Страницы

29 февраля 2012

Древнеболгарская классическая цивилизация в процессе этнопсихологической трансформации


Тафаев Г.И.


Древнеболгарская классическая цивилизация в процессе этнопсихологической трансформации


1.  Древнеболгарская цивилизация имела чуткость души, романтичность, впечатлительность, философское размышление, природность, трудолюбие и любознательность.
2.  Путеводной звездой классической  древнеболгарской цивилизации, которая вела ее в будущее, было трудолюбие, выносливость и боевой дух.
3.  Древнеболгарская цивилизация в процессе трансформации прошла различные вооруженные конфликты, бывало так, что общество не могло прийти к единому пониманию, к единому мнению. Особенно это прослеживается в 922 года, когда часть элиты добровольно приняла ислам. У части язычников (жрецов), и болгарского населения возникает желание уединиться, т.е. уйти в леса, болота и овраги Горной Болгарии. Эти радикальные трансформационные перемены потребовали от болгарского населения определенных морально - нравственных усилий. Народная вера (языческо - природная) попробовала в лесах, оврагах приспособиться к новым географическим условиям Горной стороны (Чувашии). Древнеболгарское население, отвергнув в Х в. ислам, пришло к единому желанию (мнению) и пониманию. И желание оторваться от Центральной Болгарии  и   вступить в новую жизнь «отшельника». Замкнутость и уединение были существенной чертой древнеболгарского населения Горной Болгарии.
4.  Благоприятные природно - климатические условия начала VIII- Х вв., которые сохранялись длительное время на территории Горной Болгарии (Чувашии) формировали тот тип болгаро- чуваша, который сохранился до сер. XVI в. Пренебрежение стяжательству, воровству, насилию, материальному обогащению и достатку- тип сельского болгарина- чуваша. Он строил планы на будущее, но с учетом природного фактора. Болгары - чуваши до сер. XI в. сохраняли «самодостаточность». Они удачно использовали природное окружение. Природа давала болгарам многое, все шло на постройки жилья, одежду и т.д. Ягоды, грибы, рыба, шкуры животных шло в хозяйство. Но болгары в отличие от черемисов не «зацикливались» на собирательстве, они торговали, занимались ремеслом и кузнечным делом. Торговля обогащала древних болгар. Наиболее успешно они осваивали  северные территории. Пушнина, бивни мамонта и т.д. все шло в сферу доходов и финансов. Они успешно вели торговые дела с Русью, Германским землями, Средней Азией. Изолированность (лес, болота) не были помехой для успешной торговли и развития городов (Болгар, Сувар, Биляр, Тигашево, Таяба, Веда Сувар и еще более 160 городов).
Болгары  центральные, арские, горные делали ценные покупки в своих болгарских городах Болгар, Сувар, Биляр и т.д. Интересно, что древние болгары были не только сторонниками «уединения», но часто путешествовали на Русь, Север, Среднюю Азию. Они были любители смены места жительства. Они перенимали опыт других в ремесле, строительстве жилья (прибалтов, армян, русских). Все, что связано было с перспективой развития, процессом  в военном деле, архитектуре они «впитывали» и моделировали по своему по – болгарски. У чуваш в настоящее время (XXI в.)  имеются  черты:
·                        Уединения;
·                        Трудолюбия;
·                        Природности;
·                        Бесконфликтности;
·                        Чувствительность к музыке и искусству;
·                        Торговли;
·                        Путешествия (смены жительства Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток);
·                        Финансовой честности;
·                        Консерватизм и моральная устойчивость;
·                        Осмотрительность в расходах;
·                        Стремление к единому мнению.
Древнеболгарский народ был  не агрессивного склада, он имел черты осмотрительности в поступках, в расходах, особенно не рисковал с соседями. Старались жить с русскими княжествами, черемисами, мордвой, башкирами в мире и дружбе. Особенно дружен он был с финскими народами черемисами, ведой, мордвой, северными племенами.
Возложенные обязанности в семье, обществе болгарин выполнял очень тщательно, он делал дела по семье и в обществе тщательно, с учетом своих обязанностей и навыков. В семье существовал культ матери и отца. ребенок понимал, что ослушание в семье и обществе безнравственно. В семье древних болгар, а также и в обществе доминировал не страх, а понимание и ответственность дела и хорошего поступка. Ибн - Фадлан пишет, что у них  были прелюбодеяния и измены, воровство и убийства, но эти безнравственные дела были редки и жестоко наказывались.
Вера в природу (Киреметь) и других природных богов у древних болгар связана была не только с традицией (культом природы – дуба), но и романтическим духом единства с природой, дубом, рябиной, ручьем, водой огнем, железом и т.д. Приятные и не приятные события в жизни древних болгар оплакивали и приносили в жертву священных животных своим богам. События с личной жизни смерть, свадьба, рождение ребенка, помолвка и другие оплакивались. Даже свадьба, радость и рождение или похороны оплакивались. Некоторые скажут, что это традиция. Можно вспомнить события смерти Аттилы, когда при похоронах гунны не только плакали и наносили себе надрезы на теле, но и танцевали и веселились.
Древние болгары все дела делали в доме совместно. Недаром у чуваш сохранилась традиция, которая имеет очень древние корни «ниме» (коллективная помощь). Родственники, друзья собирались в этом «ниме», но не только вся деревня (ял), приходили из других деревень и сел. «Ниме» укрепляла не только нравственность, но и  создавала в деревне (обществе) «домашний уют». Недаром геополитики выдвинули концепцию «народный дом» у современных чуваш – это звучит домашний уют или коллективная помощь «ниме». Коллективный труд показывал, что все деревенские – это родственники и вышли из одного болгаро- чувашского ядра (родового корня). Незря у чуваш запрещалось жениться и выходить замуж за своих деревенских. Наряду с коллективной психологией у чуваш развита черта индивидуума. Он претворяет свои планы, свои мечты, особенно если они сложные скрытно, стараясь не задействовать много людей (сельчан). Чуваш скрытен, имеет хитрость, прибегает к различным уловкам. Незря говорят «чуваш думает одно, говорит другое, делает третье». Чуваш как бы испытывает судьбу, он хочет обхитрить ее путем задабривания Киремети. Например, в мае 2009 г. действующую Киреметь (высохший дуб у ручья) по приказу властей сожгли, а на обугленной земле искали монеты, которые с XVI века бросали к «Киреметю Топая». Судьба с чувашами чаще всегда играла, и многие чуваши испытали ее горькую сторону. В ходе монголо - татарского геноцида было уничтожено до 2 млн. болгар. Много погибло в Казанском ханстве «ушло в ислам». Только на фронтах Великой Отечественной войны  полегло  более 100 тыс. уроженцев Чувашии. В 20 г. ХХ в. только от голода ушло из жизни около 80 тыс. чуваш и было увезено до 30 тыс. чувашских детей. Они в 30 г. ХХ в. ассимилировались. Чувашская судьба всегда была горькой для народа. Поэтому он не любил рисковать. Лучше остаться и стать татарами или уйти в леса Горной стороны. Конечно, часть воевала (Баян и т.д.), но они герои (по А.Дж. Тойнби) древнеболгарской цивилизации были убиты. Ахкубек Тогаев, Магмед Боззубов - руководители восстания чуваш против татар (сер. XVI в.) являлись героями освобождения. Они остались в живых, были друзьями  Ивана Грозного, но  в  XXI в. их имена забыты. А татары забирают их имена в  свою историю. Таким образом, часть шла по пути бегства, другая отпора, третья не предпринимала никаких действий (она была ассимилирована мусульманами - татарами). Конечно, для «беженцев»- это новая жизнь, новая цивилизация, третья группа болгаро - чуваш просто исчезла, она растворилась среди татар. Для всех трех групп болгарско- чувашского общества разгром Волжско- Камской Болгарии –  было полное крушение всех своих надежд и ожиданий. Цивилизация древних болгар пала, была уничтожена монголо - татарами. А.Дж. Тойнби считает, что такие события в истории случаются и иногда такие перемены в жизни общества и человека просто необходимы.
Внутренняя экспансия, внешняя экспансия в истории мировых цивилизаций случаются часто. Многие цивилизации просто исчезли. Некоторые, например, древнеболгарская в лице чувашской национально - региональной сохранилась (Чувашская Республика). 300 летняя ордынская эпоха для болгаро- чуваш были годами геноцида, гонений, ассимиляции, выдавливания. Для чуваш, мордвы, марийцев эти годы были очень напряженным периодом (300 лет). Шел процесс этноязыковой, этнокультурной, военно - политической, социально - экономической, территориальной и этнорелигиозной трансформации. Чуваши (болгары) не шли на сделки с татаро- кыпчаками (заключение договора, соглашения после разгрома Баяна, походов Булат- Тимура, Тамерлана, русских ушкуйников (разбойников). Болгары (чуваши) по сей день (XXI в.) опасаются любых сделок и соглашений, видят в них подвох, не доверяют таким бумагам (договорам).
Чуваши в XXI в. не любят связываться с большим количеством документов. Не любят ходить по различным инстанциям. Чуваши не любят судиться. В условиях России ( сер. XVI - XXI вв.) чуваши занимают последнее место по жалобам в различные инстанции (особенно в г. Москва). Позиция болгаро- чуваша (с 1236 г.) «закон на моей стороне». До монголо- татарского геноцида болгарское общество было более справедливым («золотой век» по легендам чуваш). Чуткость, коллективизм, романтизм, патриотизм, трудолюбие были душой древнеболгарской цивилизации.
Тамерлан поводом к болгарскому геноциду считал, что болгары отказались от ислама и вернулись к язычеству, мол, болгары допустили ошибки. Через геноцид (Тамерлана) болгарам объяснили, что они должны избавиться от своих языческих заблуждений, старых идей и желаний приносить жертвы Киреметю (природе). Позиция агрессоров строилась на философии:
·                        Полное подчинение болгарского общества исламским законам и ценностям;
·                        Полное крушение языческих надежд и ожиданий на возрождение Волжской Болгарии (1391 г., 1395 г.);
·                        Полный отказ от старых языческих идей и желаний;
·                        Отказ от желания свободы и независимости;
·                        В случае возвращения этих идей  и  жителей в г. Болгар, то он вернется и повторно всех уничтожит.
С 1395 г. в болгаро- чувашском («худоболгарском») обществе победила идея «бегства», «ухода». Болгары после 1395 г. исламом стали тяготиться, язычникам было проще жить в лесах, оврагах Горной Болгарии и Арской Стороне (Удмуртских лесах). Приверженность исламу «стало плохим тоном». Такое положение провоцировало на рискованные и неправедные поступки по отношению к власти. Лучше было на какое-то время уйти от «рискованных поступков». Сохранилась легенда о разгроме Болгарской земли Тамерланом (1391 г., 1395 г.).
300 летний исторический отрезок болгаро- чувашского народа потребовал вложения всех экономических, военных, психологических сил. Гораздо больше болгар погибло в эти годы. Более 2 млн. человек было уничтожено. Болгарам приходилось тратить сил больше, чем приходилось тратить в годы расцвета Волжской Болгарии. Этот напряженный период позволил заложить фундамент новой Чувашии:
·        Этнокультурная консолидация;
·        Этноязыковая консолидация;
·        Этнорелигиозная консолидация;
·        Экономическая консолидация;
·        Политическая консолидация;
·        Военная консолидация;
·        Идея союза с Россией.
300 летний исторический период невзирая на татаро - кыпчатский геноцид и ассимиляцию заложил фундамент нового языческого мира, мира лесного благополучия и гармонии. «Худоболгарская» цивилизация стала восстанавливаться после 1391 г. на Горной стороне (Чувашии). Народ раскололся, часть осела в центральной Болгарии, которая слилась с оккупантами, часть ушла. Чуваши в эти годы  имели стремление хотя бы сохранить то, что он имел на данный момент:
·        Религию;
·        Жизнь детей, женщин;
·        Традиции;
·        Культуру;
·        Единство;
·        Поддержку близких (семью);
·        Материальный достаток;
·        Стабильное инородческое окружение;
·        Попытка наладить связь с другими «худоболгарскими» семьями, родами, старейшинами и соседями.
Образование Казанского ханства и  лояльное отношение  болгаро-чуваш к татарам намечается с 1445 г. нужна была некоторая политическая и экономическая стабильность в Урало- Поволжском регионе. Чувашская аристократия это осознавала и активно пошла на сотрудничество с Казанско- исламской администрацией.  Путеводной звездой для разгромленных и возрожденных чуваш («худоболгар») Казанское ханство (в начале) стало путеводной звездой стабильности.
Возрождается душа: чуткость, романтичность, любовь, уважение к закону и т.д. намечается с 1445 г. тенденция ушедших чуваш (болгар) на стабильность отношений в государстве, обществе, гарантии охраны от вторжения русских военных отрядов. Увеличивается рождаемость и браки чуваш с мусульманами. Появляется  с образованием Казанского ханства чувство уверенности в окружающих вас мусульман. Чуваши рассчитывали, что их будут в исламском государстве уважать и не давить за языческие верования. Тем более, большинство татар и кыпчаков имели чувашских жен («худоболгарских»). К сожалению, в Казанском ханстве (1445- 1552 гг.) гармоничные отношения между языческой частью населения и исламской не сложились. Надежды на то, что язычники будут в составе управленцев и администраторов в ханстве не оправдалась. Материальный достаток язычников и гармония во взаимоотношениях с исламской администрацией не оправдалась. Положительные эмоции и чувства по отношению создания Казанского ханства у местного населения не оправдались. Тем более новобранцы в казанскую армию набирались из чуваш, марийцев, а руководителями назначались из татар (мусульман). Все они были брошены против русских (России).
Патриотические, доверительные отношения между язычниками и татарами (мусульманами) не сложились. Отношения были натянуты, особенно на Горной стороне. Благоприятное сочетание для построения новых отношений между языческой и исламской племенами дальнейшего развития не получило.
·        Администраторы - мусульмане;
·        Народ - язычники.
С 1546 г. время партнерских или соседских отношений на Горной стороне  иссякло. Русские войска совместно с чувашско- марийским (более 4 тыс.) освободили территорию. Князья Ахкубек Тогаев, Магмед Боззубов были избраны делегатами к  Ивану Грозному. В июне 1551 г. был подписан договор Чувашии с Москвой.

·              Некоторые татарские авторы считают, что чуваши поступили необдуманно и неправильно.
·              Другие замечают, что руководителями чувашских делегаций были не чуваши, а татары.
·              Третьи рассматривают действия чуваш (Чувашии) «мол,они в 1551 г. «предали татар и не в пользу себе», «тем самым они нарушили свои отношения с близкими людьми».
·              Некоторые заявляют если бы Чувашия была в составе Татарстана, то у них была бы нефть и экономические возможности для развития. Татары могут помочь марийцам, чувашам, башкирам, удмуртам и мордве в развитии искусства, повышения благосостояния, обзавестись полезными международными связями.

1 комментарий:

  1. Анонимный11/11/14 21:07

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить