлять пространства суши и моря как важные характеристики для сравнения положения одних государств по отношению к другим. На них обратил внимание еще Аристотель. В своей «Политике» он дает весьма примечательную геополитическую, сказали бы мы сейчас, оценку достоинств Крита, позволивших ему возвыситься. «Остров Крит, - пишет он, - как бы предназначен природой к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой - от Азии, именно от Триопийской местности и Родоса. Вот почему Минос и утвердил свою власть над морем, а из островов - одни подчинил своей власти, другие населил…»
Таким образом, мы можем отметить:
·                        Воздух;
·                        Воды теплые;
·                        Поселения у воды, моря (у болгар (чуваш) поселения всегда строились у воды ( рек, озер).
Интересна позиция Ибн Хальдуна. Так по теории Ибн Хальдуна, - климат только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (то есть стран, прилегающих к экватору) не имеют побудительных причин для развития культуры, так как они не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде: жители холодных северных стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, литературой и искусствами.
Ибн Хальдун изложил также свою теорию исторических циклов, согласно которой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие, по его мнению, физическими и моральными превосходствами перед оседлым населением, особенно перед горожанами. Именно поэтому, с точки зрения Ибн Хальдуна, кочевники периодически захватывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через 3-4 поколения потомки утрачивают свои положительные качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется.
Как известно из истории наибольшего развития в Среднем Поволжье достигла городская цивилизация Волжско - Камской Болгарии (до 1236 г.).
Монголо - татарская агрессия сменила земледельческую цивилизацию. Конечно, она не исчезла, но потери были чудовищными (до 80 % населения уничтожено было татаро - кыпчаками). Ибн Хальдун оправдывает такие геноцидные погромы (циклы истории).
Боден Монтескье сделал упор на влияние климата, также отметив значение 1) пространства, 2)почвы, 3)культуры, 4)экономики в качестве формирующих история элементов. Монтескье не ограничился суждением лишь о значимости условий физической среды, но и прямо указал на необходимость того, чтобы законы страны соответствовали этим условиям.
Таким образом, можно отметить:
·                        Волжская Болгария имела свое пространство;
·                        Волжская Болгария имела хорошую (черноземную) почву;
·                        Волжская Болгария имела свою языческо - исламскую культуру;
·                        Волжская Болгария была носительницей R- языка (болгаро - чувашского типа);
·                        Волжская Болгария имела свою экономику, развитое ремесло, свою отлаженную торговлю;
·                        Климат в Среднем Поволжье благоприятствовал земледелию, развитию лесов, пастбищ.

Литература.
1.  Крадин, Н.Н. Империя Хунну/ Н.Н. Крадин – М., 2001. – С.41.
2.  Там же – С.79.
3.  Викторов, В.В. Российская цивилизация/ В.В. Викторов – М., 2009. – С.12.
4.  Плетнева, С.А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей/ С.А. Плетнева – М., 1982, - С.14.
5.  Плетнева, С. А. Там же – С.16.
6.  Плетнева, С. А. Там же – С.101-102.

Комментариев нет:

Отправить комментарий