Страницы

10 июля 2014

ЧУВАШСКИЙ ЭТНОМЕНТАЛИТЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ТАФАЕВ  Г. И.
         ЧУВАШСКИЙ ЭТНОМЕНТАЛИТЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
Я видел сон
Стою я на коленях
Передо мною на троне он.
Я говорю: я грешен.
Он говорит: стань и иди,
Пока не грешен.
Г.И. Тафаев.

Чувашская история интересует многих исследователей, включая и зарубежных. Например, в 2012 году по приглашению фонда «Волжская Болгария» была приглашена группа ученых во главе с Ружой Нейкова из Болгарской академии наук, в 2013году – Христо Анелов. Все их мы ознакомили с историей, культурой и традициями чувашского народа. Посетили языческое  кладбище в Янтиковском районе и  Киреметь в д. Большое Аккозино, которое по приказу властей  в мае 2009 гола сожгли. (Чувашская  Республика).
Следует сказать, что в 2013 году Чувашию посетил посол Бойко Коцев. Он ознакомился с чувашской историей и культурой. По его просьбе мы организовали две часовые радиопередачи в Чувашии. В 2013 г. мы послали от фонда письма Президенту Республики Болгария Росену Плевнелиеву, а ранее  – Георгию Пырванову. Пырванов не ответил, а Росен Плевнелиев получил мое письмо и книги по истории болгаро-чувашской цивилизации в августе 2012 г. К сожалению, ответа мы не получили.
Повторно от имени фонда «Волжская Болгария» мы отправили письмо и книги Послу Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцеву. Ранее в 2012 году – Георгию Пырванову. К сожалению, предыдущий посол Республики Болгария в Российской Федерации, как и Г. Пырванов на наш письма и посылки с книгами не ответили.
13 февраля 2014 года повторное письмо и посылка с книгами дошла до Посла Республики Болгария в Российской Федерации. 12 марта 2014 года мы разговаривали с представителем Посольства Российской Федерации в РФ. Было сказано, что «посылка дошла и письмо, и книги по болгарской цивилизации у него на столе». Надеемся, что посол Бойко Коцев ответит на наше письмо о историко-культурном сотрудничестве болгарских ученых с чувашскими.
 






   Чувашская
Овал: История
Экономика
Туризм
                                                                                                              Болгария

 





Интерес к своей истории стала проявлять и Администрация главы чувашской Республики. Так, например, был издан Указ Главы ЧР в феврале 2014 года, где говорилось: «УКАЗ Главы Чувашской Республики
О       гранте на подготовку концепции нового учебно-методического комплекса по истории Чувашии
Признавая исключительно важную роль в расширении знаний о родном крае и его людях, развитии творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности, воспитании гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона, постановляю:
1.  Учредить грант Главы Чувашской Республики на подготовку концепции нового учебно-методического комплекса по истории Чувашии на 375,0 тыс. руб.
2.  Кабинету Министров Чувашской Республики:
утвердить порядок выплаты и осуществления контроля за целевым использованием указанного гранта;
предусмотреть при уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2014 год и формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики в составе расходов на образование средства на реализацию настоящего Указа.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
 Министр образования и молодежной политики В.Н. Иванов подготовил свое распоряжение, где было сказано: В соответствии с протоколом заседания Совета по развитию гуманитарной науки в Чувашской Республике от 13 декабря 2013 года № 3 Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики просит рассмотреть возможность учреждения грантов на подготовку концепции нового учебно-методического комплекса по истории Чувашии, написания и издания научного труда «История национальной государственности чувашского народа» (в трех книгах) и сборников документов по национальному движению и образованию Чувашской автономии (в двух томах).
Приказом Минобразования Чувашии от 22 января 2014 г. № 93 утвержден состав рабочей группы, включающий ведущих ученых Чувашской Республики в области исторических наук.
Первое заседание рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-­методического комплекса по истории Чувашии проведено 24 января 2014 г. на базе БНУ Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Минобразования Чувашии. В настоящее время членами группы разработан план реализации по подготовке концепции нового учебно- методического комплекса по истории Чувашии и определена структура концепции и авторов - исполнителей текстов разделов концепции (прилагается).
Чувашские ученые предложили свое видение проблемы (В.Н. Клементьев, Ю.В. Гусаров). Предлагаем ознакомиться со структурой проекта: Структура учебно-методического комплекса по истории Чувашии и чувашского народа и исполнители (рабочий вариант)
Пояснительная записка (Е.В. Михайлова (Енькка), Ю.Б. Лебедев)
Раздел 1. История происхождения чувашского народа: периодизация и основные научные теории. Характеристика тюркского и российского этапов в чувашской истории. (Е.В. Михайлова (Енькка)
Раздел 2. Тюркоязычные предки чувашского народа в Центральной Азии, Причерноморье и на Северном Кавказе (III тысячелетие до н.э.- I тысячелетие нашей эры) (JI.A. Таймасов, И.Г. Комлев)
Раздел 3. Булгарская эпоха чувашской истории: предки чувашского народа в составе Волжской Булгарии и Золотой Орды. (Е.В. Михайлова (Енькка), JI.A. Таймасов)
Раздел 4. Присоединение правобережья Волги к России. Чувашский народ во второй половине XVI- XVII вв. (Е.В. Михайлова (Енькка), JI.A. Таймасов)
Раздел 5. Чувашский край в XVIII в. (Ю.В. Гусаров)
Раздел 6. Чувашский край в XIX в. (Ю.В. Гусаров)
Раздел 9. Чувашия в годы Великой Отечественной войны (В.Н. Клементьев) Раздел 10. Чувашия в годы апогея и кризиса советской системы (1945-1991) (О.Н. Широков)
Раздел 11. Чувашия на путях экономической и политической модернизации (с 1991 г.) (Ю.Б. Лебедев)
График работы
Разработка и написание учебно-методического комплекса по истории Чувашии и чувашского народа, апрель-сентябрь 2014 г.
Обсуждение учебно-методического комплекса по истории Чувашии и чувашского народа с участием научной и педагогической общественности  октябрь-ноябрь 2014 г.
Доработка и сдача учебно-методического комплекса по истории Чувашии и чувашского народа, декабрь 2014 г.
Таким образом, исследователи XXI века также заинтересованы в глубоком изучении своей истории, языка и культуры. Обратим внимание на исследования, связанные с чувашами XIX века. Конечно, представленное Уяром в книге-хрестоматии «Русские писатели о чувашах» не исследование ученых. Здесь собраны материалы писателей, этнографов, путешественников, но они дают характеристику чувашского народа:
- историзм;
- этнографию;
- обычаи и традиции;
- религиозные обряды;
- менталитет чуваш;
- хозяйство чуваш.
Мы говорим о менталитете чувашского народа. Следует отметить, что менталитет постоянно трансформировался. Причинами такой трансформации были:
- территориальная трансформация;
- социально-экономическая;
- военно-политическая (геноцид болгар);
- этнокультурная;
- антропологическая (разные расы).
Все эти причины привели к формированию различных типов (этнографических) групп чуваш, а с нею и специфики менталитета:
- низовых;
- срединных;
- верховых чуваш.
Исследователи М.Ю. Кондратьев и В.А. Ильин в методологическом пособии «Азбука социального психолога-практика» [1] пишут о менталитете. Так, например, авторы утверждают, что «Менталитет (от лат. mens, mentis – ум и alis – другие) – система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своей обычной поведенческой активности. Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп».
Получается, что по мнению авторов менталитет формируется:
- экономическими;
- политическими;
- историческими обстоятельствами.
Мы уже перечислили свое видение (Г.И. Тафаева) трансформации менталитета. Болгаро-чувашская история имеет более трехтысячную историю:
- Империя Модэ;
- Империя Аттилы;
- Великая Болгария;
- Хазарский каганат и Сувария;
- Волжская Болгария.
Резко стал трансформироваться менталитет болгаро-чуваш в Золотой Орде и особенно в Казанском ханстве (1445-1552 гг.).
Что мы подразумеваем под менталитетом?
- устойчивая совокупность психических особенностей;
- интеллектуальных особенностей;
- эмоциональных;
- культурных особенностей.
В Википедии имеется этимология слова «менталитет», где утверждается: «Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал и изучал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Анналисты понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно, как коллективная черта, а не индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику» [2].
В чем причина того, что менталитет трансформировался резко в годы ордынской эпохи чувашско-болгарской цивилизации (1236-1552 гг.)? Почему у болгаро-чуваш появился осознанный страх, «запуганность»? Вспомним нашу историю мы приведем позицию В.Д. Димитриева: «после геноцида ХIII, затем второй половины XIV - начала XV вв. чувашская элита ослабла. Из чувашей были сотые и десятные князья, небольшое количество ок­ружных князей, подчинявшиеся ханской администрации. Во время войн окружной князь возглавлял отряд чувашских ясач­ных людей из нескольких сотен, сотный князь - отряд во сто. десятный — в десять воинов. Некоторые чувашские служилые люди имели титул тархана (они пользовались тарханным имму­нитетом). Из чувашей были и казаки - мелкие служилые люди.
В общинах большим авторитетом пользовались старейшины. Значительное общественное влияние на чувашей имели служи­тели языческого культа - юмзи, мачауры и др.
В Казанском ханстве торговцев (осламчеев) из чувашей бы­ло, вероятно, немало. Даже после взятия Казани русскими, в
1565—1568 гг., «за Булаком на Кабане озере Слобода Татар­ская ... сто пятьдесять дворов Татарскихъ и Чувашскихъ, И летом многие дворы стоять порозжи... в те татарские дворы Татарове и Чуваша приезжають жить зимою или въ заворошню, и тогды де ихъ живугь въ одномъ дворе семей по десяти, а въ ином дворе и большее десяти семей» . Эти дворы - дворы торговцев- осламчеев. В документе 1615 г. указывается, что в Казанском. Свияжском и Чебоксарском уездах «асламчеи и чюваша, и чере­миса промышляют всякими торги заодни с рускими людми».
Большинство ясачных чувашей платили ясак и другие пода­ти государству и хану, с некоторых селений ясачные поборы по­ступали в пользу татарских феодалов - ясакодержателей (по союргалу) этих селений. Государству, хану или татарским феода­лам ясачные чуваши платили до 20 видов натуральных и денежных платежей и пошлин. Наиболее тяжелой податью являлся ясак  дань десятинная (десятая часть от дохода). Другие подати: сбор хлеба с возделанных земель, налоги с дома (очага), подуш­ный, на содержание ханских наместников, поставка продоволь­ствия и фуража для армии, проезжающих послов, курьеров и чиновников, всевозможные пошлины. Ясачные чуваши несли тяжелые повинности: ямскую, постойную, по постройке и ре­монту городских стен, укреплений, дорог и мостов. Чиновники взимали незаконные сборы. Тягостным бременем для ясачных чувашей была служба в ханском войске.
В. Д. Димитриев писал, что как уже указывалось, «древнечувашская народность сформи­ровалась в XI-XII вв. и продолжала существовать в Болгарской земле до середины XIV в. Остатки древнечувашского этноса — «худые болгары» — прибыли на новые места проживания как народность — со своими хозяйственными навыками, бытом, культурой, языком. Однако этническая судьба правобережных и левобережных чувашей сложилась по-разному.
Следует отметить, что во время событий с середины XIV в. до 30-х гг. XV в., и мусульманская часть сельского болгаро­чувашского населения отошла от ислама. Венгерский ученый Дюла Месарош, в 1906-1907 гг. исследовавший в селениях Чу­вашии пережитки языческих верований, пришел к следующему выводу: «...исследования языческой веры чувашей показывают, что большая часть народа когда-то была мусульманами, но в peзультате позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась и в душе народа неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством».
На новых местах болгаро-чуваши называли себя чувашами.
Так именовали их и марийцы. Удмурты использовали этноним и бигер (болгар), и чуваш (бесермяне - чуваши). В некоторых спи­сках «Казанского летописца» чуваши упоминаются в 1508 г. Из сохранившихся документов первый, называющий переселив­шихся на Чепцу (Северная Удмуртия) болгар чувашами, отно­сится к 1510 г. (он опубликован М.В. Тришкиной). В русских летописях наиболее раннее упоминание этнонима «чуваши» от­носится к 1521 г. Первое упоминание о стране Чувашия встреча­ется в книге австрийского дипломата С. Гербер штейна, побы­вавшего в Москве в 1517 и 1526 гг.» [3].
Недаром утверждается, что страх передается генетическим путем через мужчин, но не по женской линии. В интернете утверждается, что «Существует мнение о том, что некоторые черты менталитета могут передаваться генетическим путем. По данным экспериментальных исследований, таким путем передается страх, как реакция на определенные раздражители. Как показали исследования на мышах, генетическая передача запуганности происходит лишь по мужской линии: через сперму. Генетические изменения не затрагивают яйцеклетки, то есть по женской линии передача отсутствуем» [4]
Чувашский исследователь Э.В. Никитина об этноменталитете в своей диссертации так формулирует: «мы пользуемся термином «этноменталитет» вместо понятий «менталитет народа», «национальный менталитет» и считаем его наиболее вместительным и удобным. Этноменталитет – это совокупность общепризнанных, для значимых самоидентификации членов этнической общности моделей мышления, поведения, общения, выработанных в процессе совместной жизнедеятельности народа посредством разрешения специфических противоречий, касающихся передачи этнокультурных ценностей, традиций, социального опыта от поколения к поколению, и обусловленных культурно-историческими, социально-политическими факторами и генетикой психическими особенностями этноса. Структура этноменталитета состоит из трех основных компонентов: этнического сознания (самосознания), этнического бессознательного и этнического характера» [4].
В книге Уяра «Русские писатели о чувашах» имеется материал, изданный в «Известиях по Казанской епархии» за 1879 г. Заметка о чувашах названа «Исследование об инородцах Казанской губернии». Жизнь чуваш в конце XIX века меняется. Христианизация меняет облик чуваша – чуваш становится грамотным и торговым. Обратите внимание на текст «Об инородцах». «Частые сношения с русскими, усиление тор­говой и промышленной деятельности также изменили во многих отношениях понятия чуваш. Монополия русских на чувашских базарах исчезла: большею частию чуваши сами как заготовляют или закупают в Казани и уездных городах, так и продают на своих базарах нужные для домашнего обихода вещи. Многие из чуваш скупают или выменивают на что-либо у своих соплемен­ников - сало, кожу, яйца, мед, хмель и прочее и привозят для продажи большею частью в Казань. Хмель играл прежде особен­но важную роль в быту чуваш: у каждого из них и теперь непре­менно есть хумла карды (хмельник). Хмель продавали они преж­де оптовым торговцам или на винокуренные заводы по 50 и даже по 60 рублей за пуд; и таким образом каждый из чуваш на одном этом продукте мог выручать все, что нужно ему было для уплаты податей и для удовлетворения первейших жизненных по­требностей; а деньги, выручаемые от продажи хлеба, он откла­дывал на черный день, или на беду, т.е. на случай, если попадет под суд (суд и беда у чуваш — синонимы). Ныне цена на хмель упала очень низко: его продают уже по 3 или много по 4 рубля ассигнациями за пуд. После того естественно должен был уси­литься сбыт хлеба. И действительно многие чуваши торгуют ску­паемым у соплеменников хлебом на довольно значительные сум­мы. У некоторых есть свои росшивы, на которых они доставляют свой хлеб в Рыбинск. Эти торговцы составляют цвет, высшую аристократию, сливки чувашского племени. Они обыкновенно говорят не только с русскими, но и между собою не иначе, как по-русски; живут в чистых, просторных избах и угощают своих досов и приятелей не сивухой, не мартовским пивом, не море­ным медом, но чаем, белым вином, французской и кизлярской водкой. Последний предел, к которому стремится их честолю­бие, составляют родственные связи с русскими. Отдать дочь за русского, или женить сына на русской — это верх благополучия для чувашенина-аристократа. Высшее бонтонное чувашское об­щество, как и всякая аристократия в мире, находит себе подра­жателей в низших классах народа, который, если теперь не име­ет еще ни возможности пить чай, ни расположения менять забо­ристую сивуху и крепкое пиво на виноградное вино, то по край­ней мере из подражания своему первообразу и для большого удоб­ства в частых сношениях с русскими старается изучить русский язык. Действительно теперь весьма немногие из чуваш вовсе не знают нашего языка. Многие объясняются на нем так свободно, что только привычное к их говору и разборчивое ухо может при­знать в них чуваш. Даже хирарым, женский пол, все еще чуждающийся русских и весьма мало имеющий с ним сношений, не совсем чужд некоторых познаний в нашем языке.
Говоря о чувашской аристократии, я и забыл напомнить Вам, что в настоящее время рядом с нею возникает новая, ученая аристократия, юная Чувашландия, долженствующая сильно действовать на возрождение и образование своего племени. Она состоит из молодых людей ученых, т.е. кончивших курс в одном из сельских приходских училищ и прямо с ученической скамьи поступивших в должностные и начальственные лица средней руки, преимущественно в делопроизводители, или, если угод­но, в писаря в сельских расправах. Число грамотных чуваш те­перь уже довольно значительно; оно постоянно увеличивается выпуском из училищ новых грамотеев. Главными учебными заведениями, светилами чувашского просвещения в чебоксарском уезде считаются кошкинское и аттиковское училища, в которых учащихся бывает от 20 до 30 человек. В них учат чтению, Закону Божию, арифметике. Но достопочтенный священник, заведую­щий кошкинским училищем, И.В. Золотницкий, кроме этих пред­метов в свободные часы преподает желающим и боле других смышленным мальчикам основные начала русской грамматики притом своих учеников к черчению карт (1856 г.) [6],
В первом отрывке, которые относится к 1856 году утверждается:
- чуваши стали торговать на базарах;
- скупают оптом у своих соплеменников сало, яйца, мед, хмель;
- скупают и торгуют хлебом.
Автор «заметок» утверждает с уважением, мол, «эти торговцы составляют цвет, высшую аристократию, сливки чувашского племени».
- чуваши хорошо говорят по-русски.
Надо помнить, что эти события относятся к 1856 году. Еще не было Симбрской чувашской школы, но чуваш проявлял большой интерес к торговле. В годы Волжской Болгарии болгаро-чуваши активно торговали, посещали русские, германские и китайские рынки.
Меняется и менталитет чуваши. Обратите внимание на статью Л.Н. Галимовой из Ульяновского госпедуниверситета «Купеческий менталитет в этническом проявлении на примере купцов-чувашей Среденго Поволжья во второй половине XIX – начале XX вв. [7]. Автор из Ульяновска отмечает: «Чувашское купечество зародилось на рубеже Will- начала XIX вв., выделившись из ремесленников. Первые купцы были сельскими промысловиками: бандарями, корзинщиками, валяльщиками войлока, кузнецами и т.д. Потом, наиболее удачливые из них стали заводить мастерские с наемными работниками. К началу XIX в. в чувашских селениях увеличилось количество зажиточных крестьян, занимавшихся предпринимательством и торговлей, они содержали мельницы, мелкие предприятия, постоялые дворы, открывали в базарных селениях трактиры. Однако таких крестьян среди чувашей было гораздо меньше, чем среди русских и татар. В 1842 г. в Чебоксарах, Алатыре, Цивильске и Ядрине числилось чуть более 200 купцов, практически все они были русскими, лишь среди чебоксарских и цивильских торговцев было несколько чувашей и татар
К концу столетия в семи смежных уездах Казанской и Симбирской губерний (Буинском, Тетюшском, Курмышском, Ядринском, Чебоксарском, Цивильском, Козьмодемьянском) находилось 662 тыс. чувашей, т.е. 78% всей их численности в Российской империи. Чуваши проживали здесь более чем компактно, лишь местами имея чересполосицу с татарским, мордовским и русским населением, что явилось этногеографической предпосылкой к упрочению внутриэтнических, хозяйственно - экономических и культурно-языковых связей» [8].
Далее ульяновский исследователь о купцах из чуваш и их менталитете пишет следующее: «Лишь к концу XIX в. в городах появляются богатые чувашские купцы, наемные рабочие, которые трудились на их предприятиях. Дело осложнялось тем, что чуваши были в основном сельскими жителями, а в городах их было крайне мало. По данным 1897 г., в Чебоксарах чуваши составляли 9,3% населения, в Цивильске — 16%, в Ядрине — 2,4%, в Алатыре проживало всего 3 чуваша. Всего же доля чувашей среди горожан края составляла 4%. В массовом количестве чуваши начали переселяться в города только в начале XX века, что также ускорило формирование национального чувашского купечества. Согласно исследованиям историков, во второй половине XIX в. среди чувашей оживляются этноконсолидационные процессы, чуваши приобретают все черты этноса, превращающегося в буржуазную нацию, у них явственно обозначаются также и зачатки национального движения.
В чувашских уездах Казанской и Симбирской губернии купцы из чувашей были представлены достаточно широко. Поданным, собранным В.В. Орловым, за 1893—1897 гг. по четырем уездам Чувашии общее количество купцов и промышленников, чей годовой доход составлял 10 тыс. руб. или же годовой торгово-промышленный оборот достигал 100 тыс. руб., насчитывало не более десяти человек. В основном это — представители Цивильского и Алатырского уездов, большинство из них занималось скупкой хлеба, а также винокурением.
Насколько представители купечества Чувашии конца XIX в. были состоятельными? В первом приближении безо всяких расчетов можно утверждать, что роль верхушки делового класса в торгово- промышленной деятельности была весьма высока. Предварительные исчисления показывают, что это действительно так. В 1886 г., например, в Алатырском уезде лишь три промышленника из 101 имели оборот, превышающий 100 тыс. руб., что составляло 2,9% от их общего количества. Но на них падало 58% всей суммы торгово-промышленного оборота уезда. Причем почти треть этой суммы приходилась на торговый дом "К.Н. Попов и К°". Если в среднем годовой оборот одного предпринимателя уезда составлял 10 тыс. руб., то в лидирующей группе — 196,3 тыс. руб. В Цивильском уезде разница между этими показателями оказалась значительно ниже — всего 5,4 раза в пользу представителей крупной буржуазии (сведения за 1894 г.). Но здесь доля лидирующей группы в общей численности предпринимателей составляла 11,4%, почти в четыре раза выше, чем в Алатырском уезде. А их удельный вес в общей сумме торгово-промышленного оборота Цивильского уезда достиг 62%, что незначительно больше, чем в соседнем уезде.
В конце XIX— начале XX столетий происходит расширение элитной части предпринимателей Чувашии: их число выросло почти в 2 раза. Среди них больше всего представителей Чебоксарского, затем Алатырского и Цивильского уездов, а в Ядринском уезде лишь два торговца имели годовой доход, превышающий 10 тыс. руб. Для сравнения укажем, что в 1904 г. в Казанской губернии 69 чел. получили такую прибыль от торгово-промышленной деятельности, в Симбирской губернии — лишь 40 чел., что говорит о весьма узком их круге. В среднем размер прибыли представителей крупной буржуазии этих губерний составлял соответственно 24,6 и 24,4 тыс. руб. на каждого.
Этноменталитет чувашского купца - малоисследованная проблема, однако можно однозначно отметить, что чувашские купцы по своему происхождению были в основном, за редким исключением, из крестьян, поэтому на них распространялись особенности менталитета чувашского народа.
Длительное историческое время чуваши находились в сложной межэтнической среде, что сказалось на этноментальности как чувашского народа, так и его купечества. Наиболее часто и в течение самого продолжительного времени чуваши вступали в межэтнические связи с русскими, а с середины XVI в. жили с ними в одном государстве.
С одной стороны отношения складывались доброжелательные, товарищеские, С другой стороны, в среде русского населения нередко находились люди, которые издевательски, презрительно и насмешливо относились к чувашам, утратившим свои прежние достижения в период жесточайшего монголо-татарского нашествия и засилья Казанского ханства» [9].
Обратим внимание на текст «Исследования об инородцах Казанской губернии».
- торговцы обыкновенно говорят по-русски;
- у них развито честолюбие;
- женятся они на русских девушках или отдают дочь за русского;
- народ даже низкого сословия «старается изучить русский язык»;
- чувашские женщины стремятся изучить русский язык (1856 г.);
- «число грамотных чуваш теперь уже довольно значительно»;
- число молодых людей – грамотных значительно.
Что мы имеем на середину XIX века?
1.     Л.Н. Гамилова очень верно заметила «Чуваши утратили свои прежние достижения в период жесточайшего монголо-татарского нашествия»;
2.     Вопреки 300-летнему «страху-геноциду» чуваши сохранили свою болгаро-чувашскую историю, язык, культуру, традиции;
3.     Благодаря своим историко-генетическим и этнокультурным корням болгаро-чувашская цивилизация выжила;
4.     Конечно, многое было потеряно. Более 100 городов и более 2000 поселений было уничтожено татарами и ордынцами, но лучшие черты в своем менталитете болгаро-чуваши сохранили:
- трудолюбие;
- чистоплотность;
- торговые навыки;
- стремление к учебе и знаниям;
- нравственность и товарищество;
- уважение к русскому.
Литература
1.     Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин – М., 2007. – 464 с.
2.     ru.wikipedia.org /wiki/
3.     Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа – Чебоксары, 2004.
4.     Би-Би-Си:«Пережитый страх передается по наследству»
5.     www.dissercat.com/content/spetsifila-mentaliteta-chuvashstogo-narocja-filosofsldi-aspekt-issledovani-sushchnosti-etni
6.     Русские писатели о чувашах – Чебоксары, 2009. – С.57-58.
7.     e-histconf2011 .yvejournal.com/4351 .html
8.     e-histconf2011 .yvejournal.com/4351 .html
9.      e-histconf2011 .yvejournal.com/4351 .html







Комментариев нет:

Отправить комментарий