Страницы

15 марта 2011

УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (Р. Г. ФАХРУТДИНОВ) И РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШИЯ (В. Ф. КАХОВСКИЙ)

УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(Р. Г. ФАХРУТДИНОВ) И РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШИЯ

(В. Ф. КАХОВСКИЙ)

С образованием в 20-х гг. XX в. национально-территориальных субъектов РСФСР, СССР ставится вопрос о создании учебников по истории коренных народов (инородцев) республик Среднего Поволжья и Приуралья.

Министерства образования Башкирского, Мордовского, Марийского, Удмуртского, Чувашского и Татарского АССР приступили к подготовке таких учебников.Совместно с историками, этнографами, археологами, языковедами, литераторами в 20-40-х гг. XX в. стали выходить учебники по истории, этнографии, археологии, по изучению национальных языков и т.д. Они были включены в учебные программы различных ступеней образования.

Специализированные учебники появляются в конце 70 – начале 80-х гг. XX в. во всех республиках Урало-Поволжского региона и СССР.

Министерства образования субъектов РФ наибольшее внимание стали обращать на издание учебников историко-краеведческого характера в конце XX – начале XXI вв.

В Марий Эл вышел учебник «История Марийского народа» (А. Г. Иванов, К. Н. Сануков), в Татарстане – «История татарского народа» (Р. Г. Фахрутдинов), в Чувашии учебник стал называться «Мой город» (А. П. Данилова, В. Д. Данилов, Т. Н. Иванова), «Родной край» (Е. Енькка), «Истоки чувашской цивилизации» (Г. И. Тафаев).

На начало XXI в. в Чувашии издаются серии книг:

1) «Мой город»;

2) «Родной край» - «Чаваш ень»;

3) «Истоки чувашской цивилизации».

Все серии формируются с учетом новых учебно-методических требований и рассчитаны на школьный возраст. Обобщение практической деятельности по данным сериям происходит на различных научно-практических конференциях учителей и ученых.

Например, 16 февраля 2007 г. ЧРИО, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, ЧНК, министерство образования и молодежной политики ЧР провели научно-практическую конференцию по теме «Изучение истории и культуры родного края». Выступала министр образования и молодежной политики ЧР Г. П. Чернова, ведущие ученые истории, этнографии, языковеды республики.

Ученые ЧРИО, ЧГПУ, ЧГУ, представители ЧНК (Г. Архипов), учителя многих школ высказывались по поводу совершенствования методики преподавания истории и культуры родного края.

Следует заметить, что в Чувашии специализировался в подготовке издания учебников для школ археолог и историк В. Ф. Каховский, в Татарстане – археолог и историк Р. Г. Фахрутдинов. Оба ученых с мировым именем, профессионалы в своем деле и патриоты своего края.

В. Ф. Каховский и Р. Г. Фахрутдинов в мире известны как объективные, честные исследователи, прекрасно знающие археологию и историю Среднего Поволжья.

Р. Г. Фахрутдинов в своем учебнике первый раздел назвал «Первобытное общество на территории Татарстана». В §1 «Земли Татарстана в первобытную эпоху» он обращается к ребятам Дорогие ребята! Всем вам хорошо известно, что река Кама является притоком Волги. Однако было ли так всегда? В глубокой древности, около одного миллиона лет тому назад, в начале четвертичного периода — еще задолго до появления человека в нашем крае – здесь были совсем другие природные условия. Самой большой рекой тогдашней Восточ­ной Европы была Кама (первоначальная Кама, пра-Кама). Одним из ее притоков являлась река, протекавшая в долине современной Волги и впадавшая в эту пра-Каму там, где теперь Кама впадает в Волгу. Нынешней Волги тогда еще не было.

Мы не поверили бы своим глазам, увидев на берегах со­временных Волги и Камы таких южных животных, как слоны и носороги. Но они обитали в те далекие времена и в наших краях, ибо климат тогда был очень теплый. Этому климату соответствовал и растительный мир – в местах, покрытых ныне еловыми и сосновыми лесами, росли южные, неустойчивые к морозам деревья.

Картина изменилась с началом сильного похолодания или, как его называют, Великого оледенения. Это произошло при­мерно 800 тысяч лет тому назад. Многие тысячелетия северные ледники постепенно увеличивались и заняли всю северную часть Евразии. Охватывая общую площадь в 5 миллионов кв. км, ледник толщиной в 2 км продвигался на юг. Отдельные его отроги - «языки» - доходили на юге до нижнего течения Днеп­ра, а в бассейне Волго-Камья – до районов современного го­рода Пермь. На нашей территории установился холодный, арк­тический климат. Теплолюбивые животные вымерли, вместо них появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные мед­веди, северные олени, песцы. Соответственно менялся и расти­тельный покров: широколиственные леса сменились хвойными, а по краям ледника расстилалась зона тундры [1].

Чувашский археолог В. Ф. Каховский в своем учебнике «Родной край» в I разделе «Первобытнообщинный строй» в §1 «Наш край в древности. Первые сведения из истории нашего края» в первой подтеме «Древние люди в Среднем Поволжье» пишет, что чувашский край находится в Среднем Поволжье. Древние люди впервые проникли сю­да с юга около 80 тысяч лет назад. В то далекое время климат был холодный. Северные области Европы были покрыты ледником. В приледниковой полосе обра­зовалась зона болотистой тундры с мелкой растительностью. Холодное дыхание ледника распространялось до Поволжья. Здесь тогда водились покрытые густой шерстью мамонты, бизо­ны, носороги, северные олени. Древние люди охотились на этих животных, питались их мясом, одевались в звериные шкуры.

Люди жили небольшими группами — так было легче прокор­миться. В поисках пищи они бродили с места на место, устраи­вая временные стойбища. В поселениях древних людей археоло­ги находят грубые каменные орудия труда: кремневые скребки, ножевидные резцы, наконечники, копья и другие вещи. Стоянки древнекаменного века обнаружены в Чувашии близ современ­ных селений Уразлино (Янтиковский район), Ямашево (Канашский район) и Большое Янгильдино (Чебоксарский район).

Около 12 тысяч лет назад ледниковая эпоха кончилась. Кли­мат стал теплым и влажным. Территория Восточной Европы по­степенно покрылась дремучим лесом, а в ее южных областях появились степи. В лесах водились лоси, медведи, кабаны, вол­ки, лисицы, зайцы и разнообразные птицы. В полноводных реках и озерах было много разной рыбы.

Изменились условия жизни людей. Они изобрели новые ору­дия охоты — лук и стрелы, с помощью которых охотились на осторожных и юрких зверей и птиц. Охота, как и прежде, была основным занятием людей.

Во второй подтеме «Неолит» В. Ф. Каховский сообщает, что люди постоянно совершенствовали орудия труда. Появились каменные топоры, молотки, ножи. Их тщательно обрабатывали, а рабочие части хорошо оттачивали. В топорах и молотках высверливали отверстия для прикрепления ручки. Орудия труда стали прочными и более производительными. Этот период называется неолитом, новока­менным веком. Он продолжался с IV по III тысячелетие до н. э.

Женщины научились изготовлять глиняные сосуды. В них варили пищу.

Люди трудились совместно: охотились на зверей с помощью лука и стрел, силок, или, устраивая ловчие ямы; сетями из волокон крапивы и костяными удочками ловили рыбу; собирали съедобные травы, плоды, ягоды, грибы и т. д. [2].

У Р. Г. Фахрутдинова данная тема звучит в §2 «Древние люди в Поволжье и Прикамье». Он отмечает, что первые люди в бассейнах Волги и Камы появились еще в ледниковом периоде, в эпоху т. н. среднего палеолита.

Палеолит – это древний каменный век (состоит из двух гречес­ких слов: «палайос» - древний и «литос» - камень). Палеолит – наиболее древний период в истории человечества – длился около трех миллионов лет, В усвою очередь он делится на три этапа: нижний (древнейший и самый долгий), средний и верхний (поздний). Если история древнейшего человека, история отделения I его от животного мира происходила в южных широтах Евразии и I экваториальной Африке, то его появление в Восточной Европе, в том числе и в Волго-Камье, связано именно со средним палеолитом.

Это произошло около 80 – 100 тысяч лет тому назад. Самое древнее стойбище людей данного периода обнаружено у нас в Татарстане на территории современного Тетюшского района, на правом берегу Волги в урочище «Красная глинка». Отдель­ные стойбища известны также выше по Каме – в бассейне ее притока Чусовой и в Пермской области. Средний палеолит — период существования неандертальцев: так названы эти древ­нейшие первобытные люди по их костным остаткам, впервые выявленным в долине Неандерталь в Германии. Неандерталец представляет собой звено в цепи развития человека, стоявшее между древнейшими обезьяно-людьми и современным челове­ком. Неандертальцы — это первые люди-охотники; они пользо­вались грубыми и примитивными орудиями труда и оружием из камня— рубилами, скребками, первобытными ножами, кол­лективно охотясь на диких животных и поровну деля добычу. Неандерталец был коренастый, сильный человек с широкой гру­дью и большой головой; ноги короткие, слегка согнутые в ко­ленях, руки довольно длинные.

Около 40 тысяч лет тому назад началась эпоха позднего палеолита, характеризующаяся появлением современного по внешнему облику человека — Homo sapiens, человека разумного. В науке принято называть их также кроманьонцами по первым находкам скелетов этих людей у селения Kpo-Маньон во Франции. Они уже собирались в значительно большие коллективы, чем неандертальцы; возникли первые родовые организации, в подобных организациях все люди были равны и свою жизнь они устраивали сообща. Мужчины были целыми днями на охо­те, а все остальные дела, в том числе и воспитание детей, полностью ложились на плечи женщин. В результате групповой жизни ребенок знал только мать, он всегда находился в роду своей матери. Таким образом, сама первобытная жизнь заста­вила женщину занять привилегированное положение в хозяй­ственной и общественной жизни. Именно по этой причине ран­ний период первобытнообщинного строя обычно называют матриархатом (состоит из двух слов: латинского «матре» — мать и греческого «архе» — начало, власть).Бессилие человека перед грозными силами природы способ­ствовало зарождению первобытной религии. Древнему человеку было непонятно, почему сверкает молния и гремит гром; его всегда пугал ночной мрак, когда в каждой пещере и за каждым кустом его ожидала страшная встреча с хищным зверем. Каж­дое непонятное явление природы он приписывал сверхъестест­венным силам, глубоко верил в происхождение людей от раз­личных животных и растений. Такая форма первобытной рели­гии называется тотемизмом.

Одновременно с подобной религией возникло и первобытное искусство, которое представлено каменными статуэтками жен­щин и наскальными рисунками животных. Прекрасные образцы, подлинные шедевры древней наскальной живописи впервые об­наружены в нашей стране — на Урале, в т. н. Каповой пещере (Шулганташ). Там на высоких стенах красной охрой нарисова­ны фигуры мамонтов, лошадей и носорога.

Стоянки людей позднего палеолита известны в Татарстане на Волге, Каме и в бассейне реки Ик на востоке республики.

12—14 тысячелетий тому назад началась эпоха мезолита — среднего каменного века («месос» — средний и известный уже нам «литос» — камень). В результате окончательного отступле­ния ледника установился климат, близкий к современному [3].

У обоих археологов имеются археологические периодизации. Например, в §3 «Новый каменный век» татарский исследователь дает понятия неолита и археологической культуры. В §4 рассказывает о жизни первобытного человека, в §5 – о достижениях металлургии народами Урало-Поволжского региона.

Автор подробно излагает причины разложения родового строя. В перечисленных темах имеются черно-белые и цветные иллюстрации (бронзовые топоры, скифское зеркало, картина З. Буриана «Стоянка людей эпохи неолита», изображение мамонта и т.д.), имеются вопросы и задания.

Учебник В. Ф. Каховского также насыщен иллюстрациями, например, на стр. 9 изображены предметы из Чурачикского кургана (бронзовые топоры и глиняные литейные формы и т.д.). На стр. 11 учебника показан Спродутинский горн (он также изображен в Археологическом музее ЧГПУ им. И. Я. Яковлева), имеются вопросы и задания.

Так, В. Ф. Каховский школьникам по данной теме предлагает следующие задания и вопросы:

Задания.

1. Под руководством учителя провести археологическую разведку местности вблизи своей деревни и города; составить план древних поселений; собрать на их поверхности обнаруженные обломе сосудов и старинна предметы; собранный материал сдать в школьный музей Во время разведки записывать, что рассказывают старожилы деревни о памятниках древности.

2. Во время экскурсии посетите краеведческий музей в Чебоксарах или в своем районе.

Вопросы.

1. Когда появились древние люди в Среднем Поволжье?

2. Почему стоянки неолитического времени располагались вблизи водоемов?

3. Расскажите о хозяйстве балановцев и абашевцев?

4. Чем было вызвано появление городищ-убежищ?

5. Какие древние народы обитали в Среднем Поволжье в эпоху железа?

Каких-либо расхождений по материалу и между двумя археологами нет. Имеется некая перестановка тем. Например, Р. Г. Фахрутдинов о татарском народе говорит в ведении, а В. Ф. Каховский в подтеме «Тюркские предки чувашского народа». В ней он отмечает, что Древние тюркоязычные предки чувашей в железном веке обитали далеко от своей будущей родины, в Центральной Азии, по соседству с древнемонгольскими племенами. В чувашском языке сохранились сотни древнемонгольских слов, которые крас­норечиво говорят о совместной жизни предков чувашей и монго­лов и об их хозяйственных занятиях. Приведем некоторые из них:

чувашские

монгольские

русский перевод

ару

ураг

племя, поколение

ёне

уне

корова

пару

буру

телка

урпа

арбай

ячмень .

парса

бурцаг

горох

тимёр

темур

железо

паттар

багатур

богатырь

Во втором веке до нашей эры предки чувашей двинулись на запад и поселились в Средней Азии, где они смешались с мест­ными иноязычными племенами. В первом веке нашей эры тюркоязычные племена, в составе которых были предки чува­шей, перешли Волгу и заняли степи между Каспийским и Азов­ским морями.

В V в. н. э. в Приазовских степях образовался большой союз кочевых скотоводческих племен во главе с болгарами. В это время в Северном Дагестане поселились сувары (сувазы). По языку и происхождению сувары были родственны с болгарами. Сувары занимались земледелием и скотоводством.

Под ударами хазар Булгарское царство распалось. Большая группа болгарских племен под предводительством сво­его вождя Аспаруха ушла на запад и поселилась в низовьях Дуная, где в то время жили славяне. Пришлые болгары смеша­лись со славянами, переняли их язык и обычаи. Образовавший­ся новый народ получил имя болгар. Другая группа болгарских племен подалась на север и поселилась в Среднем Поволжье. Оставшиеся на юге болгарские племена позже были оттеснены в кавказские горы. Здесь они участвовали в формировании бал­карской народности.

Следовательно, предки чувашского народа – волжские булгары (так будем их называть, чтобы отличить от древних бол­гар) – были по своему происхождению родственны с дунайски­ми болгарами. Об этом говорят многочисленные исторические факты. В языке современных дунайских болгар сохранились тюркские слова, общие с чувашскими.

на чувашском

языке

на болгарском

языке

перевод на

русский язык

вата

вотав

старый

енчек

енджик

котомка, сумка

кесъе

кесия

кисет, карман

палак

белег

знак, примета

сум

сам

счет

текер

тикра

зеркало

тус

дост

друг, приятель

туя

тояга

палка, посох

тушек

душек

перина

чавка

чавка

галка

шерпет

шербет

медовый напиток

шурпе

чорба

суп

У чувашей и дунайских болгар в прошлом было немало общего в покрое женской одежды, в головных уборах и украшениях. Многие предметы быта и орудия труда у них имели одинаковые названия. Сходные элементы обнаруживаются у них в народных поверьях, обычаях и обрядах. Эти материалы говорят о том, что древнеболгарские племена вошли в состав, как дунайских болгар, так и чувашского народа.

Древний суварский народ после ухода родственных болгарских племен был покорен хазарами.

В 30-х годах VIII века основная масса сувар, спасаясь от арабского, нашествия, вынуждена была оставить свои цветущие селения, и ушла по Волге на север. Сувары поселились на плодородных землях левобережья Волги по соседству с булгарами. Оставшиеся на Кавказе сувары вошли в состав азербайджанского и кумыкского народов [4].

По теме автором даются вопросы:Какие исторические данные говорят о том, что предки чува­шей в глубокой древности жили в Центральной Азии?

1. По какой причине произошел распад Болгарского царства на Кавказе?

2. Приведите исторические факты, говорящие о родстве дунайских болгар и чувашей.

3. Покажите на карте, где жили булгары и сувары в Среднем Поволжье.

Следует отметить, что данный учебник вышел в 1977 г. После издания В. Ф. Каховский собственноручно дописал следующее: «В VII в. в Приазовье образовалось Болгарское царство. На болгарские племена часто нападали воинственные хазары, жившие к востоку от них» (с. 13).

Обратим серьезное внимание на археологические раскопки, проведенные археологом В. Ф. Каховским и Б. В. Каховским Большетаябинского археологического комплекса, который состоит из булгарского городища X-XIV вв. и одновременного ему кладбища. Городище находится к югу от с. Большая Таяба Яльчикского района и имеет размеры 525x525 м, упоминается впервые в 1856 г. Городище у с. Таяба (X - XIV вв.) изучали в 1931 г. - П. Н. Третьяков, 1948 г. - А. П. Смирнов, 1957 г. – Г. Л. Федоров-Давыдов, в 1992 г. - В. Ф. Каховский. Нижний культурный слой данного комплекса относится к открытому поселению, верхний - к укрепленному городищу. Во II тыс. до н.э. здесь находилась стоянка срубной культуры. Городище укреплено двумя валами и рвом.

В 1992 г. в северной части обнаружены третий вал и второй ров. В 1957 г. обнаружен фундамент кирпичного дома с подпольной системой отопления, распространенной в городах Нижнего Поволжья и в Волжской Болгарии в эпоху Золотой Орды. Выявлены остатки различных производств, в том числе керамический горн для обжига посуды. Железные изделия представлены пружинами от замков, ножами, коваными гвоздями, кресалами и пр. В значительном количестве обнаружены фрагменты керамики желтого, красного и коричневого цветов. Городище являлось военным укрепленным центром, резиденцией баскака, собиравшего дань с местного населения, с уходом которого в начале XIV в. связано запустение городища.

К юго-западу от городища, на противоположном, правом берегу р. Таябинки расположено кладбище того же периода. Раскопки 1984 г. позволили выявить два обряда погребения:

1. Большинство захоронений, главным образом женских и детских, совершены по мусульманскому обряду. Погребения мужчин выполнены с соблюдением языческих традиций волжских болгар: положение костяка вытянутое, головой на запад, лицом кверху.

2. Археологический комплекс датируется XXIV вв., а захоронения относятся к XIV в., когда кыпчакский этноэлемент резко активизировался среди «худых болгар».

Возникают вопросы:

· В каком случае на одном кладбище могли быть захоронены представители одного этноса, исповедовавшие разные религии?

· Почему женщины и дети захоронены по мусульманским обрядам, а мужчины-чуваши («худые болгары») по языческим обрядам?

Наше мнение такое:

1) Захоронения на кладбище мусульман и язычников (болгар) показывают, что это были «худые болгары». Болгары резко не делились по религиозному признаку (конец XIII – начала XIV вв.).

2) Известно, что в Таябинской крепости находилось до 50 кыпчакских (мусульманских) воинов.

3) Вокруг крепости располагалось от 10 до 15 чувашских деревень, которые снабжали воинов одеждой, пищей, лошадьми и т.п.

4) Вероятнее всего яльчикская этногруппа (женщины и девушки) являлись женщинами-наложницами кыпчакских воинов (мусульман).

5) Они принимали ислам и воспитывали детей в мусульманских традициях.

6) Захоронения жен и детей по мусульманским традициям показывает, что они принимали исламскую религию от мужей-кыпчаков (татар).

7) Мужское чувашское население стойко сохраняло религиозные языческие традиции. Язычество для мужчин-чувашей являлось формой протеста и сохранения этноидентиччности, против татаро-кыпчакской этнокультурной, этнорелигиозной и этноязыковой агрессии таябинских кыпчаков. Мужчины, сохраняя язычество, защищали своих жен и детей.

8) Кыпчакские воины женились на чувашских женщинах, которые им рожали детей.

9) Таким образом, сложился такой тип захоронений, где хоронили язычников-мужчин и мусульманок (женщин и детей). Мы считаем, что мужчины-язычники являлись для женщин мусульманок близкородственными лицами. Мужчины-язычники могли быть им братьями, отцами, дядями и т.д., и их хоронили рядом на родовом кладбище.

В. Ф. Каховский и Б. В. Каховский отмечали, что памятник датируется XIV в., когда происходила смена религиозных воззрений. При этом среди взрослой мужской части населения более стойко сохранялись языческие традиции. В 1992 г. обнаружены остатки жертвенного кострища, расположенного на самом острие мыса в виде пятна золы и угольков, содержащего обуглившиеся зерна. Памятник, имеющий огромное значение для изучения средневековой истории чувашского народа требует тщательных многолетних стационарных исследований.

Выводы

1. Археологи в своих учебниках для школ Чувашии и Татарстана при изложении темы о первобытнообщинном строе не расходятся в позициях.

2. В представленных учебниках для школ «Родной край» В. Ф. Каховского и «История татарского народа и Татарстана» Р. Г. Фахрутдинова материал излагается с учетом учебно-методических требований. Имеются иллюстрации, справочный материал, вопросы и задания.

3. Материал, предлагаемый учащимся, понятен и доступен.

4. Оба ученых придерживаются объективных исторических взглядов.

5. Следует отметить, что в 70-е гг. XX в. В. Ф. Каховский придерживался финно-тюркского этногенеза чувашей, что видно из отрывка из его учебника «В Чувашском крае в железном веке жили древние марийцы и мордва. Из их среды вышли местные предки чувашского наро­да. Но в формировании чувашского народа участвовали также пришлые тюркоязычные племена».

6. Позиция Р. Г. Фахрутдинова по этногенезу татар такая, что татары Золотой Орды ассимилировали часть болгар.

7. Наша же позиция следующая: «Тюркские племена впитали в себя ираноязычные народы Северного Кавказа и Центральной Азии. Осев на территории Среднего Поволжья, ассимилировали часть древних мордвы, марийцев и буртас. Низовые чуваши в годы Золотой Орды (Яльчикская подгруппа) ассимилировала часть кыпчаков».

Литература

1. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – с. 10.

2. Каховский, В. Ф. Родной край для 7-8 классов / В. Ф. Каховский. – Чебоксары, 1977. – С. 5-6.

3. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – с. 11-12.

4. Каховский, В. Ф. Родной край для 7-8 классов / В. Ф. Каховский. – Чебоксары, 1977. – С. 13-14.

Комментариев нет:

Отправить комментарий