11 января 2012

Спектр партийных симпатий в Чувашской Республике по итогам выборов в Госдуму РФ (4 декабря 2011 г.)


Тафаев Г.И.


Спектр партийных симпатий в Чувашской Республике по итогам выборов в Госдуму РФ (4 декабря 2011 г.)


Российский исследователь Борис Макаренко в статье «Сценарии Эволюции партийной системы» [1] пишет, что сценарное исследование партийной системы вообще и партийной системы сегодняшней России в особенности представляет собой особую сложность, поскольку применительно к анализу партий трудно определить как зависимые, так и неза­висимые переменные. Партийные системы в большей степе­ни, чем другие политические институты, являются одновременно как продуктам политической системы, так и ее созидателем, что особенно справедливо для становя­щихся политических систем в демократиях третьей волны. В России партии в своем прямом смысле (если не употреблять слово «партии» в архаичном смысле группировок при дворе) играли ограниченную, хотя и весьма важную роль в становлении и разви­тии политического режима. К настоящему времени доминирование исполнительной власти в российской политике еще более несомненно. Это превращает развитие партайной системы в переменную, зависимую от общей эволюции государственного строя, которую инициирует и направляет Кремль. Если эта эволюция будет направлена в сто­рону демократизации, для партий откроется возможность превратиться из объекта в субъект политики — без этого демократизация просто нс состоится. Найдутся ли в стране политики, способные воспользоваться этой возможностью, и будет ли эта попытка удачна—отдельный вопрос.
·     Если продолжать рассматривать партийную систему как переменную, зависимую от других институтов (таких, как исполни­тельная власть, избирательная система и ее правоприменение, баланс между исполни­тельной и законодательной властью, цен­тром и регионами), то возникает проблема: что именно и в какой степени в них должно измениться? Какое сочетание перемен в каж­дом из этих институтов может породить раз­ные сценарии развития партийной системы?
·     Третья развилка — институциональный характер партий: с одной стороны, они являются субъектами «большой полити­ки», объединяют элиты, вырабатывают политическую повестку дня, выдвигают лидеров, конкурируют с другими элитными группировками. С другой стороны, партии представляют собой структуры гражданско­го общества, агрегирующие общественные интересы. Это возвращает нас к тому же вопросу: смогут ли партии даже в благопри­ятном сценарии освоить роль субъектов политики, сохранив и переопределив един­ственную функцию, которую они худо-бедно выполняют и сегодня, — выражение если не воли, то эмоций и предрассудков своих изби­рателей.[2]
Новые выборы (декабря 2011 г.) показали, что многопартийность действительно функционирует. Наиболее активно четыре партии обеспечены своим электоратом.

Партийные массы в новой Госдуме РФ шестого созыва.



2007 г.
2011 г.
Партия «Единая Россия»
315
238
КПРФ
57
92
Партия «Справедливая Россия»
38
64
ЛДПР
40
56

Таким образом, выборы показали и доказали, что система работает успешно. Позиция Бориса Макаренко [3]:
1.  В свое нынешнее состояние партийная система пришли после декабря 2007 года: встав во главе партийного списка «Единой России», Владимир Путин фактически — хотя в явном виде об этом никогда не говорилось — стремился к результату, сопоставимому со своей собственной убедительной победой на президентских выборах 2004-го. Фактически он намеревался воспроизвести на парламентских выборах, проводимых по пропорциональной системе, президентское большинство. Применительно к декабрю 2007 года такое решение, по крайней мере, объяснимо: уходящий президент хотел полу­чить «свежую легитимность». Однако целевая установка региональных властей и «Единой России» добиваться результата «за 60 проц.» на последующих региональных выборах 2008—2009 годов — без участия Путина, и к тому же в условиях кризиса, а не подъема — окончательно «добила» и без того сокращав­шийся партийный плюрализм. Конкуренция между партиями сменилась соревнованием областных и районных начальников за самый высокий результат «Единой России» в своем регионе. Административный ресурс достиг своего максимума, а политический ресурс оппозиции снизился ниже критического уровня: все вместе оппозиционные партии имеют менее трети мест в федеральном и большинстве региональных законодательных собраний. Эффективное число партий, по собственным расчетам автора, на большин­стве выборов на территории Российской Федерации колеблется чуть выше двух для электоральных партий (участников выборов) и чуть ниже двух — для парламентских (представленных в законодательных собраниях), то есть система фактически перестает быть многопартийной.
2.  В такой системе партии не могут полно­ценно осуществить свои функции, при­вычные для любой нормальной партийной системы. В некотором приближении они выполняют лишь функцию представления интересов избирателей, которые голосуют за «главный мессидж» крупнейших партий. В упрощенном виде эти «мессиджи» могут выглядеть следующим образом: поддержка власти, ностальгия по советскому прошлому, правопопулистский протест против власти, ощущение социальной несправедливости. Другие функции, в частности, функцию борьбы за власть, партии не исполняют. Слабость пар­тий и их неспособность выполнять функции в политической элите — агрегировать инте­ресы, управлять выработкой и реализацией политической линии, выдвигать партий­ных и государственных лидеров, служить механизмом мирного разрешения элитных конфликтов — резко ограничивает приток перспективных политиков и иных ресурсов в оппозиционные партии. Такое положение партий в политической системе страны скла­дывалось все последнее десятилетие и ныне лишь усугубляется.
3.  Слабым оппозиционным партиям не противостоит сильная «партия власти». «Единая Россия», достигнув абсолютного большинства во всех парламентах, остается «функцией» от исполнительной власти, что не отменяет факта реальной поддержки «партии власти» значительной частью населения.
Счесть эту систему имитационной и бес­перспективной мешают лишь некоторые обстоятельства: реальное выполнение партия­ми функций представления интересов, привы­кание общества к легитимации власти через
выборы и модернизадионный посыл россий­ского руководства, который по крайней мере на словах предполагает пусть медленную и эволюционную, но демократизацию страны.
Автор считал, что прогнозируя развитие партийной системы, следует иметь в виду, что ни одна из ныне существующих партий не способна к самостоятельному качественному развитию.
1.  Несмотря на то что «Единая Россия» обла­дает значительной электоральной поддерж­кой, принадлежность к ней является факто­ром карьерного продвижения, а среди ее чле­нов немало статусных и профессиональных политиков, «партия парламентского боль­шинства» так и не перестала быть функцией от исполнительной власти. Ключевые реше­ния в «Единой России», будь то кадровые или программные, принимаются вне самой партии. Если партия и способна выработать и отстаивать какую-либо самостоятельную политическую линию, то это линия на «охра­ну» своего доминирующего положения и сопротивления существенным реформам в политической системе. Лишь по указаниям сверху партия приняла законы, гарантирую­щие оппозиции хоть какое-то существование, и пошла на минимальное оживление «вну­трипартийной жизни» (участие в дебатах, праймериз, работа партийных политических клубов).
2.  КПРФ и ЛДПР — партии без будущего, поскольку их существование зависит от един­ственного фактора. Для КПРФ это сохране­ние поддержки в «ностальгическом» и не вос­производящемся пожилом электорате, ради которого КПРФ последовательно отказыва­лась от внутренних реформ. На этих изби­рателях держится «ортодоксальное» крыло партии, вытесняющее с верхних этажей партийной иерархии всех «реформаторов». С сокращением этого электората, которое должно произойти за один-два электораль­ных цикла, перед партией встанет проблема коренной перестройки своей электораль­ной ниши. Этот процесс будет существенно затруднен из-за консерватизма и идеологиче­ской непримиримости значительной части актива. Кроме того, пространство для манев­ра весьма ограниченно: на левоцентристском поле есть другие игроки (в первую очередь «Справедливая Россия»), а уход в «леваче­ство» или «патриотизм» не гарантируют коммунистам достаточной электоральной под­держки: их «разворот» от коммунизма к наци­онализму не может быть резким, поскольку нужно будет сохранять остатки нынешнего электорального ядра, которое «не поймет» трансформации Зюгановых в рогозиных.
Будущее ЛДПР зависит от политического долгожительства Владимира Жириновского: правопопулистская партия с националистическим душком» вполне имеет право на суще­ствование, но этот электорат и актив, набранный на спонсорской основе», не имеют скреп, кроме уникального феномена Жириновского.  Даже сегодня, по опросам ВЦИОМ, без Жириновского от партии отвернулось бы около половины ее избирателей, а «казус  Малышкова», кандидата от ЛДПР на президентских выборах в 2004 году, набравшего жалкие 2 проц., позволяет предположить, что  отток будет еще значительнее.
3.  Справедливая Россия» состоялась как «запасная партия власти», в электораль­ном поле расположенная ближе к «Единой России», чем к КПРФ. Однако приток в нее реальных политиков оказался ограничен жесткой позицией бюрократии (региональ­ной и федеральной).
Борис Макаренко считает, что нынешняя партийная система не может пребывать в равновесии. Без «внешних воздей­ствий» административная машина (региональ­ная власть и «Единая Россия») настроена на постоянное расширение» Даже ограниченное «ручное управление» партийной политикой со стороны федерального Центра — речь идет о мерах, создающих «легальной оппозиции» минимальные гарантии воспроизводства, и об инициированном «сверху» проведении всех четырех парламентских партий в региональ­ные парламенты на выборах марта 2010 года -было воспринято активом «Единой России» как неоправданное пораженчество и вызвало сильную реакцию, о чем свидетельствует, например, дискуссии партийных клубов «Единой России».
В политике Центра в последнее время заметна тенденция к мягкому сдерживанию административного ресурса, однако пока она действует на региональных выборах. Если же на федеральных выборах 2011 года — во имя обеспечения «преемственности власти» — повторится сценарий думской кампании 2007 года и будет достигнут схожий результат (то есть конституционное большинство ЕР и — никакой конкуренции), то стагнация партийной системы становится практически неизбежной. До следующей «бифуркации» на федеральных выборах придется ждать пять лет, и с высокой долей вероятности на нее будет влиять приближение новой операции по обеспечению «преемственности власти» ­на президентских выборах 2018 года.[4]
Чувашская Республика, конечно в отрыве от России не существует, и все, что происходит в России (она субъект РФ) действует в республике.
Программа КПРФ предлагает:
1. Предстоит провести национализа­цию природных ресурсов и нефтега­зового комплекса. Принятие новых Зе­мельного, Лесного, Водного кодексов и Закона о недрах закрепит собствен­ность государства на природные ресур­сы. Будет восстановлена госмонополия на их экспорт. Государство обеспечит эффективное использование природ­ных богатств в условиях их мирового истощения.
2. Будут национализированы отрас­ли экономики, определяющие жизне­способность страны. Прежде всего, это военно-промышленный комплекс, элек­троэнергетика, авиастроение, металлур­гия, станкостроение и машиностроению. Национализация даст средства для вос­становления экономики России, укре­пления ее безопасности и решения со­циальных проблем.
3.Государство восстановит регулирование экономической жизни. Страна избавится от разрушительного господства «дикого» рынка. Планирование основных направлений финансовой, промышленной и сельскохозяйственной политики будет вестись с учетом современного ми­рового и советского опыта.
4. Правительство проведет новую ин­дустриализацию страны. Для создания современной техники будут реализова­ны программы возрождения станкостро­ения, приборостроения и электронной промышленности. Особое внимание го­сударство уделит восстановлению вы­сокотехнологичных отраслей, включая машиностроение, аэрокосмическую и судостроительную промышленность. Будет реализован принцип: «Модерни­зация без остановок».
5. Делу развития индустрии послу­жат передовые достижения научно-технического прогресса. Наука вернется в станкостроение, приборостроение, ма­шиностроение, электронику, авиапром, автомобилестроение, судостроение, хи­мическую промышленность. Их продук­ция вновь будет производиться в России, а не приобретаться за границей. Прави­тельство ликвидирует зависимость стра­ны от экспорта нефти и газа, защитит от падения мировых цен на них.
6. Появятся индустриальные пар­ки с единой экосистемой и «нулевыми выбросами». Будет создана система поощрений населения за покупку экологичных транспортных средств и бытовой техники, других инновационных продук­тов отечественного производства.
7. Государство поддержит развитие легкой промышленности, учитывая возможности быстрой отдачи от капи­таловложений и замещение импорта. Работающий в этой сфере бизнес по­лучит государственные инвестиции.
8.Национализация электроэнерге­тики будет сопровождаться восстановлением Единой энергетической систе­мы страны.
9. Прибыль высокодоходной алко­гольной отрасли перестанет оседать в карманах водочных и пивных королей. Будет введена монополия государства на производство алкоголя. Нелегальное производство вино-водочных изделий станет жестко преследоваться законом.
Патриоты России:
-     Наша цель - Национальное возрождение России
-     Стратегия - Создание Нового государства и общества
-     Наш путь - Национальный прорыв
-     Государственная идеология-Патриотизм
-     Главная задача - В богатой стране не должно быть бедных!
Собрать русский мир.
·     Ускорить интеграцию на постсоветском пространстве; завершить создание Союзного государства России и Белоруссии;
·     открыть границы для всех русских соотечественников, упростить процедуру получения российского гражданства для них, сформировать эффективную государственную программу по обеспечению жильем и занятостью.
Нанести удар по коррупции.
·     Ввести контроль за соответствием деклараций чиновников о доходах и расходах действительности;
·     проводить систематическую кадровую ротацию на основе регулярной переаттестации всех чиновников по прозрачным процедурам;
·     пожизненно запретить коррупционерам занимать государственные должности;
·     ввести жесткий, в том числе общественный контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на подготовку саммита АТЭС, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Развивать демократию.
·     Снизить электоральный барьер до 3%;
·     отменить институт сбора подписей;
·     гарантировать освещение деятельности всех партий в государственных СМИ;
·     обеспечить господдержкой все партии пропорционально результатам выборов;
·     вернуть всенародные выборы мэров городов.[5]
Далее они предлагали:
В здравоохранении.
·     Обеспечить доступность качественного медицинского обслуживания каждому, независимо от места проживания и по единому социальному стандарту;
·     Приоритетно развивать бесплатную медицину для детей и пенсионеров, четко разграничить бесплатные и платные услуги;
·     Отремонтировать и переоборудовать медицинские учреждения, в том числе за счет дополнительных сырьевых доходов федерального бюджета;
·     Снизить цены на лекарства (отменить НДС на лекарства первой необходимости и лекарства для детей, на остальные- НДС 5 %).
В жилищной сфере.
·     Возобновить массовое строительство действительно доступного жилья;
·     Строить государственные доходные дома с доступной формой аренды, развивать жилищные кооперативы;
·     Возобновить открытие стройсберкасс;
·     Выдавать ипотечные кредиты на 20-30 лет под 3-5 % годовых, освобождать их получателей от уплаты подоходного налога на год.
В сфере ЖКХ.
·     Переоборудовать систему ЖКХ, приступить к снижению тарифов, используя доходы от продажи сырья;
·     Ликвидировать цепочки посредников в коммунальной сфере.
Система образования, когда-то воспитывавшая культурное и интеллектуальное ядро общества, превращается в сферу оказания услуг. Доступное, бесплатное, качественное образование для всех российских детей, внятная молодежная поли­тика, развитие науки - это должно стать приоритетами государства.
В сфере образования.
·     Решить проблему нехватки детских до­школьных учреждений;
·     гарантировать равные условия для получе­ния качественного бесплатного образования детям из разных слоев общества, на селе;
·     федеральный образовательный стандарт для старшей школы должен быть единым для всей страны, в нем необходимо сохранить фундаментальность и основательность, как в советской школе;
·     обеспечить школьников из малообеспеченных семей бесплатными учебниками и горячими завтраками.
В сфере науки и НТП.
·     Создать благоприятные условия нало­гообложения для научно-технологических объединений;
·     прекратить сокращение числа научных учреждений и численности их сотрудников;
·     освобождать от налогообложения на первые три года предприятия, самостоятельно вне­дряющие в производство достижения НИОКР;
·     распространить условия поддержки «Сколково» на другие научные центру.
Работать в своей стране!
Мы убеждены, что Национальный прорыв невозможен без того, чтобы труд обрел свою истинную цену, без роста доходов граждан, без проведения новой индустриа­лизации. Бурное экономическое раз­витие - не цель, а средство, которое обеспечивает достойную жизнь людей и суверенитет страны.
За труд- достойную зарплату!
·     Ежегодно повышать зарплаты, пенсии, пособия, стипендии за счет дополнительных сырьевых доходов бюджета;
·     ввести минимальную почасовую оплату труда по международным стандартам;
·     величина прожиточного минимума должна равняться трем минимальным оплатам труда (из расчета на обеспечение одного взрослого и двух детей);
·     не допустить введения 12-ти часового рабо­чего дня и повышения пенсионного возраста;
·     ввести прогрессивную шкалу подоходного налога;
·     граждане России должны получать дополнительные доходы от эксплуатации общенациональных при­родных богатств;
·     навести порядок в ми­грационной политике.
Уйти от сырьевой зависимости.
·     Вести экономическую политику, направленную на поддержку реального сектора экономики, среднего и малого бизнеса, развитие аграрного сектора страны;
·     утвердить программу восстановления важнейших отраслей экономики и задей­ствовать крупный капитал в ее реализации;
·     начать постепенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса;
·     обеспечить низкие кредитные ставки для бизнеса.
Предлагаем позицию «яблоковцев»:
ПРОТИВ ЧЕГО МЫ ВЫСТУПАЕМ?
Пропив сращивания власти и бизнеса.
Мы требуем:
·     отмены всех «кормушек», посредством которых средства от продажи ресурсов и из бюджета попадают в карманы олигархов и чиновников;
·     запрещения занимать государственные должности действующим бизнесменам и их ближайшим родственникам;
·     специального режима налогообложения компаний, зарегистрированных в овшорах;
·     обложения компенсационным налогом выгодоприобретателей залоговых аукционов.
Против коррупции.
Мы требуем:
·     ратифицировать в полной объеме ст. 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции, обязывающую наказывать чиновников, не способных объяснить происхождение своих доходов;
·     провести тотальную проверку деклараций чиновников и уволить с государственной службы тех, кто не смог доказать легальность доходов и имущества;
·     запретить чиновникам и депутатам входить в советы директоров компаний с государственным участием.
Против неравенства возможностей граждан страны.
Мы требуем:
·     отменить привилегии чиновников и депутатов в жилищно-бытовом, медицинском, транспортном и другом обслуживании, отменить «мигалки»;
·     создать единую пенсионную систему для чиновников и обычных граждан;
·     ликвидировать правовое неравенство крупного и малого бизнеса.
Против национальной вражды и нетерпимости.
Мы требуем:
·     обеспечения жесткой ответственности за проявлении национальной вражды и дискриминации по этнический и расовый признакам;
·     включения в программу средней школы уроков межнационального общения (межкультурной коммуникации).
Против тоталитаризма и сталинизма.
Мы требуем:
·     введения ответственности за оправдание сталинских и большевистских репрессий;
·     принятия государственной программы преодоления тоталитарного прошлого.[6]
Акцент на борьбу с коррупцией сделали КПРФ.
Коррупция и преступность пожирают Россию, препятствуют развитию экономики, разлагают общество. Чтобы побороть их, КПРФ после победы на выборах обязуется принять следующую систему мер.
·     Ввести жёсткие антикоррупционные законы. Дополнить уголовное законодательство понятием «незаконное обогаще­ние». Предусмотреть конфискацию имущества лиц, осужден­ных за коррупцию.
·     Усилить контроль над государственными расходами. Рас­ширить контрольные функции парламента и полномочия Счетной палаты РФ.
·     Предусмотреть декларирование чиновниками и членами их семей не только доходов, но и расходов. Гарантировать свободный доступ к их налоговым декларациям через СМИ в целях общественного контроля.
·     Неукоснительно руководствоваться принципом неотвра­тимости наказания: «Вор должен сидеть в тюрьме». Восстановить смертную казнь за особо тяжкие преступления. Рассмат­ривать взяточничество как тяжкое преступное деяние.
·     Устранять социальные корни преступности. Преодолеть кассовую нищету, толкающую людей на нарушение закона. Бороться с экономическими основами организованной преступности, с уходом от налогов и взяточничеством.
·     Не допускать пропаганды преступного образа жизни по­средством кинематографа. Вернуть в кино и на телевидение свойственный советскому искусству образ положительного героя. Культивировать ценностные ориентиры трудового об­раза жизни, честности, товарищества и взаимопомощи.
·     Добиваться возвращения престижа честной службы в пра­воохранительных органах с помощью материальных и мораль­ных стимулов.
·     Ликвидировать политический монополизм в России, со­здающий благоприятную среду для коррупции. [7]

Результаты голосования в Чувашской Республике, %

Район
Единая Россия
КПРФ
Справедливая Россия
ЛДПР
Общий итог
43,42
20,90
18,79
10,67
Алатырский район
61,19
14,35
12,86
8,56
Аликовский район
45,67
25,46
13,69
8,94
Батыревский район
64,99
13,80
10,71
5,28
Вурнарский район
53,16
16,03
16,27
8,51
Ибресинский район
57,93
19,16
10,13
7,91
Канашский район
50,91
18,01
15,30
9,49
Козловский район
45,67
19,44
18,86
9,70
Комсомольский район
52,91
21,93
11,47
6,89
Красноармейский район
48,75
18,68
15,40
10,78
Красночетайский район
52,24
19,78
14,24
7,57
Мариинско-Посадский район
54,24
18,53
13,36
8,10
Моргаушский район
47,94
18,26
15,82
12,86
Порецкий район
60,09
12,90
15,26
7,30
Урмарский район
54,93
21,05
11,57
8,78
Цивильский район
45,22
20,19
13,27
15,82
Чебоксарский район
45,15
19,65
16,99
11,3
Шемуршинский район
70,40
13,70
7,19
4,77
Шумерлинский район
55,37
18,78
13,07
7,13
Ядринский район
47,25
15,02
21,84
9,98
Яльчикский район
55,98
13,63
17,78
6,75
Янтиковский район
67,36
13,63
9,89
4,95
г.Алатырь
47,36
20,58
16,22
10,94
г.Канаш
41,51
21,17
21,47
9,71
г.Шумерля
41,58
26,17
16,34
9,80
г.Новочебоксарск
30,65
24,25
25,40
13,07
г.Чебоксары
33,21
23,97
23,24
12,46

Литература
1.  Pro et Contre, № 4-5 (50), июль-октябрь 2010. - М., 2010.- С.39-53.
2.  Там же. – С.39.
3.  Там же. – С.40-42.
4.  Там же .-С.43.
5.  Патриоты России. Информационный листок. М.,2011
6.  Яблоко. Программа.- М.,0111.2011 (тираж 1300 тыс. экз.)
7.  Правда. Ноябрь, 2011.

Комментариев нет: