Страницы

10 июля 2014

В.Д. ДИМИТРИЕВ О БОЛГАРО-ЧУВАШСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ЕЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

ТАФАЕВ Г. И.

В.Д. ДИМИТРИЕВ О БОЛГАРО-ЧУВАШСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ЕЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

И зачем перед сном гадать...
Жизнь бесцелья штыком пронзена.
 Поутру побрести опять
 В земотдел мне походкой сонной.
И в чернильнице сушью душа
 Будет киснуть весь день, - и только
 Мне в ответ целый день в ушах
 Ремингтон будет скукой щелкать.
Михаил Сеспель

В последние 70 лет в Урало-Поволжском регионе булгаризм (болгаризм) приобрел форму политико-идеологической экспансии.



      Хронологии консолидации и закрепления болгаризма:
1. XVIIIXIX вв.;
2. начало XX в. до 30 г. XX в.;
3. 1944 – 1984 гг. XX в.;
4. 1985-1995 гг. XX в.;
5. с 1996 по 2006 гг.;
6. с 2007 по настоящее время.
В.Д. Димитриев дает свою хронологию:
1. до 40 г. XX в.;
2. с 40-50-х гг. до 80-х гг. XX в.;
3. с 80 по 90 гг. XX в.;
4. с 1992-2012 гг.
По данной хронологии автор анализирует позицию ученых казанской исторической школы. Я бы разделил понятия:
- позицию болгаро-татарской исторической школы;
- позицию татаро-ордынской исторической школы;
- общее, конечно «казанская историческая школа».
Наиболее жесткое противостояние как внутри, так и с чувашской исторической школой начинается с 40 г. XX в. Данное противостояние связано с известным сталинским постановлением ЦК ВКП (б) от 1944 г. Второй период начинается с 90 г. XX века, когда была ликвидирована внутренняя цензура и распад СССР ускорил сепаратистские тенденции- децентрализацию РФ. Активизировались все антироссийские силы и процесс пошел. Формой консолидации «дестабилизаторов» стал необолгаризм в Татарстане и «суваризм» в Чувашской Республике.
Недаром в своем сочинении «Чувашский народ в составе Казанского ханства» [1]  автор говорит об обострении борьбы региональных школ в 1992-2012 гг.
Хронология проблемы:
1.     1944 г. – сталинское постановление ЦК ВКП (б);
2.     1983 г. – юбилей Кул Гали «пробит» через ООН;
3.     1991-1992 гг. – децентрализация и усиление информационной войны (булгаризация);
4.     1995-2013 гг. – массовая идеологическая обработка татарского населения и населения Среднего Поволжья и Приуралья в том, что татары – булгары (болгары);
5.     2014 г. – закрепление г. Болгар как болгаро-татарский центр в мире (ЮНЕСКО).
Обратим внимание на позицию В.Д. Димитриева о  фальсификации истории. В исследовании имеется подзаголовок «Сочинения представителей казанской исторической школы, опубликованные в 1992—2012 годах», где автор отмечает, что «после 1992 г., когда в России была объявлена свобода во всем, казанская историческая школа стала мощным неформаль­ным научным обществом, объединяющим историков, этногра­фов, филологов, искусствоведов татарской, русской и чуваш­ской национальностей. Издаются десятки технически и художест­венно прекрасно оформленных книг, сборников статей, науч­ных журналов. Казанские авторы в многочисленных учебни­ках для средних и высших учебных заведений, учебных посо­биях по истории татарского народа и Татарстана необосно­ванно стали причислять к татарам R-язычных оногуров (бол­гар) и суваров Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и При­черноморья, аваров (II—VII вв.). В действительности же, как уже упоминалось выше, татарская народность образовалась от западных кыпчаков (половцев) и татap в XIII — начале XV вв. в Золотой Орде» [1].
Автор считает: «Представители этой школы разделились на «булгаристов», признающих только волжско-болгарское происхождение татар, и «татаристов», считающих татарскую народность (нацию) про­исшедшей от оногуров (древних болгар), суваров, гуннов, ава­ров, хазар, печенегов, кыпчаков (половцев), волжских болгар и татарских племен.
В популярных статьях и книгах В. Имамова, К.Р. Синицы­ной, Р.Н. Безертинова, 3.3. Мифтахова и Д.Ш. Мухамадеевой, Р. Г. Фахрутдинова изложение истории Казанского ханства не продвинулось далее повторения содержания книги М.Г. Худя­кова «Очерки по истории Казанского ханства» со всеми содер­жащимися в ней неточностями (Чалымский городок на Сундырской горе и др.).
Видные историки, археологи и этимологи, среди которых имеются и талантливые специалисты, опубликовали моногра­фии с главами о Казанском ханстве, книги и научные статьи о ханстве.
Известный археолог А.Х. Халиков продолжает утверждать, что болгары в Волжской Болгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве, — настоящие татары, а упоминаемые в русских ис­точниках XIII—XV вв. татары в действительности являлись, как считал и Х.Г. Гимади, монголами» [2].
«В книге С.Х. Алишева «Казань и Москва: международные отношения в XV—XVI вв.» (1995) первый раздел назван «Ка­занское феодальное государство». В нем татары отождествляют­ся с болгарами, заявляется о болгаро-казанской преемственнос­ти, выставляется тезис об автономии! Волжской Болгарии в Зо­лотой Орде, переросшей якобы в Казанское государство еще до основания Улуг- Мухаммедом Казанского ханства. Автор ут­верждает, что «в 1445 году не произошло никакого изменения в государстве, ни в его форме, ни в структуре, ни в атрибутах. Произошла смена династий: булгарская была ликвидирована, установилась золотоордынская. Но нет никаких аргументов для утверждения, что оформилось новое государство». В действи­тельности же у самого Алишева нет никаких аргументов, дос­товерных фактов для таких умопомрачающих «утверждений». Считая, что болгары и татары одно и то же, Алишев заявля­ет, что «татарское население этого региона (Казанской земли. — В.Д.) само до XX века никогда не называло себя татарами» (!!!). Это совершенно не соответствует действительности. Во всех ис­точниках с VI в., особенно с XIII в. татар именовали только татарами и кыпчаками. Он пишет, что «в XV в. все ранее сущест­вовавшие княжества Жукотинское, Булгарское, Керменчукское и другие вошли в состав вновь восстановленного, но уже Ка­занского государства». Но ведь и в русских, и изредка в вос­точных источниках XIII — начала XV вв. указаны лишь назва­ния городов Жукотин, Болгар, Керменчук, они не названы кня­жествами и в начале XV в. вовсе уничтожены. Они были распо­ложены в левобережье Нижней Камы. Их территории в конце XIV — начале XV вв. превратились в дикое поле, кочевья мангытов (ногайских татар). Южная граница Казанского ханства проходила по Нижней Каме (в 1551 г. во время строительства Свияжска русские войска окружили ханство по Нижней Каме). Не прослеживая процесса оседания татар на территории хан­ства после его образования, С.Х. Алишев предвзято заявляет, что они испокон веков были здесь оседлыми земледельцами.
О других народах ханства в подразделе только упомянуто. Ос­тальные разделы книги С.X. Алишева посвящены этапам меж­государственных отношений между Казанью и Москвой: и  протекторат Московского великого княжества над Казанским ханством;  Конфронтация между Москвой и Казанью; . Завоевание Казанского ханства. При рассмотрении этих этапов автор агрессивным считает Русское государство, а якобы ведшее мирную политику ханство — жертвой агрессии русских.
В 1998 г. издана книга Д.М. Исхакова «От средневековых татар к татарам нового времени», представляющая собой, по словам автора, этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV—XVII вв. Автор рассматривает административ­ное деление Казанского ханства на Ногайскую, Арскую, Галицкую, Алатскую и Чувашскую даруги (административная единица), но последнюю, са­мую большую даругу, называет Зюрейской (в писцовых книгах Казанского уезда 1565—1568 гг. даже указаны две, Верхняя и Средняя Чувашские, даруги (дороги), была и Нижняя, не хо­чет признавать, вопреки ясным указаниям источников, что Чу­вашской была названа эта даруга из-за преобладания в ней чу­вашей. Она занимала широкую полосу от Казани на востоке до Средней Камы. В XVII в. ее стали называть Зюрейской по на­званию чувашской деревни Зюреи, через которую была проло­жена гужевая дорога. Автор искаженно показывает этнический состав населения даруг. Д.М. Исхаков в этой книге и других ра­ботах заявляет, что в XV—XVI вв. в Казанском ханстве и Казан­ском уезде: 1) «ясачные чуваши» в XVI—XVII вв. исповедовали ислам; 2) можно осторожно заключить, что они в Казанском крае в изучаемое время были татароязычными; 3) эти «ясачные чуваши» в XVI—XVII вв. были локализованы на основной этни­ческой территории казанских татар, будучи гораздо более мно­гочисленными, чем представители татарского [служилого] сосло­вия; 4) поскольку народ должен состоять из феодального сосло­вия и черного сословия, у татар черное сословие должны сос­тавлять ясачные татары. Здесь ни один мотив не соответствует действительности. Еще Е.И. Чернышев ошибочно считая, что «ясачные чуваши» исповедовали ислам, т.к., мол, при описа­нии одной чувашской деревни указано, что при деревне име­ется татарское кладбище [3]. В этой деревне для управления и взи­мания ясачных платежей от ясачных чувашей были размещены мурза и один-два служилых татарина. Писцы любой иноверческий объект в Казанском уезде называли татарским. Служлых чувашей называли служилыми татарами (об этом есть статьи И.Н. Юркина и В.К. Магницкого). Нет ни одного факта, свидетельствующего о том, что ясачные чуваши разговаривали по- татарски. При деревнях ясачных чувашей топонимика чувашская (статья М.И. Скворцова). Известно, что ни в одном татарском ханстве ясачных татар не было. Возразивших ему по этому воп­росу В.Д. Димитриева и В.П. Иванова Д.М. Исхаков «обвиняет» в непонимании ими этнической исторической реальности той эпо­хи и  невладении новой методологией. Неужели новая методо­логия заключается в фальсификации источников?
И.Р. Тагировым в 2000 г. опубликована книга «История на­циональной государственности татарского народа» и статья «Ка­занское ханство». В них он рассмотрел все вопросы: начало хан­ства, система управления государством, московско-казанские отношения, последняя битва за Казань, русское управление Казанским краем в патриотическом духе. О народах ханства све­дений не приводится.
«В 2002 г. в Казани вышел сборник статей «Казанское хан­ство: Актуальные проблемы исследования». Из 14 статей сбор­ника для нашей темы могли бы представлять интерес четыре. От статьи Б.Л. Хамидуллина «Предыстория Казанского хан­ства» можно было бы ожидать раскрытия картины этносоци­альной ситуации на территории будущего Казанского ханства после полного опустошения Болгарской земли в конце XIV — начале XV вв. Однако автор утверждает, что татары — это болга­ры, что Казань основана татарами еще в начале XI в., путем выдергивания предложений из всяких письменных и устных источников осмелился заявить, что до основания Казанского ханства в 1445 г. существовало первое Казанское государство — эмират ли, или княжество, появившееся в 1257 г. Однако об истории такого татарского государства невозможно найти ни одного факта. Иски-Казань была основана болга­ро-чувашским князем Хасаном, по утверждению В Л. Егорова, в 1370 г., а этот действительно существовавший город переме­стился в устье Казанки на место нынешней Казани, по дан­ным русских летописей, в 1395—1399 гг. Казанское государство не могло возникнуть в 1257 г., еще до основания самого горо­да Казани» [4].
1. Нас, конечно беспокоит то, что фальсификация нашла благодатную почву среди ученых Урало-Поволжского региона.
2. Следует сказать, что ученые Среднего Поволжья, да и Российской Федерации молчат и не выступают против фальсификации региональной истории.
3. Ведь все понимают, что фальсификация и мифотворчество ускорят процессы децентрализации России и в конечном счете несут в себе бациллы сепаратизма и развала федерации.
Много кривотолков и по демографии Волжской Болгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Например, если говорить о демографии.
1. Империя хунну – по Н.Н. Крадину - до 3 миллионов человек.
2. Империя Аттилы – позиция Г.И. Тафаева – до 5 миллионов человек;
3. После смерти Аттилы население Великой Болгарии- огуроязычное составляло 2,5 миллиона человек (В.Д. Димитриев).
4. Волжская Болгария по Г.И. Тафаеву – до 3 миллионов человек.
5. Земли Волжской Болгарии в ходе ее разгрома татаро-монголами «облюдела». Погибло, по мнению В.Д. Димитриева до 40% населения, по Г.И. Тафаеву было убито до 1,300 тысяч болгар, марийцев.
6. После 1391, 1395 гг. (Тамерлановского геноцида) было уничтожено до 75% болгарского населения, по В.Д. Димитриеву, Г. И. Тафаеву убито было до 800 тысяч человек.
«Таким образом, Д.М. Исхаков в статье «Демографическая ситуация в тюркских племенах Поволжья» близко к истине определяет численность Казанского ханства в 400-500 тысяч человек»-  отмечает В.Д. Димитриев [5].



Модэ
 




                               - 3 миллиона человек
Аттила
Кубрат
Волжская Болгария
Золотая Орда
Казанское ханство
 





                                          - до 5 миллионов человек




                                          - 2, 5 миллиона человек




                                          - 3 миллиона человек




                                          - Болгарская земля 150 тысяч человек




                                            - 400 тысяч человек (1445-1552 гг.)


Все историки понимают, что наиболее тяжелыми годами  для болгаро-чуваш являлась «ордынская трансформационная эпоха» (1243-1552 гг.). Вторая хронология с учетом Батыевского нашествия (1236) и уходом части болгаро-чуваш в состав России (июнь 1551 г.).
Именно этот 300-летний период по мнению В.Д. Димитриева явился главным фактором четвертого этапа этнической истории [5]. Мы приведем позицию В.Д. Димитриева: «Поэтическое предание приписывает уничтожение Биляра татаро-монголам, хотя теперь установлено, что оно совершено Тамерланом. Близ д. Урмандеево (Саврашпус) Аксубаевского района Татарстана, сообщает предание, имелся большой лес. У леса, говорят, произошло кровавое побоище между монголо- татарами и болгарами. После сражения болгары похоронили те­ла погибших воинов на поляне в глубине леса, пробираясь туда по звериным тропам. На могилах установили каменные надгро­бия, которые стоят и поныне. Здесь был похоронен сражавшийся с монголо-татарами герой Савруш-батыр. Он каждую весну, ко­гда начинают зеленеть деревья и всходит трава, в полночь вос­кресает, будит соратников. Все садятся на лихих коней и по Старосаврушской дороге отправляются в Биляр - последнюю столицу Болгарского царства. Через дремучий лес при лунном свете Савруш-батыр выходят к месту города - к Билярской горе, чтобы спасти его от чужеземных захватчиков. Но не находят города; он сравнялся с землей, его пепел разнес ветер. На весь лес раздается громкое рыданье Савруша. Он ложится на землю, обнимает ее и горько плачет. Его соратники, видя невыносимое горе (çĕр чăтмалла мар хуйăха кура), удаляются в лес, дер­жа коней на поводу. Небо закрывают темные грозовые тучи. Духота. Вековые дубы низко кланяются в сторону Билярской горы. С нее стекает мощный источник - слезы тысяч болгар, по­гибших при защите Биляра. «Не подоспел, опять не подоспел?» - убивается Савруш уже семьсот с лишним лет» [6].
 В предании, записанном А. Липатовым в 1911 г. в с. Ерилкино Бугурусланского уезда Самарской губернии, отражен по­ход русских войск на город Болгар в золотоордынское время. «В Болгаре, говорят, царствовал тюркский царь. Когда нападал рус­ский царь, зять и дочь царя спали. Царь говорит: «Встань, встань, зять, русский царь идет на нас». Они оба не послушались мольбы отца, не встали. Видя, что они не встают, царь сказал: «Если не встаете, то ваши души пусть станут лебедями, а тела камнем!» Говорят, как сказано, так и стало».
Каковы же масштабы опустошения и геноцида? Стерта была с лица земли большая страна, равная по территории, скажем, нынешней Польше. Р.Г. Фахрутдинов по данным к 1974 г. опре­делил в Болгарской земле, в основном по памятникам на терри­тории Татарстана, около 140 болгарских городищ и более! 950 селищ. Однако в это число не вошли многие болгарские городища и селища, расположенные на территории Самарской, Пензенской, Ульяновской областей, Чувашской и Мордовской республик. Они изучены до и после 1974 г. С учетом изученных и еще не зафиксированных городищ и селищ указанных терри­торий число городищ Болгарской земли может дойти до 170, селищ - почти до 2000. Посещая болгарские селища Закамья в 1961 г., мы убедились, что они занимают большую площадь (се­ления были крупными), вещественные остатки (керамика, ме­таллические предметы и пр.) лежат на поверхности, что свиде­тельствует о единовременном уничтожении селений путем во­енного налета, поджогов. В число известных городов Болгарской земли, прекративших свое существование во второй половине XIV - начале XV вв., следует отнести: Болгар (в 30-х гг. XV в.), Сувар, Биляр, Балымер, Жукотин, Кашан, Керменчук, Синбер, Самар, Арабуга, Кякреш, Карабулак, Тетеш, Кирман, Чаллы, Алабуга, Тубылгатау, Кам, Таяба, Тухчин, Шунгат (Атряч), Именкискэ, городища Камаевское, Кирменское, Крестово, Переволокское (два), Карлово и др. Были уничтожены все селения [7].
«Оставшиеся в живых болгаро-чуваши перебрались в Нижнее Предкамье, в Ногайскую даругу, Приказазанье и Заказанье, где образовалась Чувашская даруга, расположенная от Казани на восток до Камы, в Алацкую, Галицкую и Арскую даруги и даже на р. Чепцу в Северной Удмуртии, а также на территорию Цен­тральной и Северной Чувашии (сюда поток беженцев шел с тер­ритории современных Пензенской, Ульяновской областей, юго - западной части Татарстана, юго-восточной части Чувашии, а также с левобережья - с района Жукотина, Керменчука, Болгара, с территории Самарской области, позднее и с Предказанья). По данным писцовых переписей Казанского уезда второй половины XVI - начала XVII вв. установлено, что в левобережье появи­лось около 200 чувашских селений. В Чувашии в XVI-XVII вв. числилось около-300 материнских селений.
Чувашский город Веда-Суар (Вăта-Сăвар) на месте Чебокcap был основан переселенцами из г. Сувара в конце ХШ в. В левобережье возник только г. Казань. Сравнение численности городищ и селищ с количеством основанных болгаро-чувашскими беженцами городов и селений свидетельствует о том, что даже по самым осторожным подсчетам с 1236 г. до 30-х гт. XV в. не менее 4/5 болгаро-чувашского населения было уничтожено. Это было время величайшей трагедии в истории чувашского народа, невиданного геноцида в его отношении. Болгаро-чувашская элита, интеллигенция была в основном уничтожена. Автор «Казанского летописца» пишет, что в Приказанье и Заказанье собрались «худые болгары», т.е. бедные, рядо­вые люди.
Вся территория Болгарской земли, территория нынешних Самарской, Пензенской Ульяновской областей, закамской и юго-западной части Татарстана. юго-восточной части Чувашии превратилась в дикое поле - кочевья ногайцев (с 30-х гг. XVII в. на этой территории стали кочевать и калмыки» [7].
Фактически в этот 300-летний отрезок этнической истории начинается формирование чуваш.
Этапы:
1. Середина XI в. – болгаро-сувары;
2. до 1391 г. (90 г. XIV в.) – болгары;
3. После 90 г. XIV – «худые болгары» - чуваши;
4. С Казанского ханства (1445-1552 гг.) ЧУВАШИ (ЧЮВАШИ – 1508 Г.;
Недаром в новой книги «Чувашский народ в составе Казанского ханства» В.Д. Димитриева имеется раздел «Казанский этап: этническая трагедия R-язычного чувашского народа». Часть ушедших болгаро-чуваш из Центральной Болгарии расселилась (несколько этапов):
- верховые;
- срединные;
- низовые.
В марийской (Горной Болгарии). Так, например, об этногенезе на Горной стороне В.Д. Димитриев говорит: «жили в дружбе и согласии с марий­цами. Деревня Большие Чаки Урмарского района и многие дру­гие селения основаны переселенцами с левобережья Волги. По­лучившие широкое распространение по всей Чувашии киремети Малим-хозя (Мелем-хозя, Валем-хозя) и реже встречавши­еся Чикету (Жукотин) связаны с прибытием чувашей из райо­нов Биляра и Жукотина. В золотоордынское время в Биляре жил шейх Ходжа-Асгар, называвшийся также Маалум-Ходжей (по-другому — Урганджи, т. е. из Хивы). В своих представлени­ях язычники-чуваши его превратили в злого духа — киреметя. Билярские чуваши, прибежавшие в разные районы Правобере­жья, из страха почитали киреметя Малим-хозя. Та же история случилась с жукотинским  киреметем Чикету. Значительная часть горных марийцев в связи с вторжением беглых «худых болгар» вынуждена была переправиться в левобережье, к луго­вым марийцам. До сих пор в семи районах Луговой, т. е. левобе­режной, стороны Республики Марий Эл проживают горные ма­рийцы, читают газеты, журналы и книги на горномарийском языке, их дети учатся в горномарийских классах. Часть горных марийцев, оставшихся на своих прежних местах, была ассими­лирована чувашами. «Худые болгары», обосновавшиеся на тер­ритории появившихся позже пяти даруг, вместе с сохранивши­мися единственными биями (пÿ) — князьями-тысячниками, воз­можно, и темником, тарханами, сотными князьями (çерпÿ) и де­сятыми князьками (вунпÿ) могли объединиться в Болгарский тумен, который вряд ли подчинялся власти кочевой Орды. У пра­вобережных «худых болгар» сильных предводителей, по-види­мому, не нашлось. Их, конечно, объединили в сотни и тысячи, старались держать в подчинении татарские военачальники» [8].
Выводы:
1. На сегодня (XXI век), к сожалению, в Чувашии побеждает позиция суваристов, мол, чуваши – сувары;
2. Полюбовно история Волжской Болгарии фальсифицируется:
- татары, мол, болгары;
- чуваши – сувары.
Что, конечно, отрицал В.Д. Димитриев. Он писал, что болгары и сувары в XI в. создали одну болгарскую народность.
3. В настоящее время чувашское общество расколото на:
- чувашистов;
- суваристов;
- болгаристов;
- кыпчакистов,  мол, «чуваши и татары один народ»;
  -нигилистов.
Правда истории подменяется политикой и информационной войной, а казанская историческая школа в своих учебных пособиях утверждает «булгары и сувары являются предками татар». Чувашские суваристы и политики Чувашской Республики понимают, что в исторической гонке они проигрывают казанцам (татарам).
4. В.Д. Димитриев, к сожалению, скончался, и теперь в Чувашии нет историка, который имел бы авторитет по уровню «с отцом чувашской истории».
Литература
1.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С. 35.
2.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С. 36.
3.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С. 37.
4.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С. 38.
5.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С. 87.
6.     Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа – Чебоксары, 2004. – С. 87-88.
7.     Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа – Чебоксары, 2004. – С. 89.
8.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С. 147.







Комментариев нет:

Отправить комментарий