Страницы

10 июля 2014

ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

ТАФАЕВ Г. И.

ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Что губят душу деньги и вино,
 Людьми уже проверено давно.
 Но душегуб того не замечает:
 С утра отраву ищет все равно.
Валерий Тургай

Как-то смягчить негативный оттенок «фальсификации истории» мы предлагаем использовать «альтернативные концепции». Мы понимаем, что оба варианта несут в себе ложные подходы, которые закрепляются в головах обывателя и историков региона.
Историк
Обыватель
Литератор
 



                            Фальсификация истории

                                                        Альтернативные концепции




Что мы имеем в Урало-Поволжском регионе в начале XXI века?
- классическую историю;
- фальсифицированную историю;
- мифотворческую историю.
Последние два направления точечно бьют по классической (российской о региональной) истории. Задача такой «зачистки» - путь закрепления сепаратизма и повторения украинско-крымского сценария на территории Российской Федерации.
Направления:
Фальсификация истории


Мифотворчество истории

Альтернативные концепции истории

Межнациональный и
межконфессиональный конфликт в Урало-Поволжском регионе
Что предлагают исследователи и любители истории по этногенезу народов Среднего Поволжья? Позиция любителей излагается очень психологически интересно.
- ложь;
- сомнение;
- неверие;
- подтасовка фактов;
-  создание псевдолетописей;
- псевдоконцепции;
- упор на новшество;
- упор на псевдопатриотизм.
Обратим внимание на такие сомнения.
 Фальсификация:
1.                «Когда и откуда появились болгары на Волге, трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существовании никаких письменных памятников».
2.                «Хотя, по уверению некоторых арабских писателей, кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половине XII в., написал «Историю Булгар» («Тарих Булгар»), но это сочинение до нас не дошло». Как известно, в 1236 г. он был убит монголо-татарами, а книга была уничтожена. Татарский автор перевел название по-кыпчакски «Тарих Булгар». Тем самым ложная концепция, мол, болгары говорили на кыпчакском закрепляется в умах обывателя. Читатель начинает сомневаться в том, что болгары говорили на огурско-чувашском языке. Так « Тарих Булгар», дается на кыпчакском и значит болгары говорили на татаро-кыпчакском языке.
3.                «Остается, стало быть, пользоваться для их истории известиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными из них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых очень многие, как Ибн-Фадлан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси, Абу-Абдаллах-Гаонати и др., лично посещали землю Болгарии». Исследователи подтверждают, что не мало арабских купцов и путешественников посещали земли Северной Болгарии.
4.                «Затем,      следуют     наши летописи    и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигах монголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшей эпохи истории Булгар их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да и те X в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец, монеты, выбитые в той же столице.» К сожалению, говорится о «татарских» сказаниях, но не говорится о русских летописях. Тем более они сохранились и до нас дошли об истории, культуре, торговле Волжской Болгарии. Каменные здания сохранились частично. Но все они относятся к эпохе Золотой Орды.
5.                «Можно предполагать, что первоначальное поселение Булгарии. на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи; в конце же V в.   они и сами стали делать нападения на греков. В то же время, с которого начинаются достоверные сведения о Булгарии, они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской, Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской губ.)».
- территориальная и хронологическая путаница;
- Болгария Великая образовалась в 635 г. и существовали до 660 гг.;
- болгары Дунайские ассимилировали славян балканских и в процессе этнокультурной, военно-политической интеграции сформировалась Дунайская Болгария;
- Волжская Болгария существовала с X в. по 1236 г. Была великой огурской цивилизацией и пала под ударами татаро-кыпчаков и монгол. Представленный в кавычках материал дает читателям частичный ответ и то с территориальной и историко-хронологической путаницей.
В.Д. Димитриев об огурах Причерноморья писал: «Уже в середине III в. н.э. оногуры стали появлять­ся в Северном Прикаспии, где в это время обитали ираноя­зычные аланы». Позднее оногуры и сабиры в Европе получили название гунны (от хунну).
Они положили начало Великому переселению народов.
Из данного очерка видно, что «R-язычный огуро-сабиро-болгаро-чувашский этнос из всех тюрков был первым народом, приобщившимся к государственной организации общественной жизни, что в его истории до IV в. н.э. было много доброго, совершенного вначале трудом собирателей и охотников, затем скотоводов, ремесленников, в меньшей мере — земледельцев, но и немало негативного, проявлявшегося в военных набегах ради добывания дополнительных средств к существованию. Си­стема государственной власти и управления, выработанная огурами, сохранялась у тюркских народов вплоть до позднего средневековья, до XVII—XVIII вв.» [1].
Об ассимиляции праболгар на Дунае В.Д. Димитриев отмечал: «В течение двух столетий болгары ассимилировались со славянами. Опираясь на редко встречающиеся в источниках сведения о численности войск сабиров, болгар (огуров, оногуров и т.д.), аваров и других R-язычных этносов, приблизительно можно определить, что в VI—VII вв. в Восточной Европе проживало 2—2.5 млн человек R-язычного населения» [2].
Русские, византийские летописи, арабские рассказы путешественников сохранили многое по истории волжских и дунайских болгар.
6.                «По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фадлан — первый из арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по P. X. и доставивший о них самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чем кочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города, первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины X века, в них появились и каменные здания, построенные большею частью арабскими архитекторам».
- К сожалению, часть правды перекликается с ложью «потом начиная с половины X века, в них появились и каменные постройки». Как показали археологические раскопки, все болгарские здания были построены в 50-60 гг. XIII века, то есть в бытность столицей Золотой Орды. В годы Золотой орды все каменные здания строились по чертежам христианских армянских архитекторов, а в Тигашево (Горная Болгария) по византийским чертежам, вариант в г. Саркел, столица Хазарского каганата.
7.  Татарский автор достаточно верно автор говорит о хозяйстве болгар. «По словам другого арабского писателя того же века, сообщающего также много верных сведений о Б. — Ибн-Дасты, Б. — народ земледельческий; они возделывают, говорит он, всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятием их была торговля, которую они первоначально (как сообщают Идризи, Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается и последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персией и Индией, после принятия ислама — с аравитянами и, наконец — с хазарами и русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи, горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, по словам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины X века, звонкую монету и по цене равнявшийся двум с половиною дирхемам, т. е. около 45— 50 коп. на наши деньги, затем, кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск, курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно, также, что Б. вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находилась богатая Биармия. Очень рано достигли могущества, богатств и развили до известной степени свою культуру, выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием, свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством, знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими  плотниками, а если дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать и кузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народом скорее мирным, чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем сами нападали, и обнаруживали к мирным занятиям — торговле и ремеслам, сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко».
- Представленный материал говорит не татаро-кыпчаках, а о болгаро-чувашах.
- Чуваши, бесермяне, кряшен сохранили все наследие болгар волжских:
- земледелие;
- торговлю;
- ремесло;
- архитектуру;
- музыку и традиции;
- военное дело;
- нравственность;
- трудолюбие;
- рыболовство и судостроительство;
- добролюбие и миролюбие.
Ибн-Фадлан говорит о наказании за воровство и распутство. Болгарские суды жестоко наказывали население за прелюбодеяние, воровство, оставление оружия.
- Татаро-кыпчаки никогда не были земледельцами и торговцами, они были воинами.
Большинство традиций болгар- волжских чуваши, бесермяне, кряшен сохранили (кряшен приняли кыпчакский язык в годы Казанского ханства).
В интернете имеется материал «Бесермяне», где сказано: «Русские летописные источники XIII-XV вв. фиксируют народ под названием бесермян на Волге и в нижнем течении р. Камы, письменные документы XVII в. отмечают бесермян в бассейне р. Чепцы, часто называя их «чуваш» позднее за ними окончательно закрепляется этноним бесермяне.
За более чем 100-летнюю историю изучения бесермян учеными высказывались разные предположения относительно их этногенеза. Несмотря на довольно обширную историографию, многое и сегодня остается на уровне гипотез. В дискурсе преобладают две конкурирующие гипотезы. Согласно одной - бесермяне - удмуртизированные тюрки, согласно другой - тюркизированные удмурты».
Под тюрками мы пишем «болгаро-чуваши». Тем более неполитизированные русские путешественники и исследователи всегда отмечали, что бесермян называли «чувашами», что говорит о их болгарском происхождении.
Можем обратить внимание на хозяйство и культуру болгаро-бесермян. «Для религии бесермян характерен сложный синкретизм. В XVIII в. они приняли православие, но сохранили традиционные верования и элементы ислама. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности. Основное традиционное занятие бесермян - пашенное земледелие. Возделывали озимую рожь, ячмень, овес, лен, коноплю, выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Стержневым социальным институтом сельских бесермян вплоть до 30-х гг. XX в. была соседская община: простая - объединявшая жителей одного поселения, и сложная, включавшая несколько малых деревень. Встречались этнически смешанные общины. Сохранялись формы соседской и родственной взаимопомощи (веме). До первой четверти XX в. у бесермян наряду с малой семьей существовали большие неразделенные семьи. Межэтнические браки были редки, очевидно, из-за особенностей верований, быта, обрядов. Разделение больших семей широко распространяется с началом коллективизации. Современные бесермяне живут малыми семьями, часто встречаются смешанные браки.
В январе 1990 г. состоялось учредительсное собрание Общества бесермянского народа. Впервые в повестку дня общественно-политической жизни Удмуртии была поставлена «бесермянская проблема», причем как в научном, так и практическом плане. Был намечен и стал постепенно реализовываться целый комплекс мер по преодолению сложившегося негативного положения бесермян. Решением бюро Удмуртского рескома КП РСФСР была создана специальная комиссия по изучению проблем бесермянского народа. В 1992 г. Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики от 2 июля № 735-XII и Советом Министров Удмуртской Республики от 29 июля № 293 было принято постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа». По представлению Правительства Удмуртской Республики, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Далее татарский автор отмечает «До X века господствующей религией у Б. была языческая; с начала же этого столетия ее заменил ислам (мусульманство). Принятие ислама совершилось, по словам Ибн-Фослана, в 922 г., при царе Алмасе, или Апмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский путешественник, еще в 921 г. прибыло в Багдад посольство к калифу Муктадиру, с просьбою прислать ему людей, сведущих в мусульманском законе, и художников для сооружения мечети и кафедры, с которой можно было бы призывать к обращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкою крепостей, где бы он мог быть в безопасности от нападения враждебных царей. Муктадир тотчас же отправил в Б желаемое посольство, в котором и принял участие Ибн-Фослан. Как об обстоятельствах, предшествовавших и содействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини рассказывает о следующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгарии после обещания принять ислам, данного одному благочестивому мусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хазарами. — Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедоваться большинством: есть несомненные свидетельства, что простой народ Б. долго и после X в. оставался в язычестве; ислам же твердо с самого начала укрепился только в городах».
Много ненаучных терминов, то есть не классических понятий:
- Ибн-Фадлан – Ибн-Фослан;
- Алмас – Алмуш – Алмус;
- Шилка – Силка;
1. Часть правды по язычеству «до X века господствующей религией у болгар была языческая».
2. «Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедоваться большинством». «Есть свидетельство, что простой народ болгарский долго и после X века оставался в язычестве». «Ислам же долго с самого начала укрепился только в городах».
Мы говорили о том, что в Волжской Болгарии мусульманство приняли от 3 до 7% населения, а к 1236 году могло достигнуть и 10 %. Подавленная масса населения и часть знати и ремесленников сохранила народную религию.






христианство
иудаизм
                                                                 язычество



                                                                        ислам
Волжская Болгария

9. Далее татарский любитель истории пишет :«Несколько времени спустя, говорит Массуди, сын Алмуса отправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этого времени сношения Б. с Ю. Азией сделались гораздо деятельнее, и имя их, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто не только у мусульманских писателей, но и в русских летописях. Об образе правления Б. известно только то, что они находились под верховным главенство «владовца» царя, или хана, которому платили подать лошадьми, кожами и др. В пользу же царя поступала и пошлина (десятая часть товаров) с мусульманских купеческих судов. Царю Б. были подвластны и все мелкие владыки отдельных племен, из которых одно (Хвалисы) обитало даже по берегам Каспийского моря и сообщило ему свое имя «Хвалисского» моря. Из имен царей Ибн-Фослан сохранил нам только два: Силка и Алмус (Алмс — у Фослана); на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен, с которыми, вероятно, прекратилась и самая чеканка монет, по крайней мере в X в. и начале XI в., так как до сих пор, кроме этих трех монет: Ахмеда, Талеба и Мумена, от указанного времени не найдено ни одной. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, по объяснению Френа, относится к 338 г. геждры (949—950 г. по P. X.), а позднейшая Мумена — к 366 г.  геждры, или 976 г. по P. X. Татарские предания и рассказы сохранили еще насколько имен царей Б., числом до 7, начиная с первого — Туки, или Туфы, умершего в 630 г. по P. X.; но за достоверность их трудно ручаться».
Приведенный материал вновь пестрит искажениями эльтеберов Волжской Болгарии.
- Алмус;
- мол, эльтеберы (ханы) оставались «вдрвцами», что не соответствует указаниям Ибн-Фадлана, когда он говорит о жене Алмуша;
- Ибн-Фослан (надо Ибн Фадлан);
- Силка (надо Шилка);
- Талеб (надо Талиб);
- по поводу эльтеберов Волжской Болгарии по сей день идет спор (имена, хронология правления и т.д.);
- много путаницы принесла лжелетопись «Джагфар тарихы». Большинство имен эльтеберов и вся история волжских болгар искажена.
Путаница исходит не только из татарских статей и книг. Немало альтернативных концепций предлагают и чувашские краеведы. В интернете немало размещено различных статей и видеоклипов по этногенезу и истории чуваш.
Приведем некоторые формулировки из таких статей. На сегодня среди историков и языковедов Чувашской Республики нет полного единства в периодизации чувашской истории.
Имеются три подхода, например, языковеда Н.И. Егорова, историков В.Д. Димитриева и Г.И. Тафаева, свое видение проблемы имеет этнограф В.П. Иванов. В.Д. Димитриев в своем исследовании «Чувашский народ в составе Казанского ханства» дает все три варианта истории огуро-болгар (чувашей). Приведем периодизацию языковеда Н.И. Егорова. «ПРИМЕРНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
I.                  Прототюркский этап (с древнейших времен до середины I тыс. до н. э.) — эпоха распада прототюркского праязыка в Центральной Азии на две ветви: огурскую (огуро-оногуро- болгаро-чувашскую) и огузскую (огузско-карлукско-кыпчакскую).
II.               Огурская эпоха (середина I тыс. до н. э. — начало н. э.) — период жизни огурских племен в составе хуннского союза племен.
III.            Оногурская эпоха (начало н. э. — III в. н. э.) — время проникновения союза десяти оногурских племен в Семиречье (Центральную Азию), переселения их в Приаралье, кочевок в районах Южной Сибири совместно с предками венгров - угорскими племенами.
IV.           Древнеболгарская эпоха (IV—VII вв.) г— период обитания оногуро-сабирских и угорско- венгерских племен на территории Северного Кавказа, между Доном и Кубанью и в Прикаспии.
V.              Среднеболгарская эпоха (VIII—XVI вв.) подразделяется на три периода:
1.                Доордынский (VIII в. 1235 г.). Оногуро-болгары переселяются в Волго-Камье, в конце IX— X вв. основывают государство и в результате этнополитической консолидации различных своих племен (темтюзей, суваров, берсула, эсегелей, болгар и др.), а также частичной ассимиляции местных финно-угров и буртасов превращаются в единую народность.
2.                Золотоордынский (1236—1444 гг.). Волжскую Болгарию завоевывают монголо-татары, начинаются процессы культурно-языкового смешения мусульманской части болгарского населения с прибывающими в край кыпчако-татарами, консолидация языческого болгарского населения в отдельную этноконфессиональную группу. С середины XIV в. по начало XV в. происходит интенсивное перемещение болгар, прежде всего болгаро-чувашей, из Закамья в Предкамье и Заказанье, с правобережных южных районов Чувашского Поволжья на северо- восток Чувашии (междуречье Кубни и Цивиля).
3.                Казанский (1445—1551 гг.). Этот период охватывает время существования Казанского ханства, когда резко усиливается приток в левобережные районы Поволжья кыпчакско- татарского населения, которое начинает доминировать как в политическом, так и культурно­языковом отношениях. Происходит ассимиляция болгаро-чувашей Заказанья, часть которых переселяется на северо-восток Чувашии (междуречье Аниша и Цивиля). К концу XV — началу XVI в. у болгаро-чувашей, не принявших ислама, формируются все необходимые этноспецифические признаки самостоятельной и внутренне достаточно консолидированной этнической общности — народности.
VI. Новоболгарская или чувашская эпоха (с 1551 г. до наших дней). Эта эпоха начинается со времени вхождения Чувашского края в состав России и характеризуется относительным ослаблением влияния татарской культуры и языка и интенсивным усилением воздействия на чувашей славянско-христианского культурного мира и русского языка.
В конце XIX — начале XX веков чуваши сложились в буржуазную народность, а в начальный период советской эпохи (1920 — 1930-е гг.) — сформировались в нацию» [3].
Данная периодизация больше относится к развитию этнической истории. Мы рассматриваем данную схему доброжелательно, но необходима конкретизация по хронологии процесса. В.Д. Димитриев предлагает свою этническую историю:
Четыре этапа этнической истории R-язычного чувашского народа (до середины XVI века):
1.     Центральноазиатский этап;
2.     Северокавказско-северопричерноморский этап;
3.      Волжско- Камский этап (с конца VII века до 60-х гг. XIV века);
4.     Казанский этап: Этническая трагедия R-язычного чувашского народа [4].
Предложенная схема имеет свои достоинства, но ограничивается казанским этапом.
Свое видение имеет Г.И. Тафаев. Об этом писал в своих книгах профессор В.Д. Димитриев [5].
По Г.И. Тафаеву:
1.     Алтайская трансформационная эпоха (до I в. н. эры);
2.     Северокавказская эпоха с конца II – начала III в. по 70-80 г. VII века;
3.     Волжско-Камская эпоха с 80-90 гг. VII в. по 1236 г. (разгром Волжской Болгарии);
4.     Ордынская трансформационная эпоха болгарской цивилизации (1243-1552 гг.);
5.     Российская эпоха (с середины XVI в.). Российскую эпоху мы начинали с июня 1551 г. Процесс российской трансформации продолжается и в XXI веке.
По всем трем хронологическим эпохам чувашской истории можно детализировать. По мере развития чувашской истории исследователи предлагают свои альтернативные концепции.
1.                Г.И. Тафаев, предлагая свои трансформационные эпохи, исходит из цивилизационного подхода в истории.
2.                Н.И. Егоров – из этноязыкового развития.
3.                В.Д. Димитриев из историков-культурного (этнокультурного и этноязыкового) подхода.
Г. И. Тафаев при исследовании проблемы исходит:
- рассматривает все направления трансформации (цивилизационный подход, модули цивилизации);
- предлагает исследовать в процессе:
- социально-экономической;
- военно-политической;
- этнокультурной-этноязыковой;
- этнорелигиозной;
- этнотерриториальной;
- религиозной;
- антропологической;
- этнопсихологической;
- геополитической трансформации.
Данные направления более глубже и шире чем предлагают названные исследователи. Направления трансформации включаются в «модули» (по Г.И. Тафаеву) цивилизации.
Модулями цивилизации являются:
- религия;
- этносы;
- территория;
- культура;
- этнопсихология, традиции, менталитет;
- техника;
- экономика;
- геополитика (политика).
Данные элементы (матрицы) цивилизации описаны О. Шпенглером, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтоном. Мы более детализировали и модифицировали в условиях древней, средневековой, новочувашской цивилизации [6].
Литература:
1.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары. – Чебоксары, 2014. – С. 94-95.
2.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары. – Чебоксары, 2014. – С. 95.
3.     Егоров Н.И. Откуда мы? Куда идем? Книга I. – Чебоксары, 2012. – 608 с.
4.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары. – Чебоксары, 2014. – С. 77-122.
5.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары. – Чебоксары, 2014. – С. 186.
6.                Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация: синтез культур, языков и религий народов Среднего Поволжья: монография. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2011. -220 с.
Тафаев Г.И. Цивилизационный путь развития чувашского народа. — Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2011. - 152 с.
Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация в Евразийском пространстве. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2011. -200 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий