Страницы

17 марта 2011

Ритмы распада древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации

Ритмы распада древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации

Самое ужасное для чуваш в XXI в. – это отказ от своей древнеболгарской  истории, потеря историко-генетической памяти народа, что ведет к отказу от своего будущего.

               Г.И.Тафаев

 

Что происходит в настоящее время в чувашской исторической регионалистике. Завершение тысячелетнего распада или завершениия пятидесятилетнего деления  древнеболгарской (Волжско-Камской истории) между чувашскими и татарскими исследователями. Среди чувашских историков идет разброд  и шатание.

·              Одни ищут в зороастризме истоки  и путь спасения чувашской истории;

·              Другие, увлеклись историей Египта и наложением ее на чувашскую историю;

·              Третьи занялись поисками чувашской  истории в государстве эфрталитов  (белых гуннов);

·              Четвертые переметнулись на сторону татарских историков;

·              Пятые ищут путь спасения нового циклическеского  возрождения через массовое вовлечение всех  чувашей в православную (российскую) цивилизацию;

·               Шестые, отказ от чувашской национальности и переход в татаро-болгарскую этнополитическую общность;

·              Седьмые проповедуют новую мессию - отказ от чувшского этноназвания и переход в сувар (суваризация чуваш).

 

Например, 12 января 2010 г. фонд развития суваро-чувашской нации «Сувар», обратились с призывом «Мы сувары». Что же они предлагают в  мессии?

«Общеизвестно, что в недалеком прошлом были известны народности, племена, обитающие на Среднем Поволжье: болгары (булгары), буртасы, мокша, эрзя, сувары-савары, черемисы, славяне, вятичи, татары и др. Суварская  миссия о татарах отмечает, что «татары» причислялись не столько по исламским признакам, а по образу жизни , характеру, воинству».

Специалисты –историки понимают, что в суварскую мессию заменила татарская концепция.

Что дальше? «Среди них никто ни разу не упоминается «чуваши», во всяком случае, до появления войск Ивана Грозного в этих краях.  Ученые соседних народов, в основном  признают «сувары-чуваши – это нынешние  чуваши, сувары – предки чувашей, но не могут ответить причину возникновения слово «чуваш». Читателю следует напомнить, что один из ведущих чувашских языковедов писал, что слово «чуваш» произошло от языческого кладбища – çăва. «Чуваш_- çăва». «Чуваши были язычниками, не мусульманами, их хоронили отдельно от мусульман, поэтому их  определяли по похоронным традициям».

Что предлагают «Суварцы»?

Называйтесь суварами и вы останетесь, станете суварами! Наше древо жизни укрепится мощным корнем древнего народа! Разговаривайте на родном суварском языке! Думающие, деловые, смелые, сильные, станьте СУВАРАМИ!

Седьмая - суварская концепция вписывается в ритм – распада, которая несет конфликт между индивидуумами и распадающейся  новочувашской цивилизацией (по А.Дж.Тойнби).

Восьмае - два-три историка остаются на болгаро- чувашской концепции этногенеза. Для нас древнеболгарская цивилизация является материнской. Чуваши сохранили древнеболгарскую историю, язык, культуру, менталитет, территорию.   

Выход:

·        Поиск;

·        Возвращение;

·        Сохранение;

·        Уход;

·        Отказ.

В ХХI в. среди историков и творческой элиты да и писателей, поэтов доминирует позиция сохранения болгаро-чувашской преемственности.

К сожалению, правящее   меньшинство ( по А. Дж.Тойнби ) оторвалось от народа, от  интеллигенции,   от историко – генетической памяти народа.

Новочувашская распадающаяся цивилизация ищет пути сохранения и воспроизводства своей истории.

Пути обновления:

·        мессия – суваризация (уход);

·        мессия – болгаризация (уход);

·        мессия – уход – ассимиляция ( по Н.Я. Данилевскому «превращение в этнографический материал»);

·        мессия- возврат.

Мы отметим, что новочувашская (локальная -  национально – региональная) цивилизация стоит на пороге распада (ритма распада).

Древнеболгарская цивилизация сформировалась в условиях Волжско-Камской Болгарии, достигла расцвета к началу ХIII в и была разгромлена  монголо-татарами. В условиях ордынской эпохи к 1552 г. древнеболгарская (древнечувашская) через смену цивилизаций оказалась в условиях:

·        Поиска ;

·        Сохранения;

·        Ухода;

·        Возвращения.

Путь Ухода- и-Возврата чувашская аристократия нашла ВЫХОД – через

вхождение в состав российской цивилизации.

Позиция чувашской (пророссийской) аристократии определилась с начала ХVI в (1523г.) вхожденим Присурской Чувашии в состав России, окончательно в июле 1551г. вся Чувашия вошла в состав России (мирно, добровольно).

В схеме путь аристократии выглядит (творческое меньшинство)

 

Вначале ХVI в. Казанское ханство переживало распад. Следует отметить, что внутри Казанского ханства всегда существовал раскол.

Направления раскола:

·        Многонациональное ханство: чуваши, мари, удмурты, башкиры, русские (100 тыс. пленных );

·        Раскол по религиозному признаку: мусульмане, язычники, христиане;

·        Раскол среди татарской аристократии;

·        Раскол среди «инородческой» аристократии;

·        Нахождение  войск между  Москвой и ханством на горной стороне.

Татарский исследователь Р.Г.Фахрутдинов о завоевании казанского ханства отмчает, что «в марте 1549 года в возрасте 39 лет скончался Сафа-Гирей, не успев объявить своего преемника. У него было несколько жен и четверо сыновей. Двое взрослых жили тогда в Крыму и один изних, Буляк-Гирей, после смерти отца был приглашен ханом в Казань, но эту кандидатуру отвели сами же казанцы. Еще один сын Сафы-Гирея, от русской жены, не имел права на трон, и остался самый младший сын Утямиш-Гирей, которому было всего три года. Его и выбрали новым казанским ханом, назначив ему регентшей его мать Сююмбике.

Имя Сююмбике хорошо известно учащимся, но многие еще не знают ее истории. То, что она была дочерью ногайского князя Юсуфа, мы уже говорили выше. Юсуф же происходил из рода прославленного Идегея: он был правнуком Нуретдина, младшего сына Идегея, следовательно, последний являлся  рпащуром (отещ прадеда) Сююмбике. В этом отношении Сююмбике и Нур-Салтан были даже родственницами: дед Нур-Салтан и прапрадед Сююмбике являлись родными братьями, сыновьями Идегея.[1]

Сююмбике приехала в Казань в августе 1533 и была увезена в августе 1551 г. После того как убили Джан-Али, она вышла замуж зо Сафу-Гирея, с которым она жила 14 лет в любви и согласии, и в 1546 году у нее родился поздний ребенок Утямиш-Гирей. Несмотря на то, что Сююмбике была самой молодой среди других жен Сафы-Гирея, она считалась старшей по своему положению, ибо была любимой женой. Как сообщают русские летописи, она была «велми красну и мудру», т. Е. очень красивой и мудрой. О татарских преданиях и баитах и говорить не приходится на этот счет - ее красота и благородство в них воспеваются. Имя Сююмбике в истории татарского народа является символом борца за свободу и независимость.

Раскол усиливался. Москва решила перейти к жестким мерам: заменить Шах-Али русским наместником, отторгнуть к России и восточную половину ханства. Этот вопрос обсуждался в царском правительстве в присутствии задержанных там татарских послов, в том числе и Нурали  Ширина.  Решили оставить Казанское ханство на автономных правах, заменив хана наместником Москвы, освободив всех русских пленных, но не изменив внутреннего устройства ханства и возвратив ему Горную сторону. Татарских послов фактически заставили подписать это соглашение.

В феврале 1552 года в Казань для низложения хана прибыл русский посол Алексей Адашев, который потребовал от Шах-Али разрешения на въезд в город русского наместника и сдать ему Казань. Шах0Али отказался  открыть городские ворота московскому войску, но отрекся от престола и уехал в Москву, исполнив волю Ивана Грозного – уничтожить казанский артиллерийский арсенал. Взял он с собой  и большое число заложников – более 89 татарских князей и мурз. 9 марта русский наместник Семен Микулинский  выехал из Свияжска в Казань в сопровождении усиленного войска, взяв с собой татарских заложников, привезенных туда Шах-Али по пути в Москву. Но казанцы закрыли перед ним ворота. В город вернулся дух вольности, рухнул план Москвы сделать Казанское ханство провинцией России. Наместник уехал обратно вместе с заложниками (потом их ликвидировали). В Казани было организовано временное правительство во главе с князем Чапкуном Отучем.

Новое правительство решительно поставило своей целью организовать борьбу за национальную независимость. Оставшиеся в городе стрельцы были перебиты. Послали приглашение в ханы астраханскому царевичу Ядигеру, находившемуся в это время в Ногайской Орде. Одновременно успешными боевыми  операциями отбили Горную сторону, кроме Свияжска. В начале марта в Казань прибыл 30-летний Ядигер и занял престол. Татары воспряли духом, в городе воцарилось приподнятое, патриотическое настроение.

Москва окончательно перешла к решительным действиям. 150-тысячная русская армия во главе с царем в июне отправилась на Казань и вначале августа прибыла в Свияжск. 23 августа армия Ивана Грозного перешла Волгу и со значительно превосходящими силами осадила Казань, к тому же она имела 150 пушек и специально подготовленную группу подрывников- минеров под руководством английского инженера  Бутлера.[2]    

Р.Г.Фахрутдинов далее отмечает, что «Казань пала, Казанское ханство перестало существовать. Последнего казанского хана Ядигера увезли в Москву и крестили под именем Симеона. Были уничтожены парвительство и войско, ликвидированы все государственные структуры. Управлять Казанью была поставлен московский наместник Горбатый-Шуйский. Однако татары и  другие народы Казанского ханства не прекратили борьбу за свою независимость, хотя она приобрела теперь стихийный характер-форму народной борьбы. Заказанье, Горная сторона и марийский край были охвачены восстаниямияяяяяя. Общее руководство которыми взял в свои руки князь Мамыш-Берди. Своей ставкой он избрал хорошо укрепленный Чалымский городок на высоком левом берегу Волги на марийской земле. Возникла крепость и на Арской стороне, в верховьях реки Меши».

Чувашское творческое меньшинство (аристократия) не оправдало надежд мусульман (казанцев )  они сражались на стороне русских войск.

С осени 1546 г. по октябрь 1552 г. в ходе национально - освободительной войны против Казании Чувашия добилась освобождения и вошла мирно в состав России (Московии).

При подавлении восстания в Чувашии казанская знать опиралась на силу, а не на обаяние и  авторитет.

Российская аристократия и армия на территории Чувашии полагалалась на авторитет, обаяние и деньги.

Следует заметить, что Казания переживала раскол и являлась распадающейся цивилизацией. Главная цель исламской аристократии  была- удержать власть в своих руках, как отмечает А.Дж. Тойнби. Однако правящее меньшинство не может полностью обходиться без творческой силы, ибо и философские школы и универсальные государства в конечном итоге дело рук правящего меньшинства).

 

Правящее меньшинство (Казанская исламская знать)

®   Творческие силы (чувашская аристократия)

®   Творческие силы (марийская аристократия)

®   Творческие силы (удмуртская аристократия)

Распадающаяся казанская аристократия растеряла (сер. ХVI в.) творческие силы «инородцев», которое оказалось в большинстве на стороне России  (Московии).

Творческие силы «инородцев»  увидели, что Россия более могущественная  (новорожденная) цивилизация. Перевес был в экономике, политике, военном деле, в организации государства.

Казанское ханство прошла циклы генезиса, роста  и минуя  расцвет ушла в  штопор распада, а 1552 г.- трансформацию. С начала ХVI в Казанском  ханстве распад  характеризовался:

·        Территориальным распадом;

·        Этническим;

·        Религиозным;

·        Социальным;

·        Геополитическим;

·        Духовным (поиск путиейВозрождения).

Эксперименты конца ХХ - начала ХХI вв. в России усилили местничество (сепаратизм). Произошла регионализация власти (Шаймиев и т.д.). С приходом к власти Медведева распоряжения (указы) пошли в направлении преодоления традиционного местничества. Местничество в конце ХХ века имело беспрецедентный успех (Татарстан, Чечня, Дагестан, Южная Осетия, Калмыкия, Башкортастан, Свердловская область).

Россия ХХI в. усилилао в себе медленное превращение российского регионального местничества в правовой порядок. Среднее Поволжье с 2010 г. (с уходом Шаймиева) вступил в российский мир. Поиск путей возрождения в новых условиях унификации среди творческого меньшинства идет. Этот путь очень болезненный и неоднозначный.

Какой путь победит:

·        Суваризация;

·        Болгаризация;

·        Ассимиляция;

·        Возрождение на ново-старой основе;

·        Уход в бесконечность;

·        Уход в прошлое (губернизаця).

Капитализация продолжается, а с нею  унификация  и стандартизация. Что нас (инородцев) ждет в новой России. К.Иванов в бессмертной поэме чувашского народа «Нарспи» о капитализации  в трагедии «Раб дьявола» писал:

Тучи темные сурово

Брови черные свели.

Человек безумный брата

Заколол и в тот же час

Подскочил к мошне заветной.

Деньги взял и, торжествуя,

Тут же он пустился в пляс.

Что мне в жизни нужно было?

Деньги! Деньги! Вот они!

А с деньгами все доступно,

Что сильней их в наши дни?

Звонким золотом владею,

Я теперь могуч, богат!

Буду завтра же я дома,

Не померкнет и закат.

Золотой дворец построю,

Тьму скота я разведу.

И в пирах веселых, шумных

Дней остаток проведу.

Пусть таскаются по войнам

Беспокойные сердца.

Что мне нужно? В жизни всем я

Обеспечен до конца:

Звонким золотом владею,

В мире равного мне нет.

А с деньгами все доступно.

Есть ли что сильней монет?

Из-за дуба вылез дьвол

И, ликуя, стал плясать,

Стал вовсед за человеком

С диким хохотом скакать.

И, невидимый, безумца

Он зовает рабом своим;

То коварно обнимает,

То целуется он с ним.

Высоко над головою

Человек мошной трясет

И мечом своим хвастливо

По мошне, как в бубен, бьет.

Деньги манят, увлекают,

Золотому звону в лад

Человек поет и пляшет.

Дик его безумный взгляд.[3]

 

Вера в хорошее будущее сквозит в чувашской легенде «О разгроме Болгара (Биляра) войсками Тамерлана» в 1391 год.

С кем ты только – в будни, в

праздник

Круглый год не торговал

В твоих реках светлых, чистых

Сколько рыбы развелось…

А в лесах твоих тенистых

Зверя всякого б нашлось!..

По твоим, Болгар, долинам

Ручейки, журча, текли…

С ясным глазом журавлиным

Мы сравнить их лишь могли!

На лесных твоих полянах

От цветов рябит в глазах…

Хмель болгарский, в разных странах,

Колобродил в погребах!..

Городов и сел повсюду

Быстро множилось число…

А коней вьючных, верблюдов

По дорогам столько шло,

Молодежь от жизни сытой,

Только вечер настает

Всюду смело и открыто

На луга гулять идет…

Бочки целые стояли

В погребах у нас с вином.

Мв домов не запирали,

Будь хоть ночью то, хоть днем

Славно мы в Болгаре жили

Не скучали никогда

Богачи лишь хлеб копили

В закромах своих всегда!

В светлой праздничной одежде,

Чтоб работать веселей,

Эх, и добрый собирали

Урожай с родной земли!..

Русских братьев выручали

Хлебом, салом, чем могли!

Если пашню мы пахали

У родного усела.

Пять коней мы в плуг впрягали,

Чтоб быстрей работа шла…

 

Выводы

Легенда отображает геноцидные годы Золотой Орды. Тамерлан уничтожил более 30  городов, 2000 сел, 80% населения, но чувашский народ сохранил не только память, но и веру. «Раб дьявола», написан К.Ивановым  в 1907 году,  процесс капитализации в условиях столыпинской реформы ускорился.

Кем станет чуваш в распадающейся (национально-региональной) цивилизации?

· Останется с верой в будущее;

· Станет этническим материалом;

· Превратится по замечанию К.Иванова в «Раба дьявола» (денег).

Яков Ухсай о вере писал в1945году:

Родной  язык! Не зная бед и горя,

С нуждой и притесненьем незнаком,―

Звучи победно в мощном дружном хоре

С великим, славным русским языком![4]

 

 

Литература

1. История татарского народа и Татарстана.-Казань, 2002.-С.225.

2. История татарского народа и Татарстана.- Казань, 2002.-С.229.

3. Иванов К.В. Избранные. - Чебоксары,1990.- С.227.

4. Ухсай Я. Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 1. ― М.,1983г.  ― С. 64.

 

Заполните таблицу

Волжсо-Камская Болгария (IX1236 г.)

 

 

Территория

 

Население

Эльтеберы Волжско-Камской Болгарии

 

Геополитика государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий