27 июня 2011

Привлечение иллюстраций на уроке «ИКРК», «История Чувашии», «Мой город»


Привлечение иллюстраций на уроке

«ИКРК», «История Чувашии», «Мой город»


Данные предметы изучаются школьниками с 5 класса, а «История Чувашии» со 2 курса (ИКРК с 1 курса). На уроках преподаватели привлекают иллюстрации из книг и видеофильмов.  Иллюстрации нового для учеников вида следует разъяснить, подчеркнув, что порой они воспроизводят не историческую действительность, а представления людей, носят условный характер. Так выглядят росписи и миниатюры древности, например, взятые из летописей. Например, учебники по ИКРК (Е. Енькка) от 50 до 100 иллюстрированы Е. Еньккой, а Г.И. Тафаев включает в историю древнеболгарской цивилизации свои фотографии, которые автор снял в гг. Болгар, Сувар, Биляр, Титащево, Таяба, Казани, Чебоксары, Москве.[1]
Учащимcя на уроках ИКРК предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения (фотография или рисунок, ис­торический документ или реконструкция действительности), сравнить реконструкцию с документальным описанием. При этом могут привлекаться настенные картины, кинофрагменты, видеофильмы. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, используя его план, а также текст и иллюстрацию из учебника. Например, мы издали по ИКРК следующие иллюстрированные материалы:
1.  Различные атласы по «Истории Чувашии»;
2.  Легенда о взятие Болгар (Пăлхар);
3.  Иллюстрированная история чувашского народа и Чувашии.
Можно привести материал урока по ИКРК (Е. Енькка). Так, например, в §16 Население юго-восточной Европы в первых веках нашей эры.
Между двумя морями — Каспийским и Черным располагает­ся территория, с древности служившая местом встречи разных народов и зарождения самобытных культур. (До сих пор в этом регионе обитает несколько десятков этносов. Высоко в горах со­хранилось аборигенное население, предки которого жили здесь с глубокой древности.)
Степная полоса этого края служила своеобразным «проход­ным двором» между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Скифы и сарматы. Почти все I тыс. до н.э. «хозяевами» Великой Степи от Черно­го моря до Китая были ираноязычные пле­мена кочевников-скотоводов. Греки, впервые столкнувшиеся с этими воинственными пле­менами в VII в. до н.э., называли их ски­фами.
Основной территорией обитания скифов были земли между Доном и Дунаем. Имен­но там во второй половине IV в. до н.э. — во время наивысшего расцвета Скифии — появляются грандиозные курганы с богатей­шими захоронениями скифских царей.
Основная часть скифского населения за­нималась кочевым скотоводством. В пос­тоянных поселениях проживали ремесленники и земледельцы, которые выращивали  зерно не только для себя, но и для продажи грекам.
На территории современной Украины ученые исследовали несколько богатейших курганов с захоронениями скифской знати. Многие изделия из этих курганов выполне­ны на очень высоком художественном уров­не. Ученые предполагают, что часть этих из­делий выполнена по заказу скифских ца­рей  греческими мастерами.
К востоку от скифов в степях Поволжья и на Южном Урале обитали родственные им сарматские племена. В III—II вв. до н.э. сарматы стали осваивать предгорья Кавказа и территории Северного Причер­номорья. Часть скифских племен подчини­лась им, а другая часть переселилась в Крым, где скифы построили город Неаполь-Скифский.
Как и скифы, сарматы относились к ира­ноязычным племенам, они занимались кочевым скотоводством, ремеслами, частично земледелием. Археологические находки сви­детельствуют о развитой металлообработке и ювелирном искусстве, для которого ха­рактерны изделия в «зверином стиле».
В начале I тыс. н.э. среди сарматов воз­высился племенной союз алан.
Римская империя и варвары. В III в. до н.э. на территориях Центральной Азии об­разовалась Хуннская империя, в это же вре­мя на юге Европы Рим становится круп­нейшим государством Средиземноморья. .Ко II в. н.э. Римская империя достигает своих максимальных границ.
По сведениям римских исторических ис­точников, территория и население Европы тех времен делились на две части: Рим­ская империя и варвары, к которым рим­ляне относили народы, жившие севернее, прежде всего германские и кельтские пле­мена.
Германские племена готов в начале на­шей эры обитали на южном побережье Бал­тийского моря. В конце II в. н.э. они ста­ли передвигаться на юго-восток, в Ш в. н.э. достигли Северного Причерноморья и на­чали военные походы на Римскую импе­рию. В IV в. н.э. на территории от Дуная до Дона сложился обширный Готский племен­ной союз.
Таким образом, к IV в. н.э. на европей­ской части Великой Степи образовались два крупных племенных союза: алан (восточнее Дона) и их западных соседей готов. В эти союзы входило много других племен.
Великое переселение народов — условное название массовых миграций самых разных этносов на территории Евразии, вызванных глобальным потеплением климата и высы­ханием степей.
Особой активности передвижение народов Европы достигло в конце IV в., когда здесь появились гунны.
Великое переселение народов ознаменова­ло собой конец рабовладельческого периода и начало новой феодальной эпохи в исто­рии Европы.
Крушение Римской империи. В III—IV вв. Римская империя испытывала серьезные внутренние проблемы, основной причиной которых была экономика, основанная на раб­ском труде (при этом значительная часть римлян испытывала презрение к труду и предпочитала роскошный образ жизни). К тому же на огромных, с трудом управляе­мых территориях часто происходили восста­ния.
Массовые вторжения варваров — герман­ских, сарматских, гуннских и других пле­мен привели к крушению империи и разде­лению ее в конце IV в. на Западную и Вос­точную.
В конце V в. под натиском варваров За­падная Римская империя пала. Позднее на ее территории возникло нескольких варвар­ских государств.
Восточная Римская империя (Византия) продолжала существовать еще почти тыся­чу лет.
Главным восточным соперником Рима, а затем и Византии был Иран (Персия) — государство с древней и самобытной куль­турой. Основной ареной противостояния этих государств было Закавказье.[2]
В теме представлены 13 иллюстраций, одна карта, и таблица событий. Мы в истории древнеболгарской цивилизации даем до 60 иллюстраций из них по 10-12 карт.[3]
Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника:
составить рассказ по иллюстрациям;
объяснить факты, составляющие сюжет;
перерисовать несложные рисунки, о воспроизвести диаграммы и картограммы;
сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи. Например, студенты ХГФ  задание: по изображению воинов в полном вооружении определить, к какой стране и к какому времени относится данная одежда и в каких войнах могли участвовать воины.
Студенты ХГФ (ИЗО, ДИЗ) рисуют (пишут) различные иллюстрации по темам урока. Например:
эпоха Модэ;
эпоха Аттилы;
каган Кубрат, Боарикс, Орган, Алп-Илитвер;
эпоха Волжско-Камской Болгарии;
эпоха смены цивилизации (ордынская экспансия и разгром болгар).
              Многие иллюстрации студентов ХГФ включены в учебные пособия по ИКРК и истории Чувашии.
В 2002-2006 гг.мы совместно с газетой «Тантăш» и журналом «Саман» организовали конкурс молодых художников по Чувашской Республике. Занявшие призовые места были награждены грамотами, денежными премиями и книгами.

Выводы.
1.  Регулярно мы организуем посещение гг. Болгар, Сувар, Биляр. Фотографии постоянно включаем в свои учебные пособия по ИКРК и Истории Чувашии.
2.  Студенты регулярно выступают по рефератам о художниках Чувашии.

Литература
1.  Тафаев, Г.И. Легенда о взятии Болгар (Пăлхар) / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
2.  Енькка, Е. Родной край для 8 кл. Учебное пособие / Е. Енькка ‒ Чебоксары. ‒ С.109-113.
3.  Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии. Учебное пособие / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.

Комментариев нет: