Тафаев
Г.И.
ФГБОУ
ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»
Цивилизационный символизм в произведениях
Константина Иванова (1890-1915 гг.) и Якова Ухсая (1911-1986 гг.)
Древнеболгарская
(древнечувашская) цивилизация родилась на степных просторах Азии и предгорьях
Саян и Алтая. Восточность цивилизации древнеболгарской сквозит в:
· Языке;
· Религии;
· Менталитете;
· Культуре;
· Музыке;
· Пище;
· Архитектуре.
Многое впитали праболгары и на Северном Кавказе:
· Государственное строительство (Империя Аттилы, Болгаро-суварский союз во
главе с Боарикс, Великая Болгария кагана
Кубрата, Сувария Алп- Илитвера);
· Легенда об Улыпе;
· Древнеболгарская одежда, рунические письмена, орнамент;
Чувашские архитекторы и археологи отмечают, что градостроительные традиции
чувашей в Среднем Поволжье, Причерноморье и на Северном Кавказе, уходят корнями
в глубокую древность (V-IX вв). Города и крепости Великой Болгарии и Суварского
царства на северном Кавказе (Варачан), Волжской Болгарии (Болгар, Сувар, Ошель,
Биляр) и Хазарского каганата (Итиль, Саркел, Варачан, Фанагория) были развитыми
центрами торговли и ремесла, куда стекались купцы и караваны с Востока и
Европы. Частично сохранившиеся строения (Черная и Белая палаты, минареты, бани
и царская усыпальница в Болгаре) являются образцом архитектуры болгарского
периода XIII-XIV вв. Города были окружены крепостными стенами с башнями, валом и рвом с
водой. Сохранились их описания арабских (ибн-Фадлан, аль-Гарнати) и европейских
путешественников.
Большой интерес археологов представляют раскопки болгарских замков (укрепленных
городищ), как например, Тигащево, Таяба, Веда Сувар. Многие являлись
болгаро-чувашскими, некоторые построены во время Казанского ханства
(принадлежали тарханам и мурзам). Они строились из дерева и камня и были
окружены рвом и валом.
Цивилизационное влияние:
Восточная
цивилизация
|
Западная цивилизация
|
Евразийская
цивилизация
Волжско-Камской
Болгари
|
Тюркский язык
(R- язык)
Религия
Музыка
Пища
Архитектура
Менталитет
|
Легенда об Улыпе
Одежда
Архитектура
Военное дело
Орнамент
Религия (христианство, зороастризм)
|
Военное дело
Одежда,
орнамент, руны
Архитектура,
жилье
Земледелие
Ремесло
Менталитет
Религия
(ислам)
|
Следует обратить внимание на теоретиков цивилизации. В России теоретиком
цивилизации являлся славянофил Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг). Самое известное
сочинение Н.Я. Данилевского –«Россия и
Европа», оказавшее существенное
влияние на Ф.М. Достоевского,
К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова. В этой работе Н.Я. Данилевский подверг критике европоцентризм,
доминировавший в историографии XIX в., и, в частности, общепринятую схему деления
мировой истории на Древность, Средние века и Новое время.
Русский мыслитель считал подобное
деление имеющим лишь условное значение и совершенно неоправданно «привязывающим» к этапам европейской истории явления
совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения «степени развития» различных форм
социальной и культурной жизни он полагал вполне правомерным. Но лишь
тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует решению главной задачи культурно-исторического
исследования - определению и изучению исторического многообразия «типов развития». «Главное, - писал
Данилевский, - должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных,
своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического,
научного, художественного, одним словом, исторического развития». Понятие «культурно-исторических типов»
- центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный
культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или
группой языков, довольно близких
между собою, если оно вообще по своим
духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из
состояния младенчества.
Н.Я. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский,
иранский, еврейский, греческий, аравийский
и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем. Он
считал огромную роль в истории предстоит играть новой
культурно-исторической общности - России и славянскому миру.
Английский историк А.Дж. Тойнби (1889-1975 гг.) активно работал в плане
совершенствования теории цивилизации. Биографы исследователя отмечали, что Арнольд
Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee; 14 апреля 1889
- 22 октября 1975) — британский историк,
философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда
по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из
разработчиков цивилизационной теории. Удостоен Ордена Кавелеров Почета.
Учился в колледже Винчестер
и Бэллиоль в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в
1912 г., затем в Кингс-колледж, где
преподавал историю Средних веков и Византии. В 1913 г. женился на дочери
Гилберта Мюррея Розалинде Мюррей (1967). С 1919 по 1924 преподавал
в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных
отношений в Чэтэм-Хаус,
директором которого был с 1929 по 1955 гг.
Автор множества исследований по
историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение
ученого-специалиста, вовлеченного в мировую политику на самом высоком уровне
(эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его
исторического мышления.
Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда
«Постижение истории» (т. 1-12,1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге
«Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил
собственную теорию цивилизации.
Некоторые чувашские историки продолжают и в XXI в. заявлять,
что у «чуваш и других народов России не было цивилизации, мол только русские и
татары имели цивилизации». Мы понимаем, что такое утверждение крайне однобокое
и не научное.
Мы считаем (К. Иванов, Я.Ухсай, П. Хузангай и др.), что у болгар имелась
развитая (классическая) цивилизация. Чувашские историки видят чувашское
варварство «худых болгар».
Яков Ухсай отмечал, что в болгарскую эпоху чуваш был «могучий, бодрый и
здоровый». Ситуация меняется в условиях «татарщины» ( по К. Иванову). Следует
помнить, что чуваши как этнополитический термин появился в 1508 г., а до этого
чуваш называли болгар или сувар (суасла).
Символизм ордынской цивилизации по Якову Ухсаю:
Глаза закрою... Тише, дума,
Спи, как младенец, баю-бай!
Передо мной стоит угрюмо
В овчине драной отчий край.
Земля моя, в одежде нищей,
Ох, до чего же ты стара!
Беззубая... Кругом кладбища,
Куда ни глянь — костей гора.[1]
Мы предлагаем свое видение
данной эпохи:
·
За 500 лет Волжско- Камской
цивилизации древних болгар, данное общество достигло расцвета. За 300 лет
ордынской эпохи, после монголо-татарского геноцида произошла-деградация,
превращение их в «худых болгар» и возвращение их в варварство (леса, овраги,
болота). Произведение Якова Ухсая «Чувашская земля» высвечивает не только историю
чувашского народа, но и показывает цивилизационные символы различных исторических
эпох болгаро-чувашского народа:
·
Волжско- Камская эпоха;
·
Ордынская эпоха;
·
Российская эпоха.
Обратим внимание на строки
из стихотворения Я. Ухсая «Родной язык». Я считаю, что чувашский (древнеболгарский)
язык, наличие «худоболгарской» общности и ее аристократии, а также народной
веры (язычество) помогло спасти древнеболгарскую цивилизацию.
Поэт отмечает:
Но в час, когда встречаемся
с врагами,
Становится иной родная речь;
Тогда она пылает, точно
пламя,
Звенит, как обнаженный к бою
меч.
Чтоб звал язык на подвиг и
победу,
Народ, не раз сражавшийся с
врагом,
Сковал тебя из солнечного
света
И окунул в гремящий в небе
гром.[2]
Цивилизационный символизм
спасения в произведениях «Чувашский язык», «Чувашская земля»:
· Религия (тюркское язычество);
· Древнеболгарский (чувашский) язык;
· В бою меч (политика, экономика);
· Чувашский народ (этнос);
· Чувашская культура.
Было не сладко чувашам
(древним болгарам) в эпоху Золотой Орды и Казании. Обратите внимание на его
позицию.
— Идет татарин! — так пугали
Нас, неразумных малышей.
И мы в испуге убегали,
Искали угол потемней.[3]
Ордынская эпоха (1243-1551 гг.) для «худоболгар»
(болгаро-чуваш) был геноцидным периодом, который унес до 80 % болгарского
(чувашского) населения. У чуваш сохранились выражения «паттăрăн пуç юлнă-тараканăн
йер юлпă», «тутар ларна саккине çине саваламасăр ан лар».
Цивилизационный символизм Ордынской эпохи (1234-1551
гг.):
·
В бою меч;
·
Бегство (в испуге убегали);
·
«идет татарин!»;
·
Искали место в лесах
(«потемней»), болотах, оврагах;
·
«Чувашский язык звал на
подвиг» (по Я.Ухсаю).
Вторая причина сохранения
древних болгар (чуваш) по Якову Ухсаю вера в язычество (народная религия):
И в день жатвы спозаранок,
Смутной думой удручен,
Нежно-белого барана
Выводил из хлева он.
Чистого, как журавлиный
Глаз, водою ключевой
Поливал отец скотину
С наговором-ворожбой.
Коль баран встряхнулся резво,
Мой отец примете рад!..
В пятницу — барана резал.
В пятницу — таков обряд.
Пятница перед страдою
Праздничной для нас была,—
Сыновья семьей большою
Все садились вкруг стола.
Брезжила заря в окошке.
Но отец, забыв о нас.
Не притрагиваясь к ложке,
Вслух молился в этот час.
Старый, устремив с порога
В темный угол скорбный взор,
Горячо просил у бога
(Помню это до сих
пор!):
«Боже!
Семьдесят семь зерен
С каждого зерна пошли!..» —
И склонялся он, покорен,
Пред всевышним до земли...
Серп, как месяц круторогий,
Вскинув на плечо, потом
Шел я пыльною дорого!
В поле дальнее с отцом.[4]
Мы отметили, что К.Иванов прекрасно разбирался в
истории и литературе чуваш. Сохранилось произведение «Думы старого леса»
(отрывок легенды про чувашского (болгарского) царя). К сожалению, произведение
не завершено, но цивилизационный символизм Ордынской эпохи сквозит в маленьком
отрывке.[5]
Константин Иванов (1890-1915 гг.)
|
Яков Ухсай (1911-1986 гг.)
|
Молодость
Расцвет
Распад
Пришла война
Пришла беда
Лишения
Черные времена
|
В легенде драной отчий край
Земля моя в одежде нищей
Кругом кладбища
Гора костей
|
По К.В. Иванову пришла беда - татаризация (после
разгрома Волжской Болгарии в 1236 г.).
К. Иванов и Я. Ухсай прекрасно знали (чувствовали)
болгаро-чувашскую историю.
Волжско-Камская эпоха древнеболгарской цивилизации.
Константин Иванов
|
Яков Ухсай
|
Молодость
Расцвет
Распад (война, лишения, беда)
|
Книга золотая
Могучий (расцвет)
Бодрый
Здоровый
|
Символизм языческой цивилизации Константин Иванов
показывает в «Нарспи».
Слава богу, я худого
Слова в жизни не слыхал.
Моего покоя даже
Киреметь не нарушал.
Дом мой добрый покровитель
Пирешти оберегал.
Потому меня в деревне
Каждый чтил и почитал.
Был я пюлехом отмечен,
И любил меня харбан.
Синим небом, ясным солнцем
Верный промысел мне дан.
А теперь склонился низко.
Я седою головой.
И твоим поступком черным
Омрачен день светлый мой.[6]
Вывод
1. По мере трансформации общества цивилизационные символы уходят, заменяются
новыми.
2. Процесс древнеболгарской трансформации занял более двух тысяч лет.
3. Древнеболгарская цивилизация стала формироваться в Империи хунну, ее
развитие продолжалось в Империи Аттилы (носители R- языка),
Великой Болгарии, Суварского царства в составе Хазарии, Волжской Болгарии.
4. Наиболее геноцидными годами (300 лет) для болгар-чуваш были годы Ордынской
эпохи (1243-1551 гг.).
5. К. Иванов, Я. Ухсай увидели все невзгоды, которые обрушились на
«худоболгар» (чуваш) в эти страшные годы татаризации и исламизации. [7]
Литература
1. Ухсай Я. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1983. С.44.
2. Ухсай Я. Там же- С.63-64.
3. Ухсай Я. Там же- С.76.
4. Ухсай Я. Там же- С.65-66.
5. Иванов К.В. Ҫирнисем пухи. Шупашкар, 1990. С.30-31.
6. Иванов К.В. Там же- С.181.
7. Тафаев Г.И. Смена цивилизации- Чебоксары, 2009,
Тафаев Г.И. Ордынская эпоха
древнеболгарской цивилизации. Распад (монография)
‒ Чебоксары, 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий