30 июня 2011

Древнеболгарская душа в процессе смены цивилизации в условиях ордынской эпохи (1236- 1551 гг.).


Древнеболгарская душа в процессе смены
 цивилизации в условиях ордынской эпохи (1236- 1551 гг.).

Мы вносим понятия:
· Душа цивилизации;
· Смена цивилизации;
· Ордынская эпоха;
· Чăн пăлхар (настоящий болгарин).
Понятие «душа цивилизации» использовал в своих работах английский историк и социолог А.Дж. Тойнби [1]. Исследователи отмечали, что популярность А.Дж. Тойнби- в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признали, что ему удалось их популяризировать.
Мы придерживаемся концепции цивилизации, которую развил английский ученый и ему удалось «их популизировать в мире, Российской Федерации и в Чувашии». [2]
В работе «Постижение истории» А.Дж. Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу его исследователя). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
1. Западная христианская;
2. Православная христианская;
3. Исламская;
4. Дальневосточная;
5. Индуистская.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская,  находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. [3]
В 90 г. ХХ в. мы предложили понятие «сестринские цивилизации по отношению к Дунайскоболгарскому государству и Волжско-Камской Болгарии.
А.Дж. Тойнби в «Постижении истории» утверждает, что каждая цивилизация проходит на своем жизненном мути следующие стадии: стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате    мутации    примитивного    общества   либо    на    развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация инков) либо дает жизнь новым цивилизациям   (эллинская  цивилизация,   породившая  через   вселенскую церковь западное и православное христианство).
· Генезис;
· Рост;
· Расцвет;
· Надлом;
· Распад;
· Трансформация ( по Г.И. Тафаеву).
Активным теоретиком цивилизаций является С.П. Хантингтон. Самюэль Филлипс Хантингтон (18 апреля 1927. Нью-Йорк — 24 декабря 2008. Мартас-Винъярд. Массачусетс) — известный американский социолог и политолог. Получил высшее образование в Йельском университете, в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала «Международные отношения» (англ. Foreign Affairs). В 1973 году работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977—1978 годах — координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США; в 1978—1989 годах — директором Центра международных отношений. Показателем высокого авторитета Хантингтона среди американских политологов является избрание его в 1984—1985 годах вице-президентом, а в 1586—1987 — президентом Американской Ассоциации политических наук. Самюэль Хантингтон -выдающийся американский политолог, известный своим анализом отношений между военным и гражданским секторами, своими исследованиями переворотов и тезисом, что главные политические актеры в XXI веке будут цивилизации, а не государства. Перу смертью он привлек к себе внимание анализом угроз, перед которыми стоят Соединенные Штаты, вызванных современной иммиграцией. Хантингтон стал широко известен в 60-е годы, когда была опубликована его работа «Политический порядок в меняющихся обществах», которая опровергала общепринятые взгляды теоретиков модернизации, что экономический и социальный прогресс в недавно деколонизированных странах приведет к развитию там стабильной демократии. В 90-е годы он прославился как ученый в транзитологии своей работой «Третья волна» и в геополитике - работой «Столкновение цивилизаций», переведенной на множество языков. После 11 сентября 2001 года репутация Хантингтона в Америке стала непререкаемой и его концепция полицивилизационного конфликтующего мира стала доктриной внешней политики США. С. Хантингтон является доктором политических наук (1951 г.), профессором Университета Альберта Вэзерхэда (Albert J. WeatherheadIII University) и председателем Гарвардской академии международных и местных исследований (Harvard Academy of International and Area Studies). В Гарвардском университете он также занимает пост директора Центра международных отношений {Center for International Affairs). В 1986-1987 годах был президентом Американской ассоциации политической науки, и в 1977 и 1978 годах являлся координатором планирования стратегии безопасности при Совете национальной безопасности США. Хантингтон -основатель популярного журнала Foreign Policy. К его главным интересам относятся: (1) национальная безопасность, стратегия и взаимоотношения гражданского и военного секторов; (2) демократизация и политико-экономическое развитие развивающихся стран; (3) культурные факторы в мировой политике; и (4) американская национальная идентичность.
Основные работы и воззрения
Хантингтон — автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. Среди них следует выделить:
• «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957),
• «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968),
• «Третья волна: Демократизация в конце 20 столетия» (1991),
• «Столкновение цивилизаций» (1993).
• «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» (2004).
Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе.
С.П. Хантингтон историк и политолог в работе «Столкновение цивилизаций» [4] о душе цивилизации, которая определяет общество, государство, цивилизацию, писал, что в будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад.
Обратим внимание на Волжско-Камскую Болгарию (IX-1236 г.). Самоидентификация: религиозная (душа цивилизации); цивилизационная (этнокультурная, этноязыковая).

Религиозная
Цивилизационная
«Мы»
«Они»
Носители
R-языка
Носители
Z-языка
язычники зороатристы
мусульмане, христиане, иудаисты, буддисты
земледельцы

Кочевники

Городские поселенцы
Варвары


После разгрома Волжско-Камской Болгарии в 1236 г. монголо-татарами ситуация развивается в направлении смены цивилизации:
· Татаризация;
· Исламизация;
· Вытеснение (изгнание);
· Геноцид (болгарский холокост).
В исследовании «Столкновение цивилизации» С.П.Хантингтон писал, что сейчас мы можем увидеть расколотые изнутри страны, например, Турция, Мексика, Россия. Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную идентичность, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, необходимо, чтобы политическая и экономическая элита этой страны в целом поддерживала и приветствовала такой шаг. Во-вторых, ее народ должен быть согласен,   пусть  неохотно,   на   принятие   новой   идентичности.   В-третьих, господствующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, должны быть готовы принять ее. В случае Мексики соблюдены все три условия. В случае Турции - первые два. И совсем неясно, как же обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу. Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными.
Болгарский народ (пролетариат по А.Дж. Тойнби долгое время не принимал ислам (  с 922 г.), а недовольные были вынуждены «уйти» в леса Горной стороны. Пример г. Таяба, Титащево, Веда- Сувар и т.д. Душа приспособилась к условиям смены цивилизации:
· Ветеснению;
· Геноциду;
· Ассимиляции;
· Исламизации.
Процесс шел 316 лет (с 1236 по 1551 г.) и только после разгрома Казании чуваши и марийцы, мордва и удмурты отделились от татаро-кыпчатской «ломки». Мы отметили, что в условиях смены цивилизации душа древнеболгарской цивилизации грубела, низменные инстинкты стали доминировать:
·   бегство;
·   убийство;
·   измена;
·   воровство;
·   нищета;
·   рабство;
·   продажа своих детей в уплату налогов.
Но вера в хорошее будущее у болгар сохранилась душа черствела, но сердце «худоболгарина» оставалось честным и нежным. Уходящая (умирающая) древнеболгарская цивилизации пела свою бессмертную оду. В легенде « О разгроме Пюлер Тамерланом» поется:

Но сперва  все села наши,
Все большие города
Божий гнев жестокий, страшный
Уничтожит без следа...
Сгинут все они под землю,
На десятки, сотни лет...
Но людским страданьям внемля,
Вновь зажжется солнца свет!..
Много крови здесь прольется,
Много слез прольет народ.
Но в конце он все ж добьется:
Время светлое придет!..
Кто последним был,
тот первым
Станет всюду на земле!
А тираны, а Тимеры
Сгинут все навек во мгле...
И богатства все Пюлера,
Все сокровища земли
Отойдут рабам Тимера,
А не тем, кто город жгли...
Эх, сразиться не смогли мы
С лютой ханскою ордой.
Эх Пюлер ты наш родимый,
Вес монгол разграбил злой!
Как твоей дивились славе
Люди и самых дальних стран...
Ты гордиться ею вправе,
Город чудо-великан!..
Сколько ты сокровищ разных
В тайниках своих скрывал,
С кем ты только — в будни,
в праздник —
Круглый годне торговал...
В твоих реках, светлых, чистых,
Сколько рыбы развелось...
А в лесах твоих тенистых
Зверя всякого б нашлось!..
По твоим, Пюлер, долинам
Ручейки, журча, текли...
С ясным глазом журавлиным
Мы сравнить их лишь могли!
На лесных твоих полянах
От цветов рябит в глазах...
Хмель булгарский, в разных странах.
Колобродил в погребах!..
Городов и сел повсюду
Быстро множилось число...
А коней вьючных, верблюдов
По дорогам сколько шло...
Молодежь от жизни сытой,
Только вечер настает,
Всюду смело и открыто
На луга гулять идет...
Бочки целые стояли
В погребах у нас с вином.
Мы домов не запирали,
Будь хоть ночью то, хоть днем.
Славно мы в Пюлере жили,
Не скучали никогда...
Богачи лишь хлеб гноили,
В закромах своих всегда!
В светлой праздничной одежде –
Снега белого белей –
Шел чуваш на пашню прежде,
Чтоб работать веселей...
Эх, и добрый собирали
Урожай с родной земли!..
Русских братьев выручали
Хлебом, салом, чем могли!
Если пашню мы пахали
У родного у села.
Пять коней мы в плуг впрягали,
Чтоб быстрей работа шла...
И по самым дальним странам
Разнеслась крылата весть,
Что с врагами пюлерянам
Потягаться сила есть!..
Что чужого нам не надо —
Своего довольно нам...
Из Хорезма и Багдада
Рады были мы гостям!..
По неделям мы гуляли —
Пиво-мед текло рекой...
И друзей мы награждали
Богатырскою рукой!
А потом и за работу
Снова брались с огоньком...
Тот, кто трудится до поту,
Тот гуляет с удальством!..
А плясали как мы лихо —
Вся земля гудит вокруг!..
И под гусли, нежно, тихо,
Запевали песни вдруг...

О чем душа цивилизации плакала и верила?
·   Все села наши и большие города уничтожит без следа;
·   Сгинут все они под землю, на десятки, сотни лет;
·   Много крови здесь прольется;
·   Много слез прольет народ;
·   Весь монгол разграбил злой.

Уход древнеболгарской цивилизации
Вера в бессмертие в возрождение болгар
1.

2.
3.
4.
5.
6.
Города, села уничтожит

Кровь
Слезы
Мгла
Монгол разграбил злой
Лютая ханская Орда
Тимеры сгинут во мгле чудо-город
Торговля
Реки чистые, полные рыбой
Леса, зверя всякого нашлось
Танцы, веселья, работа, гулянья, песня


Символизм новочувашской цивилизации:
· Города-чудо;
· Торговля;
· Чистые реки;
· Леса тенистые;
· Пиво;
· Сытость;
· Молодежь (рождение);
· Веселье;
· Гуляли, пели;
· Работа.

Произведение сложено в XIV веке где отражены два крупных исторических события:
· Бытыево нашествие 1236 года и уничтожение Волжско-Камского народа;
· События связанные с 1391 г., 1395 г. Тамерлан и его войска за отказ от ислама болгарского населения обрушились на земли, которые пытались сохранить свой R-язык, культуру, традиции, религию древних болгар. В легенде говорится:
Жди возмездья, басурман!
- Растоптал ты счастье наше,
Кровожадный Батый-хан...
Но полна уж горя чаша —
Жди возмездья, басурман!..
Сколько старцев хилых, тощих
И младенцев ты не бей,
Соловьи в пюлерских рощах
Запоют еще сильней. [5]

Вывод
1.  Развитие новочувашской (национально-рагиональной) цивилизации показала, что вера (душа) в свою цивилизацию у болгаро-чуваш сохранилась;
2.  Сохранили чуваши свой болгаро-чувашей тип языка (R-язык), культуру, традиции;
3.  Чуваши являются потомками переселившихся в X-XV вв. «худых» болгар, долгое время, а в некоторых селениях и до настоящего времени, сохранявших приверженность старой вере и традициям. Поэтому языческая религия и связанная с ней обрядовая культура представляют наиболее яркую особенность этнической культуры чувашей Горной стороны;
4.  Языческие верования выраженные в обрядах, в течение тысячелетий являлись для болгар- чувашей критерием их самоидентификации: в отличие от крещенных чуваш они называют себя настоящими чувашами.

Литература
1.Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби ‒ М., 2003.
2.Тафаев, Г.И. Чувашская цивилизация / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2005.
3.Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби ‒ М., 2003.
4.Хантингтон, С.П. Столкновение цивилизаций / С.П.Хантингтон  ‒ М., 2003.
5.Тафаев, Г.И. Легенда о взятии Болгар (Палхар) / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009. ‒ С. 19.

Функции и компоненты учебника «Истории и культуры родного края» в общеобразовательных учебных заведениях Чувашской Республики.


Функции и компоненты учебника «Истории и культуры родного края» в общеобразовательных учебных заведениях Чувашской Республики.


В Чувашской Республике с конца ХХ в. был введен предмет «История и культура родного края (ИКРК) [1] и «Мой город»  [2]. Авторами учебников являлись Е. Енькка, А.П. Данилова, В.Д. Данилов, Т.И. Иванова.  В вузовской системе по «Истории Чувашии» активно работал Г.И. Тафаев [3]. В конце ХХ в. стали появляться новые учебники, вводятся новые предметы в различных типах школ, многоуровневое образование, углубленное изучение истории и культуры, расширяется объем историко-хрестоматийной литературы и источников, которые можно использовать в работе.[4]
Следует заметить, что овладение методикой работы с учебником ИКРК позволит рационализировать работу преподавателя истории, т.к. в учебнике материал:
Систематизирован;
Структурирован;
Взаимосвязан с предыдущими и последующими     темами;
учитывает     психолого-педагогические особенности данной возрастной категории учащихся.
Учебные пособия по «ИКРК» (Е. Енькка) предназначены для:
1.   «Таван ен» для 5 класса;
2.   «Родной край» для 6-7 классов;
3.   «Родной край» для 8 классов.
К сожалению, нет хорошего учебного пособия для старших классов. Перечисленные учебные пособия являются базовым их можно отнести к массовым книгам (учебникам). Например, Таван ен издан тиражом в 70 тыс.экземпляров, Родной край для 6-7 классов 20 тыс. экземпляров, для 8 классов- 7 тыс. экземпляров.
Учебники для «Истории Чувашии» автором (Г.И. Тафаевым) изданы по 200-1000 экземпляров. Функции современного учебника («ИКРК», «История Чувашии») следующие:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
Исследователи –методисты отмечают:
1.   Учебник должен раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;
2.   В дидактике утвердилось определение школьного учебника- это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.
Таким образом, рекомендации методистов (мы являемся руководителями педагогических практик в СОШ Чувашской Республики) происходят в школах г. Чебоксары и районах республики.
В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. Большинство педагогов, методистов и учителей школ считают, что учебник нужен и полезен. Без осмысления учебного материала школьник и студент вообще не будет знать материал по истории и культуре родного края.
Конечно существуют множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневого учебника, учитывающего дифференциацию обучения. Методисты ЧРИО и ученые ЧГПУ и ЧГУ активно изучают процесс апробации своих учебников по ИКРК, Истории Чувашии, чувашскому языку, чувашской литературе.  Она набирается и с учетом процесса происходит изменение структуры учебников. Изменяется, что –то заменяется, что-то дополняется. Это постоянные процесс обновления.
Какие компоненты учебников должны работать? Методисты отмечают:
1.   Каждая глава может начинаться с плана-схемы – своеобразного логического конспекта;
2.   В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова;
3.   В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности;
4.   Вопросы логически продолжают или уточняют содержание;
5.   В конце тем для старшеклассников даются рекомендации;
6.   Вопросы для обобщений, дополнительный текстовый материал содержится в конце разделов.
Конечно, такая структура не жесткая схема действия, но она работает в школьном учебнике. Мы придерживаемся данной структуры и в вузовских учебных пособиях.
Предлагаем ознакомиться с учебным пособием Е. Енькка Родной край для 8 классов. Данное пособие мы считаем представляет классический образец учебника по ИКРК. Предлагаем изучить § 19 Тюркские каганаты.[5]
С середины I тыс. н.э. в степях Центральной Азии начинают разыгрываться не менее трагические «действа» возникновения и крушения государств, возвышения и падения целых народов. Но теперь главным действующим лицом становятся «почти забы­тые» огузские племена — потомки древних носителей плиточ­ной культуры.
Жуань-жуани и тюрки. Как мы помним, в начале нашей эры в результате глобаль­ного потепления евразийские степи стали высыхать, и с этого времени огуроязычные племена стали покидать Центральную Азию. Но в IV в. засуха закончилась и степь нача­ла восстанавливаться: она быстро покрылась буйной растительностью, туда потянулись травоядные животные, за ними — хищни­ки. Затем в степь стали возвращаться лю­ди — остатки огурских племен и появлять­ся огузские племена (вспомним: прямые потомки прототюрков, обитавшие на восточ­ной окраине Центральной Азии еще с древ­нейших времен и говорившие на Z-языкe).
Среди возвратившихся в степь племен возвысились племена огуроязычных жуань-жуаней (жужаней), создали свое государство- Жуань-жуаньский каганат и стали властителями степей Центральной Азии почти на 200 лет (с 360 до 552 гт.).
С конца IV в. н.э. на юге Восточного Тянь-Шаня крупное объединение огузских племен теле. В 460 г. жуань-жуани себе часть этих племен и перв­ое на Алтай для разработки богатых железных руд.
Эти  огузские племена впоследствии получили название тюрки ашина или как тюрк, что означает  «синие (небесные) тюрки».
 Возвышение тюрков-ашина. Улучшение климатических условий привело к быстрому росту численности стад, экономическо­му благосостоянию и, следовательно, росту численности населения. История стала пов­торяться — как почти тысячу лет назад огурские племена стали осваивать обширные степи Центральной Азии, так уже в IV—V вв. н.э. огузы-теле стали постепенно занимать территории Монголии и Восточного Казах­стана.
Тюрки-ашина, проживая на Алтае, зани­маясь скотоводством, металлургией и метал­лообработкой, выплачивали жуань-жуаням дань железом — в основном оружием и доспехами. Постепенно усилившись, они су­мели стать ядром, вокруг которого стали со­бираться другие огузские племена.
В середине VI в. тюрки-ашина подняли восстание против своих правителей. Пос­ледний каган жуань-жуаней Анахуань в 551 г. был разгромлен в решающей схват­ке с тюрками-ашина и покончил жизнь самоубийством.
Вождь тюрков Бумын принял титул ка­гана, но умер в 552 г. Ему наследовали Кара-каган (552—553 гг.) и Мугань-каган (553— 557 гг.), которые довершили разгром жу­ань-жуаней.
Часть жуань-жуаней ушла на восток — в Корею, другая — на территорию Северного Ки­тая, а основная масса откочевала на запад. Оставшиеся на месте огуроязычные племена стали ассимилироваться огузами и терять свой язык.
Таким образом, в степях Центральной Азии закончилась эпоха господства огурских племен, говоривших на R-языке. С это­го времени на историческую арену выходят Z-язычные тюрки-огузы. (Время с середины I тыс. н.э. принято называть древнетюрк-ской эпохой.)
Тюркские каганаты. Таким образом, в 652 г, был основан Первый Тюркский каганат, с возникновением этого обширного каганата, охватившего подавляющее большинство тюркоязычных племен Азии, термин тюрк при­обрел широкое распространение как политоним и этноним. До этого это было название лишь небольшого племени на Алтае, нахо­дившегося под властью жуань-жуаней.
К концу VI в. большая территория Евра­зии была объединена тюрками в громадный Первый Тюркский каганат (552—603 гг.). На большей части территории каганата огузские племена ассимилировали остатки огурских и иранских племен.
В начале VII в. каганат распался на За­падный (основная территория — Средняя Азия) и Восточный (Центральная Азия).
Восточный Тюркский каганат в 630 г., а позднее и Западный Тюркский каганат потерпели поражение от Китая.
Условия создания учебника:
1.   Как бы ни различались школьные учебники в Российской Федерации в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету (см. Е. Енькка);
2.   Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это примерно треть содержания. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые знания;
3.   Весь материал в школьных курсах истории не может излагаться одинаково подробно. Развернутое изложение, как правило, сочетается с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются документами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, даются в виде краткой справки (см. Г.И. Тафаева);
4.   Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. Но мнению ученых и методистов  для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности. Например, в ИКРК (Е. Енькка ) более 100 различных иллюстраций, которые автор-художник сама рисует и по тематике размещает в учебном пособии. У Г.И. Тафаева около 50-60 различных иллюстраций, фотографий: Алтая, Северного Кавказа, Среднего Поволжья, гг. Болгар, Сувар, Биляр, Титащево, Таяба, Казани. Все фотографии авторские. Он организует ежегодные экскурсии в гг. Болгар, Сувар, Биляр.
Следует отметить, что основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
В оценке качества учебной литературы по ИКРК ученые придерживаются следующих критериев:
• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;
• отражение в нем ценностей современного чувашского общества;
• научность подходов к изложению фактов;
• представление исторических фактов с разных точек зрения;
соответствие содержания книги программным требованиям;
соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;
• качество источниковедческой базы учебного материала;
•методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями.[6]

Выводы
1.   Функции учебника, конечно остаются неизменными- это информационная, систематизирующая, обучающая, воспитательная.
2.   Компоненты учебного пособия менее жестки, они могут в различных учебниках, учебных пособиях меняться, но условия должны соответствовать.

Литература
1.   Енькка, Е. Родной край / Е. Енькка. Учебное пособие для 6-7 кл. ‒ Чебоксары, 2004.
2.   Данилова, А.П. Мой город / А.П. Данилова. Учебник для 8 кл. ‒ Чебоксары, 2003.
Данилова, А.П. Мой город / А.П. Данилова. Учебник для 5 кл. ‒ Чебоксары, 2004.
3.   История Чувашии / сост. Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары : ЧГПУ, 2007. ‒ 133 с.
4.   История родного края. Учебное пособие : Хрестоматия. Ч.I – Чебоксары, 1993.
5.   Енькка Е. Родной край. Учебное пособие для 8 кл. / Е. Енькка ‒ Чебоксары, 2009. ‒ С. 128-131.
6.   Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. и др. Историческое образование в современной России : Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский ‒ М., 1997.
Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2 ч. / А.Т. Степанищев ‒ М., 2002.

Самоидентификация в условиях смены цивилизации древнеболгарской цивилизации (1236-1551 гг.)


Самоидентификация в условиях смены 
цивилизации древнеболгарской цивилизации (1236-1551 гг.)

Мы выносим проблемы:
· Цивилизационная самоидентификафия;
· Смена цивилизации;
· Древнеболгарская цивилизация.
Историки, социологи, культурологи с различных позиций рассматривают концепцию цивилизаций. Как отмечают исследователи, термин «цивилизация»  введен сравнительно недавно около двух столетий назад - французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Занимаясь цивилизационной проблематикой, невозможно не обратить внимание на факт огромной многозначности и одновременно некорректности в использовании разных смыслов понятия «цивилизация». Этому быстро привившемуся понятию стали придавать различное значение.
С одной стороны, слово «цивилизация» обладает определенной привлекательностью. С другой, - оно столь нещадно затрепано, что почти утратило сколько-нибудь четкий смысл. Иногда под ним понимают нечто предельное, покрывающее собой все остальные понятия социальной философии. Иногда - весьма узкое, подобно тому, как делал О.Шпенглер, обозначая цивилизацию как стадию вырождения культуры. Нередко это синонимы духовной культуры, а порой - синоним культуры в историко-археологическом смысле. Иногда цивилизация - это отдельное общество или даже некая субкультура в нем. А иной раз под цивилизацией понимают громадные эпохальные стадии исторического процесса. В одном контексте это совершенно уникальные и неповторимые явления, в другом - эпохальный тип культуры.
Определений цивилизаций множество:
1.Цивилизация как определенная локальная культура.
·  при этом цивилизациями называют нередко не только культурные, но также примитивные (традиционные) или маргинальные общества (группы сходных по культуре обществ) (Ж. Маке, В. Илюшечкин);
·  цивилизациями обозначаются только те общества, которые достигли определенной культурной зрелости (возникла письменность, города, социальная стратификация) (Л. Морган, Ф. Энгельс);
·  цивилизациями обозначают прежде всего некую особость, уникальность, неповторимость культуры какого-то общества или периода.
2.Цивилизации как некие реально-исторические единицы (и, соответственно, единицы исследования). Но такая единица может представляться как совокупность группы обществ, имеющих единство, как отдельный социальный организм, социум, нация, этнос и т .п.
3.Цивилизация как определенная стадия развития, отделяющая общества, достижение некоего уровня культуры, от более архаичных, однако момент вступления в такую стадию трактуется по-разному. Между тем вполне понятно, что при определении основных тенденций исключительно важное значение приобретает точка отсчета.
·  цивилизация как некий общечеловеческий рубеж развития;
·  возможно   толкование,   что   это   некий   средний   этап   развития человечества, который сменится послецивилизационной эпохой.
4.Цивилизация как синоним культуры или (по Шпенглеру) как особая стадия развития культуры.
5.Цивилизации как последовательные ступени развития человечества, то есть стадии исторического процесса. При этом в основание смены цивилизации кладут самые разные критерии, поэтому вариантов здесь множество.
6.Цивилизация как некий результат исторического процесса, данный на сегодняшний день (или исследуемый период). Цивилизация как общее создание всего человечества.
7.Цивилизация как особый аспект исследования общества - социального организма (в этом плане особенно часто противопоставляют цивилизации и формации).
8.Цивилизация как собственно социальная организация, которая характеризуется всеобщей связью людей тем, что общество функционирует на основе именно социальных, а не естественных (родовых) отношений.
9.Цивилизации как особые линии, «ветви» разворачивания исторического процесса.
10.Цивилизация как степень свободы, нравственности, гуманизма.

Таким образом, понятие цивилизация многомерное явление. Исследователи их делят на различные виды. Начало человеческой цивилизации связывают с тем периодом, когда дикость и варварство, в которых доминируют природные, биологические формы бытия, сменяются обществом, основу которого составляют социальный уклад жизни людей и культура. Человеческое общество в своем развитии прошло несколько цивилизаций. Обычно выделяют следующие виды цивилизаций:
1.космогенная (от греч. cosmos - мир, Вселенная; genes - рождающийся, рожденный),
2.техногенная или индустриальная (промышленная),
3.антропогенная (или информационное общество).
Космогенная цивилизация охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Она базировалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью человека и общества от природы, от условий окружающей среды. Мировой космос здесь определяет формы жизнедеятельности людей и выступает как естественная пространственная и временная граница существования цивилизации.
Основу техногенной цивилизации составляют машинная техника и машинные технологии, научно-технический прогресс, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Социальные основы этой цивилизации образуют наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень производительности труда и профессиональной выучки. Противоречия, возникающие в этой цивилизации, разрешаются либо социально-экономическими реформами, либо социальными революциями, в разрушительных последствиях которых XX век убедился достаточно основательно. К концу XX века индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, что нашло свое выражение в появлении и обострении целой серии глобальных проблем, вызывающих кризисные явления.
Социологи отмечают, что сегодня мы находимся у истоков цивилизации нового типа - антропогенной цивилизации или постиндустриального общества. Основой производства здесь становится информационная база. Информационная насыщенность технологических процессов требует постоянного повышения уровня культуры и образования, квалификации и способностей каждой личности и всего общества. Происходят глобальные изменения в социальной сфере, меняется социальная структура общества, наемная рабочая сила превращается в средний класс.
Мы не ставим целью детальный разбор всех видов цивилизаций. С учетом концепции О.Шпенглера, А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтона. Мы хотим понять историю древнеболгарской цивилизации, которая достигла расцвета ( по А.Дж. Тойнби) в условиях Волжско-Камской Болгарии («белые болгары» по А.Дж. Тойнби).
Можно ли утверждать, что древнеболгарское общество-это цивилизация? Историки утверждают:
1.Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.
2.В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды   и   т.д.,   имеющие   непосредственно  хозяйственное   назначение.
3.Началась социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.
4.Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.
Что мы можем увидеть по генезису древнеболгарской цивилизации.
·                        До I в. в Империи Хунну она была земледельческо-кочевой цивилизацией (или номадической цивилизацией);
·                        На территории Северного Кавказа в Северокавказскую эпоху древнеболгарская цивилизация, конечно не строила пирамиды, но имела города, ремесла, имела школы, письменность греческую и руническую. Существовало христианство, тенгриханство, зороастризм, иудаизм, ислам.
Таким образом, тюрко-иранское «смешение» оказало серьезное влияние на процесс становления цивилизации народов в составе Империи Аттилы, Великой Болгарии кагана Кубрата, Суварии в составе Хазарского каганата Алп-Илитвера.
Межцивилизационный диалог происходил в эпоху Александра Македонского, Аттилы, Кубрата, Алп-Илитвера, Алмуша, Чингисхана.
Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. С конца ХХ в. особенно интенсивно с начала XXI в. ускорился процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении  цивилизационных особенностей каждой цивилизации.
А.Дж. Тойнби в разделе «Ислам, Запад и будущее» писал, что в прошлом ислам и Западный мир воздействовали друг на дру­га несколько рад в различных ситуациях и с переменным успехом. Первое столкновение между ними случилось тогда, когда запад­ное общество пребывало еще в младенческом возрасте, в то время как ислам был уже устоявшейся религией арабов в эпоху их подъема. Арабы к тому времени только что завоевали и объединили территории древних цивилизаций Ближнего Востока и пытались расширить свою империю до всемирных масштабов. [1]
 А.Дж. Тойнби далее замечает, что  на авансцене будущего, мы можем отметить две сферы для того влияния, которое ислам может оказать на космопо­литический пролетариат западного общества, набросившего свои сети на весь мир и охватившего все человечество; что же касается более отдаленного будущего, стоит рассмотреть возможный вклад ислама в некоторые новые проявления религии. Все эти возможно­сти, однако, в равной степени зависят от положительного разреше­ния ситуации, в которой человечество находится сегодня. Они пред­полагают в качестве непременного условия, что зыбкое и неустой­чивое всеобщее смешение в результате западного завоевания мира постепенно и мирно преобразуется в некую гармоничную синте­тическую субстанцию, из которой столь же постепенно и мирно столетия спустя возникнут новые творческие, созидательные воз­можности. Такая предпосылка, однако, есть не более чем недока­зуемое допущение, которое может оправдаться или не оправдать­ся при реальном развитии событий. Смешение может завершиться синтезом, но с таким же успехом — и взрывом, и в этом случае ислам может сыграть совершенно иную роль в качестве активного ингредиента бурной реакции космополитических низов против за­падных хозяев.[2]
В Волжско-Камской Болгарии, конечно шла борьба за самоидентификацию с 922 года (принятие ислама) между:
·                        мусульманским болгарами;
·                        болгарами-тангрихантами (представители этнической религии болгар, сувар, хазар, биляр).
В 90 г. ХХ в. С.П. Хантингтон в исследовании столкновения цивилизаций писал, что конфликты будут вестись вдоль разлома линий цивилизаций. Западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской.
Во-первых, потому что цивилизации очень разные. У них разный язык, история, культура, традиции, религия и т.д.
Во-вторых, мир становится более тесным. Североафриканская иммиграция во  Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам -«добропорядочным католикам и  европейцам из Польши». Американцы гораздо болезненнее реагируют японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран.
В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации.
В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.
В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.
В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы армянами. Можно быть полу­французом или полу-арабом, но куда сложнее быть полу-католиком или полу-­мусульманом.
Основные очаги кровопролитных войн перемешаются на линии разлома между цивилизациями.[3]
Для древнеболгарской цивилизации до монголо-татарского геноцида (1236 г.):
·                        Существовал общий болгаро-чувашский тип языка (R-язык);
·                        Общая история (болгар, сувар, биляр, части хазар);
·                        Общая культура (болгаро-тюрская);
·                        Общие традиции (тюркско-иранское);
·                        Религиозное противостояние углубилось с 922 года.

Религия болгар (до 922 г.)

Болгары
Сувары
Биляры
Хазары
тенгриханство
тенгриханство
зороастризм
иудаизм

Раскол привел к распаду (в 1229 г. убийство Авраама Болгарского) древнеболгарского общества. Мы можем это увидеть в болгаро-чувашской легенде «Разгром Пюлер Тамерланом», «Взятие Биляр Аксак-Тимуром». Вариант Н.И. Шелеби, переведенный с чувашского Аристархом Дмитриевым в 2010 г. Тамерлан при разгроме Болгар (вариант Пюлер-Биляр) обратился к болгарке- йюмзе (жрице болгарской языческой религии). Она посоветовала хану используя птиц (вариант княгини Ольги в русской летописи) сжечь Г. Болгар (Биляр). По совету йюмзи хан используя птиц поджог город.

Пожар в Болгаре (вариант Пюлер)
Плачут дети в колыбелях,
Жены мечутся, кричат:
Неужели, неужели
Город пламенем объят?!
Боже, боже, погибаем!
Будь ты проклят, басурман!..
Бог огня, к тебе взываем:
Укроти сей ураган!..
Помоги! Спаси! Помилуй!
Добрый бог наш пюлехсе!..
Дай нам разум! Дай нам силы!
Ведь живьем сгорим мы все!..
Страшно глянуть даже глазом,
Словно гибнет белый свет...
Все сгорим, как мухи, разом,
Никому пощады нет!
Лютый враг рычит, кусает,
Точно бешеный кабан...
Лишь о крови помышляет
Разъярившийся каган!
- Догоришь, как факел, скоро,
Эх, Пюлер ты наш, Пюлер!..
Всех, кто дышит, без разбора,
Умертвить решил Тимер.
-Бог огня! И ты усердным
У него вассалом стал!..
Боже, боже милосердный!
Вон! Дворец уж запылал!..
В нем три дочери царевы —
Как без слез на них глядеть?!
светлых платьицах шелковых
От огня бегут в мечеть..
Но и здесь догнало пламя
Славных царских дочерей!
И... вдруг, ставши лебедями,
За семь речек и морей
Собрались лететь сестрицы,
Смело крыльями взмахнув,
Три красавицы –девицы,
На родной Пюлер взглянув  
И промолвив на прощанье:
- Мы с собою в путь берем
Все те муки и страданья,
Что в краю у нас родном
Люди терпят от Тимера...
Пусть сердца нам вечно жжет
Пепел славного Пюлера
— Час возмездия придет!..
И тогда назад мы снова
Прилетим в родной свой дому
И в тени родного крова
Мы привольно заживем.

Религиозно-цивилизационная самоидентификация болгар ( г. Пюлер):
·                        Будть ты проклят, басурман (для болгарской языческой части населения- мусульманин);
·                        Помоги! Спаси! Помилуй! Добрый бог наш Пюлехçе! (Пюлехçе-языческий бог болгар);
·                         Час возмездия придет! (Вера в освобождение, возрождение болгар).

Мусульманин (хан) обвинил горожан в отходе от ислама и возвращение в язычество. В наказание за это он уничтожает (наказывает) горожан. Всего в Болгаре было около 10 тыс. домов и около 30 тыс. горожан. Дома были разбиты стенобитными таранами, а жители убиты, проданы в рабство, разогнаны в леса и болота Горной стороны (Чувашии).

Вывод
1.  В условиях смены цивилизации (1236-1552 гг.) постепенно древнеболгары сформировались как «худые» болгары- чуваши;
2.  Монголо-татарская оккупация (316 лет) постепенно оттеснила болгар в леса, овраги и болота Арской и Горной стороны в Марийский край (носители болгаро-чувашского типа R –языка);
3.  Языческая самоидентификация болгар закрепилась за чувашами, а исламская за тюрко-татарами (татаро-кыпчаками, носителями Z –языка).

              Литература.
1.Тойнби, А.Дж. Ислам, Запад и будущее ‒ С. 381‒382.
2.Тойнби, А.Дж. Ислам, Запад и будущее ‒ С. 397.
3.Хантингтон, С.П. Столкновение цивилизаций / С.П. Хантингтон ‒ М., 2003.