31 декабря 2012

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
Межрегиональный историко-культурный фонд «Волжская Болгария»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе
 Республиканской научно-практической конференции
«Чувашская историческая школа на рубеже
XXXXI веков: теория и практика»
27 ноября 2013 г., г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия

К участию в конференции приглашаются преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, студенты старших курсов высших учебных заведений, депутаты, представители общественных объединений и органов муниципальной и исполнительной власти.
Конференция будет проходить по следующим направлениям:
1.      Проблемы этногенеза чувашского народа;
2.      Национально-культурные (историко-культурные) объединения;
3.      Формирование многопартийной системы в 90-е г. XX в.;
4.      Модернизация политической системы в Чувашской Республике;
5.      Проблемы языка и культуры в Чувашской Республике на рубеже XX XXI веков;
6.      Современная демографическая политика.

Для участия в конференции необходимо до 20 ноября 2013 г. направить заявку по электронной почте tafajev@gmail.com (с пометкой «конференция»). В заявке указываются: фамилия, имя, отчество; ученая степень, ученое звание; место учебы, работы; должность; контактный e-mail; тема научной работы; форма участия (очная, заочная, очно-заочная).
Тексты статей представляются до 23 ноября по электронной почте tafajev@gmail.com Объем статьи до 8 - 10 страниц.

Требования к оформлению материалов в электронном варианте. Работа должна быть подготовлена в текстовом редакторе Microsoft Word, в формате *.doc. Поля (верхнее, нижнее, правое и левое) – 20 мм, шрифт – Times New Roman, кегль 14, выравнивание по ширине, междустрочный интервал – одинарный (1,0), абзацный отступ – 1,25 см (табуляцию и пробелы не использовать). Список литературы оформляется после статьи с указанием выходных данных и страниц согласно ГОСТ–2008. Таблицы и графики строятся в текстовом редакторе Microsoft Word (кегль 12, шрифт Times New Roman, выравнивание по середине).
Оплата проезда, проживания и питания производится за счет командирующей стороны.

Адрес оргкомитета: 428000, Россия, Чувашская Республика, Президентский бульвар, д. 19а, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, исторический факультет.
Место и время проведения: г. Чебоксары, Национальная библиотека Чувашской Республики, пр. Ленина 15. Начало регистрации в 10.00 часов,

Контактные телефоны:
(8352) 62-61-49, (8352) 54-67-10; +7-917-673-2185
Контактное лицо:
Тафаев Геннадий Ильич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и региональной истории.

30 декабря 2012


Автобиография


Автобиография

Тафаев Геннадий Ильич родился 27 ноября 1953 года в деревне Большое Аккозино Мариинско-Посадского района ЧАССР.
Трудовую биографию начал в 1970 году фотографом-лаборантом Чебоксарского комбината бытового обслуживания №2. Работал бригадиром фотоателье №12.
С ноября 1974 по 1976 годы проходил срочную службу в рядах Советской Армии.  В 1977 году  поступил на историческое отделение ИФФ ЧГУ им. И.Н.Ульянова. В студенческие годы увлекался вопросами идеологии, социологии,  интересовался историей и культурой родного края. В 1982 году завершил  историко-филологический факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова с отличием.
Будучи студентом, работал в вечерней школе № 5 и средней школе № 10 г. Чебоксары  учителем истории и географии. В 1982 году после получения диплома  учителя истории и обществоведения   был направлен в Богатыревскую среднюю школу Цивильского района ЧАССР, где работал учителем истории и рисования. В 1983 году был переведен в Цивильскую районную газету «Путь Октября» заведующим отделом.  В 1984 году  работал преподавателем истории в Республиканском культурно – просветительском училище в городе Цивильск.     В 1986 году  переведен в ЧГУ им. И.Н. Ульянова заведующим   социологической  лаборатории научно-исследовательского сектора.   С 1988 года старший преподаватель кафедры истории КПСС и политологии. С 1991 года -  доцент кафедры политологии. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию  кандидата исторических наук в Горьковском государственном университете. В  1995 году в Академии государственной службы при Президенте РФ защитив докторскую диссертацию по теме «Институционализация региональной многопартийности в условиях российской трансформации»,  стал доктором исторических наук. В 1999 году получил диплом  профессора. С 1999 года работал заместителем заведующего кафедрой политологии.
С 2000 по 2005 годы Тафаев Г.И. исполнял обязанности председателя Чувашского отделения российского общества социологов. В 2002 году был избран заместителем директора Межрегионального историко-культурного фонда «Волжская Болгария». В 2012 году он переизбран директором фонда.  В 2001 году перешел в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на кафедру всеобщей и региональной истории исторического факультета на должность  профессора.  С 2002 по 2009 годы исполнял обязанности заведующего кафедрой всеобщей и региональной истории,   в 2009 году после реорганизации кафедр приступил к работе на кафедре отечественной и региональной истории на должность профессора.
Тафаев Геннадий Ильич работает в области исследования институционализации региональных политических партий и национальных движений, является специалистом в области развития теории цивилизаций, региональной истории. Приоритет в его исследованиях обращен на такие проблемы как столкновение цивилизаций, роль цивилизаций, болгаро-чувашская цивилизация в условиях трансформации российского общества.
      Тафаев Г.И.  -  автор более 400 научных публикаций, 14 монографий, 600 газетных статей, в их числе  «Введение в историю Чувашии» (уч. пособие, Чебоксары, 2009 г.), «Трансформация древнеболгарской цивилизации» (уч. пособие, Чебоксары, 2010 г.), «Героические века древнеболгарской цивилизации» (уч. пособие, Чебоксары, 2010 г.), «Болгарская цивилизация в исследованиях ученых Среднего Поволжья» (уч. пособие, Чебоксары, 2010 г.), «Цивилизации Среднего Поволжья в процессе трансформации» (уч. пособие, Чебоксары, 2010 г.), «Древнеболгарская цивилизация: синтез культур, языков и религий народов Среднего Поволжья» (монография, Чебоксары, 2011 г.), «Цивилизационный путь развития чувашского народа» (Чебоксары, 2011 г.), «Ордынская эпоха древнеболгарской цивилизации. Распад» (монография, Чебоксары, 2011г. ); «Древнеболгарская цивилизация в Евразийском пространстве» (Чебоксары, 2012 г.), «Истоки древнеболгарской цивилизаций. Древний мир» (уч. пособие, Чебоксары, 2012 г.), «Лекции по истории и культуре Чувашии. Ч.1.»  (уч. пособие, Чебоксары, 2012 г.), «Лекции по истории и культуре Чувашии. Ч.2.»  (уч. пособие, Чебоксары, 2012 г.).
Также под руководством Тафаева Г.И. проведены научные конференции:  «Актуальные проблемы истории чувашской цивилизации» (14 мая 2004 г. ЧГПУ им. И.Я.Яковлева); «Цивилизации народов Среднего Поволжья и Приуралья» (24-25 мая 2006 г. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева); «Актуальные проблемы преподавания социогуманитарных наук в школе» (27 ноября 2009 г. ЧГПУ им. И.Я.Яковлева); «Трансформация Российской цивилизации» (21 мая 2010 г. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева); «Трансформация общероссийских политических партий и национально-культурных объединений» (24 ноября 2010 г. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева); «Проблемы исторической регионалистики» (30 марта 2011 г. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева); «Чувашская диаспора: история, современность, перспективы» (14 октября 2011 г. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева); «Общественные объединения в Российской Федерации: история и современность» (23 ноября 2012 г.).
Тафаев Г.И. - доктор исторических наук, профессор, заместитель декана исторического факультета ЧГПУ им. И.Я.Яковлева имеет следующие награды: нагрудный знак «За отличие в службе» II степ. (1976 г.), почетное звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики» (2003 г.), юбилейные медали: «90 лет Чувашской милиции» (2010 г.), памятная медаль ЦК КПРФ «300 лет М.В. Ломоносову» (2011г.). Он является действительным членом инженерно-технологической академии Чувашской Республики (1996 г.), членом Академии науки и искусств Чувашской Республики (2011 г.).

04 декабря 2012

ОБРАЩЕНИЕ



Главе Чувашской Республики Игнатьеву М.В.
Депутатам Государственной Думы Российской Федерации
Аксакову А.Г., Аршиновой А.И.,  Шурчанову В.С.
Депутатам Государственного Совета    Чувашской Республики
Жителям Чувашской Республики

ОБРАЩЕНИЕ
В ходе обсуждения и принятие Конституции Российской Федерации (1993г.) бывшие автономные республики и некоторые территории добились  переименования названия своих республик и областей. Все республики, за исключением Чувашской Республики, восстановили исторические  названия. Например, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Якутия – Саха, Ленинград – Санкт-Петербург и. т. д.
В 20-е г. ХХ в. ведущая чувашская интеллигенция иницировала процесс  восстановления названия «Чувашская АССР – Волжская Болгария». К сожалению, большинство идеологов такого проекта в 30 г.  ХХ века, попав в волну незаконных сталинских репрессий, были репрессированы: Д.П. Петров (Юман), М.П.  Петров, Г.И. Комиссаров-Вантер, А.П. Прокопьев – Милли и др. и позднее полностью реабилитированы. Но идея восстановления исторического названия нашей Республики не была претворена в жизнь, она была временно отложена.
Согласно исследованиям ученых, как чувашских, русских (Н.И. Ашмарин, И.Н. Смирнов. П.Г. Григорьев, В.Г. Егоров, М.Р. Федоров, В.Д. Димитриев, В. Ф. Каховский и др.),  так и зарубежных (немецких, болгарских, венгерских, финских, турецких (А.Э. Альквист, Х. Пассенен, В.Вихман, А.М. Рясенен, Б. Мункачи, К. Томсен, З. Гомбец, С. Фодар, К. Редэн, О. Прицак, А. Рона-Таш, Г. Берецки, Т. Текин др.) так же и согласно российского энциклопедического словаря, официального издания Российской Академии наук, чуваши являются потомками волжских болгар. Язык волжских болгар -  древнечувашский язык, Волжская Болгария – древнечувашское государство, культура Волжской Болгарии – древнечувашская культура. Цивилизация волжских болгар оказала большое прогрессивное влияние на хозяйство, культуру, общественный и семейный быт марийцев, удмуртов, коми, мордвы…
Еще родоначальник Российской историографии  В.Н. Татищев (1686-1750)  в своем исследовании «История Российская с самых древнейших времен» подчеркивал: «Вниз  по реке Волге – чуваши, древние болгары наполняли весь уезд   Казанский и Симбирский».
Выдающийся русский ученый, профессор Казанского университета И.Н. Смирнов (1856-1904) в своем  исследовании «Волжские болгары» пишет: «Древнечувашский  язык был языком болгар».
Н. И. Ашмарин в своем исследовании «Болгары и чуваши» (1902, Казань) подчеркивает, что чуваши являются прямыми потомками волжских болгар, что именно они сохранили не только язык, но и все культурные ценности своих предков.
Финский ученый А.М. Рясенен (1893-1976) тоже подчеркивает: «Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, принадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследника волжских болгар».
Великий наш ученый, один из самых известных историков современности В.Д. Димитриев пишет «Болгары говорили на чувашском языке, в Волжской Болгарии  государственным языком был чувашский язык».
Также термин «болгары-чуваши» используются в трудах ведущих историков Н.А. Андреев (Наум Урхи), В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, П.В. Денисов, М.Н. Юхма, Г. И. Тафаев и др. О болгарском  происхождении чувашей пишут в своих исторических романах, повестях и поэмах, пьесах  писатели Михаил Юрьев, Г. Талмёрса, С. Лашман, А. Талвир,  Ф. Вуколов-Эрлик, Тихён Пет.ркки, С. Шавлы,  Юхма Мишши, Владимир Мурашковский, болгарские писатели Е. Константинов, Й. Вълчев, немецкий Кай Элерс, французский Бете Келлер, венгерский Анна Беде и др.
В связи со сложными социально-экономическими, этнокультурными, этноязыковыми процессами, которые наметились с начала ХХI в. в Среднем Поволжье, мы просим Вас инициировать изменение названия Чувашской  Республики на историческое название «Республика Чувашия – Волжская Болгария»  по-чувашски –  «Чёваш Республики – Атёл=и Пёлхар».
 Правительство, Госсовет Чувашской Республики, все мы, наследники древнеболгарской цивилизации, истории, языка и культуры, постоянно  и тесно работающие с чувашским населением во многих регионах, озабочены состоянием чувашской истории, языка и катастрофическим сокращением численности чувашского народа.
По данным переписи 2010 года, численность чувашей в Российской Федерации за 8 лет  сократилось на 200 000 человек, а всего за 25 лет  сокращение достигло на 410 тыс. человек.  В Самарской области сократилось на 30 процентов, с 120 000 человек в 2008 году до 80 000 человек в 2010 году. Такие результаты говорят о том,  что состояние чувашской истории, языка и культуры  находятся в плачевном состоянии, нет веры  в будущее народа. 
Для развития нам необходимо поднять имидж республики, престиж истории, языка, культуры и укрепить национальное самосознание. В таких случаях мы еще раз должны задуматься: правильно ли мы идем, и все ли делаем для улучшения ситуации. Считаем, что мы, чуваши, власти Чувашской Республики еще раз должны посмотреть на историю народа и на историческое название народа. Главная цель взгляда в историческое прошлое народа – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее, предотвратить сокращение чувашского народа.
 Историческое название нашей Республики «Республика Чувашия - Волжская Болгария» это дорога во времени. Историческое название  уходит вглубь веков, в седую древность, а выводит нас в современный мир.  Это даст нам силу и веру в свое будущее.
          Все мы знаем, что название  «Чувашская Республика»  существует  менее 100 лет и не несет исторический код. Название «чуваши» появилось, согласно историческими документами, только  в  сер. XV веке (1425 г.). Чувашский язык является древним,  все ученые мира относят его к болгарской группе тюркских языков. Таким образом, отсутствует логическая связь между языком, историей, культурой и его официальным названием Волжская Болгария. Вся история человечества показывает, что выживают  только те народы, которые не утратят прочную связь со своей историей и культурой. Восстановление названия «Республика Чувашия – Волжская Болгария» поможет нашему народу более уверенно смотреть в будущее, восстановить прерванную нить развития истории, языка и народа. В регионе повысится толерантность. Из истории известно, что наши предки, волжские болгары всегда были толерантны к другим народам. Между  предками русского и нашего народа был заключен договор о вечной дружбе. Клялись дружить «пока хмель будет плавать, а камень тонуть».  Болгаро-чуваши и русские всегда помогали друг другу.
Если Чувашия восстановит историческое название и станет «Республика Чувашия - Волжская Болгария»  по значимости она будет наравне с другими более развитыми субъектами Российской Федерации.  Повысится инвестиционная привлекательность Республики. Название Республики, в связи с восстановлением и изменением названия, постоянно будет находиться в информационном поле страны, привлечет постоянное внимание инвесторов,  зарубежных стран, вызовет интерес к Республике. Даже такой факт способствует привлечение инвестиций, как отмечают исследователи, на 14-15 %. «Республика Чувашия - Волжская Болгария» привлечет туристов. Исследования показывают, что возвращение исторических названия городов, территорий  помогает поднимать бизнес в сфере туризма до 20-30 %. Историческое название - это связь времен, связь поколений, связующая прошлое  с настоящим и будущим.
            Восстановление исторического названия республики поднимет статус региона,  даст шанс на объединение и консолидацию сил чувашского  народа в преодолении трудностей по популяризации родной истории, родного языка, и возрождению культурных и исторических ценностей. Катастрофическое сокращение численности чувашского народа напрямую связано с отсутствием исторического самосознания.
            Восстановление исторического названия Чувашской Республики напрямую связано с соблюдением норм Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», где сказано: «настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры».
            В Чувашской Республике 12 сентября 2012 года принята  целевая программа "О языках в Чувашской Республике на 2013-2020 годы".  И эта программа может повторить участь предыдущих программ (провалиться), если не будет вокруг нее идеологической составляющей, главной мысли и движущей силы направленной  на возрождение, связанное с историческим названием «Республика Чувашия - Волжская Болгария».
Великий  просветитель Иван Яковлев в завещании чувашскому народу писал: «Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, людях, которые вышли из их же среды». Мы верим: общими силами  мы выполним наш сыновний долг перед памятью предков и вернем историческое название горячо любимой нашей Республики, и она  станет « Республикой Чувашия – Волжская Болгария».

Подписи:

Г.И. Тафаев, директор Межрегионального историко-культурного фонда «Волжская Болгария», доктор исторических наук, профессор, автор многих книг по истории древнеболгарской цивилизации

М.Н. Юхма, председатель Чувашского общественно-культурного центра, общественный деятель, академик, почетный гражданин г. Чебоксары, заслуженный работник культуры Чувашии,  Республики Татарстан, Республики Удмуртия,  Республики Марий Эл, автор многих книг по истории чувашского народа

В.Л. Болгарский, директор Фонда оказания помощи "Справедливость"
 (г. Москва)

Ю.В. Дадюков, заместитель председателя правления  Союза писателей Чувашской Республики

Р.И. Шевлеби, председатель Чувашского  отделения Литературного фонда России, член Ученого Совета Чувашского отделения Международной академии информатизации, академик


Н.И. Заводскова,  художественный руководитель историко-фольклорного ансамбля «Эмине»
А.В. Павлов, ответственный секретарь фонда «Волжская Болгария»

01 ноября 2012

В.Д. Димитриев



В.Д. Димитриев
(г. Чебоксары)

Ведущая фигура в исследовании проблем
этнологии и этнической истории народов
Волго-Уральского региона

В годы Великой Отечественной войны нападение фашистской Германии на Советский Союз уподоблялось монголо-татарскому вторжению в Восточную Европу. По-видимому, с целью укрепления дружбы народов ЦК ВКП(б) в своем постановлении «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 г. и Татарский обком ВКП(б) в постановлении «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» от 6 октября 1944 г. запретили увязывать историю татарского народа с Золотой Ордой. В постановлении обкома ВКП(б) указывалось, что «грубейшей ошибкой института является полное отождествление истории Золотой Орды с историей современного татарского народа». Руководство института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР сразу же приняло решение о происхождении татар от волжских болгар. В изданном в 1945 г. кратком проспекте «Очерков по истории Татарии» было указано, что авторы проспекта (ими были Х.Г. Гимади и др.) стремились исходить из указаний, сделанных в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 г., что «авторы исходили из положения, что в формировании казанских татар основное участие принимали местные племена и камские булгары, которые затем объединились в государство «волжских булгар». Татаро-монголы рассматриваются как завоеватели, которые, основав агрессивное государство – Золотая Орда, установили своё иго над народами Среднего Поволжья ... Казанское ханство рассматривается как государство, возникшее на базе булгарского царства, что стало возможным благодаря распаду Золотой Орды, в первую очередь в результате тех ударов, которые нанесли Орде русский и другие угнетенные народы»[1].
В 1946 г. была проведена в Москве научная сессия о происхождении татарского народа для документального подтверждения процитированного решения. Все докладчики заявили в поддержку этого решения. Лишь академик М.Н. Тихомиров сказал на сессии, что нельзя отрицать роль Золотой Орды в формировании татарского народа. Член-корреспондент АН СССР С.Е. Малов, приведя веские аргументы, заявил, что эти аргументы позволяют признавать «болгарскую теорию происхождения чуваш совершенно правильной»[2]. Для «подтверждения» того же решения в проведённой в 1950 г. в Москве научной сессии по вопросам истории чувашского народа был «обсужден» вопрос об автохтонном происхождении чувашского народа[3].
После разоблачения культа личности в нашей стране произошла некоторая либерализация в политике и идеологии. С сентября 1955 г., после окончания аспирантуры кафедры истории СССР периода феодализма Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с защитой диссертации, я работал заместителем директора – ученым секретарем небольшого научного учреждения – Научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров ЧАССР (ЧНИИ). По моей инициативе в 1956 г. была подготовлена и проведена научная конференция по проблеме происхождения чувашского народа. С докладом выступили А.П. Смирнов и Б.А. Серебренников, с сообщениями В.Д. Димитриев, П.В. Денисов, Н.А. Андреев. Материалы конференции были изданы в сборнике[4]. Конференция реанимировала теорию Н.И. Ашмарина о болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности. В 1963 г. была издана книга чувашского археолога и этнографа В.Ф. Каховского «Происхождение чувашского народа», в котором автор по письменным, археологическим, лингвистическим и фольклорным (устным) источникам проследил центральноазиатский, северокавказско-северопричерноморский, волжско-камский этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа[5]. (Позднее мною волжско-камский этап был разделен на волжско-болгарский и казанский этапы).
Дискуссия об этногенезе тюркских народов Поволжья и Южного Приуралья продолжилась. И мы, представители гуманитарных наук Чувашии, заинтересованно следили за литературой. Преобладала фальсифицированная литература, издававшаяся археологами, этнологами, историками и искусствоведами: всё о булгарском происхождении казанских татар. В тёмном мраке появлялся просвет: уже с 50-х годов XX в. выходили в свет книги и научные статьи башкирских учёных – этнолога и историка Р.Г. Кузеева, археологов Н.А. Мажитова, В.А. Иванова и др. Мы с удовлетворением и восхищением читали замечательные труды Раиля Гумеровича: Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в XVIIXVIII вв. (Уфа: Башк. гос. изд-во, 1957); Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения (М.: Наука, 1974), ряд статей по башкирской тематике. Ещё с 1960 г. выдающийся учёный начал публиковать статьи по сравнительно-историческому исследованию этносов Волго-Уральского региона по этапам (эпохам) этнической истории. У нас созревала мысль обратиться к Раилю Гумеровичу с просьбой помочь нам в решении спорных вопросов по болгаро-чувашской проблематике. Мне впервые удалось встретиться с Раилем Гумеровичем в Уфе летом 1962 г. Под моим начальством в том году проводилась Вторая комплексная экспедиция ЧНИИ по изучению материальной и духовной культуры, общественного и семейного быта, диалектов языка, фольклора и народной музыки чувашей Башкирской АССР и Оренбургской области. 15 научных сотрудников на крытой грузовой автомашине прибыли в Уфу, в Институт языка, литературы и истории Башкирского филиала АН СССР. Заведующий сектором археологии, этнографии и искусства института кандидат исторических наук Р.Г. Кузеев рассказал нам о Башкирской республике, её населении, в т.ч. чувашском, дал советы по проведению экспедиции и помог выработать её маршрут. Экспедицию провели успешно.
 С Раилем Гумеровичем я близко познакомился в 1976 г. в Алма-Ате. С 1968 г. (по 1988 г.) я работал директором Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров ЧАССР, состоял членом правления Советского комитета тюркологов и был включен в состав Оргкомитета по проведению тюркологической конференции в Алма-Ате. Конференция работала с 25 сентября по 2 октября. Здесь я много раз беседовал с Раилем Гумеровичем. Он был очень симпатичным, красивым, талантливым и мудрым, доброжелательным, исключительно корректным человеком, получившим хорошее образование и в совершенстве владеющим теорией, методологией и методикой этнологического и исторического исследования. Его можно считать последователем методологии эволюционистов, превосходно знающим законы диалектики. Он прекрасно знал методы анализа этнографического факта и синтеза всей совокупности фактов по каждому вопросу исследования, был замечательным стилистом, безупречен был его  научно-литературный язык. На конференции он активно участвовал в обсуждении докладов и к нему со своими вопросами часто обращались учёные самых разных национальностей. В свободное время он, как правило, ходил в сопровождении учёных, нуждавшихся в его советах. Среди них было и немало процветающих дам.
С Раилем Гумеровичем я беседовал тогда по вопросам Волго-Уральской историко-этнографической области, месте в ней болгаро-чувашей. Его позитивный взгляд по этому вопросу мне был известен. Я сердечно поблагодарил его за то, что он правдиво исследует этническую историю не только башкирского народа, но и болгаро-чувашей, татар, финно-угров. Я тогда ещё говорил ему о желательности написать особый труд по булгаро-чувашской проблеме.
Через год я получил новую, содержательную, очень интересную для меня книгу Р.Г. Кузеева «Историческая этнография башкирского народа» (Уфа: Башк. кн. изд-во, 1978), затем – «Декоративное творчество башкирского народа» (Уфа: БФ АН СССР, 1979).
В 1983–2000 гг. Р.Г. Кузеев возглавлял Отдел народов Урала с Музеем археологии и этнографии УНЦ РАН. В первый же год работы на этом посту он организовал совещание по вопросам археологии и истории Урала и Поволжья. В том же году руководство ЧНИИ решило подготовить сборник статей «Болгары и чуваши». Из чебоксарцев к участию в совещании готовились я, доктор филологических наук, профессор М.Р. Федотов, кандидаты филологических наук Н.И. Егоров и В.Г. Родионов. 14 ноября 1983 г. мы все четверо вылетели в Уфу. Собралось из разных городов 22 докладчика. Я выступил с докладом «Об основной аргументации теории чувашского этногенеза»[6]. Обсуждение было оживленное. После первого дня работы совещания Р.Г. Кузеев пригласил А.Х. Халикова и меня в свой кабинет на чашку чая. Он в течение двух часов вёл с нами разговор о сближении позиций Уфы, Казани и Чебоксар по этнической истории народов Волго-Уральской этнографической области. Зная его взгляды, изложенные во многих его книгах и статьях, я сообщил, что мы согласны с основными положениями его трудов. Ему я оставил официальное письмо дирекции ЧНИИ с просьбой написать к весне 1984 г. статью для сборника «Болгары и чуваши», а также два экземпляра подписанного мною договора о выплате гонорара за статью (до осени 1985 г. институт платил посторонним научным работникам и своим сотрудникам, выполнившим годовой план, гонорар за статьи или разделы коллективных трудов в размере 150–200 руб. за один авторский лист, а один авторский лист планового труда, написанный штатным сотрудником, обходился государству в 1800–1900 рублей; осенью 1985 г. по жалобе одного научного сотрудника нашего же института Контрольно-ревизионное управление Минфина РСФСР запретило институту платить гонорар посторонним и своим научным сотрудникам). Р.Г. Кузеев попросил дать время на обдумывание. Чувашская делегация в 15 часов 10 минут вылетела из Уфы в Чебоксары.
22 ноября 1983 г. Раиль Гумерович выслал мне следующее письмо: «Дорогой Василий Димитриевич! Я искренне благодарен Вам за приглашение участвовать в сборнике «Болгары и чуваши» (1984) и уверен, что его издание явится крупным событием в научной жизни. В настоящее время мы завершаем работу «Волго-Уральская ИЭО: история формирования и современное функционирование», которая будет издана в объеме 6–7 авт. листов через издательство «Наука» в 1984 или 1986 гг. ... Мы также думаем, не откладывая, опубликовать материалы только что состоявшегося в Уфе совещания. В нём будет довольно подробное моё заключительное слово. Таким образом, выйдут из печати две работы. В этом свете встаёт вопрос: необходимо ли мне писать специальную статью и для Вашего сборника. Я просто боюсь не успеть к марту 1984 г. (предстоят две поездки, и я не был в отпуске). Я могу лишь сказать: мне хочется участвовать в Вашем сборнике, я постараюсь это сделать, но сроки таковы, что, заключив договор, опасаюсь Вас подвести.
Ваше пребывание в Уфе было очень полезным для совещания, однако, к сожалению, оно было очень коротким.
С глубоким уважением Р.Г. Кузеев»[7].
Мне пришлось немедленно написать Раилю Гумеровичу второе письмо, сообщить, что от него мы хотим получить статью об этногенезе чувашского народа на общем фоне этнических процессов в Волго-Уральской этнографической области. Он согласился написать статью совместно с археологом В.А. Ивановым под названием «Этнические процессы в Волго-Уральском регионе в VXVI веках и проблема происхождения чувашского этноса». Договор был подписан. В письме от 4 февраля 1984 г. Раиль Гумерович писал мне: «Дорогой Василий Димитриевич! С конца декабря я отдыхал на Южном Урале и уже там получил Ваше письмо, два экземпляра соглашения и книгу по истории Чувашской АССР (т. I). В санатории с увлечением читал Ваш «Исторические предания чувашского народа». Очень интересная и хорошая книга. «История Чувашской АССР» написана сжато, и структура мне понравилась. Есть кое-что позаимствовать и нам. Подписанное соглашение возвращаю Вам; правда, не очень представляю как успеть. Постараюсь сделать.
С глубоким уважением Р.Г. Кузеев»[8].
Авторы своевременно прислали рукопись, которую прорецензировал доктор исторических наук, профессор В.Ф. Каховский. 10 мая 1984 г. я получил ответ Р.Г. Кузеева на небольшие замечания рецензента. В основном их он не принял, сообщив, что В.А. Иванов «по молодости и энергичности ... более непримирим»[9]. В итоге статью опубликовали в редакции авторов, без каких-либо внешних вмешательств.
В сборнике «Болгары и чуваши» (Чебоксары: ЧНИИ, 1984) на с. 3–22 опубликована статья Р.Г. Кузеева, В.А. Иванова «Этнические процессы в Волго-Уральском регионе в VXVI веках и проблема происхождения чувашского этноса», далее следуют статьи «О последних этапах этногенеза чувашей» (Димитриев В.Д.), «Археология Волжской Болгарии и вопросы этногенеза чувашской народности» (Каховский В.Ф.), «О болгарском и чувашском языках» (Федотов М.Р.), «Болгаро-чувашско-кыпчакские этноязыковые взаимоотношения в XIIIXVI веках» (Егоров Н.И.), «К вопросу о чувашско-татарских этнокультурных параллелях» (Иванов В.П.), «Дохристианский погребальный обряд как материал к этногенезу» (Каховский. Б.В.), «Этнокультурные черты в истории бесермян как свидетельство болгаро-чувашской преемственности» (Родионов В.Г.).
Р.Г. Кузеев и В.А. Иванов в своей статье выделяют шесть этапов в истории генезиса и развития Волго-Уральской историко-этнографической области (ИЭО):
«Основным содержанием первого этапа является распад древнеуральского единства, продвижение предков финно-пермских народов в IVIII тыс. до н.э. к западу от Урала на Каму и Среднюю Волгу, и образование здесь финно-пермской неолитической общности» (с. 4).
«Второй этап, который датируется началом II тыс. до н.э. – серединой I тыс. н.э. по себе сложный и длительный, характеризуется прежде всего дальнейшим развитием финно-угорской общности по линии этнической дифференциальности. На формирование этнокультурного облика населения Среднего Поволжья и Приуралья в эту эпоху имели воздействие угорское и угорско-самодийское проникновение из Западной Сибири и индоиранское продвижение с юга» (с. 4).
«Третий этап датируется со второй половины I тыс. н.э. до XIII в. (до начала монгольского нашествия). Основным его содержанием была миграция в Среднее Поволжье тюркоязычных групп населения (т.е. болгар и сувар. – В.Д.) с юга и активное их этнокультурное взаимодействие с финно-угорским населением. Экономическое и культурное влияние Волжской Болгарии распространялось на древние мордовские, марийские племена, на буртасов, мурому, мерю, мещеру, позднее удмуртов, пермь и другие племена края» (с. 5). Р.Г. Кузеев и В.А. Иванов поддерживали теорию Н.И. Ашмарина о болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности. Они фактически подтверждают вывод профессора Казанского университета этнолога И.Н. Смирнова о формировании на этом этапе болгарской цивилизации.
«Четвертый этап в истории Волго-Уральской ИЭО охватывает XIIIXVI вв., с начала монгольской экспансии до присоединения Поволжья и Приуралья к Русскому государству. Главными политическими событиями эпохи были разгром монголами Болгарского государства и установление на длительное время господство Золотой Орды, позднее, в XV в., когда окончательно определился процесс распада Золотоордынского государства, образовалось Казанское феодальное ханство, распространившее своё владычество на значительную территорию Среднего Поволжья и Приуралья» (с. 11–12). Авторы не рассматривают вопрос о формировании в XXII вв. единой, сплотившейся болгарской (древнечувашской) народности, которая с сентября 1236 г. по сентябрь 1237 г., в течение 13 месяцев, оказала героическое сопротивление монголо-татарской армии хана Бату, не пишут о полном опустошении Болгарской земли в конце XIV – начале XV в. золотоордынскими ханами и эмирами, походами Тамерлана 1391 и 1395 гг., нападениями на неё русских великих князей, получивших от ханов ярлыки на княжение, новгородских ушкуйников, главным же образом князя Мангытского юрта Едигея в 1391–1419 гг., превратившими Болгарскую землю, занимавшую территорию нынешних Самарской, Пензенской, Ульяновской, части Саратовской областей, закамскую и юго-западную части Республики Татарстан и юго-восточную часть Чувашской Республики (её Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского и Яльчикского районов) в дикое поле – кочевье ногайцев, т.к. эти вопросы нами изучены лишь в 1990-х гг. В 1236–1237, 1240-х гг. и в последующие десятилетия, особенно с 1360-х до 1431 г. в Болгарской земле были уничтожены более сотни городов и до 2000 селений, около трёх четвертых всего болгарского населения. С конца XIV в. до середины XVI в., в трагических условиях, оставшиеся в живых «худые болгары» (по выражению анонимного автора «Казанского летописца») трансформировались в современную чувашскую народность[10]. Р.Г. Кузеев и В.А. Иванов в основном правильно пишут, что в XIIIXV вв. «этническое формирование башкир и татар шло под воздействием во многом одних и тех же кыпчакских или кыпчакизированных родо-племенных образований. В то же время археологические материалы свидетельствуют ..., что Волжско-Сурское междуречье осталось за пределами кыпчакского воздействия. Передвинувшиеся сюда болгары, смешавшиеся с местным древнемарийским населением, сохранили болгаро-суварский (чувашский) язык» (с. 13). В их концепции пятый этап – российский, шестой – советский.
В 1985 г. Р.Г. Кузеев и я участвовали в работе IV Всесоюзной тюркологической конференции в Ашхабаде, часто встречались и обменивались мнениями. Я выступил с докладом «О последнем этапе этногенеза чувашей». Раиль Гумерович поддержал мою позицию. После конференции в г. Чебоксары приехал соискатель Р.Г. Кузеева И.Г. Петров и вручил мне письмо своего научного руководителя от 28 сентября 1985 г. Раиль Гумерович писал: «Дорогой Василий Димитриевич! В Ашхабаде мы как-то не сумели попрощаться. Я улетел в Ташкент, где пробыл более суток (не бесполезно). Как мы с Вами говорили в Ашхабаде, я направляю к Вам для знакомства стажера-исследователя Петрова И.Г. Дипломную работу он выполнил по чувашам Башкирии. Для [его] дальнейшей работы ... важны и ценны Ваши советы. Было бы хорошо также, если бы он изучил каталог Вашей библиотеки, опись Вашего архива, побывал в музеях Чебоксар. Я был бы рад, если бы Вы согласились разрешить ему участвовать 1–2 раза в этнографических экспедициях в Чувашии, начиная с 1986 г. О тематике его конкретной работы я буду с Вами советоваться. Ваш Р.Г. Кузеев.
P.S. Кляшторный С.Г. весьма заинтересован идеей сессии по этногенезу тюркских народов Севера Евразии. Предлагает в Уфе. Но приедут ли в Уфу все, в т.ч. татары?».
И.Г. Петрову мы оказали необходимую помощь, но пригласить его в Чебоксары для работы в этнографической экспедиции не сумели. Он под руководством Р.Г. Кузеева написал и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сельское чувашское население Башкирского Приуралья: современные этнокультурные процессы» (С-Петербург, 1993), выпустил книги «Чуваши Башкортостана: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры» (Уфа, 1994), «Одежда чувашей Урало-Поволжья в обрядах жизненного цикла: историография проблемы» (Уфа, 2007), ряд научных статей.
Чувашка Ирина Витальевна Сухарева под научным руководством доктора исторических наук, профессора И.Г. Акманова в 2004 г. защитила диссертацию «Социально-экономическое развитие чувашей Башкортостана в XVIIXIX веках». Она, несомненно, консультировалась и у Р.Г. Кузеева. Ею издана солидное исследование «Чуваши Башкортостана в XVIIXIX веках: экономическое развитие и социальная структура» (Уфа, 2007), опубликовано более 10 научных статей. И И.Г. Петров, и И.В. Сухарева работают над докторскими диссертациями. Этих талантливых научных работников хотелось бы видеть в ближайшие годы в рядах докторов исторических наук.
В 1987 г. Раиль Гумерович прислал мне изданные для обсуждения тиражом в 200 экз. свои препринты докладов: Проблемы этнической истории народов Среднего Поволжья и Южного Урала с середины второй половины I тысячелетия н.э. до XVI в. (Уфа, 1987. 67 с.); Социально-экономическое и этнонациональное развитие народов Южного Урала и Среднего Поволжья со второй половины XIX – начале XX в. (теоретические аспекты) (Уфа, 1987. 35 с.); О развитии капитализма и этнонациональных процессах на Южном Урале и в Среднем Поволжье во второй половине XIX – начале XX в. (Уфа, 1987. 41 с.); Периодизация этносоциональных процессов на Южном Урале и Среднем Поволжье в эпохи феодализма и капитализма (Уфа, 1987. 19 с.); Этносоциальные процессы на Южном Урале и в Среднем Поволжье в советское время (Уфа, 1987. 22 с.); Этнические процессы и ступени консолидации тюркских и финно-угорских народов Волго-Уральского региона (эпохи феодализма и капитализма (Уфа, 1987. 50 с.). Я ознакомился с этими весьма интересными изданиями, но участвовать в их обсуждении считал себя не подготовленным: никаких предложений и советов не написал.
Узнав, что я, поработавший 20 лет и 10 месяцев директором ЧНИИ ЯЛИЭ, в конце ноября 1988 г. по конкурсу был принят в Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова на должность заведующего кафедрой истории СССР, Раиль Гумерович прислал мне письмо от 15 декабря 1988 г.: «Дорогой Василий Димитриевич! Искренне и сердечно поздравляю Вас с Новым годом. Желаю Вам доброго здоровья, творческой активности, счастья! Об изменениях в Чебоксарах я знаю. Немного сожалею, что Вы решили расстаться с постом директора НИИ ЯЛИЭ, но в то же время хорошо Вас понимаю. Я ведь тоже оставил свою должность в Президиуме БФ АН СССР. Я надеюсь, что Ваше новое положение расширяет Вам возможности для научной работы, хотя сделанное Вами (спасибо за столько работ) с лихвой хватило бы для десятка научных работников. То, что Вы сделали для исторической науки СССР и для образования и культуры Чувашской АССР, достойно самого глубокого уважения. Нам современный мир не очень благодарен. Но я верю, что дело идёт к становлению нравственного общества. Я желаю Вам здоровья и счастья и ещё раз свидетельствую свое глубочайшее уважение к Вам.
Я закончил книгу. Называется она так: «Волго-Уральская историко-этнографическая область: опыт этногенетического взгляда на историю». Но я перебрал объем: на машинке около 700 стр. (а надо ≈ 500). Не знаю, как выкручусь, удачно получится ли с изданием. Хотелось бы, но трудно. Обнимаю Вас и желаю всех благ.
Ваш Р. Кузеев.
P.S. Посылаю свою «Библиографию».
Превосходное, безупречно исполненное фундаментальное исследование Раиля Гумеровича «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю» (М.: Наука, 1992. 345 с.) на века вошло в золотой фонд мировой этнологической и исторической науки. С доброжелательным автографом подарил автор мне это ценнейшее издание. За создание этого гениального произведения, за всю свою плодотворную, правдивую и честную научно-исследовательскую деятельность Р.Г. Кузеев в 1991 г. был достойно избран в члены-корреспонденты Академии наук СССР как славный представитель башкирского, татарского, чувашского, марийского, мордовского, удмуртского и коми народов в центре российской науки.



[1] Очерки по истории Татарии (краткий проспект). Казань: Татар. гос. изд-во, 1945. С. 3–4.
[2] Происхождение казанских татар. Казань, 1948. С. 118, 120, 135.
[3]  Советская этнография. 1950. № 3. С. 44–92.
[4] О происхождении чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1957.
[5] Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1963.
[6] Мой доклад опубликован в сборнике статей: Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа: Башкирский филиал АН СССР, 1982. С. 26–35.
[7] Оригинал письма хранится в личном архиве В.Д. Димитриева. Папка №105.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] См.: Димитриев В.Д. Опустошение Болгарской земли в конце XIV – начале XV веков // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 1996. № 2. С. 45–76; Его же. О волжско-камском и казанском этапах этногенеза чувашей // Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа: Сб. статей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. С. 62–110.