Страницы

17 марта 2011

Адаптация народа Улып к природной среде в процессе территориальной трансформации

Адаптация народа Улып  к природной среде в процессе территориальной трансформации

А.Дж.Тойнби писал, что даже представление об общей среде, в которую включаются как при­родный, так и человеческий элементы, оказывается неадекватным в качестве положительного фактора для объяснения генезиса каждой из двадцати одной цивилизации. Ясно, что различные сочетания этих двух элементов могут порождать цивилизацию в одном случае и не порож­дать ее в другом. С другой стороны, становится понятным и обратное: цивилизации могут появляться в обстоятельствах, в высшей степени различных. Природная среда может быть причиной зарождения таких типов цивилизаций, как «речная» — египетская, шумерская и, возмож­но, индуистская; «нагорная» — андская, хеттская, мексиканская. [1]

Вписывается ли древнечувашская цивилизация  в понятие:

·       Речная;

·       Нагорная;

·       Континентальная.

«Речная»- нижнее Поволжье;

«Нагорная»- Северный Кавказ;

«Морская»- Причерноморье;

«Континентальная»- Среднее Поволжье.

·       Улып (народ Улыпа) сошел с горы Арамази;

·       Занимался скотоводством (народ);

·       Занимался охотой;

·       Проживал у Каспийского моря;

·       Вошел на север по берегам реки Волги;

·       Улып остановился между Волгой и Камой;

·       Стал корчевать лес, распахивать землю и засевать рожью.

 

При формировании древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации оказали все цивилизационные факторы:

·       Речная;

·       Морская;

·       Нагорная;

·       Континентальная.

Улып не только царь и отец своего народа, он подвергается искушению, он борется с дьяволом и нечистой силой. Бывало, то над Улыпом издевались дети Шуйтана (дьявола). [2]

А. Тойнби считает, что матерью всех цивилизаций (первооснова) является египетская цивилизация. Так, в исследовании «Постижение истории» он говорит о генезисе египетской цивилизации. Начнем в принятом нами порядке, рассмотрев вызовы сначала природной, а затем человеческой среды. Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой исто­рии, были сделаны дельтами рек — Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата — шумерской, в долине Инда и его бывшего притока— так называемой индской культуры (если предпо­ложить, что последняя не является ответвлением шумерской цивили­зации, а имеет самостоятельные и независимые корни). По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать силь­ные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникли две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который ста­ло возникновение цивилизаций.

Общины охотников и собирателей Афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Ноте, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Аф­разийской степи. Те же общины, что не переменили своего образа жиз­ни, следуя за циклонным поясом, движущимся на север, оказались по­мимо своей воли перед другим вызовом — вызовом северного холода — и сумели дать ответ; между тем общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляющее влияние тропического климата. На­конец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала дина­мический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразий­ской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации.[3]

Позиция исследователя- египетская цивилизация-«речная». По шумерской цивилизации позиция А.Дж. Тойнби следующая: «памятники шу­мерской цивилизации хранят молчаливое, но точное свидетельство о тех динамических актах, которые, если обратиться к шумерской мифо­логии, были совершены богом Мардуком, убившим Тиамат, и героем Ут-Напиштимом; построившим ковчег в ожидании Потопа и спас­шимся в нем во время великого наводнения.» [4]

В древнеболгарской мифологии об Улыпе имеются несколько стихов о всемирном потопе. Например, в стихе «Кости Улыпа» говорится о том, что многие люди находят большие кости от 4 до 5 метров длиной. Они были погребены в ходе всемирного потопа. В народе говорят, что эти остатки Улыпа-Богатыря.[5] В стихе «Животные при жизни Улыпа» говорится, что современные лошади и животные при жизни Улыпа были большими. Например, собаки и кошки были крупными как слон. [6] Так, в Чувашии люди стали поживать 50-100 тысяч лет назад, немало бивней мамонтов и носорогов было найдено в IX-XX вв. нашей эры. По легенде Улып пришел в Поволжья в VII-IX вв.

При изучении истории Чувашии для нас ближе всего история Китайской цивилизации. Известно, что праболгары проживали в империи Хунну (народ Улыпа). А. Тойнби о генезисе китайской цивилизации пишет: рассмотрим далее генезис цивилизации Китая в нижней долине Желтой реки. Зарождение цивилизации здесь было ответом на вызов, возможно, более суровый, чем вызов Междуречья или Нила, В пустыне, ставшей колыбелью китайской ци­вилизации, испытание заболачиванием и наводнениями было допол­нено испытанием холодом, ибо сезонные климатические изменения в том районе весьма существенны — от сильной жары летом до резких холодов зимой. Отцы китайской цивилизации в расовом отношении, похоже, не отличались заметно от народов, живших на больших про­странствах к югу и юго-западу от Желтой реки до Брахмапутры и от Тибетского плато до Китайского моря. Если некоторые представители этой широко распространенной расы, пребывая на весьма низком куль­турном уровне, создали цивилизацию, это можно объяснить лишь тем, что они способны были более творчески откликнуться на вызов, тогда как остальные, возможно, просто не заметили его.

Чтобы наглядно удостовериться, каков был Китай до того, как на землях его зародилась цивилизация, преобразовав его, следует совер­шить путешествие на север от бассейна Желтой реки до Амура и по­смотреть на болота в окрестностях озера Ханка, там, где начинают­ся воды Уссури. Эта болотистая местность, кое-где поросшая лесом, и сегодня остается весьма близкой к своему первозданному состоя­нию.[7]

Для древнечувашской:

Вызов:

·       Вызов природы;

·       Вызов климата;

·       Вызов вторжения китайских войнов;

·       Вызов гражданской войны.

Ответ:

·       Переселение;

·       Бегство;

·       Этнокультурная трансформация;

·       Этноязыковая трансформация;

·       Антропологическая трансформация.

Собиратели, скотоводы (народ Улыпа) перешел к земледелию, ремеслу.

На какой территории:

·       Собиратели (Сибирь);

·       Скотоводы (империя Хунну);

·       Земледельцы (Северный Кавказ);

·       Скотоводы (Среднее Поволжье);

·       Земледельцы (Волжско-Камская Болгария).

Как отмечает А.Дж. Тойнби перемена образа жизни стимулировала творческий акт превраще­ния собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь зна­чительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера окружения — они оставили старые пастбища и шаг­нули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата, — пустыня­ми Руб-аль-Хали и Дешти-Лут, героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места и своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Егип­та и Сеннаара. Возможно, их соседи, описанные выше, наблюдали за смелым предприятием со слабой надеждой на успех. [8]

·       Улып (народ Улыпа) в алтайскую эпоху был собиратель, скотовод;

·       В северокавказскую эпоху - скотовод и земледелец;

·       В Волжско-Камскую эпоху – «корчевал лес и очищенные места засевал рожью».

Праболгарский пионер Улып постоянно трансформировался, но сохранял веру в хорошее будущее. Английский исследователь в «область Вызова и Ответа» вкладывает понятия:

·        Полные паруса - вперед;

·        Слишком хорошая земля - вперед.

На «Вызов» нужно «ответить». «Ответом» может быть только вперед. Это «Ответ» народа Улыпа на «Вызов».

·       «Вызов»- Улыпу;

·       «Ответ»- Улыпа;

·       «Действия»- Улыпа (рост).

Английский исследователь отмечает, что «Вызов» побуждает к «Росту». Ответом на «Вызов» общество решает вставшую перед ним зада­чу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние.

Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и разви­тию. Традиционное мнение, согласно которому благоприятные клима­тические и географические условия, безусловно, способствуют обще­ственному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

Египет традиционно рассматривается как регион с благодатными природно-климатическими условиями. Однако на поверку оказывает­ся, что первоначально это был трудный для земледелия район, кото­рый расцвел благодаря специальной ирригационной системе. В Центральной Америке, на Цейлоне, на севере Аравийской пустыни, на ос­трове Пасхи, в Новой Англии Римской Кампании можно заметить следы жизни, когда-то обустроенной и цивилизованной, а потом за­глохшей, забытой. Это говорит о том, что цивилизация существует бла­годаря постоянным усилиям человека. [8]

У чуващ (болгар) после геноцида (1236-1419 гг.) произошел спад (уход) в леса, болота, овраги Горной стороны. В условиях Горной Болгарии где было лесов - 90% и оврагов- 80% произошел «возврат к природе», но природный фактор спас «худых» болгар от истребления со стороны татаро-кыпчаков.

В эпосе об Улыпе очень много стихов, посвященных героическому прошлому чувашского народа в годы Золотой Орды. В песне о борьбе Улыпа (народа Улыпа) с татарами сказано:

 

«Мать с отцом забывать негоже.

Мать-отчизна всего дороже».

Это слышит еще с пеленок

Наш, чувашских кровей, ребенок.

Переполнен коварных страстей,

Рыщет по лесу Субедей:

-  Улып-патыром я опозорен.

Как мне с этим справиться горем?

-Натыкается на бурелом,

Бьет, на землю упав, челом:

-  Хоть ты мертвый уже, Калай-хан,

Помоги мне огнем, Калай-хан,

Уничтожить врага, Калай-хан.

Как с победой домой возвернусь,

Поднесу я тебе, Калай-хан,

 Жеребячий жирок нутряной.

Мне удачу пошли, Калай-хан,

Дай летучесть коню, Калай-хан,

 Руку к цели направь, Калай-хан.

Разум мой просвети, Калай-хан,

Маслом губы помажу тебе

За услугу твою, Калай-хан.

Злые чары к нелюдям льнут.

Вот и Вупкын, злой дух, тут как тут.

 Ненасытный этот обжора

Всех готов поглотить без разбора.

И на Улыпа точит клыки,

Только руки вот коротки:

Хорошо бы найти опору.

 Субедей и предстал в эту пору.

 Возложив ладони на посох,

Начинает Вупкын с вопроса:

-  Что случилось с тобой, джигит?

Вижу, горе в глазах сквозит.

Ты тревоги свои вполне

Можешь нынче доверить мне.

- Дум тяжелых полна башка, -

Злобой дышит ответ Субедея. –

Я такую орду имею,

А вот Улып живой пока!

Всюду он на моей дороге,

 Поневоле будешь в тревоге.

Колдунов как-то раз скликал,

Не подскажут ли, полагал,

Как батыра мне уничтожить.

Все стоят и молчат. И что же?

Мигом головы с плеч долой!

Кроме старой ведьмы одной.

Я послушался ведьму-старушку

И велел устроить ловушку.

Незаметно, порой ночной,

Яму выкопали глубиной

 В семь по сотни саженей.

Сам Улып часто проходит там.

Как настил уложили бревна

 И прикрыли дерюгой ровно,

Сверху кинули грунт и хлам.

Не провалится – кто бы ни шел,

 Улып будет на дне — тяжел.

Через месяц он провалился.

Я от радости чуть не взвился:

 С голодухи тебе — конец!

Ну, какой ты теперь боец?

Но таких, как я, легковеров

Слишком, видно, удел суров.

Глянь, а пленник мой жив-здоров,

Колошматит моих нукеров! –

Вспомнил тут Субедей про сказ,

 Кто и как его жертву спас.

Рвется Улып из ловушки.

Уж в глазах мелькают мушки,

 Хоть голодным волком вой —

 Нету пищи никакой.

Видит — ворон пролетает,

Пленник руки воздевает:

«Ой ты, ворон, царь высот,

Как отраден твой полет!

В мире четырехугольном

Ты везде летаешь вольно.

Край чувашский посети,

Про меня оповести.

Я, обманутый врагами,

 Гибну здесь, в глубокой яме.

Прозябаю день и ночь.

Всех друзей прошу помочь».

Ворон, то-то и оно,

С Субедеем заодно,

 Каркнул: «Подыхай скорее!

 Выклюю глаза тебе я».

Выводы

1.      Адаптация болгаро-сувар к природно-климатическим условиям происходила в условиях постоянного территориального изменения;

2.      Природная среда ускорила «Вызов» и «Ответ»;

3.      С учетом территориальной трансформации менялась и цивилизация болгар и сувар;

4.      Легенда (эпос) об Улыпе наглядно показывает плюсы и минусы адаптации «народа Улып».

 

Литература

1. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – С. 112.

2. Халах эпосе. -С. 58-59.

3. Постижение истории. – С. 120.

5. Постижение истории. – С. 122.

6.  Халах эпосе. - С. 37.

7. Халах эпосе. - С. 38.

8.  Постижение истории. - С. 120-121.

9. Постижение истории. - С. 126-127.

10. Федор С. Улып: Чувашский народный эпос. / Федор С.  - Чебоксары, 2009 - С. 434-436.

 

Заполните таблицу

Жизнь болгар и сувар на Северном Кавказе

 

Население и территория

 

R - язык

Культура и традиции

Культ Тенгрихана

Легенда об Улыпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснуйте цветовосприятие чувашского мира

Желтый

Красный

Голубой

Белый

Черный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий