Необходимость работы с исторической картой
на уроке «Истории и культуры родного края»
Г.И.Тафаев
В конце ХХ- начале XXI вв. в Российской Федерации в историческом образовании все шире стали использовать понятие: гласность, демократия, историческая правда. Методисты отмечают, что цель исторического образования - научить человека осознанно делать выбор, опираясь на те ценности, которые он усвоил в процессе воспитания и обучения.
Ключевые слова: историческая карта, древнеболгарская цивилизация, Алтайская эпоха, Северо-Кавказская эпоха, Волжско- Камская эпоха, Ордынская эпоха, Российская эпоха.
Президент Чувашской Республики М.В.Игнатьев на пресс-конференции с журналистами районных газет отметил, что «Богатство чувашского народа – это история, культура, традиции и обычаи, ну и конечно – родной язык. Язык – это душа народа. Родной язык нужно не просто сохранять, но и развивать. Согласно статье 8 Конституции Чувашской Республики у нас два государственных языка: русский и чувашский. На основании этого главного документа мы обязаны развивать наше богатство, передавая все это молодому поколению XXI века. В республике проводятся много мероприятий, касающихся истории и культуры нашего народа: Акатуй, Сабантуй и другие. Без истории нет будущего»
Объем теоретического материала по истории настолько велик, что проблема оптимизации процесса обучения наиболее актуальная. Как известно, изучение теоретического материала включает 3 компонента:
1. Исторический факт;
2. Историческое время;
3. Историческое пространство.
1. Исторические события происходят во времени и пространстве. Например, история древнеболгарской цивилизации охватывает период более 2 тыс. лет. Можно изложить её в хронологии (Г.И.Тафаев).
Алтайская эпоха | Северо-Кавказская эпоха | Волжско- Камская эпоха | Ордынская эпоха | Российская эпоха |
До I в. н.э. | До VIII в. | IX- | С 1243-1552 гг. | С сер. XVI в. |
Конечно, без хронологического изложения истории и культуры родного края сложно разобраться в древнечувашской (древнеболгарской) истории.
2. Исторические события могут быть правильно поняты и в связи с определенными пространственными условиями. Локализация территории является условием где формируется конкретный этнос и его история. Необходимо на уроке ИКРК создание у школьников правильных представлений о месте, где происходили исторические события. Знание территории (географии, природы) имеет важное значение, для выработки представления о развитии событий (фактов) во времени. Территория-это арена исторических событий, условия местности и природно-климатические условия влияют на ход истории.
Например, древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация прошла территориальную трансформацию.
Таким образом, мы можем по карте через наглядность проследить формирование древнеболгарской истории.
Наглядность - «принцип единства конкретного и абстрактного органическая связь живого созерцания и абстрактного мышления в процессе учебно-познавательной деятельности».[1] Наглядность различают (по М.Г. Студеникину):
1. Естественно-монументальную;
2. Подлинные предметы материальной культуры;
3. Изобразительную;
4. Специально изготовленную предметную;
5. Технические средства обучения;
6. Условно-графическую: карты, схемы, графики, диаграммы.
Мы обратим внимание на историческую карту, атласы. К сожалению, для «ИКРК» нет московских изданий атласов. Но за последние 10 лет автором были изданы цветные атласы по «Истории Чувашии» и «ИКРК» [2], а также учебно-методические пособия[3].
Исследователи определяют, что историческая карта–«есть графическое, условное, построенное на географической основе изображение исторического события или исторического периода в пространстве». Следует отметить, что московские атласы для школ имеют карты, где изображены: Империя Модэ, Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжско-Камская Болгария, Казанское ханство. Учащиеся школ и студенты могут использовать данные Атласы. Они достаточно дешевы и красочны, к сожалению, там имеются неточности типа чуваши расположены за рекой Сурой, что исторически не верно, или «Баранья битва» (1223 г .) произошла на правой стороне Волги, а фактически на левый недалеко от г. Сувар. Историческая карта дает пространственное размещение исторических событий, регионализует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Цветная карта отражает географическую среду и историческую обстановку, например Азию, Северный Кавказ и др. Карта для школьников является источником наглядного познания нового, «богатым архивом» исторических материалов. Она может служить средством развития географического, исторического мышления школьника.
Например, в учебнике Родной край для 8 класса в § 8-9 государство хунну в Центральной Азии имеется карта Империи Модэ Е. Енькка отмечает образование Державы хунну (сюнну). В китайских исторических источниках одна группа огурских племен называлась дунху — она обитала в восточных областях Центральной Азии, а другая — хунну (сюнну) кочевала в приграничных с Китаем районах.
Эти группировки соперничали между собой, пока в конце III в. до н.э. во главе хунну не встал шаньюй Маодунъ (Модэ). Он покорил дунху и остальные племена Центральной Азии (по сведениям китайского историка Сыма Цяня не менее 30 племен) и «объединил все народы, натягивающие лук, в одну семью». Так была создана первая в мире степная империя — Хуннская держава (Империя Сюнну).
Легенды о Маодуне. История правления Маодуня, как и многих выдающихся деятелей древности, сопровождается многочисленными легендами. Например, такой: «Мао-дунь, ставший тумэнем (темником) и получивший в правление 10 000 воинов, начал тренировки своего войска. Однажды во время стрельб он заявил: «Всем, кто откажется стрелять вслед за мной, будут отрублены головы». На охоте он начал пускать свои стрелы по разным целям. Большинство воинов точно выполнили приказ, тем, кто не подчинился, отрубили головы. Через некоторое время Маодунь выстрелил в своего любимого коня. Некоторые воины испугались стрелять вслед за ним, тогда нарушителям приказа опять отрубили головы.
Вскоре он выстрелил в любимую жену. Тех, кто не выстрелил — казнили. Прошло время, и однажды на охоте Маодунь выстрелил в коня своего отца. Все воины выстрелили вслед за ним. Во время следующей охоты стрела Маодуня полетела в отца, все остальные также не промахнулись. После этого он объявил себя шаньюем».
Ученые считают эти сведения только легендой, не содержащей достоверных исторических сведений, так как в ней много фактов, противоречащих особенностям культуры кочевников. Все эти убийства, описанные в легенде, в глазах настоящего кочевника — нелепость. Например, убийство любимой жены никак не могло остаться безнаказанным. Женой тумэня могла стать только девушка из знатного рода, и несомненно, что представители ее рода — отец, братья не стерпели бы такого оскорбления.
Для кочевника убийство личного коня равносильно убийству друга или родственника. Коня можно только украсть или принести в жертву. Также странно выглядит террор Маодуня в отношении своего войска.[4]
В §17 гуннская держава имеется карта Империя Аттилы. Так, например, автор пособия пишет, что в первой половине I тыс. н.э. практически вся азиатская часть Великой степи была заселена огуроязычными и ассимилированными ими ираноязычными племенами. С конца IV в. н.э. эти племена становятся известны римским историкам под именем гуннов. С этого времени потомки хунну осваивают европейские просторы и создают государство, потрясшее как политическую, так и культурную жизнь Европы.
Гуннская держава. Как мы уже знаем, после распада Хуннской державы северные хунну, а затем и племена Сабирского государства обосновались на территориях современного Казахстана, создав там к концу III в. по крайней мере три государственных объединения.
В IV в. начались климатические изменения и губительная для степей засуха стала отступать. Скотоводам уже не было нужды «жаться» к речным протокам и подножьям гор, и кочевники Приаральского государственного объединения, куда входили многочисленные оногурские и ассимилированные ими ираноязычные племена, стали постепенно осваивать Прикаспийские степи.
В конце IV в. (в 372 г .) часть из них форсировала Волгу и оказалась в Юго-Восточной Европе. Эти бывшие хуннские племена попадают на страницы римских хроник под именем гуннов.
Завоевав алан и присоединив их в качестве союзников, гунны под предводительством Баламбера в 375 г . перешли Дон и сокрушили Готский союз. Часть готов подчинилась гуннам, часть ушла на запад.
В 377 г . гунны, преследуя готов, вышли к Дунаю — границе Римской империи и разгромили несколько приграничных городов. На этом их европейские походы временно приостановились, гунны «обратили внимание» на Закавказье. В самом конце IV в. (395—397 гг.) они завоевали закавказские иранские (персидские) владения, Сирию, Месопотамию, почти всю Переднюю Азию. «Аравия, Финикия, Палестина и Египет были пленены страхом». Иранцы собрали крупные силы и вынудили гуннов вернуться в Причерноморье.
И уже в начале V в. северная часть Балканского полуострова и территория современной Венгрии были под владычеством гуннов. С этого момента можно говорить о возникновении Гуннской державы, основу населения которой составляли некоторые племена оногурского круга и примкнувшие к ним иранские (сарматские, аланские и др.), германские, славянские и многие другие племена.
Основная территориальная база и ставка правителей гуннов находилась в Паннонии (территория современной Венгрии).[5]
Вывод
Мы в своих учебных пособиях по истории древнеболгарской цивилизации включаем до 60 картин и из них около 10 политических карт, которыми пользуются студенты и школьники.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. / Ю.К. Бабанский ‒ М.: Просвещение, 1986. ‒ С. 102.
2. Тафаев, Г.И. Этногенез чувашского народа в схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие. ‒ Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. ‒ 36 с.
3. История чувашского народа и Чувашии с древнейших времен до середины XVI в.: Практикум для студентов второго курса. Ч1 / Сост. Г.И. Тафаев. ‒ Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. ‒ 260 с.
4. Енькка, Е.В. Родной край. Учебное пособие для 8 класса / Е.В. Енькка ‒ Чебоксары, 2009.- С. 47-48.
5. Там же ‒ С. 115-116.
6. Тафаев Г.И. Введение в историю Чувашии: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 144 с. (формат А4)
7. Тафаев Г.И. Смена цивилизации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 156 с.
8. Тафаев Г.И. Праболгары в сообществе цивилизаций: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 160 с.
9. Тафаев Г.И. Трансформация древнеболгарской цивилизации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 160 с.
10. Тафаев Г.И. Героические века древнеболгарской цивилизации : учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 150 с.
11. Тафаев Г.И. Болгарская цивилизация в исследованиях ученых Среднего Поволжья: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 163 с.
12. Тафаев Г.И. Цивилизации Среднего Поволжья в процессе трансформации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 150с.
13. Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация: синтез культур, языков и религий народов Среднего Поволжья: монография. – Чебоксары, 2011. – 220 с.
14. Тафаев Г.И. Цивилизационный путь развития чувашского народа. – Чебоксары, 2011. – 152 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий