Страницы

19 августа 2011

Необходимость работы с исторической картой на уроке «Истории и культуры родного края»


Необходимость работы с исторической картой

на уроке «Истории и культуры родного края»


Г.И.Тафаев

            В конце ХХ- начале XXI вв. в Российской Федерации в историческом образовании все шире стали использовать понятие: гласность, демократия, историческая правда. Методисты отмечают, что цель   исторического образования - научить человека осознанно делать выбор, опираясь на те ценности, которые он усвоил в процессе воспитания и обучения.

         Ключевые слова: историческая карта, древнеболгарская цивилизация, Алтайская эпоха, Северо-Кавказская эпоха, Волжско- Камская эпоха, Ордынская эпоха, Российская эпоха.

Президент Чувашской Республики М.В.Игнатьев на пресс-конференции с журналистами районных газет отметил, что «Богатство чувашского народа – это история, культура, традиции и обычаи, ну и конечно – родной язык. Язык – это душа народа. Родной язык  нужно не просто сохранять, но и развивать. Согласно статье 8 Конституции Чувашской Республики у нас два государственных языка: русский и чувашский. На основании этого главного документа мы обязаны развивать наше богатство, передавая все это молодому поколению XXI века. В республике проводятся много мероприятий, касающихся истории и культуры нашего народа: Акатуй, Сабантуй и другие. Без истории нет будущего»
Объем теоретического материала по истории настолько велик, что проблема оптимизации процесса обучения наиболее актуальная. Как известно, изучение теоретического материала включает 3 компонента:
1.   Исторический факт;
2.   Историческое время;
3.   Историческое пространство.
1.   Исторические события происходят во времени и пространстве. Например, история древнеболгарской цивилизации охватывает период более 2 тыс. лет. Можно изложить её в хронологии (Г.И.Тафаев).

Алтайская эпоха
Северо-Кавказская эпоха
Волжско- Камская эпоха
Ордынская эпоха
Российская эпоха
До I в. н.э.
До VIII в.
IX- 1236 г.
С 1243-1552 гг.
С сер. XVI в.

Конечно, без хронологического изложения истории и культуры родного края сложно разобраться в древнечувашской (древнеболгарской) истории.
2.   Исторические события могут быть правильно поняты и в связи с определенными пространственными условиями. Локализация территории является условием где формируется конкретный этнос и его история. Необходимо на уроке ИКРК создание у школьников правильных представлений о месте, где происходили исторические события. Знание территории (географии, природы) имеет важное значение, для выработки представления о развитии событий (фактов) во времени. Территория-это арена исторических событий, условия местности и природно-климатические условия влияют на ход истории.
Например, древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация прошла территориальную трансформацию.

           Таким образом, мы можем по карте через наглядность проследить формирование древнеболгарской истории.
 Наглядность  -  «принцип   единства   конкретного   и   абстрактного органическая связь живого созерцания и абстрактного мышления в процессе учебно-познавательной деятельности».[1] Наглядность различают   (по М.Г. Студеникину):
1.   Естественно-монументальную;
2.   Подлинные предметы материальной культуры;
3.   Изобразительную;
4.   Специально изготовленную предметную;
5.   Технические средства обучения;
6.   Условно-графическую: карты, схемы, графики, диаграммы.
Мы обратим внимание на историческую карту, атласы. К сожалению, для «ИКРК» нет московских изданий атласов. Но за последние 10 лет автором были изданы цветные атласы по «Истории Чувашии» и «ИКРК» [2], а также учебно-методические пособия[3].
Исследователи  определяют, что историческая карта–«есть графическое, условное, построенное на географической основе изображение исторического события или исторического периода в пространстве». Следует отметить, что московские атласы для школ имеют карты, где изображены: Империя Модэ, Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжско-Камская Болгария, Казанское ханство. Учащиеся школ и студенты могут использовать данные Атласы. Они достаточно дешевы и красочны, к сожалению, там имеются неточности типа чуваши расположены за рекой Сурой, что исторически не верно, или «Баранья битва» (1223 г.) произошла на правой стороне Волги, а фактически на левый недалеко от г. Сувар. Историческая карта дает пространственное размещение исторических событий, регионализует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Цветная карта отражает географическую среду и историческую обстановку, например Азию, Северный Кавказ и др. Карта для школьников является источником наглядного познания нового, «богатым архивом» исторических материалов. Она может служить средством развития географического, исторического мышления школьника.
Например, в учебнике Родной край для 8 класса в § 8-9 государство хунну в Центральной Азии имеется карта Империи Модэ Е. Енькка отмечает образование Державы хунну (сюнну). В китайских исторических источниках одна группа огурских племен называлась дунху — она обитала в восточных областях Централь­ной Азии, а другая — хунну (сюнну) коче­вала в приграничных с Китаем районах.
Эти группировки соперничали между со­бой, пока в конце III в. до н.э. во главе хун­ну не встал шаньюй Маодунъ (Модэ). Он покорил дунху и остальные племена Цент­ральной Азии (по сведениям китайского ис­торика Сыма Цяня не менее 30 племен) и «объединил все народы, натягивающие лук, в одну семью». Так была создана первая в мире степная империя — Хуннская держа­ва (Империя Сюнну).
Легенды о Маодуне. История правления Маодуня, как и многих выдающихся деяте­лей древности, сопровождается многочислен­ными легендами. Например, такой: «Мао-дунь, ставший тумэнем (темником) и по­лучивший в правление 10 000 воинов, на­чал тренировки своего войска. Однажды во время стрельб он заявил: «Всем, кто отка­жется стрелять вслед за мной, будут отруб­лены головы». На охоте он начал пускать свои стрелы по разным целям. Большин­ство воинов точно выполнили приказ, тем, кто не подчинился, отрубили головы. Через некоторое время Маодунь выстрелил в свое­го любимого коня. Некоторые воины испу­гались стрелять вслед за ним, тогда нару­шителям приказа опять отрубили головы.
Вскоре он выстрелил в любимую жену. Тех, кто не выстрелил — казнили. Прошло вре­мя, и однажды на охоте Маодунь выстре­лил в коня своего отца. Все воины выстре­лили вслед за ним. Во время следующей охоты стрела Маодуня полетела в отца, все остальные также не промахнулись. После этого он объявил себя шаньюем».
Ученые считают эти сведения только ле­гендой, не содержащей достоверных исто­рических сведений, так как в ней много фактов, противоречащих особенностям куль­туры кочевников. Все эти убийства, описан­ные в легенде, в глазах настоящего кочев­ника — нелепость. Например, убийство лю­бимой жены никак не могло остаться без­наказанным. Женой тумэня могла стать только девушка из знатного рода, и несом­ненно, что представители ее рода — отец, братья не стерпели бы такого оскорбления.
Для кочевника убийство личного коня равносильно убийству друга или родствен­ника. Коня можно только украсть или при­нести в жертву. Также странно выглядит террор Маодуня в отношении своего войска.[4]
В §17 гуннская держава имеется карта Империя Аттилы. Так, например, автор пособия пишет, что в  первой половине I тыс. н.э. практически вся азиатская часть Великой степи была заселена огуроязычными и ассимилирован­ными ими ираноязычными племенами. С конца IV в. н.э. эти племена становятся известны римским историкам под именем гуннов. С этого времени потомки хунну осваивают европейские просторы и создают государство, потрясшее как политическую, так и культурную жизнь Европы.
Гуннская держава. Как мы уже знаем, после распада Хуннской державы северные хунну, а затем и племена Сабирского госу­дарства обосновались на территориях сов­ременного Казахстана, создав там к концу III в. по крайней мере три государственных объединения.
В IV в. начались климатические измене­ния и губительная для степей засуха стала отступать. Скотоводам уже не было нуж­ды «жаться» к речным протокам и подно­жьям гор, и кочевники Приаральского государственного объединения, куда входи­ли многочисленные оногурские и ассимилированные ими ираноязычные племена, ста­ли постепенно осваивать Прикаспийские степи.
В конце IV в. (в 372 г.) часть из них фор­сировала Волгу и оказалась в Юго-Восточ­ной Европе. Эти бывшие хуннские племена попадают на страницы римских хроник под именем гуннов.
Завоевав алан и присоединив их в каче­стве союзников, гунны под предводитель­ством Баламбера в 375 г. перешли Дон и сокрушили Готский союз. Часть готов под­чинилась гуннам, часть ушла на запад.
В 377 г. гунны, преследуя готов, вышли к Дунаю — границе Римской империи и разгромили несколько приграничных горо­дов. На этом их европейские походы временно приостановились, гунны «обратили внимание» на Закавказье. В самом конце IV в. (395—397 гг.) они завоевали закавказские иранские (персидские) владения, Си­рию, Месопотамию, почти всю Переднюю Азию. «Аравия, Финикия, Палестина и Еги­пет были пленены страхом». Иранцы собра­ли крупные силы и вынудили гуннов вер­нуться в Причерноморье.
И уже в начале V в. северная часть Бал­канского полуострова и территория совре­менной Венгрии были под владычеством гуннов. С этого момента можно говорить о возникновении Гуннской державы, основу населения которой составляли некоторые племена оногурского круга и примкнувшие к ним иранские (сарматские, аланские и др.), германские, славянские и многие дру­гие племена.
Основная территориальная база и ставка правителей гуннов находилась в Паннонии (территория современной Венгрии).[5]

Вывод
Мы в своих учебных пособиях по истории древнеболгарской цивилизации включаем до 60 картин и из них около 10 политических карт, которыми пользуются студенты и школьники.

Литература
1.           Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. / Ю.К. Бабанский ‒ М.: Просвещение, 1986. ‒ С. 102.
2.           Тафаев, Г.И. Этногенез чувашского народа в схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие. ‒ Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. ‒ 36 с.
3.           История чувашского народа и Чувашии с древнейших времен до середины XVI в.: Практикум для студентов второго курса. Ч1 / Сост. Г.И. Тафаев. ‒ Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. ‒ 260 с.
4.           Енькка, Е.В. Родной край. Учебное пособие для 8 класса / Е.В. Енькка ‒ Чебоксары, 2009.- С. 47-48.
5.           Там же ‒ С. 115-116.
6.           Тафаев Г.И. Введение в историю Чувашии: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 144 с. (формат А4)
7.           Тафаев Г.И. Смена цивилизации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 156 с.
8.           Тафаев Г.И. Праболгары в сообществе цивилизаций: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 160 с.
9.           Тафаев Г.И. Трансформация древнеболгарской цивилизации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 160 с.
10.       Тафаев Г.И. Героические века древнеболгарской цивилизации : учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 150 с.
11.       Тафаев Г.И. Болгарская цивилизация в исследованиях ученых Среднего Поволжья: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 163 с.
12.       Тафаев Г.И. Цивилизации Среднего Поволжья в процессе трансформации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 150с.
13.       Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация: синтез культур, языков и религий народов Среднего Поволжья: монография. – Чебоксары, 2011. – 220 с.
14.       Тафаев Г.И. Цивилизационный путь развития чувашского народа. – Чебоксары, 2011. – 152 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий