Тафаев Г.И.
Древнеболгарская классическая цивилизация в процессе этнопсихологической трансформации
1.
Древнеболгарская
цивилизация имела чуткость души, романтичность, впечатлительность, философское
размышление, природность, трудолюбие и любознательность.
2.
Путеводной
звездой классической древнеболгарской цивилизации,
которая вела ее в будущее, было трудолюбие, выносливость и боевой дух.
3.
Древнеболгарская
цивилизация в процессе трансформации прошла различные вооруженные конфликты,
бывало так, что общество не могло прийти к единому пониманию, к единому мнению.
Особенно это прослеживается в 922 года, когда часть элиты добровольно приняла
ислам. У части язычников (жрецов), и болгарского населения возникает желание
уединиться, т.е. уйти в леса, болота и овраги Горной Болгарии. Эти радикальные
трансформационные перемены потребовали от болгарского населения определенных
морально - нравственных усилий. Народная вера (языческо - природная)
попробовала в лесах, оврагах приспособиться к новым географическим условиям
Горной стороны (Чувашии). Древнеболгарское население, отвергнув в Х в. ислам,
пришло к единому желанию (мнению) и пониманию. И желание оторваться от
Центральной Болгарии и вступить в новую жизнь «отшельника».
Замкнутость и уединение были существенной чертой древнеболгарского населения
Горной Болгарии.
4.
Благоприятные
природно - климатические условия начала VIII-
Х вв., которые сохранялись длительное время на территории Горной Болгарии
(Чувашии) формировали тот тип болгаро- чуваша, который сохранился до сер. XVI в. Пренебрежение стяжательству, воровству, насилию,
материальному обогащению и достатку- тип сельского болгарина- чуваша. Он строил
планы на будущее, но с учетом природного фактора. Болгары - чуваши до сер. XI в. сохраняли «самодостаточность». Они удачно использовали
природное окружение. Природа давала болгарам многое, все шло на постройки
жилья, одежду и т.д. Ягоды, грибы, рыба, шкуры животных шло в хозяйство. Но болгары
в отличие от черемисов не «зацикливались» на собирательстве, они торговали,
занимались ремеслом и кузнечным делом. Торговля обогащала древних болгар.
Наиболее успешно они осваивали северные
территории. Пушнина, бивни мамонта и т.д. все шло в сферу доходов и финансов.
Они успешно вели торговые дела с Русью, Германским землями, Средней Азией.
Изолированность (лес, болота) не были помехой для успешной торговли и развития
городов (Болгар, Сувар, Биляр, Тигашево, Таяба, Веда Сувар и еще более 160
городов).
Болгары
центральные, арские, горные делали
ценные покупки в своих болгарских городах Болгар, Сувар, Биляр и т.д.
Интересно, что древние болгары были не только сторонниками «уединения», но
часто путешествовали на Русь, Север, Среднюю Азию. Они были любители смены
места жительства. Они перенимали опыт других в ремесле, строительстве жилья
(прибалтов, армян, русских). Все, что связано было с перспективой развития,
процессом в военном деле, архитектуре
они «впитывали» и моделировали по своему по – болгарски. У чуваш в настоящее
время (XXI в.) имеются черты:
·
Уединения;
·
Трудолюбия;
·
Природности;
·
Бесконфликтности;
·
Чувствительность
к музыке и искусству;
·
Торговли;
·
Путешествия
(смены жительства Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток);
·
Финансовой
честности;
·
Консерватизм
и моральная устойчивость;
·
Осмотрительность
в расходах;
·
Стремление
к единому мнению.
Древнеболгарский
народ был не агрессивного склада, он
имел черты осмотрительности в поступках, в расходах, особенно не рисковал с
соседями. Старались жить с русскими княжествами, черемисами, мордвой, башкирами
в мире и дружбе. Особенно дружен он был с финскими народами черемисами, ведой,
мордвой, северными племенами.
Возложенные
обязанности в семье, обществе болгарин выполнял очень тщательно, он делал дела
по семье и в обществе тщательно, с учетом своих обязанностей и навыков. В семье
существовал культ матери и отца. ребенок понимал, что ослушание в семье и
обществе безнравственно. В семье древних болгар, а также и в обществе доминировал
не страх, а понимание и ответственность дела и хорошего поступка. Ибн - Фадлан
пишет, что у них были прелюбодеяния и
измены, воровство и убийства, но эти безнравственные дела были редки и жестоко
наказывались.
Вера
в природу (Киреметь) и других природных богов у древних болгар связана была не
только с традицией (культом природы – дуба), но и романтическим духом единства
с природой, дубом, рябиной, ручьем, водой огнем, железом и т.д. Приятные и не
приятные события в жизни древних болгар оплакивали и приносили в жертву
священных животных своим богам. События с личной жизни смерть, свадьба,
рождение ребенка, помолвка и другие оплакивались. Даже свадьба, радость и
рождение или похороны оплакивались. Некоторые скажут, что это традиция. Можно
вспомнить события смерти Аттилы, когда при похоронах гунны не только плакали и
наносили себе надрезы на теле, но и танцевали и веселились.
Древние
болгары все дела делали в доме совместно. Недаром у чуваш сохранилась традиция,
которая имеет очень древние корни «ниме» (коллективная помощь). Родственники,
друзья собирались в этом «ниме», но не только вся деревня (ял), приходили из
других деревень и сел. «Ниме» укрепляла не только нравственность, но и создавала в деревне (обществе) «домашний
уют». Недаром геополитики выдвинули концепцию «народный дом» у современных
чуваш – это звучит домашний уют или коллективная помощь «ниме». Коллективный
труд показывал, что все деревенские – это родственники и вышли из одного
болгаро- чувашского ядра (родового корня). Незря у чуваш запрещалось жениться и
выходить замуж за своих деревенских. Наряду с коллективной психологией у чуваш
развита черта индивидуума. Он претворяет свои планы, свои мечты, особенно если
они сложные скрытно, стараясь не задействовать много людей (сельчан). Чуваш
скрытен, имеет хитрость, прибегает к различным уловкам. Незря говорят «чуваш
думает одно, говорит другое, делает третье». Чуваш как бы испытывает судьбу, он
хочет обхитрить ее путем задабривания Киремети. Например, в мае 2009 г.
действующую Киреметь (высохший дуб у ручья) по приказу властей сожгли, а на
обугленной земле искали монеты, которые с XVI
века бросали к «Киреметю Топая». Судьба с чувашами чаще всегда играла, и многие
чуваши испытали ее горькую сторону. В ходе монголо - татарского геноцида было
уничтожено до 2 млн. болгар. Много погибло в Казанском ханстве «ушло в ислам».
Только на фронтах Великой Отечественной войны
полегло более 100 тыс. уроженцев
Чувашии. В 20 г. ХХ в. только от голода ушло из жизни около 80 тыс. чуваш и
было увезено до 30 тыс. чувашских детей. Они в 30 г. ХХ в. ассимилировались.
Чувашская судьба всегда была горькой для народа. Поэтому он не любил рисковать.
Лучше остаться и стать татарами или уйти в леса Горной стороны. Конечно, часть
воевала (Баян и т.д.), но они герои (по А.Дж. Тойнби) древнеболгарской
цивилизации были убиты. Ахкубек Тогаев, Магмед Боззубов - руководители
восстания чуваш против татар (сер. XVI в.) являлись
героями освобождения. Они остались в живых, были друзьями Ивана Грозного, но в XXI в. их имена забыты. А татары забирают их
имена в свою историю. Таким образом,
часть шла по пути бегства, другая отпора, третья не предпринимала никаких
действий (она была ассимилирована мусульманами - татарами). Конечно, для
«беженцев»- это новая жизнь, новая цивилизация, третья группа болгаро - чуваш
просто исчезла, она растворилась среди татар. Для всех трех групп болгарско-
чувашского общества разгром Волжско- Камской Болгарии – было полное крушение всех своих надежд и
ожиданий. Цивилизация древних болгар пала, была уничтожена монголо - татарами.
А.Дж. Тойнби считает, что такие события в истории случаются и иногда такие
перемены в жизни общества и человека просто необходимы.
Внутренняя
экспансия, внешняя экспансия в истории мировых цивилизаций случаются часто.
Многие цивилизации просто исчезли. Некоторые, например, древнеболгарская в лице
чувашской национально - региональной сохранилась (Чувашская Республика). 300
летняя ордынская эпоха для болгаро- чуваш были годами геноцида, гонений,
ассимиляции, выдавливания. Для чуваш, мордвы, марийцев эти годы были очень
напряженным периодом (300 лет). Шел процесс этноязыковой, этнокультурной,
военно - политической, социально - экономической, территориальной и
этнорелигиозной трансформации. Чуваши (болгары) не шли на сделки с татаро-
кыпчаками (заключение договора, соглашения после разгрома Баяна, походов Булат-
Тимура, Тамерлана, русских ушкуйников (разбойников). Болгары (чуваши) по сей
день (XXI в.) опасаются любых сделок и соглашений,
видят в них подвох, не доверяют таким бумагам (договорам).
Чуваши
в XXI в. не любят связываться с большим
количеством документов. Не любят ходить по различным инстанциям. Чуваши не любят
судиться. В условиях России ( сер. XVI - XXI вв.) чуваши занимают последнее место по жалобам в
различные инстанции (особенно в г. Москва). Позиция болгаро- чуваша (с 1236 г.)
«закон на моей стороне». До монголо- татарского геноцида болгарское общество
было более справедливым («золотой век» по легендам чуваш). Чуткость,
коллективизм, романтизм, патриотизм, трудолюбие были душой древнеболгарской
цивилизации.
Тамерлан
поводом к болгарскому геноциду считал, что болгары отказались от ислама и
вернулись к язычеству, мол, болгары допустили ошибки. Через геноцид (Тамерлана)
болгарам объяснили, что они должны избавиться от своих языческих заблуждений,
старых идей и желаний приносить жертвы Киреметю (природе). Позиция агрессоров
строилась на философии:
·
Полное
подчинение болгарского общества исламским законам и ценностям;
·
Полное
крушение языческих надежд и ожиданий на возрождение Волжской Болгарии (1391 г.,
1395 г.);
·
Полный
отказ от старых языческих идей и желаний;
·
Отказ
от желания свободы и независимости;
·
В
случае возвращения этих идей и жителей в г. Болгар, то он вернется и повторно
всех уничтожит.
С
1395 г. в болгаро- чувашском («худоболгарском») обществе победила идея
«бегства», «ухода». Болгары после 1395 г. исламом стали тяготиться, язычникам
было проще жить в лесах, оврагах Горной Болгарии и Арской Стороне (Удмуртских
лесах). Приверженность исламу «стало плохим тоном». Такое положение провоцировало
на рискованные и неправедные поступки по отношению к власти. Лучше было на
какое-то время уйти от «рискованных поступков». Сохранилась легенда о разгроме
Болгарской земли Тамерланом (1391 г., 1395 г.).
300
летний исторический отрезок болгаро- чувашского народа потребовал вложения всех
экономических, военных, психологических сил. Гораздо больше болгар погибло в
эти годы. Более 2 млн. человек было уничтожено. Болгарам приходилось тратить
сил больше, чем приходилось тратить в годы расцвета Волжской Болгарии. Этот
напряженный период позволил заложить фундамент новой Чувашии:
·
Этнокультурная
консолидация;
·
Этноязыковая
консолидация;
·
Этнорелигиозная
консолидация;
·
Экономическая
консолидация;
·
Политическая
консолидация;
·
Военная
консолидация;
·
Идея
союза с Россией.
300
летний исторический период невзирая на татаро - кыпчатский геноцид и
ассимиляцию заложил фундамент нового языческого мира, мира лесного благополучия
и гармонии. «Худоболгарская» цивилизация стала восстанавливаться после 1391 г.
на Горной стороне (Чувашии). Народ раскололся, часть осела в центральной Болгарии,
которая слилась с оккупантами, часть ушла. Чуваши в эти годы имели стремление хотя бы сохранить то, что он
имел на данный момент:
·
Религию;
·
Жизнь
детей, женщин;
·
Традиции;
·
Культуру;
·
Единство;
·
Поддержку
близких (семью);
·
Материальный
достаток;
·
Стабильное
инородческое окружение;
·
Попытка
наладить связь с другими «худоболгарскими» семьями, родами, старейшинами и
соседями.
Образование
Казанского ханства и лояльное отношение болгаро-чуваш к татарам намечается с 1445 г. нужна
была некоторая политическая и экономическая стабильность в Урало- Поволжском
регионе. Чувашская аристократия это осознавала и активно пошла на
сотрудничество с Казанско- исламской администрацией. Путеводной звездой для разгромленных и возрожденных
чуваш («худоболгар») Казанское ханство (в начале) стало путеводной звездой
стабильности.
Возрождается
душа: чуткость, романтичность, любовь, уважение к закону и т.д. намечается с
1445 г. тенденция ушедших чуваш (болгар) на стабильность отношений в
государстве, обществе, гарантии охраны от вторжения русских военных отрядов.
Увеличивается рождаемость и браки чуваш с мусульманами. Появляется с образованием Казанского ханства чувство
уверенности в окружающих вас мусульман. Чуваши рассчитывали, что их будут в
исламском государстве уважать и не давить за языческие верования. Тем более,
большинство татар и кыпчаков имели чувашских жен («худоболгарских»). К
сожалению, в Казанском ханстве (1445- 1552 гг.) гармоничные отношения между
языческой частью населения и исламской не сложились. Надежды на то, что
язычники будут в составе управленцев и администраторов в ханстве не
оправдалась. Материальный достаток язычников и гармония во взаимоотношениях с
исламской администрацией не оправдалась. Положительные эмоции и чувства по
отношению создания Казанского ханства у местного населения не оправдались. Тем
более новобранцы в казанскую армию набирались из чуваш, марийцев, а
руководителями назначались из татар (мусульман). Все они были брошены против
русских (России).
Патриотические,
доверительные отношения между язычниками и татарами (мусульманами) не
сложились. Отношения были натянуты, особенно на Горной стороне. Благоприятное
сочетание для построения новых отношений между языческой и исламской племенами
дальнейшего развития не получило.
·
Администраторы
- мусульмане;
·
Народ
- язычники.
С
1546 г. время партнерских или соседских отношений на Горной стороне иссякло. Русские войска совместно с чувашско-
марийским (более 4 тыс.) освободили территорию. Князья Ахкубек Тогаев, Магмед
Боззубов были избраны делегатами к Ивану
Грозному. В июне 1551 г. был подписан договор Чувашии с Москвой.
·
Некоторые
татарские авторы считают, что чуваши поступили необдуманно и неправильно.
·
Другие
замечают, что руководителями чувашских делегаций были не чуваши, а татары.
·
Третьи
рассматривают действия чуваш (Чувашии) «мол,они в 1551 г. «предали татар и не в
пользу себе», «тем самым они нарушили свои отношения с близкими людьми».
·
Некоторые
заявляют если бы Чувашия была в составе Татарстана, то у них была бы нефть и
экономические возможности для развития. Татары могут помочь марийцам, чувашам,
башкирам, удмуртам и мордве в развитии искусства, повышения благосостояния,
обзавестись полезными международными связями.
1 комментарий:
Отправить комментарий