27 июня 2011

Цивилизационный символизм в произведениях художника А.А. Кокеля (1880-1956)


Цивилизационный символизм в

произведениях художника А.А. Кокеля (1880-1956)


Чувашское изобразительное искусство по праву начинается с Алексея Афанасьевича Кокеля – первого из чувашских художников, получивших академическое образование еще в дооктябрьский период (1917 г.).
Исследователи отмечали, что его творческое становление проходило под непосредственным руководством П.П.Чистякова, И.Е.Репина, В.Е.Маковского, Д.Н.Кардовского и было тесно связано с русской демократической культурой, с ее революционными идеалами и традициями. Как педагог, он на новом историческом этапе, в момент разгула формалистических группировок и течений выступал в защиту лучших достижений мировой реалистической школы, развивал ее основные требования и положения, воспитал мастеров, чье творчество сыграло видную роль в утверждении принципов искусства социалистического реализма.
Родился А.А.Кокель 1 (13) марта 1880 г. в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Батыревского района Чувашской АССР). Село расположено вдали от крупных культурных центров, ближайший город - Симбирск - находился в 130 километрах. Стояло оно на реке Шлепшур, среди болот. Несмотря на удаленность от культурных центров, Тарханы не были глухим захолустьем. Это был волостной центр со школой, где успешно трудились воспитанники Симбирской чувашской учительской школы и где жители хорошо знали деятелей народного просвещения И.Н.Ульянова и И.Я.Яковлева.
Фамилия Кокеля для многих представляет загадку. Начиная с 1910 г., когда он впервые был представлен на петербургской выставке, и появились похвальные отзывы, ему стали приписывать немецкое происхождение. Происходит же она от чувашского слова «кукаль» - пирог - и отражает крайнюю бедность семьи, для которой эта простая пища была недоступна. Закрепилась она с легкой руки брата Ивана, который, по примеру ярмарочных продавцов, ходил по улице и предлагал детям игрушечные «пироги с мясом». «Пирог» стал прозвищем семьи, затем и всей родни.
Специалисты его творчества отмечали, что в родных Тарханах, где провел часть лета 1906 г., А.А.Кокель организовал первую выставку своих произведений; на ней были представлены произведения, созданные им в допетербургский период и в годы обучения в Нормальной рисовальной школе Академии, карандашные зарисовки и этюды акварелью и маслом, показывающие жизнь, быт, политические выступления уральских рабочих, национальные типы, обычаи и обряды тарханских крестьян, чувашские пейзажи. Особое место занял «Портрет чувашской женщины». Она была изображена в национальном наряде на фоне окна в яркий солнечный день.
Направление творчества художника:
·                        Зарисовки уральских рабочих;
·                        Чувашские национальные темы;
·                        Обычаи крестьян (язычников);
·                        Чувашские пейзажи.
Именно «Портрет чувашской женщины» решил дальнейшую творческую судьбу А.А.Кокеля: в 1906-1907 учебном году он был зачислен в индивидуальную мастерскую И.Е.Репина в Петербургской Академии художеств. «Портретом чувашской женщины» отмечены первые крупные достижения в творчестве А.А.Кокеля, развивавшегося в тесной связи с деятельностью лучших людей России начала XX века, - отмечали специалисты. Обратим внимание на тематику его публикаций (картин). В журналах того времени в числе лучших работ А.А. Кокеля репродуцированы «В кухне», «Семейный портрет», «Берег Волги».
Вся дальнейшая его жизнь прошла в Харькове, где 40 лет он преподавал в местной художественной школе.
Харьковская художественная школа (училище) была открыта в сентябре 1912 г. и находилась в ведении Академии художеств. Здесь подобрался сильный педагогический коллектив, в основном ученики П.П.Чистякова и И.Е.Репина.
Для А.А.Кокеля в Харькове началась активная творческая жизнь. Помимо художественного училища, в котором он работал, здесь были городская декоративная школа, Общество грамотных, Товарищество харьковских художников, куда вошел А.А.Кокель.
Обратим внимание на тематику картин («из жизни крестьян»).
В 20-30 годах многочисленные произведения А.А.Кокеля экспонируются почти на всех выставках Украины и страны. Печать того времени высоко оценивает его картины «Вид на Святогорск», «Вид на Кременец», «Колхозный базар», «Награждение ударниц», «На соляных промыслах»,  «К.Е.Ворошилов  у танкистов».  Успехом пользуются  его портреты «Старый рабочий», «Шахтер», «Колхозник», автопортреты художника.
В 1935 г. в Чебоксарах и Горьком, на художественной выставке, посвященной  15-летию Чувашской автономии, он показывает картину «Ликбез», написанную по заказу СНК ЧАССР непосредственно в Чувашии отражающую коренные преобразования в жизни и сознании населения страны.
Художники с восторгом приняли картину «В чайной». Мы не воспринимаем ее как поражение революции 1905-1907 гг., но «специалисты» писали в большевистской газете «Правда» от 5 января 1913 г.: «Картина очень хорошо написана и изображает группу из трех лиц: за прилавком маленькой чайной крупный рыжий хозяин в русской рубахе и жилетке дает сдачу стоящей перед ним с подносом девушке-подростку. Хозяин, видимо, зубоскалит, но на сереньком, грустном личике девушки не отражается ничего, кроме усталости и крайней робости. Хрупкая, тоненькая девичья фигурка, самодовольный хозяин и пытливо глядящая из-за плеча хозяина хозяйка освещены пучком желтого света висячей лампы». В статье подчеркивается, что картина А.А.Кокеля является продолжением традиций русской демократической живописи с ее смелой постановкой социальной проблемы, гневным осуждением несправедливости, гнета, проповедью высокого гуманизма.
В послевоенные годы А.А.Кокель участвует в важнейших выставках Украины. Печать отмечает его произведения «Зима 1942 года», «Дорога на Павлове поле», «Военный патруль», «Партизан», «На уборочной». В акварели и гуаши выполняются несколько композиций из «Чувашской сюиты» - «Лунная дорога», «Лебединое озеро», «Свадьба». Пером-тушью, итальянским карандашом, акварелью создает художник автопортреты, разнообразно отражающие его повседневную жизнь и размышления художника об искусстве. Внимание зрителей привлекает композиционный пейзаж «На Донце», акварель «У рояля». Наиболее крупной картиной этого периода стал «Отдых бойцов», выполненный по наблюдениям в одном из полков после освобождения Харькова.

Цивилизационный символизм А.А. Кокеля.

До победы большевисткой революции 1917 г.
20-30 гг. ХХ в.
После 1945 года
Этнография и история чуваш
Построение социализма (генезис)
Раскол
Великая Отечественная война (1941-1945гг)
Этнография и история чуваш
«Портрет чувашской женщины» 1906,
«Берег Волги», «В чайной» 1912, «Семейный портрет» 1914, «Уральские заводы» 1908
«Колхозный базар» 1934, «Награждение ударниц» 1930, «К.Е. Ворошилов у танкистов» 1937, «Старый рабочий» 1927, «Шахтер», «Колхозник», «Ликбез» 1935
«Отдых бойцов», «Партизан», «Зима 1942 года», «Военный патруль», «Зима» 1943 
Серия из «Чувашской сюиты», «Лунная дорога», «Лебединое озеро», «Свадьба», «Гонец» 1955


Исследуя творчество А.А. Кокеля мы конечно видим по его произведениям:
·                        Детство-юность (этнография и история чуваш). Детство и юность связывают со своей родиной Чувашией- Тарханами. Цивилизационным символизмом чувашского прошлого является «Портрет чувашской женщины».
·                        Родина- Чувашия его тянет символизмом чувашской цивилизации по А.А. Кокелю- это река Волга.
Таким образом, символами древнечувашской истории по Кокелю являются:
·                        Чувашская одежда (древняя, времен Волжско-Камской Болгарии);
·                        Чувашская девушка (женщина)- родоначальница чувашского народа;
·                        Чувашская река Волга, которая объединил «худых» болгар (чуваш), на Горной стороне (Горной Болгарии) после монголо-татарского геноцида.
А.А.Кокель очень верно отметил цивилизационные символы древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации:
·                        Рунический орнамент;
·                        Серебро украшений;
·                        Женщина в чувашской одежде- мать всех болгаро-чуваш;
·                        Река Волга объеденитель Великой Болгарии, Волжско-Камской Болгарии. Улып говорил своим сыновьям Болгару и Сувару идите на Север и придите к реке Атыл (Волга). [1]
Второй период связан с социалистическим символизмом (генезисом и развитием социализма). Символизм социализма (по А.А. Кокелю).
·                        Рабочий;
·                        Шахтер;
·                        Колхозник;
·                        Базар;
·                        Танкисты;
·                        Ударница;
·                        На посту;
·                        Ликбез.

Новый социалистический символизм поглотил А.А. Кокеля главнее для него реальность нового строения социализма (общества). Идеологические штампы:
·                        Пролетариат;
·                        Колхозник;
·                        Военный (солдат);
·                        Коллективный «базар» становится идеологией и действием А.А. Кокеля.
Третий период мы можем отнести к падению в 1953 г. «Сталинской модели социализма». В произведениях А.А. Кокеля наблюдается «раскол». Душа его ищет выхода из тупика. Он показывает героев Отечественной войны 1941-1945 гг. Душа его плачет, много горя он видел в оккупированной Украине. Исследователи отмечают, что в начале Великой Отечественной войны семья А.А.Кокеля переживала трудный период. Художник остался в оккупированном городе и пережил весь ужас «нового порядка». А.А.Кокель в этих условиях вынужден был уничтожить весь домашний архив, фоторепродукции и статьи, по которым можно было проследить творческое становление А.А.Кокеля.
Картины революционного содержания были закопаны в разных местах и в основном погибли. Остальные работы, в основном академические рисунки и местные пейзажи, он, постоянно голодая, распродал на базаре.
Раскол в социалистическом лагере (Венгерские события 1956 г.). Укрепили в нем желания вернуться от социалистической реальности (символики) к «Чувашской сюите» (1919 г.). Известно, что серия из «Жизни крестьян» (чувашского народа) началась в 1906 г. Тогда не было социализма и «колхозного базара». Через 50 лет после культа Сталина А.А. Кокель повернул свой «социалистический реализм» на «путь чувашского крестьянина». Художник после 1953 г. вернулся к «Чувашской сюите».
Социалистический символизм у А.А. Кокеля стал исчезать. Символизм А.А. Кокеля в условиях духовного надлома стал поиск путей сохранения чувашской истории и культуры. У чуваш сохранилась легенда «Девушке на Луне», А.А. Кокель искал свой выход из тупика «сталинского социализма». Лунная дорога-это путь в будущее; уход от реальной и тяжелой жизни «социалистического лагеря» с ее «колхозным базаром». В легенде «Девушка на Луне» девушка свю жизнь унижалась на земле спасает себя путем обращения к языческим богам. Боги спасли и перенесли ее на Луну. Она остается жить на Луне, но далеко-далеко от своей родины. Болгарки убегали от татарского унижения и уходили далеко-далеко в леса, овраги и болота Горной Болгарии.   А.А. Кокель завершил свой путь «далеко-далеко» от родной Чувашии. Он всегда шел по «Лунной дороге». Да, он был сторонником социалистического реализма (до 1953 г.), но вернулся в другой мир (лунный, инопланетный мир). «Лебединое озеро», «Свадьба» были для А.А. Кокеля прелюдной смерти (ухода) социалистической цивилизации.
У гуннов Аттилы и сувар Алп-Илитвер в праздниках, танцах и застольях провожали мертвого императора Аттилу, перед смертью на поле брани гунны, болгары, сувары, хазары пели, танцевали, веселились. Предки художника А.А. Кокеля шли в бой, на смерть улыбаясь, не горюя. Так и первый чувашский художник А.Кокель завершил своей жизненный (творческий) путь песней- свадьбой.
В легенде о разгроме Пюлер (Биляр) Тамерланом имеются слова:
Не забыть нам года злого
Так сказали три царевны,
Три лебедки молодых,
И от слез горячих, гневных
Засверкали очи их!..
И, взмахнув легко крылами,
Вмиг покинули Пюлер...
А внизу — все пуще пламя!
Все неистовей Тимер!..
Все богатства тучей пыли.
Пеплом по ветру летят...
Все враги опустошили,
Не вернешь теперь назад.
Будто впрямь конец уж света
Ночью этой наступил...
Громко стонет кто-то, где-то
Слушать стон тот нету сил!..
Даже вспомнить жутко будет
Всем, кто выжил, эту ночь...
В страхе в степь бежали люди, -
От врагов свирепых прочь!..

Но и там их догоняли
И на всем скаку, сплеча
На куски их разрубали,
Трупы конницей топча...
Ни невест, ни жен булгарских
Батый -хан не пощадил:
Он под хохот басурманский
В землю их живьем зарыл.
«Уж таков был злом обычай!» —
Нам предание гласит;
До сих мор Акурган девичий»
Посередь степи стоит!
Только те остались живы,
Кто пустился вскачь скакать.
Прилепившись к конской гриве,
Да успел в леса сбежать..
Не забыть нам года злого,
Как монгольский хан Тимер,
В ночь одну, с лица земного
Стер наш славный град Пюлер!
Не забыть, как царь пюлерский
На прощанье гусли взял
И, страшась расправы зверской,
Песню-плач на них сыграл.
А потом он аргамаку
Быстро на спину вскочил —
И в степи пюлерской шапку
На дороге обронил...
До сих пор царевы дети —
Те, что за морем живут, —
Шапку эту, в целом свете
Ищут, ищут, не найдут![2]

В легенде говорится не только о вере, но и о геноциде болгар со стороны татар:
·       Пуще пламя;
·       Покинули Пюлер;
·       Пеплом по ветру летят;
·       Конец света;
·       Враги опустошили;
·       Громко стонет;
·       Вспомнить жутко;
·       На куски их зарубили;
·       В землю их жывьем зарыли;
·       Не забыть нам года злого;
·       Хан Тимер, стер наш славный град Пюлер (вариант Болгар).
Перед смертью болгары-чуваши пели, танцевали, играли свадьбы и шли по «Лунной дороге» спасаясь от монголо-татар на Горную сторону Болгарии.

Литература

1.  Чувашская литература : Хрестоматия для 10 кл. ‒ Чебоксары, 2007.
2.  Тафаев, Г.И. Разгром г. Болгар / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.

Дополнительная литература.
1. Алексей Афанасьевич Кокель: Воспоминания современников и учеников. ‒ Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1980. ‒ 104 с.
2. Кокель А.А. Алексей Афанасьевич Кокель: Выст. произведений, посвящ. 100-летию со дня рождения худож.: Каталог / АА.Кокель ‒ Чебоксары;      Киев; Харьков, 1980. ‒ 30 с.
3. Садюков Н. И. Алексей Афанасьевич Кокель (к 125-летию со дня рождения) // Халах шкуле ‒ 2004. ‒ № 6.
4. Кушманов Н. Кокель : Поэма / Н.Кушманов ‒ Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. ‒ 128 с.


Комментариев нет: