Тафаев Г.И.
Влияние природно – географического фактора на процесс трансформации древнеболгарской цивилизации
Выносимые
научные проблемы:
· Географические факторы;
· Трансформация;
· Цивилизация.
История
древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации уходит корнями в Центральную
Азию. Природно - географические факторы в Азии имели свои особенности.
Благоприятные или неблагоприятные природно- климатические условия «принуждали»
кочевников к перемещению своих орд на другие территории. Исследователь Н.Н.
Крадин в монографии «Империя хунну» обращает внимание читателя на влияние
географических факторов на хозяйственную деятельность хунну.
С востока на
запад более 1000 ли тянутся горы Иньшань, покрытые роскошной травой и густым
лесом, изобилующим птицей и зверем. Именно среди этих гор шаньюй Маодунь нашел
себе прибежище, здесь он изготовлял луки и стрелы, отсюда совершал набеги, и
это был его заповедник для разведения диких птиц и зверей» [1].
Климатически
условия позволили хунну не ограничивать численность населения. Например,
численность номадов, кочевавших на территории Монголии в хуннскую эпоху, могла
составлять 350-800 тыс. человек.
Однако необходимо иметь в виду, что в период расцвета
хунну территория империи не ограничивалась Халхой, а включала Внутреннюю
Монголию, Ордос, территории Синьцзяна. В состав хуннской армии входило
население зависимых от империи народов Маньчжурии, Забайкалья, Саяно-Алтая,
Тувы. На рубеже III- II вв. до н.э. на сторону хунну перешло много ханьских военачальников
различных рангов. Если вспомнить, что количество монголов юаньского времени
оценивается разными исследователями в пределах 1-2,5 млн. номадов, что
сопоставимо с ойратско-джунгарским периодом истории Монголии, то численность
Хуннской империи в 1-1,5 млн. человек не покажется сверхневероятной.
Точно так же была рассчитана вероятная численность
кочевого населения юго-западного Забайкалья. В хуннское время на этой
территории могло кочевать от 12 до 26 тыс. номадов. В военном отношении это от
2-3 до 5 «тысяч» лучников. Можно предположить, что в совокупности с
земледельческим населением они представляли самостоятельное воинское
подразделение с военачальником в ранге так называемого «слабого» ванъци (темника), имевшего в
подчинении около 5-7 тыс. воинов [2].
В последующее геополитики говорили о большом влиянии
географического фактора на процесс или регресс общества (империй и других
государств). Исследователи отмечают, что
суждения относительно того, что жизнь государств и народов во всем ее
разнообразии в большой степени обусловлена географическим окружением и
климатом, - сопровождают социальное бытие человека на протяжении всей его
истории. Фридриху Ратцелю предшествовало большое число философов, ученых,
политических мыслителей, задолго до него обративших внимание на воздействие
географических факторов на политические процессы и события. Сами геополитики
часто утверждали, что Монтескье, Гердер, немецкие географы Карл Риттер,
Фердинанд фон Рихтхо-фен и другие видные ученые принадлежат к ряду их предков.
Развернутые социологические системы в русле географической школы были созданы в
XIX веке такими авторами, как Г.Т. Бокль, В. Кузен, Э. Ренан, И. Тэн.
О географическом сырьевом факторе российский
исследователь В.В. Викторов писал, что не менее важной задачей остается
проблема преодоления разрыва в уровне
социально-экономического и культурного развития между «золотой десяткой»
государств и слаборазвитыми странами, в которых проживает большая часть
населения планеты. Эти страны обладают значительными запасами природных
ресурсов, но производят меньшую часть общемирового внутреннего валового
продукта. Низкий уровень развития производства в них порождает массовую
бедность, неплатежеспособность, социальную нестабильность, агрессивность,
зависть. Подобное состояние стран так называемого «третьего мира» — источник
нестабильности и социальной напряженности. И тем не менее развитые страны
романо-германской цивилизации продолжают использовать их ресурсы и возможности
для поддержания своего несравнимо более высокого жизненного уровня. В связи с
вышеназванными проблемами возникает вопрос о месте и роли российской
(русско-православной) цивилизации, имеющей многовековую историю и немало
сделавшей для человечества [3].
Историки и геополитики всегда подчеркивали три
фактора:
·
Географический;
·
Сырьевой;
·
Демографический.
Исследователи
считают, что история развития идей географического детерминизма отражает
историю постепенного пространственного «уплотнения» Земли с той поры, когда
пространство было во многих своих частях еще свободно, не обжито, не поделено,
через этапы постепенного его заселения, освоения, завоевания и разделения между
государствами и народами вплоть до нынешнего времени, когда все заселено, все
обжито, все поделено, когда государства не могут уже позволить себе роскошь
решать свои демографические проблемы путем свободного выплеска избыточного
населения в отдаленные земли, а недостаток сырья или рынков - путем аннексии
отдаленных земель.
В соответствии с классическими, восходящими к глубокой
древности представлениями географического детерминизма считалось, что
развитие человеческого общества зависит исключительно от географических
факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного
и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в
первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые
общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы – «отец
медицины» Гиппократ, «отец истории» Геродот римский историк Полибий и многие другие.
Например, можно обратиться
к истории Империи хунну. Так, Н.Н. Крадин считает, что причинами переселения
хунну (гуннов) в Европу были следующие:
·Вторжения китайских войск;
·Гражданская война;
·Климатические условия;
·Падеж скота, эпидемии;
·Перенаселение территории (до
3 млн. человек).
Позиция о переселении
Северного Кавказа в Великой Болгарии высказывает исследователь Е.Енькка. данные
позиции сходны с геополитиками. Исследователи пишут, что вместе с развитием
цивилизации, ростом числа городов-государств и их населения возникали и чисто
геополитические проблемы: необходимость расширения жизненного пространства для увеличивающегося
населения, колонизация свободных территорий по всему периметру Средиземноморья
с целью сброса избыточного населения, пограничный проблемы и другие. Решать их приходилось нередко путем войн с
соседями. Известный им мир они стали делить
в соответствии с
климатическими условиями. Древнегреческий мыслитель Парменида (VI в. до н.э.) выдвинул теорию пяти температурных зон или поясов: один
жаркий, два холодных и два промежуточных. Опираясь на теорию Парменида,
Аристотель (384 - 322 до н.э.) утверждал силовое превосходство промежуточной
зоны, заселенной греками. Уже в наше время теория климатических поясов
приобрела новое звучание.
Широкое распространение получила точка зрения, что история создавалась в
пространстве между 20-м и 60-м градусами северной широты, то есть в Северном
полушарии, где расположена большая часть земной суши. Политическая энергия мира
генерировалась в основном в умеренных климатических зонах, и исторические
центры притяжения сдвигались в направлении с юга на север, но опять-таки только
в пределах этой зоны. Речные цивилизации Месопотамии и Египта сменились
городами-государствами Греции, затем Римской империей. Все древние цивилизации
располагались в границах между 20-м и 45-м градусами северной широты.
Культурные и политические центры Европы, России, Соединенных Штатов и Японии
размещаются между 45-м и 60-м градусами северной широты в прохладно-умеренной
зоне.
История
древнеболгарской цивилизации вписываются в три климатические зоны:
1. Территория Алтая и Саян;
2. Северный Кавказ и Причерноморья;
3. Средняя Волга (Волжская Болгария).
Условия Алтая сходны с территорией Средней Волги. Исключение отсутствие
землетрясений. Северный Кавказ климат умеренный (теплые земли).
Волжская
Великая
Империя
Болгария
Болгария
Хунну
С.А. Плетнева о приходе и хозяйстве «осевших» кочевников (болгар, сувар,
барсил, хазар) в книге «Кочевники Средневековья» писала, что кочевники
действительно надвигались как туча, уничтожая все на своем пути. Впечатление
неохватности, необычайного могущества наступающих степняков объяснялось тем,
что это не был поход отдельной дружины или какого-то более или менее
организованного войска. Наступало все население со своими стадами, кибитками,
полными детей и женщин, с огромным количеством всадников — мужчин всех
возрастов и молодых женщин (незамужних). Участие в войне, в войске «было правом
и обязанностью всех свободных»,— писал Б. Д. Греков. Такое положение могло
быть только в тот период социального развития общества, который классики
марксизма определили как военную демократию. Таким образом, мы с полным правом
можем говорить, что общественные отношения двигавшейся по степям громады
находились уже на этой сравнительно высокой стадии общественного развития, для
которой характерны, как мы знаем, социально-политические объединения типа
союзов племен. Возглавлялись они, как правило, наиболее сильными и активными
представителями влиятельных богатых родов, принадлежавших обязательно к тому
объединению или племени, которое начало нашествие.
Обычно движение,
направленное на захват новых земель, начиналось из определенного района степи,
где в данный исторический период произошли события, вызвавшие его
(географические, климатические или чаще всего политические катаклизмы [4].
Далее исследователь отмечает, что интересно, что с
переходом степного населения к первой стадии кочевания менялся не только их
собственный этнолингвистический и культурный облик, существенно изменялся и состав стада. Наиболее ценным видом
скота становилась лошадь, необходимая и для всадников и для тягла. Огромные
табуны пускались в зимнюю пору на пастбища первыми. Они разбивали наст и
выкапывали траву. За ними пускали неприхотливых и терпеливых овец и коз.
Крупный рогатый скот, значительно хуже переносивший длительные перекочевки и
зимние бескормицы, видимо, специально не разводили, а использовали
периодически, когда удавалось угнать его у соседей или отобрать у побежденных.
Византиец Клавдий Клавдиан в описании бедствии,
принесенных в его страну гуннами, подчеркнул несчастья не только людей, но и
угнанного на чужбину скота: «Захваченный скот, уведенный из родных хлевов, пьет
на Кавказе мерзлую воду и меняет пастбища Аргея на скифские леса» [5].
Обратите
внимание:
·
Лошади;
·
Рабочий скот;
·
Мерзлая вода (зима);
·
Скифские леса;
·
Земледелие.
С.А. Плетнева указывает на высокоразвитое земледелие
болгар, сувар, алан в Хазарском Каганате.
Земледелие было, несомненно, высокоразвитым, хотя
оросительных каналов в Подонье не обнаружено. Думается, что последние и не были там нужны,
поскольку реки Подонья многоводны, а климат и без орошения вполне подходит для
возделывания самых разнообразных культур. Помимо возделывания хлебных культур,
население Подонья занималось, как и в Дагестане, садоводством, огородничеством,
а на нижнем Дону — виноградарством.
Судя по остаткам костей на повелениях, открытых на
территории Хазарского каганата, жители разводили все виды скота, типичные для
развитого скотоводства, даже ослов и верблюдов. Естественно, что в районах, где
кочевание сохранилось на второй стадии, в стаде преобладали овцы и лошади, а в
районах .развитого земледелия — крупный рогатый скот и свиньи.
Всюду па
поселениях появлялось ремесло, сначала домашнее, затем постепенно выделяющееся
в отдельную отрасль хозяйства. Возникновение выделившихся ремесел вело к
развитию внутренней торговли. Внешняя торговля со странами Закавказья, Передней
и Средней Азии, с крымскими провинциями Византии и с самой Византийской
империей была очень оживленной.
Помимо обычных неукрепленных поселений и замков, в
каганате было несколько более или менее крупных городов. Самым большим среди
ниве, был Итиль — столица государства,, выросший из ставки кагана и во все
время жизни этого государства остававшийся зимовищем хазарской знати,
продолжавшей кочевать в течение семи месяцев в году.
В городе каган
владел изолированной от остальной территории крепостью. Она и была, очевидно,
тем военно-административным ядром, вокруг которого вырос затем ремесленный и
торговый центр всего государства. Итиль располагался на нижней Волге. В нижнем
течении Дона находился еще один известный в средневековых источниках город —
Саркел, раскопки которого показали, что это был не очень большой город, хотя
через него и проходили степные торговые пути: с юга на север — сухопутный, с
запада на восток — речной. Кроме этих городов, выросших из каганских крепостей,
на берегу Азовского моря и в Крыму хазарскому правительству принадлежало
несколько древних портов, усиленно отстраивавшихся и населявшихся в период
расцвета Хазарского каганата [6].
Что мы можем
отметить:
·
Развитое земледелие;
·
Скотоводство;
·
Виноградарство;
·
Крупный рогатый скот;
·
Держали (болгары) свиней;
·
Развитие ремесла;
·
Города Саркел и Атал (Идель);
·
Реки (рыболовство);
·
Морская торговля.
Природно -
климатические условия в Великой Болгарии и Хазарском каганате позволял вести
развитое земледелие и скотоводство. Недаром в болгаро - чувашском эпосе Улып
(Олып) говорится об охоте, поселениях, захватах большого количества скота и
богатства, захват людей.
О географическом
факторе писали Гиппократ, Платон, Полибий и т.д. обратим внимание на их
позиции.
«Отец медицины»
Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.) в сочинении «О воздухе, водах и
местностях» проводил идею о влиянии географических условий и климата на
особенности человеческого организма, свойства характера жителей и даже на
общественный строй. Позднее в географические концепции стали добавлять
пространства суши и моря как важные характеристики для сравнения положения
одних государств по отношению к другим. На них обратил внимание еще Аристотель.
В своей «Политике» он дает весьма примечательную геополитическую, сказали бы мы
сейчас, оценку достоинств Крита, позволивших ему возвыситься. «Остров Крит, -
пишет он, - как бы предназначен природой к господству над Грецией, и
географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг
которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он
находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой - от Азии, именно от
Триопийской местности и Родоса. Вот почему Минос и утвердил свою власть над
морем, а из островов - одни подчинил своей власти, другие населил…»
Таким образом,
мы можем отметить:
·
Воздух;
·
Воды теплые;
·
Поселения у воды, моря (у болгар (чуваш) поселения
всегда строились у воды ( рек, озер).
Интересна позиция Ибн Хальдуна. Так по теории Ибн
Хальдуна, - климат только в странах с умеренным климатом люди способны
заниматься культурной деятельностью, а жители юга (то есть стран, прилегающих к
экватору) не имеют побудительных причин для развития культуры, так как они не
нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в
готовом виде: жители холодных северных стран, наоборот, затрачивают всю свою
энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ;
следовательно, они не имеют времени для занятия науками, литературой и
искусствами.
Ибн Хальдун изложил также свою теорию исторических циклов, согласно
которой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются
кочевники, обладающие, по его мнению, физическими и моральными превосходствами
перед оседлым населением, особенно перед горожанами. Именно поэтому, с точки
зрения Ибн Хальдуна, кочевники периодически захватывают страны с оседлым
населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через 3-4
поколения потомки утрачивают свои положительные качества; тогда из степей и
пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется.
Как известно из истории наибольшего развития в Среднем Поволжье достигла
городская цивилизация Волжско - Камской Болгарии (до 1236 г.).
Монголо - татарская агрессия сменила земледельческую цивилизацию.
Конечно, она не исчезла, но потери были чудовищными (до 80 % населения
уничтожено было татаро - кыпчаками). Ибн Хальдун оправдывает такие геноцидные
погромы (циклы истории).
Боден Монтескье сделал упор на влияние климата, также отметив значение 1)
пространства, 2)почвы, 3)культуры, 4)экономики в качестве формирующих история
элементов. Монтескье не ограничился суждением лишь о значимости условий
физической среды, но и прямо указал на необходимость того, чтобы законы страны соответствовали
этим условиям.
Таким образом, можно отметить:
·
Волжская Болгария имела свое
пространство;
·
Волжская Болгария имела
хорошую (черноземную) почву;
·
Волжская Болгария имела свою
языческо - исламскую культуру;
·
Волжская Болгария была
носительницей R- языка (болгаро - чувашского типа);
·
Волжская Болгария имела свою
экономику, развитое ремесло, свою отлаженную торговлю;
·
Климат в Среднем Поволжье
благоприятствовал земледелию, развитию лесов, пастбищ.
Литература.
1. Крадин, Н.Н. Империя Хунну/ Н.Н. Крадин – М.,
2001. – С.41.
2. Там же – С.79.
3. Викторов, В.В. Российская цивилизация/ В.В.
Викторов – М., 2009. – С.12.
4. Плетнева, С.А. Кочевники Средневековья. Поиски
исторических закономерностей/ С.А. Плетнева – М., 1982, - С.14.
5. Плетнева, С. А. Там же – С.16.
6. Плетнева, С. А. Там же – С.101-102.
Комментариев нет:
Отправить комментарий