Страницы

10 июля 2014

НАВЯЗЫВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭТНИЧЕСКОЙ АССИМИЛЯЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

ТАФАЕВ Г. И.

НАВЯЗЫВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭТНИЧЕСКОЙ АССИМИЛЯЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

У тысячи народов свой язык.
Но каждый к общей слабости привык:
 Когда без меры осушаем зелье,
Не очень лестный нам дают ярлык.
Валери Тургай

Всероссийские переписи населения 2002, 2010 гг. показали, что в условиях российской унификации и глобализации ускорились процессы ассимиляции. Практически большинство народов Российской Федерации оказались задеты ассимиляцией. Наиболее активно в этом процессе завязаны:
- угро-финские народы;
- тюркско-христианский;
- тюркско-исламские народы.
Обратим серьезное внимание на итоги переписей (1897 г.), институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» опубликовала в интернете [1] материал по переписям России. Мы приведем итоги по Среднему Поволжью.
Языковая группа

Финское
67743
75325
143068

Вотяцкое
208375
212595
420970

Карельское
96153
111948
208101

Ижорское
6590
7184
13774

Чудское
12338
13482
25820

Эстонское
487144
515594
1002738
Финские наречия
Лопарское
922
890
1812
Зырянское
73035
80583
153618

Пермяцкое
48834
55857
104694

Мордовское
498659
525182
1023841

Черемисское
183518
191921
375439

Вогульское
3780
3871
7651

Остяцкое
10277
9386
19663

Венгерское
551
410
961

Татарское
1980110
1757517
3737627

Башкирское
676035
645328
1321363

Мещерякское
27005
26842
53847

Тептярское
59293
58480
117,773
Турецко-татарские наречия
Чувашское
421640
422115
843,755
Карачаевское
12949
14274
27223
Кумыкское
43985
39423
83408

Ногайское
34693
29387
64080

Турецкое
112140
96682
208822






Туркменское
148478
132879
281357

Киргиз-кайсацкое
2176623
1907516
4084139

Кара-киргизское
108907
92775
201682

Кипчакское
4089
3518
7607
Турецко-татарские наречия
Кара-калпакское
53541
50733
104274

Сартское
528763
439892
968655

Узбекское
398987
327547
726534

Таранчинское
29618
26851
56469

Кашгарское
8135
6803
14938

Тюркские наречия без распределения
235986
204426
440412

Якутское
113813
113571
227384





















[2].
Языковые группы в 1897 году делились на:
- финские;
- турецко-татарские.
В последующем перепись шла по другим параметрам. Рассмотрим итоги Всероссийской переписи населения 1926 г. Нас интересуют данные по Среднему Поволжью.












Муж.                 
Жен.
Оба пола
Зыряне
1058271
120556
226383
Пермяки
70428
79060
149488
Вотяки
236936
267251
504187
Марийцы
201725
226467
428192
Бесермяне
4821
5214
10035

Мордва
639116
701299
1340415


Мадьяры
4453
1023
5476

Гагаузы
443
401
844

Чуваши
538925
578494
1117419

Татары
1413027
1503509
2916536

Мишары
113403
129237
242640

Башкиры
342703
370990
713693

Нагайбаки

5055
6164
11219






Ногайцы
20094
16180
362741
20094
16180
36374

Итоги 1989 г.
Численность
Карелы
130929
Коми
344519
Марийцы
670868
Мордва
1153987
Осетины
597998
Татары
6648760
Тувинцы
206629
Удмурты
746793
Чеченцы
956879
Чуваши
1842346
Якуты
381922

Итоги 2002 года
Численность
Балкарцы
108426
Башкиры
1673389
Белорусы
807970
Бесермяне
3122
Болгары
31965
Марийцы
604298
Горные марийцы
18515
Лугово-восточные марийцы
56119
Молдаване
172330
Монголы
2656
Мордва
843350
Мордва-мокша
49624
Морвы-эрзя
84407
Нагайбаки
9600
Нанайцы
12160
Татары
5554601
Кряшен
2003
Удмурты
636906
Чуваши
1637094



Рассмотрим данные за 2010 год


Численность лиц, указавших соответствующую национальную принадлежность
Удельный вес данной национальности среди лиц, указавших национальную принадлежность, %
Национальность
Городское и сельское население
Городское население
Сельское население


Башкиры
1584554
732528
852026
1,1547
Белорусы
521443
404051
117392
0,3800
Бесермяне
2201
651
1550
0,0175
Болгары-дунайские
24038
19021
5017
0,0175
Коми
228235
109705
118530
0,1663
Коми-ижемцы
6420
682
5738
0/0047
Коми-пермяки
94456
34759
59697
0,0688
Марийцы
547605
233179
314426
0,3991
Горные марийцы
23559
2314
21245
0,0172
Лугово-восточные марийцы
218
117
101
0,0002
Молдаване
156400
111783
44617
0,1140
Монголы
2986
2792
194
0,0022
Мордва
744237
379327
364910
0,5423
Мордва-мокша
4767
3620
1147
0,0035
Мордва-эрзя
57008
14353
42655
0,0415
Татары
5310649
3596405
1714244
3,8700
Астраханские татары
7
6
1
0,00001
Кряшены
34822
16422
18400
0,0254
Мишари
786
716716
70
0,0006
Сибирские татары
6779
1133
5646
0,0049

Что мы видим?
- Численность народов Среднего Поволжья до 80 г. XX века возрастала, но с 90 г. XX века пошла на убыль.
- чуваши;
- марийцы;
- мордва;
- удмурты;
- башкиры.
Рост только у казанских татар, их стало 1,950 тысяч человек. Что происходит в условиях экспансии различных альтернативных историко-культурных концепций? Происходит ускорение процесса ассимиляции народов Среднего Поволжья.
Побеждают казанские татары, а остальные – обрусевают, а возможно и потихоньку исламизируются. Тем более активно насаждается фальсифицированная история среди «уходящих» народов.
Обратим внимание на различные исторические «подвохи», которые активно внедряются среди населения Среднего Поволжья.
В интернете размещен материал «Чуваши». «ЧУВАШИ, чаваш (самоназв.) — народ в Российской Федерации, титульная нация Чувашской Республики. Живут также в ряде республик и областей Урало-Поволжья - Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской областях. Значительные группы чувашей расселены в Сибири - Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т.д. Проживают в государствах СНГ и Прибалтики. В Российской Федерации живут 1637,1 тыс., в т.ч. в Чувашской Республике 889, 3 тыс. человек».
Интересна позиция чувашских авторов, которые разместили данный материал по этногенезу своего народа. 1) вирьял, или тури (верховые). Одна из этнографических групп чувашского народа, расселенная в северных районах республики. Как часть группы или подгруппы встречаются среди анат енчи, анатри, а также в диаспоре (Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан, Татарстан). Образование связано с социально- экономическими, политическими изменениями жизни народов Среднего Поволжья и России в целом в историческом прошлом, а начало процесса возникновения восходит к периоду Волжской Болгарии. Вирьял от низовых и средненизовых отличаются своими специфическими особенностями (говором - оканьем, народным устным творчеством, костюмом, музыкальным фольклором и т. д.). Народная культура, включая обряды, древние верования, ближе к горным мари (Республик Марий Эл), основой своей относится к угро-финнскому пласту, но в то же время прослеживаются в ней древние суваро-болгарские элементы. Из среды вирьял еще в XVIII в. вышел ученый и просветитель Е. И. Рожанский в начале XIX в. - историк, этнограф и писатель С. М. Михайлов-Яндуш, первый профессор из чуваш Н. В. Никольский. В жизни нации народная культура вирьял, как и анатри и анат енчи, выступает с богатым арсеналом. Их диалект, являясь в  своем развитии историческим феноменом, способствует обогащению литературного языка. Во второй половине 20 в. идет ценный процесс исчезновения диалекта.
Все, кажется верно, но посмотрите процесс этногенеза. Авторы повторяют «идею» татаро-кыпчаков о финском происхождении чуваш. Мол, они ближе к горным мари (Республика Марий Эл), мол, верховые относятся к угро-финнскому пласту».
Как известно из истории, именно марийские (черемисские) племена около 500 лет входили в состав Волжско-Камской империи и недаром Н.И. Ашмарин писал о болгарском влиянии на черемисов. И.Н. Смирнов считал, что болгары оказали большое цивилизационное влияние на развитие черемис. Мы приведем позицию В.Д. Димитриева: «Чувашизмы в финских языках Волго-Уралья начал исследовать И. Золотницкий (1875). Чувашизмы в мордовском языке ис­следованы финским ученым X. Паасоненом к 1897 г. Им было обнаружено в мордовском языке более 100 чувашских слов. Пос­ле 1897 г. никто не интересовался этим вопросом. По всей ве­роятности, чувашизмов в мордовском языке значительно боль­ше. Чувашизмы в марийском языке исследовал к 1920 г. М. Рясянен. Чувашских слов, вошедших в марийский язык до сере­дины XIV в., он обнаружил более 500. В.Г. Егоров выяснил, что он в другом сочинении — о татарских словах в марийском языке (1923) —многие истинно чувашские слова приписал к татар­ским словам. М.Р. Федотов перечислил 1362 чувашских слова в марийском языке. Из них примерно тысяча слов могли войти в марийский язык до середины XIV в. Чувашские слова в удмурт­ском и коми языках изучены В. Вихманом, А. Рона-Ташем, в удмуртском — И.В. Таракановым. По неполным данным, в уд­муртский язык вошло более 500 чувашские слов, в коми – 300.
Профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, участво­вавший в разработке теории болгарского происхождения чува­шей, в книге «Черемисы» (1889) так описывает «влияние волж­ских болгар на черемис»: «В настоящее время соседями чере­мис из тюркских народов являются чуваши и татары. Татарское влияние начинается в относительно позднее время — не ранее XIV в. К этому времени татары сами едва усвоили, вероятно, элементы болгарской цивилизации... По своему составу большая часть нетатарских заимствований тождественна с словами чу­вашского языка. Говорить о культурном влиянии чуваш на че­ремис в настоящее время может показаться странным: чуваши ничем не культурнее черемис... Но чуваши не всегда были та­ким народом, как теперь. Существует весьма основательная ги­потеза, что это племя представляет собою потомков болгар, создавших цивилизации Среднего Поволжья» [3]. Рассмотрение за­имствованных черемисами у чуваш слов показывает, что куль­турное воздействие тюркских народов на черемис было гро­мадно. «Под тюркским влиянием у черемис создался переход от охотничьей жизни к скотоводству и земледелию, сложился осед­лый быт, домашняя обстановка, костюм, возникли торговля и связанная с нею экономическая дифференциация, явились за­родыши общественной организации, получили дальнейшее раз­витие верования. В период сближения с болгарами черемисы знали общефинскую коническую кету, которая, вероятно, со хранилась и до настоящего времени, исполняя функцию овина. Под болгарским влиянием развивалась дальнейшая история черемисского жилища: явилась курняя изба перт, сурт с очагом и дымовым окном возак, комака [чув. вучах], тюнюк. Около избы помес­тились погреб нореп, баня монча [чув. монча, мунна], хлев для скотины вюташ ... изгородь пахча [чув. пахча], сарай [чув. сарай], с воротами капка [чув. хапха]... Черемисин обзавелся скотом волик, который со­стоял из лошадей алаша [чув. лаша], и овец шорок, тага [чув. така], патя [чув. путек «ягненок»], познакомился с ценою покрытых травою пространств и обозначил их особым именем олох, научился устраивать для скота загороди в лесу и на лугах отар [чув. отар, утар], почувство­вал необходимость собирать скотину в стадо, охранять ее при помощи пастуха». Далее автор перечисляет заимствованные марийцами из болгаро-чу­вашского языка названия молочных продуктов, полеводческих и овощеводческих орудий труда, транспортных средств, сбруи и т. д., предметов домашней обстановки, термины, связанные с торговлей и товарно-денежными отношениями, расслоением общества на богатых и бедных, одеждой, обувью, украшения­ми, питанием, туалетом, поселениями, государственным устройством, общественным и семерым бытом, религией, кос­могонией, природой, климатом» [4].
Профессор Димитриев указывал, что «чувашизмы VIII—XIV вв. в финно-угорских языках доказы­вают правоту ашмаринской теории болгаро-чувашской языко­вой и этнической преемственности, ярко свидетельствуют об установившейся в Волжской Болгарии болгаро-чувашской ци­вилизации, оказавшей огромное прогрессивное влияние на об­щественно-политическое, социально-экономическое и этнокуль­турное развитие венгерского, марийского, удмуртского, коми и мордовского народов. Чувашизмы очень важны для исследова­ния истории самого чувашского народа, волжско-камского и ка­занского этапов его политической, социально-экономической и этнокультурной истории. В этом параграфе ограничусь система­тизированным приведением переводов чувашизмов в венгерском языке на русский язык, свидетельствующих о состоянии экономики, культуры и быта болгаро-чувашей к концу IX в.» [5].
Поэтому писать, что верховые больше, мол, черемисский (финский пласт) просто перестановка истории в угоду татаро-кыпчакам. Именно вся одежда, более 1500 болгаро-чувашских слов, традиции и язычество было принято от болгарского народа (вирьял). Следует сказать, что анат енчи (срединные) формировались (цивильско-анишские) в первую очередь. Они могли проникнуть в бассейн Цивили и Аниша где-то в X веке. Археологи доказали, что языческое капище в Чебоксарском районе Чувашской Республики основано в X веке и продолжало функционировать  до середины XIX века.
Обратите внимание на пункт 3, который по хронологии должен быть первым, затем верховые, а далее низовые. Хронология их формирования в представленном материале перепутана. «2) анат енчи (средненизовые). Расселены на севере и северо-востоке Чувашии, встречаются также в Республик» Башкортостан и Республике Татарстан, Ульяновской, Оренбургской областях, больше всего в Пензенской, Самарской и Саратовской областях. Исследование диалекта языка остается проблемным: одни считают, что говор средненизовых чувашей является самостоятельным, а по мнению других - переходным между диалектами вирьял и анатри. Вместе с тем фольклор, особенно народное искусство, свидетельствует, что у средненизовых чувашей сохранились древние формы культуры: народный костюм, датируемый VIII в., сложные нагрудные украшения. Археологические и исторические памятники (надгробия, украшения, кольца) подтверждают, что анат енчи даже в 17-18 вв. пользовались руническим и письменами и на высоком уровне стоял такой редкий вид искусства, как ювелирная чеканка по цветному металлу. Процесс стирания диалекта анат енчи идет намного быстрее, чем говор верховых. Народное искусство, музыкальное творчество, фольклор, хореография, являясь древним наследием народа, служат богатым арсеналом для развития современной культуры (пункт 2)».
Надо отметить:
- на территории Центральной Болгарии (от Суры до Волги) переселилось болгарское племя эсекел (эсегел). Они образовали город Ошел (Ашель). В 1220 г. город был разгромлен войсками русских. Болгары – чуваши после 1220 г. ушли, кто в сторону Болгар, а часть в цивильские земли, где обычно с X в. обитали болгары-язычники.
Теперь о низовых чувашах: «3) анатри (низовые). Отличаются своими специфическими особенностями: говором — уканьем, народным костюмом, музыкальным фольклором, устным народным творчеством, обрядами и т.д. Анатри расселены на юге и юго-востоке Чувашской Республики и в диаспоре — различные республики и области Российской Федерации и СНГ. Основными факторами образования анатри явились социально-экономические и политические изменения, как в Чувашском крае, так и в Российской империи. Главными причинами оказались бегство от насильственной христианизации и поиски плодородных земель (16-18 вв.). Среди низовых есть так называемые местные (закамские) т.е. не подвергшиеся большим процессам миграции. На их территории встречаются «островки» вирьял, анат енчи, а также подгруппы анатри. Понятие «анатри» связано не столько с георгафическим разделением, сколько с типом людей, их характером, разновидностью культуры и истории. Как термин «анатри» закрепилось в начале 20 в. Язык анатри лег в основу чувашского литературного языка, разработанного создателями новой чувашской письменности (И. Я. Яковлев). На территории анатри сохранились древние памятники чувашского рунического письма, произведения малой и монументальной скульптуры. Среди некрещеных чувашей Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей по сей день живут традиции древней религии - следы зороастризма».
На территории будущих «низовых» в X в. образовались городища Таяба и Тигашево.
- Тигашево – представлял языческое городище.
- Таяба в годы Золотой Орды являлся местом проживания  баскака. Тигашевцы говорили на диалекте, «о» болгаро – чувашского  языка, а Таябинцы– на диалекте «у», которое стало закрепляться в Горной Болгарии после 90 г. XIV века. Разгром Таябинской татаро-кыпчакской крепости (90 г. XIV в.), после Тамерлановского геноцида  сохранило кыпчакское влияние.
Как отмечает в своем исследовании «Происхождение чувашского народа» В.Ф. Каховский «Формирование болгарской народности происходило путем объединения и сближения тюркоязычных болгаро-суварских племен и ассимиляции ими финно-угорского населения. К XIII в. сложилась единая болгарская (древнечувашская) народность на территории самой Болгарской земли, охватывавшей нынешние территории Закамской и  юго-западной частей Республики Татарстан, юго-восточной части Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской и восточной части Пензенской областей.
В (X—X вв. булгары расселились среди финно-угорских племен лесной полосы Чувашского Поволжья и в процессе слияния этих племен сложилась этническая группа верховых чувашей (виръял). А в XIII в. под натиском монголо-татар сувары (сувазы) переселились в междуречье Цивиля и Свияги, положив основу второй этнической группы чувашей — низовых (анатри). И, наконец, четвертый этап охватывает XIV—XV вв. копа в основном завершилось формирование чувашской народности в результате усиления этнокультурных связей между анатри и виръял» [6].
1.     Первая этногруппа виръял оказалась в Горной Болгарии в IX- Xвв.;
2.     Вторая группа пришла на Горную сторону в XIII в.
Наша позиция:
- надо исходить из того, что первая группа и вторая группа (носители диалекта «о») могли прийти совместно в X веке (думаю, что на севере Чувашии они не могли расселиться ранее X века. Возможно, что в IX веке виръялы могли создать торгово-военные поселения в землях черемисов, но не более.
- мы считаем, что В.Ф. Каховский верно указал, что «низовые» могли «осесть» в Таябинской местности с XII-XIII вв. Тем более, надо учесть, что в годы Золотой Орды в Таябе существовало «место Баскака».
Имеется версия о проникновении в эти края татар. «Большая Таяба основана потомками булгарской крепости средневековья (Х в.). Слово «Таяба» может означать «крепость». Тайпи - языческое чувашское имя девушки. В Сибирском ханстве был род "Тайбуга". Тайиб (араб.) - имя, означает "добрый человек”. Тайбай (Таубай) имя в тюркских языках. В XIII в.  Большетаябинское городище подверглось нападению золотоордынцев».
Надо только поправить:
- в 1236-1237 гг. городище было разгромлено войсками Батыя, но население не было перебито. Кыпчакское «у», которым пользуются низовые чуваши осталось от татарского влияния. Городище функционировало еще до 1391 г. или 1395 гг. Недовольные системой баскачества чуваши низовые восстали и уничтожили город и гарнизон оккупантов-насильников [7]. Можем напомнить, что на Руси баскачество сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIIIXIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также баскаки вели учёт населения в завоёванных землях. В распоряжении баскаков могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани. В 1262 году восстания против уплаты дани были в Суздале. Ярославле и Ростове. В 1327 году произошло Тверское восстание. Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды (баскак «татарский наместник, который был обязан собирать дань и следить за выполнением приказов»).
В настоящее время субъективные позиции различных авторов, к сожалению, стали навязываться массам. Многие, не зная классической болгаро-чувашской или татаро-ордынской истории, заняты ломкой своего сознания и заполнением (как сосуд) водой, разбавленного фальсифицированной историей.
Литература
1.     demoscope. ru/weekly/ssр/rus_lan_97. Php
2.     demoscope. ru/weekly/ssр/rus_lan_97. Php
3.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014. – С.109.
4.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014. – С.110.
5.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014. – С.110.
6.     Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. – Чебоксары, 1965.
7.     Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014. – С.103.


Комментариев нет:

Отправить комментарий