УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(Р. Г. ФАХРУТДИНОВ) И РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШИЯ
(В. Ф. КАХОВСКИЙ)
С образованием в 20-х гг. XX в. национально-территориальных субъектов РСФСР, СССР ставится вопрос о создании учебников по истории коренных народов (инородцев) республик Среднего Поволжья и Приуралья.
Министерства образования Башкирского, Мордовского, Марийского, Удмуртского, Чувашского и Татарского АССР приступили к подготовке таких учебников.Совместно с историками, этнографами, археологами, языковедами, литераторами в 20-40-х гг. XX в. стали выходить учебники по истории, этнографии, археологии, по изучению национальных языков и т.д. Они были включены в учебные программы различных ступеней образования.
Специализированные учебники появляются в конце 70 – начале 80-х гг. XX в. во всех республиках Урало-Поволжского региона и СССР.
Министерства образования субъектов РФ наибольшее внимание стали обращать на издание учебников историко-краеведческого характера в конце XX – начале XXI вв.
В Марий Эл вышел учебник «История Марийского народа» (А. Г. Иванов, К. Н. Сануков), в Татарстане – «История татарского народа» (Р. Г. Фахрутдинов), в Чувашии учебник стал называться «Мой город» (А. П. Данилова, В. Д. Данилов, Т. Н. Иванова), «Родной край» (Е. Енькка), «Истоки чувашской цивилизации» (Г. И. Тафаев).
На начало XXI в. в Чувашии издаются серии книг:
1) «Мой город»;
2) «Родной край» - «Чаваш ень»;
3) «Истоки чувашской цивилизации».
Все серии формируются с учетом новых учебно-методических требований и рассчитаны на школьный возраст. Обобщение практической деятельности по данным сериям происходит на различных научно-практических конференциях учителей и ученых.
Например, 16 февраля
Ученые ЧРИО, ЧГПУ, ЧГУ, представители ЧНК (Г. Архипов), учителя многих школ высказывались по поводу совершенствования методики преподавания истории и культуры родного края.
Следует заметить, что в Чувашии специализировался в подготовке издания учебников для школ археолог и историк В. Ф. Каховский, в Татарстане – археолог и историк Р. Г. Фахрутдинов. Оба ученых с мировым именем, профессионалы в своем деле и патриоты своего края.
В. Ф. Каховский и Р. Г. Фахрутдинов в мире известны как объективные, честные исследователи, прекрасно знающие археологию и историю Среднего Поволжья.
Р. Г. Фахрутдинов в своем учебнике первый раздел назвал «Первобытное общество на территории Татарстана». В §1 «Земли Татарстана в первобытную эпоху» он обращается к ребятам Дорогие ребята! Всем вам хорошо известно, что река Кама является притоком Волги. Однако было ли так всегда? В глубокой древности, около одного миллиона лет тому назад, в начале четвертичного периода — еще задолго до появления человека в нашем крае – здесь были совсем другие природные условия. Самой большой рекой тогдашней Восточной Европы была Кама (первоначальная Кама, пра-Кама). Одним из ее притоков являлась река, протекавшая в долине современной Волги и впадавшая в эту пра-Каму там, где теперь Кама впадает в Волгу. Нынешней Волги тогда еще не было.
Мы не поверили бы своим глазам, увидев на берегах современных Волги и Камы таких южных животных, как слоны и носороги. Но они обитали в те далекие времена и в наших краях, ибо климат тогда был очень теплый. Этому климату соответствовал и растительный мир – в местах, покрытых ныне еловыми и сосновыми лесами, росли южные, неустойчивые к морозам деревья.
Картина изменилась с началом сильного похолодания или, как его называют, Великого оледенения. Это произошло примерно 800 тысяч лет тому назад. Многие тысячелетия северные ледники постепенно увеличивались и заняли всю северную часть Евразии. Охватывая общую площадь в 5 миллионов кв. км, ледник толщиной в
Чувашский археолог В. Ф. Каховский в своем учебнике «Родной край» в I разделе «Первобытнообщинный строй» в §1 «Наш край в древности. Первые сведения из истории нашего края» в первой подтеме «Древние люди в Среднем Поволжье» пишет, что чувашский край находится в Среднем Поволжье. Древние люди впервые проникли сюда с юга около 80 тысяч лет назад. В то далекое время климат был холодный. Северные области Европы были покрыты ледником. В приледниковой полосе образовалась зона болотистой тундры с мелкой растительностью. Холодное дыхание ледника распространялось до Поволжья. Здесь тогда водились покрытые густой шерстью мамонты, бизоны, носороги, северные олени. Древние люди охотились на этих животных, питались их мясом, одевались в звериные шкуры.
Люди жили небольшими группами — так было легче прокормиться. В поисках пищи они бродили с места на место, устраивая временные стойбища. В поселениях древних людей археологи находят грубые каменные орудия труда: кремневые скребки, ножевидные резцы, наконечники, копья и другие вещи. Стоянки древнекаменного века обнаружены в Чувашии близ современных селений Уразлино (Янтиковский район), Ямашево (Канашский район) и Большое Янгильдино (Чебоксарский район).
Около 12 тысяч лет назад ледниковая эпоха кончилась. Климат стал теплым и влажным. Территория Восточной Европы постепенно покрылась дремучим лесом, а в ее южных областях появились степи. В лесах водились лоси, медведи, кабаны, волки, лисицы, зайцы и разнообразные птицы. В полноводных реках и озерах было много разной рыбы.
Изменились условия жизни людей. Они изобрели новые орудия охоты — лук и стрелы, с помощью которых охотились на осторожных и юрких зверей и птиц. Охота, как и прежде, была основным занятием людей.
Во второй подтеме «Неолит» В. Ф. Каховский сообщает, что люди постоянно совершенствовали орудия труда. Появились каменные топоры, молотки, ножи. Их тщательно обрабатывали, а рабочие части хорошо оттачивали. В топорах и молотках высверливали отверстия для прикрепления ручки. Орудия труда стали прочными и более производительными. Этот период называется неолитом, новокаменным веком. Он продолжался с IV по III тысячелетие до н. э.
Женщины научились изготовлять глиняные сосуды. В них варили пищу.
Люди трудились совместно: охотились на зверей с помощью лука и стрел, силок, или, устраивая ловчие ямы; сетями из волокон крапивы и костяными удочками ловили рыбу; собирали съедобные травы, плоды, ягоды, грибы и т. д. [2].
У Р. Г. Фахрутдинова данная тема звучит в §2 «Древние люди в Поволжье и Прикамье». Он отмечает, что первые люди в бассейнах Волги и Камы появились еще в ледниковом периоде, в эпоху т. н. среднего палеолита.
Палеолит – это древний каменный век (состоит из двух греческих слов: «палайос» - древний и «литос» - камень). Палеолит – наиболее древний период в истории человечества – длился около трех миллионов лет, В усвою очередь он делится на три этапа: нижний (древнейший и самый долгий), средний и верхний (поздний). Если история древнейшего человека, история отделения I его от животного мира происходила в южных широтах Евразии и I экваториальной Африке, то его появление в Восточной Европе, в том числе и в Волго-Камье, связано именно со средним палеолитом.
Это произошло около 80 – 100 тысяч лет тому назад. Самое древнее стойбище людей данного периода обнаружено у нас в Татарстане на территории современного Тетюшского района, на правом берегу Волги в урочище «Красная глинка». Отдельные стойбища известны также выше по Каме – в бассейне ее притока Чусовой и в Пермской области. Средний палеолит — период существования неандертальцев: так названы эти древнейшие первобытные люди по их костным остаткам, впервые выявленным в долине Неандерталь в Германии. Неандерталец представляет собой звено в цепи развития человека, стоявшее между древнейшими обезьяно-людьми и современным человеком. Неандертальцы — это первые люди-охотники; они пользовались грубыми и примитивными орудиями труда и оружием из камня— рубилами, скребками, первобытными ножами, коллективно охотясь на диких животных и поровну деля добычу. Неандерталец был коренастый, сильный человек с широкой грудью и большой головой; ноги короткие, слегка согнутые в коленях, руки довольно длинные.
Около 40 тысяч лет тому назад началась эпоха позднего палеолита, характеризующаяся появлением современного по внешнему облику человека — Homo sapiens, человека разумного. В науке принято называть их также кроманьонцами по первым находкам скелетов этих людей у селения Kpo-Маньон во Франции. Они уже собирались в значительно большие коллективы, чем неандертальцы; возникли первые родовые организации, в подобных организациях все люди были равны и свою жизнь они устраивали сообща. Мужчины были целыми днями на охоте, а все остальные дела, в том числе и воспитание детей, полностью ложились на плечи женщин. В результате групповой жизни ребенок знал только мать, он всегда находился в роду своей матери. Таким образом, сама первобытная жизнь заставила женщину занять привилегированное положение в хозяйственной и общественной жизни. Именно по этой причине ранний период первобытнообщинного строя обычно называют матриархатом (состоит из двух слов: латинского «матре» — мать и греческого «архе» — начало, власть).Бессилие человека перед грозными силами природы способствовало зарождению первобытной религии. Древнему человеку было непонятно, почему сверкает молния и гремит гром; его всегда пугал ночной мрак, когда в каждой пещере и за каждым кустом его ожидала страшная встреча с хищным зверем. Каждое непонятное явление природы он приписывал сверхъестественным силам, глубоко верил в происхождение людей от различных животных и растений. Такая форма первобытной религии называется тотемизмом.
Одновременно с подобной религией возникло и первобытное искусство, которое представлено каменными статуэтками женщин и наскальными рисунками животных. Прекрасные образцы, подлинные шедевры древней наскальной живописи впервые обнаружены в нашей стране — на Урале, в т. н. Каповой пещере (Шулганташ). Там на высоких стенах красной охрой нарисованы фигуры мамонтов, лошадей и носорога.
Стоянки людей позднего палеолита известны в Татарстане на Волге, Каме и в бассейне реки Ик на востоке республики.
12—14 тысячелетий тому назад началась эпоха мезолита — среднего каменного века («месос» — средний и известный уже нам «литос» — камень). В результате окончательного отступления ледника установился климат, близкий к современному [3].
У обоих археологов имеются археологические периодизации. Например, в §3 «Новый каменный век» татарский исследователь дает понятия неолита и археологической культуры. В §4 рассказывает о жизни первобытного человека, в §5 – о достижениях металлургии народами Урало-Поволжского региона.
Автор подробно излагает причины разложения родового строя. В перечисленных темах имеются черно-белые и цветные иллюстрации (бронзовые топоры, скифское зеркало, картина З. Буриана «Стоянка людей эпохи неолита», изображение мамонта и т.д.), имеются вопросы и задания.
Учебник В. Ф. Каховского также насыщен иллюстрациями, например, на стр. 9 изображены предметы из Чурачикского кургана (бронзовые топоры и глиняные литейные формы и т.д.). На стр. 11 учебника показан Спродутинский горн (он также изображен в Археологическом музее ЧГПУ им. И. Я. Яковлева), имеются вопросы и задания.
Так, В. Ф. Каховский школьникам по данной теме предлагает следующие задания и вопросы:
Задания.
1. Под руководством учителя провести археологическую разведку местности вблизи своей деревни и города; составить план древних поселений; собрать на их поверхности обнаруженные обломе сосудов и старинна предметы; собранный материал сдать в школьный музей Во время разведки записывать, что рассказывают старожилы деревни о памятниках древности.
2. Во время экскурсии посетите краеведческий музей в Чебоксарах или в своем районе.
Вопросы.
1. Когда появились древние люди в Среднем Поволжье?
2. Почему стоянки неолитического времени располагались вблизи водоемов?
3. Расскажите о хозяйстве балановцев и абашевцев?
4. Чем было вызвано появление городищ-убежищ?
5. Какие древние народы обитали в Среднем Поволжье в эпоху железа?
Каких-либо расхождений по материалу и между двумя археологами нет. Имеется некая перестановка тем. Например, Р. Г. Фахрутдинов о татарском народе говорит в ведении, а В. Ф. Каховский в подтеме «Тюркские предки чувашского народа». В ней он отмечает, что Древние тюркоязычные предки чувашей в железном веке обитали далеко от своей будущей родины, в Центральной Азии, по соседству с древнемонгольскими племенами. В чувашском языке сохранились сотни древнемонгольских слов, которые красноречиво говорят о совместной жизни предков чувашей и монголов и об их хозяйственных занятиях. Приведем некоторые из них:
чувашские | монгольские | русский перевод |
ару | ураг | племя, поколение |
ёне | уне | корова |
пару | буру | телка |
урпа | арбай | ячмень . |
парса | бурцаг | горох |
тимёр | темур | железо |
паттар | багатур | богатырь |
Во втором веке до нашей эры предки чувашей двинулись на запад и поселились в Средней Азии, где они смешались с местными иноязычными племенами. В первом веке нашей эры тюркоязычные племена, в составе которых были предки чувашей, перешли Волгу и заняли степи между Каспийским и Азовским морями.
В V в. н. э. в Приазовских степях образовался большой союз кочевых скотоводческих племен во главе с болгарами. В это время в Северном Дагестане поселились сувары (сувазы). По языку и происхождению сувары были родственны с болгарами. Сувары занимались земледелием и скотоводством.
Под ударами хазар Булгарское царство распалось. Большая группа болгарских племен под предводительством своего вождя Аспаруха ушла на запад и поселилась в низовьях Дуная, где в то время жили славяне. Пришлые болгары смешались со славянами, переняли их язык и обычаи. Образовавшийся новый народ получил имя болгар. Другая группа болгарских племен подалась на север и поселилась в Среднем Поволжье. Оставшиеся на юге болгарские племена позже были оттеснены в кавказские горы. Здесь они участвовали в формировании балкарской народности.
Следовательно, предки чувашского народа – волжские булгары (так будем их называть, чтобы отличить от древних болгар) – были по своему происхождению родственны с дунайскими болгарами. Об этом говорят многочисленные исторические факты. В языке современных дунайских болгар сохранились тюркские слова, общие с чувашскими.
на чувашском языке | на болгарском языке | перевод на русский язык |
вата | вотав | старый |
енчек | енджик | котомка, сумка |
кесъе | кесия | кисет, карман |
палак | белег | знак, примета |
сум | сам | счет |
текер | тикра | зеркало |
тус | дост | друг, приятель |
туя | тояга | палка, посох |
тушек | душек | перина |
чавка | чавка | галка |
шерпет | шербет | медовый напиток |
шурпе | чорба | суп |
У чувашей и дунайских болгар в прошлом было немало общего в покрое женской одежды, в головных уборах и украшениях. Многие предметы быта и орудия труда у них имели одинаковые названия. Сходные элементы обнаруживаются у них в народных поверьях, обычаях и обрядах. Эти материалы говорят о том, что древнеболгарские племена вошли в состав, как дунайских болгар, так и чувашского народа.
Древний суварский народ после ухода родственных болгарских племен был покорен хазарами.
В 30-х годах VIII века основная масса сувар, спасаясь от арабского, нашествия, вынуждена была оставить свои цветущие селения, и ушла по Волге на север. Сувары поселились на плодородных землях левобережья Волги по соседству с булгарами. Оставшиеся на Кавказе сувары вошли в состав азербайджанского и кумыкского народов [4].
По теме автором даются вопросы:Какие исторические данные говорят о том, что предки чувашей в глубокой древности жили в Центральной Азии?
1. По какой причине произошел распад Болгарского царства на Кавказе?
2. Приведите исторические факты, говорящие о родстве дунайских болгар и чувашей.
3. Покажите на карте, где жили булгары и сувары в Среднем Поволжье.
Следует отметить, что данный учебник вышел в
Обратим серьезное внимание на археологические раскопки, проведенные археологом В. Ф. Каховским и Б. В. Каховским Большетаябинского археологического комплекса, который состоит из булгарского городища X-XIV вв. и одновременного ему кладбища. Городище находится к югу от с. Большая Таяба Яльчикского района и имеет размеры 525x525 м, упоминается впервые в
В
К юго-западу от городища, на противоположном, правом берегу р. Таябинки расположено кладбище того же периода. Раскопки
1. Большинство захоронений, главным образом женских и детских, совершены по мусульманскому обряду. Погребения мужчин выполнены с соблюдением языческих традиций волжских болгар: положение костяка вытянутое, головой на запад, лицом кверху.
2. Археологический комплекс датируется X – XIV вв., а захоронения относятся к XIV в., когда кыпчакский этноэлемент резко активизировался среди «худых болгар».
Возникают вопросы:
· В каком случае на одном кладбище могли быть захоронены представители одного этноса, исповедовавшие разные религии?
· Почему женщины и дети захоронены по мусульманским обрядам, а мужчины-чуваши («худые болгары») по языческим обрядам?
Наше мнение такое:
1) Захоронения на кладбище мусульман и язычников (болгар) показывают, что это были «худые болгары». Болгары резко не делились по религиозному признаку (конец XIII – начала XIV вв.).
2) Известно, что в Таябинской крепости находилось до 50 кыпчакских (мусульманских) воинов.
3) Вокруг крепости располагалось от 10 до 15 чувашских деревень, которые снабжали воинов одеждой, пищей, лошадьми и т.п.
4) Вероятнее всего яльчикская этногруппа (женщины и девушки) являлись женщинами-наложницами кыпчакских воинов (мусульман).
5) Они принимали ислам и воспитывали детей в мусульманских традициях.
6) Захоронения жен и детей по мусульманским традициям показывает, что они принимали исламскую религию от мужей-кыпчаков (татар).
7) Мужское чувашское население стойко сохраняло религиозные языческие традиции. Язычество для мужчин-чувашей являлось формой протеста и сохранения этноидентиччности, против татаро-кыпчакской этнокультурной, этнорелигиозной и этноязыковой агрессии таябинских кыпчаков. Мужчины, сохраняя язычество, защищали своих жен и детей.
8) Кыпчакские воины женились на чувашских женщинах, которые им рожали детей.
9) Таким образом, сложился такой тип захоронений, где хоронили язычников-мужчин и мусульманок (женщин и детей). Мы считаем, что мужчины-язычники являлись для женщин мусульманок близкородственными лицами. Мужчины-язычники могли быть им братьями, отцами, дядями и т.д., и их хоронили рядом на родовом кладбище.
В. Ф. Каховский и Б. В. Каховский отмечали, что памятник датируется XIV в., когда происходила смена религиозных воззрений. При этом среди взрослой мужской части населения более стойко сохранялись языческие традиции. В
Выводы
1. Археологи в своих учебниках для школ Чувашии и Татарстана при изложении темы о первобытнообщинном строе не расходятся в позициях.
2. В представленных учебниках для школ «Родной край» В. Ф. Каховского и «История татарского народа и Татарстана» Р. Г. Фахрутдинова материал излагается с учетом учебно-методических требований. Имеются иллюстрации, справочный материал, вопросы и задания.
3. Материал, предлагаемый учащимся, понятен и доступен.
4. Оба ученых придерживаются объективных исторических взглядов.
5. Следует отметить, что в 70-е гг. XX в. В. Ф. Каховский придерживался финно-тюркского этногенеза чувашей, что видно из отрывка из его учебника «В Чувашском крае в железном веке жили древние марийцы и мордва. Из их среды вышли местные предки чувашского народа. Но в формировании чувашского народа участвовали также пришлые тюркоязычные племена».
6. Позиция Р. Г. Фахрутдинова по этногенезу татар такая, что татары Золотой Орды ассимилировали часть болгар.
7. Наша же позиция следующая: «Тюркские племена впитали в себя ираноязычные народы Северного Кавказа и Центральной Азии. Осев на территории Среднего Поволжья, ассимилировали часть древних мордвы, марийцев и буртас. Низовые чуваши в годы Золотой Орды (Яльчикская подгруппа) ассимилировала часть кыпчаков».
Литература
1. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – с. 10.
2. Каховский, В. Ф. Родной край для 7-8 классов / В. Ф. Каховский. – Чебоксары, 1977. – С. 5-6.
3. Фахрутдинов, Р. Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000. – с. 11-12.
4. Каховский, В. Ф. Родной край для 7-8 классов / В. Ф. Каховский. – Чебоксары, 1977. – С. 13-14.
Комментариев нет:
Отправить комментарий